Л итература. Абросимова Л. И., Карасик В. Е. — В kh.i Возрастные особенности физиологических систем детей н подростков. М„ 1977, т. I.e. 19—20.
Абросимова Л. И., Карасик В. Е. и др. — Гиг. и сан., 1978, № 6, с. 44—47.
Кузнецова 3. И.— В кн.: Новое в теории и практике физического воспитания детей и подростков. М., 1975, с. 3—11.
Медкцинскне аспекты комплекса ГТО. Под ред. А. А. Шелю-женко. Киев, 1977.
Медицинские аспекты готовности и сдачи норм ГТО детьми и подростками. М., 1975.
Преварский Б. П. Велоэргометр (паспорт-инструкция). Киев, 1979.
Сер()юковская Г. //. Социальные условия и состояние здоровья школьников. М., 1979.
Тимаков Ю. Н. — В кн.: Всероссийский съезд по врачебному контролю и ЛФК. 1-й. Тезисы. Саратов, 1973, с. 64— 65.
Уваров В. А., Парнас В. П., Бондаревский Е. Я. — В кн.: Нормативные требования советской системы физического воспитания. М., 1976, с. 53—63.
Хрущев С. В., Иваницкая И. Н. — Педиатрия, 1974, № 2, с. 62—64.
Шхвацабая Ю. К. — В кн.: Всероссийский съезд по врачебному контролю и ЛФК. 1-й. Саратов, 1973, с. 73—74. Burke Е. — Res. Quart., 1976, v. 47. p. 95-104. Von Döbeln W. et at. — J. appl. Physiol., 1967, v. 22, p. 934. Israel S. — Med. u. Sport, 1979, B'd 19. S. 267—269. Meinlng D. — Theor. u. Prax. Körperk., 1975, Bd 24. S. 51 — 66.
Поступила 13.11.8)
Summary. On the basis of factor analysis of 60 parameters using multistep regression and multiple correlation, a system for rapid assessment of physical status of 7—9-year-old children was developed. This system determines their readiness to pass the standard exercises of the "Ready for Labor and Defence" complex and can be used at school. It was found possible to apply integral numerical index of the physical state to characterization of dynamic health of the 1st—3rd year schoolchildren.
УДК 618.2-081.215:615.478.27.014.45
А. И. Гусева, Н. П. Лихачева, В. С. Кощеев. Г. П. Богачу к, Г. А. Газиев, Н. Н. Клемпарская, А. Ф. Бобров
К ВОПРОСУ О БЕЗВРЕДНОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ АНТИМИКРОБНОГО БЕЛЬЯ В РОДИЛЬНЫХ
ДОМАХ
Создание антимикробных материалов обусловлено необходимостью эффективной борьбы со стафилококковой инфекцией в лечебных учреждениях, а также для профилактики гнойничковых заболеваний кожи у лиц, работающих в неблагоприятных условиях окружающей среды. Созданная 3. А. Роговиным и соавт. ткань, которая представляет собой привитые сополимеры целлюлозы и поли-1,2-диметил-5-винилпиридиния, содержащие химически присоединенный гексахло-рофен (2,2'-диокси-3,3', 5,5', 6,6'-гексахлордифе-нилметан), оказывает выраженное "I антимикробное действие в отношении стафилококка (В. И. Вашков). Гсксахлорофена в исходной ткани 4±0,5 %.
В данной работе изучены возможность и эффективность применения антимикробного белья, изготовленного из этой ткани, в качестве одного из средств в комплексе мероприятий но профилактике стафилококковой инфекции в родильных домах. Проведены санитарно-химические, токсикологические, микробиологические и физиологические исследования и полученные данные обработаны на ЭВМ. Определен качественный и количественный состав веществ, выделяющихся из ткани в воздух и водную среду, имитирующую пот. Для анализа газовыделений образцы ткани помещали в герметическую емкость из расчета 1,4 м2 материала на 1 м3,ее объема и выдерживали при 40 °С в течение 10 сут. В воздухе емкости токсичные вещества — формальдегид, окись углерода, 2-метил-5-винилпирндин, гексахлорофен (ГХФ) л другие хлорсодержащне соединения — не обна-
ружены. Для анализа этих веществ использованы высокочувствительные методики микроанализа, описанные ранее (М. С. Быховская и соавт.; Н. И. Казнина и соавт.; А. И. Гусева и соавт.;, Г. А. Газиев и соавт.). Аналогичные результаты получены при исследовании воздушной среды палат родильного дома, в которых использовали белье из антимикробной ткани. В связи с тем что белье постоянно контактирует с кожей человека, особое внимание при проведении санитарно-хи-мических исследований уделяли изучению веществ, выделяющихся в модельную среду, имитирующую пот.
При лабораторных исследованиях установлено, что основным веществом, поступающим в воду из стиранных 1—7 раз образцов антимикробной ткани, является ГХФ, скорость выделения которого 0,2—0,6 мг/100 см2 в сутки. Из однократно стиранной антимикробной ткани в водные вытяжки при экспозиции 10 сут в следовых количествах переходят хлориды (1,03 мг/100 см2), формальдегид (0,015 мг/100 см2) и мономер соли 1,2-диметил-5-виннлпиридиния метилсульфата (0,006 мг/100 см2). Количество окисляемых веществ, выделенных из ткани, составляет 2,14 мг 02/100 см2, не-^ предельных соединений (бромирующихся веществ) — 0,51 мг Вг2/100 см2. Для установления пороговых величин проведены токсикометриче-ские исследования ГХФ. При воздействии раствора этого препарата оказалось, что общетоксический и кожно-раздражающий эффекты «очищенного» ГХФ проявляются при многократных аппликациях в дозе 5—10 мг/100 см2 (на белых
кроликах), а слабые аллергические ответные реакции кожи зарегистрированы при воздействии его в дозе 3 мг/100 см2 (на морских свинках). В дальнейших исследованиях особое внимание уделялось определению влияния на организм комплекса веществ, выделяющихся из антимикробной ткани, для проведения сравнительной оценки их воздействия с пороговыми величинами, установленными для чистого препарата ГХФ.
В ходе испытаний антимикробной ткани у животных оценивали состояние эпидермальных барьеров кожи (рогового, химического, электрического, ретикулоэндотелиального) и буферных систем, биомеханические свойства кожи, визуальные проявления раздражения и сенсибилизации, аллергодиагностические тесты (реакция агломерации лейкоцитов).
Установлено, что растяжимость, упругость, эластичность кожи, толщина рогового эпидермиса, состояние буферных систем (аминокислоты кератина, фосфатные, бикарбонатные соединения) нейтрализующая способность кожи, устойчивость к щелочам при воздействии антимикробной ткани практически не изменились. Результаты оценки кожно-раздражающего и сенсибилизирующего действия антимикробной ткани показали, что 7—8-суточные ее аппликации с последующим троекратным повторением не сопровождаются реакциями раздражения кожи, связанными с воздействием химического фактора, т. е. уровень миграции комплекса веществ, выделяющихся из ткани, не достигает пороговых величин. к Результаты токсикологических исследований позволили провести определение эффективности изделий из антимикробного белья в условиях опытной носки в родильном доме.
Эффективность оценивали следующим образом: определяли количественный и качественный состав аутофлоры кожных покровов с помощью метода посевов-отпечатков, предложенного Н. Н. Клемпарской, с последующей идентификацией микроорганизмов и учитывали заболеваемость (сбор информации по историям болезни, рассылка открыток на дом после выписки, опрос родильниц по телефону на протяжении месяца после выписки). Посевы-отпечатки на питательную среду Коростелева брали у родильниц сразу после родов с различных областей кожного покрова (молочных желез, живота, спины) перед одеванием антимикробного белья и перед выпиской на 6-е сутки пребывания в родильном доме. Выясняли также зависимость эффективности антимикробного действия белья от содержания препарата на ^кожных покровах. Для этого у части родильниц, носивших антимикробное белье, перед выпиской по специально разработанной методике определяли количество ГХФ на коже в тех областях, с которых брали посевы-отпечатки. Кроме того, методом посевов-отпечатков изучали бактериальную загрязненность антимикробного и обычного хлопчатобумажного белья и микробную обсеме-
ненность воздуха палат с помощью аппарата Кротова. Всего обследовано 1680 родильниц; 840 носили антимикробное белье, а остальные составляли контрольную группу, т. е. пользовались обычным бельем. Результаты обследования женщин контрольной группы показали, что состояние аутофлоры кожи после родов резко ухудшалось как в количественном, так и в качественном отношении. Спустя сутки после родов в посеве-отпечатке, взятом с кожи, было 31 ±2,0 колоний микробов, а на 6-е сутки количество их возрастало до 43±3,0, что превышало норму в 2 раза. При этом число биохимически активных форм микроорганизмов достигало 90 % от общего числа. Накопление больших количеств стафилококка собственной флоры кожи с преобладанием маннит-. разлагающих и гемолизирующнх форм микроорганизмов может привести к возникновению ауто-инфекционного процесса и переходу его в клинически выраженное заболевание (мастит или фурункулез). В период пребывания в родильном доме у женщин, носивших антимикробное белье, снижалась микробная обсемененность кожи. В посеве-отпечатке после суточной носки такого белья было 18±2,0 колоний, а на 6-е сутки всего 8±1,0. Микробная обсемененность антимикробного белья была в 7 раз меньше, чем обычного. Бактериальная загрязненность воздуха в палатах, снабженных антимикробным бельем, была в 2,4 раза меньше, чем в палатах с обычным бельем.
Таким образом, применение антимикробного белья приводит к нормализации состояния аутофлоры Кожи родильниц и предотвращению рассеивания инфекционного начала (стафилококка) в окружающую среду. Во время пребывания в родильном доме ни у одной из женщин, носивших антимикробное белье, заболеваний маститом и фурункулезом не наблюдалось, в то время нак в контрольной группе они отмечены в 2 % случаев. Заболеваемость маститом и фурункулезом снижалась и после выписки из родильного дома, когда женщины не носили антимикробное белье. В течение 1-й недели после выписки число случаев заболевания в опытной группе было в 10 раз меньше, чем в контрольной, а к концу месяца после выписки число случаев заболевания среди женщин опытной группы было в 2 раза меньше, чем в контрольной. Отмеченный эффект у женщин, носивших антимикробное белье, объясняется, возможно, резким уменьшением количества микроорганизмов (стафилококка) кожи в течение месяца после родов, т. е. в период наиболее сниженной антимикробной резистентности организма. У родильниц, находившихся в обычном белье в момент выписки из родильного дома, количество микробов (стафилококка) на кожных покровах, в частности в области молочных желез, превышало норму. Количество микробов аутофлоры (стафилококка) на коже «пораженной» железы было в 2—3 раза (в отдельных случаях 9—10 раз)
Изменение микробной обсеменности кожи в зависимости от количества на ней ГХФ.
По оси абсцисс — количество ГХФ на коже (в мг па 100 см'): но оси ординат — микробная обсемененность кожн под антимикробным бельем (в % от исходного). I — расчетная кривая: 2 — экспериментальная кривая: 3 — доверительный интервал.
больше, чем на здоровой железе. Очевидно, стафилококк собственной флоры кожи в ряде случаев становится возбудителем заболевания (мастита, фурункулеза и др.), что подтверждается данными идентификации микроорганизмов аутофло-ры и культур, выделенных из гнойного очага при возникновении заболеваний у родильниц. Одновременно с изучением влияния антимикробного белья на аутофлору кожн у 50 родильниц определено количество ГХФ на кожном покрове после 6-суточного контакта его с этим бельем. Экспериментальная зависимость отношения количества колоний в посеве-отпечатке, взятом с кожн под антимикробным бельем, к количеству колоний, определенному в посеве-отпечатке, взятом с кожи этих же родильниц до одевания антимикробного белья, (К) от содержания ГХФ на коже (С) приведена на рисунке.
Коэффициент корреляции между К и С, равный —0,83, указывает на наличие сильной связи между ними. Для определения характера корреляционной связи между ними. Для определения характера корреляционной связи между этими величинами проведен регрессионный анализ на ЭВМ «Минск-32». При расчетах использована программа «РОД-3», разработанная в Таллинском институте кибернетики. Полученная регрессионная кривая показана на рисунке сплошной линией, и там же указаны границы 95 % доверительного интервала значений К. Регрессионная зависимость имеет дробно-линейный вид:
Б + ВС К= с
где коэффициенты Б и В равны соответственно 0,55 и 31,25. Из рисунка видно, что с увеличением содержания ГХФ на коже ее микробная обсе-мененность снижается. Так, при количестве ГХФ 0,020 мг/100 см2 микробная обсемененность кожн родильниц в среднем составляла 61 % исходной.
С увеличением количества ГХФ на коже до 0,03— 0,09 мг/см2 микробная обсемененность снижалась (50—40% исходной). Установлено, что при содержании ГХФ на коже ниже 0,02 мг/100 см2 число колоний в посеве-огпечатке, взятом с кожи под антимикробным бельем, практически либо оставалось на исходном уровне, либо увеличивалось. ' <
Полученные данные указывают на то, что для сохранения нормального уровня микрофлоры кожн родильниц ГХФ на ней должно быть не менее 0,02—0,03 мг/100 см2. Максимальное его количество, определенное на коже под антимикробным бельем, составляло 0,12 мг/100 см2. Эта величина в 25—30 раз ниже пороговых, оказывающих сенсибилизирующее и кожно-раздражающее действие.
Таким образом, результаты проведенных исследований позволяют рекомендовать хлопчатобумажное антимикробное белье, содержащее ГХФ, в качестве средства профилактики стафилококковой инфекции в родильных домах.
Выделяющийся из ткани на кожу ГХФ способствует нормализации состояния кожной ауто-флоры родильниц в послеродовой период И снижению заболеваемости маститом и фурункулезом во время пребывания в родильном доме, а также после выписки.
Ткань не оказывает токсического действия на родильниц, так как максимальное количество ГХФ на коже под антимикробным бельем (0,12 мг/100 см2) в 25—80 раз ниже пороговых величин, дающих сенсибилизирующий, кожно- ^ раздражающий и общетоксический эффекты.
Литература. Быховская М. С.. Гинзбург С. JI., Хали-зова О. Д. Методы определения вредных веществ в воздухе и других средах. М., 1961, ч. 2. Ваш кои В. П. Антимикробные средства и методы дезинфекции при инфекционных заболеваниях. М., 1977. Газиев Г. А., Сотников Е. Е., Филиппова С. А. к др. — Гиг.
и сан., 1972, № 2, с. 74. Гусева А. И., Газиев Г. А., Басова Л. В. и др. — Там же,
1979, № 5, е. 63-66. Казнина //. И., Газиев Г. А., Костерина Е. И. и др.—Там
же, 1976, №3, с. 113—114. Клемпарская Н. И., Шальнова Г. А. Аутофлора как индикатор радиационного поражения организма. М., 1966. Роговин 3. А.. Вирник А. Д., Псненжик М. А. и др.
A.c. 209439 — Открытия, 1969, № 15. Прикладные программы по математической статистике для ЭВМ «Минск-32». Таллин, 1977.
Поступила 13.11.80
Summary. Antimicrobial linen containing chemically bound hexachlorophene as a bactericide was studied hygieni-cally and toxicologically. Its effect on the autoflora of the " parturients' skin was determined. A comprehensive evaluation of such linen, performed at laboratories and maternity homes, has made it possible to recommend it for use in maternity homes as a means for prevention of staphylococcal infection.