Научная статья на тему 'Правовое обеспечение реализации экономической функции государства'

Правовое обеспечение реализации экономической функции государства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1871
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ / ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА / МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА / МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА / ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА / ECONOMIC FUNCTION / FUNCTIONS OF THE STATE / MECHANISM OF THE STATE / MECHANISM OF REALIZATION OF FUNCTIONS OF THE STATE / LEGAL FORMS OF FUNCTIONS OF THE STATE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Акимов Никита Андреевич

В статье автором поставлена задача выявить правовые аспекты осуществления экономической деятельности государства как соответствующей функции. Рассмотрение заявленного предмета исследования требует внимание на политические аспекты существующих межгосударственных отношений. Эти аспекты во многом определяют содержание правового обеспечения экономической функции государства, которые анализируются в контексте всего механизма реализации функций государства. В связи с этим автором проведено соотношение функций и механизма действия государства, исходя из чего исследуются аспекты правового обеспечения. Отмечается, что характеристика правового обеспечения конкретной функции государства предполагает анализ принимаемых мер, во-первых, с точки зрения непосредственно правового воздействия и, во-вторых, с точки зрения направленности норм, метода регулирования. Вместе с этим, автором предпринята попытка выявить формы осуществления функций государства, среди которых называются правовые и организационные. Одновременно с этим, автор указывает, что правовые формы дифференцируются на правотворческую и правоприменительную.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL SUPPORT OF REALIZATION OF ECONOMIC FUNCTION OF THE STATE

In article the author set the task to reveal legal aspects of implementation of economic activity of the state as the corresponding function. Consideration of the declared object of research demands attention to political aspects of the existing interstate relations. These aspects in many respects determine the content of legal support of economic function of the state analyzed in the context of all mechanism of realization of functions of the state. In this regard, the author carried out a ratio of functions and the mechanism of the state proceeding from what aspects of legal support are investigated. The author noted that the characteristic of legal support of concrete function of the state assumes the analysis of the taken measures, first, from the point of view of directly legal influence and, secondly, from the point of view of an orientation of norms, a regulation method. Together with it, the author made an attempt to reveal forms of implementation of functions of the state among which are legal and organizational. Along with it, the author specified that legal forms are differentiated on law-making and law-enforcement.

Текст научной работы на тему «Правовое обеспечение реализации экономической функции государства»

ЮРИСПРУДЕНЦИЯ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

LAW: THEORY AND PRACTICE

УДК 340 doi: 10.20310/1819-8813-2017-12-2-179-183

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

АКИМОВ НИКИТА АНДРЕЕВИЧ Главное управление рынка микрофинансирования и методологии финансовой доступности Банка России, г. Москва, Российская Федерация, e-mail: tos-next@yandex.ru

В статье автором поставлена задача выявить правовые аспекты осуществления экономической деятельности государства как соответствующей функции. Рассмотрение заявленного предмета исследования требует внимание на политические аспекты существующих межгосударственных отношений. Эти аспекты во многом определяют содержание правового обеспечения экономической функции государства, которые анализируются в контексте всего механизма реализации функций государства. В связи с этим автором проведено соотношение функций и механизма действия государства, исходя из чего исследуются аспекты правового обеспечения. Отмечается, что характеристика правового обеспечения конкретной функции государства предполагает анализ принимаемых мер, во-первых, с точки зрения непосредственно правового воздействия и, во-вторых, с точки зрения направленности норм, метода регулирования. Вместе с этим, автором предпринята попытка выявить формы осуществления функций государства, среди которых называются правовые и организационные. Одновременно с этим, автор указывает, что правовые формы дифференцируются на правотворческую и правоприменительную.

Ключевые слова: экономическая функция, функции государства, механизм государства, механизм реализации функций государства, правовые формы функций государства

Современная обстановка как на внутригосударственном уровне, так и на международной арене актуализует необходимость пересмотра основ реализации экономической функции, выявления и систематизации элементов и средств ее осуществления.

В первую очередь, сегодняшнюю общественную систему невозможно представить без функционирования различных государственных структур, образующих систему государственных органов, организаций, учреждений, посредством которых осуществляется государственное управление. Данная система носит понятие собирательного характера - «механизм государства».

Механизм государства образуется посредством разнообразных связей между государственными органами, организациями, учреждениями. Это обосновывает признак его системности и наличие сложной структуры.

Обоснованным представляется высказанное в учебной литературе предложение использовать термин «механизм» в контексте механизма осуществления государственной власти или функциони-

рования государства [1]. Вместе с этим, в литературе отмечалось обоснованным исследование категорий структуры и функций в их органической взаимосвязи.

Так, М. И. Байтин видит необходимость структурно-функционального подхода к изучению структуры государственного механизма исходя из тесной взаимосвязи функций и механизма государства. В соответствии с этим структура механизма государства должна рассматриваться в неразрывной связи с его деятельностью по выполнению государственных функций. Между механизмом и функциями государства констатируется тесная обратная связь. Функции современного российского государства осуществляются при помощи государственного механизма, посредством деятельности всей системы объединяемых им и взаимосвязанных между собой государственных органов. Вместе с тем от функций государства зависит структура государственного механизма - они непосредственно влияют на возникновение, развитие и содержание деятельности тех или иных органов государства [2].

Термин «функции» несет в себе значение внешнего проявления свойств какого-либо объекта. По отношению к государству функции обретают определение как основных направлений деятельности государства, обусловленные его сущностью и содержанием, а также стоящие перед ними на том или ином этапе развития целями, задачами и его социальным назначением. Вопрос о функциях государства позволяет взглянуть на его внутреннее строение и содержание, учесть степень вовлеченности негосударственных организаций и учреждений.

Сложная и многообразная деятельность государства по управлению делами общества объективно обусловливает одновременное выполнение им не одной, а нескольких функций в силу разнообразных причин. Невыполнение им той или иной функции порождает негативные последствия и для государства, и для общества. Как верно, по нашем мнению, обосновано Т. А. Каленьевой, система функций государства носит конкретно-исторический характер и меняется не только под воздействием условий, в которых действует государство, но и применительно к задачам, решаемым ими в тот или иной исторический период [3]. Исходя из наличия и необходимости функций и их осуществления как основных направлений деятельности государства, на наш взгляд, механизм реализации функций государства включает в себя комплекс самих функций государства на конкретном историческом этапе.

Формирование функций государства происходит в процессе его становления, укрепления и развития. Последовательность возникновения функций зависит от очередности задач, встающих перед обществом в его историческом развитии, а также от поставленных целей. Эти задачи и цели зависят от реальных условий, в том числе потребностей и интересов населения, экономических возможностей государства и общества, его нравственного, культурного уровня, профессионализма государственного аппарата и др.

Как отмечает С. А. Комаров, деятельность по осуществлению конкретных функций наполняется конкретным историческим содержанием, причем в их процессе реализации складывается определенным соотношением [4].

Важность вопроса о функциях государства любой общественно-экономической формации определяется тем, что посредством реализации функций государство решает различные социальные задачи. В связи с этим, содержательный аспект назначения государства и его сущности наиболее ярко проявляются в функциях. Теоретический анализ функций государства содействует реальной оценке его возможностей, способствует пониманию механизма

его взаимодействия с иными структурами общества в решении наиболее важных социальных, политических, экономических и других задач.

Экономическая функция выделяется в теории государства наряду с такими как, например, социальная, экологическая. Суть рассматриваемой функции государства в литературе сводят к его объективно необходимой деятельности, регламентированной законодательно и направленной на решение экономических задач, проявляющихся в обеспечении нормального функционирования и развития экономики, определении порядка экономической жизни общества, развитии внешнеэкономических связей и т. д. [5].

Следует признать, что вопрос правового обеспечения реализации той или иной функции, в частности экономической, остается вне предметного научного изучения.

Рассмотрение комплекса норм, обеспечивающих реализацию экономической функции, предполагает их анализ, во-первых, с точки зрения непосредственно правового воздействия и, во-вторых, с точки зрения направленности норм. В первом случае мы говорим о регулирующем и охранительном воздействии. Во втором - о запретительных, уполномочивающих и других нормах, обеспечивающих механизм реализации экономической функции.

И в первой, и во второй ситуации необходимо обратить внимание на предмет регулируемых отношений. Это предопределено тем, что экономическая функция государства непосредственно проявляется и в публично-правовых, и в частноправовых отраслях. Однако, несмотря на отраслевую сущность общественных отношений, где происходит реализация экономической функции, не всегда очевиден выбор метода регулирования. Тем самым, не исключена имплементация императивных положений в сферу гражданского права. Хотя диспозитивность в сфере конституционного или административного законодательства встречается значительно реже.

Исходя из традиционного деления функций права, необходимо отметить регулятивную и охранительную функции. Регулятивной принадлежит определяющее место в системе функций и заключается в закреплении, упорядочивании общественных отношений и оформлении их движения путем дозволений, запретов, обязываний и поощрений. Исходя из этого, в учебной литературе справедливо выделяются такие подфункции, как регулятивно-статическая (упорядочивание и закрепление общественных отношений) и регулятивно-динамическая (правовое воздействие на оформление динамики, движения регулируемых общественных отношений) [5, с. 105; 6; 7].

SOCIAL-ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES

Охранительная функция заключается в направленности правового воздействия на защиту и охрану граждан, общества и государства от правонарушителей и последствий их противоправного поведения. Меры, которые предусмотрены правом, связаны как с запретом определенных действий и формулированием в юридических документах составов правонарушений, установлением санкций за правонарушения, так и с применением этих санкций к правонарушителям [7]. Вместе с этим, в литературе в рамках охранительной функции права выделяются такие подфункции, как общепревентивная, частно-превентивная, карательная, восстановительная и контрольная [6, с. 42-44].

Следует признать, что функции права тесно взаимодействуют друг с другом, их разделение обусловлено и возможно на теоретическом уровне. Взаимодействие функций права проявляется в содержательной части правового обеспечения реализации экономической функции.

Тем самым, здесь мы видим взаимодействие государства и права, проявляющееся во взаимодействии их функций.

Содержательная направленность правового обеспечения реализации экономической функции находит свое отражение в характере норм, регулирующих соответствующую деятельность государства. В совокупности эти нормы определяют метод правового регулирования.

Учитывая влияние внешних факторов, проведем анализ правового обеспечения реализации экономической функции исходя из установок в сфере национальной безопасности. Во-первых, затронутая сфера предопределяет весь спектр функций государства, что позволяет рассматривать экономическую функцию не в отрыве от иной деятельности государства. Во-вторых, существующие сегодня меры давления на Российскую Федерацию носят преимущественно экономический характер, что требует развития контрмер и стабилизации экономической среды в государстве и обществе. В-третьих, государство здесь стремится обеспечить национальные интересы как на внутреннем, так и на международном уровне, непосредственно влияя на экономическую деятельность всех потенциальных субъектов.

В этом контексте следует отметить Стратегию национальной безопасности Российской Федерации, утвержденную Указом Президента РФ № 683 от 31 декабря 2015 г. В Стратегии отмечено, что «возрастающее влияние политических факторов на экономические процессы, а также попытки применения отдельными государствами экономических методов, инструментов финансовой, торговой, инвести-

ционной и технологической политики для решения своих геополитических задач ослабляют устойчивость системы международных экономических отношений». Кроме того, признается, что «Россия заинтересована в развитии взаимовыгодного и равноправного торгово-экономического сотрудничества с иностранными государствами, является ответственным участником многосторонней торговой системы» [8].

Относительно экономической деятельности государства отметим, что Стратегия выделяет национальные интересы и национальные приоритеты, соотносимые как общее и частное. Среди интересов Стратегия предусматривает повышение конкурентоспособности национальной экономики. Выделение здесь национального аспекта свидетельствует о внешней направленности современной экономической функции. В качестве стратегических национальных приоритетов, способствующих по идеи Стратегии национальным интересов, отметим экономический рост.

Во многом реализация такого приоритета, как экономический рост связана с организацией управления в экономической сфере, где отмечается о необходимости повышения эффективности и качества государственного управления экономикой, снижении издержек и неэффективных бюджетных расходов, борьбы с нецелевым использованием и хищением государственных средств, коррупцией, повышения эффективности управления принадлежащими государству активами.

Для обеспечения экономической безопасности Стратегия видит направленность основных усилий на устранение дисбалансов в экономике, территориальном развитии, развитии рынка труда, транспортной, информационной, социальной и образовательной инфраструктурах, формирование новой географии экономического роста, новых отраслей экономики, центров промышленности, науки и образования, активизацию фундаментальных и прикладных научных исследований, повышение качества общего, профессионального и высшего образования, совершенствование национальных инвестиционных и финансовых институтов, стимулирование миграции производства из других стран в Россию.

Данные аспекты экономической безопасности оказывают непосредственное влияние на экономическую функцию в целом и преобладание в ее реализации императивных мер и средств правового воздействия.

Совокупность внешнего выражения функций, в том числе ее правового обеспечения, в юридической литературе принято обозначать как форму реализации функций государства.

В науке мы можем встретить два подхода к делению форм реализации функций на правовые и неправовые, а также на правовые и организационные. В первом случае предполагается, что правовые формы включают весь механизм правового регулирования, которым располагает государство. К неправовым относят такие виды деятельности как воспитательная, информационная, идеологическая, контрольная [9], хотя все эти виды деятельности в той или иной мере должны быть обеспечены правовым регулированием. Поэтому такое деление представляется нам недостаточно проработанным со структурной точки зрения.

Другой подход делит формы реализации функций исходя из их связи с изданием юридических актов, где правовая форма дифференцируется на законодательную (правотворческую), управленческую (исполнительную), судебную (правоохранительную) и контрольно-надзорную. Правовые формы связаны с изданием юридических актов; организационные чаще всего реализуются в пределах уже изданных актов и представляют собой фактические действия, способствующие осуществлению принятых юридических актов. К организационным формам можно отнести создание конкретных государственных органов, их структурных подразделений, материальное обеспечение их работы, подбор кадров специалистов, технического обслуживающего персонала, делопроизводство, статистику и др. [5, с. 123].

С. А. Балаев, рассматривая общетеоретический аспект механизма реализации функции налогообложения современного российского государства, отстаивает идею о необходимости системного подхода к анализу правовых форм реализации функции налогообложения, исходя из чего, он называет три таких формы: правотворческую, правореализацион-ную и контрольно-надзорную [10, с. 13].

В целом поддерживая деление правовых форм реализации функции на правовые и организационные, полагаем верным уточнить разновидности правовой формы. Первой такой разновидностью считаем верным назвать правотворческую форму, с помощью которой государство устанавливает общеобязательные формально закрепленные правила поведения, связанные с реализацией конкретной функции государства. Второй разновидностью, на наш взгляд, должна быть правоприменительная форма. Эта особая, специальная форма реализации права отражает непосредственно юридическую деятельность государства по фактической оценке тех или иных обстоятельств, выражая, в том числе, контрольно-надзорную направленность.

Таким образом, рассмотрение правового обеспечения экономической функции государства свидетельствует, во-первых, о непосредственной взаимосвязи функций права и государства. Во-вторых, содержание правового обеспечения экономической функции отражается в методе правового регулирования за счет характера норм, определяющих соответствующую деятельность государства. Современное состояние политической обстановки указывает на необходимость прибегнуть к императивным средствам правовой регуляции, причем это может проявляться как в публичных, так и в частных отраслях права и законодательства. Действующие тенденции экономической деятельности государства нашли свое закрепление в Стратегии национальной безопасности, утвержденной Президентом РФ, где одним из национальных приоритетов называется экономический рост. Реализация этого приоритета во многом обусловлена защитой национальных интересов и требует совершенствования системы государственного управления в рассматриваемой сфере. В-третьих, теоретический анализ правового обеспечения функций государства позволяет назвать правовые и организационные формы такого обеспечения. Полагаем, что в качестве правовых форм выступают ее правотворческая и правоприменительная разновидности. Эти разновидности берут свою основу в полномочиях компетентных субъектов реализации экономической функции как регулирующего, так и охранительного содержания.

Литература

1. Проблемы общей теории права и государства / под общ. ред. В. С. Нерсесянца. М.: Норма, 2006. С. 567.

2. Байтин М. И. Механизм современного Российского государства // Правоведение. 1996. № 3 (214). С. 4-15.

3. Калентьева Т. А. Правовые формы реализации экономической функции российского государства в условиях перехода к рыночным отношениям: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Самара, 2000. С. 7.

4. Комаров С. А. Общая теория государства и права. СПб.: Издательство Юридического института. 2012. С. 118.

5. Радько Т. Н., Лазарев В. В., Морозова Л. А. Теория государства и права. М.: Проспект, 2016. С. 107.

6. Гогин А. А., Липинский Д. А., Малько А. В. [и др.] Теория государства и права / под ред. А. В. Малько, Д. А. Липинского. М.: Проспект, 2016. С. 40-43.

7. Оксамытный В. В. Общая теория государства и права. М.: «ЮНИТИ-ДАНА», 2012 // Система ГАРАНТ. ЦКЬ: http://ivo.garant.ru

8. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации. Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 // Собрание законодательства РФ. 2016. № 1 (часть II). ст. 212.

SOCIAL-ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES

9. Проблемы теории государства и права / под ред. Сырых В. М. М.: Эксмо, 2008. С. 115.

10. Бадаев С. А. Механизм реализации функции налогообложения современного российского государства (общетеоретический аспект): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2015. С. 13.

References

1. Problemy obshchej teorii prava i gosudarstva [Problems of the general theory of the right and state] / pod obshch. red. V. S. Nersesyantsa. M.: Norma, 2006.

2. Bajtin M. I. Mekhanizm sovremennogo Rossijs-kogo gosudarstva [Mechanism of the modern Russian state] // Pravovedeniye. 1996. № 3 (214). S. 4-15.

3. Kalent'eva T. А. Pravovye formy realizatsii eko-nomicheskoj funktsii rossijskogo gosudarstva v usloviyakh perekhoda k rynochnym otnosheniyam [Legal forms of realization of economic function of the Russian state in the conditions of transition to the market relations]: avtoref. diss. ... kand. yurid. nauk. Samara, 2000.

4. Komarov S. А. Obshchaya teoriya gosudarstva i prava [General theory of the state and right]. SPb.: Izda-tel'stvo Yuridicheskogo instituta. 2012.

5. Rad'ko T. N., Lazarev V. V., Morozova L. A. Teoriya gosudarstva i prava [Theory of the state and right]. M.: Prospekt, 2016.

6. Gogin A. A., Lipinskij D. A., Malko A. V. [i dr.] Teoriya gosudarstva i prava [Theory of the state and right] / pod red. A. V. Malko, D. A. Lipinskogo. M.: Prospekt, 2016.

7. Oksamytnyj V. V. Obshchaya teoriya gosudarstva i prava [General theory of the state and right]. M.: «YuNITI-DANA», 2012 // Sistema GARANT URL: http://ivo.garant.ru

8. Ukaz Prezidenta RF ot 31.12.2015 № 683 «O Strategii natsional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federatsii» [The presidential decree of the Russian Federation from 31.12.2015 № 683 «About the Strategy of a homeland security of the Russian Federation»] // Sobraniye zakonoda-tel'stva RF. 2016. № 1 (chast' II). st. 212.

9. Problemy teorii gosudarstva i prava [Problems of the theory of the state and right] / pod red. Syrykh V. M. M.: Eksmo, 2008. 528 s.

10. Balaev S. A. Mekhanizm realizatsii funktsii nalo-gooblozheniya sovremennogo rossijskogo gosudarstva (obshcheteoreticheskij aspekt) [Mechanism of realization of function of the taxation of the modern Russian state (general-theoretical aspect)]: avtoref. diss. ... kand. yurid. nauk. Saratov, 2015.

* * *

LEGAL SUPPORT OF REALIZATION OF ECONOMIC FUNCTION OF THE STATE

AKIMOV NIKITA ANDREEVICH

Head Department of the Market of Microfinancing and Methodology of Financial Availability of the Bank of Russia, Moscow, the Russian Federation, e-mail: tos-next@yandex.ru

In article the author set the task to reveal legal aspects of implementation of economic activity of the state as the corresponding function. Consideration of the declared object of research demands attention to political aspects of the existing interstate relations. These aspects in many respects determine the content of legal support of economic function of the state analyzed in the context of all mechanism of realization of functions of the state. In this regard, the author carried out a ratio of functions and the mechanism of the state proceeding from what aspects of legal support are investigated. The author noted that the characteristic of legal support of concrete function of the state assumes the analysis of the taken measures, first, from the point of view of directly legal influence and, secondly, from the point of view of an orientation of norms, a regulation method. Together with it, the author made an attempt to reveal forms of implementation of functions of the state among which are legal and organizational. Along with it, the author specified that legal forms are differentiated on law-making and law-enforcement.

Key words: economic function, functions of the state, mechanism of the state, mechanism of realization of functions of the state, legal forms of functions of the state

Об авторе:

Акимов Никита Андреевич, начальник аналитического отдела Главного управления рынка микрофинансирования и методологии финансовой доступности Банка России, г. Москва, Российская Федерация

About the author:

Akimov Nikita Andreevich, Head of the Analytical Department of Head Department of the Market of Microfinancing and Methodology of Financial Availability of the Bank of Russia, Moscow, the Russian Federation

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.