Научная статья на тему 'К вопросу мониторинга земель объектов особо охраняемых природных территорий'

К вопросу мониторинга земель объектов особо охраняемых природных территорий Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
90
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
specially protected natural territories (SPNA) / unified system of state environmental monitoring (state environmental monitoring) / state land monitoring / land monitoring of SPNA objects

Аннотация научной статьи по наукам о Земле и смежным экологическим наукам, автор научной работы — Окмянская Валентина Михайловна

Статья посвящена рассмотрению вопроса мониторинга земель объектов особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Проанализирована структура Единой государственной системы экологического мониторинга, а также нормативно-правовое регулирование отдельных подсистем мониторинга.The article is devoted to the issue of land monitoring of objects of specially protected natural territories (SPNA). The structure of the Unified state environmental monitoring system, as well as the legal regulation of individual monitoring subsystems, is analyzed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о Земле и смежным экологическим наукам , автор научной работы — Окмянская Валентина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу мониторинга земель объектов особо охраняемых природных территорий»

К вопросу мониторинга земель объектов особо охраняемых природных территорий On the issue of monitoring of lands objects of specially protected natural territories

УДК 502.4 DOI 10.24411/2658-3569-2020-10038

Окмянская Валентина Михайловна,

аспирант 2 курса, ассистент кафедры геодезии и кадастровой деятельности, ФГБОУ ВО «Тюменский индустриальный университет» (г.Тюмень)

Okmyanskaya Valentina Mikhailovna,

2st year postgraduate student, assistant of the department of geodesy and cadastral activity, Tyumen Industrial University (Tyumen)

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению вопроса мониторинга земель объектов особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Проанализирована структура Единой государственной системы экологического мониторинга, а также нормативно-правовое регулирование отдельных подсистем мониторинга.

Summary. The article is devoted to the issue of land monitoring of objects of specially protected natural territories (SPNA). The structure of the Unified state environmental monitoring system, as well as the legal regulation of individual monitoring subsystems, is analyzed.

Ключевые слова: особо охраняемые природные территории (ООПТ), единая система государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), государственный мониторинг земель, мониторинг земель объектов ООПТ.

Keywords: specially protected natural territories (SPNA), unified system of state environmental monitoring (state environmental monitoring), state land monitoring, land monitoring of SPNA objects.

Усиление антропогенной нагрузки на природные комплексы ООПТ приводит к необходимости сочетания и согласования природоохранных функций ООПТ с задачами экономического и социального развития, например, формирование рекреации, системы экологического туризма, как следствие - продвижение малого и среднего бизнеса; поддержка традиционного образа жизни коренных малочисленных народов; развитие нефтегазового комплекса как основной отрасли хозяйствования субъекта; обеспечение

качества окружающей среды в целом и др. Противоречивость представленных задач (хозяйственная деятельность человека зачастую вступает в противоречие с режимом охраны ООПТ) приводит к необходимости поиска новых подходов к управлению ООПТ, наработке и перенятию опыта в данной сфере, а также развитию системы мониторинга земель объектов ООПТ. В результате мониторинга возможно выявить и изучить основные факторы, воздействующие на природные комплексы ООПТ, а также предусмотреть меры для снижения отрицательного воздействия человека на природные экосистемы и рационального их использования [1-5].

В настоящее время накоплен определенный опыт по изучению воздействия отдельных источников загрязнения на окружающую природную среду. Стоит отметить, что в России Единая государственная система экологического мониторинга (далее - ЕГСЭМ) создана в 1993 году, то есть относительно недавно, поэтому институт мониторинга находится в стадии развития и постоянно видоизменяется. Задачами системы являются: наблюдение за состоянием окружающей среды, ее загрязнением, в том числе атмосферы, поверхностных вод, морской среды, почв, околоземного космического пространства, радиационной обстановки на поверхности Земли [6-9].

На данный момент определение экологического мониторинга или мониторинга окружающей среды законодательно закреплено в Федеральном законе от 10.01.2002 № 7 «Об охране окружающей среды», Федеральном законе от 19.07.1998 № 113 «О гидрометеорологической службе», а также в Постановлении Правительства Российской Федерации (далее по тексту - РФ) от 09.08.2013 № 681 «О государственном экологическом мониторинге» (таблица 1).

Таблица 1 — Сравнительный анализ понятия «экологический мониторинг»

Федеральный закон ол 10 01.2002 № 7 ■(Об охране сифужающей среды» Федеральный закон от 19.0 7.1998 № 113 «О гидрометеор сил опгческ ой службе» Постановление Правительства РФ от 09.0В.2013 №681 <гО государственном экологическом мониторинге»

Государственный экологический мониторинг определяется как мониторинг окружающей среды, осуществляемый органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ [10-14] Моннтор1шг состояния и загрязнения окружающей среды — это долгосрочные наблюдения за с остояниеы окружающей среды, ее загрязнением н происходящими в ней природными явлениями, а также оценка и прогноз состояния окружающей среды, ее загрязнения Государственный экологический мониторинг это комплексная система наблюдения за состоянием окружающей среды, оценки н прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов, а также в целях обеспечения потребностей государства, юридических и физических лгщ в достоверной информации, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий изменения состояния окружающей среды

В Федеральном законе от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», который в первую очередь регулирует отношения в области охраны окружающей среды, под мониторингом понимаются лишь действия органов государственной власти. В Федеральном законе «О гидрометеорологической службе» указывается, что мониторинг содержит 3 главных элемента - это наблюдения, оценка и прогноз. В Постановлении Правительства РФ «О государственном экологическом мониторинге» объединены все главные составляющие понятия «мониторинг» из предыдущих нормативно-правовых актов: осуществляется органами государственной власти, включает наблюдение, оценку и прогноз состояния окружающей среды и обеспечивает достоверной информацией государство, юридических лиц и граждан. Согласно статье 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды», объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются следующие компоненты, представленные на рисунке 1.

Рисунок 1 — Объекты охраны окружающей среды Мониторинг представленных на рисунке компонентов природной среды проводится в соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды», а также другими отраслевыми нормативно-правовыми актами [15-18]. Система государственного экологического мониторинга включает в себя подсистемы, представленные в таблице 2.

Таблиц» 2 ~ Кгоматгамя-правовое регулнра вазоне г ее улфе тве нн с т о

? о л ОПГК- г к ст манитернкга ■ римьаэс каждой подсистемы: мониторинга

HUUJUIjlUUJ

Г к у дарстмииаЕЙ можкзрнш ■ir-iurwti ик^л J-Ui.1 ш ■ ы ер*JU 1 ci l- : Tin с L.« но* Прииг*л1н:111 рф in м.«.2013 Jfc 177 .Ос шк:г.еш гк;-лч^емвжсс-: ыекктэ^хкп ооемшаа в jL-j'.i:oi-JDUi ссру^гигпиФ среды......Щшмя РФ от (N.OtJOL3 ЛЬ 63 L «0

ГмррревавЛ j Лктшиии Л р liUli.Ti-13i 1 РФ «с 0i.M.201J Jfc 1?? -Оё |Л|И—1 .-ii _■■■. ¿.дьытай 1,Ж!||*Я* £ *"* .т-Ати*1.-

т,———.1 НГ

з+р^жто реально« жр в ЕфМ-ittinitii зов* Ркенйсжей Фы*раджж> Ж-uiiLTuuft JU.CC от 3LD7.19M % 155-Ю ■ 0 ют*нап !-Jl>>:up: нашк, нрризарналноу и пралкжшмА кш Рис£кЙ£с£й Фиаршсн IUZ-, н£кжг£фшг4 ■взныя WHuai -

и:.т«:сюс юл. а. Нйр* PcCCBCLsi ф^врхзи

Г к :■■ дар-от* е инк! I4iavuukii шнп w IT.L2.im St 19143

РмшЬемА

Гкуаа рггтетпкй CLUtА РоССЖЙЫЛ* Фиаразкн 1У*шшщшжишА же* vr 30.11.19И Ni ЗГ-ФЗ «О Г^ЖППГОП И П W Ш9Лкфс Р-КСНИСЬО» f »ЗИП

Го-гу рттк р тпек 1 ni :: п iw V, :-D-i-1 ог р л^гтвд*™ Пр=жт«™™ т* ОТ 100~20|4 Ч fi:S ..а

Ги 1 Jiiri г^жтлртт ?ос;ж»гггш Фидопвг ■ Г-ютст« с Прлкн-juu

¿•¿станэки на мррвтерав Ргсснй:жей Федерации в м Ё'шлюшпа под:исс«м I

Г к у ларег uoid ■, ш-шш I тт.ыпЬ АС itt г*ч KLcdii :е:ш1 дор* МЬм ] 'Пктшшп HpaauitUHiEia РФ от 02 2015 г St 33 ■Ос уЗИКрХЛШШ: П j-'kliCLI в ТС-: у OJLptr И КЖО и JtDJZ-rTMlLLCii м Dan: с ранг« уннвдлиеой жшвтвеяо! слсзшы ¿mjh Ба4и.т

ШШЩШШ ЗБНЛЬ 1 -Звдспмшй xc-jkec P-xcaicj.ci: Фчмрмши 1'С1рИЕИ MknCTfpCTM >Т.СЯСМИЧ«КС'ТЕ< ринги РФ от 26

«MLUi ГС HJklH14*mU.I

i^L.- i • -1»*ИУ.-,Г.-. AliUWUMJ ■

Г«уя рстм пи 1 '3+1итимй тоаяк Pwaiioci1 Фшрзп ¡*:Лраки Mjan:TfpcTH с<лко»€Ф шмкш Рксяйсхой

иг-иплршиг caiftT^i ]> Фм^-ты«« №. рт 14 G4 Уг 5I-+3 -О жявточ «Р»» Прв« Мшжффж Ргавг W 22.12 »11 № »3 ^-тчряитятг Пррчда? ¥ыига* tgqaptHHR зг^ит*. r^'j иаж^р» и пигуса P-'tj тзгаят a unmrrs-p «хгл ммее01 хж»гвсгс шф1 >

Госуддр™»»^ ]) Фм*^шя от 240" 2EHJ9 :["5-Ф1 :-06 р^ц ■ a

ж срсды ШХ пбггшжв :cr.pix-iHid еялвжчапк ptcipc-a в а *нны uuraiHix х 1' ГИМ.ТИП^Я^ШТ^ДЦрД 1ГТШ1 Ругртгупи d Л, -ЛТТ 1'ТГГ Ирид: ^.Ежнпрпрзал Ркпв эт D6-09 z-d10 ч. j44 ЕОа ч-трэвдипш гтлртлу оп-цтеанп noes-джреттажжв га иямжтертшгл аитшш р»тсвж ■ ерш^ы шх и«тши m

rrpuww«™ «г.? ллтет-

гбсч -VI pi— 11 тут 1 ■.Тмйв; pL'rc*i:iuii Фадршп !4 l2.2s&4 Kl ^JJ-ФЗ, 1;ЛрМ1 >1 j bUUCJ Z «PL- ГI J. чг-' F^cspce* К Л. L.' .1LU нм Ptirciuicj^i. м й53fil^ St ¡¡5й I*mmm

ЫЛМИТрШС'

г к у дарсе лшшЛ ЗйМККфКИЕ .■■-.■• 1Л-лит вир 1) зшйа ркслйлой от 11 J>21»2 % Ш5-1 -0 прнзш \[еиам4ретл1 орнролаиэс рк^-рссл. ркслйийй +и*ршня от 21.05 JflOL № 433 05 ■ гирхллиш шлсияш с □йрялхй ос> цншн ысшпсешЕга

Ггсу зарсхмшЕЬ меш^ш кант ОСМПМ | j Зслюйй tcattc PKtaiujaf Фисраш л DJ M.2MW □истаась.ива* П^ихтглина. Рксейееой Фиарашв or lO.CMJDO' ?ч 219 -Об jTitpuim П:--сжеии ос к^ткпзнп с'хузарсп+нн^го uc-zxropuiri i одних nh HIMI ii Прот i,r !'.гиимг;»уггц драредш ркурсм НФ " (Й.^СЙ! г \) L L.I. ;. -nrpjLqiKKa форы, ж =су-»,ти i пр#^с:ш.ияи ±жммыл

ГГКТ ЗарСТЕПЭКСО и С ТЭТ "ij игнг 11Г'П.нь."т ентшгтое'-

Г л:1. Jipii riliiMiii шанфвгндва ] J .и.ул сп 20.12 МС4 St J W-+i ■ 0 дашкктм н х-хршшшкйлных i'ноз.-;^«с■ ijutt p^L-L I) ь1.iIHu:t9tниv Г.-liLC!i.lk.-Sli Рл:й*Й£1йЙ -SI li 32.20di St W-l «06 f 14рхлпекм Пиша дё

P^F«

Благодаря проведенному анализу системы государственного мониторинга окружающей среды, становится очевидно, что мониторинг объектов ООПТ комплексно не осуществляется.

В рамках каждой подсистемы мониторинга проводятся наблюдения за определенным компонентом природной среды (земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и т.д.). ЕГСЭМ не выделяет мониторинг ООПТ в качестве самостоятельной подсистемы. Данные мониторинга ООПТ могут быть использованы во всех подсистемах ЕГСЭМ, что не позволяет сделать вывод о комплексном состоянии уникального природного комплекса [19-22].

Также стоит отметить, что даже в рамках одной подсистемы базовая информация для проведения мониторинга может содержаться в различных ведомствах. Например, для проведения государственного мониторинга земель необходимая информация запрашивается не только в Росреестре, но и в других государственных структурах и ведомствах. Распределение основных характеристик мониторинговой информации по соответствующим федеральным органам исполнительной власти представлено в таблице 3.

Таблица 3 — Источники получения базовой информации, необходимой для

ведения государственного мониторинга

Наблюдаемые характеристики земель Уполномоченный орган по сосру мониторинговой информации

Показатели мониторинга использования земель

площадь, границы земель | Росреестр

Показатели мониторинга состояния земель

загрязнение радионуклидами Федеральная служба по гидрометеорологии и охране окружающей среды Минсельхоз Российской Федерации

загрязнение тяжёлыми металлами Министерство природных ресурсов Российской Федерации Федеральная служба по гидрометеорологии и охране окружающей среды Минсельхоз Российской Федерации

загрязнение диоксинами Федеральная служба по гидрометеорологии и охране окружающей среды

загрязнение пестицидами Минсельхоз Российской Федерации

загрязнение нефтью и нефтепродуктами Министерство природных ресурсов Российской Федерации

хннейная зрозия Росреестр Минсельхоз Российской Федерации

плоскостная зрозня Росреестр Минсельхоз Российской Федерации

дефляция Росреестр Минсельхоз Российской Федерации

подтопление Минсельхоз Российской Федерации Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России"!

опустынивание Росреестр

захламление Министерство природных ресурсов Российской Федерации Росреестр

вторичное заселение Минсельхоз Российской Федерации

подкисление Минсельхоз Российской Федерации

зарастание мелколесьем и кустарником Минсельхоз Российской Федерации

степень пригодности к сельскохозяйственному использованию Росреестр Минсельхоз Российской Федерации

нарушение, вследствие десотьозяистБеннсй деятельно сти Министерство природных ресурсов Российской Федерации

Таким образом, для обеспечения единого подхода мониторинга объектов ООПТ требуется разработка методических требований к оценке состояния объектов ООПТ по единым критериям на региональном уровне [23-26].

По мнению авторов, в основе мониторинга объектов ООПТ должен быть мониторинг земельных ресурсов, потому как данный компонент неразрывно взаимосвязан с другими компонентами природной среды - почва, растительный мир, недра и т.д. В дальнейшем будут разрабатываться факторы и показатели мониторинга земель объектов ООПТ.

Список использованной литературы

1. Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 № 136-Ф3.

2. Водный кодекс РФ от 03.06.2006 № 74-ФЗ.

3. Лесной кодекс РФ от 04.12.2006 № 200-ФЗ.

4. Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах».

5. Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ«О животном мире».

6. Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 № 96-ФЗ.

7. Федеральный закон от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».

8. Федеральный закон от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

9. Постановление Правительства РФ от 06.06.2013 № 477 «Об осуществлении государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды» (вместе с «Положением о государственном мониторинге состояния и загрязнения окружающей среды»).

10. Приказ Министерства природных ресурсов РФ от 21.05.2001 № 433«Об утверждении Положения о порядке осуществления государственного мониторинга состояния недр Российской Федерации».

11. Приказ Министерства природных ресурсов РФ 07.05.2008 № 111 «Об утверждении форм и порядка представления данных мониторинга, полученных участниками ведения государственного мониторинга водных объектов».

12. Постановление Правительства РФ от 24.12.2008 № 994 «Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга водных биологических ресурсов и применении его данных».

13. Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 06.09.2010 № 344 «Об утверждении Порядка осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания и применения его данных».

14. Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 22.12.2011 № 963 «Об утверждении Порядка ведения государственного учета, государственного кадастра и государственного мониторинга объектов животного мира».

15. Приказ Министерства экономического развития РФ от 26 декабря 2014№ 852 «Об утверждении Порядка осуществления государственного мониторинга земель, за исключением земель сельскохозяйственного назначения».

16. Приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 24.12.2015 № 664 «Об утверждении Порядка осуществления государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения».

17. Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 05.04.2017 № 156 «Об утверждении Порядка осуществления государственного лесопатологического мониторинг».

18. Герасимов, И.П. Научные основы современного мониторинга окружающей среды [Текст] / И.П. Герасимов // Изв. АН СССР. Сер. географич. - 1975. - № 3. - С. 13-25.

19. Гиниятов, И.А. Мониторинг земель и объектов недвижимости [Текст]: учебное пособие / И. А. Гиниятов. - Новосибирск: СГУТиТ, 2015 - 109 с.

20. Израэль, Ю.А. Мониторинг состояния и регулирования качества природной среды [Текст] / Ю.А. Израэль // Вопр. геогр., вып. 108. Природопользование (геогр. аспекты). -М.: Мысль, 1978. - С. 64-74.

21. Сизов, А.П. Мониторинг и охрана городских земель [Текст]: издание 2-е, переработатанное и дополненное / А.П. Сизов. - Москва: Московский государственный университет геодезии и картографии, 2009. - 264 с.

22. Структурно-логическая модель формирования стратегии развития малоэтажного жилищного строительства (на примере Тюм. области)./ Кряхтунов А. В., Кравченко Е. Г., Пелымская О. В.//Управление экономическими системами: электронный научный журнал, 2013, № 2 (50). — С. 34.

23. Воронин, А.В., Кравченко, Е.Г. Алгоритм разработки стратегии развития малоэтажного жилищного строительства (на примере Тюменской области). Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2012. № 3 (39). С. 9.

24. Кравченко Е. Г., Воронин А. В. Экономические проблемы регионов и отраслевых комплексов // Проблемы современной экономики. — 2011. — N 3 (39). — Режим доступа: http://www.m-economy.m/art.php?nArtId=3739

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25. Simakova T.V., Simakov A.V., Skipin L.N., Chernykh E.G., Starovoitova E.S. Formation of a sustainable system is the basis of rational land use management / Espacios. 2019. Т. 40. № 20. С. 20

26. Кряхтунов, А. В. Стратегия развития рынка земель сельскохозяйственного назначения на примере Ишимского муниципального района Тюм. области/ А. В. Кряхтунов, Е. Г. Кравченко, О. В. Пелымская// Современные проблемы науки и образования, 2014, № 5. — С. 307

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.