Научная статья на тему 'Понятие мониторинга земель объектов особо охраняемых природных территорий'

Понятие мониторинга земель объектов особо охраняемых природных территорий Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
681
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
состояние окружающей среды / особо охраняемые природные территории / государственный экологический мониторинг / мониторинг земель / показатели мониторинга состояния и использования земель / компоненты мониторинга земель объектов особо охраняемых природных территорий / мониторинг земель объектов особо охраняемых природных территорий. / state of the environment / especially protected natural territories / state ecological monitoring / land monitoring / performance monitoring and land use components of the land monitoring of objects of especially protected natural territories / land monitoring of objects of especially protected natural territories.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Окмянская Валентина Михайловна, Богданова Ольга Викторовна

В статье рассматриваются подходы к содержанию понятия «мониторинг» в научной и нормативно-правовой литературе. Особое внимание уделяется мониторингу земель как одной из наиболее комплексных подсистем государственного экологического мониторинга ввиду того, что с земельным компонентом непосредственно связаны другие природные среды — почвы, растительность, водные объекты, недра и др. Особо охраняемые природные территории (ООПТ) включают уникальные природные комплексы и представляют собой сложные системы, где компоненты природной среды тесно взаимосвязаны и осуществление мониторинга отдельных элементов для оценки и прогноза состояния ООПТ является недостаточным. Одной из причин отсутствия актуальных сведений об ООПТ является непроработанность данного вопроса в законодательной базе: отсутствуют понятие мониторинга объектов ООПТ, а также методические подходы к его проведению. В научной литературе изученность данного вопроса также имеет фрагментарный характер. Поэтому авторами предложено понятие мониторинга земель ООПТ, где земельный компонент является основным, с которым связаны другие элементы природной среды, выступающие также объектами наблюдения при проведении мониторинга. Авторами были выделены основные компоненты мониторинга земель объектов ООПТ, влияние которых на состояние объекта различно. Поэтому далее в рамках исследования планируется изучение степени влияния каждого фактора на ООПТ в зависимости от основного вида деятельности, который развивается на ООПТ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Окмянская Валентина Михайловна, Богданова Ольга Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPT OF MONITORING OF LANDS OBJECTS OF SPECIALLY PROTECTED NATURAL TERRITORIES

The article discusses approaches to the content of the concept of "monitoring" in the scientific and regulatory literature. Special atiention is paid to land monitoring as one of the most complex subsystems of state environmental monitoring due to the fact that other natural environments — soils, vegetation, water bodies, subsoil, etc. are directly connected with the land component. Specially protected natural territories (hereinafter-protected areas) include unique natural complexes and are complex systems where the components of the natural environment are closely interrelated and monitoring of individual elements for assessing and forecasting the state of protected areas is insufficient. One of the reasons for the lack of up-to: date information about protected areas is the lack of development of this issue in the legislative framework-there is no concept of monitoring of protected areas, as well as methodological approaches to its implementation. In the scientific literature, the study of this issue is also fragmentary. Therefore, the authors proposed the concept of monitoring of protected areas, where the land component is the main one, which is associated with other elements of the natural environment, which are also objects of observation during monitoring. The authors have identified the main components/factors of monitoring of protected areas, the impact of which on the state of the object is different. Therefore, further research is planned to study the degree of influence of each factor on the protected areas, depending on the main type of activity that develops in the protected areas.

Текст научной работы на тему «Понятие мониторинга земель объектов особо охраняемых природных территорий»

LAND RELATIONS AND LAND MANAGEMENT УДК 502.173 DOI: 10.24411/2587-6740-2020-13048

ПОНЯТИЕ МОНИТОРИНГА ЗЕМЕЛЬ ОБЪЕКТОВ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ

В.М. Окмянская, О.В. Богданова

ФГБОУ ВО «Тюменский индустриальный университет», г. Тюмень, Россия

В статье рассматриваются подходы к содержанию понятия «мониторинг» в научной и нормативно-правовой литературе. Особое внимание уделяется мониторингу земель как одной из наиболее комплексных подсистем государственного экологического мониторинга ввиду того, что с земельным компонентом непосредственно связаны другие природные среды — почвы, растительность, водные объекты, недра и др. Особо охраняемые природные территории (ООПТ) включают уникальные природные комплексы и представляют собой сложные системы, где компоненты природной среды тесно взаимосвязаны и осуществление мониторинга отдельных элементов для оценки и прогноза состояния ООПТ является недостаточным. Одной из причин отсутствия актуальных сведений об ООПТ является непроработанность данного вопроса в законодательной базе: отсутствуют понятие мониторинга объектов ООПТ, а также методические подходы к его проведению. В научной литературе изученность данного вопроса также имеет фрагментарный характер. Поэтому авторами предложено понятие мониторинга земель ООПТ, где земельный компонент является основным, с которым связаны другие элементы природной среды, выступающие также объектами наблюдения при проведении мониторинга. Авторами были выделены основные компоненты мониторинга земель объектов ООПТ, влияние которых на состояние объекта различно. Поэтому далее в рамках исследования планируется изучение степени влияния каждого фактора на ООПТ в зависимости от основного вида деятельности, который развивается на ООПТ.

Ключевые слова: состояние окружающей среды, особо охраняемые природные территории, государственный экологический мониторинг, мониторинг земель, показатели мониторинга состояния и использования земель, компоненты мониторинга земель объектов особо охраняемых природных территорий, мониторинг земель объектов особо охраняемых природных территорий.

Введение

Территория сложноустроенного субъекта — Тюменской области отличается значительным антропогенным и техногенным воздействием на природную среду, что приводит к ухудшению ее качественного состояния, изменению количественных показателей (захват и загрязнение новых земель), а также интенсивному развитию процессов деградации естественных экологических систем.

Тюменская область с учетом Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов отличается большими площадями заповедных территорий (доля ООПТ в земельном фонде — 8,1%), предназначенных для сохранения естественных экосистем в уникальном природно-климатическом регионе страны. Существующие документы стратегического планирования региона предусматривают развитие системы особо охраняемых природных территорий (ООПТ) и обеспечение ее устойчивого функционирования для решения задач по сохранению природной среды.

Особо охраняемые природные территории регионального значения значительно преобладают в системе ООПТ Тюменской области (76% от общей площади ООПТ области; 92% от общего числа ООПТ). Можно утверждать, что региональные ООПТ вносят существенный вклад в сохранение биологического и ландшафтного разнообразия, дополняя ООПТ федерального и местного значений. Усиление антропогенной нагрузки на природные комплексы ООПТ приводит к необходимости сочетания и согласования природоохранных функций ООПТ с задачами экономического и социального развития, например, формирование рекреации, системы экологического туризма, как следствие — продвижение малого и среднего бизнеса; поддержка традиционного образа жизни коренных малочисленных народов; развитие нефтегазового комплекса как основной отрасли хозяйствования субъекта; обеспечение качества окружа-

ющей среды в целом и др. Противоречивость представленных задач (хозяйственная деятельность человека зачастую вступает в противоречие с режимом охраны ООПТ) приводит к необходимости поиска новых подходов к управлению ООПТ, наработке и перенятию опыта в данной сфере, а также развитию системы мони-

торинга земель объектов ООПТ. В результате мониторинга возможно выявить и изучить основные факторы, воздействующие на природные комплексы ООПТ, а также предусмотреть меры для снижения отрицательного воздействия человека на природные экосистемы и рационального их использования.

Таблица 1

Подходы к содержанию понятия «мониторинг»

Автор Содержание понятия «мониторинг» Основное в понятии

Программа ЮНЕСКО, 1974 Система регулярных длительных наблюдений в пространстве и во времени, дающая информацию о прошлом н настоящем состоянии окружающей среды, позволяющая прогнозировать изменение ее параметров, имеющих особое значение для человечества Гри основных этапа - наблюдение, оценка и прогноз состояния интересующего объекта

Ю.А. Израэль, 1978 Совокупность наблюдений за геофизическими н биотическими компонентами биосферы с целью выявления, оценки и прогнозирования ответных реакций природных экосистем на антропогенные воздействия Наблюдения, прогноз состояния, оценка фактического и прогнозируемого состояния для предупреждения негативных последствий воздействия человека

И.П. Герасимов, 1975, 1985 Система наблюдений и контроля за состоянием окружающей среды с целью рационального использования природных ресурсов, охраны природы и обеспечения стабильного функционирования геосистем различного хозяйственного назначения Наблюдение и контроль за совокупностью природных явлений, подверженных как естественным изменениям, так н преобразованиям со стороны человека

А.Г. Емельянов, 1994 Оптимальное решение проблемы взаимоотношения общества и природы на всех уровнях возможно лишь на основе организации комплексного геоэкологического мониторинга состояния окружающей природной среды, который включает мониторинг атмосферы, мониторинг вод океана, вод суши, мониторинг биоты, мониторинг почв, литомониторинг Система мониторинга складывается из наблюдений за состоянием отдельных компонентов и комплексов природной среды в целом. Его особенность состоит в учете связей между отраслевыми звеньями системы

ММ. Бринчук, 2004 Экологический мониторинг н экологический контроль - самостоятельные организационно-правовые меры, выполняющие свои функции в механизме экологического права Мониторинг как инструмент для повышения эффективности реализации государством своей экологической функции

А.П. Сизов, 2009 Процедура детекции (отслеживания) изменений в самых разнообразных процессах и явлениях Понятие мониторинга представлено в широком смысле, детально был изучен мониторинг земель, в особенности земель населённых пунктов

42 -

INTERNATIONAL AGRICULTURAL JOURNAL № 3 (375) / 2020

www.mshj.ru

Именно поэтому наибольшую актуальность на сегодняшний день имеет проведение мониторинга на объектах ООПТ. Для оценки состояния природных комплексов, расположенных на территории Тюменской области, требуется проведение комплексных исследований, поскольку объекты ООПТ испытывают многофакторное воздействие. С целью формирования основных компонентов мониторинга необходимо определить, что будет подразумеваться под понятием мониторинг объектов ООПТ.

Ход исследования

В настоящее время государственный мониторинг отдельных природных компонентов входит в Единую систему государственного экологического мониторинга. Под государственным экологическим мониторингом понимаются комплексные наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе компонентов природной среды, естественных экологических систем, за происходящими в них процессами, явлениями, оценка и прогноз изменений состояния окружающей среды [3]. Под компонентами понимаются земли, недра, водные объекты, животный и растительный мир, охотничьи и ресурсы и др. Таким образом, существующая система государственного экологического мониторинга не предусматривает ООПТ в качестве отдельных объектов наблюдения, поэтому данный вопрос требует проработки [14].

Стоит отметить, что понятие мониторинга было сформулировано только в 1972 г. в связи проведением Стокгольмской конференции Организации Объединенных Наций по проблемам окружающей человека среды. Одним из важнейших решений Стокгольмской конференции была рекомендация по созданию глобальной системы мониторинга окружающей среды [13]. Термин впервые стал использоваться при проведении научных изысканий, связанных с изучением динамики различных процессов, и расшифровывался как «слежение, выявление, устранение или предотвращение».

С этого момента ученые расходились во мнениях и вкладывали различное содержание в понятие мониторинга (табл. 1) [6, 8-10, 12].

Таким образом, выделяется большое количество подходов к содержанию понятия «мониторинг». В отечественную научную литературу данный термин введен работами И.П. Герасимова (1975), Ю.А. Израэля (1978), которые признаны основоположниками экологического мониторинга в России [10]. Многие ученые придерживаются определения Ю.А. Израэля, а также разработанной им блок-схемы системы мониторинга, которая в настоящее время является опорой для изучения проблемы мониторинга исследователями и учеными.

Как уже было отмечено, разделы мониторинга окружающей среды выделяются с учетом сред — объектов наблюдения (воздух, вода, земля (почва), недра и т.д.).

Мониторинг земель, по мнению авторов [10-12], является одной из главных составляющих общей системы обеспечения экологической безопасности государства, имеет общественную важность, большую природоохранную значимость и связующую роль в обеспечении комплексной информацией других видов мониторинга.

Также П.П. Лепехин в своем исследовании отмечает, что в основе окружающей среды находится земельный компонент, представляющий

ЗЕМЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО

Таблица 2

Показатели государственного мониторинга земель

Мониторинг земель, за исключением земель сельскохозяйственного назначения

Мониторинг земель сельскохозяйственного назначения

Мониторинг использования

Количественные показатели общая площадь земель соответствующей категории

общая площадь земельных участков, имеющих соответствующий вид разрешенного использования

площадь земель или земельных участков, в отношении которых выявлено использование их не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению

площадь земель или земельных участков, в отношении которых выявлено неиспользование земель и земельных участков

площадь земель или земельных участков, в отношении которых выявлены иные нарушения земельного законодательства

площадь распределения земель по формам собственности

площадь застроенных земель в разрезе категорий

общая площадь внесенных в ЕГРН земель лесного фонда по видам использования лесов

общая площадь сельскохозяйственных угодий

Мониторинг состояния

Количественные показатели

общая площадь земель (земельных участков) соответствующей категории

общая площадь земельных участков, имеющих соответствующий вид разрешенного использования

общая площадь земельных участков общего пользования, внесенных в ЕГРН, занятых улично-дорожной сетью, коммуникациями, скверами, парками, городскими лесами (для земель населенных пунктов)

общая площадь санитарно-защитных и охранных зон объектов, внесенных в ЕГРН, расположенных на землях промышленности и иного специального назначения

количество объектов, сведения о которых внесены в ЕГРН, расположенных на землях промышленности и иного специального назначения, в отношении которых отсутствуют сведения в ЕГРН о санитарно-защитных и(или)охранных зонах

общая площадь учтенных в ЕГРН санитарно-защитных и охранных зон объектов, расположенных на землях особо охраняемых территорий и объектов

Показатели состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения

общие показатели: название почвы, включая почвообразующую породу; мощность гумусового горизонта, см; уклоны поверхности, "/градус

физические и химические показатели: содержание органического вещества в пахотном горизонте, %; кислотность-щелочность; содержание подвижного фосфора, обменного калия, минеральных форм азота, водорастворимых солей; гранулометрический состав; агрегированность и др.

показатели загрязнения почв: содержание подвижных форм тяжелых металлов, остаточных количеств пестицидов, нефти и нефтепродуктов; плотность загрязнения и др.

дополнительные показатели для почв неиспользуемых земель: закустаренность; залесенность; зарастание сорняками

показатели негативных процессов: доля эродированных почв, засоленных почв, солонцов и солонцеватых почв, переувлажненных почв с учетом распределения по категориям; каменистость и др.

биологическая активность: определение микробиологической активности

Качественные показатели (с указанием степени развития негативного процесса)

площадь земель, подверженных линейной эрозии (слабая, средняя, сильная, очень сильная степень развития)

площадь земель, подверженных опустыниванию (слабая, средняя, сильная, очень сильная степень развития)

площадь подтопленных земель (слабая, средняя, сильная степень развития)

площадь заболоченных земель (слабая, средняя, сильная степень развития)

площадь переувлажненных земель (слабая, средняя, сильная степень развития)

площадь нарушенных земель (слабая, средняя, сильная степень развития)

площадь захламленных земель (слабая, средняя, сильная степень развития)

площадь земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению (слабая, средняя, сильная степень развития)

площадь земель, загрязненных нефтью и нефтепродуктами (умеренно опасная, опасная, чрезвычайно опасная степень развития)

площадь земель, загрязненных тяжелыми металлами (умеренно опасная, опасная, чрезвычайно опасная степень развития)

площадь земель, подверженных иным негативным процессам (с указанием наименования и степени развития негативного процесса)

состояние земель, га: засоление; подкисление; плоскостная эрозия; дефляция; зарастание мелколесьем и кустарником

- 43

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ № 3 (375) / 2020

собой заключенную в фиксированные границы конкретную территорию, состоящую из взаимосвязанных и взаимообусловленных природных объектов и представляющую собой природный комплекс [13].

В настоящее время порядок осуществления мониторинга земель в зависимости от целевого назначения регулируется приказами соответствующих министерств (рис. 1) [4, 5].

Ввиду того, что ООПТ располагаются в том числе на землях сельскохозяйственного назначения, порядок мониторинга земель в границах объектов ООПТ регулируется двумя указанными приказами.

Каждый объект мониторинга земель описывается набором показателей, определяющих характер его систематического использования, степень пригодности к использованию для конкретных хозяйственных целей, а также присущие ему природные и антропогенные признаки. Подлежащие наблюдению показатели состояния и использования земель определяются на основании Единой системы показателей государственного мониторинга земель (табл. 2) [4, 5].

Результаты и обсуждение

Проанализировав представленные показатели, авторы пришли к выводу, что на сегодняшний день установлен ограниченный перечень негативных процессов, подлежащих наблюдению в рамках ведения мониторинга земель, что не позволяет комплексно изучить объект мониторинга, тем более земли в границах ООПТ.

По мнению авторов, мониторинг земель как подсистема государственного экологического мониторинга может обеспечить органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные организации, физических и юридических лиц информацией не только о качественных и количественных характеристиках земель, но и о компонентах природной среды, которые непосредственно связаны с земельным компонентом — почвах, растительности, водных объектах, недрах и др.

Относительно понятия «мониторинг земель» интересен подход И.А. Гиниятова. На рисунке 2 представлена структура мониторинга земель, предложенная И.А. Гиниятовым.

Земля является важнейшей частью окружающей природной среды, характеризуется набором физико-географических, социально-экономических характеристик. Таким образом, понятие «земля» включает в себя всю экологическую систему, в которой находится земельный участок.

Таким образом, на наш взгляд наиболее важным компонентом природной среды ООПТ являются земельные ресурсы, состояние которых влияет на другие компоненты среды. Актуальность разработки методических подходов мониторинга земель объектов ООПТ обусловлена следующими причинами:

1. В настоящее время на законодательном уровне понятие «мониторинг земель объектов особо охраняемых природных территорий» не закреплено. Земельный кодекс Рф от 25.10.2001 г. № 136-Ф3 содержит общее понятие мониторинга земель, Федеральный закон от 14.03.1995 г. № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», регулирующий отношения в области организации, охраны и использования объектов ООПТ также не определяет механизм мониторинга.

INTERNATIONAL AGRICULTURAL JOURNAL № 3 (37Б) | 2020

Земли сельскохозяйственного назначения

Земли населенных пунктов; земли промышленности и иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса

Приказ Минсельхоза России от 24.12.2015 г. № 664 «Об утверждении Порядка осуществления государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения»

Приказ Министерства экономического развития РФ от 26.12.2014 г. № 852 «Об утверждении Порядка осуществления государственного мониторинга земель, за исключением земель сельскохозяйственного назначения»

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр)

Рис. 1. Регулирование мониторинга земель

Мониторинг природных условий

Состояние климата, погодных условий

Мониторинг состояния почвенного покрова

Свойства почв, проявление негативных процессов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мониторинг состояния поверхностных и грунтовых вод

Свойства вод, глубина залегания I грунтовых вод

Мониторинг земель

Мониторинг состояния растительности

Типологический состав земельных угодий, их продуктивность

Мониторинг состояния земной поверхности

Геодинамические процессы, результаты антропогенной деятельности

Мониторинг загрязнения окружающей природной среды

Загрязнение атмосферы, почвенного покрова, поверхностных и грунтовых вод

Мониторинг земельно-кадастровых данных

Правовое, природное, хозяйственное состояние земель

Рис. 2. Структура мониторинга земель (по И.А. Гиниятову)

Рис. 3. Понятие мониторинга ООПТ в региональном законодательстве

www.mshj.ru

ЗЕМЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО

.«А", ■/л*

Элементарные метеорологические характеристики

Мониторинг животного и растительного мира

Мониторинг земель объектов ООПТ

Мониторинг почвенного покрова

Недра

Атмосфера и климат

Растительные сообщества

Животный мир и охотничьи ресурсы, птицы

Мониторинг водных объектов и водных биологических ресурсов

Рекреационная нагрузка

Грибы

Состав и строение почв

Загрязнение почв

Вечная мерзлота и криогенные процессы

Месторождения полезных ископаемых на территории ООПТ

Нефте- и газопроводы, пролегающие вблизи / на _ООПТ_

Ценные геологические объекты

4

Водоемы на территории ООПТ

Численность и качество водных биоресурсов

Рис. 4. Содержание мониторинга земель объектов ООПТ

2. Одной из ярких особенностей сложившейся системы ООПТ является то, что большая их часть расположена не на землях особо охраняемых территорий и объектов, а в границах земель других категорий — лесного, водного фондов, земель населенных пунктов, сельскохозяйственного назначения, поэтому при проведении мониторинговых исследований учитываются особенности той категории, на которой расположен объект ООПТ, однако специфика данного природного комплекса не учитывается.

3. Периодичность проведения мониторинга земель, установленная Приказом Минэкономразвития России от 26.12.2014 г. № 852 «Об утверждении Порядка осуществления государственного мониторинга земель, за исключением земель сельскохозяйственного назначения», не всегда является достаточной в отношении земель объектов ООПТ, потому как, если в границах ООПТ осуществляется интенсивная хозяйственная деятельность, работы по наблюдению за использованием и состоянием земель должны производиться чаще.

В связи с тем, что в системе ООПТ преобладают природные территории регионального значения, управление которыми осуществляют органы государственной власти субъектов, в том числе полномочия по сохранению таких объектов, на уровне субъекта разрабатываются нормативные акты, регулирующие мониторинг ООПТ. Некоторые региональные нормативные акты закрепляют понятие мониторинга ООПТ, функции, задачи, а также регламент проведения мониторинговых исследований (рис. 3).

В настоящее время на уровне Тюменской области, с учетом автономных округов, в региональном законодательстве об ООПТ не разработаны положения по мониторингу таких объектов, несмотря на то, что в связи с усилением антропогенного вмешательства требуется организация систематических наблюдений за данными территориями. На сегодняшний день существует множество методов индикации антропогенной трансформации природной среды, однако они носят рекомендательный характер, если не закреплены на уровне органов государственной власти.

Необходимость комплексной методики в Тюменской области обусловлена нарушенностью экоситем ООПТ, а также рисками для вновь образующихся природных комплексов в условиях антропогенной нагрузки.

В основу системы мониторинга земель объектов ООПТ был положен принцип И.А. Гиниято-ва с доработками авторов (рис. 4).

Таким образом, под мониторингом земель объектов ООПТ следует понимать комплекс работ по наблюдению, оценке и прогнозу состояния и использования земель объектов ООПТ, как важнейшего компонента природно-хозяй-ственного комплекса, с применением преимущественного метода дистанционного зондирования Земли.

Выводы

На основании вышесказанного считаем необходимым сделать следующие выводы.

Отсутствие в федеральном законодательстве понятия и состава мониторинга объектов ООПТ

приводит к разночтению, необязательности осуществления регулярных исследований состояния природных комплексов с целью выработки предложений по сохранению ООПТ и снижению негативных воздействий в условиях нарастающей антропогенной нагрузки.

На основе анализа регионального законодательства об ООПТ можно сделать вывод, что во многих регионах, обладающих большими заповедными территориями и развитой системой ООПТ, отсутствуют понятие мониторинга ООПТ и его компонентов, а также требования к осуществлению таких работ.

Назрела потребность разработки единой методики проведения мониторинга объектов ООПТ на примере Тюменской области, которая будет учитывать экономические, климатические и другие особенности региона. Предложенное понятие может стать основой для разработки такой методики.

Литература

1. Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 № 136-Ф3 (ред. 18.03.2020).

2. Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.1995 № ЗЗ-ФЗ (ред. от 26.07.2019).

3. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 27.12.2019).

4. Приказ Министерства экономического развития РФ от 26.12.2014 № 852 «Об утверждении Порядка осуществления государственного мониторинга земель, за исключением земель сельскохозяйственного назначения».

5. Приказ Минсельхоза России от 24.12.2015 № 664 «Об утверждении Порядка осуществления государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения».

6. Герасимов И.П. Научные основы современного мониторинга окружающей среды // Известия АН СССР. Серия Географическая. 1975. № 3. С. 13-25.

7. Гиниятов И.А. Мониторинг земель и объектов недвижимости: учебное пособие. Новосибирск: СГУТиТ, 2015. 109 с.

8. Емельянов А.Г. Комплексный геоэкологический мониторинг: учебное пособие. Тверь: Тверской государственный университет, 1994. 88 с.

9. Израэль Ю.А. Мониторинг состояния и регулирования качества природной среды // Вопросы географии. Вып. 108. Природопользование (географические аспекты). М.: Мысль, 1978. С. 64-74.

10. Сизов А.П. Мониторинг и охрана городских земель. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Московский государственный университет геодезии и картографии, 2009. 264 с.

11. Боголюбова А.А. Аэрокосмический мониторинг земельных угодий особо охраняемых природных территорий Санкт-Петербурга: автореф. дис. ... канд. техн. наук (25.00.26) / Национальный минерально-сырьевой университет «Горный». Санкт-Петербург, 2012. 24 с.

12. Жердев В.Н. Мониторинг земель: контролируемые параметры почвенно-гидрологического режима бассейна р. Дон: автореф. дис. ... д-ра с.-х. наук (11.00.11) / Черноземный институт мониторинга земель и экосистем. Курск, 1995. 34 с.

13. Лепехин П.П. Комплексный мониторинг земель объектов Сахалинского нефтегазового комплекса: дис. ... канд. географ. Наук (25.00.26) / ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству». М., 2018. 188 с.

14. Богданова О.В., Окмянская В.М. Особенности проведения мониторинга государственного биологического заказника регионального значения «Ямальский» // Международный сельскохозяйственный журнал. 2019. № 3 (369). С. 17-21.

Об авторах:

Окмянская Валентина Михайловна, аспирант, ассистент кафедры геодезии и кадастровой деятельности, valentina.okmyanskaya@mail.ru Богданова Ольга Викторовна, кандидат экономических наук, профессор кафедры геодезии и кадастровой деятельности, sizau@yandex.ru

- 45

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ № 3 (375) / 2020

CONCEPT OF MONITORING OF LANDS OBJECTS OF SPECIALLY PROTECTED NATURAL TERRITORIES

V.M. Okmyanskaya, O.V. Bogdanova

Industrial university of Tyumen, Tyumen, Russia

The article discusses approaches to the content of the concept of "monitoring" in the scientific and regulatory literature. Special attention is paid to land monitoring as one of the most complex subsystems of state environmental monitoring due to the fact that other natural environments — soils, vegetation, water bodies, subsoil, etc. are directly connected with the land component. Specially protected natural territories (hereinafter-protected areas) include unique natural complexes and are complex systems where the components of the natural environment are closely interrelated and monitoring of individual elements for assessing and forecasting the state of protected areas is insufficient. One of the reasons for the lack of up-to: date information about protected areas is the lack of development of this issue in the legislative framework-there is no concept of monitoring of protected areas, as well as methodological approaches to its implementation. In the scientific literature, the study of this issue is also fragmentary. Therefore, the authors proposed the concept of monitoring of protected areas, where the land component is the main one, which is associated with other elements of the natural environment, which are also objects of observation during monitoring. The authors have identified the main components/factors of monitoring of protected areas, the impact of which on the state of the object is different. Therefore, further research is planned to study the degree of influence of each factor on the protected areas, depending on the main type of activity that develops in the protected areas.

Keywords: state of the environment, especially protected natural territories, state ecological monitoring, land monitoring, performance monitoring and land use components of the land monitoring of objects of especially protected natural territories, land monitoring of objects of especially protected natural territories.

References

1. Zemel'nyi Kodeks RF ot 25.10.2001 № 136-FZ (red. 18.03.2020) [Land code of the Russian Federation from 25.10.2001 No. 136-FZ (ed. 18.03.2020)].

2. Federal'nyi zakon «Ob osobo okhranyaemykh prirod-nykh territoriyakh» ot 14.03.1995 № 33-FZ (red. ot 26.07.2019) [Federal law "On specially protected natural territories" dated 14.03.1995 No. 33-FZ (as amended on 26.07.2019)].

3. Federal'nyi zakon «Ob okhrane okruzhayushchei sredy» ot 10.01.2002 № 7-FZ (red. ot 27.12.2019) [Federal law "On environmental protection" from 10.01.2002 No. 7-FZ (as amended on 27.12.2019)].

4. Prikaz Ministerstva ehkonomicheskogo razvitiya RF ot 26.12.2014 № 852 «Ob utverzhdenii Poryadka osu-shchestvleniya gosudarstvennogo monitoringa zemel', za isklyucheniem zemel'sel'skokhozyaistvennogo naznacheni-ya» [Order of the Ministry of economic development of the Russian Federation dated 26.12.2014 No. 852 "On approval of the Procedure for state monitoring of land, except for agricultural land»].

5. Prikaz Minsel'khoza Rossii ot 24.12.2015 № 664 «Ob utverzhdenii Poryadka osushchestvleniya gosudarst-vennogo monitoringa zemel' sel'skokhozyaistvennogo naznacheniya» [Order of the Ministry of agriculture of the

About the authors:

Russian Federation dated 24.12.2015 No. 664 "On approval of the Procedure for state monitoring of agricultural land»].

6. Gerasimov, I.P. (1975). Nauchnyi osnovy sovremen-nogo monitoringa okruzhayushchei sredy [Scientific bases of modern environmental monitoring]. Izvestiya AN SSSR. Seriya Geograficheskaya [Izvestia of the USSR Academy of sciences. Geographical series], no. 3, pp. 13-25.

7. Giniyatov, I.A. (2015). Monitoring zemel' i ob"ektov nedvizhimosti: uchebnoe posobie [Monitoring of land and real estate objects: textbook]. Novosibirsk, SGUTIT, 109 p.

8. Emel'yanov, A.G. (1994). Kompleksnyi geoehko-logicheskii monitoring: uchebnoe posobie [Complex geo-eco-logical monitoring: textbook]. Tver, Tver state university, 88 p.

9. Izraehl', Yu.A. (1978). Monitoring sostoyaniya i regu-lirovaniya kachestva prirodnoi sredy [Monitoring of the state and regulation of the quality of the natural environment] Voprosy geografii. Vyp. 108. Prirodopol'zovanie (geo-graficheskie aspekty) [Questions of geography. Issue 108. Natural resource management (geographical aspects) ]. Moscow, Mysl' Publ., pp. 64-74.

10. Sizov, A.P. (2009). Monitoring i okhrana gorodskikh zemel' [Monitoring and protection of urban land]. Moscow, Moscow state University of geodesy and cartography, 264 p.

11. Bogolyubova, A.A. (2012). Aehrokosmicheskii monitoring zemel'nykh ugodii osobo okharanyaemykh prirodnykh territorii Sankt-Peterburga [Aerospace monitoring of land areas of specially protected natural territories of Saint Petersburg], Cand. technical sci. diss. Abstr. (25.00.26). Saint-Petersburg, 24 p.

12. Zherdev, V.N. (1995). Monitoring zemel': kontro-liruemy parametry pochvenno-gidrologicheskogo rezhima basseina r. Don [Land monitoring: controlled parameters of the soil-hydrological regime of the Don river basin], Cand. agricultural sci. diss. Abstr. (11.00.11). Kursk, 34 p.

13. Lepekhin, P.P. (2018). Kompleksnyi monitoring zemel' ob"ektov Sakhalinskogo neftegazovogo kompleksa [Complex monitoring of land objects of the Sakhalin oil and gas complex], Cand. geographical sci. diss. (25.00.26). Moscow, 188 p.

14. Bogdanova, O.V., Okmyanskaya, V.M. (2019). Osobennosti provedeniya monitoringa gosudarstven-nogo biologicheskogo zakaznika regional'nogo znacheniya «Yamal'skii» [Features of monitoring the state biological reserve of regional significance "Yamal"]. Mezhdunarodnyi sel'skokhozyaistvennyi zhurnal [International agricultural journal], no. 3 (369), pp. 17-21.

Valentina M. Okmyanskaya, graduate student, assistant of the department of geodesy and cadastral activity, valentina.okmyanskaya@mail.ru Olga V. Bogdanova, candidate of economic sciences, professor of the department of geodesy and cadastral activity, sizau@yandex.ru

valentina.okmyanskaya@mail.ru

ЖУРНАЛЫ ИЗДАТЕЛЬСТВА «ЭЛЕКТРОННАЯ НАУКА»

Международный журнал прикладных наук и технологий «INEGRAL» издается 6 раз в год.

■ Стратегический научный партнер журнала «Государственный университет по землеустройству».

■ INEGRAL цитируется в РИНЦ, Google Scholar, КиберЛенинке.

■ Научным публикациям присваивается международный цифровой индикатор DOI.

■ Журнал участник программы открытого доступа к научным публикациям.

Контакты: https://e-integral.ru, e-science@list.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

www.mshj.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.