Научная статья на тему 'К вопросу о формах государственного контроля осуществляемого федеральными органами исполнительной власти'

К вопросу о формах государственного контроля осуществляемого федеральными органами исполнительной власти Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
432
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
1) ПРИЗНАКИ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ / 2) ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ / 3) КЛАССИФИКАЦИЯ ФОРМ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ / 1) THE IDENTIFYING CHARACTERISTICS OF THE CONCEPT OF THE STATE CONTROL / 2) THE DEFINITION OF A STATE CONTROL FORM / 3) THE CATEGORIZATION OF THE STATE CONTROL FORMS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Савинов Кирилл Александрович

Статья посвящена вопросам определения понятия и видов форм государственного контроля осуществляемого федеральными органами исполнительной власти. Автором указываются признаки данного понятия дается его определение, а также предлагается своя классификация форм государственного контроля осуществляемого федеральными органами исполнительной власти, с соответствующим обоснованием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some Observations Concerning State Control Forms Carried Out by Federal Executive Bodies

Article is devoted to the definition of the concept of the state control carried out by federal executive bodies and to the categorization of its forms. The author points out the identifying characteristics of the concept, gives its definition and introduces substantiated categorization of the state control forms.

Текст научной работы на тему «К вопросу о формах государственного контроля осуществляемого федеральными органами исполнительной власти»

1. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО, МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО

К ВОПРОСУ О ФОРМАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ОСУЩЕСТВЛЯЕМОГО ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

Савинов Кирилл Александрович, старший специалист 3 разряда Регионального отделение федеральной службы по финансовому рынку в Приволжском федеральном округе, аспирант кафедры конституционного и административного права юридического факультета ННГУ Аннотация. Статья посвящена вопросам определения понятия и видов форм государственного контроля осуществляемого федеральными органами исполнительной власти. Автором указываются признаки данного понятия дается его определение, а также предлагается своя классификация форм государственного контроля осуществляемого федеральными органами исполнительной власти, с соответствующим обоснованием.

Ключевые слова 1) признаки формы государственного контроля; 2) определение формы государственного контроля; 3) классификация форм государственного контроля.

Контакты автора: e-mail kirill-savinov@yandex.ru

SOME OBSERVATIONS CONCERNING STATE CONTROL FORMS CARRIED OUT BY FEDERAL EXECUTIVE BODIES

Savinov Kirill Aleksandrovich, senior specialist of the 3d grade the Federal Financial Markets Service ( Privoljski District Branch ), post-graduate student constitutional and administrative law chair at the Law Faculty in Lobachevsky Nigni Novgorod State University Summary. Article is devoted to the definition of the concept of the state control carried out by federal executive bodies and to the categorization of its forms. The author points out the identifying characteristics of the concept, gives its definition and introduces substantiated categorization of the state control forms.

Key words: 1) the identifying characteristics of the concept of the state control; 2) the definition of a state control form; 3) the categorization of the state control forms.

Известно, что сегодня одна из самых обсуждаемых проблем взаимоотношения государства и бизнеса является проблема осуществления государственного контроля за экономической деятельностью.

Одним из ключевых вопросов данной проблемы является вопрос о внешних границах контрольной деятельности, т.е вопрос о формах государственного контроля.

Действующее законодательство не содержит определения и исчерпывающего перечня форм государственного контроля осуществляемых федеральными органами исполнительной власти в экономической сфере, в связи с чем, необходимо обратиться к современным научным концепциям. На сегодняшний момент в теории административного права существуют следующие признаки понятия формы государственного контроля:

Во-первых, формы государственного контроля нуждаются в детальной нормативно-правовой регламентации. Указанное обуславливается следующим1:

а) Контрольный орган или его должностное лицо ставятся в условия, когда они должны непосредственно использовать нормы права для разрешения конкретных юридических задач;

б) Контроль как форма государственной деятельности связан с необходимостью более детальной процедурно-процессуальной регламентации;

в) Должностные лица контролирующего органа должны строго соблюдать как правовые, так и технические нормы.

г) Результат любой контрольной деятельности должен всегда оформляться в соответствующих официальных актах-документах. В данном случае речь идет об актах проверки, решениях о государственной регистрации, выдачи лицензий и т.д. Указанные акты-документы носят индивидуальный ненормативный характер. Принятие нормативных актов в результате осуществления контрольного мероприятия не представляется возможным.

Во-вторых, форма государственного контроля носит правоохранительный характер2. В результате контрольной деятельности защищаются права и свободы граждан и других субъектов права, рассматриваются возникающие правовые споры, применяются меры государственного принуждения, используются особые принудительные средства и методы воздействия, обеспечивается нормальное функционирование общественных сфер жизни.

В-третьих, формы государственного контроля носят опосредованный правом характер3. Контрольная деятельность базируется на правовых нормах, сама при этом, не создавая таковых, и влечет юридические последствия, имеющие юридическую направленность (лицензирование, регистрация и т. д.).

Таким образом, обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод, что формы государственного контроля представляют собой внешнее практическое выражение, конкретных действий, осуществляемых в строгом соответствии с правовыми нормами, и обеспечивающих законность осуществления определенного вида деятельности.

1 Горшенев В.М., Шахов И.Б. Контроль как правовая форма деятельности, М., Юрид.литература, 1987, С.48-50;

2 Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. - М.: Норма, 2007, С.369;

3 Алехин А.П., Кармолицкий А.А. Административное право России., М., 2006, С.394;

в

Ни в теории, ни в законодательстве нет единства в вопросе отнесения тех или иных видов действий к формам государственного контроля4.

Не вдаваясь в рамках настоящей статьи в научную полемику по данному вопросу отметить лишь, что все без исключения формы государственного контроля связаны с осуществлением проверок, т.е. с установлением соответствия реального, истинного образа, состояния товара, документа, проекта (поведения), исполнения поручения требуемому образу, стандарту, образцу, установленным правилам5. Поэтому хотелось бы предложить следующую классификацию форм государственного контроля. Целесообразно выделять две группы форм:

1) Формы государственного контроля осуществляемого федеральными органами исполнительной власти, непосредственно связанные с выдачей разрешений подконтрольному лицу:

Данная группа включает в себя:

а) Лицензирование, под которыми понимаются мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий, а также с предоставлением в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании»6);

б) Регистрацию, под которой следует понимать совокупность действий, связанных с внесением в специальные списки, книги, реестры, кадастры различных фактов или явлений с целью учета, а также порождающие юридически значимые последствия, сопровождающиеся выдачей документа подтверждающего регистрацию;

в) сертификацию, т.е. форму, осуществляемого органом по сертификации, подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров7);

г) аккредитацию - официальное признание органом по аккредитации компетентности физического или юридического лица выполнять работы в определенной области оценки соответствия8;

4 См. п.1 ст. 82 Налогового кодекса РФ // Собрание законодательства РФ, N 31, 03.08.1998, ст. 3824; ст.366 Таможенного кодекса РФ // Собрание законодательства РФ, 02.06.2003, N 22, ст. 2066; Административное право: учебник // под. ред. Л.Л.Попова, Юристъ, 2005, С.454; Гурин А.И. Государственный контроль как форма осуществления исполнительной власти: дисс. канд. юрид. наук, М., 2004, С.51-59;

5 Райзберг, Б. А. Современный экономический словарь/Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева. -5-е изд., пе-рераб. и доп. -М.:ИНФРА-М, 2006, С.372;

ст.2 Федерального закона от 08.08.2001 №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Собрание законодательства РФ, 13.08.2001, N 33 (часть I), ст. 3430;

7 ст.2 Федерального закона от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании» // Собрание законодательства РФ", 30.12.2002, N 52 (ч. 1), ст. 5140;

8 ст.2 Федерального закона «О техническом регулирова-

нии»;

д) аттестацию - определение квалификации, оценка знаний, способностей, достижений, успехов в работе, учебе, проведенная должностными лицами9;

е) выдачу иных разрешений.

Данная форма охватывает выдачу таких разрешений, которые не подходят под определения лицензирования, регистрации, сертификации, аккредитации, аттестации. Так, например, согласно федеральному закону от 22.04.1996 №1Э6-ФЗ «О рынке ценных бумаг»10 ФСФР России выдает разрешения российский эмитентам размещать ценные бумаги за пределами Российской Федерации (ст.16 Закона), осуществляет выдачу разрешений на приобретение статуса саморегулируемой организации профессиональных участников рынка ценных бумаг (п.8 ст.42 Закона) и др.

2) Формы государственного контроля осуществляемого федеральными органами исполнительной власти, непосредственно не связанные с выдачей разрешений подконтрольному лицу:

Отличие данной группы заключается в следующем:

а) Данные формы государственного контроля характерны и для тех видов деятельности подконтрольных лиц, которые не требуют специальных разрешений;

б) Предмет контроля не ограничивается проверкой соответствия соискателя предъявляемым требованиям для осуществления деятельности;

в) Названные формы государственного контроля осуществляются после разрешительных форм и связаны с последующей проверкой деятельности подконтрольного лица.

г) Результатом применение разрешительной группы форм государственного контроля является либо выдача соответствующего разрешения, либо отказ в выдаче, результатом собственно проверочных форм государственного контроля является либо констатация факта о соответствии проверяемой деятельности подконтрольного лица результатам проверки, либо применение мер государственного принуждения.

Названная группа форм государственного контроля включает в себя следующие виды:

А) Ревизия, т.е. система обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций ревизуемой организацией, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя и главного бухгалтера (бухгалтера) и иных лиц, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными актами установлена ответственность за их осуществление11;

Б) Инвентаризация, под которой понимается периодическая проверка состояния объектов материального мира, их количественных и качественных характеристик, проводимая федеральным органом исполнительной власти в отношении тех объектов,

9 Нуртдинова А. Аттестация работников в современных условиях // Хозяйство и право, 2005, №9, С. 111;

10 Собрание законодательства РФ, N 17, 22.04.1996, ст. 1918;

11 п.4 Инструкции о порядке проведения ревизии и проверки контрольно-ревизионными органами Министерства финансов РФ, утвержденной Приказом Минфина РФ от 14.04.2000 №42н (утратила силу) // Финансовая газета, N 23, 2000;

за надлежащим состоянием которых данный орган осуществляет государственный контроль12;

В) Инспектирование

В теории административного права существует мнение, что инспектирование или инспекторская проверка представляют собой форму ведомственного контроля, который проводит орган исполнительной власти в отношении подведомственных организаций13. Тарасов А.М. считает, что инспектирование осуществляют только специальные государственные организации, структуры именуемы инспекциями14.

По нашему мнению, содержание термина инспектирование не ограничивается только внутриведомственной проверкой, наименованием соответствующего органа (инспекция), либо должностного лица (инспектор), а намного шире. Так, например, согласно словарю Ожегова С.И. инспектировать «проверять правильность чьих-нибудь действий в порядке надзора и инструктирования»15.

Следовательно, инспектирование можно охарактеризовать как форму государственного контроля, представляющую собой проверку исключающую вмешательство в оперативно-хозяйственную деятельность подконтрольного лица и исключающую возможность выдачи разрешений, удостоверений, согласий, заключений, регистрационных справок и др. на отдельные виды деятельности.

Г) Собственно проверка.

Данная форма охватывает такие виды проверок, которые не подходят под определения ревизии, инвентаризации, инспектирования. В качестве примера можно обозначить такие проверки как, осуществляемые ФСФР России плановые проверки деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, камеральные проверки, проводимые на основании обращений граждан и другие).

В целом, по нашему мнению, предложенная классификация отражает все возможные варианты осуществления проверочных действий, определяя тем самым, внешние границы государственного контроля.

Список литературы:

1) Налоговый кодекс РФ // Собрание законодательства РФ", N 31, 03.08.1998 ст. 3824;

2) Таможенный кодекс РФ // Собрание законодательства РФ, 02.06.2003, N 22, ст. 2066;

3) Федеральный закон от 22.04.1996 №136-ФЗ «О рынке ценных бумаг» // Собрание законодательства РФ, N 17, 22.04.1996, ст. 1918;

4) Федеральный закон от 08.08.2001 №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Собрание законодательства РФ, 13.08.2001, N 33 (часть I), ст. 3430;

5) Федеральный закон от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании» // Собрание законодательства РФ, 30.12.2002, N 52 (ч. 1), ст. 5140;

6) Постановление Правительства РФ от

04.12.2000 №921 «О государственном техническом учете и технической инвентаризации в РФ объектов капитального строительства» // Собрание законодательства РФ, 11.12.2000, N 50, ст. 4901.

7) Постановление Правительства РФ от

26.06.2007 №407 «О проведении государственной инвентаризации лесов» // Собрание законодательства РФ", 02.07.2007, N 27, ст. 3294;

8) Инструкция о порядке проведения ревизии и проверки контрольно-ревизионными органами Министерства финансов РФ, утвержденной Приказом Минфина РФ от 14.04.2000 №42н (утратила силу) // Финансовая газета", N 23, 2000;

9) Алехин А.П., Кармолицкий А.А. Административное право России, М., 2006, 612 с;

10) Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. - М.: Норма, 2007, 816 с;

11) Горшенев В.М., Шахов И.Б. Контроль как правовая форма деятельности, М., Юрид.литература, 1987, 176 с;

12) Гурин А.И. Государственный контроль как форма осуществления исполнительной власти: дисс. канд. юрид. наук, М., 2004, 217 с;

13) Нуртдинова А. Аттестация работников в современных условиях // Хозяйство и право, 2005, №9, С.111-118;

14) Ожегов С.И. Словарь русского языка, М., 1990, 921 с;

15) Административное право: учебник // под. ред. Л.Л.Попова, Юристъ, 2005, 703 с;

16) Райзберг, Б. А. Современный экономический словарь/Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева. -5-е изд., перераб. и доп. -М.:ИНФРА-М, 2006, 494 с;

17) Тарасов А.М. Государственный контроль в России, М.: ЗАО «Издательство «КОНТИНЕНТ», 2008, 672 с.

РЕЦЕНЗИЯ

12 См., например, Постановление Правительства РФ от 26.06.2007 №407 «О проведении государственной инвентаризации лесов» // Собрание законодательства РФ, 02.07.2007, N 27, ст. 3294; Постановление Правительства РФ от 04.12.2000 №921 «О государственном техническом учете и технической инвентаризации в РФ объектов капитального строительства » // Собрание законодательства РФ, 11.12.2000, N 50, ст. 4901. и др.;

13 Гурин А.И. Государственный контроль как форма осуществления исполнительной власти: дисс. канд. юрид. наук, М., 2004, С.54;

14 Тарасов А.М. Государственный контроль в России, М.: ЗАО «Издательство «КОНТИНЕНТ», 2008, С.103;

15 Ожегов С.И. Словарь русского языка, М., 1990, С.251;

Рецензия на статью Савинова К. А. на тему «К вопросу о формах государственного контроля осуществляемого федеральными органами исполнительной власти»

Статья Савинова К.А. затрагивает вопрос об определении понятия форм государственного контроля, а также их классификации. Указанные вопросы на сегодняшний момент носят дискуссионный характер.

В целях обоснования своей точки зрения, автор первоначально определяется с тем, что непосредственно следует понимать под понятием формы государственного контроля, через выделения признаков данного понятия, и далее, на основании полученного-результата, автор приводит свою классификация форм государственного контроля, соответствующим образом её обосновывая. Таким образом, предложенная статья имеет четко продуманную систему изложения , обусловленную развитием мысли автора.

Важно также заметить, что автор ограничивает свое исследование лишь государственным контролем осуществляемым федеральными органами исполнительной власти. Указанное, на наш взгляд, связано с желанием автора сосредоточится на более узком вопросе, с целью наиболее полного его изучения. Это, в свою очередь, способствует увеличению научной значимости данной работы.

Небезынтересным является также и то, что разработанная автором классификация форм государственного контроля является результатом исследований, полученным в результате изучения и обобщения существующих научных точек зрения, действующего законодательства, и апробированы автором при осуществлении преподавательской деятельности, а именно при начитке лекций и проведении практических занятий по курсу «Административное право» со студентами дневного отделения юридического факультета ННГУ им.Н.И. Лобачевского.

Указанная статья рекомендуется для опубликования в научном журнале рецензируемом Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки РФ.

Доцент кафедры конституционного

И. Д. Фиалковская

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.