Научная статья на тему 'К вопросу о «Дачной амнистии»'

К вопросу о «Дачной амнистии» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
520
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
К ВОПРОСУ О "ДАЧНОЙ АМНИСТИИ"
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о «Дачной амнистии»»

К ВОПРОСУ О «ДАЧНОЙ АМНИСТИИ»

Коровина Ю., ведущий консультант, отдел защиты гражданских прав человека аппарата уполномоченного по правам человека в РФ

г. Москва

Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

В связи с принятием Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества" с 01.09.2006г. начала действовать так называемая «дачная амнистия».

Ее правовая сущность сводится к возможности рядового гражданина беспрепятственно и в разумные сроки приватизировать находящиеся в его владении или пользовании объекты недвижимого имущества.

Для реализации поставленной задачи были разработаны и внесены в законодательство соответствующие изменения. Так, основная масса поправок коснулась следующих нормативно-

правовых актов: Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" и др.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях оформления в упрощенном порядке прав граждан на земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, осуществляют организацию и финансирование мероприятий по проведению территориального землеустройства таких земельных участков.

Согласно ст. 12 Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества" органы местного самоуправления поселений, городских округов в целях оформления в упрощенном порядке прав граждан на земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, а также на созданные на таких земельных участках

объекты недвижимого имущества на основании заявлений указанных граждан или их доверенностей могут оказывать им содействие в подготовке необходимых документов для проведения государственного кадастрового учета таких земельных участков, технического учета (инвентаризации) созданных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества, государственной регистрации прав на них.

Необходимым документом для оформления прав на объект недвижимого имущества является декларация.

Форма представляемой декларации об объекте недвижимого имущества устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства.

В декларацию об объекте недвижимого имущества включаются сведения о его адресе (местоположении), виде (названии), назначении, площади, количестве этажей (этажности), в том числе подземных этажей, годе его создания, о материалах наружных стен такого объекта недвижимого имущества, его подключении к сетям инженернотехнического обеспечения, кадастровом номере земельного участка, на котором такой объект недвижимого имущества расположен.

Уточненные данные об объекте недвижимого имущества, в том числе о площади земельного участка и местоположении его границ, вносятся в Единый государственный реестр прав без повторной регистрации на основании заявления правообладателя такого объекта недвижимого имущества и плана такого объекта недвижимого имущества или иного документа, предусмотренного федеральным законодательством для государственной регистрации права собственности на такой объект недвижимого имущества и содержащего описание такого объекта недвижимого имущества, либо в случае, если таким объектом недвижимого имущества является земельный участок, на основании заявления правообладателя земельного участка и кадастрового плана этого земельного участка.

Уточненные данные об объекте недвижимого имущества, в том числе о площади земельного участка и местоположении его границ, могут также вноситься в Единый государственный реестр прав без повторной регистрации на основании сведений, представленных соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества или, если таким объектом недвижимого имущества является земельный участок, органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра, при наличии согласия в письменной форме правообладателя такого объекта недвижимого имущества.

В случае спора между соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества или органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра, и правообладателем объекта недвижимого имущества уточненные данные о таком объекте недвижимого имущества вносятся в Единый государственный реестр прав на основании вступившего в законную силу судебного акта.

Документами, подтверждающими факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, или факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, расположенном в черте поселения и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), и содержащими описание такого объекта индивидуального жилищного строительства, являются технический паспорт такого объекта индивидуального жилищного строительства и разрешение органа местного самоуправления на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию или в случае, если такой объект индивидуального жилищного строительства является объектом незавершенного строительства, разрешение на строительство.

Форма представляемого технического паспорта объекта индивидуального жилищного строительства и порядок его оформления организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества также устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства. Во исполнение данной нормы Приказом Минэкономразвития РФ от 17 августа 2006 г. N 244 "Об утверждении формы технического паспорта объекта индивидуального жилищного строительства и порядка его оформления организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества" были утверждены форма технического паспорта объекта индивидуального жилищного строительства и порядок его оформления организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества.

До 1 января 2010 года технический паспорт объекта индивидуального жилищного строительства является единственным документом, подтверждающим факт создания такого объекта индивидуального жилищного строительства на указанном земельном участке и содержащим его описание.

Важнейшим моментом «дачной амнистии» является то обстоятельство, что основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородни-

чества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право такого гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права является один из следующих документов:

■ акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;

■ акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;

■ выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);

■ иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок.

Обязательным приложением к представляемому документу является кадастровый план соответствующего земельного участка.

Государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок осуществляется также в случае, если сведения о его площади, содержащиеся в представленном документе, не соответствуют данным кадастрового плана такого земельного участка.

Истребование у заявителя дополнительных документов для государственной регистрации права собственности не допускается.

Однако п. 5 ст. 25.2 Федеральный закон от 30 июня 2006 г. N 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества" устанавливает, что не допускается государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок в случае, если такой земельный участок в соответствии с федеральным законом не может быть предоставлен в частную собственность.

По-видимому, здесь речь идет об участках, которые в силу ст. 129 Гражданского кодекса Российской Федерации относятся к объектам граждан-

ских прав, нахождение которых в обороте не допускается либо нахождение таковых в обороте допускается по специальному разрешению. Оборо-тоспособность земли и других природных ресурсов должна осуществляться в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

Кроме того, земельный участок не может быть приватизирован гражданином в случае его изъятия, в том числе выкупа, для государственных или муниципальных нужд.

Условия и порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд устанавливаются статьей 55 Земельного кодекса Российской Федерации.

Принудительное отчуждение земельного участка для указанных целей может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда.

В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Собственник земельного участка должен быть не позднее чем за год до предстоящего изъятия земельного участка письменно уведомлен об этом органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп же земельного участка до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника.

Решение государственного органа об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок. При этом, собственник земельного участка должен быть извещен о произведенной регистрации с указанием ее даты.

Необходимо заметить, что выкуп для государственных или муниципальных нужд части земельного участка допускается не иначе как с согласия собственника.

Свои особенности имеют случаи предоставления земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям.

Так, земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, подлежат передаче в собственность садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения бесплатно.

Предоставление в собственность земельного участка, относящегося к имуществу общего поль-

зования, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления, поданного лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения или уполномоченным общим собранием членов данного некоммерческого объединения (собранием уполномоченных) на подачу указанного заявления, в соответствии с решением общего собрания членов данного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) о приобретении такого земельного участка в собственность данного некоммерческого объединения.

Граждане, которым предоставлены садовые, огородные или дачные земельные участки на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки аналогично указанному выше порядку. Принятие решений о предоставлении указанным гражданам в собственность таких земельных участков в этом случае не требуется.

Стоимость работ за проведение территориального землеустройства и формирование землеустроительного дела, зачастую превышает рекомендованный на федеральном уровне лимит цен.

В этой связи отмечу, что 11.07.2007г. Московской областной Думой был принят закон «О предельной максимальной цене работ по проведению территориального землеустройства», который вступил в силу со 02.08.2007г. и действует до 01.01.2010г.

Предельная максимальная цена в Московской области на сегодняшний день должна составлять не более 450 рублей за 100 квадратных метров территории, но не более 7000 рублей за один земельный участок.

В соответствии с федеральным законодательством работы по проведению территориального землеустройства включают в себя:

1) работы по образованию новых и упорядочению существующих земельных участков:

■ сбор информации о земельном участке, содержащейся в государственном земельном кадастре, государственном градостроительном кадастре, государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства, геодезической, картографической и иной связанной с использованием , охраной и перераспределением земель документации;

■ определение местоположения границ земельного участка, в том числе ограниченных в использовании частей земельного участка;

■ определение вариантов использования земель с учетом размера земельного участка, целевого назначения, разрешенного использования

земель и расположенных на них объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры;

■ определение площади земельного участка и (или) ограниченных в использовании частей земельного участка;

■ составление карты (плана) земельного участка, отображающей в графической форме местоположение, размер, границы и ограниченных в использовании частей земельного участка, а также размещение объектов недвижимости, прочно связанных с землей;

2) работы по межеванию земельного участка:

■ определение границ земельного участка на местности и их согласование с лицами, права которых могут быть затронуты;

■ закрепление на местности местоположения границ земельного участка межевыми знаками и определение их координат или составление иного описания местоположения границ земельного участка;

■ изготовление карты (плана) земельного участка.

Предельная максимальная цена, установленная изложенным нормативно-правовым актом, обязательна для применения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, выполняющими работы по проведению территориального землеустройства на территории Московской области.

Интересным, однако, представляется то обстоятельство, что срок действия «дачной амнистии» определен до 2010 года, в то время как ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусматривает, что юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 ст. 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того -переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 января 2008 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

Итак, налицо правовая коллизия, которая требует устранения.

Однако, не только в этом заключается проблема внедрения в общественную жизнь «дачной амнистии». Как показывает практика, далеко не все муниципальные образования были готовы к руководству над проектом.

До настоящего времени далеко не во всех субъектах Российской Федерации разработаны инструкции по вопросам, связанным с определением перечня правоустанавливающих документов, необходимых для предоставления при оформле-

нии прав на земельные участки и объекты жилищного строительства.

Президент Российской Федерации В. В. Путин в своих выступлениях неоднократно отмечал, что «дачная амнистия» не работает, и необходимо искать выход из сложившейся ситуации с целью реализации всех поставленных задач.

Таким образом, призванная избежать волокиты и судебного разбирательства при разрешении споров, связанных с оформлением прав на объекты недвижимого имущества, «дачная амнистия» в конечном итоге сталкивается с теми же проблемами, для борьбы с которыми она была разработана.

Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.