Научная статья на тему 'К вопросу о деривационно-семантическом описании неолексем С. Д. Кржижановского'

К вопросу о деривационно-семантическом описании неолексем С. Д. Кржижановского Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
168
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕОЛЕКСЕМА / СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ / СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КАТЕГОРИЯ / ДЕРИВАЦИОННО-СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПОДПОЛЕ / ДЕРИВАЦИОННО-СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПОЛЕ / ДЕРИВАЦИОННОСЕМАНТИЧЕСКИЙ БЛОК / ДЕРИВАЦИОННО-СЕМАНТИЧЕСКАЯ ДОМИНАНТА / NEW WORDS FORMATION / WORD MEANING DERIVATIONAL CATEGORY / DERIVATIONAL SEMANTIC SUBFIELD / DERIVATIONAL / SEMANTIC FIELD / DERIVATIONAL SEMANTIC UNIT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Промах Лилия Валерьевна

Описывается деривационно-семантическое пространство лексических новообразований С. Д. Кржижановского. Рассматривается представление о системе словообразовательных единиц, обладающих семантической значимостью, вводится понятие деривационно-семантического блока и доминанты деривационно-семантического пространства индивидуально-авторских неолексем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Промах Лилия Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The question of derivational semantic description of the new words by Sigizmund Krzhizhanovsky

The article is devoted to the principles of the description of the derivational semantic space of the new words by Sigizmund Krzhizhanovsky. The article considers the idea of a system of word-building units having semantic significance.

Текст научной работы на тему «К вопросу о деривационно-семантическом описании неолексем С. Д. Кржижановского»

Вестник Челябинского государственногоуниверситета. 2015. № 27 (382). Филологические науки. Вып. 98. С. 153-159.

УДК 81.373.43 2

ББК 81.411.2-3

Л. В. Промах

К ВОПРОСУ О ДЕРИВАЦИОННО-СЕМАНТИЧЕСКОМ ОПИСАНИИ НЕОЛЕКСЕМ С. Д. КРЖИЖАНОВСКОГО

Описывается деривационно-семантическое пространство лексических новообразований С. Д. Кржижановского. Рассматривается представление о системе словообразовательных единиц, обладающих семантической значимостью, вводится понятие деривационно-семантического блока и доминанты деривационно-семантического пространства индивидуально-авторских неолексем.

Ключевые слова: неолексема, словообразовательное значение, словообразовательная категория, деривационно-семантическое подполе, деривационно-семантическое поле, деривационно-семантический блок, деривационно-семантическая доминанта.

С. Д. Кржижановский известен как автор сложной и противоречивой прозы, как виртуозный мастер словесного творчества. Создание неолексем с их очевидной смысловой неоднозначностью подчеркивает художественную парадоксальность сформированного писателем мира, ключевые смыслы которого мы пытались выявить в статье «Лексические новообразования как репрезентанты художественного мира (на материале произведений С. Д. Кржижановского)» [20]. Прозаик творчески использовал возможности словообразовательного уровня языковой системы для максимальной точности номинации конструируемых им понятий, явлений, действий, признаков. Авторская лексика и ее дополнительное комментирование могут быть представлены в специальном словаре-иди-оглоссарии. Идее создания последнего была посвящена статья «Словотворчество С. Д. Кржижановского: лексикографический аспект» [19]. Аспекты отбора подобного словарного материала были рассмотрены нами в статье «Лексические новообразования С. Д. Кржижановского и проблемы их выявления» [21].

Для литературных представлений С. Д. Кржижановского чрезвычайно важна их содержательная насыщенность. Философские категории, идеи, аллюзии включены автором в сюжеты особой фантомной реальности, напоминающей подлинную и в то же время принимающей черты фантасмагории, и репрезентированы самобытным языком. Считают, что традиционно в формировании семантики неолексем участвует лексическая семантика. Мы предлагаем выявить деривационно-семантические особенности авторских новообразований,

опираясь на мнение Т. В. Поповой о том, что «изучение семантики языковых единиц предполагает учет человеческого фактора в языке, поскольку любое значение основано на концептуализации мира человеком. Деривационные значения также являются одним из способов языковой категоризации мира, интерпрета-циипонятийныхкатегорий» [18. С. 15].

В целом, при деривационно-семантическом описании неолексикона С. Д. Кржижановского было взято за основу представление о системе словообразовательных единиц, обладающих семантической значимостью [18]. Мельчайшими элементами являются семы, которые объединяются в словообразовательные значения (СЗ). Однотипные СЗ образуют словообразовательные категории (СК), однотипные СК - деривационно-семантические подполя (ДО III). ДСПП - деривационно-семантические поля (ДСП).

Деривационно-семантическое пространство представлено 628 новыми словами С. Д. Кржижановского, словообразовательные значения которых были сформулированы с опорой на «Русскую грамматику» под редакцией Н. Ю. Шведовой (1980).

В настоящее время словообразовательное значение понимают как «общее категориальное значение слов, объединяющихся в словообразовательный тип, основанное на семантическом соотношении мотивированной и мотивирующей основ» [8. С. 184; 10. С. 84-99].

Словообразовательные значения предопределяют семантику производных слов и позволяют понять, «какое концептуальное или когнитивное образование подведено под «крышу» знака, какой квант информации вы-

делен телом знака из общего потока сведений о мире» [11. С. 23]. В деривационных значениях представлены «смыслы, составляющие когнитивно базисные подсистемы мнения и знания» [17. С. 241].

Анализ деривационной семантики производных слов позволяет охарактеризовать не только классы словообразовательных единиц, обладающих семантической значимостью (словообразовательных гнезд, цепочек, моделей, типов и подтипов), но и деривационно-семантические феномены более высокого уровня абстракции: словообразовательные категории (СК), деривационно-семантические подполя (ДО III). деривационно-семантические поля (ДСП), деривационно-семантические блоки (ДСБ).

О возможности анализа семантического пространства через словообразовательное значение писал И. С. Улуханов: «Систему словообразования <...> можно представить в виде семантического поля, расчлененного на участки, соответствующие значениям формантов» [23. С. 131]. По мнению дериватологов, например, Е. С. Кубряковой, Т. В. Поповой и др., все русские словообразовательные значения предикатны по своей природе, поскольку опосредованно отражают различные отношения, связывающие явления объективной действительности [18]. Исследования Е. С. Кубряковой позволяют утверждать, что словообразовательное значение (СЗ) представляет собой сложное, неэлементарное, иерархически организованное образование [10].

В СЗ выделяют мельчайшие элементы смысла, семантические признаки - семы. Совокупность сем может формировать семную структуру СЗ слова. Семы имеют разную степень обобщенности, поэтому связаны между собой иерархическими отношениями. В структуре СЗ можно выделить самые общие семы, которым подчинены все другие, конкретизирующие их. Современная дериватология выделяет следующие виды сем. Самые общие семы - это семы грамматического характера (категориально-грамматические семы - КГС). Например, семы, определяющие часть речи слова: сема «предметности» у имен существительных, «действия» у глаголов, «признака» у имен прилагательных.

Более конкретными являются семы собственно словообразовательные, среди которых можно выделить семы более общие (категориально-словообразовательные - КСС) и более конкретные (дифференциальные - ДС).

Категориально-словообразовательные семы (КСС) являются важнейшими в организации СЗ слова: им подчинены все остальные менее общие семы, которые уточняют, конкретизируют их - дифференциальные семы (ДС).

Таким образом, СЗ, как и лексическое значение, складывается из макрокомпонентов и сем разных видов: «К макрокомпонентам СЗ следует отнести его сигнификативно-денатив-ную и коннативную составляющие, к микрокомпонентам - семы разных типов: категориально-словообразовательные и дифференциально-словообразовательные» [18. С. 183]. КСС определяется по главному слову в дефиниции СЗ, ДСС - по уточняющим его компонентам. Например, в СЗ «совершать действие, названное н. м. г., не раз / один раз» КСС - это компонент «совершать действие, н. м. г.», а ДСС - «не раз / один раз» и сема субъекта, совершающего действие, н. м. г.

СЗ - единица словообразования, представляющая собой выраженную словообразовательным формантом семантическую разность между производным и производящим, которая повторяется во всех однотипных словообразовательных парах. Более емкой семантико-словообразовательной единицей является словообразовательная категория (СК).

В современной дериватологии существует множество определений и интерпретаций понятия «словообразовательная категория» (труды Н. С. Авиловой, Ю. Ю. Гайдуковой, М. До-кулила, Р. С. Манучаряна, И. П. Матхановой, Г. П. Нещименко).

Для нашей работы удобно понимание СК как совокупности содержательно однотипных СЗ, свойственных дериватам одной части речи. Критерием однотипности СЗ является совпадение КСС и одной из ДСС. Например, СЗ «лицо, имеющее то, что н. м. с.» {очкач ^ очки: «Где-то уже у выхода я сшиб с ног старуху-богомолку. - Ишь, очкач, - крикнула она мне вслед. -Товарищ очкач, - поправил чей-то веселый басок и засмеялся, я тоже («Автобиография трупа») и СЗ «лицо, названное по принадлежности к стране, н. м. с.» (итанесиец ^ Итанесиэс: «Итанесийцы <...> были существами об одном, но (как говорилось уже) столь огромном ухе, что из-за уха человека не увидеть («Итанесиэс») находятся в отношениях пересечения, поскольку совпадают их КСС «лицо, имеющее отношение к предмету, н. м. е.». Но, помимо общей семы отношения, первое СЗ имеет уточ-

няющий компонент - указание на наличие у лица некоего предмета (очки), второе - на принадлежность лица к стране (Итанесиэс). Данные СЗ однотипны и входят в одну СК «лицо, имеющее отношение к предмету, н. м. е.».

СК взаимодополняют друг друга и образуют деривационно-семантическое подполе (ДСПП). Например, в субстантивное ДСПП «лицо, характеризующееся динамическим признаком» входят СК с более частными СЗ лица-производителя действия и лица-результата действия, причем мотиваторами являются глагол / причастие / наречие / союз / словосочетание / предложение. Так, СК «Лицо, производящее действие, н. м. г.» (делатель ^ делать: «После пришли делатели параграфов («Жизнеописание одной мысли»), СК «Лицо, производящее действие, н. м. н.» (авось, то есть тот, кто производит действия на авось и живет в стране авосей ^ авось: «Направо идти - придешь к авосям, налево - к небосям. («Когда рак свистнет»), СК «Лицо, появившееся в результате действия, н. м. г.» (оторвыш / об ожившем пальце ^ оторвать: «бедные оторвыши робко постучали мизинцем в окно («Сбежавшие пальцы») входят в ДСПП «лицо, характеризующееся динамическим признаком».

ДСПП объединяются в деривационно-семантическое поле (ДСП) с опорой на понятийную категорию (ПК). ПК трактуются как категории, имеющие языковое содержание и языковое выражение [3]. ПК соотносят с семантическими категориями, понимаемыми как абстрактные, содержательные (в основе своей -понятийные) категории языка, выражающиеся средствами явной и скрытой грамматики [5]. К важнейшим средствам явной грамматики относят части речи и их грамматические категории, к наиболее важным средствам скрытой - деривационные модели и контекст (лексический и синтаксический). М. В. Всеволодова отмечает, что в лингвистической науке отсутствует «общий список понятийных категорий» [6. С. 56]. К основным ПК, которые находят отражение в языке, относят действие, состояние, количество, время, место, признак и так далее.

Например, при описании субстантивного деривационно-грамматического пространства (СДГП) неолексем С. Д. Кржижановского были использованы следующие наименования для выявленных ДСП: «Лицо», «Предмет», «Действие», «Состояние», «Место», «Время». Их значение определено с учетом лексических значений манифестирующих их лексем в

МАСе: лицо - это отдельный человек в обществе, индивидуум, предмет - явление действительности, факт. Место - то, что является пространством, занимаемым каким-либо телом, а также свободным пространством, которое может быть занято кем-, чем-либо. Время - то, что является длительностью существования всего происходящего, всех явлений и предметов, измеряемое веками, годами, часами, минутами и т. п. Действие - имя существительное по глаголу «действовать», которое обозначает осуществление каких-либо действий, поступков, проявление деятельности. В последнем случае мы опирались на «Толковый словарь русских глаголов» под ред. Л. Г. Бабенко (1999).

Под состоянием понимают отражение в языке специфической формы бытия человека и мира, возникающей под воздействием внешних и/или внутренних факторов и обладающей стабильностью в течение некоторого времени [15], то есть пребывание в покое, отсутствие движения и изменения во времени как в количественном, так и в качественном отношении. В. Г. Гак отмечает, что статичностью обладают состояние, процесс, в течение которого субъект или объект не изменяется [7].

Следует отдельно пояснить, что специфической особенностью категории состояния является ориентированность на его носителей (человек, предмет, окружающий мир). При этом различают сферы существования состояния.

Во-первых, выделяют внутреннее состояние, затрагивающее внутренний мир человека, локализованное внутри него и не выходящее за рамки его телесной и духовной сферы, различая при этом физическое (физиологическое) и психическое состояния. Первая группа объединяет состояния, относящиеся к телу, организму, а также его отдельным частям и органам. К физиологическим состояниям относят состояние жизни и смерти, состояние сна и бодрствования, состояние трезвости и опьянения, состояние здоровья и болезни, определение которых основывается на словарных дефинициях, приведенных в МАСе. Физическому состоянию противопоставлены такие состояния человека, которые затрагивают его душевные переживания, чувства и эмоции, ум, рассудок, волю. Психические состояния охватывают состояние души и ума, чувственно-эмоциональную и ментальную сферы [4; 12].

Во-вторых, можно говорить о внешнем состоянии, которое присуще объекту действительности как целому [22].

В нашей работе мы разграничиваем состояние человека (физиологическое и психическое), состояние предмета и состояние окружающего мира, выделяя в ДСП «состояние» следующие ДСПП: «физиологическое состояние человека», «психическое состояние человека», «состояние окружающего мира», «состояние предмета».

Анализ выявленных СК в пределах ДСПП, ДСП, ДГП позволяет сформировать новое понятие о деривационно-семантических блоках, в которые целесообразно объединять СЗ/СК/ ДСПП обладающие семой определенного содержания, но разного статуса, например, сема «действие» может быть КСС (еыкеадратури-нить: «Стараясь не шуметь, экспериментатор с остатками эссенции в руках взобрался на кровать, с кровати на шатающийся стол: оставалось выквадратуринить потолок» («Квадратурин») или ДСС {действователь: «в центр действия давайте не женщину, а священника; затем придайте центральному действователю значимости за счет значимо-стей элемента «ослиный праздник»: его можно оторвать, так сказать, от корешков, взяв одни вершки, - и затем» («Клуб убийц букв»). Неоглагол выквадратуринить со знач. «совершить действие с использованием того, что н. м. е., поочередно охватив все объекты или многие части одного объекта, со значительной интенсивностью» имеет КСС «совершить действие с использованием того, что н. м. е.». В СЗ имени существительного действователь КСС

«лицо, производящее действие» конкретизируется с помощью ДСС, фиксирующих тип мотиватора (глагол: действователь ^ действовать).

Таким образом, деривационно-семантический блок представляет собой совокупность словообразовательных значений, которые содержат однотипную словообразовательную сему независимо от ее статуса.

Учет семантической детализации и количественная характеристика деривационно-семантических блоков неолексем С. Д. Кржижановского дадут представление о репрезентации деривационно-семантической доминанты в неолексиконе С. Д. Кржижановского. Последняя зафиксирует те словообразовательные смыслы, которые свойственны максимально большому количеству неолексем и которые максимально дробно структурируют смысловую область, соотносимую с данной семой.

Высокий уровень словообразовательной категоризации, иерархичность разнородных структурных элементов и введение новых понятий деривационно-семантического блока и доминанты являются важными положениями при описании деривационно-семантического пространства индивидуально-авторских слов.

Комплексное словообразовательное описание неолексем С. Д. Кржижановского по образуемому ими деривационно-семантическому пространству позволит выявить особенности словообразовательной концептуализации художественного мира автора.

Список литературы

1. Авилова, Н. С. Вид залога и семантика глагольного слова / Н. С. Авилова. - М.: Наука, 1976. - 328 с.

2. Азарх, Ю. С. Словообразование и формообразование существительных в истории русского языка / Ю. С. Азарх. - М.: Наука, 1984. - 248 с.

3. Бондарко, А. В. Грамматическая категория и контекст/А. В. Бондарко. - Л.: Наука, 1971. — 116с.

4. Васильев, Л. М. Семантика русского глагола/Л. М. Васильев. - М.: Высш. шк., 1981. - 186 с.

5. Васильев, Л. М. Современная лингвистическая семантика / Л. М. Васильев. - М.: Либро-ком, 2009. - 192 с.

6. Всеволодова, М. В. Теория функционально-коммуникативного синтаксиса / М. В. Всево-лодова. - М.: МГУ, 2000. - 502 с.

7. Гак, В. Г. Функционально-семантическое поле предикатов локализации / В. Г. Гак II Теория функциональной грамматики. Локативность. Бытийность. Посессивность. Обусловленность. - СПб.: Наука, 1996. - 230 с.

8. Земская, Е. А. Современный русский язык. Словообразование / Е. А. Земская. - М.: Просвещение, 1973. - 304 с.

9. Кржижановский, С. Д. Тринадцатая категория рассудка / С. Д. Кржижановский. - М.: Экс-мо, 2006. - 640 с.

Ю.Кубрякова, Е. С. Типы языковых значений. Семантика производного слова / Е. С. Кубря-кова. - М.: Наука, 1981.-200 с.

11.Кубрякова, Е. С. Возвращаясь к определению знака: памяти Р. Якобсона / Е. С. Кубрякова // Вопр. языкознания. - 1993. -№ 4,- С. 20-27.

12.Левитов, Н. Д. О психических состояниях человека / Н. Д. Левитов. - М.: Просвещение, 1964. - 344 с.

13. Лопатин, В. В. Основные единицы сопоставительного описания словообразовательных систем славянских языков / В. В. Лопатин // Сопоставительное изучение словообразования славян-скихязыков. - М.: Наука, 1987. - С. 46-53.

14.Манучарян, Р. С. Аспекты и вопросы сопоставительно-типологического изучения словообразования / Р. С. Манучарян // Сопоставительное изучение словообразования славянских языков. - М.: Наука, 1987. - С. 53-58.

15.Матханова, И. П. Вариативность высказываний с семантикой непроцессуального состояния в современном русском языке / И. П. Матханова // Проблемы функциональной грамматики: семантическая инвариантность/вариативность. - СПб.: Наука. - 2003. - 366 с.

16.Нещименко, Г. П. К проблеме сопоставительного изучения славянского именного словообразования / Г. П. Нещименко, Ю. Ю. Гайдукова // Теоретические и методологические проблемы сопоставительного изучения славянскихязыков. - М.: Наука, 1994. - С. 93-126.

17.Павиленис, Р. Язык. Смысл. Понимание / Р. Павиленис // Язык. Наука. Философия. Логико-методологический и семиологический анализ. - Вильнюс, 1986. - С. 212-289.

18.Попова, Т. В. Деривационно-семантическое пространство русского глагола : дис. ... д-ра филол. наук / Т. В. Попова. - Екатеринбург, 1998. - 473 с.

19.Попова, Т. В. Словотворчество С. Д. Кржижановского: лексикографический аспект / Т. В. Попова, Л. В. Промах // Вестн. Нижегород. ун-та им. Н. И. Лобачевского. - 2012. - № 5 (3). -С. 97-101.

20.Промах, Л. В. Лексические новообразования как репрезентанты художественного мира (на материале произведений С. Д. Кржижановского) / Л. В. Промах // Вестн. РУДН. Серия: Русский и иностранные языки и методика их преподавания. - 2009. -№ 4,- С. 57-63.

21.Промах, Л. В. Лексические новообразования С. Д. Кржижановского и проблемы их выявления / Л. В. Промах // Вестн. Челяб. гос. ун-та. - 2013. - № 2. Филология. Искусствоведение. Вып. 74. - С. 143-147.

22.Симанов, А. Л. Понятие «состояние» как философская категория / А. Л. Симанов. - URL: http://www.philosophy.nsc.ru/PUBLICATION/SIMANOV/ST/SIMANOV.htm.

23.Улуханов, И. С. Словообразовательная семантика и принципы ее описания / И. С. Улуха-нов. - М.: Наука, 1977. - 256 с.

24.Dokulil, М. Tvorenl slov v ceötine 1. Teorie odvozov nl slov / M. Dokulil. - Praha, 1962. - 263 s.

Сведения об авторе

Промах Лилия Валерьевна - старший преподаватель кафедры русского языка Института гуманитарных наук и искусств Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, г. Екатеринбург.

[email protected]

158

K B. npoMax

Bulletin ofChelyabinskState University. 2015. No. 27 (382). Philology Sciences. Issue 98. Pp. 153-159.

THE QUESTION OF DERIVATIONAL SEMANTIC DESCRIPTION OF THE NEW WORDS BY SIGIZMUND KRZHIZHANOVSKY

L. V.Promakh

Ural Federal University named after thefirst President ofRussia Boris Yeltsin, Ekaterinburg, [email protected]

The article is devoted to the principles of the description of the derivational semantic space of the new words by Sigizmund Krzhizhanovsky. The article considers the idea of a system of word-building units having semantic significance.

Keywords: new wordsformation, word meaning derivational category, derivational semantic sub-field, derivational, semantic field, derivational semantic unit.

References

1. AvilovaN.S. Vid zaloga i semantika glagol'nogo slova [Type of collateral and the semantics of the verb word]. Moscow, 1976. 328 p. (In Russ.).

2. Azarh Ju.S. Slovoobrazovanie i formoobrazovanie sushhestvitel'nyh v istorii russkogo jazyka [Word formation and formation of nouns in the history ofRussian], Moscow, 1984. 248 p. (In Russ.).

3. Bondarko A.V. Grammaticheskaja kategorija i kontekst [Grammatical categories and context]. Leningrad, 1971. 116 p.

4. Vasil'ev L.M. Semantika russkogo glagola [Semantics russian verb]. Moscow, 1981. 186 p. (In Russ).

5. Vasil'ev L.M. Sovremennaja Ungvisticheskaja semantika [Modern linguistic semantics]. Moscow, 2009. 192 p. (In Russ.).

6. Vsevolodova M.V. Teorija funkcional'no-kommunikativnogo sintaksisa [Theory of functional-communicative syntax], Moscow, 2000. 502 p. (In Russ.).

7. Gak V.G. Funkcional'no-semanticheskoe pole predikatov lokalizacii [Functional-semantic field predicates localization], Teorija funkcional'noj grammatiki. Lokativnost'. Bytijnost'. Posessivnost'. Obuslovlennost' [Theory of functional grammar. Locative. Ness. Possessive. Conditionality]. St. Petersburg, 1996. (InRuss.).

8. Zemskaja E.A. Sovremennyj russkij jazyk. Slovoobrazovanie [Modern Russian. Derivation], Moscow, 1973. 304 p. (In Russ.).

9. Krzhizhanovskij S.D. Trinadcataja kategorija rassudka [Thirteenth category of reason], Moscow, 2006. 640 p. (In Russ.).

10.Kubrjakova E.S. Tipy jazykovyh znachenij. Semantika proizvodnogo slova [Types of linguistic meanings. The semantics of the derived words]. Moscow, 1981. 200 p. (In Russ.).

11.Kubrjakova E.S. Vozvrashhajas' k opredeleniju znaka: pamjati R. Jakobsona [Returning to the definition of the mark: The memory Jakobson], Voprosyjazykoznanija [Questions of linguistics], 1993, no. 4, pp. 20-27. (In Russ.).

12.Levitov N.D. O psihicheskih sostojanijah cheloveka [About the mental state of man], Moscow, 1964. 344 p. (InRuss.).

13.Lopatin V.V. Osnovnye edinicy sopostavitel'nogo opisanija slovoobrazovatel'nyh sistem slav-janskih jazykov [Basic unit comparative description of Slavic languages word-building systems]. Sopostavitel'noe izuchenie slovoobrazovanija slavjanskih jazykov [Comparative study of word formation ofSlavic languages]. Moscow, 1987. Pp. 46-53. (In Russ.).

14.Manucharjan R.S. Aspekty i voprosy sopostavitel'no-tipologicheskogo izuchenija slovoobrazovanija [Aspects and comparative-typological study of word]. Sopostavitel'noe izuchenie slovoobrazovanija slavjanskih jazykov [Comparative study of word formation of Slavic languages]. Moscow, 1987. Pp. 53-58. (InRuss.).

K eonpocy o depuea^OHHO-ceMQHmuHecKOM onucanuu neoneKceM C. ff. KptmuwaHoecKOSo

159

15.MathanovaI.P. Variativnost' vyskazyvanij s sema^ntikoj neprocessual'nogo sostojanijav sovre-mennom russkomjazyke [Variability sentences with the semantics of non-process state in modern Russian], Problemyfunkcional'noj grammatiki: Semanticheskaja invariantnost'/variativnost' [Problems of functional grammar: semantic invariance/variability]. St. Petersburg, 2003. (In Russ.).

16.Neshhimenko G.P., Gajdukova Ju.Ju. K probleme sopostavitel'nogo izuchenija slavjanskogo imennogo slovoobrazovanija [On the problem of the comparative study of Slavic name formation], Teoreticheskie i metodologicheskie problemy sopostavitel'nogo izuchenija slavjanskih jazykov [Theoretical and methodological problems of the comparative study of the Slavic languages]. Moscow, 1994. Pp. 93-126.(InRuss.).

17.Pavilenis R. Jazyk. Smysl. Ponimanie [Language. Meaning. Understanding], Jazyk. Nauka. Fi-losofija. Logiko-metodologicheskij i semiologicheskij analiz [Language. Science. Philosophy. Logical and methodological and semiological analysis]. Vilnius, 1986. Pp. 212-289. (In Russ.).

18.Popova T.V. Derivacionno-semanticheskoeprostranstvo russkogo glagola [Derivational-semantic space Russian verb]. Ekaterinburg, 1998. 473 p. (In Russ.).

19.PopovaT.V., Promah L.V. Slovotvorchestvo S.D. Krzhizhanovskogo: leksikograficheskij aspekt [Word creation S.D. Krzhizhanovskogo: lexicographical aspect]. VestnikNizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo [Bulletin of the Nizhny Novgorod University of Lobachevsky], 2012, no. 5 (3), pp. 97-101. (InRuss.).

20.Promah L.V. Leksicheskie novoobrazovanija kak reprezentanty hudozhestvennogo mira (na ma-teriale proizvedenij S.D. Krzhizhanovskogo) [Lexical neoplasms of the art world as the représentant (on the material of S.D. Krzhizhanovskogo)]. Vestnik RUDN. Seriya: Russkij i inostrannye jazyki i metodika ih prepodavanija [Bulletin of Peoples' Friendship University. Series: Russian and foreign languages and teaching methods], 2009, no. 4, pp. 57-63. (In Russ.).

21.Promah L.V. Leksicheskie novoobrazovanija S.D. Krzhizhanovskogo i problemy ih vyjavlenija [Lexical neoplasms S.D. Krzhizhanovskogo problems and their identification], Vestnik Cheljabinskogo gosudarstvennogo universiteta. Filologija. Iskusstvovedenie [Bulletin of Chelyabinsk State University], 2013, no. 2 (74), pp. 143-147. (In Russ.).

22.Simanov A.L. Ponjatie «sostojanie» kak filosofskaja kategorija [The concept of "state" as a philosophical category]. Available at: http://www.philosophy.nsc.ru/PUBLICATION/SIMANOV/ST/ SIMANOV.htm. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23.Uluhanov I.S. Slovoobrazovatel'naja semantika iprincipy ee opisanija [derivative semantics and principles of descriptions]. Moscow, 1977. 256 p. (In Russ.).

24.Dokulil M. Tvorenlslow ceôtinë 1. Teorie odvozovnlslov [Word formation in ceotine 1. Theory inferring words]. Praha, 1962. 263 p. (In Czech).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.