Научная статья на тему 'К вопросу о формировании личности в психологическом наследии К. Д. Ушинского: темперамент и характер'

К вопросу о формировании личности в психологическом наследии К. Д. Ушинского: темперамент и характер Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
973
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лимонцева Г.В.

Актуальность темы вызвана многокомпонентностью феномена характера, большой разноуровневостью его составляющих и их взаимосвязей, а также огромным многообразием процессов, посредством которых характер «вписывается» в психику человека вообще и в его личность в частности. Характер является психологической основой личности, которая обусловливает не только поведение человека, но и образ его мыслей, чувств, способ восприятия и отношения к внешнему миру, влияет на формирование устойчивых особенностей поведения человека в типичных социальных ситуациях. В статье рассматриваются закономерности и механизмы формирования и развития характера, факторы, его образующие, условия способствующие развитию сильного, цельного характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о формировании личности в психологическом наследии К. Д. Ушинского: темперамент и характер»

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ К.Д. УШИНСКОГО: ТЕМПЕРАМЕНТ И ХАРАКТЕР

© Лимонцева Г.В.*

Воркутинский филиал Университета Российской академии образования,

г. Воркута

Актуальность темы вызвана многокомпонентностью феномена характера, большой разноуровневостью его составляющих и их взаимосвязей, а также огромным многообразием процессов, посредством которых характер «вписывается» в психику человека вообще и в его личность в частности. Характер является психологической основой личности, которая обусловливает не только поведение человека, но и образ его мыслей, чувств, способ восприятия и отношения к внешнему миру, влияет на формирование устойчивых особенностей поведения человека в типичных социальных ситуациях. В статье рассматриваются закономерности и механизмы формирования и развития характера, факторы, его образующие, условия способствующие развитию сильного, цельного характера.

История русской дореволюционной психологической мысли представляет собой богатейший пласт оригинальных подходов и идей в области че-ловекознания, неразрывно связанных с идейно-философскими течениями, сформировавшихся в контексте русской культуры и ее духовных традиций. В связи с этим появляется возможность объективного, точного, непредвзятого и всестороннего рассмотрения и реконструкции уникального опыта разработки проблем личности, путей ее формирования, накопленного в отечественной психологической мысли в конце XIX - начале XX столетий.

60-е годы XIX века, время расцвета творчества К.Д. Ушинского, по глубине и широте социальных преобразований, по их характеру и направленности, их сложности и противоречивости во многом сходны с современной эпохой. Это сходство эпох и, соответственно, задач, стоящих перед образованием, делают сегодня творчество К.Д. Ушинского особенно значимым и актуальным.

Развитие личности К.Д. Ушинский понимал как динамический процесс, во многом противоречивый, но способный стать управляемым в условиях научно обоснованного процесса воспитания.

К проблеме формирования личности К.Д. Ушинский подходил с точки зрения развития. Человек, по его убеждению, рождается с определенными задатками и огромными возможностями совершенствования. Весь духовный и нравственный багаж накапливается в ходе его жизненного опыта. В

* Заместитель директора по учебной и научной работе.

своих научных трудах ученый указывал на необходимость формирования интеллекта, сознания как такового, воспитания высших чувств, нравственных убеждений, имеющих общечеловеческую ценность, формирование воли и характера.

Ушинский К.Д. провел тщательный анализ факторов, образующих характер, указал условия способствующие развитию сильного, цельного характера.

Характер, по К.Д. Ушинскому, складывается из трех факторов:

1. из врожденных особенностей организма;

2. влияний жизни и воспитания;

3. личной воли человека.

Все эти элементы взаимно действуют друг на друга. Из этого взаимного воздействия прирожденных наклонностей и приобретаемых в жизни убеждений и привычек возникает характер.

Врожденные особенности организма. Ученый признавал бесспорным влияние врожденных особенностей организма на образование характера, но считал этот факт малоизученным и границу этого влияния неопределенной. Он подразделял это влияние на:

- общее влияние состояния организма;

- влияние особенностей пищевого процесса;

- влияние устройства органов мозга;

- влияние особенностей нервной ткани;

- влияние патологических состояний организма.

Общее влияние состояния организма. Не отрицая значения здоровья организма для умственной деятельности и характера, К.Д. Ушинский, тем не менее, указывал на необязательное соответствие между умственным развитием, характером и состоянием организма. Биографии известных личностей, доказывают, считал он, что далеко не все они были здоровыми людьми, начиная с Аристотеля, часто жалующегося на свое болезненное состояние, и оканчивая Дарвином, который спешил завершить свою теорию, боясь, что здоровье не позволит ему это сделать. Таким образом, ученый подвергал сомнению справедливость знаменитого изречения «в здоровом теле -здоровый дух». Он указывал на то, что часто здоровые и сильные люди обнаруживают постыдную трусость и ничтожество характера, а слабые и больные - показывают несомненное геройство и твердость. Болезненные дети не являются непременно слабыми по уму и характеру [2, с. 451].

Без сомнения, общее состояние здоровья оказывает влияние на психическую жизнь и ее результаты. Но это влияние зависит от внешних обстоятельств и от того, «какие первые душевные работы начнут образовываться в душе ребенка» [2, с. 453]. В зависимости от этого ослабленный ребенок по-разному может проявить свои наклонности в жизни. Возможно, что он сосредоточит свою психическую деятельность в умственной сфере и развитие

ее пойдет сравнительно быстрее. Но, может быть и так, что обижаемый своими сильными товарищами он «вздумает наверстать слабость своих сил умом, отсюда выработается хитрость. Или он не откажется от соперничества в телесной силе со своими товарищами, тогда в нем разовьется чувство гнева, а потом и злости» [2, с. 453].

Следовательно, воспитателю необходимо учитывать влияние состояния организма ребенка на формирование его характера. В каждом конкретном случае оно индивидуально и может дать результаты не только разнообразные, но и абсолютно противоположные.

Влияние особенностей пищевого процесса. Ушинский К.Д. отмечал различия в быстроте совершения пищевого процесса и возобновлении тканей организма у разных людей. При одинаково нормальном, здоровом состоянии организма, один организм скорее, чем другой, выполняет весь пищевой процесс, начинающийся приемом пищи и оканчивающийся превращением ее в ткани и скрытые (потенциальные) силы тканей. По этой причине дети и взрослые по-разному переносят одни и те же болезни, с разной скоростью совершают одни и те же психофизические процессы.

Быстрое или медленное возобновление нервной ткани и ее сил из крови так же влияет на ход представлений в душе, на процесс их «потемнения, возникновения в сознании, на продолжительность их яркости, а это необходимые условия психического процесса» [2, с. 453].

У каждого человека есть свой обычный темп хода представлений: у одних людей вереницы представлений идут быстрее, у других - медленнее. Причины этой относительной быстроты или медленности в ходе представлений у разных людей объясняются особенностями нервной системы или особенностями телесных организаций, которые выражаются в темпераментах.

Зависимость скорости хода представлений от телесных условий доказывается еще и тем что скорость эта у одного и того же человека в различное время бывает различна:

- в разные возрастные периоды жизни (у юноши, например, гораздо быстрее, чем у старика);

- в один и тот же период, при различных состояниях здоровья.

Ученый объяснял все это тем важным влиянием, которое имеет нервная система на растительные процессы тела.

Влияние устройства органов мозга. Ученый пытался найти в устройстве органов мозга условия, которые определяют особенность психической деятельности у различных лиц. Но такое влияние, говорил К.Д. Ушинский, в настоящее время еще не найдено. Образование ума и образование характера - это два различных явления. Развитый ум может соединяться со слабым и разрозненным характером, и наоборот, самое посредственное развитие ума не мешает человеку иметь сильный, хорошо организованный характер.

Слабый, неразвитый, беспорядочный характер может образовываться именно потому, что человек живет преимущественно в умственной сфере. Он знает многое обо всем, но о самом себе почти ничего. Поэтому воспитание, заботящееся только об образовании ума, делает в этом случае большую ошибку, поскольку «чувствования, а не мысли, составляют сосредоточие психической жизни» [2, с. 473]. В их образовании должен видеть воспитатель свою главную цель.

Однако развитость того или иного органа внешних чувств влияет на психическую деятельность и может дать ей определенное направление. Например, сильное развитие слухового органа может увлечь душу человека преимущественно в музыкальную сферу, зрительного органа - в художественную.

Таким образом, душа направляет свои работы преимущественно в ту сферу деятельности, особенное обилие которой обусловлено удачным и сильным развитием того или другого органа чувств.

Влияние особенностей нервной ткани. Ушинский К.Д. различал следующие свойства нервной системы:

1. степень восприимчивости впечатлений;

2. степень силы и удержания следов впечатлений;

3. степень раздражительности нервной системы;

4. «степень подвижности молекул нервной системы».

Первые две особенности нервной ткани оказывают сильное влияние на умственное развитие. Степень раздражительности нервов оказывает преимущественное влияние в среде явлений чувствования и воли, поэтому принимает особенно деятельное участие в образовании характера человека. Влияние это выражается:

- в степени быстроты и неудержимости, с которой душевные чувствования (гнев, страх, радость и т.д.) переходят в чувствования органические;

- в степени быстроты, с которой органические чувствования распространяются по всему нервному организму, вызывая в нем судорожные, чисто нервные явления.

В этом явлении принимают участие многие факторы: врожденная степень раздражительности нервной системы, воспитание, жизнь и воля человека. Взрослые должны иметь в виду, что с прирожденной раздражительностью, которая является силой, обусловливающей поступки ребенка, можно и нужно бороться.

При нервной раздражительности происходит массивное действие нервов, которое охватывает душу общим органическим чувством. Человек с раздражительными нервами поддается общему и «темному» влиянию чувства.

От нервной раздражительности ученый отличал «удобоподвижность частиц нервной ткани». При «удобоподвижности нервных частиц» душевное чувство «как бы раздельно пробегает молекулы нервной системы» и человек ощущает все малейшие оттенки чувствований [2, с. 463].

Все эти характерные черты нервной деятельности могут входить в различные комбинации между собой. Впечатлительность нервной системы может соединяться с различными степенями ее памятливости, с различными степенями раздражительности и т.д.

Сильно раздражительная нервная система может быть в то же время очень сильна или очень слаба в отношении памяти. В первом случае она дает возможность образованию продолжительных, глубоких и сильных страстей, во втором - образованию порывистого характера, легко поддающегося органическому разлитию чувств, но также легко переменяющему эти чувства.

Раздражительность нервной системы, слишком большая подвижность ее могут иметь как дурное, так и хорошее влияние на поступки человека. Они дают возможность схватывать такие тонкие сходства между представлениями, которые для других неуловимы.

Влияние патологических состояний организма. Болезненное расстройство, сопровождаемое тем или другим органическим чувством, отражается на душевной деятельности, а если продолжается долго, то и на результатах этой деятельности - уме и характере.

Вторым значимым фактором образования характера является «влияние впечатлений жизни». Все, что на первый взгляд кажется в поведении человека беспричинным и спонтанным может быть объяснимо проявлением образовавшихся, закрепившихся и переработанных когда-то жизненных впечатлений (либо опыта).

Характер является следствием отражения всей сложности жизненных влияний, формируется в процессе активного взаимодействия личности и среды.

Этому фактору К.Д. Ушинский придавал очень большое значение. Ученый пришел к убеждению, что семейное и школьное воспитание, сама жизнь со всеми своими влияниями на человека может сильно изменять врожденные особенности его психической деятельности.

Границы жизненного влияния (совокупность всех впечатлений жизни, действующих на человека через посредство его сознания) так же не определены, как и границы влияний природных особенностей.

Большая или меньшая степень впечатлительности, раздражительности, крепости и подвижности в различных комбинациях между собою устанавливают и не одинаковое отношение человека к опытам жизни, так что жизнь, которая может сломить одного, только закалит другого, и опыты, которые для одного должны повториться сотни раз, оставят в характере другого прочный след сразу. С темпераментом раздражительным и флегматическим, прочно или слабо усваивающим, быстро или медленно возобновляющим истраченные силы, человек не одинаково относится к опытам жизни, - а потому и результаты их не могут быть одинаковы.

Темпераменты, по К.Д. Ушинскому входят в понятие характера, но полностью не объясняют его. Безусловно, что особенности темперамента ка-

ждого человека имеют влияние на образование его характера. Влияние это выражается в природных наклонностях, которые делают одни действия для человека легкими и приятными, другие тяжелыми и неприятными.

Действия, в которых желания и природные влечения сходятся, отличаются необыкновенной силой, настойчивостью. «В них тело помогает душе, часто ведет ее за собой, понимает ее на первом слове и всегда отвечает ей охотно и быстро» [1, с. 150].

Но если человек идет против своих природных наклонностей, то «организм делается ленивым, неповоротливым и упрямым» [1, с. 150]. Только долговременная привычка может заставить его повиноваться нашим требованиям.

В борьбе убеждений с прирожденными или телесными наклонностями образуется характер человека.

Сильный характер - это обширное и хорошо организованное собрание следов чувствований и возникающих из них желаний.

Под силой характера ученый понимал его целостность, единство, сосредоточенность, организацию. Под слабостью характера - разрозненность, разорванность, неполноту его организации.

Чтобы образовать обширный и сильный ум надо много наблюдать и думать, т.е. жить умственно. Чтобы накопить обильный материал для сильного характера, нужно как можно больше чувствовать, желать и действовать, т.е. жить практически.

Таким образом, К.Д. Ушинский выделял главное условие для образования характера - это необходимость практической жизни ребенка, активного проявления в деятельности его чувств и воли. Взрослые часто препятствуют этому, запирая ребенка на целый день в школу или вводя в его жизнь многочисленные ограничения. Именно поэтому, отмечает К.Д. Ушинский, самые бесхарактерные люди выходят их тех семейств, где родители и воспитатели беспрестанно вмешиваются в жизнь ребенка и не дают ему свободно ни чувствовать, ни желать. В этом отношении «недоучившаяся, но слишком деятельная педагогика может быть опаснее даже бессмысленной строгости».

«Теоретическая жизнь ума образует ум, но только практическая жизнь сердца и воли образует характер» [2, с. 467]. Эту очевидную истину часто забывают взрослые, которые думают моральными наставлениями «образовать сердце и волю дитяти» Эти наставления, безусловно, вносят свою долю образования в развитие ума, но существует опасность того, что они могут быть так усвоены умом, что у ребенка могут образоваться задатки противоположные смыслу моральных сентенций.

Чтобы образовать сильный и деятельный характер нельзя все время вести на поводке чувства и волю ребенка, нельзя всю его жизнь подвергать строгому регламенту, необходимо «оставлять разумный простор самостоятельной жизни сердца и воли детей».

Предоставляя свободу как основу для развития характера, надо в то же время дать здоровую пищу для ума и сердца, помочь ребенку найти разумное применение своих сил, отыскать сферу полезной деятельности, привить любовь и привычку к творческому труду. По мнению К.Д. Ушинского, свобода, освобожденная от деятельности, губит нравственно человека. Исходя из этого, К.Д. Ушинский сформулировал основной принцип нравственного воспитания, которым должен руководствоваться воспитатель: отличать упрямство, каприз и потребность от свободной деятельности. Подавляя первые, остерегаться подавить последнюю. Воспитатель, формируя сильное стремление к свободе, не должен «дать развиться склонности к своеволию или произволу» [2, с. 485].

Ушинский К.Д. отмечал целостность психической жизни, неразрывную связь эмоциональной и волевой жизни с умственной. Эта связь должна проявляться в единстве задач нравственного и умственного воспитания. Этот же принцип он относил и к оценке характера и задачам воспитания.

Следует иметь в виду, что сила характера - «сокровище незаменимое», но всякая сила слепа [1, с. 159]. Она одинаково готова разрушать и творить, смотря по направлению, которое ей дано. Все решается наклонностями человека, теми убеждениями, которые приобрели в нем силу наклонностей. Поэтому нравственное и умственное воспитание должны идти рука об руку, направляясь к единой цели формирования гармонические развитой, нравственной личности.

Для выработки сильного характера нужна хорошая организация следов чувствований и желаний.

Лучшим условием для успешной и быстрой организации характера является такая среда, которая не была бы слишком узка для ребенка, но за границами которой «стояла бы крепкая, неподатливая жизнь, бесцеремонно отталкивающая дитя, когда оно хочет переступить отмежеванный ему предел» [2, с. 470].

Тогда характер ребенка окрепнет и станет организованным. Такая жизнь представит множество опытов удачи, неудачи, успеха и неуспеха, зависящих от него самого, а это является лучшим средством, чтобы сосредоточить «чувственные массы представлений в один сильный характер» [2, с.470].

Характер может быть силен и весь сосредоточен в одном направлении, когда человек точно знает что он хочет. Но, такой могучий характер - «меч обоюдоострый, годный как для того, чтобы губить, так и для того, чтобы защищать» [2, с.471].

Такие характеры образуются под влиянием «сильно разросшейся одной страсти» или под влиянием сильной внутренней борьбы, которая обусловлена деятельной, практической жизнью человека, жизненной необходимостью подводить итоги своим желаниям, давать себе чистосердечный отчет в том, чего он действительно хочет, какими желаниями он должен поступиться, чтобы достичь того, к чему стремится.

Слова, движения, действия, отдельные поступки и поведение в целом помогают понять характер человека.

Ушинский К.Д. отмечал влияние телесной стороны характера на определение духовной его стороны, так и духовной на телесную. Убеждение, переходя в постоянное правило для действий и, наконец, становясь привычкой, необходимо производит изменение в нашем телесном организме.

Духовное и нравственное развитие отражается в наружности человека. Под влиянием безнравственной жизни могут происходить сильные изменения в наружности человека. Постоянная привычка к унижению и подлости превращает со временем даже самое прекрасное лицо в «отвратительную вывеску душевной низости». «Никакой лоск благоприличия, никакая мягкость манер не закроет этих черточек: рано или поздно они пробьются наружу». «Природа своими таинственными буквами записывает в теле человека всю историю его бессмертной души. Эта летопись природы передается из поколения в поколение, от отцов к детям, внукам и правнукам, развиваясь, изменяясь под влиянием жизни человека в истории» [1, с. 152].

Рассматривая характер как результат врожденных человеку свойств, воспитания и условий жизни, К.Д. Ушинский пытался решить вопрос: должно ли воспитание принимать природные особенности характера воспитанника в основу своих действий, или создавать по своему собственному образцу вторую природу для человека, не обращая внимания на природные задатки?

Можно рекомендовать воспитателю изучать характер воспитанников, закреплять их добрые наклонности и искоренять дурные. Но нелегко найти такого воспитателя, который бы мог выполнить эти требования в общественном заведении. Ушинский К.Д. считал, что на практике это чаще всего оказывается невозможным.

Грамотный воспитатель может подметить только немногие, наиболее выдающиеся черты и редко доберется до их корня. Корень этого различия скрывается так глубоко, что для открытия его требуется время, пристальная и постоянная наблюдательность и, что очень важно, - терпение и желание. Гораздо легче равняться на определенный эталон, идеал воспитания, превращая его во вторую природу человека, искореняя все, что с ним несогласно.

Но, для того, чтобы воспитание могло создать для человека вторую природу, необходимо, чтобы идеи этого воспитания переходили в убеждения воспитанников, убеждения в привычки, а привычки в наклонности. Когда убеждение так вкоренилось в человеке, что он повинуется ему прежде, чем думает, что должен повиноваться, тогда только оно делается элементом его природы. Но такой процесс совершается медленно, с большим трудом. «Убеждения, принятые нами в жизни и противоречащие нашим прирожденным наклонностям, живут в нас как нечто чуждое и принудительное, готовясь оставить нас при первом взрыве страсти» [2, с. 471].

Помимо врожденных свойств организма, нервной системы и влияния впечатлений жизни, в образовании характера, по К.Д. Ушинскому, принимает деятельное участие сам человек со своей свободой воли, которая выступает в качестве третьей характерной особенности воли, как стремление к свободе. Твердая воля позволяет человеку сдерживать и даже «снимать» импульсивность, овладевать своими эмоциями. Человек сам принимает участие в образовании собственного характера, из которого потом вытекают все его желания, решения и поступки.

Таким образом, характер конкретного человека отражает общественно-исторические условия, в которых он живет и направленность воспитания, поскольку эти условия детерминируют определенные черты характера личности. Характер не наследуется, не является прирожденным свойством личности и не является постоянным и неизменным свойством. Он формируется и развивается под влиянием окружающей среды, жизненного опыта и воспитания человека.

Список литературы:

1. Ушинский К.Д. Собрание сочинений в 11 т. Т. 2. - М.; Л.: АПН РСФСР, 1948-1952. - 656 с.

2. Ушинский К.Д. Собрание сочинений в 11 т. Т. 9. - М.; Л.: АПН РСФСР, 1948-1952. - 658 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.