Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ИЗУЧЕНИЯ ЦИФРОВОЙ СРЕДЫ КАК ФАКТОРА СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ'

К ВОПРОСУ ИЗУЧЕНИЯ ЦИФРОВОЙ СРЕДЫ КАК ФАКТОРА СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
844
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ЦИФРОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ВИДЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ / ФАКТОРЫ И УСЛОВИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ / ЦИФРОВАЯ СРЕДА / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION / DIGITAL SOCIALIZATION / TYPES OF SOCIALIZATION / FACTORS AND CONDITIONS OF SOCIALIZATION / DIGITAL ENVIRONMENT / DIGITALIZATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гунина Е.В., Дудина О.В.

Актуальность статьи обусловлена необходимостью снижения риска внедрения цифровой среды в процесс социализации личности. Цель данной работы провести анализ научной литературы по проблеме социализации в педагогике и психологии. Выявлено, что междисциплинарное изучение социализации сказалось на отсутствии единого определения. Тем не менее, в них найдено общее: социализация - это процесс вхождения личности в мир социальных общностей посредством культуры, социальных связей. Обозначена положительная и отрицательная роль цифровой среды в социализации. Авторы статьи считают, что снижение риска внедрения цифровых технологий возможно, во-первых, при изучении социализации личности в цифровой среде с опорой на принцип системности и учета многомерности (когнитивная, эмоциональная и поведенческая) социализации. Во-вторых, необходима модель целенаправленного и систематического психолого-педагогического сопровождения социализации личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF STUDYING THE DIGITAL ENVIRONMENT AS A FACTOR FOR INDIVDUAL SOCIALIZATION

The relevance of the article is due to the need to reduce the risk of introducing a digital environment into the socialization of the individual. The purpose of this work is to analyze the scientific literature on the problem of socialization in pedagogy and psychology. It was revealed that the interdisciplinary study of socialization had an impact on the absence of a unified definition. However, they have a common source: socialization is the process of involvement of an individual in the world of social communities via means of culture and social connections. The authors of the article believe that reducing the risk of digital technologies is possible, first, in studying the socialization of the individual in the digital environment, based on the principle of systemicity and multidimensionality (cognitive, emotional and behavioral) socialization. Secondly, the model of goal-oriented and systematic, psychological and pedagogical support of a personality is of need.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ИЗУЧЕНИЯ ЦИФРОВОЙ СРЕДЫ КАК ФАКТОРА СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ»

УДК 378.1

К вопросу изучения цифровой среды как фактора социализации личности

On the issue of studying the digital environment as a factor for indivdual socialization

Гунина Е.В., Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, elenagunin@yandex. ru

Дудина О.В., Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, oxanadudina@mail.ru

Gunina E., Chuvash state pedagogical University I. Yakovleva, elenagunin@yandex.ru Dudina O., Chuvash state pedagogical University I. Yakovleva, oxanadudina@mail.ru

DOI: 10.51379/KPJ.2020.31.28.012

Ключевые слова: социализация, цифровая социализация, виды социализации, факторы и условия социализации, цифровая среда, цифровизация.

Keywords: socialization, digital socialization, types of socialization, factors and conditions of socialization, digital environment, digitalization.

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена необходимостью снижения риска внедрения цифровой среды в процесс социализации личности. Цель данной работы провести анализ научной литературы по проблеме социализации в педагогике и психологии. Выявлено, что междисциплинарное изучение социализации сказалось на отсутствии единого определения. Тем не менее, в них найдено общее: социализация — это процесс вхождения личности в мир социальных общностей посредством культуры, социальных связей. Обозначена положительная и отрицательная роль цифровой среды в социализации. Авторы статьи считают, что снижение риска внедрения цифровых технологий возможно, во-первых, при изучении социализации личности в цифровой среде с опорой на принцип системности и учета многомерности (когнитивная, эмоциональная и поведенческая) социализации. Во-вторых, необходима модель целенаправленного и систематического психолого-педагогического сопровождения социализации личности.

Abstract. The relevance of the article is due to the need to reduce the risk of introducing a digital environment into the socialization of the individual. The purpose of this work is to analyze the scientific literature on the problem of socialization in pedagogy and psychology. It was revealed that the interdisciplinary study of socialization had an impact on the absence of a unified definition. However, they have a common source: socialization is the process of involvement of an individual in the world of social communities via means of culture and social connections. The authors of the article believe that reducing the risk of digital technologies is possible, first, in studying the socialization of the individual in the digital environment, based on the principle of systemicity and multidimensionality (cognitive, emotional and behavioral) socialization. Secondly, the model of goal-oriented and systematic, psychological and pedagogical support of a personality is of need.

Введение. Актуальность выбранной темы объясняется тем, что быстро меняющиеся современные социально-экономические условия ведут к изменению положения личности в обществе. В связи с этим изменяются ценности, традиции, методы и пути воздействия на личность, т.е. процесс социализации модифицируется. В ходе социализации личности меняются её отношения к социальной жизни, модели общественного поведения и

эмоциональная отзывчивость. Результатом становится появление потребности иметь собственные взгляды, привязанности, в самореализации. Важным остается вопрос формирования национального сознания, гражданской позиции подрастающего поколения, особенно в эпоху цифровизации.

«В современном социокультурном пространстве мы имеем дело с цифровизацией образования - переходом на оцифровывание

информации.

Сегодня процесс цифровизации охватывает все сферы деятельности человека: культура, здравоохранение, образование, безопасность, строительство и т.д. Этот процесс оказывает влияние и на художественно-культурную среду общества, возникает новый вид художественной деятельности - цифровое искусство» [2, с. 86].

Проблема социализации междисциплинарная. Её изучают педагоги, психологи, философы, социологи. Исследования процесса социализации в разных науках явилось причиной широкого многообразия понятия социализации. Так, представители отечественной философии рассматривают социализацию с позиции дуалистического подхода: внутренний мир человека представлен биологической сущностью, а внешний мир - социальной. В психолого-педагогической литературе [3;6;7] в рамках изучения социализации раскрываются психологические механизмы взаимовлияния общества и личности, методы, средства, формы воспитания и формирования личности.

Проблему социализации изучали Б. Д. Парыгин, Г.М. Андреева, А.В. Мудрик, В.С. Мухина, Е.М. Николаева, Э.А. Орлова, Л.К. Фортова, Ю.Р. Хайруллина, В.Н. Шитова и др. [4;5;8;9;11].

В своих исследованиях, посвященных проблеме социализации, А. В. Мудрик выделил макрофакторы, мезофакторы и микрофакторы. Под макрофакторами он понимал такие глобальные механизмы, как космос, планета, государство, общество, влияющие на социальное развитие индивида. Территориальный, этнический признаки так же являются значимыми условиями социализации личности. Они составляют группу мезофакторов. Микрофакторы представлены семьей, учебными заведениями, сверстниками и другими институтами воспитания. В современной психолого-педагогической литературе принята следующая классификация социализации: первичная, вторичная, групповая, гендерная,

организационная, досрочная.

Первичная социализация является самой значимой и важной, так как она проходит с момента рождения до становления зрелой личности. На данном этапе социализации осуществляется знакомство и усвоение первых общественных норм поведения, ценностей общества. Агентами являются семья, дошкольные и школьные учреждения, спортивные, творческие секции. В последние десятилетия акцент приходится на интернет.

Вторичная социализация, называемая еще

ресоциализацией, изменяет приобретенные знания, формы поведения, ценности общества, приобретенные ранее. Изменение форм мышления, сознательного отношения к происходящим событиям меняется у человека в зависимости от целенаправленного или стихийного изменения агентами (неформальные и формальные группы, руководители, коллеги и т.д.) его восприятия происходящих событий в окружающем мире.

Не менее значимой является групповая социализация, происходящая в какой-либо социальной группе. Успешность социализации определяется референтностью группы для личности. Особенно групповая социализация важна для подростков. Часто они вступают в молодежные субкультурные группы с асоциальным поведением, нарушением общественного сознания. Результат - изменение общественного сознания, ценностных ориентаций, поведения.

В современном обществе обостряется проблема гендерной социализации. Она рассматривается как процесс усвоения и воспроизведения социально-психологических, социально-культурных представлений о роли мужчин и женщин в обществе. Социально-экономические, политические, правовые изменения, происходящие в обществе, изменяют социально-психологический статус женщин и мужчин.

Система представлений о мире и роли в нем человека, система общественных ценностей, норм и правил поведения в социуме, формирование мировоззрения зависят от работы всех институт воспитания.

К сожалению, значимость семьи гораздо меньше, чем растущее влияние СМИ, особенно коммуникационных технологий.

Организационная социализация начинается с момента вхождения личности в группу, имеющую четкую структуру и организацию. Появляются и уточняются поведенческие действия, умения руководить и подчиняться, умения работать в коллективе, избегание конфликта и т.д.

Интересен досрочный вид социализации. Определенная модель поведения, оценка происходящего в социуме, несвойственная возрасту и опыту, закрепляется и проявляется у человека

Под социализацией Б.Д. Парыгин [5] понимает взаимодействие биологических механизмов и условий с процессом включения индивида в общество, где происходит познание и приобретение социального опыта.

В.С. Мухина рассматривает социализацию личности с позиции концепции феноменологии развития и бытия. Е.М. Николаева [4] разработала синергетическую концепцию социализации и выявила базовые условия взаимодействия индивида в социуме. К ним она отнесла способность личности к саморазвитию, к целеполаганию собственного опыта; синергийность традиции и новации в социальном окружении и др.

Э.А. Орлова считает, что социализация личности происходит посредством познания пространственно-временных и социально-значимых элементов культуры на разных возрастных этапах развития личности. Ю.Р. Хайруллина [9] предложила социологическую модель социализации личности в условиях трансформации системы образования. Выделила горизонтальный и вертикальный срезы социализации. Под горизонтальным срезом она рассматривает усвоение личностью не только общественных ценностей всех сфер жизни, но и удовлетворенность жизненных ориентаций. Вертикальный срез представлен следующими уровнями социализации: когнитивным, эмоциональным и поведенческим.

Как саморазвивающийся процесс социокультурного развития личности в ходе её взаимодействия в обществе рассматривает социализацию В.Н. Шитова [0].

Несмотря на разнообразие трактовок социализации, в них прослеживается общее: социализация — это процесс вхождения личности в мир социальных общностей посредством культуры, социальных связей. «Социализация -это процесс самоорганизации общества, который происходит путем наследования и преобразования социокультурного опыта человечества» [4].

На данном этапе изучения процесса социализации можно выделить три её вида: когнитивную, эмоциональную и поведенческую. Когнитивная социализация характеризуется влиянием окружающей социальной среды на поведение человека. Обладая особыми когнитивными, символическими возможностями, субъект регулирует свое личное пространство. Любое усвоение социального опыта невозможно без переживаний. В этом случае речь идет об эмоциональной социализации, проявляющейся на трех уровнях: межличностном, групповом и на уровне культуры [6]. Поведенческая социализация, как правило, формируется стихийно, под влиянием внешних обстоятельств, независимых от человека.

На процесс социализации влияют

объективные и субъективны факторы. Объективными являются: состояние

общественной системы (характер и содержание институтов, общностей, свойственных ей на определенной стадии развития), социально-групповая принадлежность личности (пол, национальность, место проживания).

Индивидуальные, психо- и физиологические особенности личности, ее характер образуют группу субъективных факторов.

В настоящее время кардинально изменяются институты социализации личности. Принятые традиционные методы и формы социализации активно и широко замещаются цифровой социализацией. Это технологические новшества, опосредованно приобретенные субъектом социального общества через цифровые технологии. Доминирующей становится цифровая среда. Именно она начинает формировать цифровую личность. В цифровую среду входят: инфраструктура, структура и ультраструктура. Инфраструктура представлена телекоммуникациями, интернетом,

вычислительными комплексами

(суперкомпьютеры, смартфоны и др.). Интернет, программные платформы, программы интерфейса для пользователей входят в структуру цифровой среды. Ультраструктура представлена инфосферой. Под ней необходимо понимать необходимый атрибут культуры и экономики современного общества.

И.Н. Теркулова [7], изучая цифровую среду как основное педагогическое условие социализации личности в Канаде и Франции, раскрыла функции цифровой среды в образовательном процессе и цифровую среду как педагогическое условие положительной социализации обучающихся. Они формируют компетентность, умения и навыки, мотивацию деятельности, формирования положительных черт характера, социальных установок.

Исследования А.В. Чистякова [10] посвящены виртуальному пространству Интернета как новому механизму нового вида социализации, отличной от первичной и вторичной. Новый вид социализации позволяет развивать как положительную жизненную ориентацию, приобретенную в первичной и вторичной социализации, так и отрицательную, ведущую к десоциализации личности в социуме. Первичная социализация меньше всего зависит от цифровой среды, так как она начинается в семье, где еще сохранились традиционное воспитание и ознакомление детей с окружающими миром. Применение цифрового воспитания

осуществляется целенаправленно. Во вторичной

социализации корректируются нормы поведения и взаимоотношения с окружающими. Процесс ответственный, так если в рамках первичной социализации не заложены базовые ценности, то вторичная социализация может привести к десоциализации личности.

Исследования Е.А. Нижник [3] посвящены изучению влияния информационно-

коммуникативных технологий в условиях кризиса на социализацию личности. Он выявил механизмы, формирующие рискогенную модель социализации личности, в которой отсутствуют идеологические и ценностные основания.

Несмотря на то, что в отличие от воспитания и обучения, социализация является стихийным и разнонаправленным процессом, она активно внедряется во все сферы жизнедеятельности человека. Уже невозможно представить обучение детей в школе без планшета, айпада, гаджета и т.п.

Основное отличие от классического воспитания: нет системного характера; отсутствует контроль за интересами, склонностями ребенка.

Активное и широкое применение цифровой среды имеет как положительное, так и отрицательное значение [1;2;7].

Положительное значение:

- информационно-коммуникативные технологии дополняют возможности индивида в получении нужной информации для решения образовательных задач;

- расширяют познавательную активность людей с ограниченными возможностями здоровья;

- предоставляют возможность реализации индивидуальной образовательной траектории;

- способствуют решению задачи самореализации и самопрезентации научного потенциала.

Отрицательные моменты цифровизации:

- теряется практико-ориентированная сторона воспитания;

- развитие патологий в психической сфере (возникает психическая зависимость от социальных сетей, Интернета);

- разрушаются традиционные ценности и моральные нормы, образцы поведения;

- теряется неприкосновенность личностного пространства;

- развиваются психологическая и социальная отчужденность, страх перед возникающими проблемами и трудностями, инфантилизм и т.д.

Методология исследования. В данном исследовании социализация рассматривается как

процесс формирования личности и её индивидуальной адаптации в социуме. Изучение влияние цифровой среды как ведущего педагогического условия на социализацию личности будет более эффективным при учете принципа системности, субъект - объективного подхода и теории культурного и социального развития человека Л.С. Выготского.

Применение принципа системного подхода мотивируется тем, что социализация личности представляет собой сложный целостный процесс, имеющий свои задачи и функции. Впервые методологический принцип системного подхода предложен Б.Ф. Ломовым. Им выделены основные положения в исследовании психических явлений:

- многомерность;

- многоуровневость;

- полидетерминированность;

- динамичность.

К принципам системного подхода М.С. Роговин отнес:

- целостность;

- детерминированность;

- информационно-энергетическое взаимодействие;

- развитие.

Большую роль в методологию системных описаний внес В.А. Ганзен. Для изучения психического явления, как системы, необходимо учитывать:

- составляющие элементы системы;

- их структуру, их подсистемы;

- функции системы (подсистемы);

- интегральность системы (подсистемы);

- факторы, образующие систему;

- взаимосвязь системы (подсистемы) со средой.

Таким образом, социализация с позиции принципа системности позволяет изучить:

- особенности взглядов и мировоззрения личности (когнитивную подсистему);

- личностные привязанности и направленность личности (эмоциональную подсистему);

- стремление к самостоятельности и противодействие жизненным ситуациям (поведенческую подсистему).

Все они взаимосвязаны и образуют единую сложную систему социализации личности. Когнитивная подсистема неотделима от эмоциональных, мотивационных и поведенческих подструктур. Только изучение каждой подструктуры, сложности их взаимодействия позволит выявить положительное и

отрицательное влияние цифровой среды на социализацию личности. Таким образом, опираясь на системный подход, социализацию личности необходимо изучать как многоуровневую систему, имеющую

определенную детерминацию.

С точки зрения субъект - объективного подхода, в процессе социализации личность не только адаптируется к социуму, но и активно преобразовывает взаимодействия с жизненными ситуациями. Усвоение общественных норм поведения, традиций, особенностей социума, безусловно, ведут не только к стремлению личности к повышению культурного и образовательного уровня, но и к самоизменению.

Субъект-объективный подход предполагает изучение влияния цифровой среды на социализацию личности на трех уровнях:

- макрофакторы (события, происходящие в мире);

- мезофакторы (информация из больших социальных групп);

- микрофакторы (влияние малых групп).

Опираясь на данные положения, возможно

выявить не только роль разных групп в социализации личности, но и значимость цифровой среды в этих группах.

Выготский С.Л. придерживался мнения, что индивидуальное развитие индивида необходимо понимать только при изучении социокультурного слоя общества, в котором он находится. Основные положения отражены в его теории культурного и социального развития человека:

- овладевая знаниями, человек учится овладевать своей психикой;

- овладевая своим поведением, субъект овладевает психологическим орудием, т.е. знаками;

- для развития необходимо взаимодействие с обществом;

- необходимо изучать изменения в социализации личности на разных возрастных этапах.

Результаты исследования. Таким образом, основным педагогическим условием, влияющим на социализацию личности, в данном исследовании, является цифровая среда. Важным в проведении исследования является:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- изучение подструктур социализации личности, их качественные и количественные изменения, определение наиболее

чувствительных компонентов к воздействию цифровизации;

- выделение важных подструктур и стадий социализации личности на разных возрастных этапах.

Интересен вопрос изучения использования в цифровом формате психологических и социально-психологических механизмов

социализации. В основной литературе принято выделять два вида психологических механизмов социального становления личности:

- опирающийся на самого субъекта и его включенность в деятельность;

- на субъект оказывает влияние его окружение.

В первую группу можно отнести запечатление (импринтинг), подражание, отождествление, рефлексия, симпатия, увлечение и др.

Вторая группа представлена

экзистенциальным нажимом, убеждением, внушением, принуждением и т.д.

Посредством данных механизмов формируются осознанность и переживание субъектов в происходящих изменениях в социуме.

Механизмами социально-психологической социализации личности в цифровой образовательной среде являются: традиционный, институциональный, стилизованный. Традиционный механизм социализации личности проявляется на неосознаваемом уровне при усвоении принятых в обществе норм поведения, стереотипов и т.д. Институциональный механизм проявляется при взаимодействии субъекта с различными институтами социализации. Именно в них накапливается и оценивается поведение, формируются мотивация, мировоззрение. Происходит идентификация личности с эталоном, идеалом. Формируется стиль поведения, жизни и т.д. Молодежная субкультура представляет собой определенную форму поведения, культуру, комплекс морально-психологических черт. Механизм управления социализацией является стилизованным. Он имеет большее влияние на формирование стиля повеления, мышления. В разной степени доминирование проявляется в возрастных, социальных и профессиональных группах.

План психолого-педагогического

исследования влияния цифровой среды на социализацию личности представлен в таблице 1.

Таблица 1. - План исследования

Составляющие социализации Исходный уровень Циф ровая среда Повторная диагностика

Обучение Воспитание

Когнитивная

Эмоциональная

Поведенческая

На данном этапе идет работа по отбору диагностического инструментария по изучению социализации личности, исходного уровня мировоззрения личности, её направленности и противодействий жизненным ситуациям и их изменения под влиянием цифровой среды, осуществляемой как целенаправленного и хаотического воздействия на образование и воспитание молодого поколения.

Подобраны для проведения пилотажного исследования следующие методики:

- социализация личности: методика для изучения социализации личности (разработанная профессором М.И. Рожковым);

- мировоззрение личности: методика «Карта моих целей» (МЦПСО);

- противодействиям жизненным ситуациям: тест Преодоление трудных жизненных ситуаций (ПТЖС). Опросник SVF120, В. Янке, Г. Эрдманн, адаптация Н.Е. Водопьяновой;

- мотивационно-агрессивные и враждебные реакции: опросник Басса-Дарки (авторы А. Басс, А. Дарки).

Заключение. Значимость изучения социализации личности не нуждается в доказательстве. Тем не менее, имеется ряд трудностей в постановке практического исследования. Во-первых, быстро меняются социальные нормы, культурные ценности, ценностные ориентации, общественное поведение и т.д. Во-вторых, отсутствие единой точки зрения на трактовку понятия «социализация» не позволяет выработать единую структуру, условия, механизмы социализации.

Нарастающие противоречия в современном обществе ведут к трансформации социокультурного пространства.

Цифровая среда осуществляет быстрый переход от одной социокультурной реальности к другой. Изменяются критерии и нормы

поведения, жизнедеятельности, мировоззрение человека. Как было рассмотрено выше, цифровая образовательная среда имеет положительное и отрицательное воздействие на развитие личности. Цифровая среда формирует новое поколение с новыми правилами взаимодействия в обществе, новыми политическими ценностями. Применение компьютерных технологий формирует новую модель восприятия информации - «клиповое мышление», ведущее к массовому восприятию информации, что отрицательно сказывается на развитии когнитивной подструктуры

социализации.

Предполагаем, что эффективность изучения влияния цифровой среды на социализацию личности повысится при соблюдении следующих условий:

1. Применение принципа системности позволит изучить когнитивную, эмоциональную и поведенческую социализацию личности. Только в их тесном взаимодействии реализуются внутренняя и внешняя регуляция социальной и предметной среды.

Широкое и активное внедрение образовательной и воспитательной цифровизации происходит через социальную среду. Именно она формирует общественное сознание и культуру, оказывая сильное влияние на духовное, нравственное, идеологическое развитие личности, составляющие предметную среду.

2. С позиции многофакторности социализации можно выявить референтные

группы личности и значимую для неё информацию.

3. Учет возрастных групп и специфики цифровой среды.

Полученные результаты помогут создать модель целенаправленного и систематического психолого-педагогического сопровождения

социализации в цифровой среде, что приведет к снижению рисков.

Литература:

1. Гунина Е.В. Психологические аспекты цифровизации высшего образования: сборник научных трудов / Е.В. Гунина // Перспективы и приоритеты образования в эпоху трансформаций, выбора и вызовов / VI Виртуальный Международный форум по

педагогическому образованию. - Ч. II. - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2020. - С. 186-190.

2. Дудина О.В. Проблемы цифрового образования на примере музыкального училища / О.В. Дудина // Педагогические и социальные вопросы образования /

Материалы Междунар. науч.- практ. конф. (Чебоксары, 30 март 2020 г.); редкол.: Ж.В. Мурзина [и др.]. -Чебоксары: ИД «Среда», 2020. - С. 86-89. - ISBN 9785-907313-17-0.

3. Нижник Е.А. Специфика социализации личности в России в условиях динамичного развития информационно--коммуникационных технологий: дисс. канд. социол. наук: 22.00.04 / Е.А. Нижник. - Ростов-на-Дону, 2014.

4. Николаева Е.М. Социализация личности как проблема социальной синергетики: дисс. ... д-ра филос. наук: 09.00.11 / Е.М. Николаева. - Казань, 2006.

5. Парыгин Б.Д Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории / Б.Д. Парыгин. - СПб.: ИГУП, 1999. - 592 с.

6. Прихидько А.И. Эмоциональная социализация: содержание и механизмы [Электронный ресурс] / А.И. Приходько // Психологические исследования: электрон. науч. журн. - 2009. - № 4(6). -Режим доступа: http://psystudy.ru

7. Теркулова И.Н. Цифровая среда как педагогическое условие позитивной социализации обучающихся во франкоговорящих странах: Франция, Канад: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / И.Н. Теркулова. - М., 2019.

8. Фортова Л.К. Роль социализации в становлении личности человека в современном обществе / Л.К. Фортова, М.С. Фабриков. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2015. - № 6(86). - С. 713-716.

9. Хайруллина Ю.Р. Социализация личности: дисс. ... д-ра социол. наук: 22.00.01 / Ю.Р. Хайруллина. - Казань, 1998.

10. Чистяков А.В. Социализация личности в обществе Интернет-коммуникаций: социокультурный анализ: дисс. ... д-ра социол. наук: 22.00.06 / А.В. Чистяков. - Ростов-на-Дону, 2006.

11. Шитова В.Н. Социализация личности в современных условиях: дисс. канд. филос. наук: 09.00.02 / В.Н Шитова. - Алма-Ата, 1991.

References:

1. Gunina E.V. Psychological aspects of digitalization of higher education: collection of scientific papers / E.V. Gunina // Prospects and priorities of education in the era of transformations, choices and challenges / VI Virtual International Forum on Teacher Education. - Part II. - Kazan: Publishing house of Kazan University, 2020. - P. 186-190.

2. Dudina O.V. Problems of digital education based on the example of a music school / O.V. Dudin // Pedagogical and social issues of education / Proceedings of the Intern. scientific - practical. conf. (Cheboksary, March 30, 2020); editorial board: Zh.V. Murzin [and others]. - Cheboksary: Publishing House "Wednesday", 2020. - P. 86-89. - ISBN 978-5-907313-17-0.

3. Nizhnik E.A. The specifics of the socialization of the individual in Russia in the context of the dynamic development of information and communication technologies: diss. Cand. sociol. Sciences: 22.00.04 / E.A. Nizhnik. - Rostov-on-Don, 2014.

4. Nikolaeva E.M. Socialization of personality as a problem of social synergetics: diss. ... Dr. Philos. Sciences: 09.00.11 / E.M. Nikolaev. - Kazan, 2006.

5. Parygin B.D. Social Psychology. Problems of methodology, history and theory / B.D. Parygin. - SPb.:

IGUP, 1999. - 592 p.

6. Prikidko A.I. Emotional socialization: content and mechanisms [Electronic resource] / A.I. Prikhodko // Psychological research: electron. scientific. journal - 2009. -№ 4(6). - Access mode: http://psystudy.ru

7. Terkulova I.N. Digital environment as a pedagogical condition for positive socialization of students in French-speaking countries: France, Canada: dis. ... Cand. ped. sciences: 13.00.01 / I.N. Terkulova. - M., 2019.

8. Fortova L.K. The role of socialization in the formation of huma's personality in the modern society / L.K. Fortova, M.S. Fabrikov. - Text: direct // Young scientist. - 2015. - № 6(86). - S. 713-716.

9. Khairullina Yu.R. Socialization of personality: diss. ... Dr. Sociol. Sciences: 22.00.01 / Yu.R. Khairullina. -Kazan, 1998.

10. Chistyakov A.V. Socialization of the individual in the society of Internet communications: sociocultural analysis: diss. ... Dr. Sociol. Sciences: 22.00.06 / A.V. Chistyakov. - Rostov-on-Don, 2006.

11. Shitova V.N. Socialization of a personality in the modern conditions: diss. Cand. Philos. Sciences: 09.00.02 / V.N.Shitova. - Alma-Ata, 1991.

13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования

Сведения об авторах:

Гунина Елена Васильевна (г. Чебоксары, Россия), кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры Гуманитарных дисциплин Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева.

Дудина Оксана Владимировна (г. Чебоксары, Россия), аспирант 2 курса кафедры Гуманитарных дисциплин Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева.

УДК 371.1.07

Психологическая культура как педагогическое условие сохранения психологического здоровья субъектов образовательного процесса военных вузов

Psychological culture as a pedagogical condition for maintaining the psychological health of subjects of the educational process of military universities

Петровская М.В., Военный учебно-научный центр Военно-воздушных Сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», mariana_g@mail.ru Дорохов А.Н., Воронежский государственный педагогический университет, dor-an@mail.ru Желтухина А.С., Военный учебно-научный центр Военно-воздушных Сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», anastasya0109@mail.ru

Тимошенко В.В., Военный учебно-научный центр Военно-воздушных Сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», vvt.vrn@mail.ru

Petrovskaya M., MESC AF «N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin Air Force Academy» (Voronezh), mariana_g@mail. ru

Dorokhov A., Voronezh State Pedagogical University, dor-an@mail.ru

Zheltukhina A., MESC AF «N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin Air Force Academy» (Voronezh), anastasya0109@mail.ru

Timoshenko V., MESC AF «N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin Air Force Academy» (Voronezh), vvt.vrn@mail.ru

DOI: 10.51379/KPJ.2020.34.49.013

Ключевые слова: психологическая культура, психологическое здоровье, гармоничность, субъекты образовательного процесса, военные вузы.

Keywords: psychological culture, psychological health, harmony, subjects of the educational process, military universities.

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена необходимостью поиска эффективных путей сохранения психологического здоровья специалистов. Авторами выявлена статистическая взаимосвязь между показателями психологического здоровья и гармоничностью психологической культуры, что позволяет рассматривать ее в качестве педагогического условия развития профессионально-личностных ресурсов. Психологическая культура представлена как интегративное образование личности профессионала, объединяющее психолого-акмеологическое содержание и аспекты смысложизненной и профессиональной направленности, личностно-профессиональных качеств и отношений, обеспечивающих творческую актуализацию, продуктивность деятельности, удовлетворённость трудом и взаимодействием. Реализация предложенных рекомендаций позволит обеспечить коррекцию личностных установок на здоровый образ жизни, оптимизировать психологический статус, снизить неблагоприятное влияние стресогенных факторов, актуализировать стремления к самореализации. Статья предназначена для специалистов в сфере психолого -педагогического сопровождения образовательного процесса, преподавателей и научных сотрудников военных вузов, курсантов, слушателей и адъюнктов, интересующихся проблемами личностного роста, сохранения и укрепления психологического здоровья.

Abstract. The relevance of the article is caused due to the need to find constructive ways to preserve the psychological health of specialists. The authors identified a statistical relationship between indicators ofpsychological health and the harmony of psychological culture, which makes it possible to consider it as a pedagogical condition for

the development ofprofessional and personal resources. Psychological culture is presented as an integrative trait of the personality of a professional, combining the psychological and acmeological content as well as aspects of the meaning of life and professional orientation, personal and professional qualities and relationships that provide creative self-realization, productiveness of activity, satisfaction with work and interactions. The implementation of the proposed recommendations will ensure the correction of personal attitude towards a healthy lifestyle, optimize the psychological status, reduce the adverse effect of stress factors, and actualize the desire for self-realization. The article is intended for specialists in the field ofpsychological and pedagogical support of the educational process, teachers and researchers of military universities, cadets, students and adjuncts interested in the problems of personal growth, preservation and strengthening of psychological health.

Введение. Динамика современной политической, экономической и социокультурной жизни, рост панических и депрессивных настроений на фоне пандемии, безусловно, предъявляет все более высокие требования к личностным ресурсам специалистов, в том числе к их психическому и психологическому здоровью. Организация образовательного процесса военных вузов, «зажатая» рамками нормативно-правовых актов, требованиями службы защиты государственной тайны, специфичностью учебных занятий, в том числе с техникой и вооружением на сегодняшний день не может быть реализована в дистанционном формате. В этой связи приходится констатировать, что постоянный «живой» контакт субъектов образовательного процесса военных вузов, и без того сопровождающийся стрессогенной нагрузкой, на фоне вышеназванных факторов, оказывает ярко выраженное амбивалентное влияние на их психологическое здоровье: с одной стороны наблюдается позитивная динамика со стороны коммуникативной сферы, обеспечивающей межличностное и межгрупповое взаимодействие, с другой - отмечается снижение показателей эмоциональной сферы, происходит переоценка жизненных и профессиональных ценностей, снижается устойчивость к воздействию аддиктивных факторов. Различного рода психологические проблемы в условиях пандемии и связанных с ней жесткими мерами, как отметил глава Всемирной организации здравоохранения Тедрос Аданом Гебрейесус, могут возникать у людей, которые никогда до этого не испытывали проблем с психическим и психологическим здоровьем [10].

Специалисты на основании многочисленных исследований утверждают, что важным условием сохранения психологического здоровья человека является его психологическая культура как системная личностная характеристика [1-7; 11; 12 и др.]. Однако, следует отметить, что данные работы по большей степени носят теоретический характер, недостаточно обоснованный эмпирически.

В настоящем исследовании психологическая культура рассматривается нами как «интегративное образование личности, объединяющее психолого-акмеологическое

содержание и аспекты смысложизненной и профессиональной направленности, личностно-профессиональных качеств и отношений, обеспечивающих творческую актуализацию, продуктивность деятельности, удовлетворённость трудом и взаимодействием» [8;9].

Методология исследования. Теоретико-методологическую основу настоящего исследования составили: концептуальные положения системного, субъектно-личностного, деятельностного, акмеологического подходов; психолого-педагогические концепции,

раскрывающие различные аспекты проявления психологической культуры личности; исследования, отражающие особенности психологического здоровья субъектов образовательного процесса в организациях различного типа; андрагогические принципы построения траектории профессионального и личностного развития.

Результаты исследования. На базе одного из военных вузов Министерства обороны РФ было проведено исследование для выявления связи между отдельными показателями

психологической культуры личности, ее интегральным значением и маркерами психологического здоровья различных категорий постоянного и переменного личного состава. Выборку исследования составили 418 человек. Для диагностики применялись методика О.И. Моткова «Психологическая культура» и методика А.В. Козлова «Индивидуальная модель психологического здоровья». Для статистической обработки данных использовался пакет прикладных программ SPSS Statistics.

Гипотеза исследования предполагала наличие связи между показателями психологической культуры и психологического здоровья, что позволило бы оказывать психолого-педагогическое влияние на уровень психологического здоровья через развитие отдельных компонентов психологической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.