УДК 341.46
Р.Ш. КУЖАШЕВА, аспирант
Институт экономики, управления и права (г. Казань)
К ВОПРОСУ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В КАЧЕСТВЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА
Статья посвящена исследованию теоретических и практических проблем, которые неизбежно возникают при участии международных организаций в частноправовых отношениях. Автор проводит сравнительный анализ отечественного и международного законодательства о юридических лицах, исследует различные точки зрения, существующие в научной доктрине по данному вопросу, предлагает собственную концепцию существования международной организации в качестве юридического лица.
Участие международных организаций в международных отношениях невластного характера имеет некоторые особенности и порождает ряд теоретических и практических проблем.
Автор считает важной задачей выяснить, в какой форме действует международная организация в частноправовых отношениях, какому законодательству подчиняется, на основании каких норм данная организация обладает правоспособностью. Как известно, в национальном праве существует институт юридического лица. Применима ли данная категория к международной организации?
Учредительным документом международной организации является международный договор, в котором, как правило, зафиксировано, что данная организация является юридическим лицом. Так, в Соглашении между правительством РФ и Межгосударственным Банком об условиях пребывания Межгосударственного Банка на территории РФ в ст. 2 установлено: "Банк в соответствии с Соглашением об учреждении Банка и Уставом Банка обладает международной правоспособностью, пользуется правами юридического лица на территории Российской Федерации и, в частности, правомочен:
а) заключать международные и другие соглашения, а также совершать любые сделки в пределах своей компетенции;
б) приобретать, арендовать, отчуждать движимое и недвижимое имущество и распоряжаться им;
в) выступать от своего имени и по поручению в судебных и арбитражных органах;
г) совершать другие действия, направленные на выполнение задач, возложенных на Банк в соответствии с его уставом.
За Банком признаются те же процессуальные права для защиты своих интересов, которые закреплены законодательством Российской Федерации за юридическими лицами" [1].
Исходя из того, что "юридическое лицо определяется в праве как организация или учреждение, которое выступает в качестве самостоятельного участника гражданских правоотношений" [2, с. 7], международную организацию также можно рассматривать как юридическое лицо, когда она участвует в отношениях цивилисти-ческого характера.
М.И. Кулагин выделяет следующие признаки юридического лица:
1) независимость существования юридического лица от входящих в его состав участников (юридические лица рассматриваются как особое образование, ведущее самостоятельную жизнь);
2) юридическое лицо обладает самостоятельной волей, не совпадающей с волей отдельных лиц, входящих в него;
3) юридическое лицо имеет имущество, обособленное от имущества участников;
4) юридическое лицо несет самостоятельную ответственность по своим долгам принадлежащим ему имуществом;
5) юридическое лицо может совершать от своего имени сделки, дозволенные законом;
6) юридическое лицо вправе искать и отвечать в суде от своего имени [2, с. 7].
По мнению автора, данные признаки также применимы и к международной организации как участнику гражданских правоотношений. Участвуя в частноправовых отношениях, международная организация выступает как независимое лицо, обладающее самостоятельной волей. Международные организации в процессе своего функционирования заключают разнообразные гражданско-правовые сделки. Так, например, они могут заключать договоры об аренде помещения, купли-продажи товаров и оборудования, договоры подряда, маркетинга и другие. Особенно показательно участие в гражданско-правовых отношениях международных межправительственных организаций системы ООН. Секретариатом ООН были разработаны специальные правила по заключению контрактов и представлены типовые договоры, предусматривающие определенную процедуру заключения контрактов. Естественно, международная организация обладает на правах собственника различным имуществом. Им могут быть здания, сооружения, помещения, офисы, транспортные средства и т.д. При осуществлении своей деятельности они также управляют банковскими счетами, подписывают чеки о выдаче наличных, при необходимости, пользуются ссудами и кредитами; выступают в качестве инвесторов, держателей ценных бумаг, акций, векселей и т.д. Несомненно, что в данном случае международные организации будут нести самостоятельную ответственность по своим долгам принадлежащим им имуществом. При невыполнении своих обязательств международная организация может быть привлечена к гражданско-правовой ответственности.
Таким образом, международная организация в гражданско-правовых отношениях выступает
в качестве юридического лица. К ней могут быть применены признаки юридического лица, сформированные из положений действующих законов, решений судов, доктринальных исследований юристов. Несмотря на то, что "указанные признаки никогда не рассматривались в качестве некоего юридического эталона и в значительной степени условны", по мнению автора, на сегодняшний день их достаточно для обозначения данного субъекта в качестве юридического лица.
В отечественной и зарубежной научной доктрине были высказаны различные точки зрения на вопрос соотношения международной организации в качестве юридического лица и национальных юридических лиц.
Так, Т.Н. Нешатаева полагает, что международные организации - юридические лица особого рода [3].
В литературе также принято выделять специальную категорию - международные юридические лица, под которыми подразумеваются созданные непосредственно в силу международного договора либо на основании внутреннего закона, принятого в соответствии с международным договором [4].
Существует точка зрения, что конструкция "международные юридические лица" не вписывается в качестве дополнительной в понятийный аппарат международного частного права -"национальное юридическое лицо" - "иностранное юридическое лицо" и в любом случае должна включаться либо в одну, либо в другую группу [5].
Наконец, В.А. Канашевский приходит к заключению, что "международная организация на территории России (как и на территории других государств-участников) должна признаваться самостоятельным видом юридического лица в дополнение к существующим видам национальных юридических лиц" [6].
В ст. 48 ГК РФ предусмотрено, что "юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего
имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде" [7].
В Конвенциях о привилегиях и иммунитетах ООН 1946 и 1947 гг. установлено: Организация Объединенных Наций и ее специализированные учреждения "имеют статус юридического лица и правомочны:
а) заключать контракты;
б) приобретать недвижимое и движимое имущество и распоряжаться им; и
в) возбуждать дела в суде" [8, с. 237-241, 279-300].
Сравнивая Конвенции и ГК РФ, автор пришел к заключению, что неверно ставить международную организацию в один ряд с национальными юридическими лицами, так как международная организация обладает рядом особенностей.
Во-первых, изначально международная организация является субъектом международного публичного права. Международная организация, несомненно, участвует в хозяйственном обороте, но в качестве повседневной деятельности, в целях осуществления своей международно-правовой деятельности.
Во-вторых, правоспособность организации возникает на основе норм международного права, что кардинально отличает ее от национального юридического лица. Очевидно, что категория "юридическое лицо" применительно к международной организации носит условный характер, и ее нельзя соотносить с теми признаками, которые установлены для юридических лиц в рамках отечественного законодательства.
Международная организация ограничена в своем участии в гражданском обороте. На территории всех государств-участников она обладает такой гражданской правоспособностью, которая необходима для достижения целей ее деятельности. Так, например, согласно ст. 31 Устава Международного Союза Электросвязи: "На территории каждого члена Союз пользуется правоспособностью, которая ему необходима для выполнения своих функций и достижения своих целей" [9].
Таким образом, "международные организации - вторичные, производные субъекты международного права. Они являются субъектами в том объеме прав и обязанностей, которым их наделили государства-участники" [10].
В первую очередь международная организация выступает в качестве субъекта международного публичного права, и только в целях осуществления международно-правовой деятельности в целях удовлетворения общих межгосударственных интересов, повышения ее эффективности, и только в качестве сопутствующей деятельности, она вступает в гражданско-правовые отношения.
Как правило, такие отношения связаны, прежде всего, с удовлетворением повседневных потребностей (электро-, газо-, водоснабжение и т.п.).
Доказательством вышесказанного также являются привилегии и иммунитеты международной организации, наличие которых кардинально отличает международную организацию от национальных юридических лиц. Более того, в данной ситуации ее правовой статус скорее ближе к государству как субъекту международного частного права. Хотя необходимо заранее оговориться о том, что природа иммунитета международной организации и государства носит различный характер. Природа иммунитета государства вытекает из его суверенности. Международная организация, в силу того, что суверенитетом не обладает, пользуется иммунитетом на договорной основе.
Из числа международных организаций достаточно условно можно выделить категорию организаций, которые специализированно занимаются экономической проблематикой, связаны с трансграничным движением ресурсов. Такие организации называют международными экономическими организациями.
К международным экономическим организациям в таком понимании относятся: Всемирная торговая организация (ВТО), Международный валютный фонд (МВФ), Многостороннее агентство по гарантию инвестиций (МАГИ) и др.
Надо иметь в виду, что экономической проблематикой занимаются многие международные
организации, например, ООН или Организация международной гражданской авиации (ИКАО). Однако у таких организаций экономические вопросы - лишь часть компетенции, и не всегда преобладающая. Тем не менее, подобного рода международные организации в доктрине называют "организациями, осуществляющими функции экономического характера".
Данные организации, по мнению автора, можно отнести к категории "международных юридических лиц", исходя из того, что их деятельность в гражданско-правовой сфере не ограничивается уставом организации или иными учредительными документами, а наоборот, является основной.
Таким образом, международная организация - это самостоятельный субъект международного права. Организация создается и ликвидируется на основании международного договора. Международная организация как субъект международного частного права представляет собой самостоятельное образование с правами юридического лица, которое осуществляет международно-правовую деятельность и создано на основе международного договора.
Международная организация в соответствии со своими учредительными документами обладает статусом юридического лица (даже если это в них не зафиксировано), от своего имени приобретает права и обязанности, несет ответственность по обязательствам своим имуществом, обладает развитой системой внутренних органов, привилегиями и иммунитетами.
Отношения международной организации с государством, в котором находится ее штаб-квартира, - отношения, не всегда свойственные для других юридических лиц, регистрируемых по
национальному праву страны местонахождения. В таких отношениях национальное законодательство страны местонахождения действует исключительно в части, не противоречащей учредительным документам международной организации.
Список литературы
1. Соглашение между Межгосударственным Банком и Правительством РФ от 30.07.1996 г. "Об условиях пребывания Межгосударственного Банка на территории Российской Федерации" // "Вестник Банка России" от 26.10.1999. - № 64.
2. Кулагин М.И. Государственно-монополистический капитализм и юридическое лицо. - М.: Изд-во УДН, 1987.
3. Нешатаева Т.Н. Международные организации и право. Новые тенденции в международно-правовом регулировании. - М.: Дело, 1998. - С. 218.
4. Богуславский М.М. Международное частное право: учебник. - 5-е изд. перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2004. - С. 146.
5. Международное частное право: учебник; под ред. Г.К. Дмитриевой. - М.: Проспект, 2000. - С. 234.
6. Канашевский В.А. Нормы международного права и гражданское законодательство России. - М.: Междунар. отношения, 2004. - С. 163.
7. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51 - ФЗ. Принят ГД ФС РФ 21.10.1994, в ред. от 18.12.2006 (с изм. и доп. вступившими в силу с 08.01.2007 г.) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, № 32, ст. 3301.
8. Конвенция о привилегиях и иммунитетах Организации Объединенных Наций от 13.02.1946 // Международное публичное право. Сб. документов. Т. 1. - М.: БЕК, 1996.
9. Устав Международного Союза Электросвязи от 22.12.1992 // Действующее международное право. Т. 3. -М.: Московский независимый институт международного права, 1997. - С. 255-279.
10. Шумилов В.М. Международное экономическое право. - 3-е изд. пер. и доп. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. -С. 96.
В редакцию материал поступил 13.09.07.