Научная статья на тему 'К вопросу изучения преемственности социального опыта в отечественной науке'

К вопросу изучения преемственности социального опыта в отечественной науке Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
332
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ МЕЖДУ ПОКОЛЕНИЯМИ / СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ / СЕМЕЙНЫЙ ОПЫТ / CONTINUITY BETWEEN GENERATIONS / SOCIAL EXPERIENCE / FAMILY EXPERIENCE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сизова Мария Александровна

В статье представлен анализ феномена «социальный опыт», сформулирован авторский подход к семейному опыту как одному из видов социального опыта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу изучения преемственности социального опыта в отечественной науке»

СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ

УДК 37.018.1

Сизова Мария Александровна

кандидат психологических наук Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

Mariasizova 1985@yandex.ru

К ВОПРОСУ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАУКЕ*

В статье представлен анализ феномена «социальный опыт», сформулирован авторский подход к семейному опыту как одному из видов социального опыта.

Ключевые слова: преемственность между поколениями, социальный опыт, семейный опыт.

В современной психологической науке все большее внимание представителей различных научных школ и направлений привлекает к себе проблема межпоколенных отношений в семье. Это обусловлено, прежде всего, тем, что возрождение семейных традиций, поиск и принятие семейного наследия и опыта в настоящее время выступает в качестве личностного и средо-вого ресурса. Отношения и преемственность между поколениями в семье становятся основой, позволяющей ей сохранять групповую идентичность, адаптивно функционировать и успешно преодолевать трудности. В современных исследованиях отмечается позитивная роль сохранения межпоколен-ных отношений в поддержании целостности семьи, формировании способности преодолевать трудные жизненные ситуации, успешно адаптироваться к возрастным изменениям. Особую актуальность исследованию межпоколенных связей в семье придает противоречивый и вариативный характер меж-поколенных отношений в современном обществе (от слитости поколений до максимального межпо-коленного разрыва), что позволяет изучить влияние различных типов межпоколенной связи на семью в целом и каждого ее члена.

Исследователи отмечают ресурсность сохранности межпоколенных связей для преодоления трудных жизненных ситуаций (К. Бейкер, Ю.Б. Гиппен-рейтер, 2005; Т.А. Петрова, 2008; Е.А. Петрова, 2008); значимость роли прародителей как в воспитании внуков (А.В. Петровский, 1996; О.В. Краснова, 2006; А.В. Камышева, 2006, 2010), так и в сохранении семейной целостности (С.А. Судь-ин, 2008; Е.В. Куфтяк, 2009, 2010). Так в структуре семейной целостности, предложенной Е.В. Куф-тяк, рассматривается трансгенерационный компонент. Трансгенерационный компонент семейной целостности - (лат. trans - через, generation - поколение) отражает процессы, происходящие на протяжении ряда поколений и отношения между ними, т. е. исторические (генетические) особенности системы. Это психологический генофонд или психо-

логическое наследство в каждой семье, влияющие на последующие аспекты целостности семьи, тем самым определяя особенности функционирования семьи» [4; 5]. Содержание трансгенерационного компонента представлено в трех аспектах: когнитивном (семейные мифы, семейная история, семейные сценарии, семейные ценности, семейные нормы и правила), эмоциональном (стиль эмоциональных коммуникаций, чувства, психологический климат семьи) и поведенческом (паттерны взаимодействия, традиции и ритуалы). Форма трансгенерационного компонента отражает характер связи, существующей между поколениями в семье.

М.В. Сапоровская в своих исследованиях анализирует категории «межпоколенные отношения» и «межпоколенная связь», при этом межпоколен-ная связь трактуется ею как процесс передачи опыта одного поколения и принятия этого опыта другим поколением, межпоколенная связь предполагает передачу и прием опыта как в направлении от предков к потомкам (трансгенерация), так и от потомков к предкам (префигурация)» [9]. Схожие идеи высказывает и С.Г. Спасибенко, отмечая, что меж-поколенные отношения всегда включают встречные информационно-деятельностные потоки: от родителей к детям и от детей к родителям [12].

В исследовании семейной функциональности в семьях с разным характером межпоколенных связей, проведенном нами, эти идеи были развиты в разработанной типологии межпоколенных связей в семье, согласно которой выделены три типа меж-поколенной связи:

1 тип - «сохранная преемственность» - характеризуется двусторонним обменом опытом между поколениями в семье и осознанным наследованием;

2 тип - «односторонняя передача» - отражает передачу опыта только в направлении от предков к потомкам и отсутствие осознанности в наследовании;

3 тип - «нарушенная преемственность» - сочетает слабую выраженность передачи опыта в направлении от предков к потомкам и осознанности в наследовании опыта [11].

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ (проект № 13-06-00852).

114

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2013, Том 19

© Сизова М.А., 2013

Тип межпоколенной связи, преобладающий в семье, во многом обусловливается содержанием транслируемого семейного опыта. Однако категория семейного опыта на сегодняшний день остается малоизученной. Оценивая семейный опыт как один из видов опыта социального, обратимся к исследованиям социального опыта, существующим в междисциплинарном поле науки.

В философии категория «социальный опыт» детально проанализирована. А.А. Сидоров, рассматривая данную проблему, выделяет несколько подходов к ее пониманию. Во-первых, социальный опыт - это производное объективной реальности, результат воздействия человека на внешний мир. Во-вторых, социальный опыт фиксирует взаимодействие человека с социальным миром в форме отражения и преобразования. В-третьих, социальный опыт выступает мерой познания объективных законов. В-четвертых, социальный опыт представляет собой социальные условия, под влиянием которых человек формируется как личность. Исследователь определяет содержание социального опыта: в социальный опыт входят знания, умения, навыки индивидов, социальных групп, классов, наций, приобретенные в результате их исторической и совместной деятельности [10].

Содержание социального опыта рассматривалось и другими авторами. Так, П.А. Корнеев под социальным опытом понимает синтез эмпирических знаний о человеческом обществе или его частях, эмпирических оценок социальных фактов, умений вести общественную, политическую и т.п. деятельность, навыков решения тех или иных социальных задач. В.П. Погудин определяет социальный опыт как совокупность содержания приемов, форм, методов, проверенных и оправдавших себя на практике [8].

Исследователями анализировались функции социального опыта. Б.В. Царев выделяет такие гносеологические и социально-практические функции социального опыта, как социально-управленческая, воспитательно-нравственная, адаптивная, формирующая и развивающая систему социального контроля, функция содействия оптимизации социальных систем [13]. Т.Е. Малхасян в качестве основных функций социального опыта рассматривает функции стабилизации общественных отношений, их воспроизводства, обеспечения вектора их направленного развития, регуляции [6]. А.А. Сидоров основной функцией социального опыта считает функцию преемственности, а производными функциями - познавательную, функцию социальной ориентации, регулятивную и преобразовательную. Преемственность, с его точки зрения, является основной функцией, поскольку апробированный на практике способ деятельности служит ориентиром для последующих поколений [10].

Еще одним направлением изучения социального опыта является соотнесение индивидуального и коллективного социального опыта. А.А. Сидоров, рассматривая индивидуальный и коллективный социальный опыт, определяет индивидуальный социальный опыт как жизненный опыт индивида, то есть совокупность знаний, умений и навыков, приобретенных в ходе индивидуальной жизни и направленных на решение ее проблем. Социальный опыт трактуется им как опыт человечества, представляющий совокупность способов деятельности людей, обеспечивающий существование и развитие человечеству путем решения глобальных проблем человеческой истории [10]. Т.Е. Малхасян более широко рассматривает круг носителей социального опыта. В качестве таковых выступают не только индивиды и человечество в целом, но и социальные группы различного порядка и масштаба. Коллективный социальный опыт существует и функционирует через его индивидуальных носителей, но не является простой совокупностью индивидуальных опытов. Социальный опыт существует и воспроизводится не иначе, как через свое воплощение в структуру опыта индивидов в качестве базового компонента последнего. При этом исследователь отмечает, что социальный опыт может существовать как в опыте индивидуальном, так и вне его, в виде вещей, различного рода знаковых систем, социальных институтов, устойчивых моделей поведения и т.д. Социальный опыт, закрепленный в предметных компонентах культуры, далеко не в полном объеме и не всегда сразу трансформируется в опыт индивидов, усваивается ими и реализуется в их деятельности. В зависимости от различных исторических обстоятельств часть этого опыта может более или менее длительное время быть выключенной из актуального обращения, оставаться невостребованной. В ходе усвоения личностью социальный опыт трансформируется, индивидуализируется. Лишь благодаря таким трансформациям он получает возможность интегрирования в структуру человеческой личности [6].

Таким образом, в философских исследованиях социального опыта раскрывалось его содержание, основные функции, виды, анализировалось соотнесение индивидуального и коллективного социального опыта.

Исследования в области педагогики и социологии более ориентированы на практику. Н.Ф. Головановой изучались психолого-педагогическая структура и характерологические аспекты социального опыта младшего школьника как основа его социализации и воспитания. Сам процесс социализации определялся ею как процесс включения ребенка в организованную систему многообразного социального опыта [1]. Е.П. Поповой изучалось усвоение социального опыта в условиях комплекса «школа-детский сад» [7], а А.Б. Котовой преем-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 3

115

ственность социального опыта рассматривалась в рамках изучения социализации молодежи в вузе [2]. О.А. Котова [3] и И.В. Ющенко [14] исследовали трансляцию социального опыта в семье.

Таким образом, в социологических и педагогических исследованиях феномен преемственности социального опыта рассматривается в контексте проблем воспитания и социализации ребенка в различных социальных институтах: семье, дошкольном образовательном учреждении, школе, учреждениях профессионального образования.

На основе анализа имеющихся исследований социального опыта мы можем сформулировать собственный подход к пониманию одного из видов социального опыта - социального опыта семьи.

Под социальным опытом семьи (или семейным опытом) мы понимаем синтез знаний, отношений, эмоциональных состояний, навыков семьи и входящих в нее членов, приобретенных в результате исторической деятельности семьи и передаваемых от одного поколения другому. Семейный опыт осознается его носителями лишь частично. Как и социальный опыт в целом, он может быть актуален для члена семьи, применяться им каждодневно, может носить скрытый характер и быть востребованным только в определенных ситуациях. Семейный опыт может выступать ресурсом, позволяющим члену семьи преодолевать трудности, налаживать эффективное взаимодействие с другими людьми и т.д., однако он может носить и травмирующий характер. Семейный опыт обладает рядом функций. Во-первых, это функция преемственности, которая отражает базовую способность семейного опыта к трансляции между поколениями. Во-вторых, это познавательная, воспитательная и регулятивная функции, свидетельствующие о способности семейного опыта формировать у членов семьи представления о мире (в том числе о семье, о взаимоотношениях людей; в целом, о модели жизни) и ценностные ориентации, отношение к тем или иным событиям, регулировать деятельность членов семьи через транслируемые поведенческие навыки. В-третьих, адаптивную и стабилизирующую функции, которые позволяют семье сохранять свою целостность и успешно приспосабливаться к изменяющимся внешним условиям.

Таким образом, анализ подходов к пониманию феномена социального опыта, существующих в фи-

лософских, социально-педагогических, психологических науках, позволил нам сформулировать собственный подход к феномену семейного опыта как одного из видов опыта социального.

Библиографический список

1. Голованова Н. Ф. Педагогические основы социализации младшего школьника: Дис. ... д-ра пед. наук. - СПб., 1996.

2. Котова А.Б. Социальные детерминанты социализации молодежи в вузе: Дис. ... канд. соц. наук. - Ростов-на-Дону, 1999.

3. Котова О.А. Воспитательные стратегии российской семьи в современных условиях: Дис. ... канд. соц. наук. - Курск, 2004.

4. Куфтяк Е.В. Психология семейного совлада-ния: Автореф. дис. ... д-ра психол. наук. - М., 2011.

5. Куфтяк Е.В. Психология семьи: регуляция и защита. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2011.

6. Малхасян Т.Е. Социальный опыт: сущность, источники формирования, функционирование (социально-философский анализ): Автореф. дис. ... канд. филос. наук. - Ереван, 1992.

7. Попова Е.П. Формирование социального опыта детей в условиях комплекса «школа-детский сад»: Дис. ... канд. пед. наук. - Кострома, 1998.

8. Преемственность поколений как социологическая проблема: коллективная монография. - М., 1973.

9. Сапоровская М.В. Теория и практика исследования межпоколенной связи в семейном контексте // Психологические исследования: электронный научный журнал - 2009. - № 3. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.psystudy.ru

10. Сидоров А.А. Социальный опыт. - Красноярск: Изд-во Красноярского ун-та, 1987.

11. Сизова М.А. Взаимосвязь межпоколенных отношений и функциональности семьи: Дис. . канд. психол. наук. - Кострома, 2012.

12. Спасибенко С.Г. Поколения как субъекты общественной жизни // Социально политический журнал. - 1995. - № 4. - С. 101-109.

13. Царев Б.П. Исторический опыт как проблема социального познания: Дис. ... канд. филос. наук. - Куйбышев, 1985.

14. Ющенко И.В. Социальный опыт и его трансляция в семьях с разным уровнем адаптированно-сти: Дис. ... канд. социол. наук. - Ставрополь, 2006.

116

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2013, Том 19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.