Научная статья на тему 'К вопросу о диалоге культур в театральной рубрике периодической печати Екатеринодара'

К вопросу о диалоге культур в театральной рубрике периодической печати Екатеринодара Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
152
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИАЛОГ КУЛЬТУР / ТЕАТРАЛЬНАЯ РУБРИКА / ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ / ТЕАТР / ПУБЛИКА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Лях Валентина Ивановна, Дечева Алла Владимировна

В статье раскрываются некоторые аспекты формирования диалога культур в театральной жизни Екатеринодара, которые освещались в театральной рубрике периодической печати города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о диалоге культур в театральной рубрике периодической печати Екатеринодара»

В. И. ЛЯХ, А. В. ДЕЧЕВА

К ВОПРОСУ О ДИАЛОГЕ КУЛЬТУР В ТЕАТРАЛЬНОЙ РУБРИКЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ ЕКАТЕРИНОДАРА

В статье раскрываются некоторые аспекты формирования диалога культур в театральной жизни Екате-ринодара, которые освещались в театральной рубрике периодической печати города.

Ключевые слова: диалог культур, театральная рубрика, периодическая печать, театр, публика.

Русское искусство на рубеже Х1Х-ХХ веков вступает в период величайшего преображения, ощущая канун грядущих перемен. Театральное искусство становится более многоликим, чем в предшествующие эпохи, резко активизируется диалог театра и общества, сцены и зала, возникает множество новых сценических форм [1].

Театральная жизнь России регулярно освещалась в многочисленных изданиях центральной и местной периодической печати.

Имеются сведения, что журнал «Артист», для того, чтобы вести «Провинциальную хронику» имел собственных корреспондентов в провинции, в частности, в Екатеринодаре. В своих объявлениях журнал печатал сведения об актерах и антрепренерах и другую информацию. К примеру, в приложении к этому журналу под названием «Дневник артиста» сообщалось, «что по окончании летнего сезона 1891 года в Екатеринодаре, он составил приятное исключение. Дела товарищества Н. Н. Синельникова хороши. Публика ежедневно наполняет наш вместительный театр. Даже дождливая погода не останавливает публику. Екатеринодар сделался театральным городом....» И другая информация в журнале «Театральная библиотека» о ситуации в Ейске: «20 июня 1894 года в Ейском театре начались спектакли драматической труппы под управлением А. Н. Ягиллова. Несмотря на то, что артисты играют недурно и репертуар состоит из новых пьес, публика театра не посещает.» [2].

В начале XX века театральная рубрика была и на страницах екатеринодарских газет. Она расширяла сведения о спектаклях, периодически публикуемых в специальных рубриках столичных театральных газет и журналов, посвященных провинциальной жизни.

Театральные рецензенты принадлежали к разнообразным социальным группам, и их высказывания отражали мнения различных слоев общества. В соответствии с неоднородностью театрального репертуара, они откликались на постановки всяческих драматических произведений - от «Гамлета» до «Контролера спальных вагонов». Широкое изучение театральных рецензий, обнаруживая неоднозначность восприятия театра, вскрыло и сложность процессов духовной жизни вообще, сомнительность слишком прямолинейных выводов [3, 4].

Статьи о театре публиковали люди самых разных профессий. Среди них были представители творческой интеллигенции: драматурги, поэты,

прозаики, публицисты, режиссеры, профессиональные критики, даже артисты. О театральном искусстве писали просто театральные любители -люди разных профессий: врачи, юристы, военные, учителя и другие. Их публикации часто вызывали возражение у профессионалов ввиду некомпетентности авторов, которая объяснялась отсутствием у них профессиональных знаний. Однако следует возразить подобному мнению, т.к. эти небольшие публикации о театральной жизни провинции, прежде всего, отражали взгляд зрителей, а значит, конкретного социума. Для нас такие публикации стали важным источником для изучения театральной жизни провинции «изнутри».

По этому поводу можно привести слова В. И. Немировича-Данченко, который говорил, что никогда не понимал упреков, обращенных к рецензенту, когда он основывал свои суждения не на каких-нибудь признанных теориях, а писал: «Я нашел. Мне понравилось. Я вынес впечатление». Или мнение петербургского критика В. А. Вакулина, который писал, что он, как рецензент не призван судить, а лишь обязан высказать свое мнение, свой взгляд» [4].

Итак, каждый рецензент оценивал театральный спектакль, ссылаясь на собственное мнение, свои интересы, свое мироощущение. Не всегда в рецензии было написано то, что хотелось бы прочитать. Но в любом случае она раскрывала эмоции человека, побывавшего на спектакле, отражала взаимоотношения театра и публики. Недаром говорят, что критик - всегда «эхо понятий и вкусов своего времени».

Обращаясь к анализу «театральной рубрики» периодической печати Екатеринодара, следует отметить, что история кубанской периодической печати как составной части истории регионального книжного дела еще не написана. Набросками к ней можно считать «Очерк развития русской периодической печати на Северном Кавказе» М. Б. Городецкого [5], его многочисленные библиографические указатели, а также соответствующие пособия И. И. Дмитриенко, Е. Д. Фелицына и В. С. Шамрая и некоторые другие, в которых содержится тематическая роспись местных газет [6].

История отдельных кубанских изданий, их рубрикация и жанровое разнообразие стали объектом изучения в работах Ю. В. Лучинского, А. И. Слуцкого, Н. Н. Петровой, В. К. Чумаченко и других современных исследователей. Но ни одна специальная работа до сих пор не была посвящена истории театральной жизни в нашем крае - такой,

"Культурная жизнь Юга России" № 2 (53), 2014

какой она запечатлелась на страницах провинциальных газет в их театральных рубриках.

А между тем анализ дореволюционной прессы показывает, что театральные рубрики занимали в ней существенное место. Причем их возникновение можно отнести к самому началу зарождения кубанской прессы, которая ведет свой отчет с 1 марта 1863 года, когда в Екатеринодаре вышел первый номер «Кубанских войсковых ведомостей».

Для нас интересен анализ второй части газеты - неофициальной, где печаталась разнообразная информация, в т.ч. касающаяся театральной жизни. Эти публикации мы будет называть «театральными рубриками».

Первыми редакторами неофициальной части газет были: Л. Ф. Прага, Р. Есаулов, М. Гегидзе, Е. Д. Фелицын, Е. Д. и др. [7].

Знакомство с сохранившимися номерами газет, которые печатались в Екатеринодре, дало возможность прочитать корреспонденции местной интеллигенции о различных аспектах культурной жизни Екатеринодара, в т.ч. и театральной.

Можно добавить, что, к примеру, на страницах «Кубанских областных ведомостей» освещалась гастрольная деятельность передвижных русских и украинских трупп. Здесь заранее сообщалось о приезде той или иной труппы, ее составе и предполагаемом репертуаре, публиковалось расписание спектаклей. Затем, когда театральный сезон начинался, местные журналисты и «знатоки изящных искусств» оттачивали свои перья, обозревая каждый спектакль, оценивая достоинства и недостатки ведущих актеров, уровень режиссерской работы.

Современным исследователем дореволюционной кубанской журналистики Ю.В. Лучинским отмечено, что первая большая статья на театральную тему (и притом полемическая) опубликована в «Кубанских войсковых ведомостях» уже в №25 от 21 сентября 1863 г. Это был «Взгляд на фельетонные статьи. Разногласие в достоинствах артистов местной труппы» [8]. Статья впервые вводила неискушенного кубанского читателя в неизведанный мир театрального закулисья.

Нужно отметить, что важное место в формировании театральной жизни региона в прессе занимало отражение на ее страницах многона-циональности театральных трупп, посещаюших Екатеринодар, вернее диалогичность культур его гастрольной жизни.

Так, к примеру, А. И.Слуцкий и Д. В. Грушевский считают, что связи Кубани и Украины в течение двух последних веков были естественными, органичными и конструктивно диалогичными. Однако их изучение, научный анализ степени и характера взаимовлияния культур пока недостаточен [9].

Ни для кого не секрет, что культурный диалог усиливает взаимопонимание между народами, дает возможность лучшего познания собственного

национального облика, приводит к углублению культурного саморазвития, взаимообогащению за счет иного культурного опыта, как в рамках определенных культур, так и в масштабах мировой культуры. Проблема диалога культур выступает одним из условий самосохранения человечества. Необходимость обеспечения оптимального взаимодействия народов и их культур в интересах общества, государства, мирового сообщества всегда волновало ученых, политиков, государственных деятелей.

Идея диалога культур основана на приоритете общечеловеческих ценностей, и не терпит единомыслия и единомнения. В ходе диалога людей и их культур формируются языковые формы, развивается творческая мысль. Он осуществляется в пространстве и во времени, пронизывая культуру по вертикали и горизонтали.

В нашем исследовании диалог выступает методологическим принципом понимания сущности театральной жизни Екатеринодара. В широком смысле его можно рассматривать как особенность исторического развития региона. Ни один народ не может существовать и развиваться изолированно от своих соседей. Наиболее тесное общение соседних народов, в результате которого этнокультурные связи приобретают наибольшую интенсивность, происходит на стыке территорий. Ученые пришли к выводу, что именно контакты между народами всегда были мощным стимулом исторического процесса. Кроме того, диалог культур соседствующих народов является важным фактором в регулировании межэтнических отношений. Таким образом, как древний исторический процесс диалог культур имеет два противоположных направления. Первое - характеризуется взаимопроникновением, интеграцией, формирующих фундамент для разрешения любого конфликта на основе диалога. Во втором - доминирует одна культура над другой, происходят процессы насильственной ассимиляции, которая в будущем может спровоцировать межнациональный конфликт. В процессе взаимодействия нескольких культур возникает возможность сравнительной оценки достижений, их ценности и вероятности заимствования. На характер взаимодействия культур народов оказывает влияние не только уровень развития каждой из них, но и конкретно социально-исторические условия, а также поведенческий аспект, основывающийся на возможной неадекватности положения представителей каждой из взаимодействующих культур.

Нас интересует проблема диалога культур, способствующего формированию театральной жизни многоэтничного региона России - Кубани во второй половине XIX - начале ХХ вв.,- эпохи, к которой еще долго будет возвращаться интерес критиков, исследователей, философов, историков культуры и искусства.

Во все времена театр и его аудитория, публика составляли единое целое. Они существовали в

неразрывном единстве и динамике. Но в каждую эпоху и в разных культурах, разных обществах эта динамика характеризовалась своими неповторимыми чертами. Возможно, именно театральная жизнь сосредоточивала в себе наиболее яркие и самобытные черты каждой эпохи, живо откликаясь на все веяния, духовные запросы и требования времени.

Ситуация диалога артистов и зрителей, которая создается и в результате «прочтения» текста, к примеру, сочинения отечественного, украинского или переводного спектакля также способствует активному взаимодействию их на межличностном уровне.

Театр как искусство живого диалога находится в эпицентре духовной жизни общества. Публика сопереживает воссозданным на сцене героям, житейским коллизиям, откликается на режиссерские интерпретации, на сценографические и актерские открытия и импровизации. Непредсказуемость общения зала и сцены оказывается все труднее регламентировать «сверху».

Театр, не являясь «памятником», а оставаясь исполнительским искусством диалога, сиюминутного общения, не может работать «впрок», «в стол», «на полку», он должен при всех условиях «вписываться» в пространство реального «функционирования» со всеми его вынужденными ограничениями; и в этом качестве театр выступает как саморегулирующая система, ищет и находит возможности самовыявления [10].

Театральная жизнь Екатеринодара во второй половине XIX начале XX вв. представляла собой сложный многообразный феномен, сотканный из учреждений и организаций, создающих, пропагандирующих и сохраняющих театральное творчество многоэтничной общности людей, живущих в исследуемом социокультурном пространстве. Особое место, несомненно, принадлежит искусству разнообразных театральных трупп, гастролирующих в Екатеринодаре.

Таким образом, театральные процессы, отмеченные прессой в Екатеринодаре во второй половине Х1Х - начала ХХ вв, свидетельствовали о диалоге культур народов, населяющих этот город.

Для них организовывались спектакли и концерты, приглашались театральные труппы с разных уголков России, что повышало значимость диалога культур театральной жизни города.

Источники и литература

1. Дмитриевский В. Н. Театр и зрители. Отечественный театр в системе отношений сцены и публики: от истоков до начала ХХ века. М., 2007.

2. Григорян Г. А. «Театральная инфраструктура Кубани и Черноморья во второй половине XIX -начале XX вв.» (Дис. на соискание ученой степени кандидата культурологии. Краснодар, 2009. С. 154-156.

3. Петровская И. Ф. Театр и зритель российских столиц: 1895 - 1917. Л., 1990.

4. Там же. С. 4.

5. Городецкий Б. М. Очерк развития русской периодической печати на Северном Кавказе // Известия ОЛИКО. Екатеринодар. Вып. 8. С. 16-73.

6. Дмитриенко И. Хронологический указатель «Кубанских областных ведомостей» за 35 лет их издания (1863-1898) // Известия ОЛИКО. Екатеринодар, 1900. Вып.2 С.235-249; Фелицын Е.Д., Шамрай В.С. Библиографический указатель литературы о Кубанской области, Кубанском казачьем войске и Черноморской губернии // Кубанский сборник, Екатеринодар, 1899-1916. Т. 5-21. и др.

7. Кубанские областные ведомости // Энциклопедический словарь по истории Кубани с древнейших времен до октября 1917 года. Краснодар, 1997. С. 230-231.

8. Лучинский Ю. В. «Провинциальные братья»: кубанская модель губернских ведомостей // Жур -налистика: историко-литературный контекст. Краснодар, 2003. Вып. 2. С. 13.

9. Слуцкий А. И., Грушевский Д. В. В.Н. Орел: два книжных сюжета / Материалы краевой научной конференции «Историко-культурное наследие Кубани и научно-исследовательская деятельность В. Н. Орла». Краснодар, 2008. С. 22.

10. Дмитриевский В. Н. Социальный заказ - театр -зритель: система взаимоотношений // Художественная жизнь России 1970-х годов. СПб., 2001. С. 136-137.

V. I. LYAKH, A. V. DECHEVA. THE QUESTION OF THE DIALOGUE OF CULTURES IN THEATRICAL CATEGORY PERIODICALS EKATERINODAR

The article describes some aspects of the formation of cultural dialogue in the theatrical Life of Ekaterinodar that reported in the theater section of the periodical press of the city. Key words: dialogue of cultures, theater category, periodicals, theater, public.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.