Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА СТРУКТУРНОЙ СХЕМЫ КАНАЛА ДИСПЕТЧЕРСКОЙ ОВЧ РАДИОСВЯЗИ, СОДЕРЖАЩЕЙ СПУТНИКОВУЮ ЛИНИЮ СВЯЗИ'

РАЗРАБОТКА СТРУКТУРНОЙ СХЕМЫ КАНАЛА ДИСПЕТЧЕРСКОЙ ОВЧ РАДИОСВЯЗИ, СОДЕРЖАЩЕЙ СПУТНИКОВУЮ ЛИНИЮ СВЯЗИ Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
радиосвязь / спутниковая связь / ОВЧ / radio / communications / satellite / VHF

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Катричева А.А., Копосов А.В.

В работе рассматривается возможный вариант построения канала с использованием спутниковой линии связи для коммуникации диспетчера управления воздушным движением и экипажа воздушного судна, а также описываются основные аспекты использования командной радиосвязи в гражданской авиации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Катричева А.А., Копосов А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF STRUCTURAL SCHEME OF DISPATCH VHF RADIO COMMUNICATION CHANNEL CONTAINING SATELLITE COMMUNICATION LINE

The paper considers a possible variant of channel construction using a satellite link for communication between an air traffic controller and an aircraft crew, and describes the main aspects of using command radio communication in civil aviation.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА СТРУКТУРНОЙ СХЕМЫ КАНАЛА ДИСПЕТЧЕРСКОЙ ОВЧ РАДИОСВЯЗИ, СОДЕРЖАЩЕЙ СПУТНИКОВУЮ ЛИНИЮ СВЯЗИ»

УДК 53 Катричева А.А., Копосов А.В.

Катричева А.А.

студент

Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации им.

Главного маршала авиации А.А. Новикова (г. Санкт-Петербург, Россия)

Копосов А.В.

аспирант

Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации им. Главного маршала авиации А.А. Новикова (г. Санкт-Петербург, Россия)

РАЗРАБОТКА СТРУКТУРНОЙ СХЕМЫ КАНАЛА ДИСПЕТЧЕРСКОЙ ОВЧ РАДИОСВЯЗИ, СОДЕРЖАЩЕЙ СПУТНИКОВУЮ ЛИНИЮ СВЯЗИ

Аннотация: в работе рассматривается возможный вариант построения канала с использованием спутниковой линии связи для коммуникации диспетчера управления воздушным движением и экипажа воздушного судна, а также описываются основные аспекты использования командной радиосвязи в гражданской авиации.

Ключевые слова: радиосвязь, спутниковая связь, ОВЧ.

Организации качественной и защищенной связи в авиации - это залог безопасного выполнения полетов воздушных судов. Одним из основных вариантов реализации связи в гражданской авиации является командная диспетчерская связь, реализуемая для осуществления взаимодействия диспетчера управления воздушным движением (УВД) и экипажем воздушного судна (ВС). Для реализации связи в системе «земля-воздух» используются

1779

беспроводные линии связи, информация по которым передается с помощью радиоволн [1, с.38].

Как известно, в зависимости от выбранного диапазона, распространение радиоволны имеет особенности. В гражданской авиации для реализации командной диспетчерской связи используется ОВЧ (УКВ) диапазон, а именно частотный диапазон от 118 МГц до 137 МГц. Особенностью распространения волн данного диапазона является их способность преодолевать расстояние, равное дальности прямой радиовидимости [1, с.44]. Также, для увеличения зоны действия станций, работающий в ОВЧ диапазоне, могут быть использованы ретрансляторы. Таким образом, можно сделать вывод, что основным недостатком связи, организуемой посредствам использования ОВЧ радиостанций, является ограниченной зоны действия.

Согласно перспективной концепции СКБ/ЛТЫ, разработанной Международной организацией гражданской авиации, для решения вопросов, связанных с недостатками традиционных видов связи, таких как ОВЧ радиосвязь, например, в гражданской авиации планируется использование интегрированной системы связи (ЛТК). В состав систем входят:

1. Системы ОВЧ радиосвязи,

2. Системы ВЧ радиосвязи,

3. Спутниковые системы радиосвязи.

Таким образом, для передачи информации посредствам командной диспетчерской связи, для решения вопросов, связанных с ограниченной зоной действия, а также скоростью передачи информации, возможно построение канала диспетчерской ОВЧ радиосвязи, содержащей спутниковую линию связи.

На рисунке 1 представлена структурная схема канала диспетчерской ОВЧ радиосвязи, содержащей спутниковую линию связи.

Спутниковая радиосвязь в гражданской авиации осуществляется при использовании диапазона частот от 1530 МГц до 1670 МГц. В качестве ретрансляторов для организации глобальной связи используются искусственные спутники земли (ИСЗ). Спутники бывают нескольких видов:

1780

1. Геостационарные,

2. Низкоорбитальные,

3. Среднеорбительные.

Таким образом, основным преимуществом спутниковых систем связи является возможность осуществления связи на дальние расстояние и обеспечения глобальности связи, в отличие от связи в ОВЧ и ВЧ диапазонах, где покрытие представляет собой «пятна», конфигурация которых обусловлена особенностями распространения данных диапазонов.

При организации командной диспетчерской связи, источником и получателем информации является диспетчер УВД и экипаж ВС. Для преобразования информации, необходимой для передачи, в электрический сигнал применяется система коммутации речевой связи (СКРС). Далее, через коммутационно-распределительное оборудование средств связи (КРОСС), сигнал поступает на вход мультиплексора, где происходит сжатие информации по времени от нескольких источников. С выхода мультиплексора преобразованный сигнал поступает на спутниковый модем и приемопередающее оборудование, где происходит преобразование сигнала к требуемому цифровому виду, а также осуществляется согласование сигнала со средой распространения.

Ввиду наличия линии спутниковой связи в структуре канала командной диспетчерской ОВЧ радиосвязи, в состав структурной схемы включен удаленный объект (УО). При приеме спутникового сигнала приемо-передающей аппаратурой, а также его прохождения через спутниковый модем, происходит усиление сигнала. Далее сигнал поступает на мультиплексор и радиостанцию, где происходит его преобразование к требуемому виду, в рассматриваемом случае, к необходимому частотному диапазону, для передачи информации в ОВЧ диапазоне на борт воздушного судна.

Распространяющийся в пространстве сигнал принимается бортовой радиостанцией, где происходит его обработка. Далее через оконечное

1781

устройство (ОУ), представляющее собой головне наушники, информация непосредственно передается пилотам ВС.

Для организации обратной связи, то есть, между пилотом ВС и диспетчером УВД, необходимо учитывать требуемый для передачи информации состав элементов канала передачи информации, идентичный тому, что рассмотрен выше [2, с.20].

Рис. 1. Структурная схема канала диспетчерской ОВЧ радиосвязи, содержащей спутниковую линию связи.

Таким образом, при использовании приведенной выше структуры канала передачи информации, возможно реализовать командную диспетчерскую связь в ОВЧ диапазоне с использованием спутниковой линии связи.

1782

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Кульчицкий, В.К. Авиационная электросвязь. [Текст]: Учеб. пособие/ СПб ГУГА. СПб, 2018. - 213 с.;

2. Кульчицкий В.К. Общая теория радиоэлектронных систем. Ч.1. Каналы, сигналы, помехи. [Текст]: Учеб. пособие. - СПб.: УГА, 2011. - 159 с

Katricheva A.A., Koposov A. V.

Katricheva A.A.

St. Petersburg State University of Civil Aviation (St. Petersburg, Russia)

Koposov A.V.

St. Petersburg State University of Civil Aviation (St. Petersburg, Russia)

DEVELOPMENT OF STRUCTURAL SCHEME OF DISPATCH VHF RADIO COMMUNICATION CHANNEL CONTAINING SATELLITE COMMUNICATION LINE

Abstract: the paper considers a possible variant of channel construction using a satellite link for communication between an air traffic controller and an aircraft crew, and describes the main aspects of using command radio communication in civil aviation.

Keywords: radio, communications, satellite, VHF.

1783

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.