Научная статья на тему 'Словообразовательные инновации автора как маркеры концептуальных смыслов художественного текста (на материале неолексем С. Д. Кржижановского)'

Словообразовательные инновации автора как маркеры концептуальных смыслов художественного текста (на материале неолексем С. Д. Кржижановского) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
84
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕОЛЕКСЕМА / ДЕРИВАЦИОННО-СЕМАНТИЧЕСКОЙ ПОЛЕ / ДЕРИВАЦИОННО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ БЛОК / СМЫСЛОВАЯ ДОМИНАНТА ТЕКСТА / ДЕРИВАЦИОННОСЕМАНТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ / NEOLEXEME / DERIVATIONAL AND SEMANTIC FIELD / DERIVATIONAL AND SEMANTIC / BLOCK / SEMANTIC DOMINANT OF THE TEXT / DERIVATIONAL AND SEMANTIC CONCEPTUALIZATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Попова Татьяна Витальевна

В статье рассматривается деривационное пространство авторских неолексем С.Д. Кржижановского и возможность выявления доминантных смыслов текста через свойственные им словообразовательные феномены. При этом обосновывается целесообразность учета не только традиционных словообразовательных единиц (словообразовательного гнезда, словообразовательного значения, словообразовательной категории), но и таких, как деривационно-семантическое поле и деривационно-семантический блок: поле объединяет производные неолексемы разных частей речи с близкими категориально-словообразовательными семами, блок дериваты с синонимичными семами без учета статуса последних (категориально-словообразовательная или дифференциальная сема). Анализ деривационно-семантического пространства авторских неолексем позволяет выявить деривационно-семантические доминанты текста и их роль в экспликации концептуальных смыслов художественного произведения. Установлено, что неолексемы С.Д. Кржижановского объединяются в 7 деривационно-семантических блоков: «Человек», «Предмет», «Признак», «Действие», «Состояние», «Время» и «Пространство». Деривационно-семантической доминантой неолексикона С.Д. Кржижановского является словообразовательный смысл «Действие», передаваемый глаголами, существительными, прилагательными и наречиями. Бόльшая склонность С.Д. Кржижановского объективировать динамический, а не статический признак реалии или саму реалию является особенностью его идиостиля, обусловленной отражением в художественном сознании автора серьезных деформаций окружающей его действительности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Word-formation innovations of the author as markers of conceptual meanings of the art text (on material of neolexemes of S.D. Krzhizhanovsky)

In article the derivational space of author's neolexemes of S.D. Krzhizhanovsky and a possibility of identification of prepotent meanings of the text through word-formation phenomena peculiar to them is considered. At the same time expediency of the account not only traditional word-formation units (a family of words, word-formation value, word-formation category), but also such as derivational and semantic field and derivational and semantic block is proved: the field unites derivative neolexemes of different parts of speech with close categorial and word-formation sema, the block derivatives with synonymous sema without the status of the last (a categorial and word-formation or differential sema). The analysis of derivational and semantic space of author's neolexemes allows to reveal derivational and semantic dominants of the text and their role in an explication of conceptual meanings of a work of art. It is established that S.D. Krzhizhanovsky's neolexemes unite in 7 derivational and semantic blocks: «Person», «Subject », «Sign», «Action», «State», «Time» and «Space». A derivational and semantic dominant of a neolexicon of S.D. Krzhizhanovsky is the word-formation meaning «Action» conveyed by verbs, nouns, adjectives and adverbs. S.D. Krzhizhanovsky's tendency to objektivirovat a dynamic, but not static sign of reality or reality is his feature of author's style, the author of serious deformations of the reality surrounding him caused by reflection in art consciousness

Текст научной работы на тему «Словообразовательные инновации автора как маркеры концептуальных смыслов художественного текста (на материале неолексем С. Д. Кржижановского)»

Т. В. ПОПОВА

(Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург, Россия)

УДК 8И.Ш.Г42:821.Ш.1-3(Кржижановский С. Д.)

ББК Ш141.12-3Ш33(2Рос=Рус)6-8,44

СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИННОВАЦИИ АВТОРА КАК МАРКЕРЫ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ СМЫСЛОВ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА (НА МАТЕРИАЛЕ НЕОЛЕКСЕМ С.Д. КРЖИЖАНОВСКОГО)

Аннотация: В статье рассматривается деривационное пространство авторских неолексем С.Д. Кржижановского и возможность выявления доминантных смыслов текста через свойственные им словообразовательные феномены.

При этом обосновывается целесообразность учета не только традиционных словообразовательных единиц (словообразовательного гнезда, словообразовательного значения, словообразовательной категории), но и таких, как деривационно-семантическое поле и деривационно-семантический блок: поле объединяет производные неолексемы разных частей речи с близкими категориально-словообразовательными семами, блок - дериваты с синонимичными семами без учета статуса последних (категориально-словообразовательная или дифференциальная сема). Анализ деривационно-семантического пространства авторских неолексем позволяет выявить деривационно-семантические доминанты текста и их роль в экспликации концептуальных смыслов художественного произведения. Установлено, что неолексемы С.Д. Кржижановского объединяются в 7 деривационно-семантических блоков: «Человек», «Предмет», «Признак», «Действие», «Состояние», «Время» и «Пространство». Деривационно-семантической доминантой неолексикона С.Д. Кржижановского является словообразовательный смысл «Действие», передаваемый глаголами, существительными, прилагательными и наречиями. Большая склонность С.Д. Кржижановского объективировать динамический, а не статический признак реалии или саму реалию является особенностью его идиостиля, обусловленной отражением в художественном сознании автора серьезных деформаций окружающей его действительности.

Ключевые слова: неолексема, деривационно-семантической поле, деривационно-семантический блок, смысловая доминанта текста, деривационно-семантическая концептуализация.

Содержательно-концептуальное пространство текста обуславливается всей системой формирующих его элементов. Наиболее существенными для смысла целого текста являются по-

вторяющиеся в нем значения, составляющие его основу. Эти значения могут быть выражены повторами сквозных слов, слов одного семантического поля, модели, фраз, крупных синтаксических единств, тем, образов, мотивов и иных текстовых компонентов [Кожевникова 1983: 52-70]. По мнению Ю.Н. Караулова, «...многочисленные повторы некоторых слов, существенные отклонения в их частоте определенным образом воздействуют на читателя, формируя его восприятие неосознаваемым им образом, подобно 25-му кинокадру в секунду» [Караулов 2001: 363]. При этом наибольшее воздействие на читателя обусловлено не абсолютной частотой употребления конкретного слова в тексте, а качественными характеристиками контекстов его употребления и распределением этих контекстов на пространстве текста.

Особое место среди лексических элементов текста занимают неолексемы, созданные автором. Индивидуально-авторских образований, по словам Н.Г. Бабенко, «отличаются исключительными образопорождающими возможностями» [Бабенко 2008: 32]. Более того, они обладают особым типом языкового значения - словообразовательным, которое - наравне с лексической семантикой - участвует в создании концептуальных смыслов текста. Неолексемы обладают особой текстовой значимостью для автора, поскольку отражают те участки интерпретируемой действительности, которые наиболее значимы для автора текста, но недостаточно дифференцированы и/или номинированы узуальными средствами языка. Роль деривационно-семантических феноменов в экспликации концептуальных доминантных смыслов произведения изучена явно недостаточно.

По мнению лингвистов, одной из ключевых особенностей идиостиля такого концептуального писателя-философа первой половины ХХ в., как С.Д. Кржижановский, является языковая игра в разных её проявлениях (см., например, [Гридина 2014]). Н.Ю. Буровцева замечает: «В его произведениях парадоксально-самобытная идея . излагается таким же парадоксально-самобытным языком» [Буровцева: 1998: 97]. Активное словотворчество - характерная особенность стиля С.Д. Кржижановского. В современных исследованиях в целом выделено около 1000 созданных им неолексем: в работе О.П. Бышук - 470 ново-

образований, в работах Л.В. Промах - более 600, причем словники исследователей совпадают лишь на 16 % (около 150 новообразований).

Деривационно-семантическая концептуализация опирается на словообразовательные феномены, которые носят знаковый характер, то есть семантически нагружены, и традиционно относятся к комплексным единицам словообразования (Е.А. Земская): это словообразовательное гнездо, словообразовательный тип, словообразовательная категория, деривационно-семантическое поле и подполе.

С.Д. Кржижановский активно использует все эти феномены. Многие словообразовательные инновации автора легко объединяются в словообразовательные гнезда и номинируют людей, живущих по принципу, названному мотивирующим словом авось, небось, нет: авось - авось, авоська, авосиха, авосята, авоситься; небось - небось, небосиха, небосята, небоська; нет - нет, нета, нетенок, нетик, нетеныш, нетовский, нетовый, нетствующий; феномены разного рода: сон - сон «человек», сница, снишка, сновидчество, снообразный; время - времярез, времярезничество, обезвременность, безвременье; учение и его сторонников: хаустолог, хаустология, хаустогнозия, хаустоло-гический и под.

Однокоренные неолексемы фокусируют внимание не только на реалиях конструируемого автором фантастического мира, но и на феноменах, приобретающих концептуальное значение в конкретном тексте или творчестве в целом. Так, по мнению Л.В. Промах, герой С.Д. Кржижановского Сутулин (рассказ «Квадратурин»), пытаясь решить извечный вопрос нехватки жилья, становится жертвой деформированной им же самим привычной реальности, при этом рассказ строится в основном на актуализации корней жи(ть) и квадрат. «Выквадратуринив» свою крохотную «жилклетку», свой «гробовидный жилкороб», свою «крохотушу» с «пропаутиненными» углами волшебным средством для «разращивания», «ращения» комнат «квадрату-рином», он становится пленником «расквадратив-шейся квадратуры» и погибает, заблудившись во враждебном теперь ему «оквадратуриненном» пространстве [Кржижановский 2006: 274]. Неолексемы с корнем квадрат создают некую иллюзию

реальности, ясности происходящего - правильная геометрическая фигура (квадрат) становится прообразом новых слов, которые по-математически чётко и последовательно описывают происходящую деформацию бесконечно-увеличивающейся комнаты. В результате правильный привычно-надёжный комнатный квадрат искажается до неправильных, безобразно-огромных, вселенско-невообразимых размеров и поглощает своим фантастически деформированным пространством собственного создателя.

Еще большую значимость и концептуальность приобретают смыслы, передаваемые деривационными средствами в рамках словообразовательного типа, категории, поля или подполя. Так, значимая для С.Д. Кржижановского идея отсутствия важнейших, необходимых для нормального, естественного существования человека реалий, признаков, состояний в новом фантастическом мире передается словообразовательными типами и категориями, формирующими поле отсутствия чего-либо, отрицания чего-либо: не-воздух, не-мысль, не-мудрец, не-я; безбуквие, безвещье, безвидие, безвоздушье, безволние, безвременье, бездвижие, без-дурачье, беззвучье, беззлобье, безорбитье, безкнижье, безлучье, безмирье, безмогилье, безмолвие, бескнижье, бесскорбие, бессло-вие, бестемье, бестопливье, бесцветье, бесшажие; бесшумь; бездуновенность, безощущение; бесчувственница; безвопльный, беззерный, безъизъянный, безузорный, безщельный, бескрестный, бесступенный; безжизнить, беззвездиться, бессмыслить; беззвучащий; бессловно и под. Это поле формируется синонимическими словообразовательными категориями слов разных частей речи: существительных, прилагательных, глаголов, наречий.

Как показывают исследования Л.В. Промах, деривационно-семантическое пространство неолексем С.Д. Кржижановского формируют 185 словообразовательных типов; объединенных в 157 словообразовательных категорий, сгруппированных, в свою очередь, в 30 деривационно-семантических подполей и 12 полей. Среди деривационно-грамматических полей неолексем С.Д. Кржижановского доминирует субстантивное поле. Оно насчитывает 400 неолексем, что составляет 63,7 % от общего количества новообразований С.Д. Кржижановского. Глагольное поле содержит 114 неолексем (18,2 %), адъективное - 96 ново-

образований (15,3%).

Среди субстантивных деривационно-семантических полей самые объемные поля - это поле «Лица» (оно включает 106 неолексем, или 26,5% от общего количества субстантивных новообразований) и поле «Действия» (103 неолексемы, или 25,8 %). Их количественное доминирование позволяет предположить, что именно эти смыслы наиболее важны для данного автора.

Этот вывод может быть уточнен путем анализа деривационно-семантических блоков, характеризующих неолексемы С.Д. Кржижановского. Представляется, что именно блоки позволят более корректно определить семантическую (а на ее базе - и концептуальную) доминанту текста. По мнению Л.А. Новикова, «современный анализ языка художественной литературы характеризуется детерминантным подходом, поиском ведущих, доминантных речевых средств, позволяющих выделить главные ... семантические текстовые поля и т. п., организующие целостное единство художественного текста в его эстетическом восприятии» [Новиков 1988: 31].

Возможность выделения деривационно-семантических блоков обусловлена полисемностью любого словообразовательного значения: однотипные содержательные семы могут иметь статус не только категориальной, но и дифференциально-словообразовательной семы. Так, неолексемы С.Д. Кржижановского, по данным Л.В. Промах, легко объединяются в 7 деривационно-семантических блоков: «Человек», «Предмет», «Признак», «Действие», «Состояние», «Время» и «Пространство». При этом сема «действия», например, поддерживается не только субстантивным полем «Действие» (103 неолексемы, 15 словообразовательных категорий), но и глагольными полями «Действие» (64 неолексемы, 12 словообразовательных категорий) и «Воздействие» (50 неолексем, 14 словообразовательных категорий), а также адвербиальным ДСП «Характер действия» (16 неолексем, 2 словообразовательных категории). Таким образом, семантика действия у С.Д. Кржижановского манифестируется 232 новообразованиями (44 словообразовательных категории), что позволяет объединить их в один деривационно-семантический блок «Действие».

Именно этот словообразовательный смысл - «Действие» -

является деривационно-семантической доминантой неолексикона С.Д. Кржижановского. Одноименный деривационно-семантический блок имеет самый высокий удельный вес -36,9% (232 новых слова из 628) и максимально большую степень детализированности (в него входят 45 словообразовательных категорий из 157, свойственных неолексемам автора, то есть последние характеризуют действие в 45 аспектах, обусловленных сеткой словообразовательных значений русского языка: как действия и воздействие разного типа; как действие, выполняемое одушевленным или неодушевленным субъектом; как действие, связанное с определенным объектом, имеющее общий или частный результат; как действие, происходящее в определенном месте и времени, и т.п.). Большая склонность С.Д. Кржижановского объективировать динамический, а не статический признак реалии или саму реалию, вероятно, является особенностью его идиостиля, обусловленной отражением в художественном сознании автора и художественном мире его произведений серьезных деформаций окружающей его действительности.

ЛИТЕРАТУРА

Бабенко Н.Г. Язык русской прозы эпохи постмодерна: динамика лингвопо-этической нормы: диссертация ... д. филол. наук. - СПб., 2008.

Буровцева Н.Ю. С.Д. Кржижановский: проблемы поэтики: автореф. дис.... канд. филол. наук. - М.: Изд. МГПУ, 1998.

Бышук О.П. Типы и функции новообразований в творчестве С.Д. Кржижановского: дис.канд. филол. наук. - Ярославль, 2008.

Гридина Т.А. Игровой субъязык С.Д. Кржижановского // Русский язык в многоречном социокультурном пространстве: коллективная монография /отв. редакторы Б.М. Гаспаров, Н.И. Купина. - Екатеринбург, 2014.

Караулов Ю.Н., Пуиг М.С., Черкасова Г.А. Ассоциативные нормы испанского и русского языков. Москва - Мадрид, 2001.

Кожевникова Н.А. О типах повтора в прозе А. Белого // Лексические единицы и организация структуры литературного текста. - Калинин, 1983.

Кржижановский С.Д. Тринадцатая категория рассудка. - М.: Эксмо, 2006.

Новиков Л.А. Художественный текст и его анализ. - М., 1988.

Промах Л.В. Лексические новообразования как репрезентанты художественного мира (на материале произведений С.Д. Кржижановского) // Вестник РУДН. Сер. Русский и иностранные языки и методика их преподавания. Москва, 2009. №4.

Промах Л.В. Лексические новообразования как маркеры ключевых смыслов художественного мира С.Д. Кржижановского // Книжное дело: достижения, проблемы, перспективы - Ш: сборник статей. Вып. 3. / Екатеринбург: УрФУ, 2011.

© Попова Т.В., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.