Научная статья на тему 'К вопросу о детерминантах должностных преступлений в сфере здравоохранения'

К вопросу о детерминантах должностных преступлений в сфере здравоохранения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
397
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДЕТЕРМИНАНТЫ / DETERMINANTS / ДОЛЖНОСТНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / MALFEASANCE / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО / HEALTH OFFICER

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Абдулина Е.В.

Статья раскрывает детерминанты должностных преступлений в сфере здравоохранении, пути нейтрализации этих причин и условий. Рассматриваются различные классификации причин и условий преступности, выделяются криминологические и правовые причины должностной преступности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the determinants of malfeasance in the health sector

An article reveals the determinanty of malfeasance in the health service and the ways of these causes and conditions neutralisation. In the article scrutinize various classifications causes and conditions of the crime, allocate criminology and the legal causes of malfeasance.

Текст научной работы на тему «К вопросу о детерминантах должностных преступлений в сфере здравоохранения»

ТРИБУНА АДЪЮНКТА, АСПИРАНТА И СОИСКАТЕЛЯ

К вопросу о детерминантах должностных преступлений в сфере здравоохранения

AôaynuHa E.B. *

An article reveals the determinanty of malfeasance in the health service and the ways of these causes and conditions neutralisation. In the article scrutinize various classifications causes and conditions of the crime, allocate criminology and the legal causes of malfeasance.

n

01 Z

0) о о сч

о о о

CL

ce

CQ s

H

о о z о я с о

m ф

VO >5

о *

о ф

У

s

s

0

1

о *

о

s

ф

ч

я *

< s

I H

о ф

со

Эффективность борьбы с должностными преступлениями в сфере здравоохранения во многом зависит от устранения причин и условий, порождающих рассматриваемые преступления.

Проблема установления причин преступности до сих пор остается нерешенной. Еще Ч. Ломброзо в своей второй книге «Преступление» перечислял факторы: этнические, культорологические, демографические, экономические, педагогические, семейные, профессиональные, наследственные, климатические, метео-рологичесике и др. Далее число открываемых факторов причин преступности стало расти в геометрической прогрессии1.

Необходимо не просто выявить все факторы преступности, но и рассмотреть их в системе. Какой-то один фактор существенным образом не может влиять на преступность, факторы действуют лишь во взаимосвязи. Поэтому установить удельный вес каждого фактора в совершении преступления не представляется возможным. Каждая причина является весомой по-своему.

Существуют различные классификации причин и условий преступлений. Например, Н.Ф. Кузнецова в основу классификации положила философское понятие о полной причине как совокупности всех обстоятельств, вызывающих наступление следствия, и причине специфической, т.е. конкретных обстоятельствах, которые ведут к следствию. В.Н. Кудрявцев в свою очередь считает данный вид классификации абстрактным, в котором смешиваются причины главные и второстепенные, причины первого и второго порядка, а также условия, способствующие совершению преступлений2.

Упомянутая классификация Н.Ф. Кузнецовой представляется не до конца разработанной.

Отечественные криминологи разделили причины преступности на: а) причины преступности как социальные явления в целом; б) причины отдельных видов преступности; в) причины конкретного преступления; г) условия, способствующие совершению преступлений.

В данном случае чем выше уровень действия детерминантов, тем большую универсальность они приобретают.

В.Н. Кудрявцев предлагает рассматривать причины преступности на разных уровнях: психологическом (индивидуальном), социологическом, философском.

Данный подход не учитывает викти-мологический подход к продуцированию преступности. Нередко жертва преступления ведет себя так, что повышает шансы на совершение в отношении нее преступления.

Факторы преступлений можно разделить на криминологические и правовые. Криминологические причины преступности можно определить как некие комплексы социальных явлений, совместное действие которых порождает преступность.

К правовым причинам относится несовершенство законодательства, двоякое значение статей, пробелы в законодательстве, различные неясности в формулировке статей, что также подталкивает лицо к совершению преступления. Должностное лицо, совершая преступление, как бы «примеряет» на себя угрозу наказания, предусмотренного определенной статьей уголовного законодательства, и если оно там находит неясности, то у него

Адъюнкт АЭБ МВД России.

на подсознательном уровне загорается надежда, что ему удастся обойти закон. Например, в уголовном законодательстве существуют неясности относительно того, какие именно категории медицинских работников являются должностными. Изучив комментарии к уголовному кодексу и научную юридическую литературу, медицинский работник не находит единого мнения по данному вопросу, а судебная практика показывает, что в одних случаях, например, лечащий врач привлекается к уголовной ответственности, а в других — нет. Лицо в данной ситуации совершает преступление, надеясь на неясности в уголовном законодательстве, которые являются своего рода оправданием для медицинского работника и сигналом к действию.

Так, по приговору суда Н. признан виновным в том, что, работая в должности врача-педиатра, совершил судебный подлог, незаконно выдавал и фактически подделывал рецепты, по которым приобреталось сильнодействующее вещество, используемое для изготовления наркотика другими лицами, которыми в дальнейшем вещество сбывалось. При этом он получал взятки в виде вознаграждения в размере 100 руб. за каждый рецепт и являлся пособником в незаконном приобретении и перевозке в целях сбыта сильнодействующего вещества.

Судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда РФ указала следующее: «Как видно из должностной инструкции врача-педиатра городской больницы и из приказов о полномочиях врача, Н. как рядовой врач-педиатр не обладал ни организационно-распорядительными, ни административно-хозяйственными функциями и поэтому не являлся должностным лицом»3. Следовательно, он не может рассматриваться как субъект должностного преступления.

Однако в судебной практике такие лица иногда признаются субъектами должностных преступлений.

Так, врач-хирург был признан должностным лицом и осужден за то, что совершал служебные подлоги из корыстных побуждений и неоднократно получал взятки за выдачу фиктивных листков нетрудоспособности 4.

Также к правовым причинам совершения должностных преступлений следует отнести подстрекательство. Подстрекателем признается лицо, которое склонило другое лицо к совершению преступления

путем уговора, подкупа, угрозы или другим способом (ч. 4 ст. 33 УК РФ). Следовательно, подстрекатель самым непосредственным образом взаимодействует с исполнителем, воздействуя на его волю и вызывая у него решимость (намерение) совершить конкретное преступное деяние. Внушение мысли о совершении преступления должно быть выражено в конкретной форме, когда подстрекаемый четко представляет, совершения какого именно преступления от него хотят5.

Объективно существующей непосредственной причиной преступности в целом и должностной преступности в частности, являются противоречия между социально оформленными потребностями людей и социально обусловленными возможностями их удовлетворения. Движущим фактором человеческой деятельности является стремление к удовлетворению возникших потребностей. Возможность достижения поставленной цели определяется местом индивидов в системе общественного производства. При этом, если общество не создает условия для удовлетворения человеческих потребностей правомерным путем, то люди будут пытаться обеспечить свои интересы противоправным способом6.

Возникает вопрос: где границы между потребностями, которые могут обеспечиться правомерным путем, и потребностями, которые толкают человека, в нашем случае должностное лицо, на совершение преступления? Определить грань в данном случае не представляется возможным. Государство создает условия удовлетворения потребностей для всех граждан, только уровень обеспечения для всех граждан различен, как и различны сами потребности. Для кого-то необходим один уровень потребностей, для кого-то потребности значительно выше. Следовательно, нельзя однозначно говорить, что сами потребности являются причиной преступности. Причиной преступности является неразумное завышение потребностей и осознание возможности за счет неправомерных способов увеличить удовлетворение своих потребностей. Потребности будут всегда увеличиваться. На смену одним потребностям будут приходить другие, более разнообразные и завышенные.

Как у большинства должностных преступлений, причины и условия совершения соответствующих деяний в сфере здравоохранения следует искать в экономических отношениях, недостатках эко-

п

О!

О) О О

сч

о о о о.

со

н о

0

1

о я с о

т ф

ю

>5

о *

о ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

13

я <

I

н

о ф

со

CO

Ol

z

0) о о сч

о о о

Q.

et

CQ s

I-

о

0

1

о я с о т ф VO >s о

о ф

у

S

2

0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1

о *

о

2 ф d

я *

<

S I

н

о ф

со

номической политики, а также в системе распределительных отношений.

Экономическая нестабильность в стране, проявляющаяся в галопирующей инфляции и в ощутимом обесценивании денежного содержания медицинских работников провоцирует поиск должностными лицами любых источников доходов, включая и незаконные. Оплата труда медицинских работников неадекватна объему их нагрузки, размеру ответственности за приоритетно охраняемые жизнь и здоровье граждан, не может удовлетворять потребностям должностных лиц и членов их семей.

Низкая заработная плата медицинских работников не позволяет им повышать свой профессиональный уровень, оплачивать разнообразные стажировки, курсы повышения (если они оплачиваются непосредственно врачами), заказывать иностранную литературу из-за рубежа и т.д.

Необходимо отметить, что нейтрализация одной только этой причины не приведет к устранению должностной преступности. Как отмечалось выше, потребности человека будут всегда возрастать, и должностное лицо не откажется от возможности дополнительного заработка.

Другим социально-экономическим фактором существования и воспроизводства должностных преступлений является необеспеченность государственных и муниципальных служащих жильем и другими социальными благами, то есть их материальная, финансовая и иная социальная необеспеченность со стороны государства и его органов. Особенно ярко проявилась проблема должностной преступности в условиях реформирования органов государственной власти и местного самоуправления России в конце прошлого (XX) века. В этот период она обострилась еще и несвоевременностью денежных выплат, когда систематически происходили задержки по выплате заработной платы (денежного и иного довольствия) государственным и муниципальным служащим, в связи с этим вероятность коррупции значительно увеличилась7.

Действительно, работники здравоохранения практически не обеспечиваются жильем, у них отсутствуют социальные гарантии в виде льготного пенсионного обеспечения, оплаты проезда, оплаты санаторно-курортного лечения. Для должностного лица целесообразно создать такие условия, при которых оно боялось бы потерять свою должность в результате совершения должностного преступления.

Чтобы нейтрализовать этот фактор должностной преступности медицинских работников, требуются глубокие реформы в области здравоохранения, пересмотр государственной политики. Одним днем данную проблему не решить, требуется тщательное изучение социальной обстановки в области здравоохранения, принятие новых нормативных актов, пересмотр статей расходов государства, что никак не сможет не отразится на других сферах (здесь действует обыденный закон - «где-то прибыло, где-то убыло»). И главная задача государства здесь - не усугубить социальную обстановку в стране еще больше.

Также особенностью причин совершения рассматриваемых преступлений является то, что в большинстве своем должностные преступления совершаются по принципу: «Все совершают и — я буду совершать». Нередки бывают такие ситуации, когда врач, не выписывающий незаконно больничные листы, вызывает недоумение у своих коллег. Эта особенность неприсуща другим преступлениям, например, насильственной преступности, организованной преступности, преступному обороту наркотических средств и др. преступлениям. Это можно объяснить тем, что должностные лица принижают общественную опасность своих преступлений по сравнению с другими преступлениями. Да, получение взятки за незаконную госпитализацию человека в стационар (если это не повлияло на своевременную госпитализацию и качественное лечение других больных), является менее опасным, чем убийство, но нельзя недооценивать опасность всех должностных преступлений, например, нецелевое расходование бюджетных средств, что в отдельных случаях из-за непоставки жизненно важного оборудования может повлечь гибель людей.

Уровень латентности должностных преступлений в сфере здравоохранения является одной из главных причин совершения должностного преступления. Масштабы латентной преступности рассматриваемых преступлений не известны, но должностное лицо осознает, какое большое количество совершаемых в медицине должностных преступлений остается незамеченными сотрудниками правоохранительных органов и поэтому совершает новые преступления, полагаясь на то, что его незаконные деяния также попадут в массив нераскрытых преступлений.

Чтобы нейтрализовать данный фактор, необходимо разрушить «корпоратив-

ность врачей», сделать их деятельность более открытой, определить для правоохранительных органов данную сферу приоритетной в борьбе с должностными преступлениями.

Большое значение придается причинам и условиям должностной преступности в сфере здравоохранения, имеющим организованный характер, которые включают в себя незначительную практику применения правовых норм, предназначенных для борьбы с должностными преступлениями в сфере здравоохранения; отсутствие достаточно полной и объективной уголовной статистики по данным преступлениям; отсутствие федерального и регионального регистров лиц, которым запрещено занимать государственные должности и должности на государственной и муниципальной службе; низкий уровень учебно-методической обеспеченности подготовки специалистов в сфере борьбы с должностными преступлениями; малоэффективный механизм взаимодействия правоохранительных органов по вопросам борьбы с коррупционной преступностью.

Разработка и внедрение системы учета должностных преступлений в сфере здравоохранения поможет выявить слабые места в борьбе с рассматриваемыми деяниями, укажет на наиболее распространенные должностные деяния, в борьбе с которыми необходимо приложить больше усилий по сравнению с другими.

Важным обстоятельством, способствующим совершению должностного преступления в сфере здравоохранения, является отсутствие контроля за деятельностью должностных лиц со стороны вышестоящих организаций и контрольно-ревизионных учреждений.

Распространению коррупции в сфере здравоохранения способствует отсутствие открытого доступа к информации о расходах бюджетных денежных средств, выделенных на исследуемую сферу, например, для закупки лекарств или медицинского оборудования. В результате коррумпированные сотрудники данной сферы, вступая в преступный сговор с поставщиками указанной продукции, составляют фиктивные документы на ее поставку, указывая в них завышенные цены, а оставшуюся разницу делят между собой8.

Эффективным представляется публикация Министерством здравоохранения и социального развития Российской Феде-

рации сведений о выделенных бюджетных денежных средствах при указании сметы произведенных расходов, что будет препятствовать нецелевому расходованию бюджетных денежных средств.

Так, «исследование, проведенное в Аргентине, показало, что после того, как Министерство здравоохранения этой страны начало предоставлять информацию о расходах больниц на закупку лекарств, разница в ценах, за которые приобретались лекарственные препараты, упала на 50%»9.

Перспективным является проведение Счетной палатой Российской Федерации аудиторских проверок государственных больниц и поликлиник для предотвращения их нецелевого использования.

Когда в учреждении не хватает медицинских работников, то о соблюдении принципов подбора и расстановки кадров не приходится говорить. Это также является главной чертой причин совершения должностных преступлений в рассматриваемой сфере. Особенностью данной сферы является также то, что в медицинских учреждениях слабо выражена конкуренция среди работников. Чтобы нейтрализовать данную причину совершения должностных преступлений, эффективным представляется введение конкурса на замещение вакантных должностей.

Нередко пациент незаконно оплачивает должностному лицу медицинского учреждения услуги, за которые уже заплатило государство.

В целях устранения причин и условий, способствующих совершению должностных преступлений, необходимо:

• платные услуги в государственном секторе четко тарифицировать и отделить от государственных функций;

• убедиться в обеспечении граждан необходимой бесплатной медициной в полном объеме.

Глава антимонопольной службы Игорь Артемьев предлагает часть функций отдать частным клиникам. В своем интервью «Вестям» он говорит: «Дело все в том, что сейчас ситуация такова, что частные компании имеют лицензии, часто полные лицензии, готовы работать и хотели бы работать по государственным расценкам, то есть пусть даже по тем мизерным расценкам, которые сегодня есть, но их не допускают на рынок. У нас получается ситуация, что люди на самом деле страдают, попадая в коридоры, ожидают месяцами медицинской помощи, в это

п

О!

О) О О

сч

о о о о.

со

I-О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

CO

Ol

z

0) о о см

о о о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о т ф VO >s

о *

о ф

у

S

2

0

1

о *

о

2

ф

d

я

ü <

ü S I

н

о ф

со

время частные, великолепные совершенно больницы простаивают, потому что туда государственные чиновники, не велят, возить. Это же полный парадокс и нарушение антимонопольного законодательства. Мы будем с этим бороться» 10.

Предложение Игоря Артемьева не решит сложившейся проблемы: очереди в больницах не уменьшатся, социальноне-защищенные слои граждан не смогут проходить лечение в частных клиниках (даже если там будут установлены государственные цены, то они низкими не будут, например, из-за использования дорогого оборудования). В конечном счете, если это предложение воплотится в жизнь, то это может привести к тому, что государственная медицина перестанет развиваться, зачахнет. Данные тенденции мож-

но проследить в оказании стоматологической помощи населению.

Необходимо просвещать население относительно законных и незаконных полномочий должностных лиц, возможных вариантов их недобросовестного поведения.

Большое внимание должно уделяться сообщениям пациентов о фактах вымогательства взятки, например, за оформление больничного листа. Правоохранительные органы должны незамедлительно реагировать на такие сообщения.

Меры нейтрализации причин и условий совершения должностных преступлений будут эффективны лишь в совокупности, при длительном и целенаправленном воздействии на факторы, порождающие должностную преступность.

Литература и примечания

1. Криминология: учебник / под ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. — 3-е изд., переработ. и доп. — М.: Юристъ, 2007. С. 124.

2. Там же. С. 125-126.

3. Бюллетень Верховного суда РФ. 2003. № 1. С.19,20.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Определение по делу Ф. № 10-098-74 (Обзор судебной практики Верховного суда РФ за IV квартал 1998 г. по уголовным делам // БВС РФ. 1999. № 7. С.12.

5. Уголовное право России: учеб. / М.П. Журавлев и др; под ред. А.И. Рарога. — 6-е изд., перераб. и доп. — М. 2008. С. 144.

6. Ревякин М.Н. Уголовно-правовые и криминологические меры противодействия преступлениям, совершаемым должностными лицами: дисс. ... канд. юр. наук. — Ростов-на-Дону, 2004. С. 126.

7. Оздоев М.Т Должностные преступления: уголовно-правовой анализ и предупреждение: дис. ... канд. юр. наук. — Санкт-Петербург, 2005. С. 144—145.

8. Соловьев А.П. Предупреждение преступлений в сфере здравоохранения: дис. ... канд. юр. наук. — М. 2007. С. 114.

9. Доклад Всемирного общественного движения по противодействию коррупции «Трансперенси Интернешнл»: «О положении Дел с Коррупцией в Мире» [Электронный ресурс]: // Интернет-портал Владивостокского Центра по изучению организованной преступности. — Владивосток, 2006. — С.6. http://www/crime.vl.ru. (22.11.2008).

10. Артемьев И.: бензин должен стоить 21 рубль [Электронный ресурс] // Интервью программе «Вести». 13.11.2008. http://www.vesti.ru/doc.html?id=223104. (22.11.2008).

Проблемы и перспективы введения

в России единого налога на землю и недвижимость

Гаунова М.Р.*

Article of the graduated in a military academy of Gaunovoj M. R reflects modern problems of the resource taxation in Russia, is interfaced to questions of introduction of the uniform tax to the real estate, discussed by domestic experts in the field of the theory of the finance and the taxation. In article lacks of operating system of the taxation of ground fund and property are with deep arguments taken out by several taxes, advantages and prospects of introduction of the tax to the real estate taking into account foreign experience of the taxation are formulated and proved.

В течение последних нескольких лет при обсуждении вопросов, связанных с налоговой системой России, наиболее

интересным направлением является совершенствование имущественного налогообложения на недвижимость.

Адъюнкт кафедры бухгалтерского учета и статистики АЭБ МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.