Научная статья на тему 'К вопросу о биографии позитивистски ориентированного ученого Джона Уильяма Дрэпера'

К вопросу о биографии позитивистски ориентированного ученого Джона Уильяма Дрэпера Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
221
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Джон Уильям Дрэпер / биография / Позитивизм / Интеллектуальная история / научная тенденция / John William Draper / biography / Positivism / intellectual history / scientific tendency
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the basis of foreign publications is considered the career and scientific activity of John William Draper. Was given the short characteristic of his basic historical works.

Текст научной работы на тему «К вопросу о биографии позитивистски ориентированного ученого Джона Уильяма Дрэпера»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ № 23 2011

IZVESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO HUMANITIES № 23 2011

удк 980(075)

к ВОПРОСУ о БИОГРАФИИ ПОЗИТИВИСТСКИ ОРИЕНТИРОВАННОГО УЧЁНОГО

ДЖОНА УИЛЬЯМА ДРЭПЕРА

© Б. М. РАЦ

Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского, кафедра всеобщей истории, историографии и археологии e-mail: rector@spu-penza.ru

Рац Б. М. - К вопросу о биографии позитивистски ориентированного учёного Джона Уильяма Дрэпера // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2011. № 23. С. 568-572. - На основе англоязычных публикаций рассмотрены жизненный путь и научная деятельность Джона Уильяма Дрэпера. Дана краткая характеристика его основных исторических работ.

Ключевые слова: Джон Уильям Дрэпер, биография, позитивизм, интеллектуальная история, научная тенденция.

Rats В. M. - To the matter of the biography of the positivist scientist John William Draper // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2011. № 23. P. 568-572. - On the basis of foreign publications is considered the career and scientific activity of John William Draper. Was given the short characteristic of his basic historical works.

Keywords: John William Draper, biography, positivism, intellectual history, scientific tendency.

Изучение первого позитивизма продолжает оставаться одной из важных задач российской исторической науки. Необходима полная картина данного направления [9], поэтому в рамках данной статьи мы обратимся к одному из аспектов данной многогранной темы - историографическому анализу биографических данных, касающихся известного американского позитивистски ориентированного учёного - Джона Уильяма Дрэпера. В советской историографии он считался позитивистом «второго эшелона», поэтому ему уделяли немного места, констатируя только, что он являлся одним из представителей либеральнобуржуазного направления. Под таким углом зрения рассматривалась его научная деятельность в работах «Американская историография гражданской войны в США» (1963) И. Г. Дементьева [7], «Историография с древнейших времен до 1917 года» (1993) А. Л. Шапиро [8] и т. д.

Обратим внимание на восприятие его жизни и творчества в американской историографии. Нами использованы, в частности, монография Дональда Флеминга «John William Draper and the Religion of Science» (1972) [6] и статья Джорджа Баркера «Memoir of John William Draper» (1886) [1]. Особенно следует отметить монографию Флеминга, поскольку её автор имел доступ к обширным материалам о Дрэпере, включая его личную переписку, содержащуюся в Нью-йоркской публичной библиотеке. Обратим внимание на биографические данные, связанные с Дрэпером, сообщаемые в охарактеризованной англоязычной литературе.

В вопросе о происхождении семьи Джона Уильяма Дрэпера больше всего данных связано с отцовской линией. Отец Джона Уильяма Дрэпера, Джон Кристофер, родился в Ливерпуле 8 ноября 1777 года в семье Джона Дрэпера и Элизабет Джонсон. В 1798 году он с несколькими друзьями был обращен из католичества в методизм. С одной стороны, его обращение было абсолютно сознательным шагом, а с другой - он находился под сильным влиянием идей Великой Французской революции [6; Р. 2]. За смену религии Джон К. Дрэпер был вычеркнут из состава своей прежней семьи и, чтобы заработать авторитет в новой религиозной общине, до 1802 года он проходит практику в качестве местного проповедника. Далее он уже фигурирует в качестве итинеранта (разъезжающего проповедника), которого довольно быстро переводят в новый округ [6; Р. 2].

В 1805 году Дрэпер женится на Саре Рипли, чьи родственники, будучи методистами, также эмигрировали в Америку, чтобы основать там религиозную общину. У четы Дрэперов было четверо детей: Дороти, Элизабет, Джон и Сара. Супружеская жизнь пары фактически состояла из постоянных переездов. Бюджет семьи был ограничен. обычное жалование ити-неранта составляло 12 фунтов в год для него самого,

12 фунтов для жены, по четыре фунта на каждого ребёнка и шесть фунтов на хозяйство и слугу. Однако встречаются данные о том, что главный орган методистской церкви - Уэслиянская конференция выделяла эти средства довольно гибко. Так, во время обучения детей на дому Джон К. Дрэпер получает по

восемь фунтов на дочерей и 12 фунтов на сына. Целью этих изменений в выплатах было держать во внимании хозяйство семьи, а также исключить независимость местных проповедников [6; P. 2]. Влияние методистов было настолько сильным, что даже чтение романов считалось настолько же грешным, как и игра в карты. Хотя, с другой стороны, уэслиянцы приветствовали и всячески поощряли занятия естественными науками. Джон К. Дрэпер, например, увлекался химией и астрономией.

Джон Уильям Дрэпер родился 5 мая 1811 года в городке Сент Хеленс, куда его отец был назначен проповедовать. 23 июня он был крещён известным методистским проповедником Джейбзом Бантингом, который впоследствии станет главой всей методистской церкви в Великобритании [1; P. 351]. Будучи шестилетним ребенком, Джон уильям начинает изучать латынь с частным преподавателем. к восьми годам он переходит к греческому. Помимо обучения Дрэпер занимается самообразованием, читая книги по химии из библиотеки отца, и проводит много времени в огороде, наблюдая за ростом и развитием растений. В семилетнем возрасте он самостоятельно попытался сконструировать собственный телескоп [6; P. 4]. В 1822 году Джон Дрэпер поступает в публичную школу Woodhouse Grove. Здесь Дрэпер успешно изучает классические языки и математические науки. В 1824 году за успехи в учёбе он был представлен в уэслиян-ской конференции [1; P. 352]. В том же году Дрэпер возвращается домой в местечко Отли, графство Йоркшир и продолжает занятия с частным преподавателем [6; P. 5]. В это же время его отец приобретает две акции в University College London, который отличался от Оксфорда и Кембриджа более демократичным подходом в наборе студентов. В качестве пайщика он просит ректора университета зачислить своего сына в число студентов, аргументируя это его успехами в естественных науках.

В феврале 1827 года Дрэпер-старший умирает, и, в связи с тяжелым финансовым положением семьи поступление сына в колледж временно откладывается. Дрэпер зарабатывает частными уроками, что также осложняет его зачисление в студенты, поскольку это противоречит уставу колледжа. Все финансовые затраты на его образование взяли на себя мать и старшая сестра Дороти. В 1829 году Дрэпер всё же начинает обучение в Лондоне [6; P. 6]. В университете он слушает курсы по химии и биологии, посещает лекции профессора Эдварда Тернера и вместе с ним изучает химические эффекты света [1; P. 352]. Тернер, помимо химии, преподавал геологию: Дрэпер под его руководством пишет несколько работ о вулканах, в том числе и геологический отчет о разрушении Содома и Гоморры. В 1831 году Джон Дрэпер успешно защитил диплом по химии (в связи с монополией Оксфорда и Кембриджа на выдачу степеней, студенты других университетов могли получить лишь диплом) [6; P. 7]. В это же время он дополнительно посещает курсы по праву известного британского юриста Джона Остина.

13 сентября 1831 Дрэпер сочетается браком с Антонией Гарднер, дочерью Дэниила Гарднера, придворного врача короля Португалии Иоанна VI и Шарлотты Испанской. Будущая супруга Дрэпера родилась в Бразилии, после того как королевская семья бежала туда из Португалии в связи с вторжением Наполеона. С 1830 года она и её брат Дэниэл жили в Лондоне [1; P. 380].

В 1832 году Дрэпер со своей семьёй переезжает в Америку, где ему обещали преподавательскую должность. Однако в связи с задержками при переезде (свадьба его младшей сестры Сары и брата Антонии Дэниела), должность была отдана другому. В Америке семья обосновалась в городке Кристиансвилль, округ Мекленбург, штат Вирджиния. В этом штате был довольно большой контингент методистов [1; P. 352]. Дрэпер приобретает небольшую ферму у Бенджамина колмэна, выдающегося методиста этой местности, строит там двухэтажный дом [6; P. 9]. Точно неизвестно где были найдены деньги на такую покупку и строительство. Скорее всего, это были сбережения Дороти Дрэпер от преподавания живописи в лондоне. На ферме сёстры Дрэпер открыли The Misses Draper Seminary for Girls. Сам Джон Уильям организовал лабораторию и занимался медицинской практикой (не имея степени), помогая в ликвидации эпидемии оспы [6; P. 9]. Однако единственным источником дохода для семьи была именно семинария.

В 1834 году умирает его мать Сара Рипли Дрэпер, но, даже будучи в трауре, Джон не прекращает заниматься наукой. Между июлем 1834 и январём 1836 годов он публикует восемь работ по капиллярности, основанных на лабораторных исследованиях в Кристиансвилле [6; P. 10]. В 1835 году с помощью финансовой поддержки своей сестры Дороти Джон Дрэпер поступает в University of Pennsylvania School of Medicine, где в течение двух лет изучает медицину. Помимо посещения лекций Дрэпер занимается и практической деятельностью в лаборатории Роберта Хаера и Дж. Митчелла. Их совместно проведённые опыты оказывают на него большое влияние [6; P. 10-11].

Получив докторскую степень, Дрэпер возвращается в Вирджинию. Сразу же после приезда он встречает с местной политической элитой, желающей восстановить экономическое благополучие штата. Один из её представителей, Эдмунд Раффин, прямо предлагает пересмотреть возможности использования местных ресурсов, полагаясь в этом вопросе на представителей науки штата. В июле 1836 года 16 жителей Вирджинии, являющихся попечителями Hampden-Sydney College провели совещание, чтобы определить, какие меры могут быть приняты для разработки минеральных ресурсов. В итоге при колледже была основана школа минералогии, в которой проводился химический анализ этих минералов [6; P. 12]. За свои обширные знания по химии и геологии Дрэпер был избран в неё ведущим химиком и минерологом. Осенью 1836 года его назначают профессором химии и ботаники в самом колледже с окладом в одну тысячу долларов [1; P. 354].

Занимая профессорскую должность, Дрэпер стремится поднять уровень образования провинциального колледжа, в котором был довольно силен церковный дух. Он тратит собственные деньги на покупку оборудования и книг, пытается наладить связь с европейскими учёными. Помимо этого он составляет учебные планы, назначает студентов на стипендию, разрабатывает собственное оборудование. дрэпер заставляет своих студентов и персонал колледжа регулярно проводить метеонаблюдения, собранные данные детально фиксируются и анализируются [6; P. 14]. Чтобы заинтересовать наукой как можно больше людей, Дрэпер вынашивает идею создания «Научного сообщества в Америке». Он подробно объясняет назначение многих научных аппаратов, чтобы отбить страх перед их использованием за пределами больших городов.

В Hampden-Sydney College Дрэпер занимается и физиологией, призывая к более ясным взглядам на химические процессы, происходящие в организме человека [6; P. 14]. Работа Дрэпера в этой области привлекла внимание доктора Мартина Пэйна, впоследствии, одного из основателей University Medical College. В 1837 году Пэйн приглашает Дрэпера в Нью-Йорк, но он отвергает предложение, поскольку медицинская школа ещё не была обеспечена надлежащим образом. В 1839 году ему вновь приходит приглашение, и 20 мая он занял место профессора химии в New York University с требованием начать занятия уже в октябре. Здесь его оклад составил 750 долларов плюс семь долларов за каждого платного студента [6; P. 18-19].

С конца 1838 года Джон Дрэпер занимался экспериментами со светом и, в связи с этим, вплотную подошел к процессу фотографирования. Он повторяет эксперименты Уильяма Тальбота, дополняя их уменьшением времени выдержки и улучшая резкость получаемой фотографии. В 28 лет Дрэпер приезжает в Нью-Йорк. Он продолжает заниматься фотографией уже в университетском здании на Wooster steet. Здесь его коллегой по работе становится Сэмюэль Морзе, с которым он проводит в лаборатории по 14 часов, ставя эксперименты. Их основная задача заключалась в снятии портрета. В декабре 1839 года у Дрэпера получился первый портрет. Для этой фотографии он использовал обычные линзы от очков [6; P. 21]. В марте 1840 года Джон Дрэпер получает доклад об успехах европейцев в области портретной съемки и вносит необходимые коррективы и изменения. В итоге он добивается потрясающих результатов. Дрэпер мог получать изображения при выдержке от 20 до 45 секунд, тогда как обычным в то время были 3-5 минут. В июле 1840 года он сделал знаменитую фотографию своей сестры Дороти, которая претендует на звание первой в мире женской фотографии [6; P. 25]. В Европе этот портрет был по достоинству оценен известным физиком профессором Джоном Фредериком Гершелем, также изучавшим процессы света. Наконец, в 1840 году Дрэпер, совместно с Морзе, открывают фотостудию, где делают фотопортреты за 5 долларов, а также проводит семинары для начинающих фотографов, раскрывая особенности съемки в студии и вне нее [6; P. 23].

Среди слушателей были будущий отец фотожурналистики Мэттью Брэди и его коллега Александр Гарднер.

Во время зимы 1839-1840 годов Джон Дрэпер находит время для попыток фотографирования звездного неба. В итоге ему удается сделать первый в мире фотоснимок луны. Для этого Дрэперу пришлось использовать 45-минутную выдержку. 23 марта 1840 года он выступает в университете с докладом о своем успехе в фотографировании луны [6; P. 26]. К весне 1841 года Дрэпер возвращается в химию, считая, что фотографирование ему больше не так интересно, и он сделал все что хотел. Все свои записи в этой сфере он оставляет С. Морзе.

В 1841 году профессор Джон Дрэпер вместе к такими известными американскими учеными как Валентайн Мотт, Джордж Ривер, Грэнвил Паттисон, Мартин Пэйн и Ганинг Бедфорд основывают University Medical College [1; P. 354]. Мотта, как лучшего на тот момент хирурга избирают президентом, а Дрэпер становится профессором химии [6; P. 28]. Из-за присутствия таких именитых ученых колледж очень быстро набирает популярность. В 1850 году Дрэпер сменяет Валентайна Мота на посту президента University Medical College [1; P. 355]. В это же время он покупает ферму в Гастингс-на-Гудзоне, а также несколько коттеджей, которые начинает сдавать в аренду. Ещё одним его заработком служат авторские гонорары, получаемые за собственные учебники по химии и переводы европейских авторов. На получаемые деньги ему приходится содержать жену, шестерых детей, двух незамужних сестёр и оказывать помощь семье своего шурина Дэниела Гарднера.

Джон Дрэпер был одним из первых в Америке, кто прошел путь от простого ученого до профессора, в частности, New York University. Поскольку New York University был довольно беден в рассматриваемое время, Дрэпер был нанят только как профессор, а не как исследователь. В договоре это не оговаривалось, и он проводил исследования на собственные деньги [6; P. 32].

Поворотным моментом в научной карьере Джона уильяма Дрэпера стал 1856 год, когда он издаёт трёхтомную работу «Human Physiology, Statistical and Dynamical; or, the Conditions and Course of the Life of Man». Последние страницы «Физиологии» указывали направление почти всей его будущей работы. С этого момента Джон Дрэпер, как исследователь, окончательно покидает точные науки, начав заниматься историей.

Исследования по истории Дрэпер начинает ещё в середине 50-х годов [4; P. 3-4]. Причины такого резкого перехода Дрэпера от точных наук к гуманитарным до сих пор точно неизвестны, в историографии высказываются разные точки зрения. Есть предположение, что Дрэпер счел себя недооценённым в Европе. Прожив почти всю жизнь в Америке, он, тем не менее, остался англичанином не только по национальности, но и по духу. С другой стороны, в занятиях историей проявлялась его потребность к литературному творчеству. Он сумел соединить в себе качества ученого и писателя.

В этой связи интересна проблема приоритета, которой в рамках данной статьи мы коснёмся только

косвенно. В предисловии к своей книге «History of the intellectual development of Europe» («История умственного развития Европы», С-Пб., 1866 г.), изданной в

1861 году Дрэпер пишет следующее: «В предисловии ко второму изданию моей «Физиологии», опубликованному в 1858 году упоминается, что эта работа уже написана. Все внесенные изменения - это не более чем сведение материала воедино. Обсуждение нескольких научных вопросов, таких как происхождение видов, которое недавно так привлекло общественное внимание, осталось незатронутым, причем предложенные принципы остались теми же, что и в работе 1856 года» [4; P. 3-4]. Есть несколько версий о причинах написания этого труда. Можно предположить, что книга была написана в ответ на работу Дарвина «Происхождение видов». Возможно, учёный хотел продемонстрировать, что закончил свою работу ещё до выхода первого тома «Истории цивилизации в Англии» Бокля в 1857 году. Во всяком случае, можно говорить о том, что Джон Дрэпер приходит к своим заключениям совершенно независимо. Скорее всего, все трое ученых просто зафиксировали общенаучную тенденцию. Дата публикации книги говорит о том, что она завершает серию «цивилизационных» работ.

С началом Гражданской войны в США наступает один из сложных периодов в жизни и научной деятельности Джона уильяма Дрэпера. Будучи председателем Американского фотографического общества, он предлагает свои услуги военному министерству, но оно, в свою очередь, отказывается [6; P. 95]. Этот факт очень сильно задевает ученого, который сознавал все возможности военного применения фотографии. Гражданская война также сказалась и на материальном положении Джона Дрэпера. Вместе с инфляцией уменьшается его заработная плата [6; P. 96]. Добавило хлопот и то, что сыновья Джон кристофер и Генри записываются добровольцами в армию. Они были зачислены хирургами в 12-й полк Нью-Йоркской милиции. Их служба началась в Форте Генри, а затем, с июня

1862 года продолжилась в Харперс Ферри.

Война и её последствия не проходят бесследно для Дрэпера. Можно сказать, что она дает импульс к изменению политических взглядов ученого. Если до этого он пишет обобщающие труды по истории, то теперь он начинает применять свои знания в практической плоскости. Отметим его речь «Историческое влияние медицинской профессии», произнесенную на юбилее University Medical College 10 декабря 1863 года, курс из четырех лекций «Историческое влияние естественных причин», прочитанный в феврале и марте 1864 года в Historical Society of New York, и, наконец, расширение этих лекций и сведение их в одну книгу под названием «Thoughts on the Future Civil Policy of America», опубликованную в 1865 году («Гражданское развитие Америки», С-Пб., 1866 г.) [1; P. 374]. Дрэпер писал: «Если бы за последние десять лет по Югу смогли бы путешествовать северяне, колесящие во всех направлениях, то Гражданская война не случилась бы» [5; P. 86]. Однако американская неугомонность приня-

ла другое направление. Большие пространства незанятых земель развили в американцах стремление к индивидуализму и отрицанию контроля над собой. Именно это, по мнению Дрэпера, а также отсутствие политической традиции сделало нацию разобщенной и привело в итоге к Гражданской войне. Книга вышла большим тиражом, была встречена положительно и впоследствии переведена на многие европейские языки.

Послевоенный период жизни и научной деятельности Джона Дрэпера отмечен несколькими событиями. Во-первых, сразу же после завершения военных действий возникает потребность в изучении войны и причин, которые к ней привели. Во-вторых, у профессора случается личная трагедия. В 1865 году сгорает New York University School of Medicine, в которой Дрэпер был профессором в течение 15 лет. В этом пожаре он теряет огромную часть своих исследований, а также обширную библиотеку, тетради с записями о лабораторных экспериментах, физиологическое, химическое и физическое оборудование. Свою потерю он оценивает в 15 000 долларов [1; P. 356]. Хуже всего было то, что пожар случился в учебное время. Однако Дрэпер находит другое помещение, продолжает преподавать и умудряется не пропустить ни одной лекции. Он прилагает максимум усилий, чтобы найти деньги на восстановление здания и к осени 1869 года оно было заново выстроено [1; P. 355].

Несмотря на трудности, именно в период между 1867 и 1870 годами Джон Дрэпер пишет трехтомник «History of the American Civil War». Это была первая научная работа такого рода. При написании своей летописи Гражданской войны Дрэпер получает необычные преимущества к исследованию. Военный секретарь Эдвин Стэнтон открывает ему доступ к архивным документам и материалам, картам военных действий и штабной корреспонденции [1; P. 375]. В немалой степени, ученому помог генерал уильям Шерман, который в 1868 году отослал ему большую часть своих писем, дневников и заметок: «...ни один историк не имел полного доступа к этим документам. И я полагаю, что если вы хотите, то можете получить подобное от генерала Гранта и, возможно, от генерала Генри Хэллека . он наиболее информированный ум нашей армии» [6; P. 114]. Работа не включает в себя прямых цитат и поэтому невозможно определить, в каком объеме Дрэпер пользуется корреспонденцией Шермана и использует ли он материалы от Гранта и Хэллека. Известно только, что между Дрэпером и Шерманом шла активная переписка, которая позволяет сделать вывод о том, что именно это и документы военного министерства были его основными источниками [6; P. 144]. Возможно, отсутствие цитат в книге объясняется особым условием, поставленным Шерманом, либо тем, что используемые документы вошли в оборот слишком рано, и на них все ещё стоял гриф секретности.

Анализ этой работы не входит в задачу данной статьи, поэтому отметим только тот факт, что ученый, будучи приверженцем Севера, в своей работе старается отойти от категоричности при рассмотрении вопро-

сов, связанных с Югом. Он вспоминает свою старую установку о том, что климат разделяет Америку на два лагеря: «Существует тенденция к разделению республики исходящая из климата. Человеческие сообщества, разделяемые многими градусами широты, становятся антагонистичны в своих чувствах» [2; P. 95]. Вместо того чтобы постоянно обсуждать проблему рабства, он настаивает на том, что война является соревнованием между цивилизациями. Действительно, рабство было одним из заблуждений в истории юга, но Дрэпер считает, что работа историка состоит в том, чтобы описать все заблуждения, а не заявлять, что для них есть простые решения.

После завершения работы над книгой о Гражданской войне, Дрэпер решает посетить Европу. Однако намеченное путешествие было омрачено ещё до начала. 31 июля 1870 года после продолжительной болезни умирает его жена Антония. Тем не менее, ученый прилагает все усилия, чтобы не нарушить свои планы. Он едет один, а дома остается вся его семья: дочь Антония и старшая сестра Дороти продолжали вести хозяйство; Дэниел Дрэпер занял должность главного метеоролога в Центральном парке; Джон Кристофер продолжал работать химиком, а Генри занимался астрофотографией в New York University [6; P. 122]. Несмотря на хороший прием, Джон Дрэпер сократил свое пребывание в Европе и в начале апреля 1871 года он возвращается в США, чтобы успеть начать третий семестр в колледже.

В это же время Эдвард Юманс, известный популяризатор науки в США, высказал издателю Дэниелу Эпплтону свою идею создания серии «International Scientific Library», которая должна включать лучшие научные работы мыслителей современности из разных стран [6; P. 125]. Согласно идее, требовалось одновременное издание в нью-Йорке, лондоне, лейпциге и Париже.

В 1873 году Юманс обращается к Дрэперу с просьбой внести свой вклад в развитие серии, которая уже включала работы Джона Тиндаля, Уолтера Бэдже-та, Александра Бэйна и Герберта Спенсера [6; P. 125]. И уже в 1874 году выходит его новая книга «History of the Conflict between Religion and Science» («История отношений между католицизмом и наукой», С-Пб., 1876 г.) [1; P. 375]. Эта книга завоевывает гораздо большую аудиторию, чем «Умственное развитие», несмотря на многие положения, взятые из прошлой работы. Дрэпер открыто высказывает мнение о нарастающем духовном кризисе: «Кто имел возможность понять и ознакомиться с умственным состоянием образованных классов Европы и Америки, должно быть, чувствовал, что имеется большой и быстро увеличивающийся разрыв с религией, и что, в то время как среди людей откровенных этот разрыв не скрывается, существует более обширный и гораздо более опасный раскол, который происходит индивидуально и незаметно» [3; P. 5]. В сентябре 1876 года, после испан-

ского издания, работу вносят в «Index Expurgatorius» -список запрещенных католической церковью книг [1; P. 375]. «История отношений между католицизмом и наукой» стала последней крупной публикацией Джона Дрэпера.

Несмотря на камни в почках, Дрэпер работал на протяжении последних шести лет жизни, не пропуская ни одной лекции вплоть до 1881 года. Однако уже осенью Дрэпер был вынужден оставить преподавание и находиться дома. За неделю до смерти он упорядочил все свои записи и бумаги. Джон Уильям Дрэпер умер в своем доме в Гастингсе 4 января 1882 года. По этому поводу «Shillman’s Journal» написал: «Смерть доктора Дрэпера лишила нас самого известного исследователя в области молекулярной физики и самого разностороннего автора в кругу американских ученых» [6; P. 138].

В конце жизни к Дрэперу пришла известность: 25 мая 1875 года Американская академия искусств и науки награждает его медалью Румфорда; в 1876 году Американское химическое общество избирает Дрэпера своим президентом, а в 1877 году Американская национальная академия наук избирает его своим членом [6; P. 138]. И хотя на родине уже при жизни Дрэпер был признан как один из величайших ученых своего времени, теоретическое значение его научных работ, по нашему мнению, должным образом не оценено до сих пор. Парадокс научного наследия Дрэпера, как мы видим, как раз и заключается в том, что, являясь ярким ученым, осуществившим оригинальные, в том числе по исторической проблематике, исследования, в памяти он остался лишь как популяризатор науки. Его научное наследие, без сомнения, заслуживает дальнейшего анализа.

список источников и ЛИТЕРАТУРЫ

1. Barker G.F. Memoir of John William Draper // National Academy of Sciences. NY. 1886. April, 21. P. 349-382.

2. Draper J.W. History of the American Civil War. V. I. NY: Harper & Brothers, 1867. 567 pp.

3. Draper J.W. History of the Conflict between Religion and Science. L.: Henry S. King & Co, 1875. 373 pp.

4. Draper J.W. History of the Intellectual Development of Europe. NY: Harper & Brothers, 1865. 645 pp.

5. Draper J.W. Thoughts on the future civil policy of America. NY: Harper & Brothers, 1867. 325 pp.

6. Fleming D. John William Draper and the Religion of Science. NY : Octagon Books. A division of Farrar, Straus and Giroux, 1972. 205 pp.

7. Дементьев И.П. Американская историография гражданской войны в США. М.: Издательство Московского ун-та, 1963. 350 с.

8. Шапиро А.Л. Историография с древнейших времен до 1917 года. М.: Культура, 1993. 761 с.

9. Шувалов В.И. Первый позитивизм как явление мировой теоретической мысли. Пенза, ПГПУ, 2008. 104 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.