Научная статья на тему 'Пути усовершенствования законодательства о двойном гражданстве РФ'

Пути усовершенствования законодательства о двойном гражданстве РФ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
330
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГРАЖДАНСТВО / ФИЗИЧЕСКОЕ ЛИЦО / ГОСУДАРСТВО / ПРАВО / ДВОЙНОЕ ГРАЖДАНСТВО / ВТОРОЕ ГРАЖДАНСТВО / ИНОЕ ГРАЖДАНСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Офицерова М.И.

Предмет настоящей статьи: законодательство РФ о двойном гражданстве. Цель: на основании проведенного анализа законодательства РФ предложить пути усовершенствования законодательства о двойном гражданстве РФ. Методология. Использовались общенаучные методы: анализ и синтез, специально юридические методы, методы толкования права. Результаты исследования, новизна и выводы. Предложено: 1. Изменить наименование ст. 6 Федерального закона N 62-ФЗ, назвав ее "О гражданах РФ, имеющих иное гражданство". 2. Внести дополнения в ст. 3 Федерального закона N 62-ФЗ. В частности, предлагается и обосновывается целесообразность уточнения понятий: "двойного гражданства", "иного гражданства" и "второго гражданства". Автором, с учетом мнений, заявляемых в юридической литературе, обоснованно аргументирована позиция о том, что указанные понятия являются обособленными и отличными друг от друга. Каждое из них индивидуально, что и нашло свое отражение в предлагаемых автором формулировках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пути усовершенствования законодательства о двойном гражданстве РФ»

Пути усовершенствования законодательства о двойном гражданстве РФ

Офицерова Марина Игоревна

аспирант, Северо-Западный институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (СЗИУ РАН-ХиГС), marina_smolyak@yahoo.com

Предмет настоящей статьи: законодательство РФ о двойном гражданстве. Цель: на основании проведенного анализа законодательства Рф предложить пути усовершенствования законодательства о двойном гражданстве РФ. Методология. Использовались общенаучные методы: анализ и синтез, специально - юридические методы, методы толкования права. Результаты исследования, новизна и выводы. Предложено: 1. Изменить наименование ст. 6 Федерального закона N 62-ФЗ, назвав ее "О гражданах РФ, имеющих иное гражданство". 2. Внести дополнения в ст. 3 Федерального закона N 62-ФЗ. В частности, предлагается и обосновывается целесообразность уточнения понятий: "двойного гражданства", "иного гражданства" и "второго гражданства". Автором, с учетом мнений, заявляемых в юридической литературе, обоснованно аргументирована позиция о том, что указанные понятия являются обособленными и отличными друг от друга. Каждое из них индивидуально, что и нашло свое отражение в предлагаемых автором формулировках.

Ключевые слова: гражданство, физическое лицо, государство, право, двойное гражданство, второе гражданство, иное гражданство.

X

2

о

о см

<0

О!

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 62 Конституции РФ

[1] гражданин РФ может иметь двойное гражданство, что не оказывает влияния на объем его прав и свобод, а также не освобождает от обязанностей, которые вытекают из гражданства РФ.

Вместе с тем, исходя из приведенного положения Конституции РФ прослеживается, что двойное гражданство РФ признается, но - при наличии заключенного межгосударственного договора между РФ и иным государством. В настоящее время уже имеется такой договор с Республикой Таджикистан

[2].

Достаточно распространена ситуация, при которой граждане РФ получают гражданство иного государства, с которым у РФ межгосударственный договор не заключался. В данном случае гражданином РФ приобретается не двойное гражданство, а второе гражданство. При этом гражданин РФ юридически все также является только гражданином РФ и совершение любых юридически значимых действий им должно осуществляться исключительно по документам РФ. Свой второй паспорт он правомочен использовать в других странах.

Обращаясь к исследованию самого понятия "двойного гражданства" отметим наличие множества определений, существующих в иностранных государствах и характеризующих отношение указанных государств к рассматриваемому явлению.

Так, в частности, Н. В. Витрук определяет двойное гражданство в виде "сложного правового статуса лица, которое обладает одновременно гражданством двух государств. Безусловно, двойным гражданством положение лица осложнено, так как наличием его устойчивой правовой связи с двумя государствами порождаются и "двойные обязанности" [4. С. 133-134].

Позиция, которой придерживается А. С. Прудников, состоит в том, что под двойным гражданством следует понимать особое политико-правовое состояние физических лиц, при котором у данных лиц одновременно имеется гражданство двух или более государств [7. С. 43].

В научной литературе и правоприменительной практике отсутствует единое мнение относительно терминов "лицо с двойным гражданством" и "лицо со вторым гражданством". В частности, их трактуют и как синонимы, и как различные термины с разным смысловым содержанием.

Ю.А. Дмитриевым и Е.Ю. Моисеевой обосновывается целесообразность разграничения институтов двойного гражданства и второго гражданства. Поскольку, и мы также согласны с данной

позицией, возникновение второго гражданства, помимо российского, у одного человека возможно только при наличии у него гражданства иного государства [6. С. 211].

Вследствие чего возникает вопрос его отличия от двойного гражданства. Я.Л. Ванюшин выступает за безусловное разграничение и отграничение друг от друга рассматриваемых понятий. Он говорит о том, что двойным гражданством предполагается наличие заключенного между государствами международного договора (соглашения), которым бы определялся статус бипатридов. В свою очередь, вторым гражданством (двойным неурегулированным гражданством) не предполагается наличие подобных договоренностей. Вследствие чего каждое государство вправе истребовать одни и те же обязанности от человека [5].

С определенными оговорками можно согласиться в этой связи с мнением Т.В. Шелудяковой и А.В. Зубаревой. Так, они полагают, что юридическая ситуация бипатризма включает в себя любые случи наличия у гражданин РФ гражданства иного государства [8. С. 17 - 19]. Оговорки состоят в том, что в будущем, при заключении соответствующего международного договора, возможно будет говорить и о третьем официальном гражданстве. Однако приставка "би" в русском языке означает "двойной". Так, Федеральный закон N 62-ФЗ в статье 6 предусматривает именно возможность наличия у гражданина Российской Федерации двойного гражданства.

Кроме того, разграничение терминов "двойного гражданства" и "второго гражданства" достаточно условно. Так, в зависимости от подхода, второе гражданство:

а) это состояние, обусловливающее возможность приобрести двойное гражданство, признанное государствами;

б) используется с целью обозначить лицо, наделенное гражданством сразу нескольких государств, если отсутствуют соответствующие международные договоры (соглашения) или имеются пробелы нормативного правового регулирования;

в) применяется с целью обозначить лица, наделенные гражданством нескольких государств, если государством не поддерживается институт двойного гражданства.

Однако, два эти термина не тождественны друг другу. То, что лицо имеет второе гражданство возможно говорить при наличии у него гражданства двух иностранных государств, между которыми не заключен соответствующий международный договор о признании двойного гражданства. В указанной ситуации такие лица двумя иностранными государствами будут идентифицированы как свои граждане.

Это следует из ч. 1 ст. 6 Федерального закона N 62-ФЗ [3], определяющих двойное гражданство. В связи с чем считаем необходимым подчеркнуть, что у двойного гражданства и второго гражданства - различные правовые режимы, что безусловно влияет на права, обязанности физических лиц.

Исходя из вышеизложенного считаем пробельным то обстоятельство, что Федеральный закон N 62-ФЗ не содержит понятие "второго гражданства".

Вместе с тем, считаем необходимым отметить достаточно частое применение в тексте Федерального закона N 62-ФЗ понятия "иное гражданство". Считаем, что отождествлять его с уже рассмотренными нами понятиями "второго гражданства", "двойного гражданства" не представляется возможным.

Поскольку оно определено ст. 3 Федерального закона N 62-ФЗ как "гражданство (подданство) иностранного государства". Каких - либо условий его получения нет.

Вышеуказанное во многом является причиной некоторой неопределенности правового регулирования института гражданства.

Например, с учетом имеющегося названия ст. 6 "Двойное гражданство" Федерального закона N 62-ФЗ должна закреплять положения о двойном гражданстве. Несколько неожиданным является то, что в данной статье регулируются вопросы установления и порядка исполнения обязанности гражданами РФ по письменному уведомлению органов федеральной миграционной службы о наличии двойного, второго гражданства, вида на жительство и т.д.

Таким образом, достаточно спорным является вопрос соответствия наименования статьи ее содержанию.

В завершение и с целью усовершенствования законодательства о двойном гражданстве РФ предлагаем:

1. Изменить наименование ст. 6 Федерального закона N 62-ФЗ, назвав ее "О гражданах РФ, имеющих иное гражданство".

2. Внести дополнения с ст. 3 Федерального закона N 62-ФЗ совершенствовать законодательство о двойном гражданстве РФ, в части уточнения понятий: "двойного гражданства", "иного гражданства" и "второго гражданства".

В связи с чем предлагаем следующее уточнение понятий: "двойного гражданства", "иного гражданства" и "второго гражданства".

2.1. Под двойным гражданством понимается наличие у гражданина РФ гражданства (подданства) иностранного государства, с которым заключен международный договор РФ о двойном гражданстве.

2.2. Под вторым гражданством следует понимать наличие у гражданина РФ гражданства (подданства) иностранного государства, с которым не заключен международный договор РФ о двойном гражданстве.

2.3. Под иным гражданством следует понимать все случаи наличия у гражданина РФ гражданства (подданства) иностранного государства.

Литература

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. N 31. Ст. 4398.

5'

гп

о

а

Н

А У

т; А

2. Федеральный закон "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства" от 15.12.1996 N 152-ФЗ // СПС «Консультант Плюс».

3. Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О гражданстве Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.03.2019) // Собрание законодательства РФ. 2002.N 22. Ст. 2031.

4. Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности. М., 2008. С. 133 - 134.

5. Ванюшин Я.Л. Комментарий к Федеральному закону от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (постатейный) // СПС «Консультант Плюс».

6. Дмитриев Ю.А., Моисеева Е.Ю. Комментарий к Федеральному закону "О гражданстве Российской Федерации" (постатейный). М.: Деловой двор, 2014. 240 с.

7. Прудников А.С. Правовые основы российского гражданства: Учеб. пособ. М., 2012. С. 43.

8. Шелудякова Т.В., Зубарева А.В. Правовое регулирование статуса бипатрида в Российской Федерации: проблемы совершенствования // Миграционное право. 2014. N 4. С. 17 - 19.

Ways to improve legislation about dual citizenship of the Russian Federation Ofitserova M.I.

RANEPA

The subject of this article is the legislation of the Russian Federation on dual citizenship. Purpose: on the basis of the analysis of the legislation of the Russian Federation to propose ways to improve legislation on dual citizenship of the Russian Federation. Methodology. General scientific methods were used: analysis and synthesis, specifically legal methods, methods of interpretation of law. The results of the study, novelty and conclusions. Suggested: 1. Change the name of art. 6 of the Federal Law N 62-FZ, calling it "On citizens of the Russian Federation who have other citizenship." 2. Make additions to art. 3 of the Federal Law N 62-03, specifying the concepts: "dual citizenship", "other citizenship" and "second citizenship". Under the dual citizenship should be understood that the citizen of the Russian Federation citizenship (citizenship) of a foreign state with which an international treaty of the Russian Federation on dual citizenship. Under the second citizenship should be understood that the citizen of the Russian Federation citizenship (citizenship) of a foreign state, with which no international treaty of the Russian Federation on dual citizenship. Under a different citizenship should be understood citizenship (citizenship) of a foreign state, which has a citizen of the Russian Federation, regardless of the legal regime in which a citizen of the Russian Federation exists. Keywords: citizenship, individual, state, law, dual citizenship, second citizenship, other citizenship. References

1. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular

vote on 12/12/1993) (as amended by the Laws of the Russian Federation on amendments to the Constitution of the Russian Federation of 12/30/2008 N 6-FKZ, of 12/30/2008 N 7-FKZ, of 05.02.2014 N 2 -FKZ, from 07.21.2014 N 11-FKZ) // Meeting of the legislation of the Russian Federation. 2014. N 31. Art. 4398.

2. Federal Law "On ratification of the Treaty between the Russian

Federation and the Republic of Tajikistan on the regulation of dual citizenship issues" dated December 15, 1996 No. 152-03 // ATP Consultant Plus.

3. Federal Law of 31.05.2002 N 62-FZ (as amended on 12/27/2018)

"On Citizenship of the Russian Federation" (as amended and added, entered into force on 03/29/2019) // Meeting of the legislation of the Russian Federation. 2002. N 22. Art. 2031.

4. Vitruk N.V. The general theory of the legal status of the individu-

al. M., 2008. S. 133 - 134.

5. Vanyushin Ya.L. Commentary to the Federal Law of May 31,

2002 N 62-FZ "On the Citizenship of the Russian Federation" (article-by-article) // SPS Consultant Plus.

6. Dmitriev, Yu.A., Moiseeva, E.Yu. Commentary to the Federal

Law "On Citizenship of the Russian Federation" (article by article). M .: Delovoy dvor, 2014. 240 p.

7. Prudnikov A.S. The legal framework of Russian citizenship: Text-

book. benefit M., 2012. S. 43.

8. Sheludyakova T.V., Zubareva A.V. Legal regulation of the status

of bipatrides in the Russian Federation: problems of improvement // Migration Law. 2014. N 4. P. 17 - 19.

X <¡2 о

0 сч <e

01

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.