Научная статья на тему 'К вопросу о формах осуществления функций современного государства'

К вопросу о формах осуществления функций современного государства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1235
213
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА / ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ / ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / STATE / FUNCTIONS OF STATE / LEGAL FORMS / ORGANISATIONAL FORMS / STATE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гринько Андрей Александрович

Дальневосточный государственный аграрный университет В статье рассматриваются важнейшие особенности форм осуществления функций государства на современном этапе своего развития. Обращается внимание на дискуссионный характер вопроса в силу наличия различных точек зрения на перечень форм и их содержание. Актуальность данному вопросу придает тот факт, что соответствующий набор функций и форм определяет степень эффективности деятельности всего государства. Автор анализирует основные подходы к проблеме выделения форм, сложившиеся в отечественной науке. Отмечается взаимозависимость различных форм осуществления государственных функций и условность их разграничения на правовые и неправовые (или организационные). Особо подчеркивается, что формы тесно связаны не только с сущностью, но и с деятельностью современного государства. Они динамичны и трансформируются вместе с изменениями в сферах жизни общества и государства. Делается вывод о том, что только благодаря сочетанию форм, способствующих полноценной реализации функций, возможно наиболее стабильное и успешное развитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the question of the forms of implementation of the functions of the modern state

The article deals with the most important features of the forms of implementation of the functions of the state at the present stage of development. Attention is drawn to the debatable nature of the issue due to the presence of different points of view on the list of forms and their content. Topicality of this issue as the appropriate set of functions and forms determines the degree of effectiveness of the entire state. The author analyses the main approaches to the problem of allocation of forms that have developed in Russian science. It is noted that interdependence of various forms of state functions and conditionality of their differentiation into legal and non-legal (or organisational). Attention is drawn to the fact that forms are closely connected not only with the essence, but also with the activities of the modern state. They are dynamic and transform with changes in the spheres of life of society and the state. It is concluded that only through a combination of forms that contribute to the full implementation of functions, the most stable and successful development is possible.

Текст научной работы на тему «К вопросу о формах осуществления функций современного государства»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

DOI 10.34216/1998-0817-2020-26-1-166-171 УДК 342:321.01

Гринько Андрей Александрович

Дальневосточный государственный аграрный университет

К ВОПРОСУ О ФОРМАХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФУНКЦИЙ СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА

В статье рассматриваются важнейшие особенности форм осуществления функций государства на современном этапе своего развития. Обращается внимание на дискуссионный характер вопроса в силу наличия различных точек зрения на перечень форм и их содержание. Актуальность данному вопросу придает тот факт, что соответствующий набор функций и форм определяет степень эффективности деятельности всего государства. Автор анализирует основные подходы к проблеме выделения форм, сложившиеся в отечественной науке. Отмечается взаимозависимость различных форм осуществления государственных функций и условность их разграничения на правовые и неправовые (или организационные). Особо подчеркивается, что формы тесно связаны не только с сущностью, но и с деятельностью современного государства. Они динамичны и трансформируются вместе с изменениями в сферах жизни общества и государства. Делается вывод о том, что только благодаря сочетанию форм, способствующих полноценной реализации функций, возможно наиболее стабильное и успешное развитие.

Ключевые слова: государство, функции государства, правовые формы, организационные формы, государственная деятельность.

Информация об авторе: Гринько Андрей Александрович, ORCID: 0000-0002-9690-421X, кандидат исторических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Дальневосточный государственный аграрный университет», г. Благовещенск, Россия.

E-mail: andrey2007-85@mail.ru.

Дата поступления статьи: 23.12.2019.

Для цитирования: Гринько А.А. К вопросу о формах осуществления функций современного государства // Вестник Костромского государственного университета. 2020. Т. 26, № 1. С. 166-171. DOI 10.34216/1998-0817-202026-1-166-171.

Andrey A. Grin'ko

Far Eastern Agrarian University

ON THE QUESTION OF THE FORMS OF IMPLEMENTATION OF THE FUNCTIONS

OF THE MODERN STATE

The article deals with the most important features of the forms of implementation of the functions of the state at the present stage of development. Attention is drawn to the debatable nature of the issue due to the presence of different points of view on the list offorms and their content. Topicality of this issue as the appropriate set of functions and forms determines the degree of effectiveness of the entire state. The author analyses the main approaches to the problem of allocation offorms that have developed in Russian science. It is noted that interdependence of various forms of state functions and conditionality of their differentiation into legal and non-legal (or organisational). Attention is drawn to the fact that forms are closely connected not only with the essence, but also with the activities of the modern state. They are dynamic and transform with changes in the spheres of life of society and the state. It is concluded that only through a combination offorms that contribute to the full implementation of functions, the most stable and successful development is possible.

Keywords: state, functions of state, legal forms, organisational forms, state activity.

Information about the author: Andrey A. Grin'ko, ORCID: 0000-0002-9690-421X, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of humanitarian disciplines of the Far Eastern Agrarian University, Blagoveshchensk, Russia.

E-mail: andrey2007-85@mail.ru.

Article received: December 23, 2019.

For citation: Grin'ko A.A. On the question of the forms of implementation of the functions of the modern state. Vestnik of Kostroma State University, 2020, vol. 26, № 1, pp. 166-171 (In Russ.). DOI 10.34216/1998-0817-2020-26-1-166-171.

Вопрос о функциях государства и формах их осуществления является одним из важнейших в теории государства и права, а также ряде других наук. Понимание основ существования государства, его структура, степень эффективности организации, уровень развития и многое другое основывается на понимании его функций и форм. В настоящее время продолжаются дискуссии о перечне форм и степени их значимости для государства и общества. Дискуссионность вопроса усиливается в результате усложнения государственной системы, появления новых функций

и форм и постепенного исчезновения ряда других. Учитывая указанные обстоятельства, необходимо более подробно рассмотреть особенности форм осуществления функций применительно к современному государству.

Прежде всего следует отметить, что под формами подразумеваются виды практической деятельности государственной машины, которые связаны с осуществлением целей и задач, имеют внешнее выражение в виде юридических последствий [Купцова: 125].

Формы тесно связаны с сущностью и деятельностью государства, они динамичны и трансфор-

166

Вестник КГУ ^№ 1, 2020

© Гринько А.А., 2020

мируются вместе с ним. Благодаря сочетанию форм, способствующих реализации тех или иных функций, оказывается воздействие на различные виды общественных отношений. Это может приводить к диаметрально противоположным результатам - как способствовать гармоничному развитию общества, так и усугублять негативные тенденции, протекающие в нем.

Помимо категории «форма» при изучении особенностей осуществления функций государства используется, но в меньшей степени, и иная категория - «механизм» [Горбатовская: 26; Ельцов: 152]. Выполняя ту или иную деятельность в определенном направлении, государство влияет на процессы, протекающие в обществе, через специальный механизм и может навязывать свою государственную волю [Барканов: 77].

Несмотря на существование различных классификаций форм осуществления функций государства, большинство из них сводится к условному выделению правовых и неправовых (организационных) форм. Данный подход зародился в советский период и разрабатывался рядом отечественных ученых, в первую очередь М.И. Байтиным [Акимов: 180; Байтин: 233]. Так, он характеризовал организационные формы как единообразную по внешним признакам государственную деятельность, которая не имеет последствий юридического характера. Эти формы опосредованно влияют на человеческую жизнедеятельность, в основном через создание комфортных условий для ее осуществления, в отличие от правовых форм, которые прямо предписывают человеку соответствующую поведенческую модель.

Так или иначе, государственная деятельность опосредована правом [Новикова: 5]. Под правовыми формами осуществления функций понимается однородная по своим внешним признакам деятельность органов власти по руководству обществом путем издания правовых актов.

Особая роль правовых форм обоснована следующим. В первую очередь, это вызвано соотношением государства и права, их связью. Последняя основывается на регулирующей роли права, в которой проявляется его активность в социальной жизнедеятельности. Именно благодаря праву жизнедеятельность общества протекает в организованных и устойчивых рамках. И, наконец, право способствует прогрессу общества или является одним из его проявлений [Бухтерева: 40].

Правовые формы заключаются в сознательном, активном, законном, процедурно оформленном воздействии (имеющем юридический характер) строго определенных субъектов государства на общественные отношения или какую-либо из сфер жизни общества.

В настоящее время принято выделять несколько основных правовых форм осуществления функций

государства: правотворчество, правоприменение (или правоисполнение) и правоохрану (включая контрольно-надзорную и судебную деятельность) [Гогин: 35]. Кроме того, некоторые исследователи выделяют распорядительную и договорную формы [Мухаев: 55].

В качестве основного содержания правотворчества выступает особая юридическая процедура, ко -торая включает деятельность различных субъектов правотворческих отношений по подготовке, обсуждению, принятию и опубликованию в официальных источниках нормативных правовых актов. Его результатом являются законы и подзаконные акты (в том числе федеральные законы и законы субъектов, указы президента и постановления правительства, различные инструкции и распоряжения органов государственной власти и местного самоуправления). Так, Конституция РФ и другие нормативно-правовые акты содержат основы конституционного строя государства, принципы построения социальной и иных систем (статьи 7, 8 и 16), порядок формирования и взаимоотношений органов власти (статьи 81, 83, 96, 97, 100, 101, 111, 119 и 128)1. Очевидно, что осуществление функций государства при отсутствии данной формы невозможно.

Большую роль в правотворчестве играет законодательная деятельность, осуществляемая соответствующими органами государства. Применительно к России высшим законодательным органом выступает Федеральное собрание РФ. Большое влияние на правотворчество оказывают процессы, происходящие в жизни государства, связанные с совершенствованием законодательства через принятие новых норм, соответствующих потребностям общества и государства, изменение или аннулирование существующих. Благодаря правотворчеству трансформируется сфера правового регулирования, создается нормативная база, в правовой системе появляются соответствующие методы, способы и средства воздействия юридического характера, видоизменяются правовые режимы регулирования отношений в обществе.

Сам правотворческий процесс включает в себя различные формы. В частности, правотворческая форма может воплощаться в виде правовой регламентации правотворчества. Это проявляется в принятии регламентов законотворческих органов, нормативных актов различных ведомств, предполагающих как правовые, так и неправовые формы. В качестве примера можно взять Регламент Государственной думы РФ, который включает в себя парламентские слушания, где обсуждаются проекты законов (статья 61); совещания (статья 72); голосования (статья 83); обсуждение законопроектов в первом и последующих чтениях (статьи 119, 122, 125)2.

Если через такую форму, как правотворчество, государство создает алгоритм регулирования от-

ношений в обществе, то практическое воздействие на них, с опорой на нормативно-правовую базу, осуществляется с помощью правоприменительной формы.

Для правоприменительной формы характерен процесс, в рамках которого происходит преобразование правовых предписаний, имеющих место для нормативной ситуации, в конкретные веления властного характера и, наконец, их воплощение в повседневной жизни людей.

Исполнительная власть государства в лице правительства выступает главным правоприменительным субъектом [Музыкин: 164]. Деятельность правительства заключается в решении управленческих задач, основывается на издании соответствующих нормативно-правовых документов и контроле за их исполнением. Сюда можно отнести призыв в вооруженные силы, избрание или назначение на какую-либо должность, например, председателя Правительства РФ или формирование состава Конституционного суда РФ. Все это оформляется с помощью правоприменительных актов.

Ряд исследователей считает, что правоприменительная форма включает в себя несколько видов деятельности, в частности оперативно-исполнительную, контрольно-надзорную, а также юрис-дикционную [Козлов: 215].

Правоприменительная форма характеризуется властно-организующим признаком. Этот признак заключается в том, что данная форма основывается на законности и проявляется в общеобязательных индивидуальных нормативных актах. Предписания актов поддерживаются с помощью разнообразных средств, в первую очередь юридических. К последним можно отнести применение мер принуждения со стороны государства. Характерными признаками предписаний являются односторонность волеизъявления властного органа, категоричность и обязательность веления, защищенность государством [Бухтерева: 48].

Правоприменительная деятельность включает в себя не только правовые, но и иные формы осуществления функций государства. К таковым относятся формы, в основе которых находятся факторы организационного и экономического характера, иногда предполагающие законодательное закрепление. Например, для расследования особо важных дел уголовного характера законодательство допускает создание следственных групп, а для повышения эффективности деятельности сотрудников органов внутренних дел возможны различные стимулы - премии, ценные подарки, благодарности3.

Правоохранительной формой можно считать деятельность органов власти, которая заключается в защите правовых норм, прав и свобод каждого человека, в обеспечении выполнения возложенных на них юридических обязанностей. Данная форма содержит в себе принятие предупредительных мер,

расследование правонарушений, а также применение санкций к нарушителям закона.

Практически все государственные органы, административный аппарат организаций и учреждений так или иначе реализуют данную форму. Степень ее осуществления зависит от компетенций того или иного органа власти, что не дает последнему возможности превысить свои полномочия или уклониться от исполнения обязанностей. Эти полномочия являются государственно-властными, а их полнота определяется задачами, поставленными применительно к соответствующим сферам жизни общества.

Правоохранительная деятельность имеет своим результатом акты применения правовых норм, к которым относятся постановления следственных органов, приговоры, решения судебных инстанций. Это приводит к появлению новых правовых отношений либо к изменению или прекращению существующих. Для правоохраны характерна не только правовая, но и организационная форма, например, организация патрулирования территории или обеспечение общественного порядка во время торжественных мероприятий.

К правоохранительной форме осуществления функций можно отнести контроль и надзор. Несмотря на близкое понимание этих видов деятельности, все же они различаются. Контроль в ходе своей реализации предполагает единство как правовых, так и организационных форм деятельности органов государственной власти. Как одна из функций государственного управления, он может использоваться в ходе сбора и анализа информации. Самостоятельным видом контроля является надзор. Наиболее ярким примером классического надзора является прокурорский надзор [Козлов: 216]. Отличительной особенностью прокурорского надзора является то, что прокуратура не занимается выдачей лицензий, разрешительных документов, не устанавливает каких-либо нормативов. Иные надзорные органы (например, фитосанитарный надзор) могут выдавать лицензии, разрешения, устанавливать специальные правила, что сближает их с аналогичными органами государственного контроля, по мнению М.А. Бухтеревой [Бухтерева: 55]. По мнению А. А. Шафранова, надзор предполагает создание особых структур при том, что контроль может осуществляться практически любым органом исполнительной власти. Орган надзора в своей деятельности ориентируется на точное исполнение правовых норм, он не оценивает целесообразность какого-либо акта [Шафранов: 6].

Распорядительная форма осуществления функций государства является самостоятельной и занимает срединное положение между правотворчеством и правоприменением. Распорядительная форма осуществления функций государства была особенно характерна для советского пери-

ода, и в настоящее время ее роль снижается при одновременном повышения значимости договорной формы. Это объясняется признанием правовой гибкости договора и возможностью облекать в эту форму различные общественные отношения. Разумеется, нормативно-правовой акт в виде закона является первичным правовым источником в развитии договорной формы. Он прямо вводит эту форму или допускает ее существование. В основном договорная форма применяется исполнительными органами, однако она характерна и для других ветвей власти. Ярким примером служат международные договоры, иные межгосударственные документы (декларации, хартии).

Как уже отмечалось выше, среди форм осуществления государственных функций выделяются и неправовые, или, иными словами, организационные. К ним относят однородную по своим внешним признакам деятельность государства, которая не связана с созданием, применением норм права. Данные формы имеют вспомогательный характер. В частности, через разработку политической программы власть способна сплотить жителей государства. В рамках этой программы возможно создание особого механизма, например экономического плана, который может быть представлен в виде разумной кредитно-финансовой политики для стимулирования деловой активности в обществе. Этому сопутствует поиск согласия между основными социальными группами, партиями, а также активное использование агитации и пропаганды.

Неправовая форма всегда опирается на законодательство и соответствующие полномочия органов государственной власти, охватывает значительный объем организационной и подготовительной работы в процессе осуществления функций государства [Гогин: 37].

В жизнедеятельности государства правовые и неправовые формы тесно взаимосвязаны. Первые не могут существовать без организационной составляющей, а вторые зачастую выступают основой для осуществления правовых форм. При этом организационные формы связаны с подзаконной деятельностью и реализуются в правовом поле.

Неправовые формы нельзя сводить только к структуре механизма функционирования государства, так как все его составляющие осуществляют деятельность, в частности, и в правовых формах. Как правило, неправовые формы не предполагают подразделения на подвиды, но условно их можно дифференцировать на организационно-регламентирующую, организационно-хозяйственную и организационно-идеологическую формы.

Сущностью организационно-регламентирую-щей формы является оперативная деятельность по решению текущих вопросов, связанных с обеспечением функционирования государственной системы, в частности подготовка официальных

документов, организация выборов. Материальное обеспечение деятельности государства и его органов возложено на организационно-хозяйственную форму. К ней можно отнести снабженческие операции, ведение статистики. Информационная составляющая, проявляющаяся в деятельности средств массовой информации, агитационно-разъяснительной работе, созданию благоприятного общественного мнения, характерна для организационно-идеологической формы [Акопова: 23].

К неправовым формам, помимо организационной деятельности, также относят осуществление материально-технических операций, таких как подготовка аналитических материалов, отчетов, ведение делопроизводства и т. д.

Исследователь М.А. Бухтерева говорит о существовании организационной, экономической, информационной, политической и идеологической неправовых форм [Бухтерева: 87].

Организационная форма по своему содержанию во многом совпадает с организационно-ре-гламентирующей формой вышеописанной классификации. Она не предполагает издания особых юридических актов, однако предпосылки ее осуществления и результат вполне могут иметь юридическую фиксацию. Данная форма связана с обеспечением эффективной работы государственного механизма, однако она может касаться и негосударственных организаций, а также граждан. Это может быть выражено в инспектировании учреждений, разъяснении содержания юридических актов, подготовке и проведении заседаний, совещаний. Экономическая форма аналогична организационно-хозяйственной форме из ранее рассмотренной классификации. Политическая форма связана с организацией власти, с разработкой основ политики государства. Идеологическая форма предполагает ведение агитационной, воспитательной, пропагандистской и разъяснительной работы. Сущность информационной формы заключается в различных операциях с информацией. Например, избирательные комиссии используют государственную автоматизированную информационную систему в ходе выборов в Государственную думу РФ.

Кроме вышеназванных общих организационных форм можно выделить и фактические организационные формы. Последние приемлемы не для каждой функции и не для всех государственных органов. В частности, организация военных учений, управление войсками, подготовка военнослужащих относятся к организационно-военной форме. Организационные формы осуществления функций государства чаще всего представляют собой фактические действия (решения) его органов по экономическому, политическому, идеологическому и собственно организационному обеспечению выполнения стратегических и повседневных задач, направленные на реализацию правовых форм.

Ряд вопросов, касающихся организационных форм, носит дискуссионный характер. Высказывается мнение, что организационная деятельность, связанная с осуществлением властных полномочий, обязательно принимает юридическую форму, а также что организационная форма не может являться самостоятельной формой, так как она включена в содержание правовой формы. Например, такая неправовая форма, как планирование, может приобрести правовую форму в виде принятия федерального закона4.

Эти взгляды не могут считаться несомненно верными, поскольку далеко не каждая разновидность организационной деятельности государства может быть включена в правовую и не всегда связана с осуществлением властных полномочий. Нельзя отрицать, что в жизнедеятельности каждого государства присутствуют неправовые формы, обеспечивающие не только осуществление правовых форм, но также прямо осуществляющие государственные функции.

Так, функция обороны может быть реализована как в правовых, так и в организационных формах. К первым можно отнести нормативные акты о всеобщей мобилизации и их применение соответствующими органами, юридическая ответственность за уклонение от мобилизации, а ко вторым - идеологические призывы к защите родины, привлечение профессиональных военных за оплату и так далее.

Таким образом, в заключение необходимо подчеркнуть, что осуществление государственных функций происходит в специфических формах практической деятельности государства, направленной на претворение в жизнь его целей и разрешение разнообразных текущих задач. Формы находятся в постоянной динамике и преобразовываются вместе с самим государством. От форм зависит, насколько эффективно будет осуществляться та или иная функция, будет ли общество гармонично развиваться или находиться в кризисном состоянии. Правовые и неправовые (или организационные) формы считаются основными при осуществлении функций государства. При этом к правовым относятся правотворческая, правоприменительная и правоохранительная формы, а к организационным - регламентирующая, хозяйственная и идеологическая. Неправовые формы (например, подготовительные работы, сбор и анализ информации) являются предшествующим этапом в реализации правовых норм и обеспечивают их осуществление. Неправовые формы зачастую, хотя и не всегда, реализуются через право. Правовые и неправовые формы взаимосвязаны и нередко взаимно «переходят» друг в друга, что может иллюстрировать возбуждение уголовного дела по результатам непосредственного контроля. Для реализации, в частности, правоохранительной функции государства необходимо принятие и изда-

ние соответствующих нормативно-правовых актов (правотворческая форма), обеспечение их исполнения (правоисполнительная форма), юридическая ответственность за правонарушения (правоохранительная форма), однако этим правовым формам сопутствуют организационные формы. Можно утверждать, что практически все государственные функции имеют специфику, проявляющуюся в формах своего осуществления, которые уникальны по содержанию и требуют глубокого анализа применительно к каждому конкретному государству на данном этапе существования.

Примечания

1 Конституция Российской Федерации: (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // КонсультантПлюс: справ. правовая система. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 18.12.2019 г.); Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // КонсультантПлюс: справ. правовая система. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 18.12.2019 г.).

2 Постановление Государственной Думы ФС РФ от 22.01.1998 № 2134-II ГД «О Регламенте Го -сударственной Думы Федерального Собрания РФ» (с изменениями и дополнениями) // Консультант-Плюс: справ. правовая система. URL: http://www. consultant.ru (дата обращения: 18.12.2019 г.).

3 Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // КонсультантПлюс: справ. правовая система. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 12.12.2019 г.).

4 Например, Федеральный закон от 2.12.2019 № 380-ФЗ «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» // КонсультантПлюс: справ. правовая система. URL: http:// www.consultant.ru (дата обращения: 22.12.2019 г.).

Список литературы

Акимов Н.А. Правовое обеспечение реализации экономической функции государства // Социально-экономические явления и процессы. 2017. № 2. С. 179-183.

Акопова С.Н. Антикоррупционная функция государства и гражданского общества // Право и государство. 2007. № 4 (28). С. 23-32.

Байтин М.И. Сущность и основные функции социалистического государства. Саратов: Издательство Саратовского университета, 1979. 302 с.

Барканов А.А. Культурно-воспитательная функция современного российского государства: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. 186 с.

Бухтерева М.А. Формы реализации функций государства: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002. 202 с.

Гогин А.А. К вопросу о формах реализации функций государства // Вектор науки Тольяттин-ского государственного университета. Сер.: Юридические науки. 2014. № 1. С. 35-38.

Горбатовская Е.С. О содержании культурно-воспитательной функции государства // Актуальные проблемы российского права. 2017. № 9. С. 25-35.

Ельцов Н.С. К вопросу о субъектном составе механизма реализации функций государства // Вестник Тамбовского университета. 2015. № 10. С. 151-157.

Козлов А.В. Правовые формы реализации функции Российского государства по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 5, Юриспруденция. 2011. № 2 (15). С. 214-219.

Купцова О.Б. Экономическая функция современного российского государства: дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2002. 207 с.

Музыкин А.А. Современные формы и методы реализации функций государства / А. А. Музыкин, Д.В. Абражеева // ModernScience. 2019. № 10-1. С. 163-165.

Мухаев Р.Т. Теория государства и права. М.: Юрайт, 2017. 585 с.

Новикова А.С. О формах реализации функций государства // Научный журнал КубГАУ 2015. № 113 (09). С. 1-10.

Шафранов А.А. Разграничение контрольной и надзорной деятельности в сфере исполнительной власти // Право и Жизнь. 2006. № 91. С. 5-20.

References

Akimov N.A. Pravovoe obespechenie realizatsii ekonomicheskoi funktsii gosudarstva [Legal support for the implementation of the economic function of the state]. Sotsial'no-ekonomicheskie iavleniia i protsessy [Socio-economic phenomena and processes], 2017, № 2, pp. 179-183. (In Russ.)

Akopova S.N. Antikorruptsionnaia funktsiia gosudarstva i grazhdanskogo obshchestva [Anticorruption function of the state and civil society]. Pravo i gosudarstvo [The right of the state], 2007, № 4 (28), pp. 23-32. (In Russ.)

Baitin M.I. Sushchnost' i osnovnye funktsii sotsialisticheskogo gosudarstva [The essence and main functions of the socialist state]. Saratov, izdatel'stvo Saratovskogo universiteta, 1979, 302 p. (In Russ.)

Barkanov A.A. Kul'turno-vospitatel'naia funktsiia sovremennogo rossiiskogo gosudarstva: dis. . kand. iurid. nauk [Cultural and educational function of the

modern russian state: DSc thesis]. Moscow, 2007, 186 p. (In Russ.)

Bukhtereva M.A. Formy realizatsii funktsii gosudarstva: dis. ... kand. iurid. nauk [Forms of realization of functions of the state: DSc thesis]. Moscow, 2002, 202 p. (In Russ.)

Gogin A.A. Kvoprosu o formakh realizatsii funktsii gosudarstva [To the question of forms of realization of functions of the state]. Vektor nauki TGU. Ser.: Iuridicheskie nauki [Vector of science TGU. Ser.: Legal Sciences], 2014, № 1, pp. 35-38. (In Russ.)

Gorbatovskaia E.S. O soderzhanii kul'turno-vospitatel'noi funktsii gosudarstva [On the content of the cultural and educational function of the state]. Aktual'nye problemy rossiiskogo prava [Actual problems of Russian law], 2017, № 9, pp. 25-35. (In Russ.)

El'tsov N.S. K voprosu o sub"ektnom so stave mekhanizma realizatsii funktsii gosudarstva [To the question of the subject structure of the mechanism of realization of functions of the state]. Vestnik TGU [Bulletin TGU], 2015, № 10, pp. 151-157. (In Russ.)

Kozlov A.V. Pravovye formy realizatsii funktsii Rossiiskogo gosudarstva po preduprezhdeniiu i likvidatsii chrezvychainykh situatsii [Legal forms of realization of the function of the russian state on prevention and liquidation of emergency situations]. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. 5, Iurisprudentsiia [Bulletin of Volgograd state University. Ser. 5: Jurisprudence], 2011, № 2 (15), pp. 214-219. (In Russ.)

Kuptsova O.B. Ekonomicheskaia funktsiia sovremennogo rossiiskogo gosudarstva: dis. ... kand. iurid. nauk [Economic function of the modern russian state: DSc thesis], N. Novgorod, 2002, 207 p. (In Russ.)

Muzykin A.A. Sovremennye formy i me tody realizatsii funktsii gosudarstva [Modern forms and methods of state functions realization], A.A. Muzykin, D.V. Abrazheeva. Modern Science, 2019, № 10-1, pp. 163-165. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Mukhaev R.T. Teoriia gosudarstva i prava [Theory of state and law]. Moscow, Iurait Publ., 2017, 585 p. (In Russ.)

Novikova A.S. O formakh realizatsii funktsii gosudarstva [About forms of realization of functions of the state]. Nauchnyi zhurnal KubGAU [The scientific journal of the Kuban state agrarian university], 2015, № 113 (09), pp. 1-10. (In Russ.)

Shafranov A.A. Razgranichenie kontrol'noi i nadzornoi deiatel'nosti v sfere ispolnitel'noi vlasti [Differentiation of control and supervisory activities in the sphere of executive power]. Pravo i Zhizn' [Law and Life], 2006, № 91, pp. 5-20. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.