воздухе рабочей зоны при приготовлении рабочих растворов и опрыскивании во много раз превышали допустимые величины, отмечались снос пестицидов (до 2—6 км) за пределы зоны обработки и загрязнение ими различных объектов окружающей среды (Д. И. Полищук и соавт.).
С целью уменьшения опасности загрязнения окружающей среды, непроизводительной потери препаратов и рабочих растворов возникла необходимость в разработке нового метода применения пестицидов в растениеводстве. Была создана новая аппаратура типа навесных машин (ОН-400, ОН-400-1, ОН-400-2, ОН-400-3, ОН-400-4, ОН-400-5) и прицепных машин (ОП-1600, ОП-1600-1, ОВТ-1В и др.), которая широко используется для МО различных сельскохозяйственных культур по новой технологии. Мы контролировали перечисленную аппаратуру, начиная с проектных решений и получения экспериментальных образцов до серийного выпуска, что дало возможность на разных этапах вносить гигиенические рекомендации по усовершенствованию конструкций машин. Например,были установлены приспособления для регулировки факела распыления и получения капель заданного диаметра, наименее подверженные действию метеорологического фактора, а также устройство, позволяющее дозировать распыляемый воздушно-жидкостный поток и др. Эти усовершенствования способствовали улучшению условий труда, снижению загрязнения пестицидами различных объектов
ЛИТЕРАТУРА. Баран В. Я. — В кн.: Гигиена применения, токсикология пестицидов и клиника отравлений. М., 1977, вып. 11, т. 2, с. 25—29. Белоножко Г. А. — В кн.: Гигиена села и охрана здоровья
сельского населения. М., 1976, с. 24—25. Дехтярева А. С. Защита растений, 1968, № II, с. 24—25. Петриченко Л. Н. — Гиг. труда, 1979, № 1, с. 35—36. Петриченко Л. Н. — В кн.: Гигиена применения, токсикология пестицидов и клиника отравлений. Киев, 1970,
окружающей среды, уменьшению сноса препаратов в 3—6 раз, а также их расхода на 1 га обрабатываемой площади без снижения эффективности. Кроме того, снизилось число обслуживающего персонала.
Переход от МО к УМО с расходом препаратов от 0,3 до 5 л на 1 га коренным образом изменил требования к аппаратуре и технологии применения пестицидов, позволил повысить коэффициент использования рабочего времени и тем самым повысить производительность машин. Однако метод УМО имеет ряд существенных недостатков: образование высокодисперсного аэрозоля при распылении препаратов и использование неразбавленных высококонцентрированных пестицидов; отсутствие совершенной широкозахватной аппаратуры (Г. А. Белоножко; В. Н. Баран; Д. И. Полищук).
Все более пристальное внимание гигиенистов привлекает в настоящее время применение для обработки сельскохозяйственных культур экономически выгодных мелкодисперсных аэрозолей с заданным диаметром частиц избирательного действия.
Наметившаяся тенденция к совершенствованию технологических процессов применения пестицидов, конструированию новой специальной наземной аппаратуры способствует улучшению условий труда, уменьшению загрязнения окружающей среды, повышению производительности машин и эффективности обработки.
вып. 8, с. 443—445. Полищук Д. И. — В кн.: Межобластной, межведомственной науч.-практ. конф. по гигиене применения пестицидов в народном хозяйстве. Тезисы докладов. Черкассы, 1974, с. 28—31. Полищук Д. И. и др. — В кн.: Всесоюзная конф. по аэрозолям. 2-я. Материалы. М., 1972, с. 101 — 102. Цапко В. Г. — Защита растений, 1976, № 10, с. 25.
Поступила 04.07.80
УДК 616.5-008.97-057:622-051
Кандидаты мед. наук В. А. Кращенко и Л. К. Горяйнова, В. А. Карцан
АУТОФЛОРА КОЖИ ГОРНОРАБОЧИХ ГЛУБОКИХ УГОЛЬНЫХ
ШАХТ ДОНБАССА
Донецкий НИИ гигиены труда и профзаболеваний
Характер глубокой микробной флоры в настоящее время рассматривают как индикатор неспецифической реактивности макроорганизма. Указанное делает необходимым тщательное наблюдение за характером и динамикой ауто-флоры кожи шахтеров в связи с их повышенной профессиональной заболеваемостью.
Целью настоящей работы явилось изучение глубокой микробной флоры горнорабочих угольных шахт Донбасса как индикатора их реактивности. Под наблюдением находилось 357 горнорабочих угольных шахт, из них было 264 шахтера основных подземных специальностей, работающих на горизонтах 840—930 м, и 93 рабочих шахтной поверхности. Среди подземных горнорабочих было 189 практически здоровых, у 41 наблюдались единичные поверхностные формы поражений, у 23 — распространенные поверхностные формы пиодермитов — единичные и сгруппированные фолликулиты, импетиго, пустулезные acne vulgaris, начальные формы фурункулов. У 11 шахтеров пиодермиты носили распространенный и активный характер и повлекли за собой временную утрату трудоспособности. Аутофлору и бактерицидность кожи изучали по методике Н. Н. Клемпарской. Исследование бактерицид-ности сопровождалось вычислением индекса. Обследование всех контингентов рабочих проводили непосредственно на шахте перед началом рабочей смены, ч больные пиодер-митами обследовались в кожном стационаре.
Анализ полученных данных позволяет установить, что микробная обсемененность и характер аутофлоры кожной поверхности наземных горнорабочих глубоких угольных шахт не отличаются от таковых нормальной флоры кожи (Н. Н. Клемпарская и Г. А. Шальнова; Р. К. Макашева). Индекс бактерицидности в этой группе шахтеров составил 128,8+29,06, что свидетельствует о высокой бактерицидной способности кожи.
У здоровых подземных горнорабочих отчетливо выражена тенденция к увеличению микробной обсемененности кожи и отмечено существенное увеличение числа патогенных форм стафилококков, культивированных на среде Коростылева. Анализ доли гемолитических колоний показывает, что этот показатель существенно увеличен у подземных горнорабочих. В этой, группе индекс бактерицидности достоверно ниже.
В группе подземных горнорабочих с единичными поверхностными формами поражения отмечается тенденция к увеличению микробной обсемененности кожи и доли маннитположительных колоний, а также существенно увеличена доля гемолитических колоний (Я<0,01) и индекса бактерицидности кожи (Я<0,01) по сравнению с группой 0 здоровых рабочих шахтной поверхности.
При изучении аналогичных показателей в группе больных с распространенными поверхностными формами пиодермитов без утраты трудоспособности отмечена тенденция
к увеличению числа бактериальных колонии в 1 см2 кожи, выявлено существенное увеличение числа патогенных форм стафилококков и числа гемолитических колоний и достоверное снижение индекса бактерицидности.
У горнорабочих, больных пиодермитами, у которых клинические изменения привели к существенному изменению состояния кожи, повлекшему временную утрату трудоспособности, глубина патологических изменений реактивности кожи была еще большей. Бактериальная обсемененность увеличилась более чем в 2 раза, как и количество маннитположительных и гемолитических колоний. Наступало резкое снижение индекса бактерицидности кожи (/><0,01).
Обобщение полученных данных позволяет установить, что работа на шахтной поверхности существенно не изменяет состояния кожного покрова, а бактерицидность кожи сохраняется высокой. Длительная работа в условиях подземных выработок, ежедневное мытье в бане со щелочным мылом приводят к значительным изменениям состояния кожи, резко возрастает бактериальная обсемененность. В глубокой микробной флоре кожи значительно увеличивается процент патогенных стафилококков. Существенно снижается бактерицидность кожи шахтеров.
ЛИТЕРАТУРА. Аникина Т. П., Танасейчук М. Т., Стехина Л. П. — Клин, мед., 1976, № 2, с. 113—118. Клемпарская Н. Н., Шальнова Г. А., Аутофлора как инди-
Такое состояние рассматривают как следствие снижения иммунологической реактивности (Н. Н. Клемпарская и Г. А. Шальнова; Т. П. Аникина и соавт.) и состояние готовности к заболеванию. Появление поверхностных, но множественных очагов пиодермитов, с одной сто оны, — свидетельство и следствие снижения реактивности, а с другой — причина еще большего подавления резистентности микроорганизма. У больных глубокими и распространенными пиодермитами отрицательная динамика показателей обсемененности, патогенности флоры и индекса бактерицидности кожи нарастает.
Выводы. 1. Бактериальная обсемененность, процент маннитположительных и гемолитических колоний кожи, индекс бактерицидности — показатели неспецифической реактивности горнорабочих.
2. Отрицательная динамика этих показателей у подземных горнорабочих, особенно больных пиодермитами, свидетельствует о снижении реактивности, усиливающемся при тяжелых формах пиодермитов.
3. Показатели глубокой аутофлоры и индекс бактерицидности кожи могут характеризовать тяжесть патологического процесса или состояние предболезни при пиодер-митах.
катор радиационного поражения организма. М., 1966. Макашева Р. К■ — Вести, дерматол., 1966, № 7, с. 48—52.
Поступило 16 06.80
УДК 615.285.7.099: [в 16.64+ 618.1
Канд. мед. наук Н. Р. Шепельская
ОЦЕНКА ГОНАДОТОКСИЧЕСКОГО ЭФФЕКТА ЦИОДРИНА
В ЭКСПЕРИМЕНТЕ
ВНИИ гигиены и токсикологии пестицидов, полимерных и пластических масс, Киев
Пестицид циодркн представляет собой прозрачную жидкость соломенно-желтого цвета. Применяется в качестве инсектоакрицида против эктопаразитов крупного рогатого скота, свиней и птиц. Циодрин является сильнодействующим ядовитым веществом; остаточных количеств в молоке не допускается,ДОК в мясе составляет 0,005 мг/кг.
В связи с тем что гигиенические нормативы препарата были обоснованы без учета его влияния на генеративную функцию, возникла необходимость изучить воздействие циодрина на гонады животных. В эксперименте на самках и самцах белых нелинейных крыс исследовалось влияние двух доз препарата — 0,01 мг/кг, что соответствует Limc/, (1-я группа) и 0,005 мг/кг (2-я группа). Циодрин вводили внутрижелудочно ежедневно в течение 10 нед.
Критериями оценки гонадотоксического действия пестицида служили морфофункциональные показатели состояния гонад (И. В. Саноцкий и соавт.) и репродуктивной функции животных, а также показатели постнаталь-ного развития потомства, включавшие наряду с другими тестами изучение поведенческих реакций у крысят, достигших 2-месячного возраста, методами «открытого поля» и норкового рефлекса (Л. В. Марцонь и Н. Р. Шепельская). Все данные, полученные в эксперименте, сравнивали с соответствующим контролем и подвергали статистической обработке.
Анализ результатов проведенных исследований показал, что циодрин в изученных'дозах оказывает токсическое воздействие на гонады самок и самцов крыс. При этом отмечается зависимость доза — эффект при оценке подавляющего большинства показателей. У самцов, подвер-♦ гавшихся воздействию циодрина в дозе 0,01 мг/кг, снижается активность движения сперматозоидов. У самок при воздействии циодрина в дозе 0,005 мг/кг увеличивается продолжительность астрального цикла (5,37±0.39 дня против 4,39+0,12 дня в контроле; Я<0,05). Такие показа-
тели, как количество живых, мертвых и общее количество половых клеток, а также содержание патологических форм сперматозоидов, не изменяются. Количественные показатели морфологического состояния семенников (индекс сперматогенеза, количество канальцев со слущенным эпителием и с 12-й стадией мейоза, среднее количество сперматогоний в канальцах), отражающие процессы развития и созревания сперматозоидов, также не претерпевают существенных изменений и не отличаются от показателей в контроле.
Вместе с тем, несмотря на кажущееся благополучие при изменении морфофункциональных показателей, у животных нарушается способность к воспроизведению потомства. Репродуктивная функция нарушается как у самцов, так и у самок. При этом при воздействии циодрина в дозе 0,01 мг/кг у подопытных самок возрастает как до-, так и постымплантационная гибель зародышей. А у самок, забеременевших от подопытных самцов 1-й группы, изменения репродуктивной функции не достигают уровня достоверности. В то же время при воздействии циодрина в дозе 0,005 мг/кг репродуктивная функция нарушается и у подопытных, и у иитактных самок, спаренных с подопытными самцами. При первом знакомстве с этими данными может создаться ложное впечатление пародоксаль-ного эффекта, однако углубленный анализ заставляет предполагать у самцов 1-й группы более выраженные нарушения в спермиях, чем у самцов 2-й группы. Очевидно, это объясняется тем, что циодрин в большей дозе вызывает в сперматозоидах патологические изменения, вообще несовместимые с функцией воспроизведения потомства, в связи с чем в оплодотворении участвуют лишь сперматозоиды, способные обеспечить нормальное развитие зародыша. Об этом в первую очередь свидетельствует меньшее количество в группе беременных самок после оплодотворения. У животных, подвергавшихся воздействию циодрина в.
СП