Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ БАЗОВОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОК В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ БАЗОВОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОК В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
26
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
студенты / специальная медицинская группа / базовая физическая культура / физическая культура лично-сти / компоненты. / students / special medical group / basic physical culture / physical culture of the individual / components.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цеева Н.А., Корохова Н.А., Вержбицкая Е.Г, Шатохина Т.А., Ишков Н.Г.

В статье рассматривается компонентный состав базовой физической культуры личности: комму-никативный, гносеологический, ценностно-ориентировочный, самодетерминирующий, деятельностный. Определены интегрированные дидактические цели формирования личностной физической культуры студентов специальных медицинских групп, основными целями, которых являются: вооружение теоре-тикометодическими знаниями, навыками и умениями рационального использования средств физической культуры для коррекции физического состояния и обеспечение понимания ценностей физической культу-ры. Представлены содержание, состав средств и методические особенности формирования физической культуры личности студентов. Авторы выявили отношение студентов к учебной деятельности и к учебной дисциплине «Физиче-ская культура» с помощью анкетного опроса, выбрав различные варианты ответов из нескольких пред-ложенных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Цеева Н.А., Корохова Н.А., Вержбицкая Е.Г, Шатохина Т.А., Ишков Н.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE QUESTION OF THE FORMATION OF THE BASIC PHYSICAL CULTURE OF FEMALE STUDENTS IN THE PROCESS OF EDUCATIONAL ACTIVITY

The article considers the component composition of the basic physical culture of the individual: commu-nicative, epistemological, value-oriented, self-determining, activity-based. The integrated didactic goals of the formation of personal physical culture of students of special medical groups are defined, the main goals of which are: arming with theoretical and methodological knowledge, skills and abilities of rational use of means of physical culture for the correction of their physical condition and ensuring an understanding of the values of physical culture. The content, composition of the means and meth-odological features of the formation of physical culture of the students ' personality are presented. The authors revealed the attitude of students to educational activities and to the academic discipline "Physical Culture" by means of a questionnaire survey, choosing different answer options from several sug-gested ones.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ БАЗОВОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОК В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS

Цеева Н.А.

Корохова Н.А., Вержбицкая Е.Г, Шатохина Т.А., Ишков Н.Г.

Адыгейский государственный университет DOI: 10.24412/2520-6990-2021-14101-16-18 К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ БАЗОВОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОК В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Tseeva N. A. Korokhova N. A., Verzhbitskaya E. G., Shatokhina T. A., Ishkov N. G.

Adyghe State University

ON THE QUESTION OF THE FORMATION OF THE BASIC PHYSICAL CULTURE OF FEMALE STUDENTS IN THE PROCESS OF EDUCATIONAL ACTIVITY

Аннотация.

В статье рассматривается компонентный состав базовой физической культуры личности: коммуникативный, гносеологический, ценностно-ориентировочный, самодетерминирующий, деятельностный.

Определены интегрированные дидактические цели формирования личностной физической культуры студентов специальных медицинских групп, основными целями, которых являются: вооружение теоретико- методическими знаниями, навыками и умениями рационального использования средств физической культуры для коррекции физического состояния и обеспечение понимания ценностей физической культуры. Представлены содержание, состав средств и методические особенности формирования физической культуры личности студентов.

Авторы выявили отношение студентов к учебной деятельности и к учебной дисциплине «Физическая культура» с помощью анкетного опроса, выбрав различные варианты ответов из нескольких предложенных.

Abstract.

The article considers the component composition of the basic physical culture of the individual: communicative, epistemological, value-oriented, self-determining, activity-based.

The integrated didactic goals of the formation of personal physical culture of students of special medical groups are defined, the main goals of which are: arming with theoretical and methodological knowledge, skills and abilities ofrational use ofmeans ofphysical culture for the correction of their physical condition and ensuring an understanding of the values of physical culture. The content, composition of the means and methodological features of the formation ofphysical culture of the students ' personality are presented.

The authors revealed the attitude of students to educational activities and to the academic discipline "Physical Culture" by means of a questionnaire survey, choosing different answer options from several suggested ones.

Ключевые слова: студенты, специальная медицинская группа, базовая физическая культура, физическая культура личности, компоненты.

Keywords: students, special medical group, basic physical culture, physical culture of the individual, components.

Введение. Государственная политика выражается через стандарт и требует усвоения базовых знаний, базовых умений, двигательных качеств. Освоение базовых основ является обязательным для каждого школьника, но по причине плохого здоровья многих школьников полностью освобождают от практических занятий по физической культуре, или же переводят в подготовительную и специальную медицинскую группы, где они занимаются по облегченной программе. В результате двигательной депривации вследствие болезни в

школьном возрасте происходит снижение биологической (недостаточный уровень физической подготовленности, снижение физической работоспособности) и социальной (недопонимание ценностей физической культуры, незнание способов применения физических упражнений) составляющих адаптационных возможностей, то есть не формируется соответствующий возрасту уровень личностной физической культуры [1, с.228].

Отсутствие понимания значения двигательной активности для укрепления и сохранения здоровья не сформированность положительного отношения

«шушмум-лшигмау» #™©1d, 2©2! / physical education and sports

17

к физической культуре является тревожным фактом для данной категории студентов.

Поступление в высшее учебное заведение выпускника общеобразовательной школы, не овладевшего ценностями физической культуры на уровне, соответствующем этапу онтогенеза, приводит к необходимости одновременного устранения пробелов и реализации задач высшего общего образования в области физической культуры в условиях продолжающегося ограничения его двигательных возможностей.

Такое состояние соответствует студентов, занимавшихся в специальных медицинских группах. Активное противодействие последствиям болезни в процессе занятий оказывает временное благоприятное воздействие из-за того, что физические упражнения они не выполняют самостоятельно, как в процессе учебной деятельности, так и в повседневной жизни. Поэтому для таких студентов важно формировать личностную физическую культуру, чтобы противодействовать негативным последствиям имеющейся болезни как в сугубо профессиональных целях, так и для обеспечения реализации биологической функции.

Целью нашего исследования было обеспечение программно-методического и организационного процесса формирования базовой физической культуры занимающихся студентов, определены задачи, компоненты и уровни их развития.

С помощью анкеты «Заинтересованность занятиями физической культурой», выяснили отношение студентов к учебной дисциплине «Физическая культура» и к учебным действиям, путем выбора различных вариантов ответа из нескольких предложенных.

Выяснялся уровень сформированности компонентов учебной деятельности (целеполагание, решение учебных задач, выполнение учебных занятий, выполнение действий по самоконтролю и самооценке), что необходимо в процессе учебной деятельности на занятиях по физической культуре в вузе.

В исследовании приняли участие 50 студенток Адыгейского государственного университета с различными отклонениями в состоянии здоровья.

По содержанию примерной программы по физической культуре и физического состояния студенток, занимавшихся в специальных медицинских группах, были определены направления и содержание процесса физического воспитания с включением следующих блоков: целеполагания и постановки задач, теоретической и методической подготовки, общеразвивающих упражнений, коррекционных физических упражнений, коррекции самоотношения.

Каждое занятие включало компоненты всех блоков, направленные на развитие физического качества и двигательную реабилитацию нарушенных вследствие заболевания функций организма.

При составлении комплекса соблюдались следующие правила:

- упражнения должны быть доступными, соот-

ветствовать возрасту, физической подготовленности и характеру заболевания;

- подобранные упражнения должны оказывать разностороннее и специально направленное воздействие на восстановление функций организма;

- выполняться с различной скоростью, направлениях, исходных положениях, разным характером мышечных усилий.

Применялись:

- упражнения циклического характера, направленные на развитие выносливости;

- общеразвивающие упражнения, направленные на развитие физических качеств;

- корригирующие упражнения, направленные на коррекцию патологической деформации позвоночника.

Эти упражнения являются простыми и не требуют времени для обучения технике их выполнения.

Реализация данного подхода позволила обосновать процесс социализации студентов, целевой установкой которой является формирование физической культуры личности и реализуется за счет базового и вариативного состава средств и содержания [1, с. 87].

Реализация задач базовой и вариативной подготовки и формирование всего компонентного состава физической культуры обеспечивает формирование физической культуры личности.

Состав базовой физической культуры представляет совокупность таких компонентов как: коммуникативный, гносеологический, ценностно -ориентировочный, самодетерминирующий и дея-тельностный.

Определяя уровень сформированности коммуникативного и гностического компонентов базовой физической культуры личности, оценивались такие характеристики, как соответствие объема знаний программным требованиям и умения применять знания в нестандартных ситуациях.

В характеристике ценностно-ориентировочного компонента базовой физической культуры рассматривалось отношение студентов к изучаемому предмету, интерес к занятиям физической культурой, самостоятельность и потребность в достижении успеха в любой деятельности.

В характеристике самодетерминирующего компонента базовой физической культуры рассматривалось способность выполнять действия по самоконтролю и самооценке, видеть целесообразность своих действий в учебной деятельности.

Эффективность деятельностного компонента определяется как результат изменения уровня физического развития и физической подготовленности и за счет выявления отношения к занятиям.

Учитывая, что двигательные умения и навыки выступают неотъемлемым компонентом физической культуры личности, задача их направленного формирования была включена в число интегрированных дидактических целей программы:

- вооружение теоретическими знаниями в области физической культуры;

- обеспечение понимания ценностей физической культуры;

- развитие физических качеств, позволяющих поддерживать уровень физической и умственной работоспособности;

- вооружение методическими знаниями, формирование умений и навыков рационально использовать средства физической культуры для коррекции своего физического состояния и обеспечения полноценной жизнедеятельности;

- формирование двигательных умений и навыков в соответствии с требованием общеобразовательных учебных заведений и осознанного использования средств общей физической подготовки и коррекционных средств.

Наблюдения за действиями и реакциями во время практических занятий по физической культуре привели к выводу, что у студентов недостаточно развито умение планировать и организовывать самостоятельную деятельность. Отсутствуют умения анализировать и обобщать материал, сравнивать, выделять главное, для разучиваемого двигательного действия, составлять из простых двигательных действий более сложные, а выполнение действий самоконтроля и самооценки вызывают затруднения [3, с.107].

Анализ результатов анкеты «Заинтересованность занятиями физической культурой в вузе» показал, что только (65,4%) от числа опрошенных считают физическую культуру необходимым предметом, а (34,6%) полагают, что знания по физической культуре пригодятся им в будущей профессиональной деятельности и почти все студенты (89,9%) отмечают, что физические упражнения помогут им укрепить и сохранить здоровье.

Во всех видах учебной деятельности, проводимые в вузе, видят смысл - 22,6%, часто интересуются - 27,5%, иногда - 49,9%. Хотят повышать физическую подготовку - 55,6% студентов, слабое здоровье не позволяет заниматься - 44,4%, в то время как активными болельщиками считают себя - 72,5% студентов, обязательным для себя заниматься спортом - 27,5%.

Действия по самоконтролю и самооценке своей деятельности не осуществляют - 16,5%, всегда осуществляют - 65,5%, иногда - 24%.

Наибольшее количество студенток - 59,6% ставят перед собой цели. Доминирующими являются,

цели связанные с получением новой информации, лучше понять материал или извлечь из занятий что-то полезное для себя.

Многие студентки (45,6%) самостоятельно овладели знаниями о здоровье, о влиянии правильного питания на здоровье, мерах профилактики заболеваний, правилах проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями.

Большинство студенток понимают необходимость занятий физической культурой и ведения здорового образа жизни - 78,1%, они отметили, что обладают достаточным объемом знаний о физической культуре и здоровом образе жизни, могут сформулировать цели и задачи физической культуры, владеют методикой закаливающих процедур и организацией режима дня, питания.

Из полученных результатов был сделан вывод, что процессуальная сторона практических занятий находится на низком уровне и возникает необходимость ее корректировки и стимулирования. Учитывая, что проведенный анкетный опрос показал, что большинство студенток положительно относятся к внедрению новых форм работы по физическому воспитанию в образовательный процесс. Таким образом, целенаправленное педагогическое воздействие средствами, включенными в программу по физическому воспитанию, будут способствовать улучшению и сохранения здоровья, осознанию и понимания значимости здоровья как ценности.

Список литературы

1. Цеева Н.А. Формирование базовой личностной физической культуры студенток на занятиях в специальных медицинских группах / Н.А. Цеева // Дисс. на соиск. уч.ст. к.п.н. / Адыгейский государственный университет. Майкоп 2009.- 228 с.

2. Цеева Н.А. Сформированность компонентного состава базовой физической культуры в специальных медицинских группах. Физическая культура и спорт, Безопасность жизнедеятельности. Материалы круглого стола ИФК и дзюдо АГУ. / Н.А. Корохова., М.Ю. Мирза. Изд-во АГУ, 2018г. С.- 8789.

3. Шепель С.П. Особенности занятий со студентами СМГ в рамках учебных занятий / С.П. Ше-пель и др. //Журнал: известия ТГУ. Физическая культура. Спорт: Изд-во: ТГУ.- Тула. N°1, 2018. - С. 107-114.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.