Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА ИНФОРМАЦИОННОГО НАПРАВЛЕНИЯ ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ В АВИАЦИОННЫХ СИСТЕМАХ'

РАЗРАБОТКА ИНФОРМАЦИОННОГО НАПРАВЛЕНИЯ ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ В АВИАЦИОННЫХ СИСТЕМАХ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информация / передача информации / канал передачи информации / information / information transmission / information transmission channel

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Катричева А.А., Копосов А.В.

В работе рассматривается понятие информационного направления передачи информации, а также приведен пример организации информационного направления передачи информации в авиационной системе при обмене данными между диспетчером управления воздушным движением и командиром воздушного судна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Катричева А.А., Копосов А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF INFORMATION DIRECTION OF INFORMATION TRANSFER IN AVIATION SYSTEMS

The paper deals with the concept information transmission channel, and also gives an example of organization of information transmission channel in the aviation system during data exchange between the air traffic controller and the aircraft commander.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА ИНФОРМАЦИОННОГО НАПРАВЛЕНИЯ ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ В АВИАЦИОННЫХ СИСТЕМАХ»

УДК 62 Катричева А.А., Копосов А.В.

Катричева А.А.

студент

Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации им.

Главного маршала авиации А.А. Новикова (г. Санкт-Петербург, Россия)

Копосов А.В.

аспирант

Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации им. Главного маршала авиации А.А. Новикова (г. Санкт-Петербург, Россия)

РАЗРАБОТКА ИНФОРМАЦИОННОГО НАПРАВЛЕНИЯ ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ В АВИАЦИОННЫХ СИСТЕМАХ

Аннотация: в работе рассматривается понятие информационного направления передачи информации, а также приведен пример организации информационного направления передачи информации в авиационной системе при обмене данными между диспетчером управления воздушным движением и командиром воздушного судна.

Ключевые слова: информация, передача информации, канал передачи информации.

Информация представляет собой совокупность некоторых сведений о различных объектах окружающего мира, событиях и явлениях, которая может быть обработана, передана, а также может храниться. Для всех в настоящее время существующих систем, важна возможность обеспечения передачи информации.

Для возможности реализации процесса передачи информации необходимо понимать, в каком виде представлена исходная информация. Форма

1663

представления информации представляет собой сообщение, которое может быть отражено как в устном виде, так и символьном, в виде изображения и иных формах.

Форма передаваемого сообщения может быть выбрана исходя из различных условий:

1. Удобство восприятия информации,

2. Помехозащищенность передаваемой информации,

3. Дальность передачи информации,

4. Время передачи информации и др.

Учитывая представленные требования, для передачи различного рода информации, представленной в форме сообщения, организовывается информационное направление передачи информации.

Принято считать, что информационное направление - это совокупность источника информации и/или получателя информации, а также канала передачи (извлечения) информации [1, с. 16].

В таком случае, для построения информационного направления передачи информации необходимо:

1. Определить источник информации (ии), то есть то устройство или же человека, который обладает данными/сведениями, передачу которых можно осуществить.

2. Определить получателя информации (пи), то есть то устройство или же человека, который будет владеть данными/сведениями, которые были переданы.

3. На основании выбранных источника информации, а также получателя информации реализовать организацию канала передачи информации, которое будет включать в себя необходимый перечень аппаратуры и иных технических средств, набор которых будет обеспечивать качественную и безошибочную передачу требуемой информации, а также среду распространения.

При рассмотрении возможности передачи информации в авиационных системах необходимо помнить о том, что сам процесс непосредственной

1664

передачи сообщения осуществляется при помощи электромагнитного колебания, распространяющегося в пространстве.

Рис. 1. Типовая структура информационного направления передачи информации.

В качестве примера можно рассмотреть информационное направление передачи информации, которое организуется при обмене данными между диспетчером управления воздушным движением (УВД) и командиром воздушного судна (КВС), совершающим полет по воздушной трассе.

В таком случае, источником информации будет выступать диспетчер УВД, который передает необходимую для совершения полета информацию. В настоящее время процесс обмена информацией в авиационной подвижной электросвязи между диспетчера УВД и КВС осуществляется при использовании речи, то есть, передается сформированное человеком голосовое сообщение. Получателем сообщения будет являться КВС.

Для реализации информационного направления передачи информации необходимо учитывать особенности построения канала передачи информации. Канал передачи информации представляет собой совокупность технических средств и среды распространения сигнала, обеспечивающих передачу информации, содержащейся в сообщении [1, с. 24].

В рассматриваемом случае необходимо передать речевое сообщение между двумя людьми. Для этого необходимо учесть, что канал передачи информации будет состоять из тракта передачи и тракта приема.

1665

Основными составными частями трактов передачи и приема будет являться различная аппаратура, в частности: оконечная аппаратура, специальная аппаратура, а также каналообразующая аппаратура.

Для начала рассмотрим тракт передачи сообщения. В качестве оконечной аппаратуры со стороны источника информации будет выступать микрофон диспетчера УВД. В результате преобразований в оконечной аппаратуре будет получен первичный электрический сигнал. Далее, для того, чтобы обеспечить возможность передачи сообщения используется специальная аппаратура, осуществляющая кодирование для обеспечения требуемого уровня помехозащищенности. После преобразований в специальной аппаратуре необходимо осуществить согласование закодированного сигнала со средой распространения. В случае осуществления связи диспетчера УВД и КВС, средой распространения сигнала будет являться атмосфера и для передачи используются электромагнитные колебания. Для формирования электромагнитного колебания из электрического сигнала необходимо использовать каналообразующую аппаратуру, в которой происходит процесс модуляции. При передачи речевых сообщений в авиации используется амплитудная модуляция. Таким образом, в результате преобразований информации в тракте передачи, на выходе получим электромагнитное колебание, распространяющееся в пространстве.

В тракте приема, то есть, в нашем случае, на воздушном судне, происходит процесс обработки принятого электромагнитного колебания. Для начала происходит его демодуляция с помощью каналообразующей аппаратуры, где электромагнитное колебание преобразуется в электрических сигнал. В специальной аппаратуре происходит декодирование принятого сообщения. В результате обработки в оконечной аппаратуре, в рассматриваемом случае, представляющей собой головные наушники КВС, происходит непосредственная передача информации получателю информации.

Таким образом, для возможности построения информационного направления передачи информации в авиационных системах необходимо

1666

определить источник и получателя информации, а также форму представления сообщения, в зависимости от которой будет разрабатываться канал передачи информации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Кульчицкий В.К. Общая теория радиоэлектронных систем. Ч1. Каналы, сигналы, помехи. Изд. 2-е, перераб.: Уч. пособие/ СПбГУГА. С.-Петербург, 2022. - 142 с

Katricheva A.A., Koposov A. V.

Katricheva A.A.

St. Petersburg State University of Civil Aviation (St. Petersburg, Russia)

Koposov A.V.

St. Petersburg State University of Civil Aviation (St. Petersburg, Russia)

DEVELOPMENT OF INFORMATION DIRECTION OF INFORMATION TRANSFER IN AVIATION SYSTEMS

Abstract: the paper deals with the concept information transmission channel, and also gives an example of organization of information transmission channel in the aviation system during data exchange between the air traffic controller and the aircraft commander.

Keywords: information, information transmission, information transmission channel.

1667

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.