8. Аргументы и факты. - 1999. - № 53. - С. 12.
9. Новое в русской лексике. Словарные материалы / Под ред. Н.З. Котеловой. - М., 1986. - С. 268.
10. Спид-Инфо. - 2005. - № 7. - С. 15.
11. Гридина Т.А. Языковая игра: стереотип и творчество. - Екатеринбург, 1996. - С. 119.
12. Усминская Н.А., Усминский О.И. Вопрос об аллюзивных гипотезах: выдвижение и доказательства // Герменевтика в гуманитарном знании: Материалы научно-практической конференции. - СПб., 2004. - С. 189-191.
13. Космополитен. - 1988. - 07/08. - С. 117.
14. Из телевизионной речи.
15. Толковый словарь русского языка конца ХХ века. Языковые изменения / Под ред. Г.Н. Скляревской. - СПб., 1998.
16. Сургутская трибуна. - 05.11.03.
17. Новый город. - 17.06.04.
18. Дерибас В.М. Аббревиатуры русского языка (справочное пособие). - М., 1993.
19. Из телевизионной речи.
20. Большой толковый словарь русского языка / Под ред. С.А. Кузнецова. - СПб., 2000.
21. Из устной живой речи.
22. Из устной живой речи.
Современный этап развития методики преподавания русского языка характеризуют новые подходы к обозначению целей обучения. Цели обучения, его содержание (знания, умения, навыки) определяются через понятия языковой, лингвистической и коммуникативной компетенции.
Изучая язык как систему и овладевая лингвистическими знаниями, школьники одновременно обучаются речи на родном языке - осознают и ос-
О.П. КОЖОКАРЬ
г. Сургут
К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ КОММУ НИКА ТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ВЫПУСКНИКОВ ОБЩЕОБРАЗОВА ТЕЛЬНЫХ ШКОЛ
мысляют через понятия и правила уже сложившуюся речевую практику и на этой основе корректируют и совершенствуют свою устную и письменную речь.
Часть «С» единого государственного экзамена (задание с открытым развёрнутым ответом) призвана проверить уровень сформированности целого комплекса умений, составляющих коммуникативную компетенцию:
- понимать и интерпретировать читаемый текст (адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в тексте);
- определять основную тему текста, важнейшие мысли, позицию автора;
- оценивать позицию автора, на этой основе формировать замысел собственного высказывания, определять его основную мысль;
- выстраивать композицию письменного высказывания, подчиняя её логике выражения своего коммуникативного намерения и др.
Это задание обладает высокой диагностической и дифференцирующей способностью. Кроме этого, данный вид работы даёт представление о том, как выпускники школы владеют монологической речью, как умеют аргументировать свою точку зрения, что немаловажно не только для успешной учебной деятельности, но и для профессионального образования выпускника, становления его как гражданина.
Что касается качественных характеристик результатов сочинения, следует отметить, что в среднем только половина выпускников, выполняющих этот вид работы, способна верно понять и полно отразить основные мысли исходного текста.
Отметим типичные ошибки, которые встречаются в работах выпускников:
1) в большинстве работ основное содержание текста и позиция автора в целом поняты верно и отражены без искажения фактов, однако выявлено не всё, что важно для понимания основного содержания текста и позиции автора;
2) работы выпускников сводятся к пересказу исходного текста; вместо интерпретации толкования затронутой в тексте проблемы, выпускник пишет изложение;
3) часто встречаются работы, в которых выпускники не задумываются над выбором языковых средств при оформлении начала и конца сочинения; так, например, большое количество сочинений начинается с местоимённой фразы: В этом тексте говорится...;
4) много работ, в которых позиция ученика формально заявлена, но не сформулирована: «Я согласен с автором»...
Примерно треть выпускников может ясно и убедительно доказать свою позицию в случае, если она совпадает с позицией автора текста, или найти контраргументы, вежливо оформить своё несогласие с доводами автора, защитить своё понимание проблемы. Наиболее удачными для информационно-смысловой обработки оказались тексты, которые содержат нравственные или общечеловеческие проблемы, близкие и понятные школьникам этого возраста. Эти тексты содержат материал для размышления и актуальностью своей тематики побуждают учащихся к выражению личностной позиции.
Около 8% выпускников умеют излагать свои мысли грамотно, не нарушая норм литературного языка. В работах этих учащихся эксперты отмечают богатство словаря и разнообразие грамматических форм.
Анализ результатов выполнения экзаменационной работы по русскому языку позволил выявить следующие недостатки в подготовке учащихся:
- низка практическая грамотность: орфографическая и пунктуационная подготовка формируется на уровне умений, и к концу школьного
обучения орфографические умения не переходят в навыки грамотного письма, о чём свидетельствует относительно высокий результат выполнения орфографических заданий в части «А» и низкая практическая грамотность, проявленная в сочинениях;
- около 50% учащихся не владеет навыками рационального чтения, затрудняется при интерпретации содержания текста, при проведении языкового анализа текста, не умеет ясно и точно выражать свои мысли в письменной форме;
- невысока общая лингвистическая подготовка по русскому языку, что мешает овладению языковой нормой и речевыми умениями.
Проведённый нами анализ результатов выполнения экзаменационной работы по русскому языку в Ханты-Мансийском автономном округе в 2007 году показал, что на уроках русского языка в средней школе необходимо создавать условия для формирования коммуникативной компетенции: больше работать с текстом, на протяжении всего школьного курса родного языка отрабатывать навыки рационального чтения учебных, публицистических, художественных текстов, формируя на этой основе общеучебные умения работы с книгой; обучать анализу текста, обращая внимание на эстетическую функцию языка; учить письменному пересказу, интерпретации и созданию текстов различных стилей и жанров.
Особое место в процессе формирования коммуникативных умений у выпускников школ, на наш взгляд, должно отводиться упражнениям по развитию связной письменной речи.
Психологи рассматривают речь как процесс восприятия и порождения высказывания. Основой процесса восприятия как первого этапа развития связной речи является работа с готовым текстом, его анализ. На втором этапе проводится работа, связанная с процессом порождения речи.
Как утверждает методист Т.М. Воителева, усвоение текста основано на его понимании, осознании смысла и внутренних связей в его содержании. В основе понимания лежит рефлексия - использование определенных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение и др.), помогающих ученику прийти к цели. Рефлексия, с одной стороны, отражает уровень развития языковой личности, а с другой - способствует этому развитию.
«Восприятие (понимание) текста зависит от объективных знаний и собственного опыта читателя. Поэтому не случайно, что одно и то же произведение, прочитанное человеком на разных этапах жизненного пути, воспринимается им по-разному. Будучи средством постижения внутренних связей в содержании текста, понимание рассматривается как движение к знанию в процессе чтения или слушания текста, определения темы, ведущей мысли высказывания.
В процессе восприятия текста развивается эмоциональная сфера мышления ученика, формируется умение чувствовать, переживать разнообразные эмоции, воспринимать эмоциональные коннотации (оттенки).
О совершенстве овладения речью можно говорить лишь тогда, когда усвоены не только средства, обеспечивающие информативную функцию речи, но и средства, обеспечивающие выразительную функцию речи, т.е. средства выражения внутреннего мира человека»1.
Наконец, анализ готового текста способствует развитию памяти, речевого чутья ребенка.
Использование для анализа текстов и - шире - для обучения родному языку «безукоризненных образцов», какими являются отрывки из лучших про-
изведений художественной литературы, содействует улучшению развивающего потенциала речевой среды, который, по словам Л.П. Федоренко, «тогда оптимален, когда обеспечены учебные средства, дающие образованность в области поэтики. Эти учебные средства активизируют и развитие высших эмоций, обеспечивают полноценное развитие личности ученика»2. Более того, работу по анализу текста можно рассматривать как один из способов познания мира, национальной и мировой культуры.
Анализ текста, проводимый регулярно, систематически, имеет большое значение для развития речи учащихся, формирования умения воспринимать речь других и создавать собственное высказывание. «В процессе работы над готовым текстом происходит углубленное знакомство со структурой, идеей текста, техникой его создания, развивается логическое мышление учащихся, идет практическое усвоение языка в различных условиях его применения. В целом анализ текста способствует воспитанию культуры слушания и чтения»3.
Методика анализа текста активно разрабатывалась в трудах многих отечественных ученых (Н.М. Шанский, Л.М. Лосева, Г.В. Колшанский, Г.Я. Сол-ганик, И.В. Арнольд, Н.А. Ипполитова, А.И. Горшков, С.И. Львова, Л.А. Новиков, Е.С. Антонова, Т.М. Пахнова и др.). Она опирается на теорию речевой деятельности, связанную с механизмами порождения и восприятия речи.
Ученые выделяют следующие виды анализа текста:
- лингвистический;
- лингвостилистический;
- филологический;
- лингвоэстетический;
- комплексный (целостный);
- герменевтический.
Анализ готового текста основан на его понимании, осознании смысла и внутренних связей в его содержании.
Понимание рассматривается методистом Т.М. Воителевой «как движение к знанию в процессе чтения, определения темы ведущей мысли высказывания». В процессе восприятия текста развивается эмоциональная сфера мышления ученика, формируется умение чувствовать, переживать разнообразные эмоции, воспринимать эмоциональные коннотации.
В арсенале методики русского языка имеется широко представленный тип упражнений, переходных от анализа готового языкового материала к созданию собственных высказываний, - это различного рода преобразования исходного дидактического материала4.
Основные разновидности таких упражнений были разработаны Т.А. Ладыженской:
1. Анализ готового материала.
1.1. Наблюдения по специально подготовленным вопросам и заданиям.
1.2. Выделение (опознавание) и характеристика (разбор) нужных элементов.
1.3. Сравнение сопоставимых явлений языка.
1.4. Анализ текста с точки зрения соотносительности использованных в нем языковых средств и задачи, условий, содержания высказывания.
2. Преобразования данного языкового материала.
2.1. Языковой эксперимент.
2.2. Синонимические замены данных языковых фактов.
2.3. Построение различных единиц языка (по опорным элементам и предложенным моделям, схемам).
2.4. Распространение исходного материала.
2.5. Сжатие данного построения.
2.6. Редактирование.
3. Создание высказывания.
3.1. Выбор языковых средств или типа речи в соответствии с темой и ситуацией высказывания.
3.2. Конструирование элементов высказывания с учётом речевой ситуации.
3.3. Подготовка плана и рабочих материалов к сочинению на данную
тему.
3.4. Создание фрагмента сочинения.
3.5. Сочинение на определённую тему.
На уроке могут быть использованы различные виды упражнений, однако эта работа будет плодотворной только в том случае, если учитель чётко представляет себе её цель - формирование у школьников умения понимать текст, воспроизводить его и строить собственное высказывание.
Немаловажное значение, на наш взгляд, на уроках русского языка имеет работа по обучению школьников составлять вторичные тексты, которую можно рассматривать как подготовительный этап к их обучению самостоятельно излагать свои мысли, строить устное или письменное высказывание.
«Вторичный текст - это текст, созданный на основе текста-оригинала (авторского текста). К вторичным текстам относятся аннотации, конспекты, рефераты, изложения и т.п.»5.
Обучение созданию вторичных текстов имеет большое значение для формирования навыков как устной, так и письменной связной речи. Такая работа позволяет научить школьников выбирать из текста ключевые слова, центральные предложения, развивает умение распространять, детализировать высказывания, приводить необходимые примеры, что в дальнейшем поможет им правильно, логично, точно излагать свои мысли.
Актуальность работы по составлению вторичных текстов особенно возросла в последние годы, когда одной из форм проведения устного экзамена в школе, в том числе и по русскому языку, стала защита реферата. Школьники должны научиться не только пересказывать текст, но и определять область знаний, к которой он относится, формулировать тему, основную мысль текста и каждого из его фрагментов, относительно самостоятельных в смысловом отношении.
Вслед за Т.М. Воителевой мы предлагаем проводить работу над вторичными текстами в несколько этапов:
- выразительное чтение;
- выделение опорных слов и словосочетаний;
- деление текста на относительно самостоятельные (законченные) в смысловом отношении отрезки, составление плана;
- указание микротемы и основной мысли каждой части;
- подготовка тезисов;
- составление на этой основе собственного высказывания.
Вторичными текстами учащиеся пользуются при изучении всех предметов (пересказ параграфа учебника, самостоятельная работа по дополнитель-
ным источникам), поэтому обучение созданию вторичных текстов следует вести на межпредметном уровне.
Несомненно, что формирование коммуникативной компетенции возможно только на базе языковой и лингвистической компетенции; однако необходимо систематически на уроках русского языка, используя различные формы работы, способствовать развитию практических речевых умений, позволяющих составить представление об общем развитии выпускника, его нравственной и социальной зрелости.
Примечания
1. Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку. - М.: Дрофа, 2006. -С. 228.
2. Федоренко Л.П. Закономерности усвоения родной речи. - М., 1984. - С. 35.
3. Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку... - С. 224.
4. Методика развития речи / Под ред. Т.А. Ладыженской. - М.: Просвещение, 1991. -С. 17.
5. Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку... - С. 228.
Ю.А. ДВОРЯШИН
г. Сургут
М.А. ШОЛОХОВ И «ДЕРЕВЕНСКАЯ ПРОЗА» 2-й ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА
Литературные достижения 2-й половины ХХ века из-за грани начавшегося столетия выглядят сегодня несомненно более значимыми и масштабными, чем казалось прежде. В особенности это можно отнести к литературной купнице, связанной тематикой творчества с судьбой русского крестьянства.