Научная статья на тему 'К вопросу истории строительства и планировки Верхне-Кыштымского завода 1755-1815 гг'

К вопросу истории строительства и планировки Верхне-Кыштымского завода 1755-1815 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
541
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Свистунов В. М.

В статье представлено исследование первоначальной истории строительства Верхне-Кыштымского завода. На основе анализа выявленных архивных документов, исторический планов XVIII в. и современного обследования ряда культовых, промышленных, гражданских объектов г. Кыштыма, сделана попытка реконструкции их первоначальной планировки, строительства. В первую очередь это относится к характеристике выбранного места под завод, к планировочной структуре его селитебной части, заводским плотинам, господскому дому, дозорным (сторожевым) башням.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To a question of a history of construction and lay-out Verkhne-Kyshtymsky works. 1755--1815

In article the beginning of construction Verkhne-Kyshtymsky of a factory is analyzed. On the basis of new documents and inspection of existing objects reconstruction of an initial lay-out of construction is carried out. The choice of a place of a factory is proved; construction of a dam of the river andpatrol towers is shown.

Текст научной работы на тему «К вопросу истории строительства и планировки Верхне-Кыштымского завода 1755-1815 гг»

УДК 378 ББК 4482

ВМ. Свистунов

К ВОПРОСУ ИСТОРИИ СТРОИТЕЛЬСТВА И ПЛАНИРОВКИ ВЕРХНЕ-КЫШТЫМСКОГО ЗАВОДА 1755—1815 гг.

50-е годы XVIII в. были самым благоприятным периодом государственного поощрения в России частной инициативы в горнозаводском деле. Уральским промышленникам предоставлялись максимально возможные условия покупки и перевода крепостных, приписки государственных крестьян. Центральная власть в лице императрицы и сената разрешала принимать к заводам и беглых людей. Статский советник H.H. Демидов и его сыновья — владельцы вновь строящегося Верхне-Кыштымского завода, использовали предоставленные возможности в полной мере. Из разных демидовских вотчин на завод были переведены крепостные люди, а именно: из Нижегородской — 122 человека, Симбирской — 131, Тверской — 97, Галицкой — 43, Люди-новской — 22, Ромодановской и Латынейской — 6, Нудовской — 34. Указ Берг-коллегии, разрешающий строительство Верхне-Кыштымского завода вышел 21 сентября 1755 г., но подготовительные работы, разведка полезных ископаемых, в первую очередь железной руды, были проведены заблаговременно.

Об этом свидетельствует чертеж, составленный Афанасием Кичигиным в мае 1755 г. (Приложение 1). В пояснение к нему говорится, что «... место состоит в покупных ево господина Демидова к Каслинскому заводу от башкирцов землях в Мякотинской и Шуранской [Шуралинской] волостях, расстоянием от Каслинского завода в сторону к Челябинской крепости и от озера Нанаг, поворот влево в 30 в., а от устья речки Кыштыма в 22 верстах»1. Всего в 1761 г. при двух кыштымских заводах числилось (без учета приписанных государственных крестьян) 455 крепостных. Из них 249 человек составляли мастера, подмастерья, ученики и простые работники. В разных чрезвычайных работах (разведка полезных ископаемых, строительство крайне необходимых гидротехнических сооружений и т. п.) находилось 111 человек. Престарелых, негодных в работе и малолетних было — 95.

Строительство плотины планировалось на речке Большой Кыштым, ниже устья речки Ягозы, впадающей в нее с левой стороны. Место было выбрано очень удачно. В плане-чертеже хорошо видно, что в непосредственной близости от устья Егозы, в Большой Кыштым впадает речка Малый Кыштым, имеющая, в свою очередь, в качестве левого притока, еще одну горную речку — Сугомак. Данное обстоятельство могло способствовать образованию обширного и глубокого заводского пруда. Это хорошо понимали специалисты, выбиравшие место под строительство завода. При длине по верху плотины в 50 сажен (105 м) и высоте в 15 аршин (10,65 м) они

ожидали, что «... ою водою действительно две домны с пристойным числом молотов содержать будет можно и со излишеством»2.

При действительном возведении водосбросной плотины в указанном месте (литер «А» план 1755 г. Приложение 1), вода, в первую очередь, заполнила речные долины и лога речек Ягозы, Большого, Малого Кыштыма, Сугомака, образовав обширный и глубокий заводской пруд (большая глубина пруда позволяла продолжительное время и в зимний период работать заводу). По свидетельству известного инженера XIX в. В. Рожкова площадь пруда Верхне-Кыштымского завода, также как и Черноисточенского, Нижнее-Тагильского, достигала 60 квадратных верст3. Это были (почти таковыми и остались!) самые большие заводские пруды на всем Урале, созданные в XVIII в.

В отношении удачного выбора заводского места необходимо дополнить, что Кыштымский завод, как и Каслинский, был построен на дороге, соединяющей Европейскую Россию и Сибирь. Подтверждением того, что это не вымысел, а исторический факт, являются, как ряд документов конца XVII в., так и планы, чертежи, заводские ведомости, составленные в первоначальный период истории указанных заводов.

К примеру, в историческом документе 1695-1696 гг. более известном в уральской историографии как «Челобитная царям Иоанну и Петру Алексеевичам от жителей сибирских слобод» говорится по этому поводу, что «...меж озер Иртяш и Касли через Урал-Камень проезжая большая дорога в Казань, и на Уфу, и на Кунгур, купеческие люди из русских городов с товары по вся годы ездят в сибирские городы, а из Сибири ездят с товары в русские городы. И кроме той дороги летом и зимой купецким людям с товары проезжать утайкой будет не куды: объезжия дороги все сошлись к тем озерам, к истоку, что течет из Касли озера в Иртяш озеро»4.

Действительно, на чертеже 1755 г., упоминаемом выше, дорога, подходящая к Каслинскому Истоку с востока, в дальнейшем разделяется на две. Одна, не меняя направления, уходит на запад по речной долине Большого Маука. Другая, огибая озеро Иртяш по южному берегу, также поворачивает на запад, но по речной долине Большого Кыштыма. Причем, если в первом случае, на чертеже обозначено только часть пути и нет названия, то кыштымский участок прочерчен конкретно и имеет название «дорога в Уфу».

Рассматривая чертеж 1755 г. нельзя не заметить, что на нем указана и третья дорога, имеющая также

западное направление. Данный факт не привлек бы к себе особого внимания, но обозначена она как «дорога из Челябинской крепости». Это обстоятельство не может не вызвать недоумения, т. к. сообразно частям света, причем, верно обозначенным на чертеже, Челябинская крепость должна находиться на юге от каслинско-кыштымских мест, а не на западе. В связи, с чем возникает весьма резонный вопрос: А верно ли обозначены две другие дороги (В Нязепетровск и на Уфу)?

Анализ заводских документов, ведомостей 40— 60 гг. XVIII в. Каслей и Кыштыма показал, что их направления обозначены, верно. Так в ведомости, составленной геодезии учеником Андреем Веселковым 12 сентября 1746 г. говорится, что описание лесов, отведенных для нужд Каслинского завода, он изначально осуществлял, продвигаясь по «Уфимской дороге». Другими словами, геодезист, составляя опись и двигаясь из Каслинского завода по Уфимской дороге в сторону Нязепетровска, тем самым, производил описание уральского отрезка дороги, проходящего по речной долине Большого Маука. Указанная речка, как известно, течет с запада на восток и впадает в Каслинско-Иртяшскую систему озер.

Правильность прохождения части пути в Уфу через кыштымские места подтверждается другим чертежом, составленным Степаном Костроминым

10 июля 1759 г.5 (Приложение 2). На чертеже четко видно, что дорога, проходящая по южному берегу Иртяша, это и есть та дорога в Уфу, проходящая на запад через долину речки Большой Кыштым, обозначенная на чертеже 1755 г. Описание ее восточного участка от Каслинского завода до озера Маян приводится в другом, не менее известном архивном деле: «О спорных землях башкир на Сибирской стороне Урала». В этом же документе дается еще два варианта названия пути-дороги из Сибири в Европейскую Россию: 1) «Проезжая Казанская дорога», 2) «Казанская Уральская дорога»6.

Подводя краткий итог вышесказанному, необходимо особо отметить, что выбор места под строительство Верхне- Нижне-Кыштымских заводов с производственной точки зрения оказался более удачным, чем для Каслинского завода. Расположение последнего было выгоднее всего с позиции перехвата торговых путей из Сибири в Россию и в Южном Зауралье. Поэтому не случайно, что в Каслях, до строительства железной дороги Екатеринбург — Челябинск, прошедшей в 1896 г. через Нижнее-Кыштымский завод, была сосредоточена крупная региональная торговля хлебом и скотом. Проводилась и конная ярмарка, проходившая, как правило, на Покров день.

В отличие от Каслинского завода, ввиду случившегося прорыва плотины и пожара 1757 г., все значимые объекты Верхне- Нижне-Кыштымских заводов были построены из кирпича и камня. В завод-

ской ведомости 1762 г., составленной 4 ноября в Кыштымской заводской конторе говорится по этому поводу буквально следующее: «... при Верхне-Кыштымском заводе ... имеется: ... плотина с лица от фабрик проведена ис конца в конец каменною стеною, а внутри оной насыпано глиною и землею... Которая плотина... толщиною 19-ти сажен (39,9 м). Посреди той плотины сверх к молотовым фабрикам лесница каменная ж, а под десницею складена палатка ... Домен каменных в одном корпусе для плавки чюгунасо всеми к действию принадлежностями 2... Молотовых фабрик с омшениками каменных для ковки железа 3 ..., Каменной амбар для содержания железа, стали и литейных... припасов 1, пред ним важня каменная ж, точию еще не покрыта, в ней веса для приему железа одни..., церковь божия, в коей будет 2 престола, складена собственными господина Демидова крестьянами ис камня и кирпича о дву апартаментах; в нижнем во имя Святого Иоанна Предтечи теплая, а в верхнем во имя Сошествия Святого Духа холодная. Над папертью складена колокольня каменная ж. Точию оная церковь и колокольня еще в совершенство не приведены. Дом господский о двух апартаментах складен собственными ж господина Демидова крестьянами из камня и кирпича, в коем имеется 18 покоев. Покрыт сверх деревянным тесом токмо внутри тех покоев еще совершенно недоделано. Около того дому двор, вокруг обнесен каменною стеною. В стенах оного двора состроены и покрыты тесом же 2 погреба с выходом, анбар, зделанный над оными погребами, деревянной, снаружи подмазан по щекотуру извескою, сарай для содержания рогатого скота каменной, сарай же, в коем ставитца будут коляски, сани и прочее, каменной же, кантора с людскими подклеты о четырех жильях и при них двои сени под одну крышу, токмо и еще недокладены,..»7.

Из вышеприведенной ведомости 1762 г. и плана Ивана Медведевского (Приложение 3) следует, что после прорыва плотины и пожара 1757 г. в восстановленную плотину Верхне-Кыштымского завода были внесены существенные конструктивные изменения. В первую очередь, вешняшный прорез заводской плотины был засыпан и заложен камнем, а вешняшный мост со временем разобран полностью. На плане Медведевского он еще значился, как «прежде бывший сливной мост, который сгорел в 1757 г.». В плотине был оставлен только один рабочий прорез, через который осуществлялся водозабор на действие кричных фабрик и воздуходувных колес двух доменных печей. Сама плотина, со стороны фабрик, т.н. нижняя часть, была укреплена каменной стеной, которая, в свою очередь, укреплялась каменной лестницей, ведущей от заводских фабрик наверх плотины.

В заводской ведомости 1762 г. не указывается характер каменной кладки, была ли она сложена из бутового камня на известковом растворе или, изна-

чально, состояла из тесанных гранитных блоков? Современное обследование плотины, проведенное в ноябре 2003 г. спелеоархеологом Челябинского областного краеведческого музея В.И. Юриным, показало, что внутренняя (нижняя) стена плотины укреплена тесанными многогранными гранитными блоками, плотно подогнанными друг к другу. Причем, между ними проложен в горизонтальном и вертикальном направлениях войлок. Размеры блоков различны:110x103x53,116x104x65,142x49x39x36, 152x130x100,182x100x65x36,200x82x70x60 и др.8

Также, после пожара 1757 г., была изменена длина и особенно ширина заводской плотины. Если, первоначально, ее планировали, и вероятнее всего построили, длиной по низу, т. н. «исподу» 34 сажен (71,4 м), по верху — 50 сажен (105 м), при высоте —

15 аршин (10,65 м), то на плане Медведевского и более позднем плане 1815 г. (Приложение 4), длина плотины была доведена до 120 м, ширина — почти до 40 метров.

Рабочий ларь на тот момент был деревянным. Его построили из специальных ларевых досок, укрепленных в стойках с помощью железных ларевых гвоздей («костылей»). Сверху, в целях предотвращения от попадания дождя и снега, ларь был закрыт толстыми досками. Вода из него поступала в два доменных колодца... по двум чугунным (т. н. фантальным) трубам, а в три молотовых колодца — по трем круглым деревянным трубам, окованным железными обручами. Диаметр труб в ведомости не указан.

В настоящее время рабочий ларь имеет иной вид. Если ранее, его деревянные стены возвышались над поверхностью производственной площадки, то сейчас, он оказался ниже ее уровня. Причем, русло ларя, если так можно сказать, состоит из открытого и подземного участков. В.И. Юрин отмечает, что: «... перед подземной частью канала [ларя] расположен механический затвор высотой 5 метров. Длина подземной части канала [ларя] достигает примерно 100 м. Первые20—25 м подземной части ... (ширина 7,5 м) облицованы (стены и свод) тесанными гранитными блоками. Свод арочный, с замковым камнем, высотой 8 м. Последующие 70 м —- ширина канала [ларя] около 3-х м, высота — до 2-х м. Стены сложены из дикого рваного (ломаного) камня на растворе. Местами, видимо там, где на поверхности стояли стены зданий, с обеих сторон [ларя] ...сложены из крупных гранитных блоков. Свод же перекрыт железобетонными плитами советского периода»9.

Возвращаясь к конструктивным особенностям восстановленной заводской плотины, необходимо отметить, что водосброс паводковых (вешних) вод стал осуществляться через другую плотину, находящуюся вне территории завода. Правда, на плане Медведевского все плотины, расположенные вне территории завода, показаны без вешняшных и ра-

бочих прорезов и без сливных мостов, т. е. «глухими». В заводской ведомости 1762 г. они характеризуются следующим образом: «... в ниских местах для содержания в пруде воды, чтоб оная теми нис-кими местами течения не имела, ... зделаны три плотины, навоженные землею и высланы деревянною еланью, по течению реки Кыштыма, с правой две: первая длиною 19-ти сажен (39,9 м), вторая длиною же 70 сажен (147 м), да третья с левой стороны длиною 27 сажен (56,7 м); толщиною все 3 плотины по 3 сажени (6,3 м). Итого, с большею каменною — 4 плотины»10. Вероятнее всего, по истечении какого-то времени, плотинным мастерам пришлось организовать сброс вешних вод через одну из вышеуказанных вспомогательных плотин Верхне-Кыштымского пруда. На плане 1815 г.” плотина, расположенная севернее территории завода (слева по ходу воды), показана со всеми необходимыми водосбросными сооружениями: прорезом, сливным мостом, управлением водосбросом. В связи с чем, надо отметить, что определение «вспомогательная», в особенности относящееся к водосбросной плотине, достаточно условно. Она тогда и сейчас играла и продолжает играть важную роль в регулировании водного баланса в заводском пруду. Только, в настоящее время тело плотины вместо деревоземляного наполнения, имеет каменное и бетонное. Управление водосбросом механизировано. Подъем ставней осуществляется через редуктор, смонтированный на металлической площадке у плотины со стороны пруда (рис. 1, 2).

Итак, вне территории Верхне-Кыштымского завода, для образования необходимой глубины заводского пруда было построено три вспомогательных плотины, которые, в первую очередь, не позволяли запруженной воде растекаться и образовывать мелководные заливы. В тоже время, две из трех названных плотин, расположенных почти симметрично к большой заводской каменной плотине, оказали непосредственное влияние на архитектурно-планировочную структуру двух жилых секторов Верхне-Кыштымского завода. Большая (каменная) заводская плотина, находясь в центре производственного комплекса, на планировку последнего влияла опосредованно. Линии жилых кварталов размечались параллельно двум симметрично расположенным т.н. «плотникам», а не главной заводской плотине. К ней то, как раз, улицы были «пробиты» под углом 20—30°.

Композиционно заводские строения с жилым сектором были связаны двумя большими предзавод-скими площадями, организованными по обеим сторонам большой каменной заводской плотины. Причем, если левая предзаводская площадь (по ходу воды в речке Б. Кыштым) продолжительное время не застраивалась, то на правой, уже в 1762 г. было построено двухэтажное здание господского дома. Этот дом, наряду с заводскими корпусами (домной, кричными фабриками) и церковью, построенной на

Ш I Е п М 1 Н I I

ж^илП I I

Рис. 1 Современное механическое устройство для подъема ставней со стороны пруда

ЯГ к \

'Шт>-

1чЙ'

Рис. 2. Современный вид водосбросной плотины со дна водоотводного канала XVIII в.

острове, стал заметной, если не главной, зритель- построен на заметно выступающем мысе (полуост-

ной доминантой центральной части Верхне-Кыш- рове) заводского пруда, причем ось дома была со-

тымского завода. Первоначальный внешний вид гос- вмещена с естественной осью мыса-полуострова,

подского дома пока нам неизвестен, но на плане Двухэтажное здание было выдвинуто западнее пло-

Медведевского хорошо видна его планировка. Он тины, но не к самому берегу, а размещено в центре

полуострова, что позволяло продолжительное время наблюдать его со всех сторон, как с воды, так и с суши. В более поздний период зрительная перспектива была перекрыта другими более высокими зданиями и густо разросшимися тополями.

После того, как со стороны жилой одноэтажной застройки был пристроен обширный двор с каменной стеной и хозяйственными каменными строениями, весь комплекс господского дома превратился в настоящую крепость-цитадель. На выше указанном плане Медведевского стена, огораживающая двор показана еще недостроенной, но из ведомости 1762 г. нам доподлинно известно, что « двор, вокруг обнесен каменною стеной»'2 Причем, заводская контора, судя по имеющимся в нашем распоряжении планам и описаниям, была встроена в ее северо-восточный угол. На плане 1815 г. заводская контора показана под № 32. На плане Медведевского (№ 23) она располагалась на том же самом месте, но как еще «вновь строящаяся каменная контора».

Аналогичному мнению придерживается и В.И. Юрин. Он полагает, что «...на месте где сейчас стоит северная дозорная башня, на планах помечена каменная заводская контора». В связи с чем, он делает вывод, что «... здание заводской конторы относится к началу 60-х гг. XVIII в., сейчас существует и представляло собой административный комплекс объектов управления заводом — контора, дозорная башня и тюрьма. Как раз от одного из подвалов этого здания и выявлена скрытая подземная коммуникация, ведущая к южной башне»13.

По поводу общего вида двух дозорных башен необходимо отметить одну особенность, которая не сразу бросается в глаза. Дело в том, что в исторических планах и чертежах XVIII в. дозорные башни не видны. Не упоминаются они и в заводских ведомостях и донесениях того времени. Тем не менее, они существовали и существуют до сих пор. Судя по характеру кирпичной кладки, большемерным кирпичам, кованым железным связям14 и шатровому стилю, башни были построены в XVIII в., причем, по всем признакам, одновременно с заводской конторой и каменными амбарами. Но, если здания конторы и амбаров указаны во всех выявленных исторических планах, то башни никак не обозначены! На данный факт, практически никто из исследователей, не обращал и не обращает никакого внимания. Тем не менее, этому явлению есть вполне разумное объяснение. Указанные башни, имеющие в плане вид восьмигранника, построены восьмигранными не с самого фундамента, а являются, по сути, надстройками над зданиями прямоугольной формы. Только эти прямоугольные здания и обозначались в исторических планах. Данное обстоятельство хорошо просматривается на современных фотографиях: «Общий современный вид заводской конторы с юга», «Общий современный вид заводской конторы с юго-востока» (рис. 3, 4).

Восьмигранник с конусообразной крышей как бы «вырастает» из приземистого здания правильной прямоугольной формы — конторы. По аналогии построена и южная дозорная башня (рис. 5).

В заводских архивных документах, до сих пор, не выявлен первоначальный облик этих башен и конкретная дата их постройки, и, по всем прогнозам, выявлены никогда не будут, В данном случае, по всем признакам, мы имеем дело с умным и вполне легальным обходом закона о строительстве крепостей при уральских заводах. По российскому законодательству XVIII в. для того, чтобы построить какие-либо крепостные сооружения при заводе, его хозяин должен был просить специального разрешения у Горного начальства. То, в свою очередь, делало запрос в вышестоящую инстанцию. Начиналась бюрократическая переписка между правительственными учреждениями, требующая не только времени, но и привлекающая внимание Военного ведомства. Это ведомство, в свою очередь, выдвигало к оборонительным сооружениям ряд требований, которые шли вразрез с интересами заводовладельцев. К тому же, как показал опыт Пугачевского восстания, они были еще и малоэффективны. Практически все заводы Южного Урала, добровольно перешедшие на сторону Пугачева, были сожжены башкирами. Имевшиеся у всех заводов деревянные оборонительные сооружения, горели также хорошо, как и крестьянские дома.

Демидовы же, воспользовавшись пожаром 1757 г., отстроили не только завод, но возвели под видом кирпичного господского дома, каменной заводской конторы и хозяйственного каменного двора настоящую крепость с двумя дозорными башнями и подземными ходами сообщения. Последние военно-инженерные сооружения, по понятным причинам, на планах и чертежах XVIII в, не обозначались.

Подтверждением о наличии подземных коммуникаций служат исследования, проведенные В.И. Юриным. Он отмечает, что «... практически под всей площадью завода, в старой ее части XVIII— XIX вв. сохранились подземные сооружения в виде ходов, по которым сегодня можно перемещаться ... во весь рост, или на корточках, или ползком. Также выявлено, что у подвального помещения, расположенного юго-западнее северной дозорной башни, сохранился скрытый ход сообщения длиной 70 м, идущий до южной дозорной башни. Данный ход пройден на корточках до 58 м, далее он засыпан рыхлым грунтом...»

В заключении В.И. Юрин делает такой вывод: «Вся выявленная подземная система ходов создана в одно время и имеет конструктивное одинаковое исполнение, в виде траншей с небольшим расширением к верху ... Стены выложены из дикого рваного (ломаного) камня, на растворе,... перекрытие — железные или чугунные плиты, размером 130x51x3 см.

Рис. 3. Общий современный вид заводской конторы с юга

Рис. 4. Общий современный вид заводской конторы с юго-востока

По длиной стороне плит имеются выступы (пазы) для плотной их подгонки друг к другу. На некоторых участках ходов данные плиты сохранились по 1—2 шт. Основная часть ходов была перекрыта железобетонными плитами, видимо, уже в советское время...»15

Подходы к укрепленному господскому дому-крепости хорошо просматривались со всех сторон в силу его полуостровного положения. Со стороны суши к дому можно было подойти только через каменную заводскую плотину или через так называемую вспомогательную плотину, расположенную на правобережье. Через нее была проложена и дорога, ведущая к заводской конторе и в сам завод. Наблюдение за дорогой можно было вести из строений, расположенных в северо-восточном (контора с башней— рис. 3,4) и юго-западном (амбар с башней — рис. 5) углах каменной крепостной стены. В завод-

скую церковь, построенную на острове (рис. 6), какое-то время, можно было попасть, только пройдя в непосредственной близости от массивных стен господского двора и дома. Проход на остров осуществлялся по мосту, построенному первоначально на самой оконечности мыса-полуострова, так как это было наикратчайшее расстояние от суши до острова. На этот факт следует обратить особое внимание, так как в дальнейшем, не взирая на свое оптимальное расположение, мост был перенесен в другое, менее выгодное место.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что Верхне-Кыштымский завод (без учета жилого сектора) уже в конце 1762 — первой половине 1763 гг. был укреплен по всем правилам военноинженерного искусства XVIII в. Если учитывать, что все производственные здания были возведе-

Рис. 5. Южная дозорная башня, надстроенная над каменным прямоугольным амбаром

(современный вид)

Рис. 6. Демидовская церковь XVIII в., построенная на острове. Принцип возведения центрального купола тот же самый, что и сторожевых башен, т. е. «восьмерик на четверике»

ны также из кирпича и камня, то это превращало центральную часть Верхнего Кыштыма с заводом, господским домом, заводской конторой и церковью в звено оборонительных сооружений, способное выдержать даже длительную осаду превосходящих сил противника. Причем, все вышеуказанные здания и сооружения были построены по единому, хорошо продуманному градостроительному замыслу.

Наличие внешней угрозы, исходившей тогда от воинственно настроенного башкирского населения, являлось реальным фактором. Все предпринятые усилия со стороны Демидовых по укреплению сво-

его завода были продиктованы, в первую очередь, именно этим обстоятельством.

В период Пугачевских событий, заблаговременно возведенные оборонительные сооружения, во многом способствовали сохранению всего Верхне-Кыштымского завода от полного уничтожения. Башкирские военные отряды так и не смогли прорваться на его территорию и сжечь его.

Также из анализа планов, описаний и заводских документов четко просматривается продуманность общей планировки селитебной части Верхне-Кыштымского завода. Жилые дома, «собранные» по обеим сторонам речки Большой Кыштым, двумя услов-

но названными «плотниками», в два компактных жилых сектора, в тоже время, были объединены в одно единое целое большой каменной заводской плотиной. Из семи имевшихся улиц только две были расположены перпендикулярно правобережной плотине и параллельно руслу Большого Кыштыма. Остальные пять были размечены вдоль берега заводского пруда и почти параллельно двум т. н. «плотникам» и под заметным углом (30°) к главной заводской плотине. Сообщение между жилыми секторами осуществлялось, первоначально, по всем четырем плотинам, включая заводскую. Со временем, проезжие мосты, построенные ниже по течению Большого Кыштыма и ниже других плотин, взяли на себя основную транспортную нагрузку. План 1815 г. наглядно демонстрирует, как плотины, образующие Верхне-Кыштымский пруд, с имеющимися водоотводными сооружениями, делят жилой сектор уже на три сегмента, соединенные между собой значительным количеством мостов. С расширением жилого сектора постепенно произошла застройка малых и больших островов заводского пруда. Данное обстоятельство наиболее четко проявилось в конце XVIII — начале XIX вв. Центральная часть Верхне-Кыштымского завода все больше и больше приобретала островной характер поселения, возведенного по всем правилам градостроительной науки.

Из выявленных архивных документов, по указанной теме, пока невозможно установить автора

этого архитектурного проекта. Несомненно, тот, кто его разрабатывал и осуществлял, обладал знаниями архитектора и квалифицированного строителя. В сущности, это был профессиональный архитектор, причем, понимающий сакральный смысл, возводимого им архитектурного ансамбля Верхне-Кыштымского завода.

Подводя общий итог вышесказанному, необходимо особо подчеркнуть, что пренебрежительное отношение в нашем обществе к архитектуре уральских заводов XVIII—XIX вв. стало возможным, помимо прочего, из-за беспрерывных, но вяло ткущих, советских реконструкций уральских заводов. В ходе т. н. советских преобразований, когда руководящим партийным работникам был нужен только сиюминутный результат, уральские города-заводы лишились, в большинстве случаев, выдающихся образцов культовой, промышленной и гражданской архитектуры, Оставшиеся заводские здания и сооружения, претерпев бездумную реконструкцию, надолго, если не навсегда, лишились своего былого величия. В настоящее время надо быть специалис-том-архитектором или очень наблюдательным человеком, чтобы разглядеть в старых и обветшавших бесформенных заводских зданиях-коробках с плоскими заливными крышами, следы былых архитектурных стилей (уральского барокко, классицизма).

Не менее болезненный удар городам-заводам Урала нанесла в 90-х XX в. т. н. приватизация, более похожая на банальное воровство.

Приложение 1

Чертеж, составленный Афанасием Кичигиным в мае 1755 г.

Пояснение к чертежу (1755 г.)

Сочинил Берг-гешворен Афонасий Кичигин 1755 года в мае месяце «Учиненный по определению канцелярии главного заводов Правления, вновь обысканному со стороны статского советника Никиты Демидова, под строение завода на речке Кыштыме месту: и впадающем в ту речку Кыштым речкам же, озерам и истокам, и вокруг того места во все стороны по речке Кыштыму и по впадающим в нее речкам Малому Кыштыму, Егозе и Сугомаку, прилежащим лесам, и железных руд приискам; оное назначенное место состоит в покупных ево господина Демидова к Каслинскому заводу от башкирцев землям в Мякотин-ской и Шуранской волостях, расстоянием от Каслинского завода в сторону к Челябинской крепости и от озера Нанаг повороту влево в 30, а от устья речки Кыштыма в 22 верстах. Между горами, где быть плотине по исподу расстоянием 34, а по верху ежели плотина поднята будет от земли на 15 аршин, то длиною оная будет 50 сажен. И разлив того пруда имеет быть весьма пристойной, и тою водою действительно две домны с пристойным числом моло-

тов содержать будет можно и со излишеством. По построению того завода и действительному содержанию по близости того места вокруг, и вдали по выше писанным речкам прилегло красных, то есть сосновых лесов довольно: между которыми нахо-дитца отчасти и березник на уголь и дрова годный. Также и на рудниках при ниже писанных литерах, в раскопанных копях по бокам и вглубь железных руд состоит довольно. И ежели оной построица то рудами и лесами без оскудения в том Каслинскому заводу имеет быть удовольствован.

Назначенное место под завод состоит всем чертеже при литере «А». Железных руд прииски первой на падуне Сугомакском расстоянием в 13 верстах при литере «В».

Второй вниз по Малому Кыштыму на правой стороне в 14 верстах при литере «С». Третий по той же речке в 15 верстах при литере «Д». Червертый вниз по речке Сугомаку на правой стороне в 13 верстах при литере «Е».

Отводной к Каслинскому заводу от назначенного места невдалеком разстоянии между озерами Иртешем и Наногою при литере «Р».

Приложение 2

Чертеж, составленный Гкмшмом Кгкч роминым 10 июля 1759 г.

Приложение 3

План Верхие-Кыштымского завода, составленный Иваном Медведевским

Пояснение к плану Верхне-Кыштымского завода (Ивана Медведевского) (1762 г.)

Кыштымскому господина дворянина Никиты Никитича Демидова заводу, что ... во оном фабричного строения и протчему селению о том значат ниже сего литеры:

1) церковь вновь строящаяся одва партамента каменная, в нижнем сошествия Святого Духа;в верхнем Святого Предтечи и крестителя Иоанна;

2) плотина, набивная глиной в деревянные свинки;

3) откос каменый;

4) прежде бывший сливной мост, который зго-рел в 1755 г.;.

5) проход воды от запору заперт и засыпан землею;

6) проведенные трубы в колодцы;

7) колодцы;

8) доменные печи;

9) ларь;

10) каменный доменный двор;

11) каменные молотовые фабрики с четырью горнами и четырью молотами каждая;

12) прежде бывшая молотовая фабрика в которой ныне содержится приемной мастерами чугун;

13) кузница о четыре горна;

14) фабричные кожуха каменные;

15) сторожка;

16) лесной сарай;

17) кирпишной сарай;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18) амбар для содержания провианта;

19) амбар же в котором содержится полосовое железо;

20) дом господина Демидова;

21) ево господина Демидова вновь строящийся каменный дом;

22) заводская контора;

23) вновь строящаяся каменная контора;

24) вновь строящиеся каменные амбары;

25) сушило, оно же меховая;

26) домы разных заводских служителей и крестьян;

27) огородные места;

28) плотинки, коими заняты низменные логова-тые места.

Сочинил Иван Медведевский-ундер-шихтмейстер Масштаб длинного 100 сажен, их же каждая по три аршина.

М: 1 см — 17 м

План Верхне-Кыштымского завода 1815 г.

Приложение 4

- •

с/ il

7 т :

у

I

/• //

г-ж

$

...

і , V- % ". <■: V

V 4\v-.

OTS

-.1 if::.. tir:

fr Ц і

У; í?.

’ \.. • ■ J - Л"-'''

План Верхне-Кыштымского завода (1815 г.)

(пояснение)

1. Церковь каменная о двух партаментах в первом Святого Иоанна Крестителя Предтечи, во втором сошествия Святого Духа.

2. Плотина с лица каменная.

3. На плотину каменная лестница.

4. Молотовые фабрики каменные, покрыты листовым железом.

5. В нутрии оных кричные горна.

6. Каменные омшеники.

7. Ларь с колодцами.

8. Доменный двор каменной покрыт листовым железом.

9. Доменной корпус покрыт черепицами,

10. Во оном корпусе палатки.

11. Доменные омшенники.

12. Доменные колодцы.

13. Доменная сторожка.

14. Кузница каменная, покрыта листовым железом.

15. Кузница деревянная.

16. В них горна.

17. Печи для дела уклада.

18. Амбары каменные покрыты листовым железом в которых содержится чугун.

19. Амбар для содержания дехтя каменной покрыт листовым железом.

20. Железообжигательная печь.

21. Обывательские кузницы.

22. Сарай в котором содержатся деревянные припасы.

23. Угольной сарай.

24. Сарай извесной ... каменной.

25. Меховая каменная, покрыта листовым железом.

26. Машинная и над ней слесарня.

27. Салотопня для свечь и над ней столярня, во дном корпусе покрыты листовым железом.

28. Плотины со сливными мостами.

29. Господские амбары для содержания хлеба.

30. Дом господский, обнесен каменной оградой.

31. Господские покои со службами.

32. Заводская контора.

33. Госпиталь для больных.

34. Завозня.

35. Конюшни.

36. Амбар для содержания полосового железа, и все вышеписанное покрыто листовым железом.

37. Сад.

38. Проезжие мосты.

М: 1:25,0 м

Нижнее-Кыштымский завод 16

При Нижнее-Кыштымском молотовом заводе, состоящем от Верхнего Кыштымского завода на той же реке Кыштыме в 3-х верстах. Плотина навоженная землею, снаружи выслана деревянной еланью,

длинною 130-ти (273 м), толщиною по верху 4-х сажен (8,4 м).

Во оной плотине для действия фабрик прорез выкладен каменной, ис которого вода пущена в деревянные запоры проведенными по каменному фундаменту круглыми деревянными ж окованными железом трубами в 2 колодезя, ис коих на действуе-мые колеса вода течения имеет по деревянным же-лобьям, для роспилования лесу на одно пильное, да на дело железа на 2 молотовых и на 2 ж меховых; итого 5 колес ... А меховыми колесами действие происходит по 2 пары мехов.

Подле оную плотину излишняя вода, вместо веш-няшного спуска ис пруда, течение имеет ниским местом к зделанной пониже оного завода другой плотине для пропущения каналом в имеющеюся Каслинского завода пруд, ибо во оном пруде весьма недостаточно воды состояло; точно тое плотину в прошлом 760-м году пронесло водою ... и течение имеет, а каком нисколько ныне не идет. Оная плотина длиною 75 сажен (157,5 м), а толщиною по верху в 4 аршина (2,88 м).

При означенном Нижнее-Кыштымском заводе для ковки железа молотовая фабрика каменная, покрыта тесом — одна; в ней зделано в число действительных молотов к двум домням, по два позволительных о построении Кыштымского завода указов, молота — два, на каждой молот по 2 горна; итого — 4;

С мехами, наковальнями и протчими инструментами и со всеми к действию принадлежностями.

Точно оные молота з горнами, за неимением угля в действие не находятца; которого угля, за противность приписных к тем заводам крестьян и небытием их в заводских работах, приготовить некем. Ле-сопилочная фабрика 1, во оной действуемых з железными пилами 2 рамы; по тою пильною назначена мучная мельница о двух поставах, по которою фундамент и ходы вдвое выкладены камнем, коя строением и крайним недостатком работных людей оставлена. Под тою же пильной для содержания чугуна, железа, прочих припасов имеется амбар, забранной деревянным пластинником — 1 (один); при молотовой фабрике сторожка бревенчатая. Для поделок и починки молотовой снасти кузница деревянная — 1(одна); обложенная на сваях и брусьях дощатая фабрика для дела листового и крышечного железа, в силе позволительных из... Берг-Коллегии и канцелярии Главного заводов правления указов; которая за неимением работных людей оставлена и ныне не строитца, ибо по воле Божеской переведенных на те заводы крепостных крестьян господина дворянина Демидова крестьян в 1758 и в 1759 году померло более 600 душ».

Примечания

1 Материалы по истории Башкирской ССР Т. IV Ч. 2. С, 247, 249; РГАДА Ф 271 ОП. 3. Д. 194 (план)

2 РГАДА Ф 271. ОП. 3 Д. 194 (план)

3 Рожков. О гидравлическом горнозаводском хозяйстве, с описанием устройств в нем употребляемом. // Горный журнал. 1865. — №> i—5 — С. 10.

4 Челобитная царям Иоанну и Петру Алексеевичам... (с приложениями и пояснениями Й. Чупина) 7/ Сборник-статей, касающихся Пермской губернии, 1842—1881 гг. — Пермь, 1882. Вып. I. — С. 162.

5 РГАДА. Ф. 271. Оп. 3. Д. 871 (план)

6 Дело о спорных землях башкир на сибирской стороне Урала // Материалы по истории БАССР. Т. IV. Ч. 2. — М., 1956, — С. 85—86.

7 Там же. С; 308.

8 Юрин, В.И. Тайны кыштымских подземелий / В.И. Юрин // Вестник Челябинского областного общества краеведов,— Челябинск, 2004. — С. 38.

9 Там же. С. 39.

111 Материалы по истории БАССР Т. IV. Ч. 2, —С. 303.

11 ГАСО Ф. 39. ОП, 7. Д. 946. (а) (план).

. 12 Материалы по истории БАССР Т. IV. Ч. 2. — С, 308.

13 Юрин В.Й. Указ; соч. С. 41.

14 При обследовании В.И. Юриным северной дозорной башни, было обнаружено, что две расположенные крест на крест, кованные железные связи имеют по одному клейму размером 3,5x3,8x2,0 см. и одинаковую надпись в четыре строки. Первые две строчки составляют слово «Сиб-ирь»...

15 Юрин В.И. Указ. соч. С. 39—41.

16 Материалы по истории БАССР, Т. IV. 4.2. — С. 308—

309,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.