Научная статья на тему 'К вопросу методологии типологизации характеристик эффективности предприятий реального сектора'

К вопросу методологии типологизации характеристик эффективности предприятий реального сектора Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
203
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТИПОЛОГИЗАЦИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СТРУКТУРНЫЙ И СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ / КЛАССИФИКАЦИОННЫЕ ФОРМЫ / ЛИНИИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ / TYPOLOGY / EFFICIENCY / EFFECTIVENESS OF MARKETING ACTIVITIES / STRUCTURED AND SYSTEMATIC ANALYSIS OF THE CLASSIFICATION FORM A LINE OF ECONOMIC EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Обухов Олег Владимирович

Важным шагом на пути комплексного изучения проблемы эффективности является решение задач типологизации и классифицирования этой универсальной, многоаспектной и все более востребованной в науке и практике управления и маркетинга категории. Применение современных методик структурного и системного анализа позволяет придать новый смысл и обозначить наиболее важные направления, линии и перспективы развития этой ключевой категории, которая в условиях современного глобального развития экономики начинает свой новый жизненный цикл. Этим вопросам и посвящена статья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE METHODOLOGY OF TYPOLOGIZATION OF PERFORMANCE CHARACTERISTICS OF REAL SECTOR ENTERPRICES

An important step towards a comprehensive study of the problem is the efficiency of the tasks of typology and classification of this universal, multifaceted and increasingly popular in the science and practice of management and marketing category. The use of modern methods of structural and system analysis allows us to give a new meaning and to identify the most important areas, lines and perspectives of the development of this key category, which in today's global economic development begins its new life cycle. This article is devoted to the issues.

Текст научной работы на тему «К вопросу методологии типологизации характеристик эффективности предприятий реального сектора»

5

/Р ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Обухов О.В.

К ВОПРОСУ МЕТОДОЛОГИИ ТИПОЛОГИЗАЦИИ ХАРАКТЕРИСТИК ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА

Аннотация. Важным шагом на пути комплексного изучения проблемы эффективности является решение задач типологизации и классифицирования этой универсальной, многоаспектной и все более востребованной в науке и практике управления и маркетинга категории. Применение современных методик структурного и системного анализа позволяет придать новый смысл и обозначить наиболее важные направления, линии и перспективы развития этой ключевой категории, которая в условиях современного глобального развития экономики начинает свой новый жизненный цикл. Этим вопросам и посвящена статья.

Ключевые слова. Типологизация, эффективность, эффективность маркетинговой деятельности, структурный и системный анализ, классификационные формы, линии развития экономической эффективности

Obukhov O.V.

THE METHODOLOGY OF TYPOLOGIZATION OF PERFORMANCE CHARACTERISTICS OF REAL SECTOR ENTERPRICES

Abstracts. An important step towards a comprehensive study of the problem is the efficiency of the tasks of typology and classification of this universal, multifaceted and increasingly popular in the science and practice of management and marketing category. The use of modern methods of structural and system analysis allows us to give a new meaning and to identify the most important areas, lines and perspectives of the development of this key category, which in today's global economic development begins its new life cycle. This article is devoted to the issues.

Keywords. Typology, efficiency, effectiveness of marketing activities, structured and systematic analysis of the classification form a line of economic efficiency.

Проблема эффективности в современной экономической науке и экономической практике находится едва ли не в буквальном смысле на острие научного, общественного, политического и, в значительной степени, бытового дискурса, вызывая порою ожесточенные споры, касающиеся данного предмета. И эту «одержимость эффективностью», вообще говоря, следует признать оправданной в силу очень многих причин как объективного свойства, так и обусловленных целым спектром спонтанно возникающих, локально и глобально ситуативных (или кажущихся таковыми) обстоятельств, которые требуют соответствующих эффективных реакций. К примерам причин объективного характера можно отнести такие, уже давно ставшие «банальными», проблемы как нарастающий дефицит невозобновляемых материальных ресурсов и взаимоусугубляющий этот процесс рост народонаселения планеты, проблемы миграции, коммуникаций, рост экономической и военно-политической конкурентонапряженности и т.п.

ГРНТИ 06.81.55 © Обухов О.В., 2015

Олег Владимирович Обухов - кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой экономики и управления качеством продукции Уральского федерального университета им. Б.Н. Ельцина (г. Екатеринбург).

Контактные данные для связи с автором: 620002, Екатеринбург, ул. Мира, д. 19 (Russia, Ekaterinburg, Mira str., 19). Тел.: +7 (343) 375-44-74. Е-mail: obukhovov@gmail.com.

6

Проблемы социально-экономического _развития

К примерам «спонтанно возникающих» и ситуативно обусловленных причин этой «одержимости эффективностью» можно отнести проблемы, порождаемые экономическим кризисом (т.н. «греческая проблема» в системе Европейского Сообщества, проблема «санкций» в системе отношений России и стран Запада, проблемы, связанные со все более возрастающим количеством очагов локальной и региональной нестабильности и т.п.). С этих позиций необходимость научной рефлексии на возрастающую востребованность и актуальность проблематики эффективности выглядит вполне естественной и объективно обусловленной.

Типологизация и классификация ключевых понятий, атрибутов, параметров и характеристик является достаточно типичным и традиционно классическим приемом научного исследования; ценность этих аналитических процедур определяется не столько степенью «истинности» полученного результата, сколько их методологической ценностью и практической полезностью в плане организации исследования и возможности «охватить» предмет как в целом, так и по отдельным его составляющим. В таблице 1 в краткой сводной форме представлены выделенные автором базовые направления (линии развития) категории «экономическая эффективность», которые отражают значительную часть спектра современных интерпретаций и представлений об этом универсально применимом понятии.

Таблица 1

Краткая сводная форма базовых аспектов, направлений и линий развития категории _______________________________«экономическая эффективность»_________________________________

Эффективность как малозатратность (экономичность)___________________________________________

Эффективность как результативность [51______________________________________________________

Эффективность как производительность (продуктивность)_______________________________________

Эффективность как рентабельность: прибыль / издержки производства.__________________________

Эффективность как оптимальность (в смысле определенной модальности)_________________________

Эффективность как фундаментальная характеристика качества___________________________________

Эффективность как потенциал развития (раскрытиее реально имеющихся конкурентных преимуществ)

_[9]_________________________________________________________________________________________

Эффективность как конкурентоспособность (как совокупность системно реализованных конкурентных

преимуществ)_______________________________________________________________________________

Эффективность как степень наличия какого-либо полезного в определенном отношении качества___

Эффективность как ситуативная обусловленность_______________________________________________

Эффективность функционирования (как комплексная характеристика деятельности предприятий,

фирм и т.п.)________________________________________________________________________________

Сетевая эффективность_______________________________________________________________________

Структурная эффективность___________________________________________________________________

Системная эффективность_____________________________________________________________________

Ресурсная эффективность (факторная эффективность; соотношение результата с одним из факторов

произ-ва)__________________________________________________________________________________

Эффективность по Парето (как сохранение ситуации в точке равновесия выгод партнеров)________

Эффективность хозяйственной системы (эффективность по всему объему (циклу) хозяйственной деятельности)__________________________________________________________________________________

Эффективность взаимодействия________________________________________________________________

Эффективность как субъектная характеристика_________________________________________________

Эффективность как ценностная характеристика (сохранение ценностей определенных сообществ) [10] Эффективность как способность вести игру (операционную, стратегическую, информационную, онтологическую, на выживание)___________________________________________________________________

Эффективность как способность к обучению (в том числе переобучению и самообучению)__________

Поведенческая эффективность (как способность вырабатывать новые поведенческие реакции и активно применять их на практике)________________________________________________________________

Эффективность как устойчивость (самовосстановительный (самовосстанавливающийся) потенциал) Эффективность по Друкеру (эффективность с точки зрения разграничения эффективности внешней и

внутренней деятельности)____________________________________________________________________

Инновационная эффективность (как способность к проведению полезных инноваций)_______________

Эффективность влияния (как способность комбинировать и системно использовать факторы влияния)

_[6]_________________________________________________________________________________________

Эффективность как степень информированности [6]_____________________________________________

Эффективность как способность к выживанию___________________________________________________

Эффективность как адекватность мировосприятия_______________________________________________

Составлено автором.

Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. № 3 (25). 2015.

7

Очевидно, что продуктивно работать с данным реестром как с целостным объектом весьма затруднительно, поэтому здесь как бы сама собой возникает необходимость эффективного (в смысле оптимизации дальнейшей аналитической работы) разбиения представленного множества на фактор-группы, кластеры, структурные свертки или какие-либо другие структурные представления. Очевидно также, что при решении этой структурной задачи на классификацию объектов здесь нет и не может быть какой-либо предрешенности, какого-либо единого подхода или метода, однозначно гарантирующего наилучшее, пригодное для всех ситуаций, решение.

В рамках многочисленных вариаций структурного анализа существует довольно много методов, алгоритмов и процедур, специально приспособленных для решения классификационных задач (кластерные процедуры, факторный анализ, совместный анализ, метод семантических дифференциалов, метод интегральных сверток, метод выделения главных компонент и т.п.). Одним из таких (достаточно, на наш взгляд, универсальных и последовательных методов представления совокупностей и моделирования представлений некоторых предметных областей является техника структурного анализа [1], главной задачей которого является упорядоченная и хорошо структурированная декомпозиция описываемой предметной области. Такую декомпозицию можно проводить с любой требуемой степенью глубины, широты охвата материала и для любой предметной области.

Структурный анализ может быть также определен как язык для передачи понимания, язык коммуникаций. Хорошо продуманные, четко и содержательно истолкованные и ясно сформулированные идеи и структурные комплексы представляются на этом языке выразительно, точно и кратко, идеи и комплексы неудачные и плохо выраженные тоже распознаются в своем качестве. Точность и универсальность этого метода делают его особенно эффективным для определения требований к разнообразным структурным представлениям и структурным моделям. Определение этих требований охватывает все аспекты конструирования и развития модели, и, таким образом, связано с выяснением реальных потребностей тех, кто будет пользоваться этим структурным представлением еще на стадии его создания. Конечным продуктом структурного анализа является работоспособная модель хорошо структурированного понимания, которая может принести пользу даже на уровне отдельного человека, помогая разобраться в сложном понятии.

Процедура структурного анализа начинается с выделения предмета структурного разбиения. В терминологии метода это называется определением точки зрения для создаваемой модели. Далее, должна быть выделена некоторая аудитория (реальная или подразумеваемая), которая определит, что «заслуживает внимания», а что - нет при рассмотрении предмета с выбранной точки зрения. В терминологии метода это называется определением цели для создаваемой структурной модели (в нашем случае целью применения структурного анализа является показать возможность целостного видения, представления и восприятия категории «эффективность»). Далее, если предмет нужно разбить на шесть или менее частей, то каждая конкретная деталь должна попасть в точности в одну из этих непересекающихся частей (для нашего случая мы назовем этот шаг структурного анализа выделением смыслообразующих факторов). Это позволяет избавиться от структурных конфликтов и возможной путаницы.

Переходя к практическому применению описанного выше метода, мы, в рамках следования алгоритму и содержательным рекомендациям данной формы структурного анализа, выделим шесть смыслообразующих факторов, каковыми, на наш взгляд являются: системно-

кибернетический фактор; ресурсный фактор; фактор качества; деятельностный фактор; конкурентный фактор; гуманитарный фактор. Конечный продукт (результат применения описанной выше структурно-аналитической процедуры) отражен в таблице 2.

Переходя от направлений и линий развития категории эффективности к более «низкому» уровню, то есть уровню показателей, параметров и характеристик, в прямой или косвенной форме несущих идею эффективности, следует отметить, что общее число таких показателей может достигать весьма внушительных величин. Например, в статистике бывшего СССР для оценки экономической эффективности отдельного предприятия применялось более 500 показателей.

8

Проблемы социально-экономического _развития

Таблица 2

Факторное разбиение (структурно-ориентированное представление) базовых форм, типов, аспектов, направлений и линий развития категории «экономическая эффективность»________

Системно-кибернетический фактор Деятельностный фактор

Эффективность как оптимальность(в смысле определенной модальности) Эффективность как результативность

Сетевая эффективность Эффективность функционирования (как комплексная характеристика деятельности предприятий, фирм, организаций, отраслей и т.п.)

Структурная эффективность Эффективность взаимодействия

Системная эффективность Эффективность по Друкеру (эффективность с точки зрения разграничения эффективности внешней и внутренней деятельности)

Эффективность как устойчивость (как самовосстановительный потенциал) Эффективность как ситуативная обусловленность

Ресурсный фактор Конкурентный фактор

Эффективность как малозатратность (экономичность) Поведенческая эффективность (как способность вырабатывать новые поведенческие реакции и активно применять их на практике)

Эффективность как производительность (продуктивность) Эффективность как способность вести игру (операционную, стратегическую, информационную, онтологическую, на выживание)

Эффективность как рентабельность: прибыль / издержки производства. Инновационная эффективность (как способность к проведению полезных инноваций)

Ресурсная эффективность (факторная эффективность; соотношение результата с одним из факторов производства) Эффективность как конкурентоспособность (как совокупность системно реализованных конкурентных преимуществ)

Эффективность хозяйственной системы (эффективность по всему объему (циклу) хозяйственной деятельности) Эффективность как потенциал развития (в плане возможности раскрытия реально имеющихся конкурентных преимуществ)

Фактор качества Гуманитарный фактор

Эффективность как фундаментальная характеристика качества Эффективность как адекватность мировосприятия

Эффективность как степень наличия какого-либо полезного в определенном отношении качества Эффективность как способность к выживанию

Эффективность по Парето (как сохранение ситуации в точке равновесия выгод партнеров) Эффективность влияния (как способность комбинировать и системно использовать факторы влияния)

Эффективность как субъектная характеристика Эффективность как способность к обучению (в том числе переобучению и самообучению)

Эффективность как степень информированности Эффективность как ценностная характеристика (с точки зрения сохранения систем ценностей определенных сообществ)

Составлено автором.

Для современных корпоративных информационных систем (КИС) минимальный перечень требований в части функциональной полноты системы (в рамках международных стандартов управленческого учета MRP II, ERP, CSRP) количество однократно учитываемых параметров деятельности предприятия варьирует в диапазоне 2000-10000, таблиц баз данных от 800 до 3000 [7]. Соответственно этим объемам данных можно лишь отчасти оценить реальную сложность задач агрегирования показателей, прямо или косвенно выходящих на проблематику эффективности. В таблице 3 представлены показатели и характеристики, которые в отдельности, в соотношениях друг с другом или в рамках совместного рассмотрения, наиболее часто используются в расчетах, связанных с определением экономической эффективности предприятий и отдельных подразделений, относящихся к реальному сектору экономики.

Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. № 3 (25). 2015.

9

Таблица 3

Показатели и характеристики экономической эффективности предприятий и организаций, связанных с реальным сектором экономики [2, 3, 4]

Показатель или характеристика Как определяется (рассчитывается)

Общий уровень рентабельности [Прибыль до начисления процентов] / [Активы](%)

Число оборотов капитала [Валовая выручка] / [Активы]

Рентабельность оборота [Прибыль до начисления процентов] / [Валовая выручка](%)

Рентабельность собств. капитала [Прибыль после начисления процентов] / [Собственный капитал] (%)

Коэффициент покрытия [Величина покрытия] / [Валовая выручка] (%)

Бесприбыльный оборот [Постоянные издержки] / [Коэффициент покрытия ](%)

Запас надежности [Валовая выручка - бесприбыльный оборот] / [Валовая выручка] (%)

Коэффициент ликвидности [Наиболее ликвидные активы / [Краткосрочная задолженность](%)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Коэффициент платежеспособности [Собственный капитал] / [Активы](%)

Внутренняя стоимость акции [Собственный капитал] / [Акционерный капитал] (%)

Число оборотов товарной дебиторской задолженности [Стоимость товаров, продаваемых в кредит, включая НДС] / [Товарная дебиторская задолженность]

Число оборотов товарного запаса [Стоимость закупаемых товаров] / [Стоимость товарного запаса]

Вмененные затраты Расходы компании, учитываемые в определенных ситуациях и обычно выпадающие при составлении отчетности

Внешние затраты, вызванные браком продукции Издержки компании, вызванные ситуацией, когда покупателю доставлена некачественная продукция

Внутренние затраты, вызванные дефектом производящего оборудования Издержки компании, вызванные производством продукции несоответствующего качества

Внутренняя норма рентабельности Ставка дисконтирования, при которой приведенная стоимость будущих денежных потоков и оттоков равны

Время на покупку товара Отрезок времени между размещением заказа и доставкой потребителю готового продукта

Время ответа потребителю Отрезок времени от поступления заказа до доставки этого продукта потребителю

Дискреционные затраты Расходы компании, которые периодически повышаются вследствие решений, принимаемых относительно максимальной суммы возможных затрат

Дополнительные затраты Дополнительно понесенные расходы компании, для обеспечения производственного процесса

Затраты потребителя, связанные с эксплуатацией купленного товара Затраты потребителя на использование и обслуживание купленного им товара до момента его утилизации

Запас прочности Сумма дохода, полученная сверх точки безубыточности

Затраты добавленной стоимости Затраты, сокращение которых приводит к уменьшению полезности товара для покупателей

Затраты на обеспечение качества Затраты, связанные с поддержанием определенного уровня качества выпускаемой продукции

Коэффициент валовой прибыли Отношение валовой прибыли к доходу

Коэффициент эффективности инвестиций (учетная норма прибыли) Отношение среднегодовой прибыли к средней величине инвестиций

Превентивные затраты Затраты, которые осуществляет компания, для предотвращения выпуска товаров ненадлежащего качества

Чистый приведенный доход Разность дисконтированных на определенный момент показателей дохода и расхода

Коэффициент быстрой ликвидности Отношение текущих активов компании (без учета товарноматериальных запасов) к текущим задолженностям

Коэффициент задолженности Отношение всей задолженности ко всему имуществу компании

Ликвидационная стоимость Стоимость полностью амортизированного актива

Построено автором.

Рассматривая представленный в таблице 2 набор показателей и характеристик, связанных с категорией экономической эффективности в плане сравнительно-сопоставительного анализа с факторной группировкой базовых форм, типов, аспектов, направлений и линий развития кате-

10

Проблемы социально-экономического _развития

гории «экономическая эффективность» (таблица 3), нетрудно отметить, что практически все, входящие в этот набор показатели и характеристики относятся к ресурсному фактору. Это означает, что, несмотря на накопленный в современной экономической науке (в частности, в теории и методологии маркетинга) концептуально-методологический потенциал в практической деятельности предприятий реального сектора экономики оказывается сравнительно мало задействованным (что также отмечается в [5]), что не может не влиять на качество принимаемых решений и, соответственно этому, не может не влиять на уровень реальной конкурентоспособности наших предприятий и национальной экономики в системе международных экономических связей и отношений.

Приведенные в статье сравнительно-сопоставительные выкладки, касающиеся категорий эффективности и конкурентоспособности применительно к глобальной экономической среде, представляются важными не только сами по себе, но и являются весьма показательными в плане реальной полезности рассмотренных выше классифицирующих процедур. В частности, это означает, что до тех пор, пока наши бизнес-структуры в своей практике оценивания экономической эффективности будут ориентированы на показательную базу, опирающуюся преимущественно на ресурсный фактор (в достаточно узкой его трактовке), на одномерные показатели прибыли, доходности и рентабельности, а также на такие одномерные показатели, как «ROI», «ROA» или «ROE», которые один из американских исследователей современной экономики называет «смертельными болезнями современного бизнеса» [8, с. 217], вряд ли следует ожидать существенного улучшения ситуации в плане перспектив развития реального сектора экономики как на микро- так и на макроэкономическом уровне.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ворст Й., Ревентлоу П. Экономика фирмы. М.: Высш. шк., 1994.

2. Хорнгрен Ч., Фостер Дж., Датар Ш. Управленческий учет. СПб.: Питер, 2008.

3. Оценка эффективности бизнеса / Пер. с англ. М.: ООО «Вершина», 2004.

4. Ойнер О.К. Оценка результативности маркетинга // Маркетинг в России и за рубежом. 2008. № 1. С. 22-35.

5. Татаренко В.Н. Информационная политика предприятия в глобальной конкурентной среде: фактор систем маркетинговых знаний. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2005.

6. Кремнев Г.Р. Управление производительностью и качеством: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 5. М.: ИНФРА-М, 1999.

7. ЖеленыМ. Знание против информации // Информационные технологии в бизнесе. СПб.: Питер, 2002.

8. Юлдашева О. У. К вопросу теории и методологии формирования маркетингового потенциала компании // Известия СПбГЭУ. 2006. № 2. С. 95-110.

9. Юлдашева О.У., Шубаева В.Г., Орехов Д.Б.Методология измерения и оценки потребительской ценности: дифференциация подходов // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2014. № 3. С. 198-210.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.