Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ДОСТИЖЕНИИ ГЕНДЕРНОГО РАВЕНСТВА (ЦУР 5) В КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКЕ ИТАЛИИ'

К ВОПРОСУ О ДОСТИЖЕНИИ ГЕНДЕРНОГО РАВЕНСТВА (ЦУР 5) В КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКЕ ИТАЛИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
89
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
PolitBook
ВАК
Ключевые слова
культурная политика / гендерная политика / гендерное равенство / цели устойчивого развития / ЮНЕСКО / Европейский союз / Италия. / cultural policy / gender policy / gender equality / sustainable development goals / UNESCO / European Union / Italy.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Табаринцева-Романова Ксения Михайловна

Вопрос гендерного равенства в культурном и творческом секторах является перспективной, но малоизученной проблематикой в рамках исследования целей устойчивого развития ООН. Несмотря на тот факт, что культура не была оформлена в самостоятельную цель, она пересекается и встречается во многих целях. В работе на основе изученных отчетов и рекомендаций таких организаций, как ЮНЕСКО и Европейский союз, выявляются наиболее затруднительные аспекты, «мешающие» достижению гендерного равенства в области культуры. Далее представлено краткое описание развития итальянской гендерной политики с 2010 г., которое позволяет сделать вывод о том, что культурный сектор до недавнего времени (2020 г.), не являлся одним из приоритетных направлений в достижении гендерного равенства. Создание специальной структуры – Обсерватории гендерного равенства при Министерстве культуры стало одним из важных достижений в реализации гендерного равенства в культуре, так как ее деятельность позволит восполнить те «лакуны», которые существуют на данный момент в государстве в сборе и анализе статистических данных. Достижение цели затруднено также тем, что не налажен объективный мониторинг гендерного распределения в сфере культуры, судить о ней можно только либо по косвенным данным, либо в узких профессиональных сферах, что не позволяет сделать комплексные выводы о ситуации в культуре в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF ACHIEVING GENDER EQUALITY (SDG 5) IN ITALIAN CULTURAL POLICY

The issue of gender equality in the cultural and creative sectors is a promising, but little studied issue in the framework of the study of the UN sustainable development goals. Despite the fact that culture has been framed as a purpose in itself, it intersects and occurs in many purposes. Based on the studied reports and recommendations of such organizations as UNESCO and the European Union, the work identifies the most difficult aspects that "hinder" the achievement of gender equality in the field of culture. The following is a brief description of the development of the Italian gender policy since 2010, which allows us to conclude that the cultural sector, until recently (2020), unfortunately, was not one of the priority areas in achieving gender equality. The creation of a special structure the Observatory of Gender Equality under the Ministry of Culture has become one of the important achievements in the implementation of gender equality in culture, since its activities will make it possible to fill in the gaps that currently exist in the state in the collection and analysis of statistical data. Achieving the goal is also hampered by the fact that there is no objective monitoring of gender distribution in the sphere of culture, it can only be judged by indirect data or in narrow professional areas, which does not allow making comprehensive conclusions about the situation in culture as a whole.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ДОСТИЖЕНИИ ГЕНДЕРНОГО РАВЕНСТВА (ЦУР 5) В КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКЕ ИТАЛИИ»

К.М. Табаринцева-Романова

к вопросу о

достижении гендерного равенства (цур 5) в культурной политике италии

Аннотация

Вопрос гендерного равенства в культурном и творческом секторах является перспективной, но малоизученной проблематикой в рамках исследования целей устойчивого развития ООН. Несмотря на тот факт, что культура не была оформлена в самостоятельную цель, она пересекается и встречается во многих целях. В работе на основе изученных отчетов и рекомендаций таких организаций, как ЮНЕСКО и Европейский союз, выявляются наиболее затруднительные аспекты, «мешающие» достижению гендерного равенства в области культуры. Далее представлено краткое описание развития итальянской гендерной политики с 2010 года, которое позволяет сделать вывод о том, что культурный сектор до недавнего времени (2020 г.), не являлся одним из приоритетных направлений в достижении гендерного равенства. Создание специальной структуры - Обсерватории гендерного равенства при Министерстве культуры стало одним из важных достижений в реализации гендерного равенства в культуре, так как ее деятельность позволит восполнить те «лакуны», которые существуют на данный момент в государстве в сборе и анализе статистических данных. Достижение цели затруднено также тем, что не налажен объективный мониторинг гендерного распределения в сфере культуры, судить о ней можно только либо по косвенным данным, либо в узких профессиональных сферах, что не позволяет сделать комплексные выводы о ситуации в культуре в целом.

Ключевые слова:

культурная политика, гендерная поли-

K. Tabarintseva-Romanova

to the question of achieving gender equality (sdg 5) in italian cultural policy

Abstract

The issue of gender equality in the cultural and creative sectors is a promising, but little studied issue in the framework of the study of the UN sustainable development goals. Despite the fact that culture has been framed as a purpose in itself, it intersects and occurs in many purposes. Based on the studied reports and recommendations of such organizations as UNESCO and the European Union, the work identifies the most difficult aspects that "hinder" the achievement of gender equality in the field of culture. The following is a brief description of the development of the Italian gender policy since 2010, which allows us to conclude that the cultural sector, until recently (2020), unfortunately, was not one of the priority areas in achieving gender equality. The creation of a special structure -the Observatory of Gender Equality under the Ministry of Culture has become one of the important achievements in the implementation of gender equality in culture, since its activities will make it possible to fill in the gaps that currently exist in the state in the collection and analysis of statistical data. Achieving the goal is also hampered by the fact that there is no objective monitoring of gender distribution in the sphere of culture, it can only be judged by indirect data or in narrow professional areas, which does not allow making comprehensive conclusions about the situation in culture as a whole.

Key words:

cultural policy, gender policy, gender

тика, гендерное равенство, цели устой- equality, sustainable development goals, чивого развития, ЮНЕСКО, Европейский UNESCO, European Union, Italy. союз, Италия.

https://doi.org/10.24412/2227-1538-2023-4-81-92

Культурная политика является областью государственной политики, которая регулирует деятельность, связанную с искусством и культурой. Такая политика регулирует сектор огромной сложности, охватывающий целый ряд видов деятельности: от сохранения и восстановления природного, исторического и культурного наследия до музеев и выставок, мероприятий в области искусства (музыка, театр и т.д.), развлекательных, медийных и электронных культурных платформ.

Гендерные аспекты актуальны не только в связи с широким определением культуры как «социальной конструкции», но и с точки зрения того, как разрабатывается и осуществляется культурная политика. Не стоит забывать и о культурных правах, которые являются одним из условий обогащения культурного разнообразия и создания условий для творчества человека.

Модели потребления и участия в культуре (право на участие в культурной жизни) значительно различаются между женщинами и мужчинами. Проведенное в 2007 году исследование показывает, что гендерная проблематика является важным фактором в контексте показателей участия в культурной деятельности. Соответственно, мужчины посвящают просмотру спортивных состязаний гораздо больше времени, чем женщины (53% мужчин против 29% женщин). С другой стороны, женщины чаще, чем мужчины, читали книги (74% женщин против 67% мужчин), ходили в театр (34% женщин против 29% мужчин) и посещали публичную библиотеку (37% женщин против 32% мужчин) за предыдущий год [16].

Кроме того, причины отказа от участия в культурных мероприятиях также существенно различаются для женщин и мужчин: мужчины (30%) чаще, чем женщины (23%), ссылаются на отсутствие интереса в качестве причины неучастия, в то время как женщины (31%) чаще, чем мужчины (26%), отмечают, что это финансово недоступно [16]. Женщины составляют наибольшую долю выпускников в области искусств и гуманитарных наук, и в целом выпускники этих дисциплин, как правило, работают в культурном и творческом секторе [16].

Несмотря на то, что культура не является самостоятельной целью устойчивого развития, вопросы культурного сектора так или иначе инкорпорированы в реализацию целей устойчивого развития ООН (далее ЦУР). В

представленной работе мы сконцентрируемся на изучении реализации ЦУР 5 в сфере культуры на примере Итальянской республики (выбор государства обусловлен тем, что на его территории находится почти 40% культурных памятников ЮНЕСКО), опираясь при этом на рекомендации и отчеты ЮНЕСКО и Европейского союза по достижению гендерного равенства в культурном секторе. К сожалению, на данный момент представленная тема является малоизученной в научной работе. Существуют статьи по гендерной политике ЕС в целом, однако именно трудов, посвящённых гендерному равенству в культуре и изучавших бы опыт Италии, практически нет.

ЦУР 5 направлена на искоренение всех форм дискриминации и насилия в отношении женщин и девочек в государственной и частной сферах. Цель также направлена на обеспечение всестороннего и эффективного участия женщин и равных возможностей для руководства на всех уровнях принятия решений в политической, экономической и общественной жизни.

Если говорить о статистике в целом, то в ежегодном отчете «Глобальный индекс гендерного разрыва» за 2022 год, опубликованного Всемирным экономическим форумом (WEF) отмечено, что гендерное равенство не восстанавливается: потребуется целых 132 года, чтобы преодолеть глобальный тендерный разрыв. Кроме того, в связи с глобальным кризисом, который мы переживаем, существует риск того, что гендерное неравенство еще больше усилится [10]. Напомним, что данная структура измеряет гендерный разрыв с точки зрения экономического и политического участия, здравоохранения и уровня образования. Глобальный индекс гендерного разрыва — это индекс от 0 до 1, где 0 означает полное отсутствие гендерного равенства, а 1-полное гендерное равенство. Из отчета следует, что страной с самым высоким индексом, 0,908, является Исландия, за которой следуют Финляндия и Норвегия. В топ-10 также входят другие европейские страны, такие как Швеция, Ирландия и Германия. В рейтинге 2022 года Италия занимает 63-е место из 146 отслеживаемых стран с индексом 0,720. По сравнению с 2021 годом заметно ухудшение на 0,001 пункта. Сравнивая с другими странами-членами ЕС, можно отметить отставание Италии в сокращении гендерного разрыва, так, например, Испания и Франция занимают 17-е и 15-е места. В частности, гендерное неравенство наиболее выражено в областях власти (48,8 балла) и знаний (61,9 балла). Италия, наконец, имеет самый низкий балл во всем ЕС в области труда (63,3 балла). Отдельно статистики по культурному сектору не ведется.

Изучая итальянский опыт достижения гендерного равенства в области культуры, необходимо рассмотреть прежде всего универсальные (ЮНЕСКО) и региональные практики (ЕС) по данному вопросу, поскольку принимаемые национальные меры в первую очередь опираются на опыт вышеуказанных организаций.

В 2014 году ЮНЕСКО опубликовала доклад о гендерном равенстве и культуре «Гендерное равенство: наследие и творчество», в котором подчеркивалась необходимость обеспечения равных культурных прав, обязанностей и возможностей для каждого человека для полного раскрытия своего потенциала. Доклад основан на приверженности культурным правам и культурному разнообразию; особое внимание уделяется защите культурного наследия и творчеству как факторам, способствующим развитию прав всех людей, несмотря на неоднократное использование традиций, религий или социальных норм для оправдания нарушения прав человека или их ограничения, особенно для девочек и женщин [8].

В тексте документа отмечается, что недостаточная осведомленность о гендерной проблематике, демонстрируемая при охране материального и нематериального культурного наследия на местном и глобальном уровнях, например, в рамках списков, составленных на основе Конвенции о всемирном наследии 1972 года и Конвенции о нематериальном наследии 2003 года, приводит к ряду проблем, которые должны решаться как местными жителями, так и региональными и национальными правительствами. Аналогичным образом, в рамках устойчивого развития следует уделять первоочередное внимание положению женщин и девочек в области творчества: это должно включать признание культурной и исторической дискриминации, с которой сталкиваются женщины при всестороннем участии в творческих процессах в различных культурных дисциплинах, таких как кино, театр или живые выступления. Проблемой является малоизученность данного сектора с точки зрения реализации гендерной политики, а именно, отмечается недостаток статистического материала и аналитических заключений.

Гендерное равенство должно быть достигнуто и в культурной жизни: необходимо расширить возможности для женщин и девочек принимать активное участие в культурной жизни и руководить собственными проектами и организациями в этой области. Необходимо обеспечить более широкое освещение и признание культурных обычаев, осуществляемых преимущественно женщинами и девочками.

Для решения данного вопроса ЮНЕСКО дает следующие рекомендации государствам: 1) интегрировать гендерный аспект в культурную политику и культурный аспект в политику, способствующую гендерному равенству и борьбе с гендерной дискриминацией; 2) принять меры по ликвидации дискриминации по признаку пола и всех форм насилия и вредной практики в отношении женщин и девочек в культурной деятельности; 3) обеспечить, чтобы женщины получали равное место и освещение в местных средствах массовой информации; 4) обеспечить, чтобы культурные программы и организации, получающие общественную поддержку, практиковали гендерное равенство [8].

Согласно отчету «На пути к гендерному равенству в культурном и творческом секторах», гендерный разрыв возникает во время трудоустройства. Так, на этапе обучения, фактически, более 65% зачисленных на гуманитарные науки составляют женщины, и этот процент начинает падать во время приема на работу, пока почти полностью не исчезает на руководящих должностях [17]. В области изобразительного искусства Национальный музей женщин в искусстве (США) обнаружил, что работы женщин-художниц составляют только от 3 до 5% основных постоянных коллекций в Европе и Соединенных Штатах; только 13,7% представлены галереями. Рынок современного искусства также в основном мужской: из 1,5 млн арт-аукционов, сделанных за последние 40 лет, работы, созданные женщинами, были проданы почти на 50% меньше, чем картины их коллег-мужчин [17].

Что касается культурного наследия, то в музеях работает много женщин, 78,1% по сравнению с 21,9% мужчин, но, когда мы анализируем высшие руководящие должности, мужчины занимают почти в два раза больше ролей, чем женщины [17].

Кроме того, есть области архитектуры и дизайна, классически воспринимаемые как «технические» секторы и, следовательно, «мужские», хотя в докладе подчеркивается, что в последние годы наблюдается рост женского компонента, особенно в младших возрастных группах. Из тридцатилетних архитекторов 53% составляют женщины, по сравнению с 32% пятидесятилетних архитекторов.

Сектором, в котором, разрыв вызывает наибольшее беспокойство, является музыка; согласно исследованию «Женщины в музыке», музыкальный рынок состоит на 70% из мужчин и на 30% из женщин во всех европейских регионах: женщины составляют лишь 20% композиторов и авторов песен и зарабатывают в среднем на 30% меньше, чем мужчины. Кроме того, только

2,3% классических произведений срежиссированы женщинами и только 15% музыкальных лейблов принадлежат или управляются женщинами [17].

Обратимся к практике Европейского союза по реализации гендерного равенства в культурном секторе. В 2020 г. начала действовать «Стратегия Европейского Союза по гендерному равенству», основными задачами которой стали: прекращение гендерного насилия; преодоление гендерных стереотипов; устранение гендерных различий на рынке труда; достижение равного участия в различных секторах экономики; устранение различий в оплате труда и пенсиях мужчин и женщин; устранение разрыва в гендерном уходе и достижение гендерного баланса в процессе принятия решений и в политике [7]. В том же году были опубликованы «Выводы президентства о гендерном равенстве в секторе культуры», где подчеркивался потенциал этого сектора для содействия гендерному равенству и признавалось сохраняющееся гендерное неравенство в культуре. В документе, в частности, упоминаются препятствия, связанные со следующими элементами: равный доступ к культурному и творческому рынку труда; равная оплата и представительство в творческих заданиях и принятии решений; равная оценка и признание их работы. В заключительной части документа звучал призыв к: обеспечению равной оплаты; содействию установления баланса между профессиональной и личной жизнью; обеспечению гендерного равенства в учреждениях и органах, принимающих решения в отрасли; содействию исследованиям гендерного равенства и сбору данных с разбивкой по полу в секторе культуры [14].

Имеющиеся данные показывают, что во всем ЕС женщины, занимающиеся искусством и культурой, обычно имеют меньший доступ к ресурсам для творчества и производства, получают гораздо меньше денег, чем мужчины, и недопредставлены на руководящих и принимающих решения постах, а также на рынке искусства. Женщины часто становятся жертвами сексизма, гендерных стереотипов и сексуальных домогательств. Во Франции, например, несмотря на то, что женщины составляют 52% студентов исполнительских искусств, они составляют только 31% активных артистов и 11% тех, кто участвует в программах. Кроме того, они занимают только 18% руководящих должностей в этих секторах. С 1980 года доля от 4% до 12% художественных премий была присуждена женщинам. Кроме того, 23% проектов, финансируемых государством во Франции, возглавляются женщинами [11].

В Европе женщины составляют не более 20% зарегистрированных композиторов и авторов песен и в среднем зарабатывают на 30% меньше,

чем их коллеги-мужчины. В Ирландии женщины недопредставлены во всех рассматриваемых театральных ролях, за исключением дизайнеров костюмов. Женщины составляют только 28% сценаристов, 9% звукорежиссеров и 37% режиссеров [5].

В Плане работы по культуре на 2019-2022 гг. ЕС признает, что гендер-ное равенство является основой культурного разнообразия и что оно может сыграть решающую роль в борьбе со стереотипами и содействии социальным изменениям [3]. Еврокомиссия профинансировала общеевропейское исследование гендерного разрыва в культурном и творческом секторах, где рассматриваются конкретные проблемы, с которыми сталкиваются женщины, и даются рекомендации для поддержки разработки политики, направленной на решение этих проблем [9]. Результат был представлен в виде отчета «О гендер-ном равенстве в культурном и творческом секторах», опубликованный в июне 2021 года. В докладе основное внимание уделяется следующим основным проблемам: гендерные стереотипы, сексуальные домогательства, доступ к рынку труда и разрыв в оплате труда, доступ к ресурсам, доступ к руководящим должностям и женскому предпринимательству. В дополнение к общему обзору статус-кво с точки зрения гендерного равенства в культурном и творческом секторах, включая влияние пандемии COVID-19, в отчете подробно описывается ряд конкретных рекомендаций и передовой практики по их реализации, например, предлагается внедрить более эффективный сбор достоверных и сопоставимых данных о гендерном разрыве в ЕС; обеспечить ген-дерное равенство на рабочем месте, а также разработать методологию равного бюджета и включения гендерного измерения в различные политики [6].

В этом смысле программа «Креативная Европа» может стать ключевым инструментом для восстановления баланса гендерного равенства в секторе, поскольку впервые рассматриваемая тема была включена в число приоритетов, которые необходимо достичь. В программе (2021-2027 гг.) также говорится, что были внедрены новые критерии оценки, которые будут учитывать гендерную перспективу для обеспечения более справедливого распределения финансирования. Таким образом, как мы видим на универсальном и региональном уровнях предпринимаются попытки достигнуть гендерного равенства в сфере культуры и творчества, однако, как свидетельствуют отчеты, это не всегда получается.

Обратимся к политике Италии в достижении ЦУР 5 в изучаемом секторе. Кратко рассмотрим основы гендерной политики Италии в целом. Право-

вая база Итальянской Республики по решению гендерного вопроса обоснована Законом 183/2010, в рамках действия которого были учреждены комитеты по обеспечению равных возможностей в органах государственной власти для обеспечения благополучия работников и борьбы с дискриминацией. Этот закон также определяет требование о назначении конфиденциального консультанта для заслушивания сотрудников, подвергшихся издевательствам или сексуальным домогательствам, и поиска подходящего решения. В 2019 году. Министерство государственного управления выпустило Директиву 2/19, которая направлена на усиление мер по достижению гендерного равенства в государственном секторе.

Национальный кодекс равных возможностей для женщин и мужчин был принят в 2006 году законодательным декретом №198. Он обязал государственные администрации (включая университеты и исследовательские организации) принять трехлетний план, направленный на устранение барьеров на пути к равным возможностям между женщинами и мужчинами на работе. Директива Председателя Совета министров от 23 мая 2007 года определила основные инструменты для его реализации: действия по сбалансированию представленности женщин в секторах и на профессиональных уровнях, где они недопредставлены; организация работы для содействия балансу между работой и личной жизнью; механизмы найма и продвижения по службе, ориентированные на женщин. Закон 240/2010 об общей реформе университетского образования устанавливает две важные цели обеспечения равных возможностей. Во-первых, он призывает к обеспечению гендерного баланса в совете попечителей научно-исследовательских учреждений. Однако в нем не указаны цели, и соблюдение гендерного баланса ограничивается общим заявлением о намерениях. Во-вторых, он продлевает отпуск по беременности и родам (пять месяцев, 80% от заработной платы) для исследователей-постдокторантов. Исследовательские учреждения также могут предоставлять независимые дополнительные льготы женщинам-исследователям.

В 2021 году департамент по вопросам равных возможностей в Совете министров опубликовал «Национальную стратегию по обеспечению гендерного равенства» [15]. Хотя она и не ориентирована конкретно на исследовательские организации или университеты, тем не менее, оказывает влияние на сектор исследований и инноваций. Это относится к пересмотру механизма распределения финансирования между университетами Министерством по

делам университетов и исследований с учетом гендерных различий в исследовательских и академических учреждениях. Департамент также предлагает выделение специальных средств для университетов, достигающих минимального уровня гендерной представленности среди профессоров, исследователей, административного персонала, ученого совета и женщин, обучающихся в области науки, технологии, инженерии и математики. На сегодняшний день эти действия остаются всего лишь предложениями.

В 2019 году министерство здравоохранения опубликовало «План по применению и распространению гендерной медицины». План нацелен на скоординированную и устойчивую поддержку гендерной медицины посредством распространения, обучения и медицинских практик в области исследований, профилактики, диагностики и лечения. Его цель - обеспечить полную интеграцию различий, обусловленных полом, в секторе здравоохранения, чтобы гарантировать одинаковое качество и целесообразность услуг Национальной службы здравоохранения по всей стране [1].

В 2021 году Италия принимала W20, официальную группу по взаимодействию G20, которая поддерживает цель сокращения гендерного разрыва в занятости на 25% к 2025 году (25 на 25). Состоявшаяся в Риме встреча W20 распространила итоговый политический отчет «Новое перспективное видение: от интеграции к расширению прав и возможностей женщин» [19].

Итальянский национальный исследовательский совет опубликовал свой первый отчет по гендерной политике на 2020 год. Отчет показал, что общий состав сотрудников данного института (9000 сотрудников) распределен равномерно, но разрыв становится очевидным на последующих уровнях карьеры: 38% старших научных сотрудников и 26 % директоров по исследованиям составляют женщины. Этот разрыв еще больше наблюдается на уровне высшего руководства, где женщины составляют всего 22%. Индекс «стеклянного потолка» (который измеряет вероятность достижения высших карьерных высот) ставит женщин в невыгодное положение в отделах, где присутствие женщин уравновешивает или превышает присутствие коллег-мужчин. Распределение персонала варьируется в зависимости от департамента: 34% женщин работают в инженерном деле, ИКТ и технологиях для энергетики и транспорта, 40% - в физических науках и материаловедении, 50,3% - в отделах естественных наук, гуманитарных и социальных наук, культурного наследия и 62,5% - в биомедицинских науках (доминируют женщины только на факультете) [1].

Гендерная обсерватория Университета Неаполя имени Федерико II в области университетов и научных исследований разработала схему наставничества для борьбы с практикой и механизмами, способствующими тендерному неравенству в академических кругах.

В 2015 году в Миланском политехническом институте — одном из крупнейших технических университетов Северной Италии, была внедрена структурированная служба по уходу за детьми. Во время летних и пасхальных школьных каникул в двух миланских кампусах предоставляются услуги по уходу за детьми сотрудников в возрасте от четырех лет (первый год детского сада) до 13 лет (последний год неполной средней школы). В 2019 году услуга была распространена на непостоянных сотрудников университета (докторантов, научных сотрудников, профессоров по контракту) на условиях, аналогичных условиям для постоянных сотрудников, с особым упором на улучшение обслуживания детей-иностранцев и детей с ограниченными возможностями. В 2019 году летний центр посетили 113 детей, в основном дети технического и административного персонала, в то время как услугами пасхальных каникул воспользовались 43 ребенка, что почти вдвое больше, чем в 2018 году (22 ребенка) [2].

Культурный сектор в достижении гендерного равенства не имеет, к сожалению, таких достижений как сектора науки и инноваций.

При Министерстве культуры была создана специальная структура, занимающаяся гендерными аспектами в области культуры в Италии - Обсерватория по гендерному равенству, которая выполняет консультативные задачи в разработке и реализации политики гендерного равенства, а также проводит исследования и мониторинг условий гендерного равенства в сферах компетенции министерства, выявляет и предлагает лучшие практики, способствует распространению знаний и идей равных возможностей. Так, согласно их отчету, за 2021 год, существует дисбаланс в оплате труда; выделяется сильная недопредставленность женщин во всех типах телевизионных программ: присутствие женщин достигает 40% только в развлекательных и художественных программах производства RAI, в то время как, например, он останавливается на уровне 15,8% в спортивных программах. Распределение ролей в фильмах и художественной литературе также имеет значение: 4 из 10 так называемых центральных или соответствующих ролей, приписываемых женщинам, но разница становится больше для ролей персонажей старше 65 лет, когда женщинам назначается только 25% ролей на сцене: данные, которые заслуживают внимания и углубления. Фактически, соотноше-

ние женщин и мужчин в режиссуре художественных фильмов составляет от одного до десяти, около 25% женщин в сценарии, редактировании и производстве и от 10 до 16% женщин, которые на съемочной площадке занимаются фотографией, музыкой и спецэффектами. Женщины в большинстве своем только в макияже (73%), в дизайне декораций (58%) и костюмах (82%). Что касается заработной платы, женщинам платят в среднем меньше, чем их коллегам: режиссер зарабатывает примерно на треть меньше, чем коллега-мужчина, сценарист-примерно на четверть меньше. Следует отметить, что дисбаланс за последние три года вырос, а не уменьшился [12].

Несмотря на актуальность гендерного равенства в секторе культуры, существует несколько гендерных разрывов, препятствующих равноправному участию женщин в этой области. Они заключаются в следующем: гендерные стереотипы в сфере культур; сегрегация на рынке труда в сфере культуры; ограниченное участие женщин на руководящих должностях.

Обсерватория является функциональным инструментом для выявления критических проблем и продвижения соответствующей государственной политики в учреждениях культуры. В то же время было бы целесообразно применять такую практику, как составление бюджета с учетом гендерной проблематики, с тем чтобы справиться с неравенством, что всегда является первым шагом к выявлению соответствующих исправлений.

Ярким примером сочетания культурной и гендерной политики стал проект Национальной Галереи (Рим) «Women Up», направленный на поддержку женщин-художниц. Согласно полученным данным, на 2019 год работы женщин-художниц составили 20% от всех выставляемых работ; всего была представлена 251 художница, что составило всего 10% от общего количества участников [18]. Среди реализованных выставок, посвященных женщинам, можно назвать такие проекты, как «Музейный конкурс красоты» (2016 г.), выставка Corpo a corpo | Body To Body (2017) и др.

Общий итог таков, что достижение ЦУР 5 в культурном секторе происходит по остаточному принципу на всех трех уровнях: универсальный, региональный, национальный (опыт Италии), первоочередная задача заключается в достижении равенства на уровне власти и бизнеса, далее следуют наука и инновации. Общий проблемный блок - статистические данные по культурному и творческому секторам, которые фактически остаются не исследованными. Это обуславливается, на наш взгляд, спецификой отрасли. Достаточно сложно посчитать и проанализировать творческие профессии, свободных художников.

Также встает вопрос о достижении паритета: пока такая идея выглядит несколько туманно - как выровнять количество художников, представителей разных полов, если речь идет о таланте. Оптимальной видится идея равной представленности работ на выставочных площадках, участие в грантовой поддержке, а также борьба с тендерными стереотипами.

References

1. Bilancio di genere. URL: https://www.cnr.it/sites/default/files/public/ me-dia/attivita/editoria/BDG_CNR_EDIZIONIdef.pdf (accesses 10.07.2023).

2. Comitato unico di garanzia. URL: https://clck.ru/36QxNK (accesses 15.07.2023).

3. Council conclusions on the Work Plan for Culture 2019-2022. URL: https://clck.ru/36QxTJ (accesses 10.07.2023).

4. Cultural statistics. URL: https://clck.ru/36QxTe (accesses 10.07.2023).

5. Gender Counts: An analysis of gender in Irish theatre 2006-15. URL: http://www.wakingthefeminists.org/research-report/ (accesses 16.07.2023).

6. Gender equality in the cultural and creative sectors. URL: https://clck.ru/36QxUJ (accesses 16.07.2023).

7. Gender Equality Strategy 2020-2025. URL: https://clck.ru/36QxVB (accesses 10.07.2023).

8. Gender equality, heritage and creativity. URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000229418 (accesses 10.07.2023).

9. Gender gaps in the cultural and creative sectors. URL: https://clck.ru/36QxVq (accesses 10.07.2023).

10. Inégalités entre les femmes et les hommes dans les arts et la culture Acte II: après 10 ans de constats, le temps de l'action. URL: https://clck.ru/36QxWr (accesses 20.07.2023).

11. La questione di genere tra immaginario e realtà. URL: https://clck.ru/36QxXX (accesses 20.07.2023).

12. Piano per l'applicazione e la diffusione della Medicina di Genere. URL: https://www.salute.gov.it/imgs/C_17_pubblicazioni_2860_allegato.pdf (accesses 10.07.2023).

13. Presidency conclusions on gender equality in the field of culture. URL: https://data.consilium.europa.eu/doc/document/ST-13097-2020-INIT/en/pdf (accesses 10.07.2023).

14. Strategia nazionale per la parità di genere 2021-2026. URL: https://www.pariopportunita.gov.it/it/politiche-e-attivita/parita-di-genere-ed-empowerment-femminile/strategia-nazionale-per-la-parita-di-genere-2021-2026/ (accesses 09.07.2023).

15. The economy of culture in Europe. URL: https://ec.europa.eu/assets/eac/ cul-ture/library/studies/cultural-economy_en.pdf (accesses 10.07.2023).

16. Towards gender equality in the cultural and creative sectors. URL: https://op.europa.eu/en/publication-detail/-/publication/36e9028b-c73b-11eb-a925-01aa75ed71a1/language-en (accesses 10.07.2023).

17. Women Up. URL: https://lagallerianazionale.com/blog/women-up (accesses 10.07.2023).

18. Women2o communiqué edition 2021. URL: https://w20italia.it/wp-content/uploads/2021/07/W20-Italy-Communiqué.pdf (accesses 11.07.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.