УДК 339.13
Л. Н. Семеркова, Н. Г. Соколова, Ю. Д. Бахтеев
К ВОПРОСУ МОДЕЛИРОВАНИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ С ПОЗИЦИИ МАРКЕТИНГА ТЕРРИТОРИИ
Аннотация. На основе экзистенционального представления функциональной системы жизни человека и транскрипции ряда традиционных маркетинговых концепций и моделей в статье предлагается модель жизнедеятельности населения, которая определяет теоретико-мировоззренческое понимание феномена качества жизни с позиции субъекта управления территорией и необходимости оптимизации управления ее социально-экономическим развитием.
Ключевые слова: социально-экономическое развитие территории (города), маркетинг территории, качество жизни, экзистенциалистская концепция сущности жизни человека, модель жизнедеятельности населения территории.
Abstract. The authors suggest a model of people’s life activity that determines theoretical and ideological understanding of a phenomenon of life quality from the point of view of a subject of area administration and the necessity to optimize area social-economic development administration. The model is suggested on the basis of existential conception of functional system of human life and transcription of several traditional marketing conceptions and models.
Key words: social and economic development of an area (city), area marketing, life quality, existential conception of human life essence, model of area population life activity.
Залогом успеха управления социально-экономическим развитием города в современных высококонкурентных условиях является обращение к философии маркетинга. Необходимо наилучшим образом удовлетворять запросы потребителей - населения города. Муниципалитет, в центре внимания которого находится потребитель, способен, используя технологии и механизмы маркетинга территории, не просто оказывать услуги, но и создавать рыночные конструкции воздействия на формирование потребностей, поведение других субъектов территориального рынка. Известна декларация, что население и качество его жизни должны стать центром территориального управления и муниципальной деятельности. Однако теоретической конструкции, формализующей процесс жизнедеятельности и обеспечивающей параметризацию качества жизни населения территории, в частности города, обнаружено не было. Теоретико-мировоззренческое понимание феномена качества жизни с позиции субъекта управления территорией затруднено, вопрос о понимании жизни человека, адекватном целям управления социальноэкономическим развитием города, остается открытым.
Для решения данной проблемы следует обратиться к категории «качество». Анализ работ А. И. Субетто [1] и В. И. Кулайкина [2] позволяет представить спектр трактовок этой категории. С точки зрения операционалистско-го подхода к выявлению сущности категории «качество жизни» приемлемым является определение качества как «существенной определенности предмета, явления или процесса, в силу которой он является данным, а не иным предметом, явлением или процессом [3, с. 53]». Невозможно дать научно коррект-
Известия высших учебных заведений. Поволжский регион
ное определение качеству жизни, не опираясь на раскрытие сущности человеческой жизни, ее понимания, доступного для операционализации и количественной оценки. А в дальнейшем не только сущности жизни, но и категории «смысл жизни», которая задает человеку основной критерий для оценки качества его жизни, социума и человечества в целом. Лишь немногие концепции исследования качества жизни, например Л. А. Кузьмичева, М. В. Федорова [4] и Г. М. Зараковского [5], формулируют исходное представление о том, что такое жизнь человека. Вопрос о сущности жизни человека и общества в целом как исходной позиции для разработки научно обоснованной концепции качества жизни остается открытым. Выработка такой позиции - задача чрезвычайно сложная. Вся история философской мысли в значительной мере представляет собой поиск всеобъемлющего определения сущности человеческой жизни, и этот поиск продолжается.
Для обоснования состава и способов измерения качества жизни населения территории необходимо принять ряд рабочих определений категорий «человеческая жизнь», «смысл жизни». Сущность человеческой жизни и смысл жизни - фундаментальные философско-психологические и религиозно-мировозренческие категории, «вечный вопрос самопознания человека». Это предмет многовековых размышлений теологов, античных и современных философов, историков, социологов, психологов и, наконец, экономистов. Жизнь человека и социума - сложное и во многом иррациональное явление, всеобъемлющее определение его сущности дать невозможно. В основу определения могут быть положены разные проявления жизни в зависимости от того, какие из них важны для решения практических задач.
Практическая задача, которой посвящено данное исследование, заключается в обосновании выбора показателей и критериев для измерения и оценки качества жизни населения территории для целей осуществления управления социально-экономическим развитием. На основе анализа различных представлений о сущности человеческой жизни и понимания задач данного исследования в качестве аксиоматической основы выбирается экзистенциалистская концепция сущности жизни человека [6, 7]. На ее основе ниже приводятся определения и понятия, основополагающие для данного исследования.
Жизнь человека - это процесс самореализации заложенного в человеке природой и развивающегося после рождения жизненного потенциала; он представляет собой жизнедеятельность, включающую физиологические функции и выполнение деятельности во внутренней (психической) и внешней (материальной и социальной) сферах, направленную на самосохранение, развитие и репродукцию себя, на познание мира и его преобразование в целях удовлетворения своих и общественных потребностей. Процесс жизни - это последовательность циклов «желание - деятельность по достижению желаемого - удовлетворенность достигнутым - появление нового желания». Жизнь социума - процесс взаимосогласованной жизни образующих данный социум индивидов и выполнения организованной определенным образом их совместной деятельности, направленной на сохранение социума, его развитие и достижение общих для социума, как коллективного субъекта, целей.
В историческом аспекте сущность жизни людей представляет собой процесс адаптационно-гомеостатического и трансформационно-созидательного взаимодействия с окружающей средой, направленный на сохранение и
развитие жизни человечества во все более широких границах природных условий путем научно-технического прогресса, личностного совершенствования и преодоления социальных противоречий. Смысл жизни - разумное основание, значение, цель, которую стремится достичь человек. Смысл жизни -это доминирующая и устойчивая цель жизнедеятельности человека, ориентация человека на ценности самого процесса жизни в разных его проявлениях.
Опираясь на сформулированное выше понимание сущности жизни человека и предложенную Г. М. Зараковским [5, с. 58] форму представления функциональной системы жизни человека можно представить элементы системы жизни человека и социума, жизнь как систему (рис. 1).
Сделаем ряд комментариев к представленной системе жизни. Жизненный потенциал (статусный и ситуационный) индивида - комплекс тех свойств человека, которые лежат в основе его возможности осуществлять жизнедеятельность с тем или иным уровнем активности и полноты самореализации. Побудительные элементы статусного жизненного потенциала и функциональные системы деятельности активируют деятельность человека. Потребности, интересы и ценности, с одной стороны, являются возможностями реализации жизненного потенциала, а с другой - инициируют саму реализацию. Жизнедеятельность человека - совокупность всех присущих человеку процессов: от физиологических функций, необходимых для жизни человека как биологического организма, до созидательной деятельности, рефлексии, эмоционально-чувственных переживаний, других видов активности, свойственных человеку как личности, субъекту. Инструменты - это: орудия труда, транспортные средства, информация и т.п. Ресурсы - это: продукты питания, энергоносители и т.п. природные объекты, финансы и всякого рода социальные поддержки человека. Среда представлена не зависящими от индивида природными, техногенными, информационными и социальными факторами, обуславливающими условия жизни человека. Результаты жизнедеятельности - это результаты поведения человека в отношении целевых предметов, что, в частности, реализуется в потреблении товаров и услуг и в отношении субъектов деятельности - других индивидов.
Таким образом, жизнь - это процесс реализации жизненного потенциала носителя жизни. Реализуются, во-первых, генетически заданное сохранение, развитие и репродукция человека как биопсихосоциального объекта и субъекта, во-вторых, генерируемая самим человеком в процессе деятельности целевая трансформация внешних и внутренних (самого себя) объектов. Этот процесс происходит в природной, в искусственной антропогенной и социальной средах путем сложного противоборствующего взаимодействия с разными объектами и субъектами, «населяющими» эти среды. Можно выделить факторы человеческой жизни:
- жизнь определяется присущими человеку внутренними возможностями осуществлять жизненные процессы, т.е. его жизненным потенциалом;
- следующим фактором жизни являются внешние возможности, т.е. свойства окружающих сред, объектов и субъектов, имеющихся инструментов и ресурсов. Они должны быть такими, чтобы жизненный потенциал мог, безусловно, осуществляться, а результаты жизнедеятельности имели значимую вероятность достижения целей для людей, которые хотят это сделать и прилагают для этого необходимые усилия;
170
Рис. 1. Функциональная система жизни человека (социума)
Известия высших учебных заведений. Поволжский регион
- другим фактором жизни являются процессуально-результативные характеристики целевых жизненных процессов (деятельности) по отношению к имеющимся у людей потребностям, интересам, ценностям и целям. Это характеристики поведения людей в реальной жизни, в частности потребительского поведения и удовлетворенности сторонами жизни.
Данное экзистенциональное представление функциональной системы жизни человека содержит в себе ряд ключевых понятий маркетинга: потребности, население-потребитель, потребительское поведение, удовлетворенность. Оно дополняется путем транскрипции ряда традиционных маркетинговых моделей, концепций, методов представления и исследования потребительско-покупательского поведения:
- модель «черного ящика» покупательского поведения [8, с. 211;
9, с. 62], предполагающая изучение реакций потребителя на внешние воздействия и полезна с точки зрения первичного уточнения сфер исследования потребительского поведения;
- модель процесса покупки или принятия решения покупателем [10, с. 53], определяющая этапы процесса покупки;
- развернутая модель формирования спроса и его детерминант [11, с. 28; 12, с. 115], которая демонстрирует принципиальные возможности влияния на механизм и процесс потребительского поведения на рынке и, в итоге, на спрос;
- концепция трехуровневой поведенческой реакции покупателя (или потребительского отношения) на рынке и основных характеристик реакции рынка [2, с. 213; 13, с. 574].
В результате разрабатывается маркетинговая модель жизнедеятельности населения территории, выделяются детерминанты жизнедеятельности и характеристики реакции населения (рис. 2).
Данная модель имеет ориентационную функцию представления теоретико-мировоззренческого видения жизни населения территории в рамках актуальной концепции исследования качества жизни.
Имеются и две прагматические функции, первая из которых состоит в выделении комплекса элементов количественной определенности жизни (рис. 3), вторая - в выделении свойств и характеристик жизни, что в свою очередь обеспечивает параметризацию качества жизни.
Констатируется, что под количественной определенностью жизни, следовательно и качества жизни, необходимо понимать уровень выраженности совокупности свойств жизни, ее результатов и их соответствия некоторому предельно минимальному уровню или какому-либо иному ориентиру. Качество жизни человека - это оценочная категория, обобщенно характеризующая параметры всех составляющих жизни человека. Таким образом, установлено, что качество жизни (населения территории) определяется жизненным потенциалом населения, входящих в него социальных групп и отдельных граждан, условиями жизнедеятельности, соответствием характеристик процессов, средств, условий и результатов жизнедеятельности потребностям, интересам и ценностям населения территории, которые можно выражать через показатели спроса, предложения и удовлетворенности. Элементы комплекса составляющих количественную определенность жизни в той или иной мере участвуют в процессе параметризации качества жизни.
Раздражители
Я (побудительнщй.
н 2 о мотивы) внешней
э § 2 Л среды:
и Ч ДЦювия жизни, ресурсы
©■ £ ш и и инструменты
О И О, жизнедеятельности
С4 к О н - Экономические
1 * - Политические
д 3 и 1? - 1 •: 1 \ ни - >\м1иче<: .ие.
к к информационные
1 1 - Культурные
«. а, - Природно-
и (_ географическив
- Социально-
демограф)й::0#Кне
3 По^дщелъные
1 факторы маркетинга
Св Я субъектов,
н К 21 й обеспечивающих
н я жизнедеятельность
Л Ы Ч ёубъеЁты уфммерчё|кой
Й н Л Ьч Ни нещммерческой
ч а> 35 ч деятеїИости
Н|Н 1 а - Т овар
§« -Цёйа
& ^-Ж&од'ы
I распределения
-ЖМетоды продвижения
>
«Черный ящик» сознания населения
Свойства и характеристики
Жизненный
потенциал
населения:
• здоровье;
• характер;
• способности
Жизнедеятельность
Внутренние детерминанты / побудительные элементы:
потребности, интересы и ценности
Освоенные населением ресурсы и инструменты жизнедеятельности:
• доход,
• социальная группа;
• жилищные условия;
• образование
Совокупность присущих жизни процессов:
• личная жизнь;
• трудовая деятельность;
• общественная;
• политическая деятельность
1. Осознание проблемы и потребности
2. Поиск информации
3. Оценка альтернатив
4. Связь / контакт / покупка
5. Потребление / использование
6. Постпокупочная реакция / оценка соответствия результатов потребностям, интересам и ценностям
Потребительская деятельность
Результаты жизнедеятельности как ответная поведенческая реакция населения (рынка) в отношении целевых предметов (товаров и услуг) и субъектов (людей и их объединений) деятельности
Характеристики реакции (количественные и качественные меры) модели ПЧД («познание - чувство - действие»)
Когнитивная (познавательная) реакция, связывающая усвоенную информацию со знанием
Аффективная (эмоциональная) реакция, связанная с установками и системой оценки
Поведенческая
реакция,
характеризующая
действие
- спонтанная известность
- осведомленность
- вспоминание
- узнавание
- знание
- воспринимаемое сходство
- осознаваемое множество
- важность
- определенность
- эффективность
- установка
- предпочтение
- намерение совершить покупку
- поиск фактов
- пробная/ повторная покупка
- эксклюзивность / лояльность
- удовлетворение/ неуд овл етворе ние
Рис. 2. Маркетинговая модель жизнедеятельности населения территории, формирования детерминант жизнедеятельности и характеристик реакции населения
Известия высших учебных заведений. Поволжский регион
Рис. 3. Комплекс элементов количественной определенности жизни
Методологические подходы к исследованию и параметризации качества жизни расходятся именно по вопросу главенства, степени участия и состава элементов. Определенность наступает лишь вследствие авторской концепции исследования и интерпретации качества жизни с позиций субъекта управления территорией и самого населения. Каждый конкретный методологический подход к параметризации качества жизни опирается на свою модель отображения приоритетности и связи между элементами количественной определенности жизни и, как следствие, систему/схему показателей оценки качества жизни.
Список литературы
1. Субетто, А. И. Качество жизни: грани проблемы / А. И. Субетто. - СПб. ; Кострома : Астерион, КГУ им. Н. А. Некрасова, 2004. - 210 с.
2. Кулайкин, В. И. Социально-психологические параметры качества жизни в различных социальных группах : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Кулайкин В. И. - Кострома, 2006.
3. Словарь русского языка : в 4 т. - М. : Государственное издательство иностранных и русских словарей, 1959. - Т. 2.
4. Качество жизни: сущность, оценка, стратегия формирования / под ред. Л. А. Кузьмичева, М. В. Федорова, Е. Е. Задесенца. - М. : ВНИИТЭ, 2000. - 421 с.
5. Зараковский, Г. М. Качество жизни населения России: Психологические составляющие / Г. М. Зараковский. - М. : Смысл, 2009. - 319 с.
6. Буржуазная философия XX века. Экзистенциализм. - М. : Политиздат, 1974. -335 с.
7. Экзистенциализм (историко-критический очерк) // Вопросы философии. - 1966. -№ 12. - С. 10-19; 1967. - № 1. - С. 17-23.
8. Котлер, Ф. Маркетинг. Менеджмент / Ф. Котлер. - 11-е изд. - СПб. : Питер, 2005. - 800 с.
9. Минаев, Д. В. Маркетинг в схемах и моделях / Д. В. Минаев. - Ростов н/Д : Феникс, 2004. - 480 с. - (Высшее профессиональное образование).
10. Фоксол, Г. Психология потребителя в маркетинге / Г. Фоксол, Р. Голдсмит, С. Браун ; пер. с англ. - СПб. : Питер, 2001. - 352 с.
11. Немчин, А. М. Маркетинг / А. М. Немчин, Д. В. Минаев. - СПб. : Бизнес-пресса, 2001. - 512 с.
Известия высших учебных заведений. Поволжский регион
12. Ламбен, Ж .-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок / Ж.-Ж. Ламбен, Р. Чумпитас, И. Шулинг ; пер. с англ. ; под ред. В. Б. Колчанова. - СПб. : Питер, 2008. - 720 с.
13. Ламбен, Ж .-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок / Ж.-Ж. Ламбен ; пер. с англ. ; под ред. В. Б. Колчанова. - СПб. : Питер, 2004. - 800 с.
14. Энджел, Д. Ф. Поведение потребителей / Д. Ф. Энджел, Р. Д. Блэкуэлл, П. У. Миниард ; пер. с англ. - 8-е изд. - СПб. : Питер, 1999. - 759 с.
Семеркова Любовь Николаевна доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой маркетинга, коммерции и сферы обслуживания, Пензенский государственный университет
E-mail: [email protected]
Соколова Надежда Геннадьевна
кандидат экономических наук, доцент, кафедра экономики, технологии и управления коммерческой деятельностью, Ижевский государственный технический университет
E-mail: [email protected]
Бахтеев Юсеф Джафярович
доктор экономических наук, профессор, кафедра менеджмента, Пензенский государственный университет
E-mail: [email protected]
Semerkova Lyubov Nikolaevna Doctor of economic sciences, professor, head of sub-department of marketing, commerce and service sector,
Penza State University
Sokolova Nadezhda Gennadyevna Candidate of economic sciences, associate professor, sub-department of economics, technology and administration of commercial activity,
Izhevsk State Technical University
Bakhteev Yusef Dzhafyarovich Doctor of economic sciences, professor, sub-department of management,
Penza State University
УДК 339.13 Семеркова, Л. Н.
К вопросу моделирования жизнедеятельности населения с позиции маркетинга территории / Л. Н. Семеркова, Н. Г. Соколова, Ю. Д. Бахтеев // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2012. - № 1 (21). - С. 167-174.