Научная статья на тему 'К вопросу о формировании информационной компетентности студентов в условиях современного образовательного пространства вуза'

К вопросу о формировании информационной компетентности студентов в условиях современного образовательного пространства вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
64
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СТУДЕНТОВ ВУЗА / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА / INFORMATION / INFORMATION COMPETENCE / INFORMATION COMPETENCE OF UNIVERSITY STUDENTS / MODERN EDUCATIONAL SPACE / PROCESS OF FORMING INFORMATION COMPETENCE OF UNIVERSITY STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Оринина Лариса Владимировна, Хасанова Милана Лечиевна, Овсянникова Юлия Владиславовна

В данной статье рассмотрены феноменологические признаки процесса формирования информационной компетентности студенческой молодежи в педагогической теории и практике в современном образовательном пространстве вуза. Также в статье раскрыты определения ключевых понятий: компетентность, информационная компетентность, информационная компетентность студентов вуза, современное образовательное пространство, процесс формирования информационной компетентности студентов вуза, студенческая молодежь, информация, информационная культура. Особое место занимает междисциплинарный характер анализа ключевого понятия «информационная компетентность студентов вуза»: с точки зрения психологии, социологии, педагогики и психологии, а также системный анализ понятия «компетентность» применительно к новым образовательным стандартам высшей школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Оринина Лариса Владимировна, Хасанова Милана Лечиевна, Овсянникова Юлия Владиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF THE FORMATION OF INFORMATION COMPETENCE OF STUDENTS IN THE MODERN EDUCATIONAL SPACE OF THE UNIVERSITY

In this article, we consider the phenomenological features of the process of forming the information competence of students in pedagogical theory and practice in the modern educational space of the university. Also in the article definitions of key concepts are revealed: competence, information competence, information competence of university students, modern educational space, process of formation of information competence of university students, student youth, information, information culture. A special place is occupied by the interdisciplinary character of the analysis of the key concept "information competence of university students": from the point of view of psychology, sociology, pedagogy and psychology, and also a system analysis of the concept of "competence" in relation to the new educational standards of higher education.

Текст научной работы на тему «К вопросу о формировании информационной компетентности студентов в условиях современного образовательного пространства вуза»

Выводы. Таким образом, упражнения на выносливость предъявляют высокие требования к работе сердечно-сосудистой и дыхательной систем и способствуют повышению и улучшению обменных процессов. Высокий уровень специальной выносливости тесно связан с аэробными и анаэробными возможностями организма. Можно отметить, что педагогический эксперимент дал положительный результат, выразившийся в достоверном улучшении показателей как общей выносливости юношей-игровиков, так и их физической работоспособности. Проведенный педагогический эксперимент подтвердил эффективность предложенной методики, вследствие чего, можно данную методику рекомендовать для внедрения в тренировочный процесс спортивных школ по игровым видам спорта на этапе углубленной специализации.

Литература:

1. Аверин, И. В. Специальная всего подготовка спортивной волейболиста / И. В. Аверин темпе // Спорт в школе. - 2008. - № 11-12. - С. 9-16.

2. Андреева, О. А. Особенности развития специальной выносливости в годичном цикле подготовки у юношей 14-16 лет, специализирующихся в игровых видах спорта / О. А. Андреева; Рос. гос. ун-т физ. культуры, спорта, молодежи и туризма. - М., 2015. - 68 с.

3. Баскетбол: примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва. - М.: Советский спорт, 2004. - 100 с.

4. Боген, М. М. О принципе единства общей и специальной подготовки в спортивной тренировке и его реализации для воспитания специальной выносливости на этапе углубленной специализации / М. М. Боген, Р. М. Ибрагимов, С. А. Сорокин // Детский тренер. - 2011. - № 3. - С. 82-101.

5. Волейбол: примерная программа спортивной подготовки по виду спорта «Волейбол» / под общ. ред. Ю. Д. Железняка, В. В. Костюкова, А. В. Чачина. - М.: ФГБУ «Федеральный центр подготовки спортивного резерва», 2016. - 224 с.

6. Гандбол: примерная программа спортивной подготовки по виду спорта «Гандбол» / под общ. ред. В. Я. Игнатьевой. - М.: ФГБУ «Федеральный центр подготовки спортивного резерва», 2016. - 152 с.

7. Игнатьева, В. Я. Средства подготовки игроков в гандбол: учеб. пособие / В. Я. Игнатьева, А. В. Игнатьев. - М.: Спорт, 2015. - 103 с.

8. Кладов, Э. В. Контроль за уровнем развития специальной выносливости в процессе тренировочной и соревновательной деятельности волейболистов тренировочных групп / Э. В. Кладов, В. А. Бобровский, В. А. Крестьянинов // Физическая культура : воспитание, образование, тренировка. - 2016. - № 2. - С. 22-25.

9. Миллер, В. И. Пути повышения уровня специальных координационных способностей и специальной выносливости в игровых видах спорта / В. И. Миллер, Е. С. Палехова // Сборник трудов ученых РГУФКСиТ: материалы науч. конф. РГУФКСиТ. - М., 2009. - С. 74-78.

10. Сорока, И. Ю. Тренировка специальной выносливости гандболистов в макроцикле типа годичного / И. Ю. Сорока; Рос. гос. ун-т физ. культуры, спорта, молодежи и туризма. - М., 2015. - 76 с.

Педагогика

УДК: 378.1

кандидат педагогических наук, доцент Оринина Лариса Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова» (г. Магнитогорск); магистрант Хасанова Милана Лечиевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова» (г. Магнитогорск); магистрант Овсянникова Юлия Владиславовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова» (г. Магнитогорск)

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ВУЗА

Аннотация. В данной статье рассмотрены феноменологические признаки процесса формирования информационной компетентности студенческой молодежи в педагогической теории и практике в современном образовательном пространстве вуза. Также в статье раскрыты определения ключевых понятий: компетентность, информационная компетентность, информационная компетентность студентов вуза, современное образовательное пространство, процесс формирования информационной компетентности студентов вуза, студенческая молодежь, информация, информационная культура. Особое место занимает междисциплинарный характер анализа ключевого понятия - «информационная компетентность студентов вуза»: с точки зрения психологии, социологии, педагогики и психологии, а также системный анализ понятия «компетентность» применительно к новым образовательным стандартам высшей школы.

Ключевые слова: информация, информационная компетентность, информационная компетентность студентов вуза, современное образовательное пространство, процесс формирования информационной компетентности студентов вуза.

Annotation. In this article, we consider the phenomenological features of the process of forming the information competence of students in pedagogical theory and practice in the modern educational space of the university. Also in the article definitions of key concepts are revealed: competence, information competence, information competence of university students, modern educational space, process of formation of information competence of university students, student youth, information, information culture. A special place is occupied by the interdisciplinary character of the analysis of the key concept - "information competence of university students": from the point of view of psychology, sociology, pedagogy and psychology, and also a system analysis of the concept of "competence" in relation to the new educational standards of higher education.

Keywords: information, information competence, information competence of university students, modern educational space, process of forming information competence of university students.

Введение. Вопрос формирования информационной компетентности студентов на сегодняшний день очень актуален, так как современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него информационных технологий (ИТ), которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является информатизация образования. Проблема широкого применения ИТ в сфере образования в последнее десятилетие вызывает повышенный интерес в педагогической науке. Большой вклад в решение проблемы ИТ обучения_внесли российские и зарубежные ученые: В.П. Пасько, Г.Р. Громов, В.И. Гриценко, В.Ф. Шолохович, О.И. Агапова, О.А. Кривошеев, С. Пейперт, Г. Клейман, Б. Хантер. Информационная технология - это представленное в проектной форме (то есть в формализованном виде, пригодном для практического использования) концентрированное выражение научных знаний и практического опыта, позволяющее_рациональным образом организовать тот или иной достаточно часто повторяющийся информационный процесс. При этом достигается экономия затрат труда, энергии людских и материальных ресурсов, необходимых для реализации данного процесса [1].

По И.В. Роберту, информационная технология - практическая часть научной области, представляющая собой совокупность средств, способов, методов автоматизированного сбора, обработки, хранения, передачи, использования, продуцирования информации для получения определенных, заведомо ожидаемых, результатов» [2]. Другими словами можно сказать, что информационная технология - это комплекс методов и средств целенаправленной переработки каких-либо свойств информации.

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что информационные технологии - это комплекс методов и средств поиска, сбора, регистрации, хранения, накопления, обработки, распространения информации посредством использования средств вычислительной техники.

Изложение основного материала статьи. Теперь рассмотрим наиболее важные исторические этапы появления и становления ИТ, представленные в таблице 1.

Таблица 1

Этапы появления и становления ИТ

Временной этап Содержание этапа

Конец IV тысячелетия до н.э. Возникновение письменности. На этой этапе у человечества появилась возможность формировать коллективную память, фиксировать информацию на материальных носителях. С этого момента информация начинает реализовываться в полной мере, то есть в рамках выполнения процессов сбора, приема и передачи, переработки, хранения и доведения до пользователей.

Середина XV века Изобретение книгопечатания (1440 г.). Это послужило началом массового выпуска книг, журналов, газет, географических карт, энциклопедий и других изданий.

XIX век Бурное развитие научно-технической революции, начиная с 30-х годов: возникновение фотографии (1839 г.), изобретение электрического телеграфа (1832 г.), телефона (1876 г.), радио (1895 г.), кинематографа (1895 г.), беспроводной передачи изображений на расстояние (1907 г.) и промышленного телевидения (с конца 1920-х гг.).

Начало и середина XX века Этап характеризуется формированием систем сосредоточения, хранения и быстрой передачи информации в наиболее удобной для пользователей форме. С середины 1960-х годов начинается широкое использование электронных средств вычислительной техники. Появление телекоммуникаций, использующих различные виды связи, особенно беспроводной, приблизило информационных технологии к широким слоям общества, сделало информацию доступной любому индивиду на нашей планете.

Конец XX века -начало XXI века Информация становится движущей силой технического, социального и экономического прогресса, а ИТ - важным фактором развития социума.

На сегодняшний день ИТ занимают центральное место в процессе интеллектуализации общества, развития его системы образования и культуры. Использование ИТ в образовании оказалось эффективным методом обучения, повышения квалификации и переподготовки кадров.

ИТ в образовании - это катализатор для эволюционных изменений в средствах и методах деятельности; улучшения методов и организационных форм обучения; повышения качества посредством приумножения мотивационного и усиления контрольно-оценочного аспектов обучения, объемности; средства автоматизации учебной, внеучебной, методической, управленческой и научной деятельности. Например, сейчас учебники и учебные пособия зачастую с информационной поддержкой. Это могут быть мультимедийные версии учебников, учебных пособий, справочников с доступным, хорошо изложенным материалом, учебным интерфейсом и поисковой системой; обучающие и тестовые компьютерные программы; тренажеры; виртуальные лабораторные практикумы и т.д. Вышеупомянутая информационная поддержка не может недать ожидаемый результат улучшения качества знания. Но это происходит только тогда, когда обращено должное внимание на формирование у учащихся основных познавательных умений [2].

При хорошем техническом, программном и методическом обеспечении урока учитель сам должен свободно владеть общими навыками работы с компьютером и, самое главное, правильно осознавать свою новую роль.

Перечислим основные функции педагога, реализуемые на уроках с использованием ИТ:

1) отбор учебного материала и заданий;

2) планирование процесса обучения;

3) разработка форм поднесения материала обучающимся.

Использование ИТ в школе возможно в различных формах, например, организация учебного процесса (подготовка расписаний, электронных документов и т.д.); подготовка учебных пособий; компьютерное

обучение основам наук с помощью специально разработанных программ; компьютерный контроль знаний; использование компьютера для получения и работа с информацией из сети Интернет; создание и работа со школьным сайтом, позволяющим связать учителей, родителей, учеников.

Можно выделить три основных направления развития ИТ в современном естественно-научном образовании - это дистанционное и открытое образование; виртуальные лаборатории; библиотеки мультимедиа-объектов [1].

Следует отметить, что резкой границы между указанными направлениями нет: каждое направление развивается как открытая система, включающая другие элементы. Так, например, школы дистанционного образования используют ресурсы и виртуальных лабораторий, и сетевых библиотек.

Использование ИТ на уроках химии решает такие задачи, как индивидуализация и дифференциация процесса обучения; самоконтроль и самокоррекция; самодиагностика и устранение пробелов в собственных знаниях; самооценка результатов учебной деятельности; самоподготовка учащихся; визуализация учебной информации, в том числе процессов, скрытых в реальном мире или невозможных в условиях класса; проведение виртуальных химических экспериментов; формирование культуры учебной деятельности учащихся [3].

Информационные технологии могут иметь как положительные, так и отрицательные стороны их применения.

Так, например, положительными сторонами применения ИТ выступают:

1) тесное взаимодействие всех участников процесса обучения: на сегодняшний день учитель и ученик могут успешно взаимодействовать в условиях дистанционного обучения; также и родитель может быть активным членом образовательного процесса - он может отслеживать результаты обучения своего ребенка через электронный журнал «Сетевой город» и сайт школы, там же он может ознакомиться с программой обучения, внеурочными мероприятиями, а также связаться с администрацией школы;

2) развитие креативности учащихся - фактически во всех современных электронных учебниках делается акцент на развитие творческого мышления. С этой целью в них предлагаются задания эвристического, творческого характера, ставятся вопросы, на которые невозможно дать однозначный ответ;

3) стимулирование любознательности учащихся и развитие собственной позиции в решении различного рода вопросов - этому способствует многообразие источников в сети Интернет (электронные библиотеки, электронные версии энциклопедий, словарей, журналов и т.д.), а также возможность работы в виртуальных научных лабораториях, проведение компьютерных экспериментов с помощью моделирующих программ. Помимо этого, сеть Интернет позволяет любой интересующий ученика вопрос вынести на обсуждение в электронной конференции или чате [4].

Систематическое использование ИТ на уроках способствует повышению уровня использования наглядности на уроке; установлению межпредметных_связей с информатикой; возможности организации проектной деятельности учащихся; стимулированию у учителя тщательной проработки подачи учебного материала учащимся. Все это положительно сказывается на уровне знаний учащихся.

Использование современных ИТ способно значительно улучшить усвоение материала, а также может оказаться эффективнымпри формировании практических способностей (компетентностей) у учащихся [3].

Однако помимо положительных явлений применения ИТ в образовательном процессе, существует ряд таких негативных последствий, как ограниченность возможности развития культуры речи учащихся как письменной, так и устной; ухудшение состояния здоровья учащихся; развитие у учащихся излишней алгоритмизации мышления; нарушение взаимодействия учитель-ученик, так как компьютер не может заменить учителя полностью. Только у учителя есть возможность заинтересовать учащихся, завоевать их доверие, направить их на_те или иные аспекты изучаемого предмета, вознаградить за усилия и заставить учиться.

Согласно выделенным понятиям «компетенция» и «компетентность» в ФГОС от 17 декабря 2010 г. № 1897, мы приходим к выводу, что основное различие между данными понятиями в том, что компетенция -это более широкое понятие - набор определенных знаний, умений и навыков, а компетентность - это более узкое понятие - это способность применять свои компетенции в какой-либо деятельности.

Теперь рассмотрим вопрос выделения ключевых компетенций, а также компетентностей ведущими исследователями.

Согласно И. А. Зимней, ключевые - это те обобщенно представленные основные компетенции или компетентности, которые обеспечивают нормальную жизнедеятельность человека в социуме [1].

Для начала рассмотрим ключевые компетенции.

В 1996 году был представлен список ключевых компетенций, куда вошли следующие компетенции: политические и социальные; межкультурные, позволяющие гармонично сосуществовать с людьми другой культуры, религии; компетенции, относящиеся к владению устной и письменной коммуникацией; компетенции, определяющие способность учиться на протяжении всей жизни [4].

И.А. Зимняя выделяет три группы компетенций:

1) компетенции, относящиеся к самому человеку как личности, субъекту деятельности, общения. Сюда входят следующие виды компетенций: здоровьесбережения; ценностно-смысловой ориентации в мире; интеграции; гражданственности; самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития, личностной и предметной рефлексии; смысл жизни; профессиональной развитие; языковое и речевое развитие; овладение культурой родного языка, владение иностранным языком;

2) компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной среды, включающие два вида - это компетенции социального взаимодействия и общения;

3) компетенции, относящиеся к деятельности человека - это компетенции деятельности; познавательной деятельности; информационных технологий [1]. Рассмотрев ключевые компетенции, перейдем к выделению ключевых компетентностей.

А.В. Хуторской_выделяет семь групп ключевых компетентностей: ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые, личностного самосовершенствования [4].

Г.К. Селевко классифицирует компетентности по типам деятельности, отраслями науки, компонентам психологической сферы, а также по сферам общественной жизни, производства, в области способностей и по этапам социальной зрелости и статуса [3].

В ФГОС от 17 декабря 2010 г. № 1897 прописаны следующие виды компетентностей:

1) информационная - способность самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий;

2) коммуникативная - способность личности к речевому общению, а также умению слушать. Сюда можно отнести умение задавать вопросы и четко отвечать на них, внимательно слушать и активно обсуждать рассматриваемые проблемы, комментировать высказывания собеседников и давать им критическую оценку, аргументировать свое мнение в группе (в классе), а также способность выражать собеседнику_эмпатию, адаптировать свои высказывания к возможностям восприятия других участников коммуникативного процесса;

3) личностного самоопределения - способность человека определить свое место в мире, выбрать для себя ценностные, целевые, смысловые установки;

4) образовательная - способность активно использовать знания, умения, навыки, личностные качества, обеспечивающие успешную подготовку учащихся в различных образовательных областях;

5) общекультурная - способность применять свои знания, навыки, личностные качества в диалоге культур, ориентироваться в собственной культуре;

6) профессиональная - способность эффективно действовать в рамках своей профессии и квалификации;

7) социально-трудовая - способность человека эффективно действовать в процессе трудовой деятельности, владеть нормами, способами и средствами социального взаимодействия, ориентироваться на рынке труда.

Выводы. Итак, исходя из взятой нами классификации компетентностей, можно сделать вывод, что информационная компетентность студентов вуза- интегративное качество личности обучающегося, составная часть образовательной, которая имеет конкретное описание и возможность формирования как в рамках конкретных учебных предметов, так и в рамках целенаправленной интегративной работы по освоению основных компетенций, связанных с получением, обработкой, хранением и эффективным воспроизведением информации, сообразной ситуации и образовательному контексту. Считаем, что процесс формирования информационной компетентности студентов вуза будет проходить наиболее эффективно при реализации следующих условий:

а) студенты активно включаются в создаваемую преподавателям информационную среду, адекватную конкретному образовательному контексту;

б) студенты осваивают и активно демонстрируют способность к эффективному оперированию информационными потоками в соответствии с навыками синтеза, анализа, вычленения;

в) студенты моделируют собственный информационный контент по тому или иному предмету в рамках создания собственной информационной продукции (видео-контенты, презентации, ролики и т. д.).

Литература:

1. Осваиваем социальные компетентности / Под ред. И. А. Зимней. М., 2011.

2. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании. Ростов-на-Дону, 2014. С. 13-17.

3. Селевко Г.М. Современные образовательные технологии. М.: Наука, 2013. С. 167-169.

4. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет- журнал «Эйдос». 2002. http:// eidos.ru /joumal.2002. 0423. С. 61-62.

Педагогика

УДК:378.2

кандидат педагогических наук, доцент Павицкая Зоя Ивановна

Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма (г. Казань); кандидат филологических наук Гарипова Алия Накиповна

Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма (г. Казань); кандидат педагогических наук, доцент Айтуганова Жанна Ильевна

Казанский государственный энергетический университет (г. Казань)

К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ

ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Аннотация. В статье обосновывается актуальность и необходимость использования мультимедийных технологий в обучении иностранному языку студентов гуманитарного профиля в спортивном ВУЗе. Обосновывается методика сочетания традиционных и новых мультимедийных технологий. Определены критерии оценки эффективности процесса обучения: целевой, содержательный, мотивационный, результативный критерии и критерий оптимальности. Предлагаются новые подходы к созданию и использованию мультимедийных технологий.

Ключевые слова: образование, иностранный язык, мультимедийная технология, компьютерное обучение. Annotation. The article studies the urgency and the necessity of using multimedia technologies in teaching a foreign language of students of the humanitarian direction at the sports university. The method of combining traditional and new multimedia technologies is considered. The criteria for assessing the effectiveness of the learning process are defined: unit objective, content, motivational, effective criteria and the criterion of optimality. New approaches to the creation and usage of multimedia technologies are proposed.

Keywords: education, foreign language, multimedia technology, computer training.

Введение. Проблема подготовки высококвалифицированных специалистов гуманитарного профиля по-прежнему актуальна. В условиях жесткого ограничения учебного времени (1 - 2 пары в неделю) приходится искать оптимальные пути решения задач по совершенствованию методики процесса обучения иностранному языку. В этом контексте актуальной задачей становится совершенствование дидактической теории обучения иностранным языкам применительно к новым образовательным условиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.