Научная статья на тему 'К вопросу о финансировании бюджетных учреждений'

К вопросу о финансировании бюджетных учреждений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5331
673
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ ЗАДАНИЕ / ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СУБСИДИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ежакова Е. Н., Илюшин В. Е.

В статье рассматриваются особенности финансирования бюджетных учреждений. Анализируется планирование бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам, а также выполнение государственного (муниципального) задания в отчетном финансовом году и текущем финансовом году.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF FINANCING OF THE BUDGETARY ESTABLISHMENTS

In article features of financing of the budgetary establishments are considered. Planning of budgetary appropriations on rendering the state (municipal) services to natural and legal entities, and also performance of the state (municipal) task in reporting financial year and the current financial year is analyzed.

Текст научной работы на тему «К вопросу о финансировании бюджетных учреждений»

Ежакова Е.Н.

студент ФГБОУ ВО Мичуринский ГАУ

Илюшин В. Е.

канд. экон. наук, зав. кафедры экономических дисциплин Тамбовского филиала ФГБОУ ВО Мичуринский ГАУ

г. Мичуринск, Россия

К ВОПРОСУ О ФИНАНСИРОВАНИИ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Аннотация: В статье рассматриваются особенности финансирования бюджетных учреждений. Анализируется планирование бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам, а также выполнение государственного (муниципального) задания в отчетном финансовом году и текущем финансовом году.

Ключевые слова: бюджетные учреждения, государственное задание, финансовое обеспечение, государственные субсидии.

Ezhakova E. N.

student of Michurinsk state agricultural university

Ilyushin V. E.

PhD in Economics, Head of the department of economic disciplines Tambov branch Michurinsk state agricultural university

Michurinsk, Russia

TO THE QUESTION OF FINANCING OF THE BUDGETARY

ESTABLISHMENTS

Abstract: In article features of financing of the budgetary establishments are considered. Planning of budgetary appropriations on rendering the state (municipal) services to natural and legal entities, and also performance of the state (municipal) task in reporting financial year and the current financial year is analyzed.

Key words: budgetary establishments, state task, financial security, state subsidies.

В современных условиях реформирования бюджетной сферы возникает необходимость в изучении механизма становления и развития бюджетных учреждений нового типа с целью разработки актуальных направлений их совершенствования в рыночной среде.

Бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий, соответственно, органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

При сравнении нового понятия бюджетного учреждения, и определения, действующего до вступления изменений в силу, которое содержится в Бюджетном Кодексе РФ, напрашивается вывод, что перенос определения бюджетного учреждения из одного нормативного правового акта в другой не случаен. Действительно, бюджетное учреждение перестает быть получателем бюджетных средств и фактически участником бюджетного процесса, его доходы перестают быть доходами бюджета.

В условиях рыночной экономики бюджетные организации, для того, чтобы восполнить недостаток бюджетных средств на финансирование расходов, вынуждены были искать иные источники поступления денежных средств. Доходы от предпринимательской деятельности и явились таким дополнительным источником финансирования. В настоящее время, в большинстве бюджетных учреждений более половины всех ресурсов составляют доходы от предпринимательской деятельности.

Существующая в Российской Федерации система бюджетных учреждений была сформирована в иных социально-экономических условиях и до сих пор в большинстве случаев функционирует в отрыве от современных подходов к развитию государственного управления, от

принципов оптимальности и достаточности предоставления государственных и муниципальных услуг. При этом общее количество учреждений, входящих в указанную систему, весьма велико.

У бюджетных учреждений отсутствуют стимулы к оптимизации и повышению эффективности собственной деятельности, что вызвано в первую очередь сметным финансированием от фактически сложившихся расходов. Плюс к этому очень высока степень закрытости управления большинства бюджетных учреждений, как от рядовых сотрудников этих учреждений, так и от потребителей государственных (муниципальных) услуг.

Важнейшей новацией является изменение принципа финансового обеспечения бюджетных учреждений - если раньше оно осуществлялось на основе бюджетной сметы (т. е. фактических расходов учреждения без прямой связи с эффективностью его деятельности), то теперь средства из бюджета бюджетным учреждениям будут предоставляться в виде субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с выполнением государственного (муниципального) задания. Тем самым размер субсидии бюджетному учреждению будет напрямую зависеть от уровня (качества и количества) оказываемых им услуг (выполняемых работ) - чем эффективнее деятельность учреждения, тем оно должно быть богаче.

При этом предусмотрено два вида таких субсидий - субсидия на выполнение государственного (муниципального) задания, включая содержание имущества, и субсидии на иные цели. Второй вид представляет собой разовые выплаты целевого характера, которые могут быть направлены на закупку техники, оборудования и их установку, приобретение программного обеспечения, проведение инвентаризаций, аудита, мероприятий по ресурсо- и энергосбережению, обучение и повышение квалификации специалистов. Эти субсидии могут финансироваться в рамках целевой программы развития государственных учреждений, в которой выплаты разового характера увязываются с целью повышения эффективности функционирования государственных учреждений и

улучшения качества оказанных ими государственных услуг в долгосрочной перспективе. Предоставление иных субсидий может быть обусловлено влиянием «неуправляемых» факторов, например, наводнением, пожаром. Кроме вышеперечисленных направлений расходов бюджетным и автономным учреждениям могут предоставляться бюджетные инвестиции.

Однако бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Порядок определения размера таких услуг устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя. Иными словами, обязательный объем бесплатных и платных услуг в рамках задания прямо регулируется органами государственной власти и местного самоуправления.

Планирование бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам осуществляется с учетом государственного (муниципального) задания на очередной финансовый год, а также его выполнения в отчетном финансовом году и текущем финансовом году. Неиспользованные до конца финансового года суммы субсидий, предоставленных на выполнение госзадания, остаются в распоряжении учреждения.

В отличие от финансового обеспечения по смете, подразумевающего стабильность положения учреждения, финансовое обеспечение деятельности бюджетного учреждения в виде субсидии предполагает жесткую связь с результатом. Количество оказываемых учреждением услуг в течение года может существенно колебаться, соответственно и объем ассигнований не будет постоянным, присутствует определенная нестабильность в получении доходов. При этом учреждение должно функционировать круглый год. В такой ситуации ключевым является правильный выбор методики расчета субсидии.

Государственное (муниципальное) задание должно содержать:

- выписку из реестра расходных обязательств по расходным обязательствам, исполнение которых необходимо для выполнения государственного (муниципального) задания;

- показатели, характеризующие состав, качество и (или) объем (содержание) оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ);

Исходя из этого, учреждение сможет в дальнейшем самостоятельно рассчитать размер финансового обеспечения выполнения им государственного (муниципального) задания.

В результате вводится связь между финансовым обеспечением учреждений и результатом их работы. Это будет служить мотивацией к эффективному использованию бюджетных средств для повышения качества оказываемых услуг.

Порядок формирования и финансового обеспечения государственного (муниципального) задания определяется: Правительством РФ - в отношении федеральных бюджетных учреждений; высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ - в отношении бюджетных учреждений субъекта РФ; местной администрацией - в отношении муниципальных бюджетных учреждений.

Государственное задание формируется при формировании федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период и утверждается не позднее одного месяца со дня официального опубликования федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Финансовое обеспечение выполнения государственного задания осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующие цели, в виде субсидии.

Размер субсидии рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг в рамках государственного задания и

нормативных затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральным бюджетным учреждением или приобретенного им за счет средств, выделенных федеральному бюджетному учреждению учредителем на приобретение такого имущества (за исключением имущества, сданного в аренду), а также на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается указанное имущество, в том числе земельные участки.

Однако нормировать можно не все расходы учреждений. В мировой практике к числу нормируемых относятся, прежде всего, трудовые и материальные затраты. В целом нормированию поддаются только те расходы, которые находятся в прямой зависимости от количества потребителей соответствующих услуг или объема выполняемых работ (переменные расходы). Расходы, которые не связаны с количеством потребителей услуг или объемом работ (постоянные расходы), экономически нецелесообразно финансировать на основе нормативов.

Формат государственного (муниципального) задания предполагает установление порядка контроля за его выполнением.

В целях проведения оценки деятельности учреждения, значения показателей качества оказания услуги могут быть проанализированы как в статике (соотношение с целевыми индикаторами), так и в динамике (улучшение или ухудшение результативности деятельности учреждения в течение рассматриваемого периода времени).

В настоящее время нормативно-правовые акты регионального и муниципального уровня, регулирующие процедуры работы с государственными (муниципальными) заданиями, иногда предусматривают оценку эффективности использования средств соответствующего бюджета на выполнение государственного (муниципального) задания, при которой выполнение задания рассматривается с учетом кассового исполнения бюджета и фактического освоения учреждением средств. Имеются случаи, когда при невыполнении государственного (муниципального) задания в

нормативно-правовых актах предусмотрено применение и соответствующих санкций (например, недофинансирование учреждений). Хотя, несомненно, плохая организация учреждением своей работы может требовать установления для учреждения или его руководителя определенных негативных последствий, однако же на данном этапе работы с государственными (муниципальными) заданиями подобные меры представляются преждевременными. Они могут лишить учреждения и главных распорядителей бюджетных средств заинтересованности в установлении наиболее прогрессивных показателей качества оказания услуг. Более того, наказания в форме сокращения (приостановления) бюджетного финансирования вряд ли будут способствовать улучшению работы учреждения.

Таким образом, при установлении корректной системы показателей качества услуг в государственном (муниципальном) задании и регулярной оценке их выполнения создается действенный рычаг, позволяющий эффективно контролировать деятельность учреждения и выполнение им государственного (муниципального) задания. Однако стоит помнить о том, что целью установления показателей качества оказания услуг и их соблюдения является не применение к учреждению неких санкций, а повышение качества оказания государственных (муниципальных) услуг, чему в большей степени будут способствовать меры поощрения учреждений за лучшие результаты работы.

Реформа государственных бюджетных учреждений только разворачивается, успех ее будет зависеть в большей степени от подзаконных актов соответствующего государственного уровня это: решения Правительства России, высших исполнительных органов государственной власти субъектов России и администраций муниципальных образований. Цель реформы государственных бюджетных учреждений - финансировать количество и качество государственных услуг, предоставляемых современному российскому обществу на основе рыночных принципов.

Таким образом, государство создает новый правовой и финансовый механизм способный гибко и адекватно обеспечивать стремительно меняющиеся потребности нашего общества, в условиях масштабной модернизации страны.

Список литературы

1. Беспалов М. В. Особенности бухгалтерского учета денежных средств в автономных, бюджетных и казенных учреждениях // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2013. № 14. С. 2-9.

2. Беспалов М.В. Общие принципы бухгалтерского учета оплаты труда в бюджетных учреждениях // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2014. № 6. С. 10 -13.

3. Беспалов М.В. Бухгалтерская отчетность бюджетных и автономных учреждений: состав, структура, правила составления // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2014. № 8 С. 10-13.

4. Беспалов М.В. Порядок бухгалтерского учета санкционирования расходов в казенных учреждениях // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2014. № 2. С. 14-17.

5. Зобова Е. В., Федорова А. Ю. Особенности финансирования бюджетных учреждений // Социально-экономические явления и процессы . 2011. №3-4. С.101-108.

6. Моисеев И. В., Судакова А. Г. Государственные (муниципальные) задания: установление показателей работы учреждений и контроль за их соблюдением //Бюджет. 2010. № 8. С. 58-61.

7. Рудник Б.Л. Совершенствование организационно-финансовых механизмов оказания государственных и муниципальных услуг: результаты экспертного анализа // Вопросы государственного и муниципального управления . 2013. №3. С.70-89.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.