УДК 351.713
ИА. Головизнина к ВОПРОСУ О БАЛАНСЕ СТАБИЛЬНОСТИ И М.Г. Шарафутдинов ГИБКОСТИ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Аннотация. В статье рассматриваются причины нестабильности налогового законодательства. Авторы приходят к выводу о том, что изменения налогового законодательства должны проводиться в четко определенных рамках. В результате, даются предложения, направленные по достижение баланса стабильности и гибкости налогового законодательства.
Ключевые слова: принцип стабильности, налоговая политика, основные направления налоговой политики, принципы налогового права, основные начала законодательства о налогах и сборах.
Irina Goloviznina Marat Sharafutdinov
TO THE QUESTION ABOUT THE BALANCE BETWEEN STABILITY AND FLEXIBILITY OF THE TAX LEGISLATION
Abstract. The article examines the causes of instability of the tax legislation. The authors come to the conclusion that the changes in tax legislation should be clearly defined in the framework. As a result, gives proposals aimed at achieving a balance of stability and flexibility of the tax legislation.
Keywords: The principle of stability, tax policy, main directions of tax policy, the principles of tax law, the basic principles of the legislation on taxes and fees.
Налоговое право остается наиболее динамично изменяющей отраслью права Российской Федерации. В Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2013-2015 годах, в качестве одной из проблем указывается на практику постоянных фрагментарных изменений налогового законодательства. Указано, что даже при улучшении условий налогообложения для ведения предпринимательской деятельности это обусловливает необходимость постоянного отслеживания изменений и внесения корректив в планы финансовой деятельности, что вызывает дополнительные затраты, особенно у субъектов малого и среднего предпринимательства. Постоянное ожидание таких изменений препятствует реализации долгосрочных инвестиционных проектов по причине низкой предсказуемости налоговых издержек при разработке бизнес-планов [5].
Однако абсолютная стабильность налогового законодательства скорее идеал, чем реальность в динамично развивающемся современном российском обществе. Такие реалии как международная экономическая интеграция, усиление миграционных потоков и другие процессы заставляют государства реагировать, в том числе путем изменения налогового регулирования. Так, А.С. Кулагин пишет о том, что комплекс проблем, связанных с иммиграцией, ставит в повестку дня вопросы о необходимости должного правового регулирования общественных отношений, связанных с иммиграцией [8]. Стимулирующая функция налогового законодательства используется для развития инновационной экономики, что также требует гибкого реагирования на меняющиеся экономические условия. Преобразование налогового законодательства обусловлено также необходимостью ликвидации таких его недостатков как противоречивость, пробельность, громоздкость, неудобность применения, несправедливость распределения налогового пресса между отраслями экономики. Криминологи отмечают, что отмеченные выше недостатки налогового регулирования детерминируют совершение налоговых преступлений [2; 3;7].
В связи с этим в Бюджетном послании на 2014-2016 годы перечисляется целый ряд мер по развитию налоговой системы и повышению ее конкурентоспособности. Говорится о предложениях, направленных на выравнивание условий налогообложения граждан при инвестициях в различные инструменты в целях развития финансового сектора, на создание стимулов для развития территорий Дальнего Востока, Республики Бурятия, Забайкальского края и Иркутской области, на поддержку разработки и освоения новых месторождений полезных ископаемых, включая шельфовые. Указывается на необходимость дальнейшего упрощения налогового учета и его сближение с бухгалтерским учетом, повышение качества
© Головизнина И.А., Шарафутдинов М.Г., 2014
Вестник Университета № 7, 2014
налогового администрирования, реализация мер по противодействию уклонению от налогообложения, в том числе с использованием офшорных юрисдикций, а также завершение работы по внесению изменений в законодательство Российской Федерации в части, касающейся налогообложения имущества (в первую очередь недвижимого) и повышения фискальной нагрузки на собственников престижного, дорогого имуществ [6].
Таким образом, нестабильность налогового законодательства имеет объективные причины. И частные, и публичные интересы требуют постоянной трансформации налогового законодательства. В то же время данная трансформация должна происходить в четко определенных рамках, не допускающих хаоса и дестабилизации налоговой системы. Отсутствие соответствующих рамок приводит к серьезным противоречиям в научных и политических кругах относительно оценок ряда проектов реформирования налоговой системы. Так, неоднозначную оценку получили проекты введения налога на недвижимость, введения дифференцированной шкалы НДФЛ и другие проекты.
Формулирование основных направлений налоговой политики призвано задавать указанные рамки преобразований. Согласно законодательству бюджетная политика Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период определяется именно в Бюджетном послании Президента Российской Федерации. Бюджетные послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2013-2015 годах. Однако институт бюджетных посланий Президента не в состоянии полностью решить вопрос определения налоговой политики. Указанное явление вызвано рядом причин. Во-первых, не определенным остается статус данных посланий. Существует мнение, что они носят рекомендательный, а не обязательный характер. Счетной палатой указывалось на невыполнение в полной мере отдельных положений Бюджетных посланий [10]. Во-вторых, конституционно-правовой документ по своей природе не может регулировать все подробности объемного отраслевого законодательства.
В связи с вышеизложенным, вполне закономерным представляется практика конкретизации положений послания Президента в документе Министерства финансов Российской Федерации об основных направлениях налоговой политики. Несмотря на то, что данный документ ложится в основу формирования проекта бюджета, юридический статус данного документа не определен. В Основных направлениях налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов указано, что, несмотря на то, что Основные направления налоговой политики не являются нормативным правовым актом, этот документ представляет собой основание для подготовки федеральными органами исполнительной власти изменений в законодательство о налогах и сборах, соответствующих предусмотренным в нем положениям, и внесения их в Правительство Российской Федерации.
На наш взгляд, данная ситуация недопустима. Отсутствие юридической силы документа, устанавливающего основы налоговой политики, приводит к невозможности обеспечения заявленной в документе стабильности и определенности условий ведения экономической деятельности на территории Российской Федерации. В связи с этим представляется необходимым установить юридический статус Основ бюджетной и налоговой политики в качестве постановления Правительства Российской Федерации.
Существенным недостатком является также отсутствие конкретики относительно сроков некоторых из реализуемых проектов, в связи с чем данный документ не может служить ориентиром для инвесторов на средне- и долгосрочную перспективу.
В литературе отмечаются также такие недостатки рассматриваемого документа как неопределенность формулировок некоторых изменений, указанных в Основных направлениях, а также отсутствие даже примерных расчетов оценки их влияния на доходы бюджетной системы и экономическое состояние налогоплательщиков, что еще в большей степени размывает перспективное видение будущего налогового законодательства [9].
Исходя из вышеизложенного, к Основным направлениям налоговой политики должны быть предъявлены следующие требования. Во-первых, данный документ должен иметь юридическую силу. Во-вторых, в нем должны конкретизироваться до года сроки внесения изменений. И, в-третьих, положения Основ, касающиеся очередного финансового года не должны противоречить положениям принятым ранее по Основным направлениям политики принятым на двухлетний плановый период.
Итак, мы видим, что перед законодателем стоит непростая задача баланса стабильности налогового законодательства и его совершенствования. Понятие стабильности
приобретает качество относительности в контексте налогового права. В связи с этим следует согласиться с пониманием налоговой стабильности, предложенным Д.Д. Буркальцевой, согласно которому «стабильность предполагает эволюционное реформирование налоговой системы, направленное на обеспечение гарантированного максимума налоговых поступлений при соблюдении законных экономических, социальных и иных интересов и прав всех субъектов налоговых отношений» [4].
Представляется, что вопрос баланса стабильности и гибкости налогового законодательства должен быть решен на принципиальном уровне. В настоящее время основные начала законодательства о налогах и сборах закреплены в ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации. Среди них, нет ни одного принципа прямо или косвенно закрепляющего стабильность налоговой системы, что представляется серьезным упущением законодателя, ведь именно общие принципы налогообложения и сборов, как справедливо указал Конституционный суд Российской Федерации, относятся к основным гарантиям, установление которых федеральным законом обеспечивает реализацию и соблюдение основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, принципов федерализма в Российской Федерации [1].
В связи с этим предлагаем дополнить ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации, закрепив в качестве одного из принципов законодательства о налогах и сборах разумную стабильность налоговой системы.
Библиографический список
1. Постановление КС РФ «По делу о проверке конституционности положений абзаца второго пункта 2 статьи 18 и статьи 20 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 21.03.1997 / СЗ РФ. - 1997. - №13. - Ст. 1602.
2. Аминов Д.И. Социально-правовая обусловленность основополагающих идей эффективного противодействия преступности // Вестник ЧГУ. - 2012. - №1.
3. Бакрадзе А. А. Проблемы отграничения мошенничества от смежных преступлений // II Международная заочная научно-практическая конференция: «Социально-гуманитарные и юридические науки: современные тренды в изменяющемся мире»: сборник материалов конференции. - Краснодар, 2011.
4. Буркальцева Д. Д. Взаимосвязь между налоговой безопасностью и теневым сектором на посттрансформационном этапе развития экономики: пример Украины // Налогообложение доходов физических лиц: ответы на сложные вопросы налогоплательщиков и налоговых агентов / под ред. А.В. Брызгалина. - «Налоги и финансовое право», 2013. - С.200.
5. Бюджетное послание Президента РФ В.В. Путина от 28 июня 2012 г. «О бюджетной политике в 2013-2015 годах».
6. Бюджетное послание Президента РФ В.В. Путина от 13 июня 2013 г. «О бюджетной политике в 2014-2016 годах».
7. Гладких В.И. Законодательные аспекты детерминации латентности преступлений экономической направленности // Материалы международной научно-практической конференции «Причины преступности в России», ВНИИ МВД России. - М., 2013.
8. Кулагин А.С. Правовые аспекты регулирования иммиграции в российской федерации // Вестник Университета (Государственный университет управления). - М.: ГУУ, 2012. - №17.
9. Мамонова И.В. Оценка качества системного подхода к формированию налогового законодательства РФ // Контроль за трансфертными ценами / под ред. А.В. Брызгалина. - «Налоги и финансовое право», 2012.
10. Никончук Д.А. Проблемы совершенствования правового механизма составления и рассмотрения проекта федерального бюджета // Законодательство. - №6. - Июнь 2010.