Научная статья на тему 'К вопросу о формировании «Кавказского вопроса» в России (по материалам I-III государственных Дум Российской империи)'

К вопросу о формировании «Кавказского вопроса» в России (по материалам I-III государственных Дум Российской империи) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
322
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАВКАЗСКИЙ ВОПРОС / КАВКАЗСКИЙ ЗАПРОС / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ / THE CAUCASIAN REQUEST / STATE DUMA OF THE RUSSIAN EMPIRE / THE CAUCASIAN ISSUE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шандулин Евгений Владимирович

Статья посвящена формированию «кавказского вопроса» в России в начале ХХ века. Рассматривается круг проблем, связанных с выступлениями депутатов первых трех государственных Дум от Кавказа, а так же продвижение кавказской тематики в рамках работы российского парламента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the formation of the «Caucasian issue» in Russia in the early twentieth century. The author discusses a range of issues related to the speeches of the deputies of the first three state Dumas who represented the Caucasus, as well as the promotion of Caucasian subjects in the framework of the Russian Parliament.

Текст научной работы на тему «К вопросу о формировании «Кавказского вопроса» в России (по материалам I-III государственных Дум Российской империи)»

УДК 94(47).083(470.6)

Е. В. Шанлулин

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ «КАВКАЗСКОГО ВОПРОСА» В РОССИИ (ПО МАТЕРИАЛАМ 1-111 ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДУМ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ)

Статья посвящена формированию тематики в рамках работы российского

«кавказского вопроса» в России в начале XX века. Рассматривается круг проблем, связанных с выступлениями депутатов первых трех государственных Дум от Кавказа, а так же продвижение кавказской

парламента.

Ключевые слова: кавказский вопрос, кавказский запрос, государственная Дума Российской империи.

Е. V. Shandulin

TO THE QUESTION OF THE FORMATION OF THE «CAUCASIAN ISSUE» IN RUSSIA (ON MATERIALS OF THE I - III STATE DUMAS OF THE RUSSIAN EMPIRE).

The article is devoted to the formation of the «Caucasian issue» in Russia in the early twentieth century. The author discusses a range of issues related to the speeches of the deputies of the first three state Dumas who represented the Cauca-

Широко используемые в современной науке и публицистике понятие «кавказский вопрос» в настоящее время является, отчасти, синонимом легендарного неразрешимого «гордиева узла» и традиционно выступает трудной для масштабного осмысления темой. Большое количество наслоившихся социальных проблем подталкивает к пониманию этого понятия как сложной системы разнообразных вопросов, смысл которых достаточно широк и разнообразен. Однако системное видение требует определения хронологических рамок формирования данного понятия и условий его кристаллизации в российском общественном и политическом пространстве.

Историческим «коконом», давшим жизнь многим российским системным вопросам стал период начала XX века. Именно первая российская революция вызвала к жизни целый ряд тяжелых проблем: «национальный вопрос», «рабочий вопрос», «окраинный вопрос» и т.д., ставших расхожими понятиями в публицистике того времени и вошедших впоследствии в научную литературу. Данные понятия носят выраженный

sus, as well as the promotion of Caucasian subjects in the framework of the Russian Parliament.

Key words: the Caucasian issue, the Caucasian request, the state Duma of the Russian Empire.

политический оттенок и их происхождение уходит в область формировавшегося публично-политического пространства России начала XX века. В этом ряду можно указать и «кавказский вопрос», который в рамках работы первых трех Государственных Дум Российской империи вырос из публичного противостояния правых и левых депутатов в Думе и получил колоссальный резонанс в виде сформированного правыми депутатами в третьей Думе «кавказского запроса», обсуждавшегося на протяжении нескольких сессий.

При анализе «кавказского вопроса» наиболее продуктивным видится подход к комплексным региональным проблемам, как отражению собственно общероссийских сценариев. С одной стороны, Дума стала «рупором» кавказских проблем, где различные политические силы использовали проблемы региона для продвижения своих политических программ. С другой, приспособление представителей сообществ южных окраин Российской империи начала XX века к новым реалиям времени проходило под влиянием общероссийских трудностей

и нараставшей революционной ситуации. Депутаты региона старались использовать политические общероссийские платформы для отстаивания своих традиционных стремлений. Таким образом, Кавказский вопрос в некотором смысле зеркально отразил некоторые общественные сценарии страны в целом.

Говоря о комплексе проблем российского общества, отраженных в «кавказском зеркале» в рамках работы Государственной Думы, следует указать, что формирование самостоятельного «кавказского вопроса» как политически устоявшегося выражения происходило поэтапно.

Включение территорий Кавказа в орбиту влияния Российской империи в XVIII—XIX веках был первым шагом на этом пути, и представляло собой сочетание различных социальных механизмов [17, с. 29, 31-32] - как экономического, так и политико-административного характера. Административное управление Кавказом через институт наместничества было не просто техническим инструментом, где наместник имел широчайшие полномочия, но и формой частичной изоляции проблем Кавказа от общероссийских вопросов. Проблемы Кавказа до начала XX века были в первую очередь проблемами наместничества, а не всей страны, так как этот регион имел особый административный статус, где наместник был подотчетен только перед императором [1, с. 17-18]. Наместники обладали настолько широкими полномочиями, что по остроумному замечанию М. Сперанского, были похожи на «министров на местах» [17, с. 56]. Таким образом, управление на Кавказе до начала XX века сильно отличалось от управления в центральных регионах страны и не имело единого правового и социального поля для обсуждения своих проблем.

Превращение проблем Кавказа в комплексное явление для самой России произошло в момент включения Кавказа в общероссийское поле взаимодействия не только территориально, но и политически. Это началось вместе с постепенным уравни-

ванием этого региона в правовом статусе с другими территориями во второй половине

XIX века и завершилось с началом работы в России парламентских органов управления в 1906 году. Наместник Кавказа с этого времени был обязан держать в Думе своего представителя и отвечать на публичные запросы депутатов. Именно работа Государственной Думы, публичные политические баталии, опубликованные в печати выписки из выступлений стали тем «коконом», из которого и вырос в итоге сложный и многоликий «кавказский вопрос».

Кавказский вопрос появляется в российском политическом лексиконе в рамках работы Государственной Думы вместе с дискуссиями по депутатским запросам в отношении министерства начиная с её первого созыва. Говоря о периоде рубежа XIX-

XX веков, следует оговорить, что использование словосочетания «кавказский вопрос» было вполне в духе того времени. Системное двусоставное определение проблемных тематик работы парламента встречается в первом же предметном указателе по стенограммам Государственной Думы [14, с. 143-237] сразу в нескольких формах: аграрный вопрос, крестьянский вопрос, национальный вопрос, рабочий вопрос [14, с. 144,177, 183, 213]. Это деление в некотором смысле было условным, однако точно отражало наиболее актуальные для того времени системные кризисы в некоторых ключевых областях жизни общества, требовавших немедленного решения. Рождение «кавказского вопроса» произошло из понятия «кавказский запрос», ставшего одним из ярких сюжетов думской истории начала XX века.

Технически понятие «запрос» связано с регламентом парламентского органа и относится к процедуре подачи документов на рассмотрение Думы, по итогам которой соответствующее профильное министерство должно ответить на запрос депутатов. Надо отметить, что депутаты этим правом активно пользовались. От Кавказа в первую Думу попало почти 30 депутатов, большинство из которых относились либо к элите

местных народов либо были выходцами из русских или казачьих воинских сословий [3, с. 3-17]. В данном случае, если подразумевать Кавказский край как административную [18, с. 818-820], а не историко-культур-ную область, то под депутатами от Кавказа, активно участвовавшими в обсуждении Кавказских проблем можно называть представителей Северного Кавказа: Кубанской области и Черноморской губернии (Черноморский округ), Терской области, Ставропольской губернии; а также Закавказья: Батумской области, Елисаветпольской губернии, Кутаисской губернии, Бакинской губернии, Карской области, Тифлисской губернии, Эриванской губернии, Закаталь-ского округа, Дагестанской области. Однако следует признать, что представители казачества и русских областей региона, в отличие от национальных представителей, как правило, активного самостоятельного участия в осуждении кавказских проблем в первой Думе не принимали, что подтверждается перечнем их обращений и выступлений к думским стенограммам [11, с. 23-139].

Первый парламент отличался невероятным количеством срочных запросов, которыми депутаты, в том числе и от Кавказа, заваливали министерства при практически полном отсутствии принятых законопроектов в текущем порядке. За 72 дня работы первой Думы было рассмотрено более 300 запросов, что было невероятным достижением, но не могло служить доказательством эффективности парламента, так как большинство были мелкими и касались частных случаев нарушения закона. Запросы шли не только в комиссии для дальнейшего рассмотрения, а голосованием могли быть признаны срочными и немедленно передавались в правительство для ответа согласно статье № 40 Учреждения Государственной Думы, так как число подписавшихся под такими письмами, как правило, превышало 30 депутатов, что подтверждалось проектом Наказа Государственной Думы третьего созыва [15, с. 20-21]. Данный механизм оказался эффективным инструментом политической борьбы. Согласно ст. 58 учрежде-

ния Государственной Думы запросы могли голосованием признаваться «спешными» и тогда они немедленно обсуждались в Думе, что превращало иногда работу парламента в сплошной поток мнений и выступлений, перемежаемых критикой правительства.

Проблемы Кавказа проявились в стенограммах первых двух Дум как серия однотипных частных запросов депутатов от Кавказа на основании данных из региона и касались в основном действий казаков на Кавказе, прекращения беспорядков и незаконного насилия [16, с. 252-301]. Это были локальные проблемы, обнародование которых было скорее пробой механизма обращения к думской общественности. Из 28 запросов, в которых депутаты от Кавказа участвовали как подписанты или выступающие, только 7 тематически касались событий на Кавказе (218, 237, 238, 281, 303, 312, 326) [11, с. 23]. Наибольший резонанс получили запрос № 237 «о погромах в Батуми», № 281 «о предании военному суду 27 нижних чинов Мингрельского полка и общая забастовка вследствие этого в Тифлисе» по которым шла дискуссия между депутатами центра России, не видевшими в событиях ничего незаконного и требующего внимания Думы и представителями Кавказа, которые в этой цепи событий видели опасность грядущего массового погрома и требовали немедленного вмешательства думских представителей.

Депутат Жордания от Тифлисской губернии неоднократно выходил на трибуну с длинными выступлениями и экскурсами в историю Кавказа, требуя подать официальные запросы от Думы в войсковые части и лично Министру внутренних дел для расследования событий на Кавказе: «Меня удивляет рассуждение предыдущего оратора23. Мы опасаемся того, чтобы там на днях не произошел всеобщий погром... вы не знаете что такое военные власти в Тифлисе! Тифлис с декабря месяца находится на военном положении. Солдаты и офицеры

23 Депутат от Минской губернии Массониус в этом запросе не увидел ничего незаконного, и посчитал что думский запрос в внутривойсковых проблемах бесполезен

овладели почти всем городом, и они под главенством Тимофеева, местного губернатора, учиняют каждый день незаконные деяния...» [3, с. 1699]. Данная позиция в итоге нашла поддержку кадетских депутатов Набокова и Кокошкина, но встретила упорное сопротивление октябристов и лично одного из их лидеров - М. Стаховича, который требовал не вмешиваться в дела, к которым Дума не имеет компетенции. Стахович как известный юрист иронически заявил: «не смею оспаривать авторитет трех профессоров, мне возражавших... но я прошу, что бы разъяснили моему невежеству: в непосредственной связи с какими рассматриваемыми Государственной Думой делами возник такой запрос? (смех в зале)... я боюсь, что мы создадим министерству новый повод ответить нам, что мы не имеем права, не имеем оснований покуда эдаких запросов делать, и тогда в ответ мы можем проявить только раздражение.... какое в этом запросе указывается неправильное действие? ... если признать за этим запросом срочность... то обставьте его, мотивируйте более сильно» [3, с.1701]. Таким образом, вопросы Кавказа с первых думских заседаний превращались в вопросы общероссийского характера, которые не приближали решения региональных проблем, но становились площадкой для политического межпартийного противостояния.

Достаточно типичной ситуацией был запрос № 182 депутатов от Тифлисской губернии «снаряжение карательной экспедиции Сванетию», касавшийся информации о возможных планах армии провести карательные действия в регионе. Депутат от Тифлисской губернии князь Баратов неоднократно ставил этот запрос важнее обсуждения в Думе вопроса о смертной казни: «Конечно, запрос о смертной казни спешный (запросы 233, 235, 244, 249, 246 курсив авт.), но я настаиваю на спешности запроса, в котором указывается, что в Сванению предполагается послать карательный отряд. Мне кажется, что этот запрос настолько спешный, что его надо сегодня же рассмотреть. Я, депутат Жорда-

ния и проф. Ковалевский (имеется в виду центрист проф. М. М. Ковалевский) получили телеграммы относительно этого...» [3, с. 1551-1552]. Лидеры российских политических партий эти вопросы неизбежно включали в свою работу. Вопросы о погромах и насилии на Кавказе упоминались и в других запросах, носивших уже общероссийский характер, например, в уже упомянутых вопросах применения смертной казни, которые получили также широкое участие путем голосования и выступлений депутатов социалистов от Кавказа. Это запросы № 233,244,249,256, которые в итоге были поставлены председателем Думы князем С. А. Муромцевым в одну повышенную группу важности вместе с упомянутыми вопросами Кавказа [3, с. 1549].

Во второй Государственной Думе за существенно больший период работы Думы (102 дня) было рассмотрено всего 26 запросов, что говорило о заметном изменении тактики депутатов в отношении правительства [3, с. 1553-1554]. Однако, во второй Думе по кавказской тематике возобладала двоякая тенденция. С одной стороны, расширилась тематика общероссийских проблем, в которых звучали примеры с Кавказа. С другой, рассмотрение некоторых запросов превратилось в самые настоящие политические столкновения, в которые были вовлечены представители многих регионов страны от самых различных политических сил и происходившие уже достаточно долго, на протяжении 1 или даже 2 заседаний. Тенденции политизации кавказских проблем, намеченные в Думе первого созыва усилились и явно проявилось влияние на депутатов Кавказа левых политических взглядов.

При численном примерном равенстве числа депутатов от региона с составом в сравнении с первым созывом Думы, лидерство во второй Думе в Кавказских вопросах проявили представители Тифлисской и Кутаисской губерний, ставших представителями левых, в частности социал-демократической фракции: Джапаридзе А. Л., Ломтатидзе В. Б., Зурабов А. Г., Церетели И. Г. и др. Они отли-

чались активностью, настойчивостью, упорством и грамотностью в продавливании своих предложений, заметной политизированностью, постоянными стычками с председателем Думы второго собрания. В их выступлениях кавказский вопрос практически не звучал, а основная работа шла в рамках думской тактики РСДРП. В итоге представители левых оказались в числе 55 членов ГД, которых министерство Юстиции запросило лишить депутатской неприкосновенности в связи с уголовным преследованием [4, с. 1481-1568.], что в итоге сильно ударит по численности представителей Кавказа в третьей Думе.

Вторую по значимости группу депутатов второй Думы составили центристы или внепартийные депутаты, которые не вмешивались в политические дискуссии, но методично выступали с трибуны по разным проблемам российской истории, используя кавказскую тематику как основное наполнение своих выступлений. Именно эта, менее политизированная часть кавказских депутатов, продолжила инкорпорировать расширительную тематику Кавказа в работе государственной Думы и участвовать в работе думских комиссий. Например, член ГД от Бакинской губернии Зейналов З.Э. работая в аграрной думской комиссии, неоднократно выступал по аграрному вопросу, приводя в пример только свой регион, выясняя «разницу нашей Бакинской губернии с остальными» [7, с. 1955-1960]. Потом незаметно переходил к вопросу об образовании отмечая что «русских школ в губернии 420, армян 235, а мусульман всего 167...» [7, с. 1961] за что был прерван председателем Думы за разговоры не по делу. Говорил при думском обсуждении по рабочему вопросу, отмечая важность своего региона в масштабах страны и тяжелом положении рабочих в Баку [7, с. 581]. Член ГД от Терской области Караулов М. А., выступая трибуны отмечал: «Я являюсь представителем терского казачества. Вы господа много говорите о казаках, много слышали о них, но действительность вас вовсе не интересует, вы ничего про нас, про казаков не знаете,

и знать не хотите. Когда я в первый раз хотел с этой трибуны разъяснить казачий вопрос, мне это не было позволено. Но я сделаю это в другой раз...» [7, с. 1363]. Его выступления были насыщены данными по истории, укладу, экономике терских казаков и Кавказа в целом. Махмудов Мустафа от Бакинской губернии работал в комиссии «по помощи безработным» и «аграрной комиссии» [12, с. 104]. В своих выступлениях при обсуждении вопроса об образовании он поднимал вопрос об образовании и его доступности на Кавказе, вызвал смех в зале указав, что «мы, учителя мусульманские, стоим в глазах министерства народного просвещения ниже женщин» [4, с. 163-165]. Больший эффект вызвала только шутка депутата ГД от Елисаветпольской губернии Степана Хри-стофоровича Тер-Аветикянца, который по поводу известного случая с потолком в начале работы второй Думы заметил: «потолок Таврического дворца не выдержал народных стонов и рухнул!» [7, с. 496-499.].

Наиболее масштабными и взвешенными выглядели выступления депутата ГД от Эриванской губернии Сагателян И. Я., который состоял в комиссиях по наказу ГД, местном суде и аграрной комиссии [12, с. 122]. Демонстрируя обширные знания по истории Европы и России, он грамотно вписывал историю Кавказа в этот контекст, не вызывая в свой адрес протестов левых или правых депутатов. Он отмечал, что «в России, как и на Кавказе, развито общинное землевладение...», указывал на характерное при этом «отсутствие понятия собственности...», говорил, что «...у России и Кавказа в этом отношении совпала историческая стадия... в Закавказье община сохранила землю, не допустив бед Европы....» [6, с. 1124]. Очевидно, что он принадлежал ктрудовой группе ГД, стараясь выдерживать грамотную позицию в аграрном вопросе, [2, л. 81-84] блестяще превратив кавказскую тематику в инструмент для объяснения общероссийских и мировых проблем в аграрном секторе, сравнивая исторический опыт различных регионов.

Третья Дума отличалась от первых двух целым рядом параметров. Она не только проработала весь положенный срок при новом избирательном законе, но и изменила структуру своей работы. В рамках работы второй сессии третьей Думы будет проведено обсуждение Наказа Государственной Думы (регламента), где работа комиссий и регламент были усовершенствованы, [15, с. 45-56] что дало возможность более внимательно и последовательно обсуждать проблемы и избегать мелких запросов. Общее число запросов, касавшихся Кавказа, в III Думе от сессии к сессии падало, а к четвертой их уже не осталось ни одного.

Изменился политический характер Думы, в которой в дополнение к левому крылу, появились сильные группы правых депутатов. Именно правые сыграли ключевую роль в раздувании политического конфликта по кавказским проблемам. Так же следует отметить, что в Думе третьего созыва активно работал заменявший в парламенте наместника на Кавказе статс-секретарь барон Имануил Юльевич Нольде, к которому и шли обращения и запросы по Кавказу.

Также следует отметить, что изменилось число депутатов от Кавказского края, которых при новой структуре избирательных округов после объединения, осталось всего 13 человек [9, с. 235]. Елисаветпольская, Бакинская, Эриванская губернии лишились права иметь собственных представителей и были слиты в один избирательный округ, а по другим округам были снижены квоты. Несмотря на снижении представительства Кавказа и Закавказья в парламенте, третий созыв Думы стал пиком обсуждения тематики Кавказа в Думе с участием всех политических сил страны. «Кавказский запрос», официально поданный единственным правым депутатом от русского населения Закавказья Тимошкиным Ф. Ф., [10, с. 169] был зарегистрирован в реестре запросов Думы под номером 16 и стал пиковой точкой политизации кавказских проблем на общегосударственном уровне. Именно обсуждение этого запроса стало ключевым в развитии проблематики Кавказа в общероссийском ракурсе.

В издании речей депутатов по «кавказскому запросу», предпринятом Д. И. Ис-маил-Заде в 2008 году на основе изданий начала XX века [10, с. 113-317] при всей широте охвата материала данный запрос не рассматривается как процедурное понятие. В издании опубликована только та часть запроса, которая относится к прениям, начиная с заседания второй сессии третьей Думы № 30 от 10 декабря 1908 года. Непосредственно текст запроса (первая сессия Думы, заседание № 49) и его краткое обсуждение, а так же первичный ответ на него представителя наместника на Кавказе (вторая сессия Думы, заседание № 26 от 3 декабря 1908 года) остались за пределами внимания издателей.

Фактическая подача «кавказского запроса» была проведена Ф. Ф. Тимошкиным на первой сессии работы Думы третьего созыва на заседании № 49 от 4 апреля 1908 года, под которым стояло 38 подписей, что автоматически делало возможным срочное обсуждение запроса. Полное название этого запроса выглядело достаточно громоздко: «Террористические акты на Северном Кавказе», поэтому в выступлениях при обсуждении и в печати использовалось краткое понятие «Кавказский запрос». В числе подписантов был и лидер правых В. М. Пу-ришкевич, который сыграл в обсуждении этого запроса ключевую роль. В тексте запроса правые депутаты «спрашивают председателя совета министров по поводу того, какие меры будут приняты им в ограждение спокойствия мирных русских обывателей от злодеяний революционного элемента на Кавказе?» [8, с. 1839].

Такая постановка вопроса сама по себе выглядела как некоторая политическая провокация, которая была использована В. Пуришкевичем для столкновения с революционными силами. Лидер правых за одну сессию получил более ста (!) взысканий и замечаний от председателя парламента за нарушение порядка, выкрики с места и оскорбления депутатов левого крыла [13, с. 233]. Закономерным итогом работы на «Кавказским запросом»

на протяжении двух сессий Думы с апреля 1908 по февраль 1909 года стало все большее удаление выступающих от проблем Кавказа к выяснению политических и национальных отношений, что вынудило одного из лидера правых графа Бобрин-ского 2-го сделать заявление, поднявшее это обсуждение на иной уровень понимания: «хотя я совершенно не одобряю того одностороннего характера, который носило обсуждение, но считаю, что кавказским вопросом нам придется еще заняться впредь не в форме запроса, а в виде самого серьезного законодательства, для того, что бы действительно упорядочить этот заброшенный, но богатый наш край» [10, с. 264]. Именно в рамках обсуждения «кавказского запроса» депутаты начали в своих выступлениях говорить о Кавказском «вопросе» как сложном системном факторе российской жизни. Нельзя сказать, что только этим запросом ограничен был круг обсуждения вопросов по Кавказу в третьей Думе, так как депутаты по прежнему старались упоминать Кавказ в числе вопросов по образованию, язы-

ковой политике и др., но именно это обсуждение стало знаковым и окрашенным в общероссийские политические цвета.

Кавказский вопрос в Государственной Думе оказался важен как своего рода барометр общественного настроения в России начала XX века. Российские общественные движения и политические партии являлись наиболее ярким проводником общественного «температурного режима», изучение которого дает представление об общем ходе кристаллизации кавказского проблемного узла и составляющих его развития. Именно политические партии в Думе стали базовым двигателем процесса формирования представлений Кавказа о себе, и российского общества о Кавказе. Эти два разных по сути видения реальности встретились в залах Государственной Думы лицом к лицу. Именно это столкновение двух разнообразных представлений об одних и тех же проблемах дало тот потрясающий по накалу симбиоз идей и выступлений, который имел место в залах Государственной Думы в 1906-1914 годах и породивший системный «кавказский вопрос».

Литература

1. Высочайше утвержденные правила об отношениях Кавказского наместника // Полное собрание законов Российской империи. - Собрание II. - Т.ХХ1. Отделение 1.1846. - СПб., 1847.

2. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф.522 Оп.1. Д.2. (Деятельность фракции трудовиков в II Государственной Думе).

3. Государственная Дума. Созыв 1. Сессия 1. Полный стенографический отчет. ТТ.1 - 2, - СПб., 1906. (Список Членов Государственной Думы по избирательным округам).

4. Государственная Дума созыв 2. Сессия 2. Полный стенографический отчет. 1907 год. заседания 1-53 (20 февраля 1907 - 2 июня 1907). ТТ. 1-2. - СПб., 1907. Т. 2.52 закрытое заседание ГД, не подлежащее оглашению в печати (на основании статей 44-46 учреждения ГД (свода законов Российской империи Т.1. ч. 2. изд. 1906г.).

5. Государственная Дума. Созыв 1. сессия 1. Полный стенографический отчет. ТТ. 1-2. - СПб.,1906. - Т. 1.

6. Государственная Дума. Созыв 2. Сессия 1. Полный стенографический отчет. 1907 г.ТТ 1 - 2. -СПб., 1907. -Т. 1.

7. Государственная Дума. Созыв 2. Сессия 2. Полный стенографический отчет. - ТТ. 1 - 2. - СПб, 1907 г. - Т. 1.

8. Государственная Дума. Созыв 3. Сессия 1. Полный стенографический отчет. - ТТ. 1 - 2. - СПб., 1908. - Т. 2.

9. Государственная Дума. Указатель к стенографическим отчетам (части 1-3). Созыв 3. Сессия 1. 1907 - 1908 гг. Заседания 1-98(1 ноября 1907 г. - 28 июня 1908 г.). - СПб., 1908.

10. Кавказский запрос в Государственной Думе. Полные речи всех ораторов по официальным стенограммам //Исмаил-Заде Д.И. И.И.Воронцов-Дашков - администратор, реформатор. - СПб., 2008.

11. Личный алфавитный указатель к стенограммам Государственной Думы. Сессия 1. Заседания

1 - 38. 27 апреля - 4 июля 1906 г. // Государственная Дума. Созыв 1. Сессия 1. Полный стенографический отчет. ТТ1-2. - СПб.,1906.

12. Личный алфавитный указатель к стенографическим отчетам Государственной Думы. Второй созыв. Заседания 1-53 (20 февраля 1907 - 2 июня 1907) // Государственная Дума. Указатель к стенографическим отчетам. Второй созыв, 1907 год заседания 1 - 53. (20 февраля 1907 -

2 июня 1907) - СПб., 1907.

13. Личный алфавитный указатель к стенографическим отчетам Государственной Думы (части I - III). Созыв 3. Сессия 1.1907 - 1908. Заседания 1 - 98. (1 ноября 1907 г. - 28 июня 1908 г.).- СПб., 1908.

14. Предметный алфавитный указатель к стенографическим отчетам Государственной Думы. Сессия 1. Заседания 1 - 38. (27 апреля 1906г. - 4 июля 1906г.) - СПб. 1906 г. // Государственная Дума. Созыв 1. сессия 1. Полный стенографический отчет. - ТТ. 1-2. - СПб., 1906 - Т.1.

15. Приложение №13. Доклад комиссии по Наказу. Проект Наказа Государственной Думы. Докладчик. ВЛ.Маклаков // Приложения к стенографическим отчетам Государственной Думы. Третий созыв. Сессия II. 1908 - 1909 гг. -Т. I.- СПб. 1909 г.

16. Список заявлений о запросах, внесенных в ГД. Сессия 1. заседания 1-38. 27 апреля - 4 июля 1906 г. // Государственная Дума. Созыв 1. сессия 1. полный стенографический отчет. ТТ. 1-2. -СПб., 1906. - Т. 1.

17. Хлынина Т.П. Кринко Е.Ф. Упушадзе А.Т. Российский Северный Кавказ: исторический опыт управления и формирования границ региона. - Ростов-на/Д., 2012.

18. Энциклопедический словарь. Ф. А. Брокгауз, И. А. Эфрон. - СПб., 1894. - Т.13 (26)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.