Научная статья на тему 'К вопросу о факторах и финансовых инновациях, определяющих эффективность производственной деятельности'

К вопросу о факторах и финансовых инновациях, определяющих эффективность производственной деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
107
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФАКТОР / ВНЕШНЯЯ СРЕДА / ПРОИЗВОДНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / КРЕДИТНЫЙ РЫНОК / "ДОЛГОВЫЕ ПИРАМИДЫ" / ФИНАНСОВЫЕ РИСКИ / КОЛЛАБОРАТИВНАЯ ФИЛЬТРАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ / РЫНОК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зуев В.Е.

В статье рассматривается ряд новых факторов, формирующих современные тенденции, оказывающие влияние на эффективность производства и на состояние современного рынка в целом. Независимо от того, в каком секторе рыночного хозяйства произошли значимые изменения, они затрагивают все рыночное пространство. Такое взаимодействие требует выявления первопричин трансформации условий хозяйствования и последствий их воздействия на реальный сектор экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о факторах и финансовых инновациях, определяющих эффективность производственной деятельности»

УДК 336.7

К ВОПРОСУ О ФАКТОРАХ И ФИНАНСОВЫХ ИННОВАЦИЯХ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В. Е. ЗУЕВ, кандидат экономических наук, заместитель начальника отдела управления долговыми обязательствами Е-mail: zuev_ve@mail. т Международный банк экономического сотрудничества (МБЭС)

В статье рассматривается ряд новых факторов, формирующих современные тенденции, оказывающие влияние на эффективность производства и на состояние современного рынка в целом. Независимо от того, в каком секторе рыночного хозяйства произошли значимые изменения, они затрагивают все рыночное пространство. Такое взаимодействие требует выявления первопричин трансформации условий хозяйствования и последствий их воздействия на реальный сектор экономики.

Ключевые слова: фактор, внешняя среда, производные финансовые инструменты, кредитный рынок, «долговые пирамиды», финансовые риски, коллаборативная фильтрация, информационные технологии, методы исследования, рынок.

Динамизм процессов, происходящих в рыночной среде, определяет необходимость трансформации системы управления. Ведь адаптационные возможности компании - ключ к успеху. Но параметры трансформации системы управления определяются совокупностью задач, требующих решения.

Эти задачи в свою очередь связаны с теми факторами, которые в настоящее время оказывают негативное влияние на хозяйственную деятельность или будут оказывать в будущем. Соответственно, и методы решения задач различаются. Иными словами, результативность деятельности по повышению эффективности управления связана со следующими условиями:

- насколько адекватна оценка текущего положения компании, тенденций развития бизнеса;

- сообразно ли ей выбраны методы решения текущих и вероятных в будущем задач.

Что касается сообразности выбранных путей решения, то имеется в виду следующее обстоятельство: собственный потенциал компании является лимитирующим фактором, определяющим возможность практической реализации теоретически безупречного решения.

Речь идет не столько о технологической составляющей производственного процесса (там, как правило, сложностей с определением лимита возможностей не возникает), сколько о человеческом факторе, точную количественную оценку на заданный момент времени которого дать практически невозможно, не говоря уже об оценке потенциала его изменений.

Вся совокупность факторов давления экзогенной среды на состояние и потенциал развития эндогенной среды определяет сложность процессов трансформации систем управления компанией. Однако в любом случае побудительные мотивы изменений требуют подробного рассмотрения.

На первый взгляд задача выявления факторов, определяющих необходимость изменения системы управления организациями, не должна вызывать затруднений. Что происходит с экзогенной средой, как правило, понятно. Диагностика состояния среды

внутренней - задача менеджмента и зависит лишь от компетенции управленцев. Поэтому, когда говорят о том, что задача в принципе решаема, то имеют в виду то обстоятельство, что арсенал менеджмента накопил весьма эффективные инструменты управления, основанные на аналитических приемах, позволяющих оценить воздействие и внешних, и внутренних факторов. Однако считать, что факторы, требующие изменений системы управления, лежат на поверхности, не следует. При этом стоит подчеркнуть, что катаклизмы, которые потрясли всю мировую экономику в 2008-2009 гг., не связаны с созидательной деятельностью, обеспечивающей материальные, физиологические или культурные потребности человека.

Рынки производных финансовых инструментов перестали отражать действительную информацию о следующих факторах:

- спрос и предложение;

- реальные цены на товары и услуги;

- инвестиционные потребности реального сектора экономики;

- истинные условия кредитования;

- действительные потребности рынка в товарах, услугах и деньгах.

По своей сути это означает, что они перестали быть изначально придуманным инструментом хеджирования. В большей степени потому, что деривативы превратились в спекулятивную надстройку финансового рынка, позволяющую реали-зовывать экономические модели, основанные на математических законах с использованием высокого кредитного плеча. Причем без возможности учета фундаментальной оценки стоимости активов и существенного изменения уровней волатильности.

Конечно, модели оценки активов при заданном ограничении волатильности применяются, но опять же, параметры оценки закладываются, исходя из текущих рыночных условий, которые в свою очередь основываются на тех самых математических моделях. Поэтому следует сделать оговорку: ясность процессов, происходящих в экзогенной среде, -иллюзия, в основе которой лежат постулаты экономической науки, рассматривающей рыночную систему как взаимосвязь элементов, способных обеспечить получение достоверной информации, гарантирующей правильность управленческого решения. Тем более что информационное неравенство нарастает: «...двигатель финансового капитализма - жадность - заработал на полную катушку. Рынок ста-

новился все более рискованным. Даже наименее ликвидные активы стали оцениваться как ликвидные...» [2]. Создание новых финансовых «синтетических» продуктов, в том числе деривативов, открывает безграничный доступ к капиталу и «размывает» финансовые риски, перераспределяя их в том числе на сбережения населения [7]. Финансисты, имеющие доступ к ценной информации («посвященные», по терминологии Ж. Аттали), предлагали клиентам все более сложные финансовые инструменты [2]. В ценные бумаги переводятся все финансовые инструменты - деривативы. Но причем здесь материальное производство? Казалось бы, виртуальные игры на рынке абсентеистского (по терминологии Т. Веб-лена1) капитала не должны напрямую затрагивать реальный сектор экономики [3]. Но рост абсенте-истской собственности, считал Т. Веблен, во много раз превосходит увеличение стоимости материальных активов корпораций. Финансовая олигархия получает все большую часть своих доходов за счет операций с фиктивным капиталом, а не за счет роста производства и повышения его эффективности. И финансовый кризис 2008 г. показал, что такая точка зрения не потеряла своей актуальности.

Не рассматривая сферу торговли на финансовых рынках как таковую, остановимся на вопросе, напрямую касающемся материального производства: насколько реально в условиях искажения информации о тенденциях изменения ценовых параметров товаров, обращающихся на товарных рынках, оценить перспективы рынка и выстроить долговременную стратегию развития? Ведь в условиях, когда основное число сделок на рынке деривативов приходится не на товарные фьючерсы и опционы (см. таблицу), а участники товарных контрактов не связаны обязательствами по владению базовым активом на момент совершения сделки, речь идет не о цене товара, а о возможной сделке в будущем по некой ожидаемой цене.

Следует подчеркнуть, что кризис значительно сильнее повлиял на рынок товарных деривативов: если в целом в 2008 г. рынок деривативов изменился незначительно по сравнению с докризисным 2007 г., то товарные контракты уменьшились более чем в два раза, а в 2009-2010 гг. их объем упал на две трети.

1 Понимая под бизнесом сферу обращения (биржевые спекуляции, торговлю, кредит), Т. Веблен считал, что представители бизнеса ориентированы исключительно на прибыль и производство как таковое их не волнует. Их господство основано на абсентеистской (неосязаемой) собственности (акции, облигации и другие ценные бумаги), представляющей фиктивный, но приносящий огромные спекулятивные доходы капитал.

Динамика рынка деривативов в 2005-2010 гг., млрд долл.

Производный финансовый инструмент 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Внебиржевой рынок

Валютные контракты 31 360,0 40 271,0 56 238,0 50 042,0 49 181,0 57 798,0

Процентные контракты 211 970,0 291 582,0 393 138,0 432 657,0 449 875,0 465 260,0

Контракты на ценные бумаги 5 793,0 7 488,0 8 509,0 6 471,0 5 937,0 5 635,0

Товарные контракты 5 434,0 7 115,0 9 000,0 4 427,0 2 944,0 2 922,0

Кредитные дефолтные свопы 13 908,0 28 650,0 57 894,0 41 883,0 32 693,0 29 898,0

Другие контракты 29 199,0 39 740,0 71 225,0 62 667,0 63 270,0 39 536,0

Всего по рынку 297 666,0 414 854,0 596 004,0 598 147,0 603 900,0 601 048,0

Рынок организованной торговли

Фьючерсы 21 600,4 25 683,1 28 060,0 19 483,0 21 737,9 22 311,9

Опционы 36 188,3 44 760,6 52 521,3 38 380,0 51 379,6 45 634,6

Всего по рынку 57 788,7 70 443,7 80 581,3 57 863,0 73 117,5 67 946,5

Итого... 355 455 485 298 676 585 656 010 677 018 668 995

Статистика рынка деривативов не дает полного представления о факторах, определяющих тенденции в сфере производства. Но то, что в основе финансового кризиса лежат производные финансовые инструменты признается всеми. Как и то, что кризис ликвидности финансовых учреждений привел к тому, что предприятия с большим трудом получали кредиты, а их акции стремительно падали в цене. Даже самые платежеспособные компании с огромным трудом занимали деньги на короткое время [2]. И перспективы безрадостны: объем кредитов для производственного сектора в ев-розоне в 2012 г. уменьшится на 700 млрд евро. Что же касается процессов слияний и поглощений, то и на них кризис оказал самое непосредственное влияние. Если в 2007 г. общая сумма международных сделок слияний и поглощений (М&А) превышала 1 трлн долл., то в 2008 г. - уже около 700 млрд долл., а в 2009 - около 250 млрд долл. И только в 2010 г. эти показатели начали расти, но не достигли и трети от уровня докризисного 2007 г. - 339 млрд долл [4].

Таким образом, «внешний» фактор, который оказывает негативное влияние на процесс принятия решений, - это искажение ценовой информации, что не позволяет оценить перспективы ценовой политики компании даже на относительно короткий отрезок времени. Еще один фактор - отвлечение кредитных потоков на спекулятивный рынок абсентеистских активов. При этом специфика процесса такова, что дефолтные свопы сначала расширили рынок кредитования, так как банки, переложив кредитные риски на третьих лиц (но не страховщиков), значительно сократили размер обязательного резервирования. Но когда виртуальный рынок деривативов «лопнул», у них возникли серьезные проблемы с наличностью. Это касается и «коротких», и «длинных» денег.

Такова одна из причин, резко снизивших динамику сделок М&А: в условиях банковского кризиса ликвидности только собственные средства компаний обеспечивали их жизнедеятельность и потребности в оборотных средствах. На рынке «длинных» денег предложение также было резко ограничено, что в совокупности с переоценкой стоимости активов и увеличением неопределенности негативно сказалось на процессах М&А.

Следует добавить, что сочетание процессов хеджирования (а также решения отдельных корпоративных вопросов) и получения дополнительных доходов с заверениями банкиров об устойчивости и надежности рынков производных финансовых инструментов привело к перетоку части ресурсов компаний на спекулятивные финансовые рынки, ограничивая возможности финансового маневра в производственной деятельности и существенно уменьшив их «запас прочности».

Но негативные изменения на рынке «производственного» кредитования - это только частный случай общей проблемы общества потребления, где система кредитования ускоряет процесс принятия решения при покупках, превращаясь в основу социального контроля, когда благополучие основывается на вещах, приобретенных в кредит2, и зависит от стабильного заработка [12].

2Помимо прямых кредитов, потребитель оплачивает стоимость кредитов производителей и реализаторов. Согласно исследованиям, проведенным сотрудниками системы банков JAK (Швеция), в Германии к 1993 г средняя «процентная» составляющая от общей стоимости на товары и услуги достигала 50 %. В 2000 г. 80 % населения, покупая товары, в конечном счете более 50 % суммы уплачивали за «процентную» составляющую, для 10 % эта нагрузка составила чуть меньше 50 %, и только для оставшихся - 10 %.

В современной экономике стимулирование спроса во многом проводится за счет расширения предложения кредитных продуктов. В условиях ограниченности ресурсов такой подход приводит к возникновению «долговых пирамид» и впоследствии формирует предпосылки для возникновения кризисных явлений [1].

В период экономического роста заимствования способны значительно увеличить оборачиваемость собственного капитала и привести к росту прибыли. При этом неспособность производителей противостоять изменению макроэкономических условий и отсутствие своевременной реакции могут вызывать перепроизводство и спровоцировать затоваривание рынков.

Высокая покупательная способность, поддерживаемая ростом экономики, сопровождается ростом инфляции. Одновременно увеличивается спрос на деньги, и растет стоимость заимствований. В момент достижения критического равновесия в экономике, когда затраты на обслуживание произведенного экономикой долга равны ее фактическим доходам, значительно возрастает фактор неопределенности. Данный фактор оказывает серьезное влияние на поведение всех участников экономического взаимодействия. В период ожидания с целью сохранения капитала происходит качественное перераспределение активов в пользу активов:

- обладающих наибольшей ликвидностью;

- чреватых наименьшим риском;

- способных сохранить покупательную способность на прежнем уровне [5].

В результате неопределенности потребители ограничивают свои расходы, что обусловливает снижение потребительского спроса. Стагнация спроса относительно сохраняющегося объема предложения приводит к развитию дефляционных процессов в экономике. В результате перераспределение баланса на рынке товаров и услуг цены на продукцию снижаются, вследствие чего происходит переоценка произведенной ранее добавленной стоимости товаров.

Безграничная уверенность в завтрашнем дне в период экономического роста приводит к ошибочной оценке рисков как со стороны производителей, так и со стороны потребителей, что в свою очередь обусловливает невозможность последних обслуживать свои долги в случае изменения макроэкономических условий. В этот период производители вынуждены сокращать расходы, что приводит к уменьшению доходов населения и, как следствие, влияет на его

покупательную способность. В этих условиях финансовые организации несут убытки по значительным объемам выданных кредитов, а финансовые регуляторы вынуждены уменьшать стоимость заимствований и увеличивать предложение денег в экономике. Сокращение объема денежной массы выглядит более разумным с точки зрения восстановления баланса между переоцененными товарами и объемом денег, находящихся в финансовой системе. Но это может привести к затяжной стагнации в экономике.

Сложившаяся в настоящее время ситуация показывает несовершенство действующей модели мировой экономики. Привычка, основанная на подходе «жить в долг», вынуждает население и компании без должного внимания накапливать долги, что в итоге приводит финансовых регуляторов к необходимости расширять денежную массу [9, 10].

Несовершенство действующего финансового механизма заключается еще и в том, что оценочный размер накопленных капиталов, в том числе мировых золотовалютных резервов, в значительной степени зависит от состояния отдельно взятой экономики. Существующая зависимость позволяет управлять стоимостью денег и проводить переоценку стоимости долгов. Это оказывает влияние на финансовое состояние производителей и влечет за собой трансформацию их доходов. Особенно несправедливым выглядит зависимость стоимости товара или услуги на одном континенте от размера долга отдельно взятой страны на другом. Данная зависимость повышает фактор неопределенности. Цена является одним из важнейших элементов, определяющих конкурентные преимущества товара или услуги. Поэтому она должна изменяться в зависимости от следующих факторов:

- применяемые технологии;

- доступность ресурсов;

- необходимость дополнительных расходов, связанных с доставкой потребителю.

Но формирование цены главным образом обусловливается наличием спроса на потребительские характеристики конкретного товара или услуги. Финансирование долгов с целью поддержания спроса позволяет ускорить оборачиваемость финансовых ресурсов. Однако при этом обесцениваются вложенные в производство труд и материальные ресурсы.

Рассматривая разные подходы к управлению экономикой, можно заключить, что добавленная стоимость является весьма уязвимым показателем экономического развития. Производство долга спо-

собствует текущему расширению потребительской активности и покупательной способности. Переоценка долга в сторону его сокращения проводится в период кризиса путем организации дополнительной денежной эмиссии и уменьшения стоимости заимствований [7].

С точки зрения автора, речь идет о системности процессов, обусловленной действием факторов внешней среды. Масштаб происходящих процессов значительно превышает предыдущие кризисы. Это означает для реального сектора экономики необходимость адаптации существующих и выработки новых подходов к выходу из кризиса и минимизации влияния последствий таких кризисов на индустрию в целом.

Кроме кризисов и другие факторы, необъяснимые на первый взгляд, влияют на рыночные тенденции. И теоретическая база менеджмента также не всегда верно позволяет оценивать предпочтения потребителей и планировать производственную программу не только на перспективу, но и на относительно короткий отрезок времени. Речь идет о «второй невидимой руке рынка» - чему пока не найдено твердого названия и что скрыто под малопонятной вывеской. Есть многое из того, что не улавливается традиционной экономикой:

- побудительные мотивы людей;

- желания;

- умонастроения;

- когнитивные ресурсы (память, внимание, скорость умственных реакций и т. д.);

- культурные коды и ценности;

- художественные вкусы и пр.

Все это проходит по ведомству так называемой новой экономики [6]. Этот феномен не только имеет множество названий, но и авторы научных трудов по-разному оценивают его сущностные черты. Так, А. Долгин говорит об информационном основании новой экономики, обращенной лицом к человеку и основанной на коллаборативной3 (или клубной) фильтрации - системе обмена субъективным опытом, позволяющим отбирать товары и услуги, основываясь на опыте «членов клуба», узнавая о нем из электронной сети4. Поэтому «.изготовить

3От англ. соНаЬогаНоп - сотрудничество.

4В самом широком смысле клуб - это круг людей, чем-то интересных друг другу, с которыми человек может разделить

общие интересы и увлечения и тем самым реализовать свой собственный потенциал. Клубы - это способ сбалансировать интересы общества и индивида, как утверждал А. Долгин в своих исследованиях.

становится дешевле, чем продать. Доля фабричных издержек в розничной цене товара сокращается. В ряде индустрий розничная цена в 5, а то и в 10 раз выше стоимости производства, а превышение в 2-3 раза - это почти норма» [6].

Те есть основная часть издержек - это те, которые связаны с продвижением товара, существенная часть затрат носит информационный характер. При этом А. Долгин подчеркивает, что в основе новой экономики лежит процесс масштабной «символизации» и демилитаризации, который был отражен в работах теоретиков общества потребления [11] как феномен, но сейчас перешел в разряд явственных. «Клубная экономика» А. Долгина в этой части корреспондируется с «глэм-капитализмом» Д. Иванова. «Глэм-капитализм» -это сверхновая версия капитализма, возникающая тогда, когда гламур становится не просто вычурным стилем или эстетической формой, а сущностной логикой всякой деятельности. В результате виртуализации производство симулякров становится общей рутиной. Теперь на перенасыщенных имиджами рынках в конкуренции преуспевают те, кто создает вызывающе яркие комбинации из пяти первоэлементов гламура -роскоши, экзотики, эротики, розового и блондинистого. Броская «упаковка» при максимально простом содержании позволяет быть и заметнее, и доступнее для целевой аудитории - потребителей, избирателей, читателей [8]. И хотя информационная составляющая глэм-экономики также отмечается Д. Ивановым, он акцентирует внимание на несколько иных аспектах проблемы - не (только) чужой опыт служит основой при принятии потребительского решения, а конкретные отличительные признаки товара.

Нет смыла вступать в терминологическую полемику относительно новых тенденций в экономике, которые влияют на процесс принятия решений по поводу планирования производства товаров и услуг. Однако если судить о мотивах действия индивида, то следует отметить, что стремление человека к собственному благу не сводится к увеличению потребления. Объясняется это тем, что человек может стремиться к реализации более высоких уровней потребностей согласно «пирамиде потребностей». Например, к власти и уважению, общению или соперничеству. Само же потребление не сводится к инструментальным функциям - использованию полезных характеристик продукта или услуги. Потребление во многом выполняет демонстрационные функции с целью обозначения и утверждения статусных позиций, а также символические функции,

направленные на манипулирование знаками.

Как уловить эти тенденции рынка с тем, чтобы удержать свои рыночные позиции и правильно определить перспективы развития компании? На этот вопрос пока ответа нет. И это при условии, что информационные технологии предоставляют более широкие возможности по исследованию рынков, чем когда-либо ранее.

Нельзя забывать, что аналитический арсенал, с успехом используемый в практике менеджмента, предлагает методические решения, но эффективность анализа зависит от квалификации управленцев. Факторы внешней среды традиционно оцениваются и при выборе тактических решений, и тем более - при выборе стратегии развития.

Отметим следующие аналитические инструменты:

- PEST-анализ;

- методика под названием T. E.M.P. L. E. S.(Technology, Economics, Market, Politics, Laws, Ecology, Society), использующая более широкий вариант выбора факторов, чем в PEST-анализе;

- SWOT-анализ.

Эти инструменты акцентируют внимание на необходимости учета экзогенных факторов. При этом SWOT-анализ еще и классифицирует эти факторы, относя одни к угрозам, а другие к возможностям, предоставляющимся из-за изменения внешней среды. Но «изюминка» в том, что одни и те же факторы можно и нужно рассматривать и как угрозы, и как возможности. Акцент в данном случае зависит от того, как оценен потенциал компании:

- с точки зрения противодействия угрозам;

- с точки зрения способности компании воспользоваться новыми возможностями.

Что же касается «клубной экономики» или «глэм-капитализма», то прогнозирование спроса соответствующей группы потребителей и проще, и сложнее. Проще в том смысле, что внешние признаки товара определены и узнаваемы, а сложнее потому, что издержки, связанные с влиянием на коллабора-тивную фильтрацию, весьма высоки. И если традиционная реклама подчеркивает достоинства товара (услуги), то «члены клуба» обмениваются исчерпывающей информацией о потребительских свойствах товаров, полученной в результате непосредственного пользования ими. И никакие холл- или хоум-тесты5 не дадут столь исчерпывающую информацию. С

Тестирование продукта или услуги в искусственно созданных или естественных (домашних) условиях.

другой стороны, если производитель «угадал», то автоматически запускается вирусный маркетинг6 в среде интернет-пользователей.

Что же касается создания товаров, где «вызывающе яркие комбинации из пяти первоэлементов гламура», то это также связано с повышенными издержками, если не в производстве, то в дистрибуции. С другой стороны, облегчается сегментирование рынка, так как задача разделения рынка на четкие группы потребителей, которые предъявляют разные требования к товару и по-разному реагируют на маркетинговые усилия компании, упрощается. Но в любом случае перед компанией стоит задача выбора эффективного метода последовательного убеждения7.

Таким образом, несмотря на новизну тенденций, методическая база маркетинга отвечает требованиям менеджмента, несмотря на то, что и методы сбора, и целевая аудитория изменились. Причем речь идет не только о маркетинге B to C, но и о маркетинге B to B8, так как потребители средств производства или информационных услуг также образуют неформальный клуб, обмениваясь информацией через сеть.

Значимая часть факторов внешней среды - это поставщики всего того потока ресурсов «на входе» компании, который трансформируется в готовую продукцию «на выходе». Эти факторы внешнего окружения бизнеса всегда были в центре внимания менеджмента любой организации. Методы анализа, позволяющие найти наиболее выгодных контрагентов, как и методы воздействия на поставщиков (ценовая политика, система расчетов и скидок за поставки, управление запасами и пр.), отработаны практикой хозяйствования. Однако рассмотренные факторы (имеются в виду как те из них, которые проявились при возникновении глобального кризиса, так и те, которые привели к развитию «клубной экономики» или «глэм-капитализма») во многом изменили и условия взаимодействия поставщиков и потребителей (переработчиков) товаров и услуг.

6Методы, побуждающие клиентов продвигать некоторые товары среди своего окружения.

7AIDA - привлечь внимание (Attention), спровоцировать интерес (Interest), вызвать желание (Desire), побудить к действию (Action).

8B to C (сокращение от Business to Consumer) - маркетинг, направленный на индивидуального покупателя или домашнее хозяйство); B to B (сокращение от Business to Business) - промышленный маркетинг или маркетинг организаций, ориентированный на профессионалов, занятых в организациях.

Теперь недостаточно выбрать наилучшего. Необходимо знание следующих факторов:

- насколько поставщик ориентируется в рыночных трансформациях;

- сможет ли удовлетворить завтрашний спрос;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- есть ли у него доступ к кредитным ресурсам.

Словом, покупателю следует понимать: не

«выпадает» ли поставщик из новой рыночной конфигурации.

Понятно, что изменение детерминант внешней среды должно вызывать ответную реакцию компании. Не имея возможности оказать влияние на экзогенные факторы, компания вынуждена принимать состояние внешней среды как данность и выбирать ту модель поведения, которая позволяет минимизировать негативное влияние независящих от нее факторов. Поэтому современные факторы можно рассматривать в контексте «равноправия возможностей». Ведь те изменения в рыночной среде, о которых говорилось, определяют условия деятельности для всех рыночных агентов9. Но некоторые крупные игроки «приложили к этому руку»: именно из их числа - «посвященные» (по терминологии Ж. Аттали).

Одним из побудительных мотивов укрупнения бизнеса и является, по мнению автора, стремление попасть в компанию «посвященных» - тех, кто способен влиять на политические решения или по крайней мере узнавать о них раньше конкурентов.

Все это, как считает автор, позволяет оценить влияние относительно новых экзогенных факторов на развитие материального производства.

Во-первых, возможности информационных технологий помогли сформироваться масштабному интернациональному рынку производных финансовых инструментов, в основе которых лежат сложные математические модели, позволяющие финансистам убеждать потенциальных клиентов в высокой надежности и прибыльности операций на этом рынке. Его динамика разительно отличается от развития производственного сектора в частности и тенденций изменения ВВП в целом (см. рисунок). В результате информация, которая нужна для планирования производственной программы организаций реального сектора экономики, искажается, а методы исследования рынка не позволяют оценить, насколько виртуальные потребности отличаются

9Поэтому в данном случае не рассматриваются политические факторы, хотя и на сферу политических решений оказывает влияние крупный бизнес.

от реальных потребностей экономики. Причем это касается не только информационного поля, содержащего ценовые сигналы о товарах, но и данных о стоимости активов компаний, о соотношении собственного и заемного капитала, об условиях кредитования и пр.

Кроме того, финансовые потоки перераспределяются на спекулятивные рынки, а возможности привлечения кредитных ресурсов для организаций реального сектора экономики сокращаются. Изменение такого положения дел требует решения целого ряда проблем. Справиться с этим в одиночку ни одно государство не может. Речь идет о создании глобальной системы регулирования, включающей в себя:

- создание единой мировой валюты;

- формирование наднациональных органов для регулирования финансовых потоков в глобальном экономическом пространстве.

Понятно, что задачи такого масштаба не решаются за короткий отрезок времени. Учитывая доминанту национальных интересов, процесс согласования может растянуться надолго (если очередной экономический кризис не покажет, что дальше - только крах мировой экономики).

Но что можно и нужно сделать немедленно, -это исключить «виртуальные спекуляции» на рынке товарных деривативов. Иными словами, в основе каждой сделки должен лежать реальный объем товаров, который есть у производителя или который соответствует его производственным возможностям. В идеале, конечно, желательно ввести запрет на все финансовые инструменты, основанные на спекулятивных активах. Но даже частичное решение, касающееся товарных деривативов, значительно улучшит достоверность ценовой информации о тенденциях на рынке реальных товаров и услуг.

Во-вторых, тенденции на рынке «клубной экономики» и «глэм-капитализма» могут быть правильно оценены и поняты производителями товаров и услуг, эффективно использующих информационные технологии. Влияние факторов внешней среды в этом случае поддается осмыслению и в какой-то мере воздействию. И только от квалификации маркетологов зависит, насколько верно выбрана стратегия развития компании.

Таким образом, рыночные инновации (прежде всего - финансовые) ставят перед производственным сектором весьма сложные задачи, часть из которых может быть решена только коллективными усилиями

Мировой ВВП, в текущих ценах Рынок деривативов

Источники: International Monetary Fund (IMF) - World Economic Outlook (WEO): September 2011 Edition - http://www.imf.org; Bank for International Settlements (BIS) - BIS Quarterly Review, August 1996 - September 2011. URL: http://www.bis.org.

Объем рынка деривативов в сравнении с ВВП в 1990-2010 гг., млрд долл.

всех стран, что требует значительного времени для достижения консенсуса. Но отдельные решения могут быть реализованы в настоящее время. Это прежде всего касается рынка производных финансовых инструментов и порождаемого им информационного потока о потребностях в товарах и услугах. А относительно изменений в предпочтениях потребителей товаров и услуг можно утверждать, что инструменты маркетинга с использованием современных информационных технологий позволяют производственникам решать новые задачи - производить массовые индивидуализированные товары и услуги, достоинства и недостатки которых мгновенно становятся известными широкому кругу потребителей.

Список литературы

1. Алексеичева А. Н. Социология потребления: учеб. пособие. Иваново. 2008.

2. Аттали Ж. Мировой экономический кризис... А что дальше? СПб.: Питер. 2009.

3. Веблен Т. Теория праздного класса. М.: Прогресс. 1984.

4. Гринспен А. Эпоха потрясений: Проблемы и перспективы мировой финансовой системы: пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс. 2009.

5. Доклад генерального секретаря ООН. Мировое социальное положение. М. 2007.

6. Долгин А. Манифест новой экономики. Вторая невидимая рука рынка. М.: АСТ. 2010.

7. Зуев В. Е. Влияние процессов макроэкономического взаимодействия на равновесие мировой финансовой системы // Финансовый бизнес. 2010. № 3.

8. Иванов Д. В. Глэм-капитализм. СПб.: Петербургское востоковедение. 2008.

9. Котлер Ф. и др. Основы маркетинга: пер. с англ. СПб.: Питер. 2000.

10. МаслоуА. Теория человеческой мотивации. СПб.: Евразия. 1999.

11. Энджел Д. Ф,БлэкуэллР. Д., МиниардП. У. Поведение потребителей: пер с англ. СПб: Питер. 1999.

12. Яшин Н. Процентное кредитование - мировая война? // Вторжение. 2000. № 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.