Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О БОЛЕЕ ВЫСОКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕРСПЕКТИВНЫХ СИСТЕМ АВИАЦИОННОЙ ЭЛЕКТРОСВЯЗИ ПО СРАВНЕНИЮ С ТРАДИЦИОННЫМИ СИСТЕМАМИ СВЯЗИ'

К ВОПРОСУ О БОЛЕЕ ВЫСОКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕРСПЕКТИВНЫХ СИСТЕМ АВИАЦИОННОЙ ЭЛЕКТРОСВЯЗИ ПО СРАВНЕНИЮ С ТРАДИЦИОННЫМИ СИСТЕМАМИ СВЯЗИ Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
авиационная электросвязь / полеты / воздушное судно / aviation telecommunications / flights / aircraft

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Катричева А.А., Копосов А.В.

В работе рассматривается вопрос необходимости использования перспективных систем авиационной электросвязи в сравнении с применением традиционных систем связи, согласно концепции CNS/ATM. Приводится их сравнительный анализ содержащая достоинства и недостатки, относящиеся к рассматриваемым системам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Катричева А.А., Копосов А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUE OF HIGHER EFFICIENCY OFADVANCED AVIATION TELECOMMUNICATION SYSTEMS COMPARED TO TRADITIONAL COMMUNICATION SYSTEMS

The paper considers the need to use advanced aviation telecommunication systems in comparison with the use of traditional communication systems, according to the CNS/ATM concept. Their comparative analysis is presented, containing advantages and disadvantages related to the systems under consideration.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О БОЛЕЕ ВЫСОКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕРСПЕКТИВНЫХ СИСТЕМ АВИАЦИОННОЙ ЭЛЕКТРОСВЯЗИ ПО СРАВНЕНИЮ С ТРАДИЦИОННЫМИ СИСТЕМАМИ СВЯЗИ»

УДК 621.39 Катричева А.А., Копосов А.В.

Катричева А.А.

студент

Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации им. Главного маршала авиации А.А. Новикова (г. Санкт-Петербург, Россия)

Копосов А.В.

аспирант

Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации им. Главного маршала авиации А.А. Новикова (г. Санкт-Петербург, Россия)

К ВОПРОСУ О БОЛЕЕ ВЫСОКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕРСПЕКТИВНЫХ СИСТЕМ АВИАЦИОННОЙ ЭЛЕКТРОСВЯЗИ ПО СРАВНЕНИЮ С ТРАДИЦИОННЫМИ СИСТЕМАМИ СВЯЗИ

Аннотация: в работе рассматривается вопрос необходимости использования перспективных систем авиационной электросвязи в сравнении с применением традиционных систем связи, согласно концепции CNS/ATM. Приводится их сравнительный анализ содержащая достоинства и недостатки, относящиеся к рассматриваемым системам.

Ключевые слова: авиационная электросвязь, полеты, воздушное судно.

Обеспечение безопасности полетов воздушных судов - основная задача всех подразделений, совокупность которых представляет собой авиационную систему.

Одним из основных подразделений, непосредственно обеспечивающих функционирование всей авиационной системы - это организация радиотехнического обеспечения полетов воздушных судов (ОРТОП), в рамках

которого обеспечивается надежное и эффективное функционирование радиотехнических средств.

Так, одним из основных направлений, которым занимаются специалисты ОРТОП, является авиационная электросвязь, которая является основным компонентом, надлежащий уровень эксплуатации которого непосредственно влияет на уровень функционирования важнейших аспектов безопасности выполнения полетов воздушных судов.

В гражданской авиации выделяются следующие виды авиационной электросвязи:

Авиационная фиксированная электросвязь, Авиационная подвижная электросвязь, Авиационное радиовещание [1, с. 13].

Предназначение каждого вида авиационного электросвязи отличается, однако их общей задачей является обеспечение качественной и надежной коммуникации между компонентами авиационной системы.

Ввиду возрастающей интенсивности полетов появилась необходимость совершенствования существующих систем для поддержания на требуемом уровне показателей, характеризующих безопасность выполнения полетов. Так, для разработки перспективной концепции связи, навигации и наблюдения ИКАО был создан Комитет по будущим аэронавигационным системам (FANS - Future Air Navigation Systems). Комитет разработал перспективную концепцию CNS/ATM (Концепция Связи, Навигации, Наблюдения/Организации Воздушного Движения - Communication, Navigation and Surveillance/Air Traffic Management).

Целью концепции CNS/ATM является предоставление эксплантатам воздушных судов возможности осуществлять полет по выбранному маршруту с планируемым временем вылета и прилета и минимумом ограничений без снижения уровня безопасности полетов.

Согласно концепции CNS/ATM в рамках авиационной электросвязи необходимо обеспечить:

Расширение сферы связи до глобальных размеров,

Совершенствование процесса обмена информацией между эксплуатантами, экипажами ВС и органами обслуживания воздушного движения,

Широкую автоматизацию процессов связи и уменьшение влияния человеческого фактора [2, с.51].

Таким образом, появляется необходимость перехода от традиционной системы авиационной электросвязи переходить к более эффективным системам.

В традиционной системе авиационной электросвязи в основном применяются несколько диапазонов для осуществления коммуникации: ОВЧ-диапазон используется для организации командной связи, т.е. связи между экипажами воздушных судов и диспетчерами управления воздушным движением, а также ВЧ-диапазон для связи в отдаленных и океанических районах, для организации каналов резервной связи, а также обмена телеграфными сообщениями.

Исходя из знаний особенностей распространения электромагнитных волн данных диапазонов, можно сделать вывод об ограниченности дальности организации связи. Соответственно, первым недостатком является неравномерное покрытие радиосвязным полем территорий.

Следующим фактором, который указывает на необходимость перехода к перспективным средствам связи, является форма предоставления информации в традиционной электросвязи - речь. Ввиду человеческого фактора, связанного с индивидуальными особенностями источника и получателя информации, такими как уровень знания языка и акцент, возникает необходимость решения вопроса разборчивости речи, а также устранения внешних шумов, например, шума в кабине, которые также влияют на качество связи.

Так, в рамках концепции CNS/ATM, предложен переход к интегральной сети авиационной электросвязи - Aviation Telecommunication Network (ATN), основой которой будет является спутниковая система связи, призванная

устранить недостатки, присущие традиционной системе авиационной электросвязи.

Использование спутниковой системы связи позволит расширить степень покрытия радиосвязным полем до глобального уровня, что позволит осуществлять коммуникацию из любых точек Земли.

При организации спутниковых каналов связи появляется возможность передачи не аналоговой информации, как это происходит в традиционной авиационной электросвязи, а цифровой информации. Это позволяет перейти к использованию обмена данными в виде сообщений, что решает вопрос необходимости организации систем с достаточным уровнем разборчивости речи, а также ускоряет процесс передачи информации. Однако использование речевых сообщений также применимо в чрезвычайных и нестандартных ситуациях.

Таким образом, необходимость совершенствования уже существующих систем обусловлена постоянно возрастающей интенсивностью полетов воздушных судов и динамическим развитием авиационной системы в целом. Авиационная электросвязь, являющаяся составной часть всей системы, оказывает непосредственное влияние на уровень безопасности полетов, чем обусловлена необходимость перехода к более эффективной перспективной системе авиационной электросвязи на базе спутниковой системы связи.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Федеральные авиационные правила «Радиотехническое обеспечение полетов воздушных судов и авиационная электросвязь в гражданской авиации» : [утв. Приказом Министерства транспорта РФ от 20.10.2014 г. № 297]. - Текст : электронный //БазаГарант;

2. Кульчицкий В.К. Общая теория радиоэлектронных систем: Учеб. пособие. Ч.6. Системно-технические основы построения радиоэлектронных систем гражданской авиации / СПб ГУ ГА. СПб, 2022. - 92 с

Международный научный журнал «ВЕСТНИК НАУКИ» № 8 (77) Том 4. АВГУСТ 2024 г. Katricheva A.A., Koposov A. V.

Katricheva A.A.

St. Petersburg State University of Civil Aviation named after Air Chief Marshal A.A. Novikov (St. Petersburg, Russia)

Koposov A.V.

St. Petersburg State University of Civil Aviation named after Air Chief Marshal A.A. Novikov (St. Petersburg, Russia)

ISSUE OF HIGHER EFFICIENCY OF ADVANCED

AVIATION TELECOMMUNICATION SYSTEMS COMPARED TO TRADITIONAL COMMUNICATION SYSTEMS

Abstract: the paper considers the need to use advanced aviation telecommunication systems in comparison with the use of traditional communication systems, according to the CNS/ATM concept. Their comparative analysis is presented, containing advantages and disadvantages related to the systems under consideration.

Keywords: aviation telecommunications, flights, aircraft.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.