О.Н. Пиксаева К ВОПРОСУ КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ПЕНИЮ
Г;неральным направлением модернизации Российского образования на период до 2010 года является информатизация образования и оптимизация методов обучения на основе использования инфокоммуника-ционных технологий, активное использование технологий открытого образования.
Возрастания роли информационных технологий во всех областях человеческой деятельности актуализирует проблему их внедрения в процесс подготовки специалистов различных профилей. Поэтому представляется целесообразным рассмотреть объективные основания в традиционной системе вокальной подготовки на педагогическом факультете и найти узловые точки адаптации существующих достижений в новых условиях.
Цель работы со студентами педагогического факультета на уроке вокала является воспитание педагога, владеющего певческими навыками и умеющего реализовать их на практике, в педагогической и концертной деятельности. К основным вокальным навыкам относят: звукообразование, певческое дыхание, артикуляцию, слуховые навыки, навыки эмоциональной выразительности. Все перечисленные навыки вырабатываются под контролем опытного педагога.
Констатирующий этап нашего экспериментального исследования показал, что:
1. Основными проблемами вокальной подготовки студентов на педагогическом факультете являются:
- Низкий уровень базового музыкального образования поступающего контингента, в том числе и уровень вокальной подготовки (без музыкального образования - 50%, с начальным музыкальным образованием - 35%, со средним специальным музыкальным образованием - 15%).
- Дефицит учебного времени. Количество часов выделяемых на вокальную подготовку студентов к вокальной работе с детьми составляет на III курсе - 36 ч., а на IV курсе - 28 ч. Всего на индивидуальные занятия по вокалу выделено 64 ч.
- Отсутствие лекционного курса по методике обучения пению.
2. Преподавание ведется исключительно традиционными методами и современные компьютерные технологии не используются.
3. Низкий уровень сформированности знаний, умений и навыков в певческой деятельности сту-дентов-выпускников.
4. Не создаются условия для самостоятельной домашней работы студентов.
Внедрение компьютерных технологий в процесс обучения могло бы решить целый ряд проблем связанных с дефицитом часов и возможностью организации самостоятельной внеклассной работы студентов.
В связи с этим возникает необходимость создания учебной компьютерной программы по вокалу. Поэтому с 2004 года нами ведется работа над созданием учебной компьютерной программы по вокалу и ее внедрением в учебный процесс.
Разработка программы осуществлялась на основе программной среды Macromedia АиШотаге 7.0, которая позволяет реализовывать авторские замыслы с использованием коллекций готовых элементов для визуального конструирования курса. Она создает автономные *.ехе файлы, что позволяет пользователю не устанавливать у себя эту программную систему, а просто запускать обучающую программу стандартными средствами Windows.
Цель учебной компьютерной программы, главным образом, оптимизация вокальной под-
Таблица
Уровень сформированных вокальных умений и навыков Певческое дыхание Звукообразование Ровность регистрового звучания Дикция Умение держаться на сцене, артистич. способности
Высокий 0% 0% 0% 19% 10%
Средний 38% 33% 23% 67% 43%
Низкий 62% 67% 77% 14% 47%
© О.Н. Пиксаева, 2007
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2007
211
готовки студентов педагогического факультета в условиях самостоятельной работы.
Задачи:
- формирование у студентов навыков самостоятельного овладения системой основных специфических знаний о певческом голосе и его охране;
- развитие интереса к вокальному искусству;
- закрепление вокально-слуховых знаний, умений и навыков, полученных на уроке в процессе занятий с педагогом.
Компьютерная программа по вокалу состоит из нескольких блоков:
Обучающий блок, в котором преподносятся исходный набор данных по изучаемой теме. Здесь можно найти информацию по следующим разделам:
I. Физиологические основы пения.
1. Энергетическая подсистема голосообра-зования:
- органы дыхания;
- мышцы дыхательного аппарата;
- типы дыхания.
2. Генераторная подсистема голосообразо-вания:
- гортань;
- хрящи гортани;
- мышцы гортани.
3. Резонаторная подсистема голосообразо-вания:
- артикуляционный аппарат;
- резонаторы.
П. Акустические свойства певческого голоса.
1. Интонационная характеристика певческого голоса:
- певческий звук;
- высота звука;
- особенности восприятия высоты звука.
2. Динамическая характеристика певческого голоса:
- сила голоса;
- особенности восприятия силы голоса на слух;
- о выравнивании певческих гласных;
- взаимосвязь громкости и высоты звучания голоса.
3. Тембральная характеристика певческого голоса:
- качественная оценка тембра певческого голоса;
- форманты гласных в пении;
- низкая и высокая певческая форманты;
- полетность;
- певческое вибрато;
- о высокой позиции.
Ш. Классификация голосов.
1. Классификация женских голосов:
- колоратурное и лирико-колоратурное сопрано;
- лирическое легкое и крепкое сопрано;
- лирико-драматическое и драматическое сопрано;
- лирическое и драматическое меццо-сопрано;
- контральто.
2. Классификация мужских голосов:
- альтино, лирический легкий и крепкий лирический тенора;
- лирико-драматический и драматический тенора;
- характерный тенор;
- лирический и драматический баритон;
- бас-баритон, центральный бас, бас-профун-до, бас-буффо.
IV. Дефекты певческого голоса:
- горловое звучание;
- тусклое звучание голоса;
- зажатия или зажимы;
- дефекты тембра: носовой призвук, заглубленный звук, «белый» звук;
- дефекты дикции;
- сип;
- нарушения вибрато;
- форсировка;
- фальшивая интонация.
V. О заболеваниях голосового аппарата:
- о режиме занятий и гигиене голоса;
- о психо-эмоциональном состоянии певца;
- о заболеваниях;
- о заболеваниях голосовых связок;
- закаливание.
Обучающий блок содержит в себе материалы обобщающий опыт педагогов-вокалистов (Л.Б. Дмитриев, Д. Люш, Г.П. Стуловой, А.Б. Бараш и т.д.); иллюстрации; фоновое музыкальное сопровождение. Форма организации материала предоставляет возможность выбирать оптимальную траекторию изучения тем, удобный темп работы над курсом и способ изучения, максимально соответствующий психофизиологическим особенностям восприятия обучающегося.
Тренажерный блок, в котором осуществляется выработка практических вокальных навыков учащихся. Здесь представлены:
- упражнения на выработку певческого дыхания;
- упражнения на развитие артикуляции;
- система упражнений для распевания.
В разделе «Система упражнений для распевания» предлагаются, разработанные нами вокаль-
212
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2007
ные упражнения для женских и мужских голосов, с учетом специфики нашего контингента.
Для коррекции чистоты интонирования самим учащимся использовалась её изображение в виде графика на экране компьютера. Реализация этой идеи была разработана к.т.н., доц. А.В. Харуто, зав. Научно-учебным центром музыкально-компьютерных технологий Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского.
Отличительной чертой данного раздела является постоянная аудиовизуальная обратная связь. Во время исполнения упражнения можно не только контролировать себя на слух, но и видеть на
экране интонационную кривую. Наложение графика пропетого фрагмента упражнения на «образцовый», соответствующий точному исполнению, позволяет обучаемому сравнивать степень совпадения интонационной кривой учащегося с «эталонной», что облегчает ему путь к исправлению звуковысотной интонации.
Использование вышеописанной компьютерной программы в существующей системе вокальной подготовки нами рассматривается как дополнительное средство в рамках самостоятельной подготовки учащегося к аудиторным занятиям с педагогом, повышающее эффективность обучения пению.
М.Г. Эрнст РАЗВИТИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НЕГУМАНИТАРНОГО ВУЗА
Расширение международных связей, развитие глобальных информационных сетей требует сегодня от специалистов, работающих в любой отрасли национальной экономики, хотя бы минимальной лингвистической компетентности в каком-либо языке международного общения, толерантного отношения к иным культурам и ряда других знаний, умений и качеств, которые можно объединить в понятии меж-культурной компетентности (МКК). Помимо международного общения, межкультурная компетентность необходима сегодня в любом многокультурном обществе, каковым, несомненно, является и многонациональное Российское государство. Развитие МКК будущих специалистов становится сегодня реальной потребностью общества.
Анализ государственных образовательных стандартов и квалификационных требований к студентам неязыковых специальностей применительно к межкультурному компоненту позволяет выявить отсутствие в неязыковых вузах учебных дисциплин или специальных курсов по межкультур-ной коммуникации. Гуманитарные дисциплины, представленные в ГОС высшего образования, как замечает И.Л. Плужник, «являясь базой для приобретения знаний об этических нормах, регулирующих отношения человека к человеку, не создают основу для умения организовывать продуктивную коммуникацию в межкультурном пространстве, корректировать речевое поведение, блокирующее коммуникацию» [4, с. 16-17].
Таким образом, возникает противоречие между необходимостью в развитии межкультурной компетентности студентов и отсутствием в негуманитарном вузе дисциплин, специально направленных на развитие МКК. В данной работе мы рассмотрим возможности разрешения этого противоречия.
Мы считаем, что иностранный язык может стать основной дисциплиной, способствующей формированию межкультурных знаний и умений студентов негуманитарного вуза, если развитие межкультурной компетентности станет одной из целей обучения наряду с развитием иноязычной коммуникативной компетентности. Подчеркнем при этом, что процесс развития МКК не может происходить только в рамках одного предмета и, во-первых, должен опираться на межпредметные связи, а во-вторых, будет более эффективным, если весь образовательный процесс негуманитарного вуза проходит в русле гуманизации и гуманитаризации.
Одной из проблем гуманитаризации образования в техническом вузе является то, что среди дисциплин гуманитарного блока (особенно обязательных) не многие являются «социально активными», то есть такими, которые образуют «навыки социального поведения и научения социальным ролям» [3, с. 41]. Иностранный язык относится как раз к тем социально активным предметам, которые позволяют развивать навыки социального поведения, коммуникативность, толерантность по отношению к другим людям и куль-
© М.Г. Эрнст, 2007
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2007
213