Научная статья на тему 'К вопросу о факторах и финансовых инновациях, определяющих эффективность производственной деятельности'

К вопросу о факторах и финансовых инновациях, определяющих эффективность производственной деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
87
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАКТОР / ВНЕШНЯЯ СРЕДА / ФИНАНСОВЫЙ ИНСТРУМЕНТ / КРЕДИТНЫЙ РЫНОК / РИСК / СЛИЯНИЕ / ПОГЛОЩЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РЫНКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зуев В.Е.

В статье рассматриваются относительно новые тенденции, оказывающие влияние на эффективность производства, которые раньше либо не проявлялись, либо их влияние было минимальным. Причем независимо от того, в каком секторе рыночного хозяйства произошли значимые изменения, они затрагивают все рыночное пространство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о факторах и финансовых инновациях, определяющих эффективность производственной деятельности»

УДК 336.7

К ВОПРОСУ О ФАКТОРАХ И ФИНАНСОВЫХ ИННОВАЦИЯХ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В. Е. ЗУЕВ,

кандидат экономических наук, заместитель начальника отдела управления долговыми обязательствами Е-mail: zuev_ve@mail. ru Международный банк экономического сотрудничества

В статье рассматриваются относительно новые тенденции, оказывающие влияние на эффективность производства, которые раньше либо не проявлялись, либо их влияние было минимальным. Причем независимо от того, в каком секторе рыночного хозяйства произошли значимые изменения, они затрагивают все рыночное пространство.

Ключевые слова: фактор, внешняя среда, финансовый инструмент, кредитный рынок, риск, слияние, поглощение, информационные технологии, методы исследования рынка.

Динамизм процессов, происходящих в рыночной среде, определяет необходимость трансформации системы управления, ведь адаптационные возможности фирмы - ключ к успеху. Но параметры трансформации системы управления определяются совокупностью задач, требующих решения.

Эти задачи связаны с теми факторами, которые в настоящее время оказывают негативное влияние на хозяйственную деятельность или будут оказывать в будущем. Соответственно, и методы решения задач различаются. Иными словами, результативность деятельности по повышению эффективности управления связана с тем, насколько адекватны оценки текущего положения организации, тенденций развития бизнеса и сообразно ли им выбраны методы решения текущих и вероятных в будущем

задач. При этом, говоря о сообразности выбранных путей решения, имеется в виду то обстоятельство, что собственный потенциал организации является лимитирующим фактором, определяющим возможность практической реализации теоретически безупречного решения. Речь идет не столько о технологической составляющей производственного процесса (там, как правило, сложностей с определением лимита возможностей не возникает), сколько о человеческом факторе, точную количественную оценку которого на заданный момент времени дать практически невозможно, не говоря уже об оценке потенциала его изменений. Вся совокупность факторов давления экзогенной среды, состояние и потенциал ее развития определяют сложность процессов трансформации систем управления предприятием. Однако в любом случае побудительные мотивы изменений требуют подробного рассмотрения.

На первый взгляд задача выявления факторов, определяющих необходимость изменения системы управления предприятиями, не должна вызывать затруднений. Что происходит с экзогенной средой, как правило, понятно. Диагностика состояния среды внутренней - задача менеджмента и зависит лишь от компетенции управленцев. Поэтому, говоря о том, что задача в принципе решаема, имеется в виду то обстоятельство, что арсенал менеджмента накопил весьма

эффективные инструменты управления, основанные на аналитических приемах, позволяющих оценить воздействие и внешних, и внутренних факторов. Однако говорить о том, что факторы, требующие изменений системы управления, лежат на поверхности, не приходится. При этом, говоря о ясности процессов в экзогенной среде, стоит подчеркнуть, что катаклизмы, которые потрясли всю мировую экономику в 2008-2009 гг., не связаны с созидательной деятельностью, обеспечивающей материальные, физиологические или культурные потребности человека. Рынки производных финансовых инструментов перестали отражать действительную информацию о спросе и предложении, о реальных ценах на товары и услуги, об инвестиционных потребностях реального сектора экономики, об истинных условиях кредитования, о действительных потребностях рынка в товарах, услугах и деньгах, что по своей сути означает, что они перестали быть изначально придуманным инструментом хеджирования. Это произошло в большей степени потому, что деривативы стали спекулятивной надстройкой финансового рынка, позволяющей ре-ализовывать экономические модели, основанные на математических законах с использованием высокого кредитного плеча, без возможности учета фундаментальной оценки стоимости активов и существенного изменения уровней волатильности. Точнее, конечно, модели оценки активов при заданном ограничении волатильности применяются, но опять же параметры оценки закладываются исходя из текущих рыночных условий, которые в свою очередь основываются на тех самых математических моделях. Поэтому следует сделать оговорку, что ясность процессов, происходящих в экзогенной среде, - иллюзия, в основе которой постулаты экономической науки, рассматривающей рыночную систему как взаимосвязанные элементы, способные обеспечить получение достоверной информации, гарантирующую правильность управленческого решения. Тем более что информационное неравенство нарастает: «двигатель финансового капитализма - жадность - заработал на полную катушку... Рынок становился все более рискованным... Даже наименее ликвидные активы стали оцениваться как ликвидные.» [1]. Создание новых финансовых «синтетических» продуктов, в том числе деривативов, открывает безграничный доступ к капиталу и размывает финансовые риски, перераспределяя их, в том числе, на сбережения населения [5]. Финансисты, имеющие доступ к ценной информации («посвященные» - по терминологии

Ж. Аттали), предлагали клиентам все более сложные финансовые инструменты, в ценные бумаги переводятся все финансовые инструменты - деривативы. Некоторые финансовые учреждения предлагают своим клиентам ценные бумаги, одно описание которых сложнее целого учебника в 150 страниц [1]. Но причем здесь материальное производство? Казалось бы, виртуальные игры на рынке абсен-теистского (по терминологии Т. Веблена) капитала не должны напрямую затрагивать реальный сектор экономики. Понимая под бизнесом сферу обращения (биржевые спекуляции, торговлю, кредит), Т. Веблен считал, что представители бизнеса ориентированы исключительно на прибыль, и производство как таковое их не волнует. Их господство основано на абсентеистской (неосязаемой) собственности (акции, облигации и другие ценные бумаги), представляющей фиктивный, но приносящий огромные спекулятивные доходы капитал [7]. Но рост абсенте-истской собственности, считал Т. Веблен, во много раз превосходит увеличение стоимости материальных активов корпораций; финансовая олигархия получает все большую часть своих доходов за счет операций с фиктивным капиталом, а не за счет роста производства и повышения его эффективности. И финансовый кризис 2008 г. показал, что такая точка зрения не потеряла свою актуальность.

Не рассматривая сферу торговли на финансовых рынках как таковую, остановимся на вопросе, напрямую касающемся материального производства: насколько реально в условиях искажения информации о тенденциях изменения ценовых параметров товаров, обращающихся на товарных рынках, оценить перспективы рынка и выстроить долговременную стратегию развития? Ведь в условиях, когда основное число сделок на рынке деривативов приходится не на товарные фьючерсы и опционы, а участники товарных контрактов не связаны обязательствами по владению базовым активом1 на момент совершения сделки, речь идет не о цене товара, а о возможной сделке в будущем по некой ожидаемой цене (см. таблицу).

Кризис значительно сильнее повлиял на рынок товарных деривативов. Если в целом в 2008 г. рынок деривативов изменился незначительно по сравне-

1 Базовый актив - ценные бумаги, акции, товары, фондовые индексы или фьючерсы, лежащие в о снове срочных контрактов. Базовый актив - биржевой товар, который поставляется или стоимость которого является базой для расчета при исполнении срочного контракта.

Динамика рынка деривативов в 2005-2010 гг., млрд долл. [2]

Производный финансовый инструмент 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Внебиржевой рынок

Валютные контракты 31 360 40 271 56 238 50 042 49 181 57 798

Процентные контракты 211 970 291 582 393 138 432 657 449 875 465 260

Контракты на ценные бумаги 5 793 7 488 8 509 6 471 5 937 5 635

Товарные контракты 5 434 7 115 9 000 4 427 2 944 2 922

Кредитные дефолтные свопы 13 908 28 650 57 894 41 883 32 693 29 898

Другие контракты 29 199 39 740 71 225 62 667 63 270 39 536

Всего по рынку 297 666 414 854 596 004 598147 603 900 601 048

Рынок организованной торговли

Фьючерсы 21 600,4 25 683,1 28 060 19 483 21 737,9 22 311,9

Опционы 36 188,3 44 760,6 52 521,3 38 380 51 379,6 45 634,6

Всего по рынку 57 788,7 70 443,7 80 581,3 57 863 73 117,5 67 946,5

Итого... 355 454,7 485 297,7 676 585,3 656 010 677 017,5 668 994,5

нию с докризисным 2007 г., то товарные контракты уменьшились более чем в два раза, а в 2009 и 2010 гг. их объем упал на две трети.

Конечно, статистика рынка деривативов не дает полного представления о факторах, определяющих тенденции в сфере производства. Но то, что в основе финансового кризиса лежат производные финансовые инструменты, признается всеми, как и то, что кризис ликвидности финансовых учреждений привел к тому, что предприятия с большим трудом получали кредиты, а их акции стремительно падали в цене. Даже самые платежеспособные компании с огромным трудом занимали деньги на короткое время [1]. И перспективы безрадостны. Объем кредитов для производственного сектора в еврозоне в 2012 г. уменьшится на 700 млрд евро. Что же касается процессов слияний и поглощений, то и на эти процессы кризис оказал самое непосредственное влияние. Так, если в 2007 г. общая сумма международных сделок слияний и поглощений (М&А) превышала 1 трлн долл, то в 2008 г. - уже около 700 млрд долл., а в 2009 - около 250 млрд долл. Только в 2010 г. эти показатели начали расти, но не достигли и трети от уровня докризисного 2007 г. - 339 млрд долл.

Таким образом, внешний фактор, который оказывает негативное влияние на процесс принятия решений, - это искажение ценовой информации, что не позволяет оценить перспективы ценовой политики фирмы даже на относительно короткий отрезок времени. Еще один фактор - отвлечение кредитных потоков на спекулятивный рынок абсентеистских активов. При этом специфика процесса такова, что дефолтные свопы сначала расширили рынок кредитования, так как банки, переложив кредитные риски на третьих лиц (но не страховщиков), значительно сократили размер обязательного резервирования, но

когда виртуальный рынок деривативов лопнул, у них возникли серьезные проблемы с наличностью. Это касается и коротких, и длинных денег. Это одна из причин, резко снизивших динамику сделок М&А -в условиях банковского кризиса ликвидности только собственные средства предприятий обеспечивали их жизнедеятельность и потребности в оборотных средствах. На рынке длинных денег предложение также было резко ограничено, что в совокупности с переоценкой стоимости активов и увеличением неопределенности негативно сказалось на процессах М&А.

Сочетание процессов хеджирования (а также возможно решения отдельных корпоративных вопросов) и получения дополнительных доходов с заверениями банкиров об устойчивости и надежности рынков производных финансовых инструментов привело к перетоку части ресурсов предприятий на спекулятивные финансовые рынки, ограничивая возможности финансового маневра в производственной деятельности и существенно уменьшая их запас прочности.

Но негативные изменения на рынке производственного кредитования - это только частный случай общей проблемы общества потребления, где система кредитования ускоряет процесс принятия решения при покупках, превращаясь в основу социального контроля, когда благополучие основывается на вещах, приобретенных в кредит, и зависит от стабильного заработка. Помимо прямых кредитов, потребитель оплачивает кредиты производителей и реализаторов. Согласно исследованиям, проведенным сотрудниками системы банков JAK (Швеция), в Германии к 1993 г. средняя процентная составляющая от общей стоимости товаров и услуг достигала 50 %. В 2000 г. 80 % населения, покупая товары,

более 50 % суммы уплачивали за процентную составляющую, для 10 % эта нагрузка составила чуть меньше 50 %, и только для оставшихся 10 % населения дополнительные накрутки были менее 30 % от конечной стоимости покупки [6].

В современной экономике стимулирование спроса в основном проводится за счет расширения предложения кредитных продуктов. В условиях ограниченности ресурсов такой подход приводит к возникновению долговых пирамид и впоследствии формирует предпосылки для возникновения кризисных явлений. В период экономического роста заимствования способны значительно увеличить оборачиваемость собственного капитала и привести к росту прибыли. При этом неспособность производителей противостоять изменению макроэкономических условий и отсутствие своевременной реакции может вызывать перепроизводство и привести к затовариванию рынков. Высокая покупательная способность, поддерживаемая ростом экономики, сопровождается ростом инфляции. Одновременно увеличивается спрос на деньги и растет стоимость заимствований. В момент достижения критического равновесия в экономике, когда затраты на обслуживание произведенного экономикой долга равны ее фактическим доходам, значительно возрастает фактор неопределенности, который оказывает серьезное влияние на поведение всех участников экономического взаимодействия. В период ожидания, для сохранения капитала, происходит качественное перераспределение активов в пользу активов, обладающих наибольшей ликвидностью, наименьшим риском, способных сохранить покупательную способность на прежнем уровне [3].

В результате неопределенности потребители ограничивают свои расходы, что обуславливает снижение потребительского спроса. Стагнация спроса относительно сохраняющегося объема предложения приводит к развитию дефляционных процессов в экономике. Таким образом, происходит перераспределение баланса на рынке товаров и услуг, цены на продукцию снижаются, вследствие чего производится переоценка произведенной ранее добавленной стоимости товаров. Безграничная уверенность в завтрашнем дне в период экономического роста приводит к ошибочной оценке рисков как со стороны производителей, так и со стороны потребителей, что в свою очередь обуславливает невозможность последних обслуживать свои долги в случае изменения макроэкономических условий. В этот период

производители вынуждены сокращать расходы, что приводит к уменьшению доходов населения и, как следствие, влияет на его покупательную способность. Финансовые организации несут убытки по значительным объемам выданных кредитов, а финансовые регуляторы вынуждены уменьшать стоимость заимствований и увеличивать предложение денег в экономике. Сокращение объема денежной массы выглядит более разумным с точки зрения восстановления баланса между переоцененными товарами и объемом денег, находящихся в финансовой системе, но это может привести к затяжной стагнации в экономике.

Сложившаяся сегодня ситуация показывает несовершенство действующей модели мировой экономики. Привычка, основанная на подходе «жить в долг», вынуждает население и компании без должного внимания накапливать долги, что в итоге приводит финансовых регуляторов к необходимости расширять денежную массу. Несовершенство финансового механизма, действующего в настоящее время, заключается еще и в том, что оценочный размер накопленных капиталов, в том числе мировых золотовалютных резервов, в значительной степени зависит от состояния отдельно взятой экономики. Существующая зависимость позволяет управлять стоимостью денег и проводить переоценку стоимости долгов, что оказывает влияние на финансовое состояние производителей и влечет за собой трансформацию их доходов. Особенно несправедливым выглядит зависимость стоимости товара или услуги на одном континенте от размера долга отдельно взятой страны на другом. Данная зависимость повышает фактор неопределенности. Цена является одним из важнейших элементов, определяющих конкурентные преимущества товара или услуги, и поэтому должна изменяться в зависимости от применяемых технологий, доступности ресурсов или от необходимости дополнительных расходов, связанных с доставкой товара потребителю. Но, главным образом, формирование цены обуславливается наличием спроса на потребительские характеристики конкретного товара или услуги. Финансирование долгов для поддержания спроса позволяет ускорить оборачиваемость финансовых ресурсов, но при этом обесценивает вложенные в производство труд и материальные ресурсы. Рассматривая разные подходы к управлению экономикой, можно заключить, что добавленная стоимость является весьма уязвимым показателем экономического развития.

Производство долга способствует текущему расширению потребительской активности и покупательной способности. Переоценка долга в сторону его сокращения проводится в период кризиса путем организации дополнительной денежной эмиссии и уменьшения стоимости заимствований [5].

По мнению автора, речь идет о системных факторах внешней среды, с которыми раньше в таких масштабах реальный сектор экономики не сталкивался, а рецептов, позволяющих предвидеть такое развитие событий, как и нивелировать последствия таких кризисов на индустрию, в теоретическом багаже экономической науки нет.

Кроме кризисов, и другие факторы, необъяснимые на первый взгляд, влияют на рыночные тенденции. Теоретическая база менеджмента также не всегда верно позволяет оценивать предпочтения потребителей и, соответственно, планировать производственную программу не только на перспективу, но и на относительно короткий отрезок времени. Речь идет о «второй невидимой руке рынка», чему пока не найдено твердого названия и что скрыто под малопонятной вывеской. Многое из того, что не улавливается традиционной экономикой - побудительные мотивы людей, желания, умонастроения, когнитивные ресурсы (память, внимание, скорость умственных реакций), культурные коды и ценности, художественные вкусы и прочее из области психики и социальной психологии, - проходит по ведомству так называемой новой экономики [4]. Этот феномен не только по-разному называется, но и разные авторы по-разному оценивают его сущностные черты. Так, А. Долгин говорит об информационном основании новой экономики, обращенной лицом к человеку и основанной на коллаборативной (или клубной) фильтрации - системе обмена субъективным опытом, позволяющим отбирать товары и услуги, основываясь на опыте членов клуба, узнавая о нем из электронной сети2. Поэтому изготовить становится дешевле, чем продать. Доля фабричных издержек в розничной цене товара сокращается. В ряде индустрий розничная цена в пять, а то и в десять раз выше стоимости производства, а превышение в два - три раза - это почти норма [4]. Основная часть издержек, которые связаны с продвижением

2 В самом широком смысле клуб - это круг людей, чем-то интересных друг другу, с которыми человек может разделить общие интересы и увлечения и тем самым реализовать свой собственный потенциал. Клубы - это способ сбалансировать интересы общества и индивида.

товара, носит информационный характер. При этом А. Долгин подчеркивает, что в основе новой экономики лежит процесс масштабной символизации и деутилитаризации, который был отражен в работах теоретиков общества потребления как феномен, но сейчас перешел в разряд явственных. Клубная экономика А. Долгина в этой части корреспондируется с «глэм-капитализмом» Д. Иванова - это сверхновая версия капитализма, возникающая тогда, когда гламур становится не просто вычурным стилем или эстетической формой, а сущностной логикой всякой деятельности. В результате виртуализации производство симулякров становится общей рутиной. Теперь на перенасыщенных имиджами рынках в конкуренции преуспевают те, кто создает вызывающе яркие комбинации из пяти первоэлементов гламура - роскоши, экзотики, эротики. Броская упаковка при максимально простом содержании позволяет быть и заметнее, и доступнее для целевой аудитории - потребителей, избирателей, читателей [8]. И хотя информационная составляющая глэм-экономики также подчеркивается Д. Ивановым, он акцентирует внимание на несколько иных аспектах проблемы - не только чужой опыт служит основой при принятии потребительского решения, а конкретные отличительные признаки товара.

Если говорить о мотивах действия индивида, то можно отметить, что стремление человека к собственному благу не сводится к увеличению потребления, объясняя это тем, что он может стремиться к реализации более высоких уровней потребностей, согласно пирамиде потребностей, например, к власти и уважению, общению или соперничеству. Само же потребление не сводится к инструментальным функциям, таким как использование полезных характеристик продукта или услуги. Потребление во многом выполняет демонстрационные функции для обозначения и утверждения статусных позиций, а также символические функции, направленные на манипулирование знаками.

Как уловить эти тенденции рынка с тем, чтобы удержать свои рыночные позиции и правильно определить перспективы развития фирмы - на этот вопрос пока ответа нет. И это при условии, что информационные технологии предоставляют более широкие возможности по исследованию рынков, чем когда-либо ранее.

Аналитический арсенал, с успехом используемый в практике менеджмента, предлагает методические решения, но эффективность анализа зависит

от квалификации управленцев. Факторы внешней среды традиционно оцениваются и при выборе тактических решений, и тем более при выборе стратегии развития. Такие аналитические инструменты, как PEST-анализ, методика под названием T. E. M. P. L. E. S.(Technology, Economics, Market, Politics, Laws, Ecology, Society), применяющая более широкий вариант выбора факторов, чем в PEST-анализе, SWOT-анализ, акцентирующий внимание на необходимости учета экзогенных факторов. При этом SWOT-анализ еще и классифицирует эти факторы, относя одни к угрозам, а другие к возможностям, предоставляющимся из-за изменения внешней среды. Но дело в том, что одни и те же факторы можно и нужно рассматривать и как угрозы, и как возможности. Акцент в данном случае зависит от того, как оценен потенциал фирмы - с точки зрения противодействия угрозам или с точки зрения способности организации воспользоваться новыми возможностями. Что же касается «клубной экономики» или «глэм-капи-тализма», то прогнозирование спроса соответствующей группы потребителей и проще, и сложнее. Проще в том смысле, что внешние признаки товара определены и узнаваемы, а сложнее потому, что издержки, связанные с влиянием на коллаборативную фильтрацию, весьма высоки. И если традиционная реклама подчеркивает достоинства товара (услуги), то члены клуба обмениваются исчерпывающей информацией о потребительских свойствах товаров, полученной в результате непосредственного пользования ими. Никакое тестирование продукта или услуги в искусственно созданных или естественных (домашних) условиях не дадут столь исчерпывающую информацию. С другой стороны, если производитель правильно спрогнозировал спрос, то автоматически запускается вирусный маркетинг (методы, побуждающие клиентов некоторого товара продвигать его среди своего окружения) в среде интернет-пользователей.

Что же касается создания товаров с вызывающе яркими комбинациями элементов гламура, то это также связано с повышенными издержками, если не в производстве, то в дистрибуции. С другой стороны, облегчается сегментирование рынка, так как задача разделения рынка на четкие группы потребителей, которые предъявляют разные требования к товару и по-разному реагируют на маркетинговые усилия фирмы, упрощается. Но в любом случае перед фирмой стоит задача выбора эффективного метода последовательного убеждения.

Таким образом, несмотря на новизну тенденций, методическая база маркетинга отвечает требованиям менеджмента, несмотря на то, что и методы сбора, и целевая аудитория изменились. Причем речь идет не только о маркетинге, направленном на индивидуального покупателя, но и о промышленном маркетинге, маркетинге предприятий, ориентированном на профессионалов, занятых на предприятиях, так как потребители средств производства или информационных услуг также образуют неформальный клуб, обмениваясь информацией через сеть.

Значимая часть факторов внешней среды - это поставщики всего того потока ресурсов «на входе» фирмы, который трансформируется в готовую продукцию «на выходе». Эти факторы внешнего окружения бизнеса всегда были в центре внимания менеджмента любого предприятия, и методы анализа, позволяющие найти наиболее выгодных контрагентов, как и методы воздействия на поставщиков (ценовая политика, система расчетов и скидок за поставки, управление запасами и пр.) отработаны практикой хозяйствования. Однако рассмотренные факторы (имеются в виду как те из них, которые проявились при возникновении глобального кризиса, так и те, которые привели к развитию «клубной экономики» или «глэм-капитализма») во многом изменили и условия взаимодействия поставщиков и потребителей (переработчиков) товаров и услуг. Теперь недостаточно выбрать наилучшего поставщика -сегодня необходимо понимание того, насколько он ориентируется в рыночных трансформациях, сможет ли удовлетворить завтрашний спрос, есть ли у него доступ к кредитным ресурсам - словом, не выпадает ли он из новой рыночной конфигурации.

Понятно, что изменение детерминант внешней среды должно вызывать ответную реакцию организации. Естественно, что, не имея возможности оказать влияние на экзогенные факторы, фирма принимает состояние внешней среды как данность и выбирает ту модель поведения, которая позволяет минимизировать негативное влияние независящих от нее факторов. Поэтому современные факторы можно рассматривать в контексте «равноправия возможностей». Ведь те изменения в рыночной среде, о которых говорилось, определяют условия деятельности для всех рыночных агентов (поэтому в данном случае не рассматриваются политические факторы, хотя и на сферу политических решений оказывает влияние крупный бизнес). Но некоторые крупные

игроки приложили к этому руку, и именно из их числа посвященные (по терминологии Ж. Аттали). Одним из побудительных мотивов укрупнения бизнеса и является, по мнению автора, стремление попасть в компанию посвященных тех, кто способен влиять на политические решения или, по крайней мере, узнавать о них раньше конкурентов.

Таким образом, изложенное позволяет, по мнению автора, оценить влияние относительно новых экзогенных факторов на развитие материального производства. Во-первых, возможности информационных технологий позволили сформироваться масштабному интернациональному рынку производных финансовых инструментов, в основе которых лежат сложные математические модели, позволяющие финансистам убеждать потенциальных клиентов в высокой надежности и прибыльности операций на этом рынке. Его динамика разительно отличается от развития производственного сектора в частности и тенденций изменения ВВП в целом (см. рисунок). В результате информация, которая нужна для планирования производственной программы предприятий реального сектора экономики, искажается, а методы исследования рынка не позволяют оценить, насколько виртуальные потребности отличаются от реальных потребностей экономики. Причем это касается не только информационного

800 000

поля, содержащего ценовые сигналы о товарах, но и данных о стоимости активов компаний, о соотношении собственного и заемного капитала, об условиях кредитования и пр. Кроме того, финансовые потоки перераспределяются на спекулятивные рынки, а возможности привлечения кредитных ресурсов для предприятий реального сектора экономики сокращаются. Изменение такого положения дел требует решения целого ряда проблем, решить которые в одиночку ни одно государство не может. Речь идет о создании глобальной системы регулирования, включающей в себя и создание единой мировой валюты, и формирование наднациональных органов для регулирования финансовых потоков в глобальном экономическом пространстве. Задача такого масштаба не решается за короткий отрезок времени, а учитывая доминанту национальных интересов, процесс согласования может растянуться надолго (если очередной экономический кризис не покажет, что дальше - только крах мировой экономики).

Но что можно и нужно сделать немедленно -это исключить виртуальные спекуляции на рынке товарных деривативов. Иными словами, в основе каждой сделки должен лежать реальный объем товаров, который есть у производителя или который соответствует его производственным возможностям. В идеале, конечно, желательно ввести запрет на

— Мировой ВВП, в текущих ценах -Рынок деривативов

Объем рынка деривативов в сравнении с ВВП за 1990-2010 гг., млрд долл. [2]

700 000 600 000 500 000 400 000 300 000 200 000 100 000 0

все финансовые инструменты, основанные на спекулятивных активах, но даже частичное решение, касающееся товарных деривативов, значительно улучшит достоверность ценовой информации о тенденциях на рынке реальных товаров и услуг.

Во-вторых, тенденции на рынке «клубной экономики» и «глэм-капитализма» могут быть правильно оценены и поняты производителями товаров и услуг, эффективно использующих информационные технологии. Иными словами, влияние факторов внешней среды в этом случае поддается осмыслению и в какой-то мере воздействию. И только от квалификации маркетологов зависит, насколько верно выбрана стратегия развития фирмы.

Таким образом, рыночные инновации, прежде всего финансовые, ставят перед производственным сектором весьма сложные задачи, часть из которых может быть решена только коллективными усилиями всех стран, что требует значительного времени для достижения консенсуса. Но отдельные решения могут быть реализованы уже сейчас - это, прежде всего, касается рынка производных финансовых инструментов и порождаемого им информационного потока о потребностях в товарах и услугах. Что касается изменений в предпочтениях потребителей товаров и услуг, то инструменты маркетинга с использованием современных информационных

технологий позволяют производственникам решать новые задачи - производить массовые индивидуализированные товары и услуги, достоинства и недостатки которых мгновенно становятся известными широкому кругу потребителей.

Список литературы

1. Аттали Ж. Мировой экономический кризис... А что дальше? СПб.: Питер, 2009.

2. Банк международных расчетов. Официальный сайт. URL: http://www. bis. org.

3. Доклад о мировом социальном положении, 2007 год: императив занятости. URL: http://daccess-dds-ny. un. org/doc/UNDOC/GEN/N07/443/52/PDF/ N0744352.pdf?0penElement.

4. Долгин А. Манифест новой экономики. Вторая невидимая рука рынка. М.: АСТ, 2010.

5. Зуев В. Е. Влияние процессов макроэкономического взаимодействия на равновесие мировой финансовой системы // Финансовый бизнес. 2010. № 3.

6. Яшин Н. Процентное кредитование - мировая война? // Вторжение. 2000. № 3.

7. Veblen T. Absentee ownership and business enterprise in recent times, N. Y., 1923.

8. URL: http://www. apn. ru/publications/ article21195.htm.

Домашняя правовая энциклопедия

С декабря 2011 г. в систему ГАРАНТ включена уникальная книга - «Домашняя правовая энциклопедия», универсальный источник достоверной правовой информации для решения

ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 6ЫТОВЫХ ВОПРОСОВ.

Все стороны жизни современного человека в той или иной степени законодательно регулируются. Дом, семья, дети, обучение, служба в армии, работа, отдых, заключение и расторжение различных договоров и многое другое - все это описано в «Домашней правовой энциклопедии».

«Домашняя правовая энциклопедия» - это постоянно актуализируемый и пополняемый аналитический материал. В книге представлено большое количество практических примеров, в том числе из судебной практики. Все сложные положения права и юридическая терминология разъяснены легким, простым языком, понятным любому гражданину.

Энциклопедия доступна всем пользователям системы ГАРАНТ не зависимо от того, какой комплект установлен. ГАРАНТ: полезная информация для всех!

Контактные телефоны: 8-800-200-88-88 (бесплатный междугородный звонок), 8 (495) 647-62-38 (для Москвы), E-mail: info@garant.ru.

www.garant.ru

7х"

27

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.