К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЛИЧНОСТИ
Хайдарова А.Р.
Гимназия № 39, Россия, Камчатский край, г.Петропавловск-Камчатский
Методист
ON THE QUESTION OF FORMATION OF COMPETITIVENESS PERSONALITY
Khaydarova A.R.
Gymnasium № 39, Russia, Kamchatka, Petropavlovsk-Kamchatskiy
Methodist
Аннотация
В статье раскрывается содержание конкурентоспособности личности как системного феномена. Автор с разных научных позиций анализирует понятие конкурентоспособности. Опираясь на различные научные направления: философию, экономику, психологию, педагогику, исследователь выявляет понятие и сущность конкурентоспособности личности и на основе проведенного анализа делает заключение о том, что конкурентоспособность личности базируется на внутренней активной позиции человека, которая формируется на основе осмысления личностью себя, своей деятельности, а также в процессе взаимодействия с окружающей реальностью.
Abstract
The article reveals the competitiveness of the individual as a systemic phenomenon. The author studies the researchers understanding of the category of "competitiveness" from different perspectives: philosophical, economic, psychological, pedagogical. Analysis of economic, philosophical-psychological, pedagogical approaches gives the opportunity to explore the concept and essence of competitiveness in relation to personality. Based on the analysis the author concluded that the competitiveness of personality based on the active position of formation of the inner man, which occurs on the basis of self-reflection of their activities, as well as in the process of interaction of a person with the surrounding reality.
Ключевые слова: конкурентоспособность, конкурентоспособность личности, конкурентные преимущества, субъект деятельности.
Keywords: competitiveness, competitive personality, competitive advantages, stakeholder.
Изменения, происходящие в социальной и экономической сфере России влекут за собой потребность в конкурентоспособных специалистах. Но, как показывает практический опыт, на сегодняшний день педагоги, работающие в образовании, обладают недостаточными знаниями методологических, теоретических, технологических основ становления и развития конкурентоспособности личности. Все это подводит нас к необходимости проведения теоретического анализа с целью осмысления понятия и сущности конкурентоспособности личности.
В настоящее время изучением феноменологии конкурентоспособности занимаются ученые разных научных направлений, в частности, философии, экономики, психологии и педагогики.
Экономические теории дают базовые представления о понятии конкурентоспособности личности [10]. С точки зрения исследователей И. А. Данилова, Е.В. Волковой, конкурентоспособным является не только объект, но и субъект рыночных отношений, под которым подразумевается человек [10] . Ряд ученых считает, что конкурентоспособность зависит от конкурентных преимуществ человека как субъекта рыночных отношений (Р.А. Фатхутдинов, А.И. Котелкин, М.М. Мусин и др.). Эти исследователи под конкурентными преимуществами понимают уникальные способности и возможности личности, которые осознаются ею и которые личность стремится максимально интегрировать в деятельность. Ученые-экономисты также
утверждают, что на становление конкурентоспособности личности влияют не только внешние условия, но и внутренние факторы, способствующие развитию уникальных человеческих способностей, необходимых в профессиональной деятельности (М.М. Мусин, А.И. Котелкин).
Анализ философско-психологической литературы дал нам возможность осмыслить значение профессионально-личностного развития человека как основы становления конкурентных преимуществ. И это не случайно, поскольку, как указывают исследователи, феноменология личности многомерна. По мнению Л. Хьелла, личность - это некая абстракция, представляющая собой лишь различные проявления человека в деятельности, общении, взаимодействии с другими людьми [3]. В связи с этим, в философско-психологической научной литературе существуют разные подходы, влияющие на осмысление сущности личности и ее характеристик, способствующих становлению конкурентоспособности. Анализ литературы свидетельствует о том, что большинство исследователей склонны рассматривать конкурентоспособность как системный феномен (В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин, В.П. Кузьмин, А.Н. Азрилиян и др.) [3, 9]. Системный подход дает представление о личности и ее конкурентоспособности как системообразующей целостности. В рамках данного подхода, как отмечает А.Г. Асмо-лов, в психологической науке существуют две позиции на проблему личности [3]. Так, с позиции моносистемного видения личность рассматривается
как целостная, самоорганизующая система, которой присущи самосознание, чувственность, воля, эмоции, а также способность к самоорганизации, самоактуализации, самореализации. Все это составляет основу личности, определяет ее субъективность и внутреннюю активность (К. Роджерс, Р. Бернс, А. Комбас, А. Маслоу, Ш. Бюлер, А. Бандура, Дж. Роттер). Опираясь на исследования представленных выше ученых, можно выделить внутренние сущностные характеристики личности, способствующие становлению ее конкурентоспособности. К ним следует отнести творческие начала, потребность в самоактуализации, стремление к самоосознанию, самовыражению, самореализации и др. С точки зрения исследователей, конкурентоспособность человека может проявляться тогда, когда он способен актуализировать и реализовать свой личностный потенциал, проявить свои возможности в профессиональной среде [5] .
С позиции полисистемного знания личность рассматривается как «элемент» различных систем, в которых эта личность преобразуется, тем самым, она становится способной выходить за рамки своей субъективности и проектировать себя в будущее, самореализовываться (Э. Фромм, Д.И. Фель-дштейн, В. Франкл, Г. Олпорт) [3]. При этом ученые отмечают, что человек, ощущая себя частью окружающего мира, в то же время внутренне осознает, что не зависит от него. Это называется позитивной свободой, достижение которой требует от человека активности в жизни, что является одним из оснований становления конкурентоспособности [3].
В исследованиях отечественных ученых осмысление личности и ее конкурентоспособности связано с категорией деятельности, так как проявление личности обнаруживается в деятельности [1, 6]. В связи с этим для нас значимым будет обращение к деятельностной теории, отражающей проявление личности в процессе активного осуществления собственной деятельности (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев) [1, 6]. Представители данной теории рассматривают личность как активный субъект деятельности. Анализ теоретических исследований выше представленных ученых позволяет нам опираться на следующее: главным источником становления и развития личности, как известно, выступает деятельность. При осуществлении деятельности реализуется диалектический процесс интериоризации и экстериоризации. Интериоризация предполагает осознание и осмысление человеком своей деятельности, а экстериоризация подразумевает воплощение внутренних субъективных характеристик личности в своей деятельности, наполнение этой деятельности своим личностным смыслом. Данный диалектический процесс характеризует человека как активного субъекта деятельности. В различных сферах деятельности человек способен проявить себя, самореализоваться и достичь высшей формы жизнедеятельности - творческой самореализации,
которая является одной из характеристик конкурентоспособности личности. По мнению ученых М.Н. Аванесова, В.А. Сластенина, Е.И. Климова, Л.М. Митиной и др., деятельность является системообразующим звеном между профессиональной подготовкой и профессиональной деятельностью [1, 8, 10]. Высокий уровень конкурентоспособности личности определяется сформированностью ее потребности к профессиональной деятельности, активности, осознанному отношению к своей будущей профессии; убеждением себя в ценности и необходимости своей будущей профессиональной деятельности [1]
Анализ научной педагогической литературы также обращает наше внимание на тот факт, что конкурентоспособность личности глубоко связана с профессиональной компетентностью личности [6, 10]. Профессиональная компетентность характеризуется возможностями личности, позволяющими ей успешно разрешать проблемную ситуацию, активизировать и актуализировать свои знания, умения, способности, опыт, необходимые в практической деятельности. Все это можно рассматривать как конкурентные преимущества личности, которые и характеризуют ее конкурентоспособность. Это дает основание педагогической науке рассматривать сущность конкурентоспособности личности в контексте компетентностного подхода.
Таким образом, обращение к компетентност-ному подходу способствует выявлению ключевых компетенций, формирование которых необходимо для раскрытия сущности конкурентоспособности личности (Э.М. Коротков, А.В. Хуторской, В.В. Лебедев, З.Ф. Зеер и др.). Поскольку компетенция понимается как общая способность, формирующаяся и проявляющаяся в деятельности, то и само понятие «конкурентоспособность» содержит в себе совокупность компетенций, позволяющую личности быть конкурентоспособной. К такой совокупности профессионально-личностных компетенций можно отнести следующие:
- ценностно-смысловую (ценностные ориентиры человека, способность к самоосознанию, творческой самореализации личности, осознание значимости своей деятельности) (Е.А. Какутина, Л.М. Митина, С.Г. Вершоловский);
- коммуникативную (способность устанавливать и поддерживать отношения, быстро и точно ориентироваться в ситуации общения, способность к рефлексии, способность активно воздействовать на людей) (Б.Д. Парыгин, А.А. Бодалев, Л.Д. Сто-ляренко);
- самообразовательную (умение ставить цели, планировать свою деятельность, иметь способность к самоорганизации, оценивать результаты своей деятельности) (И.В. Назарова);
- творческую (способность решать нестандартные задачи, находить новые подходы к уже известным проблемам)(И.А. Зимняя, Л.М. Митина, В.И. Андреев) и др.
Таким образом, анализ научной литературы подвел нас к заключению о том, что конкуренто-
способность личности представляет собой сложную профессионально-личностную систему ценностно-смысловых, коммуникативных, образовательных, творческих компетенций, направленных на активное преобразование в профессиональной деятельности будущего специалиста.
Список литературы
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания [Текст] /Б.Г. Ананьев. - СПб.: Питер, 2001. -288 с.
2. Андреев В.И. Саморазвитие творческой конкурентоспособности личности менеджера [Текст] /В.И. Андреев. - Казань: СКАН, 1992. - 207 с.
3. Асмолов А. Г. Психология личности [Текст]: [учебник] / А.Г. Асмолов. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 367 с.
4. Востриков А.А. Конкурентоспособность выпускника школы и современные подходы к ее формированию [Текст]: [психол. аспект] /А.А. Востриков. - Томск: Изд-во ТГПУ, 2009. - Вып. 4. - с.198-204
5. Выготский Л.С. Психология развития человека [Текст] /Л.С. Выготский. - М.: Изд-во «Смысл»; Изд-во «Эксмо», 2005. - 1136 с.
6. Гришин А.В. Актуализация социально-педагогической инициативы и развитие профессиональной конкурентоспособности специалистов средней профессиональной школы [Текст]: [монография] /А.В. Гришин. - Магнитогорск: МаГУ, 2007. - 185 с.
7. Котова И.Б. Обученность, подготовленность, конкурентоспособность личности как целевая триада процесса обучения [Текст] /И.Б. Котова, Н.А. Захарченко //Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - Ростов-на-Дону, 2012. - №8. - с.47-55
8. Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности [Текст] /Л.М. Митина. -М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. -400 с.
9. Платонова Р.И. Подготовка конкурентоспособного специалиста в региональном педагогическом вузе: методология, концепции, системы [Текст]: [монография] /Р.И. Платонова. - М.: Сов. спорт, 2011. - 165 с.
10. Резник С.Д. Конкурентоспособность выпускника российского вуза: системы и механизмы формирования [Текст]: [монография] /С.Д. Резник. - Пенза: ПГУАС, 2012. - 283 с.