Научная статья на тему 'К вопросу о формировании Красноярской агломерации'

К вопросу о формировании Красноярской агломерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
49
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГУЭУ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОРОДСКИЕ АГЛОМЕРАЦИИ / ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ УКЛАДЫ / МАЯТНИКОВАЯ МИГРАЦИЯ / ТЕХНОПАРКИ / ИНВЕСТИЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ефимов Валерий Сергеевич, Ефимов Антон Валерьевич

В статье обсуждаются проблемы формирования агломераций, которые могут стать инструментом концентрации человеческих ресурсов в крупных городах и создания условий для инновационного развития и повышение производительности труда. Исследуются внешние и внутренние предпосылки образования Красноярской агломерации и перспективные проекты её экономического и социального развития

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о формировании Красноярской агломерации»

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ КРАСНОЯРСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ

В.С. Ефимов, А.В. Ефимов

Сибирский федеральный университет E-mail: evs@akadem.ru В статье обсуждаются проблемы формирования агломераций, которые могут стать инструментом концентрации человеческих ресурсов в крупных городах и создания условий для инновационного развития и повышения производительности труда. Исследуются внешние и внутренние предпосылки образования Красноярской агломерации и перспективные проекты ее экономического и социального развития.

Ключевые слова: городские агломерации, демографическая ситуация, технологические уклады, маятниковая миграция, технопарки, инвестиции, инновационная инфраструктура.

Введение

Образование городских агломераций - больших социально-экономических систем - это всегда естественно-искусственный процесс: естественный компонент этого процесса обусловлен активностью экономических субъектов (бизнеса и домохозяйств); искусственный - определяется управленческими действиями федеральных, региональных и муниципальных органов власти. Особенностью социально-управленческой практики России является доминирование административного планирования (включая развития городов), которое может очень слабо учитывать естественный компонент ситуации. Это позволяет нам решать геополитические задачи и «строить города» на болотах и за полярным кругом, что сопровождается огромными социальными и экономическими издержками.

В зарубежных странах образование городских агломераций было связано со следующими основными процессами:

• интенсивным коттеджным строительством в пригородах, которое массово осуществлялось «средним классом» и обеспечивало ему лучшие жилищные условия и более высокий социальный статус;

• переносом промышленных предприятий и крупных торговых центров в пригороды, что обеспечивало снижение издержек в связи с сильным повышением стоимости земли в центральной части городов;

• развитием производства, строительством крупных торгово-развлека-тельных комплексов, расширением сферы услуг в крупных городах, что привело к расширению рынка труда и мощной маятниковой миграции из близлежащих населенных пунктов.

В качестве поддерживающих/связанных процессов выступали:

• развитие транспортной сети из центра на периферию, обеспечивающей ежедневные транспортные потоки;

• согласованная политика муниципалитетов агломерации, которая позволила решать вопрос с землей и развитием инфраструктуры агломерации;

• формирование общего рынка труда, жилья, услуг, что повысило мобильность других групп населения.

© Ефимов В.С., Ефимов A.B., 2009

В России, при существующей экономической и политической слабости институтов местного самоуправления, образование агломераций - в значительной степени искусственный процесс. Этот процесс зависит от целей и воли федеральной и региональной власти, от тех ресурсов, которые будут вложены центром. Этот тезис особенно важен для сибирских городов, которые находятся в более сложных климатических, пространственных и экономических условиях, приводящих к более высокими издержками на их создание и содержание [3].

Сложная демографическая ситуация и нарастающий дефицит трудовых ресурсов в России, с одной стороны, и необходимость инновационного, постиндустриального развития - с другой, ставят перед властью задачу повышения эффективности использования «человеческого капитала» страны [4]. В данном случае формирование агломераций может стать инструментом концентрации человеческих ресурсов в крупных городах и создания условий для инновационного развития и повышения производительности труда.

Факторы развития городов и городских агломераций

Для понимания специфики развития конкретного города и оценки возможностей формирования конкретной агломерации необходимо выделить общие фундаментальные факторы, определяющие «энергетику городского развития».

Ключевым фактором увеличения численности городского населения и усиления экономической роли городов в ХУШ-ХХ вв. был процесс индустриализации, который накладывался на продолжающийся процесс формирования национальных государств. Все это привело к значительному увеличению численности городского населения, увеличению количества и размеров городов. При этом возросла не только производственная, но и административно-политическая функция городов как национальных и региональных столиц.

Процесс индустриального развития городов оказывается тесно связан с динамикой экономического развития, описанной в работах Н.Д. Кондратьева [2] и Й. Шумпетера [5]. В настоящее время для анализа динамики экономического развития широко используется концепция смены «технологических укладов». При этом развитие городов - как центров цивилизационно-технологического развития - можно рассматривать как процессы перехода от «старого» к «новому» технологическому укладу. С.Ю. Глазьев определяет технологический уклад как «целостное и устойчивое образование, в рамках которого осуществляется замкнутый цикл, включающий добычу и получение первичных ресурсов, все стадии их переработки и выпуск набора конечных продуктов, удовлетворяющих соответствующему типу общественного потребления» [1]. В период с 1770 по 2010 г. он выделяет пять технологических укладов, причем шестой уклад в настоящее время находится в стадии формирования (табл. 1).

Формирование нового технологического уклада всегда связано с большими инвестиционными вложениями, получателями которых и могут стать города -будущие технологические лидеры. Очевидно, что в городах будут сосредотачиваться наиболее интеллектуалоемкие и рентабельные виды деятельности, определяющие ядро нового уклада.

Концепция смены технологических укладов предполагает, с одной стороны, сосуществование деятельностей, принадлежащих различным технологическим укладам, с другой - дифференциацию деятельностей внутри самого технологи-

Таблица 1

Хронология и характеристики технологических укладов

Характеристики уклада

Номер технологического уклада

1

Годы

1770-1830

1830-1880

1880-1930

1930-1970

1970-2010

Страны - технологические лидеры

Великобритания, Франция, Бельгия

Великобритания, Франция, Бельгия, Германия, США

Германия, Великобритания, США, Франция, Бельгия, Швейцария, Нидерланды

США, Западная Европа, Япония

США, Япония

Ядро технологического уклада

Текстильная промышленность, текстильное машиностроение, выплавка чугуна, обработка железа, строительство каналов, водяной двигатель

Паровой двигатель, железнодорожное строительство, транспорт, машино-, пароходостроение, угольная, станко-инстру-ментальная промышленность, черная металлургия

Электротехническое, тяжелое машиностроение, производство и прокат стали, линии электропередач, неорганическая химия

Автомобиле-, тракторостроение, цветная металлургия, производство товаров длительного пользования, синтетические материалы, органическая химия, производство и переработка нефти

Электронная промышленность, вычислительная, оптико-волоконная техника, программное обеспечение, телекоммуникации, роботостроение, производство и переработка газа, информационные услуги

Ключевой фактор

Текстильные машины

Паровой двигатель, станки

Электродвигатель, сталь

Двигатель внутреннего сгорания, нефтехимия

Микроэлектронные компоненты

Формирующееся ядро нового уклада

Паровые двигатели, машиностроение

Сталь, электроэнергетика, тяжелое машиностроение, неорганическая химия

Автомобилестроение, органическая химия, производство и переработка нефти, цветная металлургия, автодорожное строительство

Радары, строительство трубопроводов, авиационная промышленность, производство и переработка газа

Нанотехноло-гии, молекулярная биология

Преимущества данного технологического уклада по сравнению с предшествующим

Механизация и концентрация производства на фабриках

Рост масштабов и концентрации производства на основе использования парового двигателя

Повышение гибкости производства на основе использования электродвигателя, стандартизация производства, урбанизация

Массовое и серийное производство

Индивидуализация производства и потребления, повышение гибкости производства, преодоление экологических ограничений по энерго- и материало-потреблению на основе КАЛС технологий

ческого уклада. Это означает, что «право на жизнь» будут иметь и города, ориентированные на деятельности предшествующих технологических укладов с учетом новых технических и технологических достижений (включая шахтерские и металлургические города), но рентабельность данных деятельностей и их значимость в общественном разделении труда будут снижаться.

С другой стороны, наличие в самом технологическом укладе определенной производственно-технологической структуры создает возможности для различного позиционирования городов в отношении формирующегося технологического уклада. С.Ю. Глазьев выделяет в структуре технологического уклада следующие единицы: ключевой фактор, ядро и несущие отрасли. При этом можно выделить такие типы деятельности, определяющие структуру технологического уклада, как: разработка «ключевых технологий» будущего технологического уклада в виде выполнения масштабных НИОКР, продукты которых станут основой для массового производства; производство технологических линий «ядра уклада», основанных на новых научных открытиях и новых инженерно-технических решениях; деятельность «несущих отраслей», использующих новые технологии для массового производства.

По данным С.Ю. Глазьева, в шестом, формирующемся в настоящее время технологическом укладе, ключевым фактором будут нанотехнологии, биотехнологии и информационно-коммуникативные технологии; технологическое ядро составят наноэлектроника, нанофотоника, наноматериалы, нанометрология, наносистемная техника, нанофабрика, генная инженерия, клеточные технологии, светодиоды и сканирующие микроскопы; в качестве несущих отраслей будут выступать авиа-, судо-, автомобиле-, приборо-, станкостроение, солнечная энергетика, электроника, электротехника, химико-металлургический комплекс, телекоммуникации, ракетно-космический комплекс, растениеводство, образование, здравоохранение. Представленное многообразие видов деятельности позволяет надеется, что российские города найдут свое место в процессах формирования нового технологического уклада и получат необходимые инвестиционные ресурсы.

Общими факторами агломерационного развития - формирования крупных агломерационных образований из близкорасположенных муниципальных образований являются: увеличение численности городского населения; формирование и распространение нового стандарта качества жизни; организация транспортной доступности для обеспечения возможности нового уровня потребления. Новый стандарт предполагал существенное улучшение жилищных условий (пригородное коттеджное строительство) и возможность удовлетворения (стимулируемых кредитами) потребительских запросов населения.

Пропаганда нового стандарта жизни и культа потребления активно проводилась средствами массовой информации, в первую очередь созданной индустрией «окно в мир» - массовым телевидением. Ускоренная автомобилизация, пригородное железнодорожное сообщение, массовое строительство дорог сделали доступными городское образование, медицину, сферу культуры и отдыха, потребительский рынок для жителей близкорасположенных городов и населенных пунктов.

Внешние и внутренние предпосылки образования Красноярской агломерации

Основными внешними предпосылками образования Красноярской агломерации (как и ряда других сибирских агломераций) являются:

• исчерпание освоенных месторождений нефти, газа, других природных ресурсов и необходимость внятной политики управления и активного освоения территории Сибири, Дальнего Востока и Севера;

• необходимость обеспечения активной политики социально-экономического взаимодействия со странами Азиатско-Тихоокеанского региона;

• повышение привлекательности крупных городов как центров концентрации «человеческого капитала» и развития инновационной экономики.

Основные внутренние предпосылки образования Красноярской агломерации:

• сложившаяся трудовая маятниковая миграция из близлежащих населенных пунктов (Сосновоборск, Дивногорск, Железногорск и др.);

• формирование среднего класса и расширение коттеджного строительства в пригородах (кризис может сильно затормозить этот процесс);

• крупные инвестиционные проекты освоения Красноярского края (Ванкорское месторождение, строительство Богучанской ГЭС, Алюминиевого завода и др.) и необходимость создания для них транспортно-логистической и ресурсно-рекреационной площадки;

• создание Сибирского федерального университета, который может стать центром формирования инновационной экономики и центром образовательной миграции студентов из других регионов России и стран СНГ;

• мощный управленческий ресурс губернатора Красноярского края А. Хлопонина, который является политиком федерального уровня и выступает «мотором» развития региона.

Важной особенностью г. Красноярска является его нахождение в зоне столкновения/взаимодействия двух технологических культур - западной (Германия, Франция, Италия и др.) и восточной (Япония, Южная Корея). Это проявляется в одновременном сосуществовании различных технических стандартов в сфере информационно-коммуникативных технологий, в сфере транспортных средств - японские и корейские легковые автомобили. При этом в Красноярске (и других сибирских городах) уже существует развитая инфраструктура (малого и среднего бизнеса), которая обеспечивает эксплуатацию и необходимый ремонт соответствующей техники. Аналогичная ситуация происходит в секторе горнодобывающего и перерабатывающего оборудования, а также в области лесодобычи и лесопереработки.

Анализ возможностей и перспектив развития Красноярской агломерации

В проекте Концепции Стратегии социально-экономического развития Красноярской агломерации до 2020 года, подготовленного компанией ООО «Strategy Partners», определены тенденции и приведены предпосылки образования агломерации.

В качестве глобальных тенденций, определяющих возможности и угрозы указаны:

• быстрорастущие страны Азии являются привлекательным рынком сбыта, но также выступают значимыми конкурентами в борьбе за потребителей и ресурсы;

• глобализация упрощает доступ к новым рынкам и технологиям, но увеличивает риск вытеснения российских производителей мировыми игроками;

• фокус на развитие реального сектора экономики позволит смягчить последствия падения экономической активности в условиях финансового кризиса;

• рост роли инноваций и человеческого капитала открывает возможность построения инновационной экономики, но несет риск нарастания технологического отставания.

При этом в качестве потенциала развития Красноярской агломерации выделяются:

• географическая близость к Азиатскому региону;

• обеспеченность сырьем и ресурсами;

• высокая доля реального сектора экономики и наличие промышленных площадок;

• запас прочности экономики за счет высокой бюджетной обеспеченности;

• высокий уровень развития НО К;

• энергетический потенциал;

• знание и понимание российского рынка;

• интернациональная и конфессиональная толерантность.

Приведенные глобальные тенденции и указанные предпосылки не являются

специфичными для Красноярской агломерации: в различной степени они характерны для ряда сибирских городов - Новосибирска, Иркутска, Омска. Причем данные города имеют и свои особые преимущества. Все это делает проект Красноярской агломерации одним из возможных, но не обязательно самым значимым для федерального центра.

Далее в Концепции идет совершенно «свободное прожектирование» с определением стратегических целей и количественных показателей в области развития экономики, повышения качества жизни и развития базовой инфраструктуры.

Указанные стратегии «подкрепляются» плановыми показателями строительства гостиниц, музеев, аквапарков, горнолыжных курортов, домов отдыха, молодежных спортивных лагерей, больниц, бассейнов, спортивных залов, сельских библиотек. Предполагается, что транспортная доступность и связность агломерации «будет» обеспечиваться малобюджетной и малой авиацией, высокоскоростными магистралями (связь с другими сибирскими городами).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Перспективы развития, ключевые проекты

В качестве перспективных «проектов» экономического и социального развития агломерации указываются:

• создание инжинирингового центра, деятельность которого будет востребована многими отраслями промышленности и будет иметь положительные экономические и социальные эффекты;

• создание сибирского центра сорсинга - структуры, которая сможет стать эффективным посредником между бизнесом РФ и азиатскими компаниями, обеспечивающим размещение российскими компаниями заказов на изготовление продукции в азиатских странах по аутсорсинговым контрактам, оказывающего услуги по продвижению российской продукции на азиатские рынки через торговые представительства РФ в странах Азии;

• создание бизнес-школы, что позволит привлечь в регион ведущих специалистов в области управления и ускорить развитие конкурентоспособной экономики;

• создание Сибирского центра трансфера технологий, что позволит ускорить модернизацию предприятий и повысить конкурентоспособность продукции;

• развитие обучения иностранным языкам (в том числе восточным) для успешного интегрирования Красноярской агломерации в международную деловую и научную среду;

• создание научно-инновационной зоны, которая может стать существенным элементом в достижении стратегических целей агломерации в области развития экономики;

• строительство научно-развлекательного парка, демонстрирующего последние достижения науки и техники;

• создание международного хаба, включающего широкий перечень объектов логистической инфраструктуры, для реализации транзитного потенциала России на базе аэропорта Емельяново;

• строительство логистических площадей (882 тыс. кв. м) к 2020 г.;

• обеспечение доступа к широкополосной сети Интернет 75% населения для повышения качества жизни.

При этом на реализацию отраслевых и инфраструктурных проектов, проектов в социальной сфере и научно-образовательном комплексе к 2020 г. планируется израсходовать 670 млрд руб. - по 60 млрд руб. в год в течение 11 лет. Основным источником финансирования предполагаются частные инвестиции - 489 млрд руб. и бюджетные инвестиции (федеральные, региональные, местные) - 181 млрд руб.

Замечания и выводы

Почти все предложенные проекты не являются специфическими для Красноярской агломерации и имеют более слабые исходные позиции в сравнении с другими сибирскими городами. Остается открытым вопрос о потенциальных инвесторах формирования Красноярской агломерации.

Наиболее значимым и требующим существенного участия федерального центра является создание центра сорсинга, научно-инновационной зоны, инжинирингового центра, центра трансферта технологий и бизнес-школы. Все эти проекты связаны с созданием условий для формирование сектора инновационной, постиндустриальной экономики и являются затратными (малорентабельными), при этом отсутствуют указания (намеки) на возможных экономических субъектов для данного сектора.

Нужно отметить, что в Красноярске и Красноярском крае сравнительно низкий (по сравнению с другими регионами) инновационный потенциал и фактически

отсутствует «инновационно-предпринимательский класс» - люди, способные развернуть научно-инновационную деятельность, международный сорсинг, инжиниринг, трансферт технологий и др. Более того, уровень доходов в финансовом и ресурсно-экспортном секторе экономики делает малопривлекательными для активных молодых людей занятия инновационной и предпринимательской деятельностью.

Для реализации проекта формирования Красноярской агломерации, имеющего слабые стартовые позиции, необходим очень сильный лоббистский и проектно-управленческих ресурс, который обеспечит привлечение масштабных федеральных ресурсов и участие в проекте крупных транснациональных бизнес-структур.

Драйверы Красноярской агломерации

В качестве драйверов (ведущих процессов), определяющих возможное развитие Красноярской агломерации, необходимо выделять процессы, обеспечивающие кратное увеличение финансирования и соответствующий масштаб изменений.

• Массовое коттеджное строительство для среднего класса. Средний класс в Красноярском крае, нуждающийся в собственном доме, оценивается в 50 тыс. семей, что составляет 15% от общего числа семей в агломерации. При стоимости экономичного, но комфортного коттеджа (150 кв. м по 30000 руб. за кв. м) и транспортно-коммунальной инфраструктуры в 10 млн руб. общий объем частных инвестиций составит 500 млрд руб.

• Модернизация транспортной сети (расширение малобюджетного авиационного сообщения, расширение и строительство дорог, моста через Енисей, транспортных развязок, парковок, «быстрого трамвая», «речного трамвая» и др.) -объем бюджетных инвестиций может составить 50-70 млрд руб.

Важными для развития агломерации будут формирование сектора инновационной постиндустриальной экономики и концентрация «человеческого капитала» - привлечение молодых, предприимчивых и образованных людей. Для этого должна быть сформирована региональная инновационная система, включающая соответствующую инфраструктуру и рабочие места, и создан образовательный миграционный мост.

• Образовательный миграционный мост будет обеспечивать дополнительный ежегодный выпуск 5-7 тыс. магистров и бакалавров за счет активного набора абитуриентов из других регионов России и стран СНГ*. Образовательный миграционный мост включает в себя вузы Красноярска и Международный образовательный комплекс для молодежи («Сибирский Артек») на 2000 мест и пропускной способностью 50 тыс. человек в год для проведения интенсивных образовательных, развивающих и спортивно-оздоровительных школ - это позволит сформировать поток абитуриентов для системы образовательного комплекса агломерации. Объем бюджетных инвестиций может составить 1015 млрд руб.

* В настоящее время в красноярских вузах лишь 5% студентов составляют жители других регионов и стран, для получения 10 тыс. дополнительных студентов необходим переход к набору 35% «внешних» абитуриентов (уровень Томска).

• Красноярская краевая инновационная система должна стать основой формирования инновационного сектора экономики края. Для этого следует сформировать необходимую нормативно-правовую базу, создать эффективный организационно-управленческий центр, обеспечить инвестиции в создание инновационной инфраструктуры: технопарков и бизнес-инкубаторов, технико-внедренческих экономических зон, системы инжиниринговых центров и центров трансферта, систему подготовки и переподготовки кадров по заказам крупных российских компаний и среднего бизнеса. Объем инвестиций может составить 100-150 млрд руб.

Важным административно-политическим ресурсом развития агломерации является размещение на ее территории ряда федеральных административных и проектно-управленческих структур: Государственной таможни; представительства МИД по странам АТР, представительства Министерства регионального развития (в виде Центра стратегических исследований и разработок) и иных органов федерального управления; арбитражного суда и др., а также концентрация (и интеграция деятельности) на территории агломерации органов управления (административных, инжиниринговых, кадровых центров) крупных российских компаний и «монополий»: РЖД ГАЗПРОМ, РОСНЕФТЬ, Почта России и др.

Риски проекта Красноярской агломерации

Главным риском проекта формирования Красноярской агломерации является политика федерального центра, который в лице Правительства и министерств может сделать акцент на развитии других сибирских агломераций.

Литература

1. Глазьев С.Ю. Возможности и ограничения технико-экономического развития России в условиях структурных изменений в мировой экономике. 24 декабря 2008 г. http:// www.glazev.ru/econom_polit/2477

2. Кондратьев Н.Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения. - М.: Экономика, 2002.

3. Кошкаров А. Цена холода // Эксперт. - 2004. - № 10 (411). По материалам работы Ф. Хилл и К. Гэдди «Сибирское проклятье: как коммунистические плановики заморозили Россию» (Waschington: Brookings Institution Press, 2003. - 240 с.).

4. Политика иммиграции и натурализации в России: состояние дел и направления развития: Аналитический доклад / Под ред. С.Н. Градировского. - М.: ЦСИ ПФО, 2005.

5. Шумпетер Й. Теория экономического развития. - М.: Прогресс, 1982.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.