был положен анализ развития физиологии и психологин с позиции общей теории систем, предпринятый П. К. Анохиным (1973, 1975). Он пришел к заключению, что для построения полной естественнонаучной картины деятельности мозга необходимо не слитие или отождествление физиологического и психологического, а такой «концепту-I альный мост», который бы вскрыл качественную специфичность интеграции различных нейрофизиологических процессов в единое целое — функциональную систему целостной деятельности мозга человека. Отсюда следовало, что нельзя прямо сопоставлять элементарные физиологические процессы с психическими феноменами, а требуется выявить системные процессы организации целостного мозга, которые качественно отличаются от элементарных и приобретают принципиально новею качество — информационный параметр нейрофизиологической организации, детерминированной внешней средой и отражающей существенные для человека свойства этой среды.
Таким образом, сопоставление информационных параметров системной организации нейрофизиологических процессов при мыслительной работе, отраженных в предложенной нами электроэн-цефалографической модели определения умственной работоспособности, и психических явлений мышления производится в одних и тех же категориях, поскольку как информация, так и психика — системные свойства человеческого мозга как целого.
В заключение следует сделать вывод о том, что ^ системный подход позволил сблизить два обширных класса явлений — физиологических и психических, детерминировать психические явления через интегративные системные процессы головного мозга. Тем самым примененный в работе подход позволил сопоставлять категории физиологического и психического, обнаруживать в психологических феноменах нейрофизиологические механизмы отражательной деятельности мозга. При-
менение же методов многомерной статистики к анализу ЭЭГ при решении задачи позволило выявить сложную системную организацию электро-энцефалографнческой активности (ее ведущие формы), в которой отражается системная организация нейрофизиологических процессов мозга, реализующая 4 узловых механизма преобразования информации при мыслительной работе.
Практическое значение настоящей работы состоит в том, что она открывает путь к физиологически обоснованному определению индивидуальных возможностей учащихся в интеллектуальной деятельности, а следовательно, и к гигиеническому нормированию учебных нагрузок с учетом действительной трудности тех или иных учебных предметов.
Литература. Айзенк Г. Проверьте свои способности. М„ 1972.
Анохин П. К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М„ 1968. Анохин П. К.— В кн.; Принципы системной организации
функции. М., 1973, с. 5—61. Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем. М„ 1975.
Антропова М. В. — В кн.: Адаптация детей и подростков к учебной и физическим нагрузкам. М., 1979, с. 56—58. Г ромбах С. М. — В кн.: Гигиена детей и подростков. М.,
1978, вып. 6, с. 9—24. Пратцеевич Ю. М.. Соловьев А. В.. Квасов Г. И. — Гиг. и
сан.. 1980, № 9. с. 27—30. Рубишитейн С. Л. О мышлении и путях его исследования. М„ 1958.
Поступила 08.01 81
Summary. Mental working capacity of the 5—7lh form schoolchildren was evaluated by systems organization of their EEGs taken during testing. On the basis of the analysis of 1374 EEGs the principal patterns of arrangement were detected, reflecting the 4 main mechanisms of the information processing. Adequate interaction of these mechanisms probably ensures high mental capacity. The suggested method for determination of mental working capacity of schoolchildren with the use of EEGs provides accuracy in 83—92 % (in randomizing) and in 79—92 % (control examination) eases.
УДК 613.733-053.5:371.73
Г. Л. Апанасенко, В. Г. Мигулева, А. Д. Дубогай, В. А. Шаповалова
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ И ДВИГАТЕЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ К СДАЧЕ НОРМАТИВОВ КОМПЛЕКСА ГТО КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ДИНАМИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ 7—9 ЛЕТ
Киевский НИИ медицинских проблем физической культуры
^ Понятие «здоровье» — это не только отсутствие каких-либо функциональных отклонений организма, но и оптимальный уровень функций различных систем, а также гармоничность физического развития ребенка, его функциональные I возможности к обучению, спорту и труду (Г. Н. Сердюковская). Однако это мнение еще недостаточно принимается во внимание на практике. Определяющие признаки здоровья (отсут-
ствие заболевания, гармоническое и соответствующее возрасту физическое и психическое развитие, нормальный уровень функций, отсутствие склонности к заболеваниям) еще не дают информации об адаптационных возможностях организма, необходимость учета которых неоднократно подчеркивалась в литературе. Вместе с тем методические подходы к оценке одного из критериев, характеризующих состояние здоровья
детей,— степени резистентности организма достаточно сложны и не применимы в практической деятельности школьного врача. Один из путей решения проблемы оценки уровня здоровья («динамического здоровья»), как нам представляется,— определение функциональной и двигательной готовности детей к физическим нагрузкам различного характера, включенным во всесоюзный комплекс ГТО. Путь этот будет облегчаться, если будет разработана система экс-пресс-оценкп физического состояния детей, что в свою очередь является отдельной и очень важной проблемой для врачебно-педагогиче-ских аспектов советской системы физического воспитания.
К настоящему времени имеется определенное число исследований, посвященных данной проблеме применительно к детям более старшего возраста и взрослым, однако подходы к ее решению часто односторонни (определяется либо функциональная, либо двигательная готовность). При этом в основе методических подходов нередко лежит концепция о наличии линейной связи между показателями физического развития и двигательной подготовленности (3. И. Кузнецова), что весьма гипотетично (В. А. Уваров и соавт.); делаются попытки судить о степени функциональной готовности организма школьников к сдаче нормативов по данным проб с физической нагрузкой (С. В. Хрущев; Ю. К. Шхвацабая), особенностям реакций аппарата кровообращения при этом в сочетании с характеристикой физического развития (Л. И. Абросимова и В. Е. Карасик; Л. И. Абросимова и соавт.), отдельным физическим качествам (Ю. Н. Тимаков). Предлагаемые методики дают недостаточно полную характеристику физического состояния детей и трудоемки, что ограничивает их использование при массовых обследованиях.
Нами была поставлена задача разработать систему экспресс-оценки физического состояния детей младшего школьного возраста, применимую при массовых обследованиях функциональной и двигательной готовности детей в условиях общеобразовательной школы. При этом предполагалось, что различающиеся по уровню готовности школьники будут обладать и различной степенью неспецифнческой резистентности организма.
В процессе подготовки и сдачи нормативов » начальной ступени всесоюзного комплекса ГТО обследовано 394 практически здоровых учащихся 1—3-х классов обоего пола, у которых определяли данные физического развития, физическую работоспособность (Р'\УС17о, РХ^^Смаис и др.), физическую подготовленность, функциональное состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем (электро- и поликардиографня, капногра-фия в покое и во время велоэргометрнческой нагрузки ступенчато повышающейся мощности до
отказа), максимальное потребление кислорода по Astrond-Ryhming в модификации Jürtler для детей — всего 60 показателей. Полученные результаты подвергнуты факторному анализу, многошаговой регрессии и множественной корреляции (использованы программы ц материально-техническая база Института кибернетики АН УССР). Выявлены простейшие показатели! при использовании которых оказалось возможным получить характеристику аэробных возможностей, силовых и скоростно-силовых качеств, а также быстроты. Основой общей выносливости, играющей важную роль в «стабилизации» здоровья (Israel), являются аэробные возможности организма, которые характеризует уровень максимального потребления кислорода (МП К). Экспрес-оценка этого показателя наиболее сложна, а точность ее целиком определяется мощностью и продолжительностью тестирующей нагрузки (Burke). В то же время из литературы хорошо известен факт тесной взаимосвязи тотальных размеров тела (поверхности, массы) с МП К. Именно это обстоятельство и положено в основу расчета должных величин его (Б. П. Пре-варский; Von Döbeln и соавт.). Наши исследования также показали высокую степень корреляции поверхности и массы тела с МПК (у девочек несколько ниже, чем у мальчиков), что дает возможность использовать эти показатели в качестве основы его экспресс-оценкн.
Проведя множественную регрессию с дополнительным введением показателей функций организма в покое, отражающих влияние физической тренировки, и результатов простейших педагогических испытаний, имеющих допустимым для батареи тестов коэффициент корреляции с МПК (более 0,3; Meining), мы получили расчетные показатели, весьма близкие к истинным. Для практического применения рекомендуются следующие формулы: Для мальчиков:
МПК (в л/мин) = + + 1,1, (1)
где X| — масса тела (в кг); Х2— данные динамометрии сильнейшей кисти (в кг); Х3 — жизненная емкость легких (в сотнях мл). Для девочек:
Хч X X
МПК (в л/мин) = ~20 +"250 +1ÖÖ"-°-7» <2>
где Х{ — масса тела (в кг); Х2 — результат прыжка с места в длину (в см); Х3 — жизнен- ^ ная емкость легких (в сотнях мл).
Множественные коэффициенты корреляции между расчетными и полученными в исследованиях фактическими показателями МПК составляют соответственно 0,784 и 0,611.
Из педагогических тестов, характеризующих силовые и скоростносиловые качества детей, отобраны лишь те, которые имели в нашем ис-
Таблица 1
Оценка показателей функциональной н двигательной готовности школьников 7—9 лет
Показатель готовности Оценка в баллах
з * о '
Аэробные возможности организма (МПК), мл/мин 50 и 48,0—49,9 46,0—47,9 ¿Менее
на 1 кг массы тела более 46,0
Число отжиманий от пола в упоре лежа 12 и 10-11 6—9 Менее 6
более
Динамометрия кисти, кг 16 и 13—15 10—12 Менее
более 10
Прыжок в длину с места со взмахом рук, см 140 и 132—139 120—131 Менее
более 120
Эстафетный тест, см 15 и 16—18 19—20 Более
менее 20
Таблица 2
Оценочные критерии готовности к сдаче нормативов начальной ступени всесоюзного комплекса ГТО и их прогностическая значимость
Мальчики Девочки
Физическое состояние сумма набранных баллов достоверность прогноза. % сумма набранных баллов достоверность прогноза. %
Хорошее Среднее Слабое 13 и более 7—12 (з и менее Сдали 80, не сдали 20 Сдали 48, не сдали 52 Не дали 100 11 и более 6—10 5 и менее Сдали 100 (дали 45, не сдали 55 Сдали 12, не сдали 88
следовании высокие факторные коэффициенты и достаточные с точки зрения требований математической теории тестов для батареи показате-• лей коэффициенты валндностн. Ими оказались данные динамометрии кисти сильнейшей руки, отжимания от пола в упоре лежа, прыжки в длину с места со взмахом рук. Физическое качество быстррты (по показателям бега на 30 м) оказалось возможным характеризовать результаты эстафетного теста (г = —0,547) и прыжками в длину с места со взмахом рук (г = —0,458).
Сопоставление отобранных показателей физического состояния детей в процессе подготовки и сдачи нормативов начальной ступени комплекса ГТО — выполнившие все нормативы «готов», выполнившие более 50 % нормативов («условно готов»), выполнившие единичные или не выполнившие ни одного норматива («не готов») -*- позволило дать их формализованную оценку в баллах (табл. 1).
Средние суммы балльных оценок использованных тестов у школьников различных групп позволили установить количественные критерии *оценки физического состояния и готовности к сдаче нормативов ГТО, которые показали высокую долю совпадаемостн прогнозируемых и фактических результатов (табл. 2).
Опыт применения созданной системы показал, что при совместной деятельности медицинского работника школы (врача или медсестры) и преподавателя физкультуры для экспресс-оценки
функциональной и двигательной готовности одного класса (20—40 человек) необходимо 1—2 ч.
Анализ заболеваемости по обращаемости и числу дней, пропущенных по болезни за учебный год, выявил существенные различия между 3 группами физического состояния (табл. 3).
Таким образом, здоровые дети с недостаточной функциональной и двигательной готовностью к сдаче нормативов комплекса ГТО в наибольшей степени подвержены острым заболеваниям, что, вероятно, указывает на особенности их неспецифических нммунорезнстентных систем. Этих детей необходимо брать под особое наблюдение для коррекции их двигательного режима и оздоровления.
ТаблицаЗ
Показатели острой заболеваемости у учащихся I—3-х классов в зависимости от оценки физического состояния
Мальчики Девочки
Физическое состояние « % г'- V . Ч л . «= С = о о « » §■*<= 2=> о п ¿'.о £* V * ч ¡0 и* С X® "Я ° о * о А
в й 31 £ я г а о а 51 Г*. СО а о у 3 а г; §§ а с.
Хорошее Среднее Слабое 540 575 909 4090 5750 5200 61,6 58,3 40,0 769 1375 4385 13 120 61,6 25,0
Примечай и е. Распределение по группам физнческо -го состояния проводилось по данным, полученным в начале учебного года.
Л итература. Абросимова Л. И., Карасик В. Е. — В kh.i Возрастные особенности физиологических систем детей н подростков. М„ 1977, т. I.e. 19—20.
Абросимова Л. И., Карасик В. Е. и др. — Гиг. и сан., 1978, № 6, с. 44—47.
Кузнецова 3. И.— В кн.: Новое в теории и практике физического воспитания детей и подростков. М., 1975, с. 3—11-
Медкцинскне аспекты комплекса ГТО. Под ред. А. А. Шелю-женко. Киев, 1977.
Медицинские аспекты готовности и сдачи норм ГТО детьми и подростками. М., 1975.
Преварский Б. П. Велоэргометр (паспорт-инструкция). Киев, 1979.
Сер()юковская Г. //. Социальные условия и состояние здоровья школьников. М., 1979.
Тимаков Ю. Н. — В кн.: Всероссийский съезд по врачебному контролю и ЛФК. 1-й. Тезисы. Саратов, 1973, с. 64— 65.
Уваров В. А., Парнас В. П., Бондаревский Е. Я. — В кн.: Нормативные требования советской системы физического воспитания. М., 1976, с. 53—63.
Хрущев С. В., Иваницкая И. Н. — Педиатрия, 1974, № 2, с. 62—64.
Шхвацабая Ю. К. — В кн.: Всероссийский съезд по врачебному контролю и ЛФК. 1-й. Саратов, 1973, с. 73—74. Burke Е. — Res. Quart., 1976, v. 47. p. 95-104. Von Döbeln W. et al. — J. appl. Physiol., 1967, v. 22, p. 934. Israel S. — Med. u. Sport, 1979, B'd 19. S. 267—269. Meinlng D. — Theor. u. Prax. Körperk., 1975, Bd 24. S. 51 — 66.
Поступила 13.11.8)
Summary. On the basis of factor analysis of 60 parameters using multistep regression and multiple correlation, a system for rapid assessment of physical status of 7—9-year-old children was developed. This system determines their readiness to pass the standard exercises of the "Ready for Labor and Defence" complex and can be used at school. It was found possible to apply integral numerical index of the physical state to characterization of dynamic health of the 1st—3rd year schoolchildren.
УДК 618.2-081.215:615.478.27.014.45
А. И. Гусева, Н. П. Лихачева, В. С. Кощеев. Г. П. Богачу к, Г. А. Газиев, Н. Н. Клемпарская, А. Ф. Бобров
К ВОПРОСУ О БЕЗВРЕДНОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ АНТИМИКРОБНОГО БЕЛЬЯ В РОДИЛЬНЫХ
ДОМАХ
Создание антимикробных материалов обусловлено необходимостью эффективной борьбы со стафилококковой инфекцией в лечебных учреждениях, а также для профилактики гнойничковых заболеваний кожи у лиц, работающих в неблагоприятных условиях окружающей среды. Созданная 3. А. Роговиным и соавт. ткань, которая представляет собой привитые сополимеры целлюлозы и поли-1,2-диметил-5-винилпиридиния, содержащие химически присоединенный гексахло-рофен (2,2'-диокси-3,3', 5,5', 6,6'-гексахлордифе-нилметан), оказывает выраженное "I антимикробное действие в отношении стафилококка (В. И. Вашков). Гексахлорофена в исходной ткани 4±0,5 %.
В данной работе изучены возможность и эффективность применения антимикробного белья, изготовленного из этой ткани, в качестве одного из средств в комплексе мероприятий но профилактике стафилококковой инфекции в родильных домах. Проведены санитарно-химические, токсикологические, микробиологические и физиологические исследования и полученные данные обработаны на ЭВМ Определен качественный и количественный состав веществ, выделяющихся из ткани в воздух и водную среду, имитирующую пот. Для анализа газовыделений образцы ткани помещали в герметическую емкость из расчета 1,4 м2 материала на 1 м3,ее объема и выдерживали при 40 °С в течение 10 сут. В воздухе емкости токсичные вещества — формальдегид, окись углерода, 2-метил-5-винилпирндин, гексахлорофен (ГХФ) л другие хлорсодержащне соединения — не обна-
ружены. Для анализа этих веществ использованы высокочувствительные методики микроанализа, описанные ранее (М. С. Быховская и соавт.; Н. И. Казнина и соавт.; А. И. Гусева и соавт.;, Г. А. Газиев и соавт.). Аналогичные результаты получены при исследовании воздушной среды палат родильного дома, в которых использовали белье из антимикробной ткани. В связи с тем что белье постоянно контактирует с кожей человека, особое внимание при проведении санитарно-хи-мических исследований уделяли изучению веществ, выделяющихся в модельную среду, имитирующую пот.
При лабораторных исследованиях установлено, что основным веществом, поступающим в воду из стиранных 1—7 раз образцов антимикробной ткани, является ГХФ, скорость выделения которого 0,2—0,6 мг/100 см2 в сутки. Из однократно стиранной антимикробной ткани в водные вытяжки при экспозиции 10 сут в следовых количествах переходят хлориды (1,03 мг/100 см2), формальдегид (0,015 мг/100 см2) и мономер соли 1,2-диметил-5-виннлпиридиния метилсульфата (0,006 мг/100 см2). Количество окисляемых веществ, выделенных из ткани, составляет 2,14 мг 02/100 см2, не-^ предельных соединении (бромирующихся веществ) — 0,51 мг Вг2/100 см2. Для установления пороговых величин проведены токсикометриче-ские исследования ГХФ. При воздействии раствора этого препарата оказалось, что общетоксический и кожно-раздражающин эффекты «очищенного» ГХФ проявляются при многократных аппликациях в дозе 5—10 мг/100 см2 (на белых