К вопросу о дискуссии вокруг преподавания предмета «Основы православной культуры» в общеобразовательной школе Шварева Л. В.1, Соколов В. С.2
!Шварева Любовь Васильевна /Shvareva Lyubov' Vasil'evna - кандидат педагогических наук, доцент,
кафедра церковной истории и философии;
2Соколов Виталий Сергеевич / Cokolov Vitaliy Sergeevich - студент магистратуры,
Пензенская Епархия Русской Православной Церкви,
Православная религиозная организация - учреждение Высшего профессионального религиозного образования
Пензенская Духовная Семинария, г. Пенза
Аннотация: в статье рассматриваются актуальные вопросы преподавания предмета «Основы православной культуры» в общеобразовательной школе. Особое внимание уделяется проблеме зарождения и развития религиозного образования и его роли в формировании нравственного поведения школьников. Abstract: the article deals with topical issues of teaching the subject «Fundamentals of Orthodox Culture» in a secondary school. Particular attention is paid to the problem of the origin and development of religious education and its role in shaping the moral behavior of students.
Ключевые слова: предмет «Основы православной культуры», духовно-нравственное развитие школьников, проблема религиозного образования.
Keywords: the subject «Fundamentals of Orthodox Culture», the spiritual and moral development of the students, the problem of religious education.
Формирование мотивации школьников к нравственному поведению, основанному на знании разных культур и мировоззрений, составляет одну из главных задач школьного образования. В образовательных стандартах нового поколения прямо указывается на то, что формирование способности учащихся к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога в итоге может служить показателем иного качества образования. Однако в разные периоды развития проблема религиозного образования в российских школах имела различное осмысление. История этой проблемы насчитывает сотни лет и свидетельствует о её значимости как для православной церкви, так и для педагогической практики.
В рамках нашего исследования важно рассмотреть, как зарождалась идея включения в общеобразовательный компонент программы, ориентированной на освоение школьниками базовых понятий религиозных культур и светской этики.
С 1 сентября 2012 года во всех общеобразовательных школах РФ в рамках образовательной области «Основы религиозных культур и светской этики» определён модуль «Основы православной культуры» (ОПК) среди прочих («Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики») как возможный для свободного выбора учениками и их родителями. Это решение Министерства образования и науки не было сиюминутным и было претворено в жизнь после долгих дискуссий в самых широких кругах общественности. Но что же стало предметом спора?
В 1988 году Русская Православная Церковь отмечала 1000-летний юбилей Крещения Руси равноапостольным князем Владимиром. На 24-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО, проходившей с 20 октября по 21 ноября 1987 года в Париже, в частности, было отмечено, что «введение христианства на Руси явилось крупным событием в европейской и мировой истории и культуре и оставило глубокий след в развитии человеческой цивилизации, в частности путём распространения просвещения и грамотности» [3, с. 42]. Таким образом, Международная организация по вопросам образования, науки и культуры свидетельствовала о неоценимом вкладе христианства в процесс образования личности и системы образования в целом на Руси.
Не менее значимым во взаимоотношениях государства и Церкви стал 1988 год. 29 апреля 1988 года состоялась встреча М. С. Горбачёва с Патриархом Московским и всея Руси Пименом и членами Священного Синода Русской Православной Церкви, где основным вопросом стояло обсуждение предстоящих юбилейных торжеств, посвящённых 1000-летию Крещения Руси. Проведение мероприятий задумывалось как сугубо внутрицерковное [там же, с. 48]. Но масштабы его превзошли все ожидания как государства, так и Церкви: во многих городах проходили многотысячные крестные ходы, совершались богослужения, на которых присутствовали огромные массы людей. Оказалось, что вопреки всем ожиданиям, интерес к религиозной тематике, к мировоззренческим установкам в целом был достаточно ярко выражен самой общественностью. Момент свободы выбора относительно мировоззренческих установок, предоставленный государством, выявил скрытую дотоле картину общественного мнения по данному вопросу.
Федеральное Собрание разработало законы «О свободе вероисповеданий» (1990), а затем «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997). Последний закон регулировал «правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, а также правовое положение религиозных объединений» [8]. В преамбуле отмечается «особая роль православия в истории России, в становлении и развитии её духовности и культуры».
Подчеркнём, что в отношении религиозного образования Церковь получила право обучать религии всех, кто сделает свободный выбор в её пользу. Кроме того, муниципальные и государственные образовательные учреждения могут предоставить возможность обучения детей основам вероучения «вне рамок образовательной программы». Таким образом, факультативы по изучению религии в школе проводиться могут при согласовании всех заинтересованных в этом процессе сторон.
Использование возможности религиозного просвещения среди школьников, предоставленной законом от 1997 г. «О свободе совести и религиозных объединениях», было выражено в циркуляре, направленным Патриархом Московским и всея Руси Алексием (от 09.12.1999 № 5925), в котором он призвал «всех епархиальных архипастырей обратить особое внимание на важность организации православного просвещения детей, учащихся в государственных и муниципальных школах» [7]. В этом документе Патриарх Алексий высказывает заботу о потенциально возможном расширении курса на всех учащихся школ. И на это утверждение есть основания. «Российские граждане в целом позитивно относятся к идее включения в школьную программу курсов, связанных с религиозной тематикой: лишь 10 % респондентов категорически отвергают оба варианта религиозного просвещения (речь идёт о введении в школьную программу «Закона Божьего» и «Основ православной культуры») [4]. Но дискуссия о преподавании предмета «Закон Божий» постепенно смещается к вопросу о возможности преподавания предмета «Основы православной культуры».
В слове на открытии Х Международных Рождественских образовательных чтений Патриарх Московский и всея Руси Алексий напомнил представителям общественности о необходимости усиления информированности учеников школ о нравственных ценностях, которыми жил русский народ в течение нескольких веков: «Если мы хотим, чтобы у нас было достойное будущее, необходимо вернуться к тому, чем жил наш народ тысячу лет, усвоить душой высокие и светлые идеалы добра, красоты, любви к людям и отечеству, нестяжания, самоотречения, подвижничества» [2, с. 15]. Стремление к воспитанию этих добродетелей испытывала и советская педагогика, которая говорила, что «важным средством патриотического воспитания является приобщение детей к традициям народа» [1, с. 53]. Также в своём докладе Патриарх Алексий сказал о необходимости введения предмета «Основы православной культуры» во все государственные школы России.
Многие печатные СМИ достаточно остро отреагировали на подобные заявления тезисом о том, что предмет «Основы православной культуры» «...даже с большой натяжкой нельзя назвать светским» [6]. Термин «светский» не тождествен понятию «атеистический». Во многих светских по Конституции странах Европы (Германия, Финляндия, Италия, Австрия, Испания) осуществляется в той или иной степени преподавание религии. К примеру, в Германии государство обязано предоставить возможность обучения ученика основам той религии, к которой он себя причисляет. В настоящее время статистические данные свидетельствуют о том, что каждый третий российский школьник выбирает в рамках «Основ религиозных культур и светской этики» предмет «Основы православной культуры». Наблюдается увеличение количества выбравших ОПК в 2013/2014 по сравнению с 2012/2013 учебными годами примерно на 1,5 %. Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации Московского Патриархата в одном из интервью, посвящённом первым итогам преподавания ОПК, отметил, что «.основываясь на данных социологических исследований, мы можем сказать, что даже в таком искусственно «сжатом» виде курс хорошо принят подавляющим большинством детей, родителей и учителей» [5].
Однако при всём богатстве географии (расширении числа участников обучения) остаётся до конца нерешённой проблема качества обучения, что, в свою очередь, может свести на нет предыдущие усилия, направленные на потенциальное развитие духовно-нравственных ориентиров школьников, и даже привести к исключению из школьного компонента нового курса, имеющего такую сложную эволюцию.
Итак, анализ вековой истории проблемы включения православного образования в общеобразовательную школьную программу показывает, что ряд ключевых моментов её решения (создание условий для осознания общественностью необходимости данного знания) был обозначен в исследованиях представителей церкви и педагогов второй половины ХХ-начала XXI вв. Однако, реализация этих моментов не всегда имела высокий положительный эффект в практике школьного образования из-за недостаточного описания самого феномена православной культуры, механизмов её формирования и понимания педагогами необходимости работы над этим феноменом в массовой школьной практике.
Литература
1. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: Кн. для воспитателя дет. сада / Р. С. Буре, Г. Н. Година, А. Д. Шатова и др.; Под ред. А. М. Виноградовой. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1989, 95 с.
2. Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия. Не препятствуйте детям приходить ко Мне (Мф.19:14) // X Международные Рождественские образовательные чтения. Журнал Московской Патриархии. 2002. № 3. С. 15.
3. Тысячелетие Крещения Руси. Церковная конференция 1987 г. // Материалы Международной церковной конференции «Богословие и духовность» (Москва, 11-18 мая 1987 г.). М.: изд-во Московской Патриархии, 1989 г., 336 с.
4. Воспитание религией (статья) [Электронный ресурс] - http://wciom.ru / http://wcюm.m/mdex.php?id=306&goodw=преподавание основ православной культуры&pid=Ш3 (Дата обращения 19.10.2015).
5. Митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий о преподавании ОПК (интервью) [Электронный ресурс] - URL:
http://clio45.ucoz.ru/publ/mitropolit_rostovskij_i_novocherkasskij_merkurij_o_prepodavanii_opk/1-1-0-8 (Дата обращения 01.11.2015).
6. Недумов О. Е. Российская школа перестаёт быть светской (статья) [Электронный ресурс]:URL: http://rusk.m/http://msk.m/st.php?idar=202071 (Дата обращения 20.10.2015).
7. Патриарх Московский и всея Руси Алексий - циркуляр «Всем епархиальным Преосвященным» от 09.12.1999 № 5925 [Электронный ресурс]: URL: razumru.ru/_http://razumm.m/atheism/rpc/direct.htm (Дата обращения 12.10.2015).
8. ФЗ от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» (1997). [Электронный ресурс]: «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_16218/ (Дата обращения 12.10.2015).