Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ НОРМИРОВАНИЯ ВРЕМЕНИ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ НА МОЙКЕ ПО САМООБСЛУЖИВАНИЮ АВТОМОБИЛЬНОЙ ТЕХНИКИ'

К ВОПРОСУ НОРМИРОВАНИЯ ВРЕМЕНИ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ НА МОЙКЕ ПО САМООБСЛУЖИВАНИЮ АВТОМОБИЛЬНОЙ ТЕХНИКИ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Автомобиль / уборочно-моечные работы / трудоемкость / технологическое проекти-рование / предприятия автомобильного сервиса / самообслуживание / car / cleaning and washing works / labor intensity / technological design / car service enterprises / self-service

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Денисов Илья Владимирович

Работа содержит результаты исследования по определению времени выполнения работ по мойке ку-зовов автомобильной техники различных классов собственниками на предприятиях самообслуживания. Вы-полнено нормирование трудоемкости технических воздействий. Полученные значения предлагается исполь-зовать для планирования работы структурных подразделений предприятий автомобильного сервиса с целью обеспечения равномерной загрузки рабочих постов, повышения их пропускной способности и снижения вре-мени ожидания в обслуживании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF REGULATION OF THE TIME OF PERFORMANCE OF WORK AT THE WASH FOR SELF-SERVICE OF AUTOMOBILE EQUIPMENT

The work contains the results of a study to determine the time of work on washing the bodies of automotive equipment of various classes by owners at self-service enterprises. The rationing of the labor input of technical actions has been carried out. The obtained values are proposed to be used for planning the work of structural divisions of automotive service enterprises in order to ensure uniform loading of work posts, increase their throughput and reduce waiting time in service.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ НОРМИРОВАНИЯ ВРЕМЕНИ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ НА МОЙКЕ ПО САМООБСЛУЖИВАНИЮ АВТОМОБИЛЬНОЙ ТЕХНИКИ»

УДК 629.331

К ВОПРОСУ НОРМИРОВАНИЯ ВРЕМЕНИ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ НА МОЙКЕ ПО САМООБСЛУЖИВАНИЮ АВТОМОБИЛЬНОЙ ТЕХНИКИ

И.В. Денисов1

Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» (ВлГУ), Россия, 600000, г. Владимир, ул. Горького, д. 87.

Работа содержит результаты исследования по определению времени выполнения работ по мойке кузовов автомобильной техники различных классов собственниками на предприятиях самообслуживания. Выполнено нормирование трудоемкости технических воздействий. Полученные значения предлагается использовать для планирования работы структурных подразделений предприятий автомобильного сервиса с целью обеспечения равномерной загрузки рабочих постов, повышения их пропускной способности и снижения времени ожидания в обслуживании.

Ключевые слова: Автомобиль, уборочно-моечные работы, трудоемкость, технологическое проектирование, предприятия автомобильного сервиса, самообслуживание

TO THE QUESTION OF REGULATION OF THE TIME OF PERFORMANCE OF WORK AT THE WASH FOR SELF-SERVICE OF AUTOMOBILE EQUIPMENT

I.V. Denisov

Vladimir State University named after Alexander Grigorievich and Nikolai Grigorievich Stoletov»

(VlGU)Russia, 600000, Vladimir, st. Gorky, d. 87.

The work contains the results of a study to determine the time of work on washing the bodies of automotive equipment of various classes by owners at self-service enterprises. The rationing of the labor input of technical actions has been carried out. The obtained values are proposed to be used for planning the work of structural divisions of automotive service enterprises in order to ensure uniform loading of work posts, increase their throughput and reduce waiting time in service.

Keywords: car, cleaning and washing works, labor intensity, technological design, car service enterprises, self-service

Введение

В последние годы наблюдается значительное увеличение парка автомобильной техники (АТ) в Российской Федерации (РФ). Рост количества колесных транспортных машин (КТМ) происходит преимущественно за счет легковых автомобилей, доля которых в настоящее время достигает 95% [1,6,7]. Активный процесс автомобилизации граждан России требует развития производственно-технической инфраструктуры (ПТИ), поскольку возможность использования и безаварийной эксплуатации АТ реализуется на базе предприятий системы «Автотехобслуживание» [5].

Мощность и уровень развития производственно-технической базы (ПТБ) действующих организаций автомобильного сервиса (АС) не соответствуют численному составу парка автомобилей [5]. Фактический спрос на технические воздействия (ТВ) по поддержанию и восстановлению работоспособности КТМ в условиях станций технического обслуживания (СТО) удо-

влетворяется частично и со значительным ожиданием со стороны клиентов. Это связано с недостаточным количеством рабочих постов на предприятиях системы «Автотехобслуживание», моральным и физическим устареванием технологического оборудования и недостаточным уровнем квалификации работников.

Производители АТ усложняют конструкцию систем, узлов и агрегатов КТМ с целью улучшения их эксплуатационных свойств. Для выполнения ТВ по техническому обслуживанию (ТО) и ремонту современных автомобилей требуется соответствующий уровень знаний и квалификация, а также технологическое оснащение ПТБ сервисной организации. Большинство автолюбителей не имеют возможности выполнить такие работы самостоятельно. Поэтому для решения актуальной проблемы высокой загруженности ПТБ предприятий АС и недостаточного удовлетворения спроса на сервисные услуги необходимо проводить расширение и реконструкцию сети действующих СТО, а также

Денисов Илья Владимирович - кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры «Электротехники и электроэнергетики», тел.: +7(915)-776-24-14, e-mail: denisoviv@mail.ru.

проектировать и осуществлять строительство новых.

Постановка задачи исследования

В соответствии с действующим законодательством РФ обязанность лиц, эксплуатирующих автотранспортные средства (АТС), состоит в поддержании их в технически исправном состоянии и надлежащем внешнем виде [8]. Если собственник КТМ не проводит работы по их ТО и ремонту, предусмотренные регламентом сервисной книжки, а также игнорирует необходимость регулярного удаления загрязнений с поверхности кузова и светотехнической аппаратуры, то риск возникновения аварийной ситуации в эксплуатации многократно возрастает. Это обусловлено тем, что АТ может эксплуатироваться с техническими неисправностями, о которых собственнику неизвестно, т.е. в пре-дотказном состоянии. Проведение диагностирования систем КТМ, непосредственно оказывающих влияние на их активную безопасность, позволяет выявить дефектные системы, узлы и агрегаты. Указанные работы проводятся в условиях СТО или пунктов технического осмотра (ПТО), поскольку требуется диагностическое оборудование и квалифицированный персонал, способный поставить верный диагноз.

Регламентом ТО КТМ предусмотрены работы, которые не требуют от исполнителей знания конструкции и опыта выполнения ТВ. К ним можно отнести мойку кузова и уборку салона. Загрязнения, находящиеся на поверхности кузова АТ, её светотехнической аппаратуре и государственных регистрационных знаках, могут повлиять на внешнюю информативность. Такие КТМ представляют определенную опасность для других участников дорожного движения, потому что заметить сигналы указателей поворотов, фонарей тормозной системы и габаритных огней на грязном автомобиле крайне затруднительно. Кроме того, при движении в условиях недостаточной видимости или в темное время суток наличие загрязнений на поверхности фар головного освещения способствует значительному ухудшению видимости проезжей части. Водитель, управляя автомобилем в таких условиях, быстро утомляется и может принять неправильный решения, которые вызовут аварийную ситуацию. Следует отдельно отметить, что нечитаемые государственные регистрационные знаки являются основанием для привлечения лица, управляющего КТМ к ответственности в соответствии с КоАП.

Таким образом, проведение уборочно-мо-ечных работ (УМР) является обязательным условием безопасной эксплуатации АТ. Выполнение ТВ данного вида может быть реализовано

собственниками автомобилей или в условиях автосервисных организаций.

Загрязнения поверхностей кузова автомобиля содержат дорожную пыль, нефтяные и масляные вещества, продукты износа деталей и другие отложения. Поэтому самостоятельная мойка КТМ собственниками ограничена высокой вероятностью загрязнения окружающей среды, за которое, согласно КоАП, предусмотрена административная ответственность. СТО имеют специальные очистные сооружения, которые не допускают попадания опасных и вредных веществ в атмосферу, почву и водный бассейн. Но, как отмечено выше, ввиду недостаточной мощности ПТБ предприятий АС, посты УМР перегружены. Спрос на выполнение УМР по АТ стабилен и очень высок, особенно в весенний и осенний периоды. Это усложняет задачу посещения организаций автосервиса собственниками КТМ для выполнения ТВ указанного вида.

В сложившейся ситуации решением проблемы неудовлетворенного спроса на услуги по мойке кузовов АТ является строительство и ввод в эксплуатацию моек по самообслуживанию. В РФ настоящее время наблюдается активное развитие предприятий, предоставляющих в аренду автолюбителям помещения и технологическое оборудование для проведения УМР [3].

Результаты исследования и их обсуждение

В настоящее время в РФ отсутствуют утвержденные нормативы времени выполнения работ по мойке АТ на постах самообслуживания. В [9] указано, что среднее время проведения указанных ТВ составляет не более 15 мин и зависит от достаточно большого числа факторов: класс КТМ, квалификация исполнителя, рабочие характеристики моечной установки, химический состав синтетических моющих средств и др. Вместе с тем, вопрос нормирования трудоемкости моечных работ актуален, Это обусловлено тем, что от времени пребывания автомобиля на посту под ТВ зависит его часовая производительность, а, следовательно, и общее количество обслуживаемых КТМ в течение рабочего времени. Очевидно, что автосервисные предприятия коммерчески заинтересованы в получении максимальной прибыли, а это возможно лишь в том случае, когда все рабочие посты заняты и на них выполняются ТВ. Применительно к мойкам самообслуживания, чем больше платное время, тем выше доход организации. На практике возникает необходимость планировать заезды АТ различных классов на посты для наиболее эффективного использования рабочего времени. Вот почему важно знать

время выполнения ТВ по очистке кузова автомобиля от загрязнений.

Для снижения степени влияния указанных факторов экспериментальные исследования проходили в условиях мойки самообслуживания, оборудованной моечной установкой модели «Hawk NMT 18/20 RN», развивающей максимальное рабочее давление 200 бар. УМР по АТ различных классов выполнял один исполнитель, имеющий необходимую квалификацию и опыт. В качестве моющего средства применялась активная пена Grass Active Self Top.

Сбор данных о продолжительности выполнения ТВ по мойке выполнялся на автомобиле Renault Fluence. КТМ класса С широко распространены в автомобильном парке РФ [1,7].

В ходе предварительной оценки получен массив значений времени выполнения мойки автомобиля марки Renault модели Fluence в размере 15 величин (мин.): 7,8; 8,6; 10,2; 10,4; 8,7; 11,6; 9,3; 12,3; 9,5; 12,1; 10,5; 11,8; 10,7; 10,4; 8,3. Расчетным методом установлено средние арифметическое ¿М =10,147 мин и квадратическое отклонения <7(tM) = 1,424 мин, коэффициент вариации v=0,14. После этого произведено уточнение минимального объема выборки по формуле [2]

S

относительная погрешность.

п =

уо-(£м)2 №i)2

(1)

где ир- квантиль нормального распределения случайной величины;

При доверительной вероятности нормального распределения случайной величины -Р = 0,95 и относительной ошибки - 5 = 5% минимальный объем необходимых данных эксперимента составил

„ _ 1,962 • 1.4242/ п~ /(0,05 • 10,147)2 _

30,3 « 30 значений.

В результате активного эксперимента получен массив значений времени очистки кузова КТМ класса С от загрязнений на посту самообслуживания - (мин.): 7,8; 8,3; 8,6; 8,7; 9,1; 9,3; 9,4; 9,5; 9,6; 9,7; 9,8; 9,9; 10; 10,1; 10,2; 10,3; 10,4; 10,4; 10,5; 10,7; 10,7; 10,8; 10,8; 11,1; 11,1; 11,2; 11,6; 11,8; 12,1; 12,3.

Процедура обработки опытных данных проводилась согласно методике [2]. Для исключения грубых ошибок и промахов полученные экспериментальные данные были подвергнуты проверке на аномальность по критерию «3 с». Затем выполнено построение вариационного ряда, определены: число интервалов (/), их границы и середина (¿м-и), частота (т^) и частость ) попадания значений в установленные диапазоны значений времени ТВ. Результаты расчета показаны в таблице 1, а на рисунке 1 представлена гистограмма распределения случайной величины.

Таблица 1 - Результаты статистического анализа выборки

Номер интервала Границы интервалов Середина интервала, tM7H Частота, Щ Частость, w¿ Накопленная частость, W?

1 7,425-8,175 7,8 1 0,033 0,033

2 8,175-8,925 8,55 3 0,100 0,133

3 8,925-9,675 9,3 5 0,166 0,300

4 9,675-10,425 10,05 9 0,300 0,600

5 10,425-11,175 10,8 7 0,233 0,833

6 11,175-11,925 11,55 3 0,100 0,933

7 11,925-12,675 12,3 2 0,066 1,000

Вид гистограммы позволяет выдвинуть гипотезу о принадлежности случайной величины к нормальному закону распределения. В силу небольшого объема выборки данных экс-

периментального исследования гипотеза о принадлежности распределения времени выполнения ТВ нормальному закону проверялась по составному критерию й [4].

Трудоемкость, мин.

Рисунок 1 - Гистограмма распределения времени выполнения мойки легкового автомобиля класса С

на посту самообслуживания одним исполнителем

Среднее арифметическое результатов измерений установлено с использованием математической зависимости

Смещенная оценка среднего квадратиче-ского отклонения рассчитывалась с помощью выражения

1.

% = (2)

После подстановки числовых данных, получено

_ л

СМ = — (7,8 • 1 + 8,55 • 3 + - + 12,3 •

м 30

** = 4!Е?=1(*М7и-?м)2тг. (3)

Для полученных экспериментальных данных 5* составила

2) = 10,18 мин.

5* = Д/ ((7,8 - 10,18)2 • 1 + - + (12,3 - 10,18)2 • 2) = 1,079 мин.

30

Несмещенная оценка среднего квадрати-ческого отклонения определялась по формуле

В результате подстановки числовых значений в выражение (4), получено

5 = ф^ЕГ^МТ - ^м)2^. (4)

5 =

30-

-((7,8- 10,18)2 • 1 +

1

Коэффициент вариации рассчитывался с использованием следующей математической зависимости

V = 5Дм . (5)

Для представленного вариационного

ряда у = 1,098/10 18 = 0,106.

Составной критерий d можно установить, используя выражение [4]

_ 1 _ ¿ = ^1Г=1№м;-?м). (6)

Для представленной выборки значений величина й составила

й =

1

30 • 1,079

(|7,8 - 10,18| + 18,3 - 10,18|

+ - + |12,3 - 10,18|) = 0,7978. Проверка по I условию

^0,99 < ^ < ^0,01 ■ (7)

Согласно справочным табличным данным [4] составной критерий d удовлетворяет I условию, так как

0,7110 < 0,7978 < 0,8827. Верхний квантиль распределения нормированной функции Лапласа, отвечающий вероятности Р/2 (Р=0,99100%) - 7р=2,58.

- + (12,3 - 10,18)2 • 2) = 1,098 мин.

Проверка по II условию

2

Для полученного в ходе экспериментальных исследований вариационного ряда проверка по II условию выполняется, поскольку справедливо условие

|12,3 - 10,18| < 2,58 • 1,098 или |2,12| < 2,83.

Таким образом, гипотеза о нормальности распределения времени выполнения моечных работ по условию I и II составного критерия d подтверждается при принятом уровне значимости д < 0,04 .

В случае нормального закона распределения времени выполнения ТВ фактическое значение величины ¿м может быть найдено с использованием математической зависимости

¿м = ± ^

гт От

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

М ± ,

(8)

где £ст - коэффициент Стьюдента (при доверительной вероятности Р = 0,95 ¿ст= 1,96);

о^ - среднее квадратическое отклонение

^м.

2

;Ef=i(iM(

tM)2= 0,2 мин. (9)

|n(n-1^i = lV

Фактическая величина нормируемого времени t, необходимого для выполнения мойки КТМ на посту самообслуживания одним исполнителем, будет находиться в диапазоне значений

10,18 - 1,96-0,2 < tM< 10,18 +1,96-0,2 (мин), 9,79 < tM< 10,57 (мин).

Ввиду того, что на искомую величину оказывает влияние множество факторов, то для цели настоящего исследования принято время ¿М = 11 мин.« 0,18 чел.-ч.

Аналогичные исследования проведены по АТ категории M1 других классов. В таблице 2 показаны числовые характеристики распределений, полученных после обработки информации, а также результаты проверки принадлежности вариационного ряда к нормальному закону с использованием составного критерия d.

Таким образом, нормативы времени выполнения работ по очистке кузовов КТМ различных классов от загрязнений на постах самообслуживания будут иметь следующие значения:

- класс А - 0,12 чел.-ч;

- класс B - 0,16 чел.-ч;

- класс C - 0,18 чел.-ч;

- класс D - 0,2 чел.-ч;

- класс E - 0,23 чел.-ч;

- класс SUV - 0,23 чел.-ч.

Часовая производительность поста мойки самообслуживания находится в прямой зависимости от продолжительности пребывания КТМ под ТВ. Автосервисному предприятию экономически выгодно, чтобы платное время было как можно более продолжительным в течение каждого часа рабочей смены.

На рисунке 2 показан план-график заездов на посты самообслуживания КТМ различных классов для выполнения мойки кузова.

Из рисунка 2 видно, что число заездов АТС на посты самообслуживания влияет на величину платного времени. Постановка автомобиля на место обслуживания и последующий его съезд требуют около 2 мин. С увеличением числа заездов происходит сокращение общей продолжительности выполнения основной операции мойки. Это приводит к уменьшению дохода сервисной организации. Следовательно, для рационального использования рабочего времени поста рекомендуется комбинировать заезды автомобилей различных классов. В таком случае можно исключить непроизводительные простои производственных мощностей (посты № 9, 10 и 12, рисунок 2), сократить неоплачива-

емое клиентами время вспомогательных операций (пост №1, рисунок 2), а также выполнить все ТВ в установленный срок (посты №2, 3,7,8,11, рисунок 2).

ч о и о о и

м

н

а и в

о И

л

S И н о о сЗ

,

о

0

S

н сЗ н ■а

Ч ^

и еь

1

(N

03

Я

IS н

>

£ т

о о

w

о %

о о

m

о %

(D

S

и

щ 5

и

оо О

ю О

«1 о

г-

(N

00

, s

г-

d

СП

OS f-о

OS

00

to

«1 f-

OS

о

00 OS

о

f-OS

00

to

<N <N

<N

о

«1 <N

О 00

00 о"

OS

<o

f-OS f-

«5,

<o

OS

<o

'T3

00

00 tN

00 tN

oo

00 <N

N

1

Рисунок 2 - План-график заездов легковых автомобилей различных классов на посты самообслуживания с целью мойки кузова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При заездах на обслуживание КТМ категории Е и SUV целесообразно несколько сократить время выполнения основной операции мойки кузовов срок (посты №5,6,14, рисунок 2), чтобы обеспечить заезд целого числа автомобилей за час работы поста. Добиться сокращения времени ¿м можно путем увеличения рабочего давления моечного аппарата, изменением типа насадки моечного пистолета, повышением температуры подаваемой жидкости и применением синтетических моющих средств более высокого качества. Вместе с тем, следует выполнить экономическую оценку указанных мероприятий, чтобы определить оптимальное значение основного времени мойки.

Заключение

Значительное увеличение количества предприятий автомобильного сервиса, предоставляющих в аренду собственникам АТ производственные площади и технологическое оборудование для выполнения уборочно-моечных работ, в последние годы является закономерным результатом высокого спроса в РФ на сервисные услуги данного вида. Работа указанных организаций должна быть эффективной. Одним из методов повышения технико-экономических показателей производственно-хозяйственной деятельности моек самообслуживания является планирование заездов, которое позволяет обеспечить равномерную загрузку рабочих постов, исключить непроизводительные простои и увеличить платное время, а, следовательно, и доход коммерческой компании. Решение указанной задачи невозможно без нормирования трудоемкости выполнения моечных работ.

Выполнено нормирование среднего времени ТВ по очистке кузов КТМ различных кате-

горий на постах стационарных моечных комплексов, предоставляющих услуги по самостоятельному проведению работ собственниками АТ. Полученные значения предлагается использовать при планировании производства в условиях сервисных предприятий по самообслуживанию.

Литература

1. Автопарк стареет и меняет структуру: как это повлияет на автобизнес [Электронный ресурс], - Режим доступа: https://promo. maxposter. ru/vtopark-stareyet-i-menyayet-strukturu (дата обращения 10.04.2023 г.).

2. Баженов Ю. В.Основы теории надежности машин : учеб. пособие для вузов / Баженов Ю. В. - М. : Форум : Инфра-М, 2014. - 319 с. : ил. - (Высшее образование). - Библиогр.: с. 315-317. - ISBN 978-591134-883-0. - ISBN 978-5-16-0097923. Вымой сам: как в Россию пришел бум автомоек самообслуживания [Электронный ресурс], - Режим доступа:

https://www.rbc.ru/own_business/27/09/2016/57e8e236 9a79476decb94ec2 (дата обращения 10.04.2023 г.). ГОСТ Р 8.736-2011 - Государственная система обеспечения измерений. Измерения прямые многократные. Методы обработки результатов измерений. Основные положения. - М.:Стандартинформ, 2019. - 26 с.

4. Денисов, И. В. Особенности технико-экономического обоснования и технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта: учеб. пособие / И. В. Денисов ; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. - Владимир : Изд-во ВлГУ, 2018. - 268 с. ISBN 978-5-9984-1015-4.

5. Наличие транспортных средств: [электронный ресурс] // https ://rosstat. gov. ru/storage/mediabank/Nalichie.xls. (дата обращения: 10.04.2023).

6. Парк легковых автомобилей на 2022 год - особенности и тенденции [Электронный ресурс], - Режим доступа: https://avtostat-шfo.com/Artide/358(дата обращения 10.04.2023 г.)

7. Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (ред. от 24.10.2022) «О Правилах дорожного движения» (вместе с "Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения") [Электронный ресурс], //_Справочная правовая система ЗАО «Консультант-Плюс». - Режим доступа:

https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2 709/ (дата обращения 10.04.2023 г.). 8. Сколько времени моют машину на автомойке, если время - деньги [Электронный ресурс], - Режим доступа: https://avtodigitals.ru/skolko-moyut-mashinu-na-avtomojke-po-vremeni/ (дата обращения 10.04.2023 г.).

УДК 556:551.582:624

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ДАННЫХ ОБ ОСАДКАХ В СТРОИТЕЛЬНОЙ

КЛИМАТОЛОГИИ

В.А. Наумов1, Н.Л. Великанов2

Калининградский государственный технический университет (КГТУ),

Россия, 236000, г. Калининград, Советский пр., 1.

В статье сформулированы проблемы, связанные с представлением данных об осадках в Своде правил «Строительная климатология». В частности, отмечается, что по многим регионам, в том числе и Калининградской области, имеются данные только по одной метеорологической станции, суточный максимум осадков фиксируется для календарных (метеорологических) суток, ветровые и прочие потери не учитываются. Предложены пути решения названных проблем на примере метеорологических станций Калининградской области. Представлены суммы годовых осадков метеорологических станций городов Калининграда и Балтийска за теплый и холодный периоды (данные из архива и с полной корректировкой). Получены суточные максимумы осадков метеорологических станций городов Калининграда, Балтийска и Советска за метеорологические сутки RC, 24-часовые R24, линейный тренд RC. Результаты исследований предназначены для использования при формировании региональных нормативных документов.

Ключевые слова: метеорологическая станция, суточные максимумы осадков, климатические параметры.

PRESENTATION OF PRECIPITATION DATA IN CONSTRUCTION CLIMATOLOGY

V. A. Naumov, N. L. Velikanov

Kaliningrad State Technical University (KSTU), Russia, 236000, Kaliningrad, Sovetsky Ave., 1.

The article outlines the problems associated with the presentation of precipitation data in the Code of Practice "Construction Climatology." In particular, it is noted that in many regions, including the Kaliningrad region, there are data on only one meteorological station, the daily maximum of precipitation is recorded for calendar (meteorological) days, wind and other losses are not taken into account. Proposed ways to solve these problems on the example of meteorological stations of the Kaliningrad region. The amounts of annual precipitation of meteorological stations of the cities of Kaliningrad and Baltiysk for warm and cold periods (data from the archive and from full proofreading) are presented. Daily precipitation maximums of meteorological stations of the cities of Kaliningrad, Bal-tiysk and Sovetsk for meteorological days RC, 24-hour R24, linear trend RC were obtained. The results of the tests are intended for use in the formation of regional regulatory documents.

Key words: meteorological station, daily precipitation maximums, climatic parameters.

Введение

При проектировании новых объектов строительства и реконструкции существующих, обязательным является выполнение требований действующих нормативных документов. Одним из таких документов является Свод правил

«Строительная климатология» (СП СК). Содержащиеся в этом документе данные о климатических параметрах на территории Российской Федерации используются в проектных расчетах. Поэтому СП СК пересматриваются в Российской Федерации чаще других

1Наумов Владимир Аркадьевич - доктор технических наук, профессор, профессор кафедры техносферной безопасности и природообустройства, тел. 8 (4012) 99 53 37; e-mail: vladimir.naumov@klgtu.ru;

2Великанов Николай Леонидович - доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой судостроения, судоремонта и морской техники, тел. 8 (4012) 564802; e-mail: nikolaj.velikanov@klgtu.ru; Работа выполнена при финансовой поддержке РНФ и Правительства Калининградской области в рамках научного проекта № 22-27-20016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.