Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО ЖУРНАЛИСТА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

АКТУАЛЬНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО ЖУРНАЛИСТА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
178
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА БУДУЩЕГО ЖУРНАЛИСТА / ЖУРНАЛИСТСКОЕ ТВОРЧЕСТВО / МЕТОДОЛОГИЯ СБОРА И ОБРАБОТКИ ЭМПИРИЧЕСКИХ ДАННЫХ / МЕТОДИКА ЖУРНАЛИСТСКОГО ОБЩЕНИЯ / МЕТОДИКА ЖУРНАЛИСТСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ / МОДЕЛЬ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ЖУРНАЛИСТА / METHODOLOGICAL CULTURE OF THE FUTURE JOURNALIST / JOURNALISTIC CREATIVITY / METHODOLOGY FOR COLLECTING AND PROCESSING EMPIRICAL DATA / METHODOLOGY OF JOURNALISTIC COMMUNICATION / METHODOLOGY OF JOURNALISTIC OBSERVATION / MODEL OF THE JOURNALIST'S CREATIVE PROCESS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Марачева Алла Владимировна

В статье рассматривается методология сбора и обработки эмпирических данных как часть методологической культуры будущего журналиста, раскрываются особенности применения эмпирических и теоретических методов при создании журналистских материалов. Автором обосновывается необходимость поэтапно придерживаться в работе стадий модели творческого процесса журналиста. На примере творчества классиков отечественной журналистики раскрывается значение выбора темы, планирования, сбора информации, диспозиции собранного материала, работы над литературной формой материала при создании медиатекстов будущими журналистами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Марачева Алла Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT CREATIVE ASPECTS OF THE FORMATION OF THE METHODOLOGICAL CULTURE OF THE FUTURE JOURNALIST IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL EDUCATION

The article examines the methodology for collecting and processing empirical data as part of the methodological culture of the future journalist, reveals the features of the use of empirical and theoretical methods in the creation of journalistic materials. The author substantiates the need to gradually adhere to the stages of the model of the journalist's creative process. On the example of the work of the classics of Russian journalism, the importance of choosing a topic, planning, collecting information, disposing of the collected material, working on the literary form of material when creating media texts by future journalists is revealed.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО ЖУРНАЛИСТА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

мотивационную сферу в изучении дисциплины. На протяжении четырех месяцев студенты экспериментальной группы слушали вебинары, выполняли задания, которые они получали дистанционно. Если у студентов были вопросы, то они писали в общий чат в Ватсапе, где куратор помогал и отвечал на все вопросы, для более подробного разъяснения студенты звонили лично. Задания студентам давались различного уровня и направления, но большинство задания были творческими с использованием дистанционных технологий. Во время эксперимента были те студенты, которые отказывались от предлагаемых заданий, в связи с большой нагрузкой основных заданий в университете и занятостью на работе. Но большинство студентов смогли приспособиться к заданиям.

Выводы. Таким образом, мы делаем вывод, что с помощью вебинаров и дистанционных заданий были достигнуты определенные результаты. Студенты осознанно стремились к самообучению и саморазвитию, пытались развить свои знания, умения и навыки. На данном этапе видим высокую осознанную активность в достижении цели. Но существует проблема, что готовность студентов к самообразованию недостаточно освещена в педагогической теории.

Уровень готовности студентов педагогического вуза к самообразованию повысится в результате целенаправленного и системного использования дистанционных технологий, подразумевающего: учет актуального уровня сформированности готовности к самообразованию, выявленный с применением соответствующего критериально- диагностического инструментария; педагогическое воздействие на студентов в единстве нацеленности на компоненты готовности к самообразованию: мотивационно-ценностный, когнитивно-информационный, операционально-деятельностный, оценочно- рефлексивный (с акцентами на специфике профессионально-педагогической деятельности); проектирование и реализацию цикла вебинаров, включающего комплекс заданий психолого-педагогической направленности, выполняемых на облачном сервисе «Яндекс. Диск».

Литература:

1. Андреев А.А. Солдаткин В.И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация М.: МЭСИ, 1999. - 196 с.

2. Булуева Ш.И., Кучмезов Р.А., Нальгиева Л.А. Теоретические основы формирования учебной мотивации студентов // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 2 (81). С. 28-30.

3. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016 с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // Консультан Плюс. Законодательство. Версия Проф [Электронный ресурс] / АО «Консультант Плюс». - М., 2017.

4. Приказ Минобразования РФ от 18.12.2002 N 4452 «Об утверждении Методики применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 24.12.2002 N 4071). [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrazovanija-rf-ot- 18122002-П-4452/ (дата обращения: 16.11.2017).

5. Капина А.А., Сорокопуд Ю.В. Подготовка учителей иностранного языка к использованию BYOD-технологии // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 5 (84). С. 234-236.

6. Капина А.А. Возможности мобильных приложений в процессе обучения иностранному языку // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 6 (79). С. 287-289.

Педагогика

УДК 372.8.

кандидат педагогических наук Марачева Алла Владимировна

Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского (г. Калуга)

АКТУАЛЬНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО ЖУРНАЛИСТА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассматривается методология сбора и обработки эмпирических данных как часть методологической культуры будущего журналиста, раскрываются особенности применения эмпирических и теоретических методов при создании журналистских материалов. Автором обосновывается необходимость поэтапно придерживаться в работе стадий модели творческого процесса журналиста. На примере творчества классиков отечественной журналистики раскрывается значение выбора темы, планирования, сбора информации, диспозиции собранного материала, работы над литературной формой материала при создании медиатекстов будущими журналистами.

Ключевые слова: методологическая культура будущего журналиста, журналистское творчество, методология сбора и обработки эмпирических данных, методика журналистского общения, методика журналистского наблюдения, модель творческого процесса журналиста.

Annotation. The article examines the methodology for collecting and processing empirical data as part of the methodological culture of the future journalist, reveals the features of the use of empirical and theoretical methods in the creation of journalistic materials. The author substantiates the need to gradually adhere to the stages of the model of the journalist's creative process. On the example of the work of the classics of Russian journalism, the importance of choosing a topic, planning, collecting information, disposing of the collected material, working on the literary form of material when creating media texts by future journalists is revealed.

Keywords: methodological culture of the future journalist, journalistic creativity, methodology for collecting and processing empirical data, methodology of journalistic communication, methodology of journalistic observation, model of the journalist's creative process.

Введение. Творчество - это не столько результат внезапного озарения, сколько качественный скачок на основе количественных изменений, возникающих у творца в процессе ежедневных наблюдений, тренировок, поиска чего-то нового и неповторимого. Творческая деятельность органически включает в себя, по меньшей мере, три вида деятельности: познавательную, коммуникативную и преобразовательную. Таким образом, участником творческого процесса в той или иной степени может стать любой специалист, создающий новое

произведение. Изучение психолого-педагогической литературы, посвященной вопросам творчества при обучении в высшей школе, говорит о том, что различные аспекты этой проблемы интересуют многих ученых.

Г.В. Никитина, В.Н. Романенко [8] дают методические рекомендации по формированию творческих умений в процессе профессионального обучения. Е.Р. Стаценко [11] обосновывает развитие творческой активности студентов вуза как педагогическую проблему. М.А. Ценева [15] рассматривает творчество как одну из форм интеллектуальной активности студентов. Немало трудов посвящено исследованию творческого процесса журналистов, соотношению творчества и ремесла в журналистике (А.А. Бобров [3], Г.В. Лазутина [6], О.Р. Самарцев [10], А.А. Тертычный [13] и др.).

Анализ этих исследований позволил нам прийти к выводу, что журналистское творчество - процесс упорядоченный. В целом он состоит из последовательных, логически завершённых этапов. Таким образом, творческие аспекты формирования методологической культуры будущего журналиста в процессе профессионального образования имеют первостепенное значение.

Изложение основного материала статьи. Как правило, на факультетах журналистики у творческих натур уже в первом семестре возникает потребность создавать тексты и появляются вопросы: как лучше это сделать, чем журналистский текст отличается от школьного сочинения, существует ли какая-то методика в создании информационного продукта? Для того, чтобы ответить на эти вопросы и направить творческий процесс в нужное русло, студентам необходимо изучать методику журналистского общения и методику журналистского наблюдения, так как без овладения методологией сбора и обработки эмпирических данных невозможно создать полноценный материал, который будет интересен аудитории и не вызовет никаких этических нареканий. Знакомство с методикой журналистского общения может включать в себя элемент дискуссии о том, всегда ли нужно готовиться к интервью. Рассказывая об общей, конкретной и психологической подготовке к интервью, об открытых и закрытых вопросах, «неудобных» собеседниках и других нюансах «кухни» интервьюера, преподавателю важно подчеркнуть, что эта работа требует и тщательной подготовки, и продуманной стратегии, и психологической зрелости.

Не менее важна и тема «Методика журналистского наблюдения», знакомящая студентов с простым и включенным наблюдением. Акцентируя внимание на включенном наблюдении, которое, чаще всего, основано на смене профессии, необходимо познакомить будущих журналистов с биографией и творчеством писателя и журналиста Владимира Гиляровского. Он бесстрашно проникал во все классы общества, был актером, бурлаком, спортсменом, бытописателем Москвы. При этом Гиляровский не только оставался «королем репортеров», но и вошел в историю как мастер широкотемного очерка, яркий фельетонист, автор выразительных рассказов. Рассказывать о методах работы Гиляровского нужно так, чтобы колоритный образ «дяди Гиляя» вызывал у студентов ассоциации с работой других журналистов, освоивших эксперимент и «метод маски». Благодаря образному и ассоциативному общению студенты лучше понимают причинно-следственные связи между различными явлениями в журналистике. Всегда будут к месту и такие эмоциональные характеристики лекции, как отступление (экскурс), повышение интонации, пауза, жест, улыбка, одобрение, творческая обстановка.

Такой эмпирический метод сбора информации как работа с документами рассматривается в рамках курса «Основы журналистской деятельности». Здесь необходимо сделать акцент на том, что журналист может ссылаться на документ, сделать необходимую выборку цифр, процитировать, опубликовать полностью. То есть можно использовать документ как иллюстрацию каких-либо положений своей работы или как основной аргумент материала.

Методологические основы интерпретации полученных данных невозможны без овладения студентами теоретическими методами. А.А. Тертычный рассматривает две основные подгруппы теоретических методов -формально-логические и содержательно-логические. К формально-логическим ученый относит индуктивное, дедуктивное и традуктивное умозаключение. Последнее можно использовать, применяя в системе аргументации медиатекста аналогию, которая проводится «по главным, существенным, качественно единым признакам явлений» [12, С. 40]. Среди содержательно-логических методов А.А. Тертычный выделяет анализ и синтез, а также гипотетический метод и метод историзма.

Как мы уже отмечали, в процессе обучения студенты журфака задают одни и те же классические вопросы: о чем и как писать, как оценить свое или чужое журналистское произведение? Для ответов на эти вопросы в журналистике была разработана модель творческого процесса журналиста, при изучении которой акцентируется внимание на том, что все журналисты, от начинающих до маститых, так или иначе проходят все стадии работы над журналистским произведением, связанные с выбором темы и определением цели материала, сбором информации и его диспозицией в рамках конкретного жанра.

Каждому журналисту в процессе правки-вычитки, правки- сокращения, правки-обработки, приходится заниматься проверкой фактического материала, устранять несовершенства композиции, избавлять текст от языковых и стилистических ошибок, добиваться выразительности формулировок и отдельных положений. Немаловажное значение имеет и работа над созданием оригинального заголовка, который будет соответствовать теме произведения.

Модель творческого процесса условно включает в себя пять стадий и завершается окончательным оформлением выступления в газете, на радио, на телевидении, в интернете. Несомненно, технология создания журналистского произведения у студентов будет намного совершеннее, если они усвоят все стадии творческого процесса. О том, что такой процесс может быть не только трудоемким, но и уникальным, много писали советские публицисты, чья творческая зрелость пришлась на то время, когда литературная деятельность настоящего журналиста по степени самобытности, уровню мастерства практически не отличалась от работы писателя. Многие из таких журналистов были не только талантливейшими репортерами, мастерами образной типизации проблемных и портретных очерков, фельетонов, но и известными писателями.

О первой стадии - выборе темы - в свое время так вспоминал легендарный журналист газеты «Известия» Анатолий Аграновский: «Все варианты хороши, а плох один: когда человек берется писать о том, что чуждо ему» [1, С. 269].

Всю свою творческую жизнь выявлял закономерности и осваивал методологию журналистского поиска темы и ее разработки выдающийся корреспондент газеты «Комсомольская правда» Евгений Рябчиков. Журналист считал, что «существуют разные точки зрения: одни считают, что тема рождается из факта и, следовательно, не может быть придумана; другие, к числу которых принадлежу и я, утверждают, что процесс

рождения темы -двухсторонний. Главное, конечно, идти к теме от факта, но возможен и другой путь: от хорошо продуманной, рожденной жизнью темы - к факту» [9, С. 144].

Раскрывая тему «Модель творческого процесса журналиста», преподавателю стоит обратить внимание на такой важный правовой момент - журналист имеет полное право не заниматься материалом, тема которого идет вразрез с его социальной позицией. Но самое главное - при выборе темы всегда нужно помнить, что материал любого жанра должен начинаться с информационного повода. Это могут быть как события отлично всем знакомые, так и неизвестные факты. Главным для журналиста во все времена остается одно - искать и находить непременно общественно значимые факты. Для этого нужно как можно шире использовать самые разные источники информации, а также каждый раз разрабатывать новый, лучший подход к теме, чтобы сформировать свой почерк в журналистике и завоевать уважение читателей, слушателей, зрителей.

Источниками информации современного универсального журналиста выступают, чаще всего, люди и документы. Не важно, реальной или виртуальной информационной средой пользуется журналист. Главное -как можно лучше проверять слухи и научиться распознавать фейки.

Когда тема выступления определена, начинается вторая стадия творческого процесса - планирование. На этом этапе журналист вырабатывает предварительную концепцию своего произведения, обдумывает, когда и где собирать факты, договаривается о встречах, собирается в командировки. Такая трудоемкая работа не должна выполняться хаотично. План по каждому этапу работы желательно зафиксировать. Не столь важно, как это будет сделано. Важно другое - добиться понимания студентами того, что «план - это веревочка, протянутая от замысла к воплощению. Держась за нее, мы никуда не сбиваемся, шагаем уверенно к цели и ведем за собой читателя самой короткой дорогой к тому, во имя чего пишем материал» [2, С. 138].

Третья стадия творческого процесса журналиста - сбор информации. Здесь преподавателю целесообразно упомянуть о некоторых способах работы с информацией классиков отечественной журналистики.

Элла Максимова вспоминала, как поразила ее однажды эта сторона творческой лаборатории коллеги-известинца Анатолия Аграновского: «Я ахнула, впервые увидев у него дома бесконечные ряды фирменных известинских блокнотов, и поначалу совсем ничего не поняла, когда наугад открыла один, второй. Каллиграфический почерк, без помарок, описок - ни дать, ни взять переписанное набело сочинение отличника. Аккуратные главки, прямая речь, свежие впечатления... Возможно ли так записать собеседника?! А он сразу этого и не делал.» [7, С. 80]. Оказывается, А. Аграновский в процессе беседы всего лишь записывал отдельные ключевые слова, а потом по ним скурпулезно восстанавливал разговор с собеседником.

Сбор информации или накопление материала был не менее важен и для другого российского писателя и журналиста - Бориса Полевого. Его записные книжки представляют собой образец аккуратности, где все записи велись точно и разборчиво, чтобы при их «расшифровке» не было домыслов и, следовательно, фактических ошибок. Борис Полевой придавал значение описанию одежды и лиц людей, с которыми встречался, заносил в блокноты «как можно больше сведений, цифр, фамилий, имен и отчеств, примечательных фактов, случаев» [9, С. 116].

Выдающийся советский публицист Татьяна Тэсс не начинала писать очерк, пока был не собран и исследован необходимый материал, так как «в противном случае, не зная подробностей, трудно сделать определенные выводы, обрести уверенность в справедливости своей точки зрения» [9, С. 172].

Когда материал собран, у будущих журналистов начинаются проблемы с его обработкой. Какие факты выделить в первую очередь, как их расположить в рамках выбранного жанра, как не допустить ошибок в композиции будущего произведения?

На четвортой стадии, стадии диспозиции собранного материала, журналист уже окончательно понимает, в каком жанре будет написано произведение. Именно здесь в процессе работы очерк иногда превращается в зарисовку, фельетон - в сатирическую корреспонденцию. Здесь важно постоянно подчеркивать, что такое не редкость и для опытных журналистов, так как «трудности создания документального образа заключаются в том, что не всегда при описании конкретного индивида удается отобразить типические черты, присущие его современникам» [5, С. 213].

На этих этапах работы можно использовать принцип монтажного построения материала. Монтаж информационных материалов достаточно прост. Это заголовок, лид и основной текст произведения. В аналитических жанрах периодической печати монтаж, как правило, сложнее. Текст таких материалов делится на небольшие главы, которым тоже даются заголовки. В каждой главе может быть свои тезис, аргументы, демонстрация. Здесь самое главное для журналиста - выбрать именно те факты, которые станут самыми весомыми доводами в пользу авторского тезиса.

Еще один вариант работы с фактами предлагает В.В. Ворошилов, который считает, что «акцентировать внимание читателей можно и по линии «интересно-неинтересно», «важно-неважно», то есть, на самые заметные места - начало и конец публикации помещаются самые важные части материала, а второстепенный «укладывается» в середину текста» [4, С. 204].

Сложности трудоемкой работы на стадии диспозиции собранного материала как нельзя лучше охарактеризовал писатель и публицист Сергей Смирнов: «Начиная готовить очередной номер газеты, журнала, новую телевизионную или радиопередачу, журналисты не могут не отнестись творчески к материалу, не проявить высокого профессионализма. Большое искусство - укладывать материал плотно, отбрасывая все лишнее, случайное, не имеющее прямого отношения к теме» [9, С. 166].

Завершающая, пятая стадия модели творческого процесса журналиста - работа над литературной формой материала. Здесь осуществляется редактирование журналистского текста (окончательный выбор наиболее удачных эмоционально-выразительных средств, ликвидация плеоназмов, штампов, «шлифовка» композиции).

Легендарный российский радиожурналист Юрий Летунов отмечал, что первая из трудностей, которую испытывает молодой журналист - работа над литературным языком и избавление от стандартных фраз, пользоваться которыми в журналистских текстах категорически запрещено.

Нужно постоянно напоминать себе, что «несметные богатства русского языка дают возможность журналистам избегать штампованных фраз» [9, С. 78]. При этом журналисту нужно стараться и писать, и говорить у микрофона просто, «не книжными словами, а обыкновенными, какими мы говорим в жизни» [9, С. 79].

Только тогда, когда текст написан и отредактирован, когда творческий процесс по сути завершен, начинается работа над заголовком.

Заголовок - важный компонент текста. Он выполняет несколько функций: номинативную (называет текст), информационную (дает читателю представление о его содержании), рекламную (привлекает внимание к материалу). Также в материале можно использовать заголовочный комплекс. Это сочетание заголовка и подзаголовка, которое позволит сделать заголовок более компактным. Как правило, подзаголовок дополняет основной заголовок, объясняет и кокретизирует проблему, о которой будет рассказано читателю.

Чтобы выполнять свои функции, заголовок должен соответствовать содержанию текста, быть кратким и точным, отличаться яркостью и оригинальностью. Оригинальность современным заголовкам и заголовочным комплексам придает использование публицистами различных приемов текстовой деятельности журналиста, а также введение в заголовки слов с эмоционально-экспрессивной окраской. Интересный заголовок -творческая удача журналиста. Идеальными считаются «такие, после прочтения которых можно, даже не читая материала, полностью понять его суть» [14, С. 81].

Выводы. Итак, современному журналисту нужно находить и вынашивать свою тему, учиться конструировать медиатекст с учетом правил композиции, хорошо знать предмет, о котором пишешь. Конечно, никакой журналист не может быть всезнайкой. Но обладать прочными знаниями в тех областях, с которыми он имеет дело, просто необходимо. Именно тогда материал будет выглядеть убедительно. Кроме того, тем, кто планирует работать в СМИ, необходимо постоянно пополнять свой словарный запас.

При этом нужно уметь писать быстро, владеть навыками редактирования, макетирования, разбираться в тонкостях оформления, воспринимать новые компьютерные технологии. Будущие современные журналисты должны сознавать, что самый интересный материал - лишь сырье до тех пор, пока его не породнили с заголовком, иллюстрациями и всем тем, что делает контент.

И последнее. В эпоху цифровизации будущим журналистам важно помнить о том, что их статьи должны быть уникальны, не стоит увлекаться рерайтом, читатели хотят узнавать новые факты в оригинальной «упаковке». Кроме того, никто не отменял этические и правовые нормы журналистов, которые несовместимы с плагиатом. Именно тогда, когда эти нормы будут соблюдены, а свой стиль в журналистике найден, студенты журфака могут выйти из стен вуза с высоким уровнем методологической культуры, стать творцами, для которых важны все виды творчества, все этапы творческого процесса.

Литература:

1. Аграновский А.А. С чего начинается качество / Уроки Аграновского. - М.: Известия, 1986. - 320 с.

2. Аграновский В.А. Ради единого слова. (Журналист о журналистике). - М.: Мысль, 1978. - 168 с.

3. Бобров А.А. Основы творческой деятельности журналиста. Путь в профессию. - Саратов: Вузовское образование, 2018. - 279 с. - [Электронный ресурс] // Режим ввода: http://www.iprbookshop.ru/76791.html. -ЭБС «IPRbooks».

4. Ворошилов В.В. Журналистика - СПб.: Изд-во Михайлова, 2002. - 656 с.

5. Ким М.П. Журналистика: Технология профессионального творчества. - СПб.: Изд-во Михайлова, 2004. - 496 с.

6. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. - М.: Аспект Пресс, 2010. - 240 с. -[Электронный ресурс] // Режим ввода http://www.iprbookshop.ru/8845.html. - ЭБС «IPRbooks».

7. Максимова Э. Притяжение Аграновского / Воспоминания об Анатолии Аграновском: сборник. - М.: Советский писатель, 1988. - 352 с.

8. Никитина Г.В., Романенко В.И. Формирование творческих умений в процессе профессионального обучения. - СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1992. - 168 с.

9. Сагал Г.А. Двадцать пять интервью. Так работают журналисты. - М.: Политиздат, 1974. - 285 с.

10. Самарцев О.Р. Творческая деятельность журналиста (очерки теории и практики). - М.: Академический проект, Фонд «Мир», 2015. - 528 с. - [Электронный ресурс] // Режим ввода: http://www.iprbookshop.ru/36858.html. - ЭБС «IPRbooks».

11. Стаценко Е.Р. Развитие творческой активности студентов вуза как педагогическая проблема // Самарский научный вестник. - № 3 (16). - 2016. - С. 194-198.

12. Тертычный А.А. Жанры периодической печати. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 312 с.

13. Тертычный А.А. О соотношении технологии и творчества в современной журналистике // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. - 2013. - № 6. - С. 77 - 88.

14. Третьяков В.Т. Максимы журналистики // Журналист. - 2004. - №8. - С. 80-81.

15. Ценева М.А. Формирование творческих способностей студентов вуза как психолого-педагогическая проблема // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-7. - С. 1504-1507. - [Электронный ресурс] // Режим ввода: URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=37182 (дата обращения: 06.12.2020).

Педагогика

УДК 373.24

кандидат педагогических наук, доцент Мардашова Рамзия Суфияновна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Набережночелнинский государственный педагогический университет» (г. Набережные Челны); кандидат педагогических наук, доцент Хазратова Фируза Вакильевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Набережночелнинский государственный педагогический университет» (г. Набережные Челны)

РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В статье рассмотрено и доказано значение развития интереса к чтению у детей на этапе дошкольного детства в современных условиях. Развитие интереса к чтению у старших дошкольников представлено как специально организованный процесс, определяющий мировоззренческое развитие и нраственное становление личности ребёнка-дошкольника. Авторы статьи теоретически обосновывают и экспериментальным путём подтверждают эффективность использования предложенных форм и методов работы в развитии интереса к чтению у старших дошкольников, отвечающих их возрастным и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.