Научная статья на тему 'К вопросу моделирования и принятия решений по обеспечению устойчивого развития социально-экономических систем'

К вопросу моделирования и принятия решений по обеспечению устойчивого развития социально-экономических систем Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
147
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу моделирования и принятия решений по обеспечению устойчивого развития социально-экономических систем»

соответственно платить таможенные платежи в полном объеме. По данным ФТС РФ снижение ставок пошлин позволило бы снизить долю нелегального импорта в общем объеме с 45% до 10%.

Практика показывает, что снижение ставок импортных пошлин ведет к более достоверному декларированию товаров. Данная тенденция была отмечена на рынке импортных телевизоров, видеомагнитофонов, кожаной обуви, ковров, автомобилей, некоторых продовольственных товаров. Это говорит о том, что многие коммерсанты отказались от «серых» схем оформления товара.

Таким образом, все изменения в таможенном тарифе укладываются в логику таможенной политики государства последних двух лет, смысл которой состоит в легализации в возможных пределах внешнеторгового бизнеса, выведении серого импорта из тени с одновременным увеличением платежей в бюджет, созданием равных условий конкуренции для отечественных и импортных товаров.

В ФТС России рассчитывают на то, что снижение налогов на импорт будет происходить плавно в течение 7 лет, и оно распространится на три группы товаров: на те российские товары, аналоги которых конкурентоспособны на отечественном рынке; товары для производства современной конечной продукции, т.е. высокой степени переработки; товары, которые пока не производятся в России в достаточном количестве.

Следует отметить, что Всемирная торговая организация уже не первый год требует от России снижения пошлин на импорт, так что новые их ставки, хотя они и отстают от предложений ВТО, являются шагом навстречу Всемирному торговому клубу. ВТО - это сложный и эффективный инструмент национальной экономической политики, которым нам необходимо научиться пользоваться.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Габричидзе Б.Н., Зобов В.Е. «Таможенная служба в РФ». - М.: Юридич.лит-ра, 1993. - 208 с.

2. Об основных направлениях таможенной политики на 2007-2009 годы. (Таможня. РУ Новости таможни. По информации пресс-службы Правительства РФ)

В. А. Верба

К ВОПРОСУ МОДЕЛИРОВАНИЯ И ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

Современный мир столкнулся с острейшей необходимостью обеспечения своего устойчивого и безопасного развития. Это проблема беспрецедентной трудности, никогда ранее не стоявшая перед человечеством. В документе «Научная основа стратегии устойчивого развития Российской Федерации» [1. С.5], сказано: «На исходе XX столетия возросшая мощь экономики, негативные тенденции ее глобализации стали огромной разрушительной силой. Способность природы самовос-станавливаться и поддерживать развитие человечества оказалась не безграничной. Необычайно обострилась борьба за ресурсы, произошло небывалое расслоение мира по доходам, увеличились масштабы нищеты населения». Поэтому в настоящее время актуальнейшая проблема устойчивого развития экологической, экономической, социальной, политической систем, общества, региона, страны, цивилизации широко обсуждается не только в научной общественности, но и на уровне государств и правительств (Конференция ООН 1992 г. в Рио-де-Жанейро по проблемам окружающей среды и развития, Саммит ООН в Йоханнесбурге 2002 г. и др.). Проблема устойчивого развития остро стоит и перед Россией, особенно в свя-

зи с ее переходом к новым формам государственных, экономических и социальных отношений, в связи с изменением положения России в мире, в связи с настоящим положением дел в ее регионах, их неравномерным развитием. Перед учеными стоят задачи не только исследования проблемы, но и задачи проектирования, обоснования стратегии устойчивого развития страны и необходимых для этого управленческих решений. Конечной целью таких исследования является разработка мер по повышению благосостояния нашего народа, предотвращению различных угроз безопасному и устойчивому развитию страны, находящейся в тесных экономических, политических, экологических связях со всем миром, разработке теоретических и практических основ устойчивого и безопасного развития сложных систем.

В настоящее время разработаны и разрабатываются стратегии и планы действий Правительства по развитию не только РФ, но и развития ее регионов, областей, сельских местностей, муниципальных образований. Этот список велик, в качестве интересных примеров можно отметить программы развития Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Южного Федерального округа, Ростовской области, Абхазии, Карелии, Владимирской области, Пермского края, г.Ростова, г.Нижнего Новгорода. Но несмотря на многосторонность и достаточно детальную проработку названных проектов, они не взаимоувязаны и в них не проявлена явно концепция устойчивого (ноосферного) развития. Если же рассматривать программы развития отдельных городов и территорий, то они весьма далеки от следования научной концепции устойчивого развития.

Обзор доступных к рассмотрению работ собственно по исследованиям устойчивости развития регионов России и разработке стратегий их устойчивого развития показал, что подобных исследований явно недостаточно, кроме того, их результаты далеки от практического внедрения. Так, по ряду регионов России: Иркутская область (В.В.Воробьев и др.), Байкальский регион (В.А.Батурин,

С.Н.Васильев, Е.В.Данилина, Н.В.Починская, В.М.Прусаков, Д.М Розенраух), Республика Татарстан (Т.К Сиразетдинов) имеются исследования отдельных аспектов устойчивого развития, но они не доведены до возможности практической реализации. Существуют методологические и информационные основы оценки текущего состояния регионов и системный подход к определению возможных стратегий перехода к устойчивому развитию (В.А.Батурин, С.Н.Васильев,

А.А.Косов, А.В.Лакеев, В.К.Левашов, В.М.Матросов, А.И.Москаленко, Д.Е.Урбанович и многие другие), но также необходимо расширять сферу их практического применения. Подобные исследования проводились и в регионах Южного Федерального округа. Результатом таких исследований явилась разработка Федеральной целевой программы «Юг России» (2001-2003гг). В настоящее время в Южном научном центре РАН создан исследовательский сектор по устойчивому развитию Юга России, в котором начаты соответствующие исследования. Но пока что для регионов Юга России исследований в смысле новой парадигмы устойчивого развития фактически не имеется и целостной картины не существует.

Таким образом, в целом можно прийти к заключению, что практические работы по исследованию и разработке стратегий устойчивого развития регионов России находятся на начальной стадии несмотря на их жизненную необходимость для целей обеспечения безопасности развития. Это связано с тем, что исследования возможностей устойчивого развития, разработка моделей и сценариев устойчивого развития регионов требуют достаточно больших затрат как интеллектуальных, так и экономических ресурсов, а также соответствующей организации работы. Качественное выполнение исследований связано с необходимостью всестороннего системного анализа состояния регионов и их перспектив, с необходимостью обладания большим количеством информации (статистической, экспертной, документальной и др., которая либо отсутствует, либо недоступна), связано с необходимостью комплексной обработки данных

моделирования и проведением обширного вычислительного эксперимента. Но объемность и глобальность необходимых для разрешения задач не являются препятствием к выявлению и разрешению локальных проблем устойчивого развития регионов России, лишь бы они не были вырваны из общего контекста «глобальной» устойчивости развития страны.

Итак, в настоящее время существует и активно разрабатывается математический инструментарий анализа проблем устойчивого развития сложных систем и принятия решений по управлению ими в направлении устойчивого развития. Однако при этом имеется большое количество нерешенных теоретических и практических задач, в том числе основных: не определены четко критерии и показатели устойчивого и безопасного развития; правила принятия управленческих решений, ведущих к устойчивому развитию регионов; механизмы, обеспечивающие такое развитие; не разработана единая методология исследования и принятия решений по обеспечению устойчивого и безопасного развития социально-экономических систем.

Возникает необходимость разработки комплекса моделей, методов принятия решений и исследования проблем устойчивого, безопасного развития региональных социально-экономических объектов, предусматривающего возможность учитывать современную социальную, экономическую, экологическую, политическую обстановку в стране, позволяющего теоретически обосновывать и выбирать стратегию устойчивого и безопасного развития объекта.

В работе предлагается комплекс моделей и методов, разработанных на основе когнитивного моделирования и моделей задач оптимума номинала, относящихся к моделям теории принятия решений в условиях неопределенности [6,7,8].

Разработка стратегии устойчивого развития социально-экономической системы любого уровня - это разработка системы взаимосвязанных мероприятий экономического, экологического, социального, правового, политического и др. характера, направленных на обеспечение выполнения требований устойчивого и безопасного развития, т.е. на выполнение всей совокупности вышеприведенных требований. Но проверка и выполнение каждого из перечисленных требований производится различными методами. Применительно к экономическим системам чаще всего под устойчивостью понимается способность системы функционировать в состояниях, близких к равновесным, в условиях постоянных внешних и внутренних возмущающих воздействий, т.е. необходимость соблюдения, главным образом, требования (выраж. 2). Поэтому в данной работе рассмотрен именно этот аспект устойчивости.

Полагаем, что система устойчиво развивается, если в каждый момент времени ^«4 выполняется следующая система условий:

1ТО^И (или Y(t)<Yи); 2) Y(t) е ДYИ для V te [^; 11], (1)

где Y (1) - значение показателя в момент времени 1; Yи - значение показателя - индикатора; ДYИ - допустимые интервалы траектории развития.

Структуру сложной системы, такой, как социально-экономическая в ее взаимодействии с внешней средой, удобно моделировать на языке теории графов [2] в виде когнитивных моделей [3,4]. В работе используются параметрические функциональные графы [по Робертсу]:

Фп< в , X, Б, 0 > , (2)

где в = < V, Е >, У=(у! | ^еУ, 1=1, 2,...,к }; £={0! | е^Е, 1=1, 2,...,к }; граф в -когнитивная карта, которая может строиться в диалоговом режиме с экспертом, Х:У^0; X - множество параметров вершин - значений показателей Y и факторов социально-экономических систем; 0 - пространство параметров вершин; Р=Б(Х, Е) - функционал преобразования дуг, Б: ЕхХх0

На моделях типа (2) проводится импульсное моделирование [2] развития ситуаций в системе путем внесения различных возмущений в вершины графа с помощью программной системы когнитивного моделирования [3,4].

Результатом многократного импульсного моделирования при внесении импульсов р =^} (управляющих, случайных возмущающих) могут быть реализации х(1) - импульсные процессы:

к-1

* (О = * {К ) + X f(* ’’е ч )Р (іп ) + О, (іп+і)

(3)

Среди параметров х1 выделяют показатели-индикаторы У1и , которые не должны выходить за допустимые границы ДУи и значения которых вблизи границ ДУи1 ДУи3 тоже могут расцениваться, как близкие к опасным.

Проиллюстрируем идею оценки и выбора допустимых (или оптимальных) импульсных процессов согласно условию (1) рис.1.

У,

ДУИ

На рис 1. представлено семейство реализаций процесса (3) при внесении двух типов возмущений ^ и 2р1 и выделены границы к = 3 интервалов ДУ1 с разной оценкой меры опасности ск попадания значений показателей-индикаторов в эти границы.

Для оценки меры ожидаемой опасности выбора альтернатив ^ и ^ используется функция эффективности оптимума номинала [5]:

я Укв

ф( ту )=Х Ф / Ф (У’ту ,У У , (4)

к=1 укн

где ф (ту) - функция эффективности оптимума номинала от математического ожидания случайной величины У, 1(у,ту,сту) - плотность распределения У, ту, су -соответственно математическое ожидание и среднее квадратичное отклонение случайной величины У, ск - «полезность» к-го интервала [укн, укв] значений У,

■Укв

| /(у,ту,&у^dy- вероятность попадания в к-й интервал.

Минимизация функции эффективности оптимума номинала по имеющимся т альтернативам ^1

s Укв

min{ v(ту) = £с, J f (y,ту,ау)fy } (5)

k_1 укн

позволяет выбрать наиболее безопасную стратегию развития.

Представленные теоретические идеи реализованы на примерах социальноэкономических региональных систем [6,7,8].

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Научная основа стратегии устойчивого развития Российской Федерации /Под ред. М.Ч. Залиханова, В.М. Матросова, А.М. Шелехова. - М., Издательство Государственной Думы ФС РФ, 2002; сайт Комиссии по проблемам устойчивого развития Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: www.duma.gov.ru /sustainable.

2. Новая парадигма развития России (комплексные проблемы устойчивого развития)/ Под. ред. В. А. Коптюга, В. М. Матросова, В. К. Левашова. - М.: Изд. “Академия”, Изд. МГУК, 2000.

3. Кульба В.В., Кононов Д.А., Ковалевский С.С., Косяченко С.А, Нижегородцев Р.М., Чернов И.В. Сценарный анализ динамики поведения социальноэкономических систем. - М., 2002 (Научное издание / Институт управления им. В.А.Трапезникова РАН).

4. Горелова Г.В., Захарова Е.Н., Радченко С.Н. Исследование слабоструктурированных проблем социально-экономических систем: когнитивный подход. - Ростов н/Дону: Изд-во РГУ, 2006.

5. Горелова Г.В., Верба В.А., Захарова Е.Н. Когнитивные модели в интеллектуальных системах поддержки управленческих решений// Известия ТРТУ, тематический выпуск «Проектирование и моделирование интеллектуальных систем». - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004, № 5. - С. 35 - 39.

6. Горелова Г.В., Свечарник Д.В., Здор В.В.Метод оптимума номинала и его применения М.: Изд-во «Энергия», 1970.

7. Горелова Г.В., Верба В.А. Принятие решений на функциональных графах, задачи оптимума номинала //в Тр. 14-й Международной конференции «Проблемы управления безопасностью сложных систем», 2005.

8. Верба В.А. Модели задач оптимума номинала на когнитивных картах сложных систем //В тр. 10-й Международной научно-практической конференции «Системный анализ в моделировании и управлении». - СПб ГТУ, 2006.- С.211-215.

9. Верба В.А. Исследование проблем безопасного и устойчивого развития при когнитивном моделировании сложных систем / Тр. 7-й Международной научнопрактической ИИ'2006.-Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006.

В. В. Галкин

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ФИНАНСОВОГО БИЗНЕСА

Основная проблема развития российского финансового сектора - несоответствие его возможностей трансформировать сбережения в инвестиции значительному масштабу внутренних сбережений, а также высокой и продолжающей расширяться потребности российской экономики в инвестициях. В настоящее время только десятая часть валовых национальных сбережений перераспределяется российским финансовым сектором. Остальные выводятся за рубеж либо перераспределяются в рамках прямого межфирменного финансирования. Но даже из того ограниченного объема ресурсов, который аккумулируется российскими финансовыми организа-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.