Научная статья на тему 'К вопросу о формах проявления патриотической позиции'

К вопросу о формах проявления патриотической позиции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
135
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗИЦИЯ / ПАТРИОТИЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ / ВОСПИТАНИЕ / ПАТРИОТИЧЕСКИЕ УБЕЖДЕНИЯ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПАТРИОТИЧЕСКИЕ ЧУВСТВА / СТУДЕНЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лыкова Т.Р.

Статья раскрывает особенности и важность формирования патриотической позиции у студентов. Объясняются формы проявление патриотической позиции у студентов: патриотических убеждений, патриотического поведения, патриотических чувств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о формах проявления патриотической позиции»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7/2015 ISSN 2410-6070

3. North Dakota Standards and Benchmarks [Электронный ресурс] - Режим доступа:

http: //www .dpi. state.nd.us/standard/ content/foreign.pdf

4. Worton, M. Review of Modern Languages Provision in Higher Education in England [Электронный ресурс] /

M. Worton. - Режим доступа: http://www.ucl.ac.uk/vice-provost/worton/myimages1/worton_report.pdf 5.Standards for Foreign Language Learning [Электронный ресурс] - Режим доступа:

http://www.actfl.org/sites/default/files/pdfs/public/StandardsforFLLexecsumm_rev.pdf

© Е.А. Локтюшина, 2015

УДК 337

Т.Р_Лыкова

Старший преподаватель Факультет туризма и сервиса Уральский государственный лесотехнический университет г. Екатеринбург, Российская Федерация

К ВОПРОСУ О ФОРМАХ ПРОЯВЛЕНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ

Аннотация

Статья раскрывает особенности и важность формирования патриотической позиции у студентов. Объясняются формы проявление патриотической позиции у студентов: патриотических убеждений, патриотического поведения, патриотических чувств.

Ключевые слова

Позиция, патриотическая позиция, воспитание, патриотические убеждения, патриотическое поведение , патриотические чувства, студенчество.

Формирование патриотической позиции личности является целью патриотического воспитания. Естественно, что мера систематичности, интенсивности, характер, содержание, формы и методы ее формирования зависят от возраста воспитуемых. Именно такой подход к рассмотрению онтогенетического развития обеспечивает поиск новых резервов личностного становления и возможностей оптимизации воспитательных влияний различных социальных институтов, при учете, во-первых, наличия в процессе развития периодов открытости человека определенным общественным воздействиям и, во-вторых, внутренней его готовности принять их и самореализоваться в них [7; с.11].

За последнее десятилетие в отечественной психологии было проведено значительное количество исследований по проблеме возрастной периодизации, возрастным особенностям личности. Как отмечается в исследованиях отечественных психологов, возраст характеризуется особенностями условий жизни и требований, предъявляемых к индивиду на данном этапе его развития, отношениями с микро- и макросоциумом, особенностями развития структуры его личности.

Согласно теории развития высших психических функций Л.С. Выготского, к началу каждого возрастного периода складывается совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, единственное и неповторимое отношение между личностью и средой - социальная ситуация развития, а способы социализации личности обусловлены, прежде всего, ее ведущей деятельностью [2].

Анализ работ ученых-психологов позволяет определить студенческий возраст как особый возрастной период, наиболее сензитивный к формированию патриотической позиции личности.

Следует отметить, что в рассматриваемом аспекте исследования выделены только те психологические особенности, которые наиболее значимы с точки зрения их влияния на процесс формирования патриотической позиции . Психологические особенности представляется целесообразным рассмотреть по следующим блокам: интеллектуальное и эмоциональное развитие, становление самосознания и социальное самоопределение.

108

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7/2015 ISSN 2410-6070

Интеллектуальное развитие студентов тесно связано с появлением гипотетико-дедуктивного мышления, связанного с овладением умением оперировать понятиями. О преобладании понятийного мышления над «комплексным» в юности писал Л.С. Выготский. По его мнению, понятийное мышление имеет три важнейших психологических следствия: мышление в понятиях дает возможность молодому человеку познать закономерности, «управляющие действительностью» [3; с. 66.]. Другой психологической особенностью студентов является развитие логического мышления.

Л.С. Выготский отмечал, что овладение логическим мышлением приводит, в конечном счете, к интеллектуальному способу поведения [3; с. 66]. У многих появляется интерес к причинному объяснению явлений, развивается умение аргументировать суждения, доказывать их истинность или ложность. Они способны достигать более высокого уровня обобщений знаний, сравнивать и обобщать абстрактные понятия. Развитие понятийного логического мышления создает реальные возможности для целенаправленного формирования у студентов патриотических убеждений.

Важной психологической особенностью студентов является и их эмоциональное развитие, появление высших чувств [5]; [6]. Эта возрастная особенность становится реальной предпосылкой для формирования их патриотических чувств. К психологическим особенностям студенчества следует отнести и становление самосознания. Здесь же нужно указать на увеличение значимости собственных ценностей, усиление личностного аспекта самовоспитания. Студенческий возраст наиболее чувствителен для формирования ценностных отношений как устойчивого личностного образования.

В этом возрасте происходит осознание себя представителем определенной национальности; обостряется чувствительность к национально-культурной границе, к правовым и политическим аспектам; формируется отношение к представителям других национальностей.

В студенческом возрасте изменяется временная перспектива. Это, по мнению И.С. Кона, одно из центральных новообразований периода ранней юности. Студент обращен в будущее. У молодого человека «появляется способность сознательно ставить цели, связанные с будущей жизнью и деятельностью, и достигать эти цели» [6; с. 199]. Кроме того, по мнению ученого, «в юности временной горизонт расширяется как вглубь, охватывая отдаленное прошлое и будущее, так и вширь, включая уже не только личные, но и социальные перспективы» [5; с.29.]. Предпосылками возникновения мировоззренческой позиции у студентов, по мнению И.С.Кона, являются: расширение общего кругозора, потребность в осознании смысла жизни, ощущение школьником себя частью социальной общности [4; с.237].

Л.И. Божович также считает, что мировоззрение начинается с выработки своей точки зрения на окружающий мир, мировоззренческой позиции, частью которой, по нашему мнению, является позиция патриотическая [1; с.254].

Итак, патриотическая позиция студента - это система его патриотических отношений, содержательную основу которой составляет совокупность когнитивных, эмоциональных и функциональных связей, установленных с основными патриотическими объектами: Родиной, родным народом, семьей, гражданином-патриотом, государством, родной природой, православием, отечественными историей и культурой, а формами проявления и структурными компонентами являются патриотические убеждения, чувства и качества.

Возрастные и психологические особенности студентов обеспечивают их внутреннюю готовность для формирования патриотической позиции. Однако одной внутренней готовности личности к восприятию определенных воспитательных воздействий недостаточно. Необходимо, чтобы такими возможностями обладал и процесс обучения.

Список использованной литературы:

1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избр. психол. тр. / Л.И. Божович // Под ред. Д.И. Фельдштейна - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2001.-348 с.

2. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. Избр. труды. / Л.С. Выготский. -М.: Просвещение, 1984. - 198 с.

3. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах /Л.С. Выготский // Под ред. Д.В. Эльконина. - Т. 4 Детская психология. - М: Педагогика, 1984. - 432 с.

4. Кон И.С. Открытие «Я» / И.С. Кон. - Рига: Авотс, 1982. - 336 с

109

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7/2015 ISSN 2410-6070

5. Кон И.С. Психология юношеского возраста: Проблемы формирования личности: Учеб. пособ. для пед. ин-тов / И.С. Кон. - М: Просвещение, 1979. -175 с.

6. Кон И.С. Социология личности / И.С. Кон. - М.: Политиздат, 1967. - 383 с

7. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А.Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 1975. - 304 с.

© Т.Р. Лыкова, 2015

УДК 371.3:54

Н.А.Макарова

канд. пед. наук, доцент ОмГПУ, E-mail: makar_na@mail.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕНСИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ХИМИИ

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы использования технологии интенсивного обучения с использованием системного подхода и идеографии в школьном курсе химии.

Ключевые слова

технология интенсивного обучения, повышение качества подготовки обучающихся по химии, современные образовательные технологии, идеография

Сегодня учителей волнуют вопросы будущего школы и системы образования. Общество заинтересовано в специалистах, способных самостоятельно и активно действовать, принимать решения, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Традиционный подход к процессу обучения не позволяет создать реальные условия для качественного решения этой задачи. Внимание современного учителя должно быть направлено на вовлечение каждого школьника в активную познавательную деятельность, что возможно при использовании новых образовательных технологий.

Одним из вариантов успешного изучения предмета является использование технологии интенсивного обучения с использованием системного подхода и идеографии, предусматривающей активную позицию каждого ученика при ведущем виде деятельности - моделирование содержания учебного предмета с установлением логических связей между понятиями. Целевая ориентация этой технологии заключается в создании функционирующей системы химических знаний за короткие сроки при использовании приемов систематизации и моделирования содержания предмета в виде графов логических структур, основывающихся на ассоциативно-рефлекторной теории с применением идеографии [1].

Данная технология была разработана Нахаевой В.И. и успешно апробирована на учебной дисциплине «Биология» [1, 2]. В нашем исследовании мы решили применить эту технологию для

обучения химии в средней школе. В педагогическом эксперименте участвовали учащиеся 10-11 классов химико-биологической группы, изучающие химию по программе О.С. Габриеляна.

Исходя из цели урока, обучающиеся определяли объем информации, который необходимо изучить, анализировали содержание источника учебной литературы. Проработав содержание, выделяли ведущее понятие темы. Если информация была очень сложной, то выписывали понятия темы в виде списка. Работая с источниками информации, учащиеся испытывали затруднения при выделении главного, поэтому им предлагалось систематизировать признаки понятия темы, т.е. расположить по категориям их значимости (I, II и т.д.): термин ведущего понятия содержит признак I категории, а признак I категории - признак II и т.д. Содержание понятий сравнивали по разным источникам учебной литературы. После изучения темы учащиеся заполняли пустые колонки предложенных таблиц категорий признаков и пустые ячейки графов, в которых стоят многоточия. Правильность заполнения таблицы позволила судить об уровне усвоения изученного материала и своевременно корректировать учебно-познавательную деятельность обучающихся.

110

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.