Научная статья на тему 'К вопросу моделирования жизнедеятельности населения с позиции маркетинга территории'

К вопросу моделирования жизнедеятельности населения с позиции маркетинга территории Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
155
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИИ (ГОРОДА) / МАРКЕТИНГ ТЕРРИТОРИИ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / ЭКЗИСТЕНЦИАЛИСТСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ СУЩНОСТИ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА / МОДЕЛЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ТЕРРИТОРИИ / SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF AN AREA (CITY) / AREA MARKETING / LIFE QUALITY / EXISTENTIAL CONCEPTION OF HUMAN LIFE ESSENCE / MODEL OF AREA POPULATION LIFE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Семеркова Любовь Николаевна, Соколова Надежда Геннадьевна, Бахтеев Юсеф Джафярович

На основе экзистенционального представления функциональной системы жизни человека и транскрипции ряда традиционных маркетинговых концепций и моделей в статье предлагается модель жизнедеятельности населения, которая определяет теоретико-мировоззренческое понимание феномена качества жизни с позиции субъекта управления территорией и необходимости оптимизации управления ее социально-экономическим развитием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу моделирования жизнедеятельности населения с позиции маркетинга территории»

УДК 339.13

Л. Н. Семеркова, Н. Г. Соколова, Ю. Д. Бахтеев

К ВОПРОСУ МОДЕЛИРОВАНИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ С ПОЗИЦИИ МАРКЕТИНГА ТЕРРИТОРИИ

Аннотация. На основе экзистенционального представления функциональной системы жизни человека и транскрипции ряда традиционных маркетинговых концепций и моделей в статье предлагается модель жизнедеятельности населения, которая определяет теоретико-мировоззренческое понимание феномена качества жизни с позиции субъекта управления территорией и необходимости оптимизации управления ее социально-экономическим развитием.

Ключевые слова: социально-экономическое развитие территории (города), маркетинг территории, качество жизни, экзистенциалистская концепция сущности жизни человека, модель жизнедеятельности населения территории.

Abstract. The authors suggest a model of people’s life activity that determines theoretical and ideological understanding of a phenomenon of life quality from the point of view of a subject of area administration and the necessity to optimize area social-economic development administration. The model is suggested on the basis of existential conception of functional system of human life and transcription of several traditional marketing conceptions and models.

Key words: social and economic development of an area (city), area marketing, life quality, existential conception of human life essence, model of area population life activity.

Залогом успеха управления социально-экономическим развитием города в современных высококонкурентных условиях является обращение к философии маркетинга. Необходимо наилучшим образом удовлетворять запросы потребителей - населения города. Муниципалитет, в центре внимания которого находится потребитель, способен, используя технологии и механизмы маркетинга территории, не просто оказывать услуги, но и создавать рыночные конструкции воздействия на формирование потребностей, поведение других субъектов территориального рынка. Известна декларация, что население и качество его жизни должны стать центром территориального управления и муниципальной деятельности. Однако теоретической конструкции, формализующей процесс жизнедеятельности и обеспечивающей параметризацию качества жизни населения территории, в частности города, обнаружено не было. Теоретико-мировоззренческое понимание феномена качества жизни с позиции субъекта управления территорией затруднено, вопрос о понимании жизни человека, адекватном целям управления социальноэкономическим развитием города, остается открытым.

Для решения данной проблемы следует обратиться к категории «качество». Анализ работ А. И. Субетто [1] и В. И. Кулайкина [2] позволяет представить спектр трактовок этой категории. С точки зрения операционалистско-го подхода к выявлению сущности категории «качество жизни» приемлемым является определение качества как «существенной определенности предмета, явления или процесса, в силу которой он является данным, а не иным предметом, явлением или процессом [3, с. 53]». Невозможно дать научно коррект-

Известия высших учебных заведений. Поволжский регион

ное определение качеству жизни, не опираясь на раскрытие сущности человеческой жизни, ее понимания, доступного для операционализации и количественной оценки. А в дальнейшем не только сущности жизни, но и категории «смысл жизни», которая задает человеку основной критерий для оценки качества его жизни, социума и человечества в целом. Лишь немногие концепции исследования качества жизни, например Л. А. Кузьмичева, М. В. Федорова [4] и Г. М. Зараковского [5], формулируют исходное представление о том, что такое жизнь человека. Вопрос о сущности жизни человека и общества в целом как исходной позиции для разработки научно обоснованной концепции качества жизни остается открытым. Выработка такой позиции - задача чрезвычайно сложная. Вся история философской мысли в значительной мере представляет собой поиск всеобъемлющего определения сущности человеческой жизни, и этот поиск продолжается.

Для обоснования состава и способов измерения качества жизни населения территории необходимо принять ряд рабочих определений категорий «человеческая жизнь», «смысл жизни». Сущность человеческой жизни и смысл жизни - фундаментальные философско-психологические и религиозно-мировозренческие категории, «вечный вопрос самопознания человека». Это предмет многовековых размышлений теологов, античных и современных философов, историков, социологов, психологов и, наконец, экономистов. Жизнь человека и социума - сложное и во многом иррациональное явление, всеобъемлющее определение его сущности дать невозможно. В основу определения могут быть положены разные проявления жизни в зависимости от того, какие из них важны для решения практических задач.

Практическая задача, которой посвящено данное исследование, заключается в обосновании выбора показателей и критериев для измерения и оценки качества жизни населения территории для целей осуществления управления социально-экономическим развитием. На основе анализа различных представлений о сущности человеческой жизни и понимания задач данного исследования в качестве аксиоматической основы выбирается экзистенциалистская концепция сущности жизни человека [6, 7]. На ее основе ниже приводятся определения и понятия, основополагающие для данного исследования.

Жизнь человека - это процесс самореализации заложенного в человеке природой и развивающегося после рождения жизненного потенциала; он представляет собой жизнедеятельность, включающую физиологические функции и выполнение деятельности во внутренней (психической) и внешней (материальной и социальной) сферах, направленную на самосохранение, развитие и репродукцию себя, на познание мира и его преобразование в целях удовлетворения своих и общественных потребностей. Процесс жизни - это последовательность циклов «желание - деятельность по достижению желаемого - удовлетворенность достигнутым - появление нового желания». Жизнь социума - процесс взаимосогласованной жизни образующих данный социум индивидов и выполнения организованной определенным образом их совместной деятельности, направленной на сохранение социума, его развитие и достижение общих для социума, как коллективного субъекта, целей.

В историческом аспекте сущность жизни людей представляет собой процесс адаптационно-гомеостатического и трансформационно-созидательного взаимодействия с окружающей средой, направленный на сохранение и

развитие жизни человечества во все более широких границах природных условий путем научно-технического прогресса, личностного совершенствования и преодоления социальных противоречий. Смысл жизни - разумное основание, значение, цель, которую стремится достичь человек. Смысл жизни -это доминирующая и устойчивая цель жизнедеятельности человека, ориентация человека на ценности самого процесса жизни в разных его проявлениях.

Опираясь на сформулированное выше понимание сущности жизни человека и предложенную Г. М. Зараковским [5, с. 58] форму представления функциональной системы жизни человека можно представить элементы системы жизни человека и социума, жизнь как систему (рис. 1).

Сделаем ряд комментариев к представленной системе жизни. Жизненный потенциал (статусный и ситуационный) индивида - комплекс тех свойств человека, которые лежат в основе его возможности осуществлять жизнедеятельность с тем или иным уровнем активности и полноты самореализации. Побудительные элементы статусного жизненного потенциала и функциональные системы деятельности активируют деятельность человека. Потребности, интересы и ценности, с одной стороны, являются возможностями реализации жизненного потенциала, а с другой - инициируют саму реализацию. Жизнедеятельность человека - совокупность всех присущих человеку процессов: от физиологических функций, необходимых для жизни человека как биологического организма, до созидательной деятельности, рефлексии, эмоционально-чувственных переживаний, других видов активности, свойственных человеку как личности, субъекту. Инструменты - это: орудия труда, транспортные средства, информация и т.п. Ресурсы - это: продукты питания, энергоносители и т.п. природные объекты, финансы и всякого рода социальные поддержки человека. Среда представлена не зависящими от индивида природными, техногенными, информационными и социальными факторами, обуславливающими условия жизни человека. Результаты жизнедеятельности - это результаты поведения человека в отношении целевых предметов, что, в частности, реализуется в потреблении товаров и услуг и в отношении субъектов деятельности - других индивидов.

Таким образом, жизнь - это процесс реализации жизненного потенциала носителя жизни. Реализуются, во-первых, генетически заданное сохранение, развитие и репродукция человека как биопсихосоциального объекта и субъекта, во-вторых, генерируемая самим человеком в процессе деятельности целевая трансформация внешних и внутренних (самого себя) объектов. Этот процесс происходит в природной, в искусственной антропогенной и социальной средах путем сложного противоборствующего взаимодействия с разными объектами и субъектами, «населяющими» эти среды. Можно выделить факторы человеческой жизни:

- жизнь определяется присущими человеку внутренними возможностями осуществлять жизненные процессы, т.е. его жизненным потенциалом;

- следующим фактором жизни являются внешние возможности, т.е. свойства окружающих сред, объектов и субъектов, имеющихся инструментов и ресурсов. Они должны быть такими, чтобы жизненный потенциал мог, безусловно, осуществляться, а результаты жизнедеятельности имели значимую вероятность достижения целей для людей, которые хотят это сделать и прилагают для этого необходимые усилия;

170

Рис. 1. Функциональная система жизни человека (социума)

Известия высших учебных заведений. Поволжский регион

- другим фактором жизни являются процессуально-результативные характеристики целевых жизненных процессов (деятельности) по отношению к имеющимся у людей потребностям, интересам, ценностям и целям. Это характеристики поведения людей в реальной жизни, в частности потребительского поведения и удовлетворенности сторонами жизни.

Данное экзистенциональное представление функциональной системы жизни человека содержит в себе ряд ключевых понятий маркетинга: потребности, население-потребитель, потребительское поведение, удовлетворенность. Оно дополняется путем транскрипции ряда традиционных маркетинговых моделей, концепций, методов представления и исследования потребительско-покупательского поведения:

- модель «черного ящика» покупательского поведения [8, с. 211;

9, с. 62], предполагающая изучение реакций потребителя на внешние воздействия и полезна с точки зрения первичного уточнения сфер исследования потребительского поведения;

- модель процесса покупки или принятия решения покупателем [10, с. 53], определяющая этапы процесса покупки;

- развернутая модель формирования спроса и его детерминант [11, с. 28; 12, с. 115], которая демонстрирует принципиальные возможности влияния на механизм и процесс потребительского поведения на рынке и, в итоге, на спрос;

- концепция трехуровневой поведенческой реакции покупателя (или потребительского отношения) на рынке и основных характеристик реакции рынка [2, с. 213; 13, с. 574].

В результате разрабатывается маркетинговая модель жизнедеятельности населения территории, выделяются детерминанты жизнедеятельности и характеристики реакции населения (рис. 2).

Данная модель имеет ориентационную функцию представления теоретико-мировоззренческого видения жизни населения территории в рамках актуальной концепции исследования качества жизни.

Имеются и две прагматические функции, первая из которых состоит в выделении комплекса элементов количественной определенности жизни (рис. 3), вторая - в выделении свойств и характеристик жизни, что в свою очередь обеспечивает параметризацию качества жизни.

Констатируется, что под количественной определенностью жизни, следовательно и качества жизни, необходимо понимать уровень выраженности совокупности свойств жизни, ее результатов и их соответствия некоторому предельно минимальному уровню или какому-либо иному ориентиру. Качество жизни человека - это оценочная категория, обобщенно характеризующая параметры всех составляющих жизни человека. Таким образом, установлено, что качество жизни (населения территории) определяется жизненным потенциалом населения, входящих в него социальных групп и отдельных граждан, условиями жизнедеятельности, соответствием характеристик процессов, средств, условий и результатов жизнедеятельности потребностям, интересам и ценностям населения территории, которые можно выражать через показатели спроса, предложения и удовлетворенности. Элементы комплекса составляющих количественную определенность жизни в той или иной мере участвуют в процессе параметризации качества жизни.

Раздражители

Я (побудительнщй.

н 2 о мотивы) внешней

э § 2 Л среды:

и Ч ДЦювия жизни, ресурсы

©■ £ ш и и инструменты

О И О, жизнедеятельности

С4 к О н - Экономические

1 * - Политические

д 3 и 1? - 1 •: 1 \ ни - >\м1иче<: .ие.

к к информационные

1 1 - Культурные

«. а, - Природно-

и (_ географическив

- Социально-

демограф)й::0#Кне

3 По^дщелъные

1 факторы маркетинга

Св Я субъектов,

н К 21 й обеспечивающих

н я жизнедеятельность

Л Ы Ч ёубъеЁты уфммерчё|кой

Й н Л Ьч Ни нещммерческой

ч а> 35 ч деятеїИости

Н|Н 1 а - Т овар

§« -Цёйа

& ^-Ж&од'ы

I распределения

-ЖМетоды продвижения

>

«Черный ящик» сознания населения

Свойства и характеристики

Жизненный

потенциал

населения:

• здоровье;

• характер;

• способности

Жизнедеятельность

Внутренние детерминанты / побудительные элементы:

потребности, интересы и ценности

Освоенные населением ресурсы и инструменты жизнедеятельности:

• доход,

• социальная группа;

• жилищные условия;

• образование

Совокупность присущих жизни процессов:

• личная жизнь;

• трудовая деятельность;

• общественная;

• политическая деятельность

1. Осознание проблемы и потребности

2. Поиск информации

3. Оценка альтернатив

4. Связь / контакт / покупка

5. Потребление / использование

6. Постпокупочная реакция / оценка соответствия результатов потребностям, интересам и ценностям

Потребительская деятельность

Результаты жизнедеятельности как ответная поведенческая реакция населения (рынка) в отношении целевых предметов (товаров и услуг) и субъектов (людей и их объединений) деятельности

Характеристики реакции (количественные и качественные меры) модели ПЧД («познание - чувство - действие»)

Когнитивная (познавательная) реакция, связывающая усвоенную информацию со знанием

Аффективная (эмоциональная) реакция, связанная с установками и системой оценки

Поведенческая

реакция,

характеризующая

действие

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- спонтанная известность

- осведомленность

- вспоминание

- узнавание

- знание

- воспринимаемое сходство

- осознаваемое множество

- важность

- определенность

- эффективность

- установка

- предпочтение

- намерение совершить покупку

- поиск фактов

- пробная/ повторная покупка

- эксклюзивность / лояльность

- удовлетворение/ неуд овл етворе ние

Рис. 2. Маркетинговая модель жизнедеятельности населения территории, формирования детерминант жизнедеятельности и характеристик реакции населения

Известия высших учебных заведений. Поволжский регион

Рис. 3. Комплекс элементов количественной определенности жизни

Методологические подходы к исследованию и параметризации качества жизни расходятся именно по вопросу главенства, степени участия и состава элементов. Определенность наступает лишь вследствие авторской концепции исследования и интерпретации качества жизни с позиций субъекта управления территорией и самого населения. Каждый конкретный методологический подход к параметризации качества жизни опирается на свою модель отображения приоритетности и связи между элементами количественной определенности жизни и, как следствие, систему/схему показателей оценки качества жизни.

Список литературы

1. Субетто, А. И. Качество жизни: грани проблемы / А. И. Субетто. - СПб. ; Кострома : Астерион, КГУ им. Н. А. Некрасова, 2004. - 210 с.

2. Кулайкин, В. И. Социально-психологические параметры качества жизни в различных социальных группах : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Кулайкин В. И. - Кострома, 2006.

3. Словарь русского языка : в 4 т. - М. : Государственное издательство иностранных и русских словарей, 1959. - Т. 2.

4. Качество жизни: сущность, оценка, стратегия формирования / под ред. Л. А. Кузьмичева, М. В. Федорова, Е. Е. Задесенца. - М. : ВНИИТЭ, 2000. - 421 с.

5. Зараковский, Г. М. Качество жизни населения России: Психологические составляющие / Г. М. Зараковский. - М. : Смысл, 2009. - 319 с.

6. Буржуазная философия XX века. Экзистенциализм. - М. : Политиздат, 1974. -335 с.

7. Экзистенциализм (историко-критический очерк) // Вопросы философии. - 1966. -№ 12. - С. 10-19; 1967. - № 1. - С. 17-23.

8. Котлер, Ф. Маркетинг. Менеджмент / Ф. Котлер. - 11-е изд. - СПб. : Питер, 2005. - 800 с.

9. Минаев, Д. В. Маркетинг в схемах и моделях / Д. В. Минаев. - Ростов н/Д : Феникс, 2004. - 480 с. - (Высшее профессиональное образование).

10. Фоксол, Г. Психология потребителя в маркетинге / Г. Фоксол, Р. Голдсмит, С. Браун ; пер. с англ. - СПб. : Питер, 2001. - 352 с.

11. Немчин, А. М. Маркетинг / А. М. Немчин, Д. В. Минаев. - СПб. : Бизнес-пресса, 2001. - 512 с.

Известия высших учебных заведений. Поволжский регион

12. Ламбен, Ж .-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок / Ж.-Ж. Ламбен, Р. Чумпитас, И. Шулинг ; пер. с англ. ; под ред. В. Б. Колчанова. - СПб. : Питер, 2008. - 720 с.

13. Ламбен, Ж .-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок / Ж.-Ж. Ламбен ; пер. с англ. ; под ред. В. Б. Колчанова. - СПб. : Питер, 2004. - 800 с.

14. Энджел, Д. Ф. Поведение потребителей / Д. Ф. Энджел, Р. Д. Блэкуэлл, П. У. Миниард ; пер. с англ. - 8-е изд. - СПб. : Питер, 1999. - 759 с.

Семеркова Любовь Николаевна доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой маркетинга, коммерции и сферы обслуживания, Пензенский государственный университет

E-mail: [email protected]

Соколова Надежда Геннадьевна

кандидат экономических наук, доцент, кафедра экономики, технологии и управления коммерческой деятельностью, Ижевский государственный технический университет

E-mail: [email protected]

Бахтеев Юсеф Джафярович

доктор экономических наук, профессор, кафедра менеджмента, Пензенский государственный университет

E-mail: [email protected]

Semerkova Lyubov Nikolaevna Doctor of economic sciences, professor, head of sub-department of marketing, commerce and service sector,

Penza State University

Sokolova Nadezhda Gennadyevna Candidate of economic sciences, associate professor, sub-department of economics, technology and administration of commercial activity,

Izhevsk State Technical University

Bakhteev Yusef Dzhafyarovich Doctor of economic sciences, professor, sub-department of management,

Penza State University

УДК 339.13 Семеркова, Л. Н.

К вопросу моделирования жизнедеятельности населения с позиции маркетинга территории / Л. Н. Семеркова, Н. Г. Соколова, Ю. Д. Бахтеев // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2012. - № 1 (21). - С. 167-174.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.