Научная статья на тему 'К вопросу о базовых моделях института президентализма в демократизирующихся политических системах'

К вопросу о базовых моделях института президентализма в демократизирующихся политических системах Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
464
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУТ ПРЕЗИДЕНТАЛИЗМА / ПРОЦЕСС ДЕМОКРАТИЗАЦИИ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА / НОРМАТИВНЫЕ ФАКТОРЫ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ / КУЛЬТУРНЫЕ ФАКТОРЫ / INSTITUTE OF PRESIDENTIALISM / THE PROCESS OF DEMOCRATIZATION / THE POLITICAL SYSTEM OF SOCIETY / STANDART FACTORS / INSTITUTIONAL FACTORS / CULTURAL FACTORS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Жабров Александр Владимирович

В статье выделяются критерии, на основании которых могут быть выделены различные модели реализации президентского правления в форме института президентализма в демократизирующихся политических системах общества. На основании анализа комплекса факторов рассматривается специфика включения и функционирования президента в демократизирующихся политических системах, черты, которые в таких системах приобретает президентализм, в каких формах он существует и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESSENTIAL FORMS OF PRESIDENTIALISM INSTITUTIONS IN DEMOCRATIZED POLITICAL SYSTEMS

The article highlighted the criteria on the basis of which different models of the presidential institution in the form of presidentialism can be allocated in democratizing political systems. On the basis of the analysis of the complex factors the specifics of the operation and engagement of the president is considered. Also features of presidentialism in these conditions and its forms are considered.

Текст научной работы на тему «К вопросу о базовых моделях института президентализма в демократизирующихся политических системах»

А.В. Жабров

к вопросу о базовых моделях института президентализма в демократизирующихся политических системах

в статье выделяются критерии, на основании которых могут быть выделены различные модели реализации президентского правления в форме института президентализма в демократизирующихся политических системах общества. на основании анализа комплекса факторов рассматривается специфика включения и функционирования президента в демократизирующихся политических системах, черты, которые в таких системах приобретает президентализм, в каких формах он существует и т.д.

Ключевые слова: институт президентализма, процесс демократизации, политическая система общества, нормативные факторы, институциональные факторы, культурные факторы.

Институт президентализма как особая форма осуществления президентского правления возник во многих странах в процессе их перехода к демократии. Одновременно с этим само наличие этого института создает некоторые препятствия для существования демократического политического режима. Вследствие чего очевидной становится взаимосвязь института президентализма с процессом демократизации, в условиях которого он приобретает некоторые особенные черты. Важно также и то, что политическая система общества России находится сегодня в состоянии незавершенного демократического перехода.

Демократизация представляет собой многоуровневый процесс преобразования социальных систем и институтов на основе комплекса политических, экономических и социокультурных факторов, целью которого является трансформация политической системы. Главными характеристиками демократизации должны стать: расширение форм политического участия; открытость политического процесса; равноправие субъектов политики; конкурентная борьба за власть; расширение прав и свобод граждан; либерализация экономики; консолидация в рамках правящей элиты и в обществе на основе ценностей свободы, единства «правил игры» (в правовой, политической, экономической и социальной сферах). При этом важно отметить два ключевых момента. Во-первых, демокра-

ВЕСТНИК

МГГУ им. М.А. Шолохова

политология

тизация - это процесс, т.е. явление, обладающее главным образом динамическими характеристиками. Другими словами, демократизация - это наличие «движения» по определенному пути, в начале которого указана конкретная конечная точка «маршрута». Во-вторых, институт прези-дентализма может возникать именно в ходе процесса демократизации. Ключевым является то, что как в процессе развития и функционирования президентализма, так и в процессе демократизации важны политические, социальные, экономические и др. характеристики. Рассматривая институт президентализма в рамках демократизирующейся политической системы, следует учитывать, что эволюция данного института и характеристики процесса демократизации тесно взаимосвязаны и могут носить взаимообусловленный характер.

Одна из предпосылок возникновения института президентализма в процессе демократизации заключена в низком уровне культурного, политического, правового и экономического развития государств. Это касается и стран латиноамериканского региона, и постсоветского пространства. С другой стороны, страны, находившиеся в более выгодном положении (культурном, социальном, экономическом и т.д.), обошлись без института президентализма (речь, прежде всего, идет о европейских государствах (Португалии, Греции и т.п.) и о наиболее развитых странах Южной Америки (Бразилия и т.д.)). Т. Карозерс пишет: «Попытки демократизации в недостаточно подготовленных для этого странах могут приводить (и часто действительно приводят) к плохим результатам... Чтобы не допустить подобного развития событий, прежде чем приступать к демократизации общества, необходимо выполнить некоторые предварительные условия, и в первую очередь обеспечить соблюдение правовых норм и хорошее функционирование государственных институтов» [3, с. 85-86]. Отметим, что автор склонен оценивать режимы с сильной президентской властью негативно, поскольку, по его мнению, на этом посту в таких условиях часто оказываются «нелиберальные лидеры и даже экстремисты».

Другая предпосылка - демократизация, которая начинается или протекает в условиях кризиса (прежде всего экономического, но возможно и других). В данном случае наиболее показательный пример - страны бывшего Советского Союза: «Над этими странами тяготеет императив догоняющего развития. Они вынуждены ускоренно модернизировать народное хозяйство, политическую систему, национальную культуру в широком смысле слова. Такой рывок требует мобилизации духовных и материальных ресурсов, концентрации политической воли, сильной власти» [5]. Хотя бы с точки зрения стереотипов сильная власть куда больше

ассоциируется с властью единоличной, нежели коллегиальной, да и ско- ^

рость реакции, быстрота принятия решений у единоличного лидера выше ^ §

(что в условиях кризиса приобретает особое значение). Другими слова- щ |

ми, президент становится своего рода «антикризисным управляющим» и 3

получает для этого соответствующие (большие) полномочия. *

И еще одна предпосылка - т.н. «демократизация сверху», т.е. демокра- 2

тизация, инициатором и основным актором которой выступает политическая элита. Она «запускает» процесс демократизации (причины могут быть различны: желание преодолеть системный кризис; стремление просвещенной элиты к демократии; осознание элитой неизбежности демократических преобразований и т.д.), но при этом имеет способность сохранить власть. В таких условиях формирование мощного демократического парламента (с возможностью прихода к власти оппозиции, с большой вероятностью формирования самых неожиданных правящих коалиций и т.д.) будет для элиты менее предпочтительным, нежели вручение власти сильному президенту. Кстати, тогда особенно возрастает роль неформальных взаимодействий в политической системе, по крайней мере, по линии «политическая элита - президент».

Подобные предпосылки в процессе «третьей волны» [6] демократизации возникали в основном в странах Латинской Америки [9, с. 26-29] и в государствах Центральной и Восточной Европы, как в пределах бывшего Советского Союза, так и вне их [7]. Далее на основании процессов, происходивших в этих странах (как общих, так и особенных), постараемся выяснить черты, присущие институту президентализма в демократизирующихся политических системах.

Во-первых, президентские системы оказались более уязвимыми к «откату» демократизации и установлению авторитарных режимов. Эта проблема возникает не из сущности президентских систем, а из их применения в конкретных условиях, т.е. в случаях, если президентская система возникает на неподходящей для этого почве, то она постепенно «вырождается» в авторитаризм. Вот что по этому поводу пишет А. Валенсуэла: «Страны Латинской Америки скопировали институциональную основу североамериканской системы президентской власти, но их правовые традиции, политическая практика и социоэкономическое деление общества гораздо более близки к модели континентальной Европы, чем к тому, что существует в бывших британских колониях в Северной Америке. Большая часть латиноамериканских государств остается в высокой степени централизованными с политической точки зрения, что делает функционирующую ... систему президентской власти завидным источником неограниченных полномочий в должностных назначениях» [2].

политология

Во-вторых, практически во всех странах с президентской формой правления в начале перехода к демократии авторитет института президентализ-ма, всей системы государственной власти, да и самого процесса демократизации, во многом обеспечивались личной популярностью и авторитетом политического лидера. Во многих государствах персонификация власти так и осталась одной из основных характеристик режима. Ярким примером на сегодня является Россия. Еще более сильна персонификация власти в странах Южной Америки (Аргентина, Венесуэла и др.), а также во многих посткоммунистических странах (Белоруссия, Грузия и др.).

В-третьих, в ходе «третьей волны» демократизации в системах, где президент получал большие формальные полномочия, практически всегда у него существовали широчайшие неформальные возможности.

В-четвертых, президенталистские режимы, особенно находящиеся в процессе демократического транзита, отличаются высокой степенью неустойчивости (динамичности). Мы уже отмечали опасность создания на основе института президентализма особого рода авторитарных режимов. Однако возможен и обратный процесс. Наличие у президента больших неформальных полномочий, а также персонификация его власти, с одной стороны, повышают эффективность деятельности президента, но с другой - поскольку ни то, ни другое не подтверждается какими-либо устойчивыми и твердыми гарантиями, президент может легко лишиться этих преимуществ. В условиях консолидации политической элиты, падения легитимности государственной власти в целом и президентской власти в частности, утраты президентом доверия в кризисных ситуациях или даже создания мощной центристской парламентской коалиции (или одной партии, получившей большинство в парламенте), неподконтрольной президенту, глава государства может потерять все, что имел сверх положенного по конституции.

В-пятых, формирование повестки дня, необходимой в условиях транзита, реализация демократических процедур и внедрение новых политических практик происходит во многом благодаря президенту. Другими словами, после внедрения института президентализма в политическую систему, политическая субъектность главы государства в ходе демократического перехода существенно возрастает, т.е. именно президент становится основным актором процесса демократизации. Президент и его команда во многом определяют вектор и скорость течения процесса демократизации [10, с. 113].

И, наконец, в-шестых, ограниченный характер демократизации в пре-зиденталистских режимах. Х. Линц в статье «Угрозы президентализма» [8] отмечал, что основанное на этом институте устройство политичес-

кой системы в условиях демократии сочетается с частыми кризисами и конфликтами в силу наличия проблемы «двойной легитимности», когда президент и парламент имеют подтвержденные в ходе выборов права на власть; ввиду негибкости системы государственной власти из-за фиксированного срока президентской легислатуры, для изменения которого парламенту необходимо затратить огромные усилия; потому что у президента имеются возможности при желании действовать самостоятельно и бесконтрольно. При том, что институт президентализма может существовать в условиях демократии, в таком случае для его функционирования имеются определенные препятствия, и эффективность института снижается. Для повышения эффективности института президентализма существует потребность в «ограничении» демократических институтов. Такая потребность может реализовываться в следующих формах: «навязанная» консолидация политической элиты; создание «дисциплинированной» партийной системы, в которой максимально снижена роль политической оппозиции; строительство единой подконтрольной президенту властной вертикали, в которую в ущерб принципу «разделения властей» могут включаться институты, находящиеся вне структуры исполнительной ветви государственной власти и т.д. Для демократизации это означает ограничения, которые проявляются по-разному: создается партийная система ограниченного плюрализма; процесс рекрутирования элиты и внутриэлитной борьбы продолжает носить закрытый характер; между элитными группами так и не достигается консенсуса в отношении пакта об общих демократических «правилах игры», он заменяется компромиссом; слабо развиваются механизмы политического участия граждан и т.д. Какие из этих черт будет носить демократизация в конкретной политической системе, будет зависеть от многих условий, в том числе и несвязанных с президентской властью.

Таким образом, в условиях демократизации специфические черты этого процесса в сочетании с институтом президентализма придают политической системе особые характеристики.

Основываясь на выделенных нами чертах, которыми обладают прези-денталистские режимы, находящиеся в стадии демократического транзита, далее обозначим некоторые критерии, позволяющие типологизиро-вать политические режимы такого рода.

Первый критерий: характер доминирующих президентских полномочий (конституционные/неформальные). Президенталистский режим предполагает сосредоточение в руках президента большого количества полномочий, как формальных (отнесенных к его ведению нормативноправовыми основаниями), так и неформальных (присваиваемых им (или

ВЕСТНИК

МГГУ им. М.А. Шолохова

политология

отдаваемых ему) в ходе реализации политических практик). Однако те или иные полномочия в конкретных политических системах могут, как показывает практика, превалировать над другими. Различия здесь закладываются в ходе принятии новых демократических «правил игры» и на стадии заключения элитного пакта в отношении их. В первом случае речь идет о конституциях, в которых на долю президента отводится большое количество полномочий в исполнительной, законодательной власти, функции арбитража в политической, социальной и экономической сферах, законодательно закрепляются возможности президента влиять на судебные органы (обычно участвовать в их формировании) и т.д. В качестве примеров стран, в которых сформировался институт президента-лизма с преобладанием конституционных полномочий над неформальными в ходе «третьей волны» демократизации, можно назвать Аргентину, Казахстан, Узбекистан и т.д. Специфика таких государств состоит в том, что, с одной стороны, зачастую рамки демократизации в них несколько уже, а тяга к откату демократии сильнее, с другой, - на сильных президентов могут существенно влиять нормативно-правовые ограничения, выйти за пределы которых достаточно сложно [1].

Неформальные полномочия доминируют в тех системах, где институт президентализма и персона конкретного президента стали результатом консолидации элитных групп. Вероятность возникновения президента-листских систем с приматом неформальных полномочий существенно повышает персонификация власти в стране в сочетании с высокими (более 60%) рейтингами доверия и поддержки избираемого в процессе формирования института президентализма главы государства. К числу таких систем можно отнести Абхазию, Белоруссию, Венесуэлу и пр. Особенностью таких систем является то, что, во-первых, куда больше, чем в предыдущем случае, зависит от личности действующего президента, которому для эффективного функционирования института президента-лизма необходимо сохранять высокий уровень легитимности своей власти, а также оставаться фигурой, консолидирующей политические элиты. Во-вторых, в осуществлении своей деятельности президент использует большое количество «точек опоры» (те же элитные группы, бюрократию, силовые структуры, высокие рейтинги поддержки, параконституционные институты и т.д.).

Второй критерий: характер деятельности президента в сфере реализации демократических преобразований (реакционный/консервативный/ либеральный). Именно президент становится одним из основных субъектов процесса демократизации и способен во многом определять направленность и скорость данного процесса.

Явным признаком того, что деятельность президента в сфере демократизации носит реакционный характер, является в итоге откат демократии. В данном случае президент стремится к расширению своих конституционных полномочий, сокращает количество форм и уровень интенсивности политического участия граждан, заменяет стремление к консолидации политической элиты на ситуацию «игры с нулевой суммой». Главная цель подобных преобразований - укрепление президентской власти вплоть до ее авторитаризации. С другой стороны, результатом реакционной деятельности президента в отношении демократических преобразований может являться и обратный процесс. В случаях, когда процесс демократического перехода достиг определенных границ (высокого уровня консолидации элиты на основе демократических «правил игры»), укоренения демократических институтов и ценностей в сознании большинства граждан, наличия форм и способов общественного представительства и пр., деятельность президента по изменению вектора данного процесса может привести к открытому конфликту с обществом и представителями элитных групп, итогом которого нередко становится устранение из политической системы института президентализма. К числу стран с подобной формой института президентализма следует отнести Алжир, Грузию (с 1995 по 2003 гг.), Перу и др.

Консервативная деятельность президентов в отношении процесса демократизации зачастую приводит к его стагнации. Институт президента-лизма в таких условиях приобретает особую устойчивость благодаря выстраиванию единой централизованной структуры власти; созданию партийной системы ограниченного политического плюрализма; формированию институтов общественного представительства и контроля и структур гражданского общества «сверху» при активном участии президента; навязанная мобилизация экономической и консолидация политической элит под контролем главы государства и т.д. К числу стран с данной формой президентализма можно отнести Украину, Эквадор, Южную Осетию и др.

В случае, когда президент выступает активным участником демократических преобразований, инициирует многие из них и декларирует в качестве одной из своих ключевых целей проведение демократических преобразований, течение процесса демократизации ускоряется. В перспективе такое активное участие президента в демократизации политической системы приводит к развитию политического плюрализма и конкуренции, к созданию развитой системы политических партий, к расширению форм политического участия и представительства граждан и укоренению демократических институтов. Важно отметить, что такой либеральный подход главы государства к демократическим преобразова-

ВЕСТНИК

МГГУ им. М.А. Шолохова

политология

ниям в президенталистских режимах может способствовать сокращению полномочий (прежде всего неформальных), возложенных на президента, выходу из сферы его патронажа институтов гражданского общества, развитию конфликта между различными группировками политической элиты в борьбе за власть. Особенностью данной формы института прези-дентализма является, с одной стороны, благотворное влияние на скорость и направление демократического транзита, с другой - малая эффективность в условиях системных кризисов, способная привести к дестабилизации политической ситуации в стране. В частности, возможен открытый конфликт между президентом и парламентом, способный заблокировать деятельность по принятию и оптимизации законодательства на довольно длительный срок [4]. К числу стран с данной формой института президен-тализма можно отнести Йемен, Колумбию, Сербию и пр.

Таким образом, можно выделить шесть моделей института президен-тализма в демократизирующихся политических системах:

- формально-реакционная модель: политическая деятельность президента базируется на его нормативно обусловленных полномочиях, а президент стремится ограничить степень и характер демократических преобразований (Казахстан, Узбекистан, Перу, Чили и др.);

- формально-консервативная модель: вопрос о полномочиях решается аналогичным образом, при этом глава государства никак не препятствует, но и не способствует демократическим преобразованиям (Египет, Украина, Эквадор и др.);

- формально-либеральная модель: основу возможностей главы государства составляют его конституционные полномочия, при этом президент выступает активным участником демократических преобразований, инициирует многие из них и декларирует в качестве одной из своих ключевых целей продолжение демократического перехода (Аргентина, Колумбия и др.);

- неформально-реакционная модель: стремление главы государства инициировать «откат» демократии в системах, где институт президен-тализма и персона конкретного президента стали результатом консолидации элитных групп (Азербайджан, Армения, Алжир, Венесуэла и др.);

- неформально-консервативная модель: широкие персональные возможности главы государства в сочетании с его отстраненностью от участия в процессе демократизации (Абхазия, Белоруссия, Грузия, Южная Осетия и др.);

- неформально-либеральная модель: президент использует свои неформальные возможности во многом для продолжения демократических преобразований (Йемен, Сербия и др.).

С возвращением на пост Президента России В. Путина изменения коснулись российской модели института президентализма. При Д. Медведеве большая часть неформальных возможностей сохранялась за председателем правительства. Принимая во внимание либерализацию законодательства о политических партиях и комплекс политикокультурных факторов, модель института президента при Д. Медведеве следует охарактеризовать как формально-либеральную. На сегодняшний день, когда В. Путин сосредотачивает в своих руках конституционные президентские полномочия и неформальные возможности, во многом повторяется ситуация 2004-2007 гг., при которой институт президентализма функционировал в политической системе наиболее эффективно и устойчиво. Таким образом, российская форма исследуемого института эволюционирует в сторону неформально-консервативной модели.

Выводы

В условиях демократизации должность президента возникла либо актуализировалась во многих политических системах. К важнейшим чертам процесса демократизации относятся: наличие большого числа необходимых и желательных условий процесса демократизации; многоуровневый и гетерогенный характер демократических преобразований; разнообразие институциональных процессов во всех сферах общественной жизни как одна из главных граней демократизации; развитие особых форм политического процесса и политической деятельности; многовекторная направленность демократизации.

Конкретные социально-политические условия демократизации могут повышать вероятность возникновения института президентализма. К таким условиям, прежде всего, следует относить: низкий уровень культурного, правового, политического и экономического развития государства; экономический, духовный или политический кризис, сопутствующий демократизации; «нисходящий» (сверху вниз) характер демократических преобразований, когда их основным субъектом выступают представители элит, а обществу предлагается воспринимать происходящие перемены.

В демократизирующихся политических системах в современном мире встречаются различные модели функционирования института президен-тализма. Разграничение между этими моделями можно проводить исходя из многих параметров: ключевые «точки опоры» президентской власти; наличие возможностей и желания президента влиять на продолжительность своей легислатуры и возможное количество сроков президентского правления; механизмы воспроизводства института президентализма и т.д. Среди основных критериев можно выделить два: доминирующая

ВЕСТНИК

МГГУ им. М.А. Шолохова

политология

составляющая президентских полномочий (формальная/неформальная); характер деятельности президента в отношении процесса демократизации (реакционный/консервативный/либеральный). Данные критерии определяют устойчивость института президентализма в исторической перспективе, эффективность всей системы государственного управления в условиях политических и экономических кризисов, скорость и направленность течения процесса демократизации. Исходя из этих критериев, можно прогнозировать вероятность «отката» демократии, а также ту форму демократического режима, которая может установиться в рамках конкретной политической системы.

Библиографический список

1. Агаев Г. Институт президентской власти в Казахстане // Обозреватель-Observer. 2013. № 3. С. 89-100.

2. Валенсуэла А. Латинская Америка: кризис президентской власти // Пределы власти. URL: http://old.russ.ru/antolog/predely/2-3/dem10.htm (дата обращения: 20.05.2013).

3. Карозерс Т. Ошибка теории «поэтапной демократизации» // Pro et Contra. 2007. Т. 11. № 1. Январь-февраль. С. 85-102.

4. Кларк Т., Уитрок Д. Роль президента и избирательного закона в посткомму-нистических странах / Пер. А. Маклакова // Сравнительные исследования. 2005. URL: http://dialogs.org.ua/ua/crossroad_full.php?m_ id=5594 (дата обращения: 9.09.2011).

5. Паречина С.Г. Институт президентства: история и современность / Под общ. ред. Е.В. Матусевича. Минск, 2003.

6. Хантингтон С. Политический порядок в меняющихся обществах. М., 2004.

7. Holmes S. The Postcommunist Presidency // EECR. 1994. Vol. 4. № 1. P. 118124.

8. Linz J. The Perils of Presidentialism // Journal of Democracy. 1990. Vol. 1. № 1. P. 51-69.

9. Presidentialism and democracy in Latin America / Ed. by S. Mainwaring, M.S. Shugart. Cambridge, 1997.

10. Sakwa R. The crisis of Russian democracy: the dual state, factionalism and the Medvedev succession. Cambridge, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.