В 2014/15 уч. г. с целью организации интеллектуального общения молодежи образовательных организаций и взаимообмена информацией в сфере профессиональных интересов на базе нашего техникума была проведена региональная научно-практическая конференция (конкурс научно-исследовательских работ студентов). На конкурсе было представлено 28 работ участников НОУ из 6 образовательных организаций СПО, в том числе 16 работ из нашего учебного заведения. Кроме того, учащиеся техникума продолжают принимать участие в различных конкурсах и конференциях со своими проектами. Это уже принесло девять призовых мест в региональной V Студенческой научно-практической конференции «Первый шаг в науку», посвященной 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, два призовых места в научно-практической кон -ференции в ГБОУ СПО (ССУЗ) «Первомайский техникум промышленности строительных материалов». Из 13 работ, представленных на заочный этап областного конкурса научно-исследовательских работ студентов, на заключительный, очный этап рекомендованы 6 проектов обучающихся нашего техникума. Две работы (Светланы Есиной и Александра Зубчук) стали призерами этого конкурса.
Библиографический список
В 2014 г. 308 студентов приняли участие в различных олимпиадах и конкурсах, из них 55 % стали победителями и призерами.
В данной статье нами была предпринята попытка показать, что формирование системы обеспечения качества подготовки специалистов СПО в формате организационных технологий учебного и воспитательного процессов весьма сложно, трудоемко и длительно. Однако получаемый позитивный результат позволяет ориентировать студентов на их будущую профессию, так как производство формирует заказ на специалиста с определенными качествами и само создает необходимые условия для качественной подготовки и творческой деятельности студентов, тем самым формирует специалиста с заданным характеристиками, определенными в Концепции воспитания студента техникума, а именно: активного, инициативного, самостоятельного гражданина, культурного человека, конкурентоспособного квалифицированного специалиста, способного к постоянному самосовершенствованию.
За годы своего существования ЮЭТ претерпел большие изменения. Неизменным осталось главное — готовить на высоком профессиональном уровне специалистов различных отраслей промышленности.
1. Дорохова, Е. С. Формирование у обучающихся (воспитанников) толерантного отношения к различным социальным группам [Текст] : метод. пособие / Е. С. Дорохова ; под науч. ред. проф. С. Г. Молчанова. — Челябинск : Энциклопедия, 2014. — 50 с.
2. Молчанов, С. Г. Методика отбора содержания социализации (ОСС-ВПО) и оценивания социализации юношей и (или) девушек (ОС-ЮД-ВПО) в образовательном учреждении высшего профессионального образования [Текст] : пособие для кураторов акад. групп вузов. — Челябинск : Энциклопедия, 2013. — 64 с.
УДК 377+001 П. И. Чернецов, проф. Челябинского
государственного университета (ЧелГУ), д-р пед. наук, г. Челябинск И. В. Шадчин, зав. лабораторией Челябинского института развития профессионального образования (ЧИРПО), г. Челябинск, e-mail: [email protected]
К ВОПРОСУ О ДИАГНОСТИКЕ УРОВНЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье рассмотрен перечень методов диагностики уровня готовности студентов к научно-исследовательской деятельности. Анализируются результаты оценивания уровня готовности студентов к научно-исследовательской деятельности с использованием предложенного диагностического инструментария.
Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность студентов, уровень готовности, диагностика, готовность студентов к научно-исследовательской деятельности.
В современном российском обществе возрастает потребность в людях творческих, активных, неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели.
Вхождение страны в мировое сообщество с необходимостью соответствовать международным нормам и стандартам требует формирования нового социума, где основная роль отводится человеческому капиталу, составляющему 70-80 % национального богатства в развитых странах.
Современное общество — это общество глобальных изменений, постоянной творческой эволюции, на которую воздействуют механизмы, сочетающие макросоциальные и индивидуальные факторы, совершенно непредсказуемые и зачастую кардинально новые. Темп развития общества зависит от творческого усилия личности, от тех возможностей и способностей, которыми она обладает. Глобализация стимулирует активность личности, указывает на необходимость подготовки ее к будущему, ставит новые цели и задачи перед системой образования.
В настоящее время перед системой профессионального образования стоит задача подготовки специалиста, обладающего высоким уровнем адаптивности к изменяющимся условиям труда, способного к личностному и профессиональному саморазвитию, готового к осуществлению научно-исследовательской деятельности в рамках полученной специальности.
Одним из важных аспектов решения данной задачи является разработка наиболее точного диагностического инструментария для комплексной оценки уровня готовности студентов к научно-исследовательской деятельности.
Проведенный анализ научной литературы показывает, что различные стороны проблемы диагностики уровня готовности студентов к научно-исследовательской деятельности рассмотрены рядом педагогов и психологов [1; 2]. Данная проблематика не нова, однако и по сей день не теряет своей актуальности и остроты.
В частности, Е. Ю. Никитина [1] отмечает, что наличие у студентов положительной мотивации к занятиям научными исследованиями выступает в качестве ведущего критерия их готовности к успешной научно-исследовательской деятельности. В работе А. В Курганова [2] приоритет отдается диагностике деятельност-ного компонента готовности; именно по уровню развития исследовательских умений и навыков, по мнению автора, можно объективно судить о степени сформированности готовности к на-
учно-исследовательской деятельности. На наш взгляд, необходимо в равной степени учитывать уровень сформированности всех выявленных компонентов готовности студентов к научно-исследовательской деятельности.
Анализ проблемы диагностики уровня готовности студентов к научно-исследовательской деятельности предполагает рассмотрение таких ключевых понятий, как «диагностика», «научно-исследовательская деятельность студентов», «готовность студентов к научно-исследовательской деятельности».
Вслед за В. И. Загвязинским под диагностикой будем понимать «процесс и способы определения степени развития личностных качеств, затруднений в обучении, развитии, общении, освоении профессии, а также эффективности функционирования и развития психологических систем, технологий, методик, педагогических проектов» [3, с. 197].
Солидаризируясь с М. И. Колдиной, научно-исследовательскую деятельность студентов будем трактовать как «вид творческой, познавательной деятельности, направленной на овладение студентами самостоятельной теоретической и экспериментальной работой, современными методами научного исследования, техникой эксперимента» [4, с. 42].
На основании анализа научной литературы, сущности понятия «научно-исследовательская деятельность студентов» нами было сформулировано определение готовности студентов к научно-исследовательской деятельности, которая рассматривается нами как личностное образование, определяющее состояние личности субъекта и включающее мотивационно-ценност-ное отношение к этой деятельности, систему методологических знаний, исследовательских умений, позволяющих продуктивно их использовать при решении возникающих профессионально-педагогических задач.
Структура готовности студентов к научно-исследовательской деятельности содержит взаимосвязанные компоненты: мотивацион-ный (характеризует познавательный интерес, мотивацию исследовательской деятельности); ориентационный (включает представления о методологии научного исследования и способах научно-исследовательской деятельности); деятельностный (определяет владение умениями и навыками научно-исследовательской деятельности); рефлексивный (включает самооценку и самоанализ научно-исследовательской деятельности, определение путей саморазвития в научном познании).
В соответствии с определенными компонентами разработаны одноименные критерии: мотивационный, ориентационный, деятель-ностный, рефлексивный.
На основе разработанных критериев определены уровни сформированности готовности студентов к научно-исследовательской деятельности:
- высокий уровень (характеризуется пониманием значимости научно-исследовательской деятельности, интересом к научно-исследовательской деятельности, владением логикой научного исследования, способностью самостоятельно спланировать собственную исследовательскую работу и реализовать ее, способностью анализировать собственную деятельность и выявлять способы и пути саморазвития);
- средний уровень (характеризуется поверхностным представлением о научно-исследовательской деятельности, несформированностью навыков научно-исследовательской деятельности, неустойчивым интересом к изучаемым дисциплинам и научно-исследовательской деятельности, неполным владением базовыми знаниями и умениями, стремлением к самообразованию, но не всегда адекватным оцениванием собственной деятельности);
- низкий уровень (характеризуется неустойчивым интересом к изучаемым дисциплинам, непониманием социальной и личностной значимости научно-исследовательской деятельности, неумением работать с литературой, видеть проблему, выделять противоречие, неспособностью самостоятельно выстроить логику исследования, недостаточной удовлетворенностью собственной деятельностью, незначительной рефлексией своей деятельности, не всегда адекватной самооценкой, фрагментарным самоанализом).
В нашей работе мы предлагаем комплекс методов оценки уровня готовности студентов к научно-исследовательской деятельности, который применялся нами для диагностики 150 студентов факультета психологии и педагогики Челябинского государственного университета.
Нами была разработана анкета «Определение уровня готовности студентов к научно-исследовательской деятельности», которая была предложена студентам различных курсов обучения. Анкета содержит в себе блоки вопросов, каждый из которых направлен на оценку уровня сформированности определенного компонента готовности к научно-исследовательской деятельности. Далее рассмотрим данные блоки вопросов более подробно.
В вопросах, нацеленных на диагностику мотивационного компонента готовности, респондентам предлагалось отметить наиболее значимые мотивы, побуждающие к занятию научно-исследовательской деятельностью (познавательные, профессионального развития, самоактуализации, получения материальных благ, морального поощрения, самореализации, социального одобрения, достижения успеха и др.). Ряд вопросов выявляет степень выраженности у респондентов интереса к тем или иным аспектами организации и осуществления научного исследования. Анкета, в свою очередь, содержит перечень открытых вопросов, в которых респондентов просят указать причины снижения мотивации к занятию научно-исследовательской деятельностью, предложить методы поддержки и стимулирования мотивации к осуществлению научного исследования и др. Также нами была использована «Методика изучения мотивации обучения в вузе Т. И. Ильиной» [5]. В данной методике нас, прежде всего, интересовали шкалы «Приобретение знаний» и «Получение диплома». Применение методики «Мотивация учения студентов вуза» С. А. Пакулиной и М. В. Овчинникова [6] позволяет выявить степень выраженности внутренней учебно-познавательной мотивации студентов (мотивы поступления в вуз, познавательные мотивы, релевантные профессиональные мотивы).
Респондентам был также предложен ряд вопросов, направленных на выявление уровня их осведомленности о методологии научного исследования, о специфических особенностях организации и проведения научно-исследовательской работы и др. Эти вопросы были нацелены на оценку уровня сформированности ориента-ционного компонента готовности к научно-исследовательской деятельности.
Уровень владения исследовательскими умениями и навыками выявляла группа вопросов, в которых респондентам предлагалось провести их самодиагностику. К примеру, студентам предлагалось проанализировать, какие умения и навыки осуществления научного исследования они усвоили лучше всего в процессе профессиональной подготовки. Респондентов просили ознакомиться с перечнем выделенных в анкете исследовательских умений и оценить уровень владения этими умениями (умение формулировать тему, цель и задачи исследования, разрабатывать диагностический инструментарий исследования, использовать справоч-но-библиографический аппарат библиотеки,
умение организовать тестирование, анкетирование, подготовить доклад по результатам выполненной работы и др.). Анкета включала в себя и ряд заданий на демонстрацию умений и навыков работы с научной информацией. Например, респонденту предлагалась тема исследовательской работы, далее его просили сформулировать цель, объект, предмет предполагаемого исследования, спроектировать его основные этапы.
Диагностика уровня сформированности рефлексивного компонента готовности к научно-исследовательской деятельности осуществлялась с помощью перечня вопросов, в которых респондентам предлагалось оценить уровень своих рефлексивных умений, способность к анализу собственной научно-исследовательской деятельности (умение выявлять причины затруднений в организации и проведении исследования, умение осуществлять пошаговую организацию исследовательской деятельности, умение соотносить полученные результаты с целями исследовательской деятельности, понимать причины поведения другого субъекта в процессе совместной научно-исследовательской деятельности и др.). Также нами была использована методика А. В. Карпова «Диагностика рефлексии» [7], которая позволяет выявить уровень рефлексивности респондента (высокий, средний, низкий).
При проведении диагностики мы исходили их того, что лишь обобщение полученных по каждому компоненту результатов позволит выявить целостную картину уровня готовности студентов к научно-исследовательской деятельности.
Анализ результатов, полученных в ходе диагностики студентов, показал, что 90 % респондентов испытывают значительные затруднения
при организации научно-исследовательской деятельности; для 74 % опрошенных сложность вызывает подготовка доклада по результатам исследования; 84 % респондентов считают, что в вузе создано недостаточно условий для стимулирования мотивации студентов к занятию научно-исследовательской деятельностью. Кроме того, 75,4 % студентов имеют низкий уровень готовности к научно-исследовательской деятельности, 16,2 % — средний и всего 8,4 % — высокий.
Мы провели письменный опрос 22 преподавателей факультета с использованием разработанной анкеты и выявили следующее: все преподаватели отмечают у студентов значительные затруднения в организации и осуществлении научно-исследовательской деятельности. Особенно значимыми являются проблемы при выявлении объекта, предмета, целей и задач исследования, подготовке докладов по результатам исследования. Тем самым результаты опроса преподавателей также подтвердили наличие у студентов ряда серьезных проблем при осуществлении научно-исследовательской деятельности.
Таким образом, в нашей работе был рассмотрен представленный диагностический инструментарий, который может с успехом использоваться для комплексной оценки уровня готовности студентов профессиональных образовательных организаций к научно-исследовательской деятельности.
Данный диагностический инструментарий позволит не только выявить уровень готовности студентов к научно-исследовательской деятельности, но и определить наиболее значимые затруднения, с которыми они сталкиваются в ходе организации научного исследования.
Библиографический список
1. Никитина, Е. Ю. Формирование готовности студентов педагогического вуза к научно-исследовательской деятельности средствами проблемного обучения [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / Е. Ю. Никитина. — Новокузнецк, 2009. — 182 с.
2. Курганов, А. В. Формирование готовности студентов гуманитарного вуза к психолого-педагогическому исследованию [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / А. В. Курганов. — Казань, 2009. — 195 с.
3. Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования [Текст] : учеб. пособие / В. И. Загвязинский. — М. : Академия, 2005. — 208 с.
4. Колдина, М. И. Подготовка к научно-исследовательской деятельности будущих педагогов профессионального обучения в вузе [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / М. И. Колдина. — Н. Новгород, 2009. — 189 с.
5. Ильин, Е. П. Мотивации и мотивы [Текст] / Е. П. Ильин. — СПб. : Питер, 2002. — 512 с.
6. Пакулина, С. А. Адаптивные способности студентов педвуза : структура, факторы и средства развития [Текст] : дис. ... канд. психол. наук / С. А. Пакулина. — Челябинск, 2004. — 182 с.
7. Карпов, А. В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики [Текст] / А. В. Карпов // Психологический журнал. — 2003. — № 5. — С. 45-57.