К ВОПРОСУ О ДВОЙНОМ ГРАЖДАНСТВЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Э. Шкурапет, студент
Башкирский государственный университет (Россия, г. Уфа)
DOI:10.24412/2500-1000-2021-4-4-203-207
Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы, определяющие такое понятие как «двойное гражданство», основании его приобретения и специфическое правовое положение лиц, получивших двойное гражданства на различных основаниях. Об основных правах и исполнении обязанностей лицами, обладающим таким правовым статусом, как двойное гражданство.
Ключевые слова: гражданин, бипатрид, гражданство, двойное гражданство, государство, международный договор.
Несмотря на все ускоряющиеся процессы усиления взаимосвязи и взаимозависимости политики, экономики, социальной, духовной и других сфер общественной жизни, своеобразным парадоксом современности является рост плюрализма, прежде всего, культурно-информационного [8].
Гражданство, на сегодняшний день, является одним из основных и наиболее важных прав человека, которое определяет правовое положение человека и гражданина как внутри государства, так и за его пределами. С помощью гражданства выстраивается прочная связь, во времени и в пространстве, между отдельно взятым человеком и государством. Обуславливается возникновением взаимных прав и обязанностей гражданина и государства [9].
В современном мире человек свободен решать вопросы, касаемые своего гражданства. Гражданин одного государства, в случаях и в порядке, установленных законодателем, может получить гражданство другого государства, при этом отказаться или сохранить прежнее гражданство. А государство в рамках своей государственной политики, в области гражданства, устанавливает соответствующие требования и ограничения.
По мнению Полторакова А.Ю.: «гражданство - это постоянная правовая связь личности и государства, которая находит свое проявление у них взаимных правах и обязанностях» [12].
Несомненно вопросы гражданства регулируются сферой
внутригосударственного контроля, однако, в случаях межгосударственных отношений необходимо учитывать, что велика вероятность возникновения конфликтных ситуациях связанных с таким понятием как двойное гражданство.
Такой институт как гражданство, на современном этапе развития и становления правоотношений между субъектами правоотношений, играет немаловажную роль в определении правового статуса лица, связанных с его частичной или полной правосубъектности. Наличие гражданства подразумевает под собой обеспечения защиты прав и свобод лица, со стороны государства и предполагает наличие, установленных государством, юридических обязанностей. От гражданства зависит объем прав, свобод, обязанностей лица.
В юридическом словаре лица, имеющие двойное гражданства, обозначаются как бипатриды - в международном праве лицо, имеющее 2 или более гражданства [15].
Термин двойного гражданства определяется учеными-теоретиками как особое политико-правовое состояние физического лица, при котором оно одновременно обладает гражданством двух или более иностранных государств [13].
В своей работе Воеводин Л.Д. отмечает, что Конституцией и законодательством Российской Федерации, на сегодняшний день, допускается двойное гражданство, хотя в первоначальной редакции Закона о
гражданстве РСФСР 1991 г., было указано: приобретение гражданства РСФСР иностранным гражданином допускается при условии его отказа от прежнего гражданства, если иное не предусмотрено международным договором [10].
Впервые, закрепление института двойного гражданства в истории конституционного законодательства России осуществляется в Конституции 1993 г. [14].
Согласно части 1 статьи 62 Конституции Российской Федерации, гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации [1].
Стоит заметить, что Конституция допускает наличие у граждан Российской Федерации иного гражданства и подданства иностранного государства, однако, в случаях установленные законом, граждане, обладающие двойным гражданством будут рассматриваться исключительно как граждане Российской Федерации. Данная норма установлена статьей 6 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» [2].
В настоящее время, при условиях реализации норм Конституции и Федерального Закона «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002 N 62-ФЗ, регулирующих вопросы, касающихся двойного гражданства, заключен и действует единственный международный договор между Российской Федерации и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства, заключенный в Москве 7 сентября 1995 года [6].
Ранее действовало соглашение между Российской Федерацией и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства (Ашгабат, 23 декабря 1993 года). Однако, в данный момент соглашение прекратило свое действие, в силу официального сообщения Министерства внутренних дел Российской Федерации от 08 мая 2015 года «О прекращении действия соглашения», по инициативе Республики Туркменистан [7].
Это произошло в связи с принятием поправок в Конституцию Республики Турк-
менистан, которые были приняты с целью укрепления государственного суверенитета, в их числе оказались и поправки об отмене положений, регулирующий вопросы двойного гражданства.
Помимо принятия двойного гражданства, на основании международных договоров, существует ряд оснований, с помощью которых можно стать бипатридом. К таким можно отнести миграцию, заключение брака с иностранным гражданином, в некоторых источниках можно найти информацию, о том, что ряд государств позволяет получить гражданство по такому основанию, как инвестиция в экономику страны. Каждое государство определяет сумму инвестиций самостоятельно.
В зависимости от способов получение статуса обладателя двойного гражданства различно и правовое положение данных лиц. Гражданин, который приобрел двойное гражданство, в соответствии с международным договором или законодательством Российской Федерации, рассматривается государством, как лицо, имеющее двойное гражданство. Если же данный статус был получен по иным основаниям, то законодатель рассматривает данную группу лиц как обладателей российского гражданства.
Проблематика двойного гражданства, по моему мнению, и состоит в том, что в зависимости от способов приобретения различно и правовое положение бипатри-дов.
В качестве примера можно привести обязанность об отказе от прежнего гражданства. Граждане, которые приобрели гражданство путем заключения международного договора, вправе и не отказываться от прежнего гражданства. Однако, в случаях приобретения двойного гражданства по иным основаниям, то иностранный гражданин обязан отказаться от прежнего. От данного обязательства освобождены: беженцы, лица имеющие особые заслуги перед Российской Федерацией, имеющие политическое убежище на территории Российской Федерации, ветераны Великой Отечественный Войны, дети и лица, признанные недееспособными.
Гражданину также необходимо обязательно уведомлять уполномоченных на то органов, о наличии у него иного гражданства, в случае неисполнения данного обязательства данное лицо может понести как административную, так и уголовную ответственность.
Так, статья 19.8.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность в связи с нарушением установленного порядка подачи гражданином Российской Федерации или законным представителем гражданина Российской Федерации уведомления о наличии у гражданина гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве, выразившееся в несвоевременной подаче такого уведомления, либо в предоставлении сведений, которые должны содержаться в таком уведомлении, в неполном объеме, либо в предоставлении заведомо недостоверных сведений [4].
Уголовным кодексом, а именно статьей 330.2 определена ответственность за неисполнение лицом, установленной законодательством Российской Федерации обязанности по подаче в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, уведомления о наличии у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве [5].
Как ранее и упоминалось, в зависимости от того, как было получено двойное гражданство, на основании международного договора или иных обстоятельств, установленных законодателем, различается правовое положение.
На общих основаниях они вправе получать различные социальные выплаты, заниматься трудовой и предпринимательской деятельность, поступать в учебные
заведения любого типа. Что касается осуществления рабочей деятельности, то лица, получившие двойное гражданство, на основании международного договора, могут быть приняты на работу в государственные (муниципальные), правоохранительные службы, исключением является то, что ни одни, ни другие не вправе работать в органах прокуратуры. Законодатель прямо указывает, что прокурорами могут быть только граждане Российской Федерации [3].
Различно и правовое положение при исполнении обязательств. Например, воинская обязанность. В тех случаях, когда лицо приобретает двойное гражданство на основании международного договора, исполнение военной службы в одном государстве рассматривается как исполнение военной службы в другом государстве. При приобретении двойного гражданства по другим причинам гражданин, прошедший военную службу в одном государстве, не освобождается от обязанности по военной службе в другом государстве [11].
Такими образом, можно прийти к выводу, что институт двойного гражданства, в контексте Российской Федерации, рассмотрение вопросов, касающиеся двойного гражданства, определение проблематики различия правового положение лиц, получившие двойное гражданство путем заключение международного договора и по иным основаниям приобретения, предусмотренная ответственность лиц в случаях нарушения подачи уведомления о наличии двойного гражданства в соответствующие органы государственной власти, в компетенции которых входит регулирование вопросов, связанных с гражданством, является довольно интересной темой для рассуждения, хотя данная отрасль правовых не получила должного рассмотрения и изучения. Несмотря на те пробелы и несовершенства, которые присутствуют в данной сфере, и надеюсь, в дальнейшем будут устранены, институт двойного гражданства является неотъемлемой частью современного мира, устанавливающей, регулирующей и охраняющей взаимоотношения личности и государства.
Библиографический список
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, N 31, ст. 4398.
2. Федеральный закон от 31.05. 2002 №62-ФЗ (ред. от 13.07.2020) «О гражданстве Российской Федерации» // Парламентская газета" от 5 июня 2002 г. N 104.
3. Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации». Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 20 февраля 1992 г., N 8, ст. 366.
4. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 05.04.2021) // "Российская газета" от 31 декабря 2001 г. N 256
5. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 05.04.2021, с изм. от 08.04.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июня 1996 г. N 25 ст. 2954
6. Договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства (Москва, 7 сентября 1995 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 14 февраля 2005 г. №7 ст. 495
7. Официальное сообщение МИД России от 18 мая 2015 г. О прекращении действия Соглашения между Российской Федерацией и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства от 23 декабря 1993 года.
8. Аминов И.Р. Роль СМИ в урегулировании этнополитических конфликтов // Этносо-циум и межнациональная культура. - 2014. - №11 (77). - С. 16-21.
9. Аминов И.Р. Юридические коллизии нормативных правовых актов местного самоуправления // Вестник Уфимского юридического института МВД России. - 2015. -№3 (69). - С. 26-30.
10. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. Учебное пособие. - М.: Изд-во МГУ, Издательская группа ИНФРА-М, НОРМА, 1997. - 304 с.
11. О некоторых вопросах, связанных с освобождением от призыва на военную службу граждан, прошедших военную службу в другом государстве (по материалам судебной практики) (А.В. Ефремов, «Право в Вооруженных Силах», N 5, май 2012 г.)
12. Полтораков А.Ю. Проблема двойного гражданства как политико-правовой вызов социогуманитарной безопасности. // Право и политика. - 2013. - №8. - С. 1011-1017. Б01: 10.7256/1811-9018.2013.8.2358
13. Правовые основы российского гражданства: учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / [А.С. Прудников и др.]; под ред. А С. Прудникова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2012. - 231 с.
14. Стрекозов В.Г. Конституционное право России: учебник для вузов / В.Г. Стрекозов. - 7-е изд., перераб, и доп. - М.: Изд-во Юрайт, 2021. - 256 с.
15. Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия / Под ред. М.Ю. Тихомирова. - М., 1997. - 526 с.
DOUBLE CITIZENSHIP IN THE RUSSIAN FEDERATION
E. Shkurapet, Student Bashkir State University (Russia, Ufa)
Abstract. This article considers the issues that define the term «double citizenship», the basis for its acquisition and the specific legal status of individuals who have received dual citizenship on various foundations. On the fundamental rights and performance of duties of persons with such legal status as double citizenship.
Keywords: citizen, bipatride, citizenship, double citizenship, state, international treaty.