Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ИНТЕРПРЕТАЦИИ РОМАНСОВ Н. В. САНИНОЙ "ДАР НАПРАСНЫЙ, ДАР СЛУЧАЙНЫЙ", "И ЕСЛИ НОЧЬЮ ТОПОЛЯ..."'

К ВОПРОСУ ИНТЕРПРЕТАЦИИ РОМАНСОВ Н. В. САНИНОЙ "ДАР НАПРАСНЫЙ, ДАР СЛУЧАЙНЫЙ", "И ЕСЛИ НОЧЬЮ ТОПОЛЯ..." Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
33
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОМАНСЫ / Н. В. САНИНА / А. С. ПУШКИН / М. ЭМИНЕСКУ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Чернавская Ольга Ильинична

В статье представлен анализ двух романсов нижегородского композитора Н. В. Саниной. Раскрываются вопросы образного строя, выразительных средств, характерных для индивидуального стиля композитора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE PROBLEM OF INTERPRETATION OF N. V. SANINA'S ROMANCES "DAR NAPRASNYI, DAR SLUCHAINYI" ("FRUITLESS GIFT, UNEXPECTED GIFT"), "ESLI NOCHIYU TOPOLYA..." ("IF POPPLES AT NIGHT...")

The article analyses two romances by a Nizhny Novgorod composer N. V. Sanina and tackles the questions of figurative structure and means of expression, characteristic of the composer's individual style.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ИНТЕРПРЕТАЦИИ РОМАНСОВ Н. В. САНИНОЙ "ДАР НАПРАСНЫЙ, ДАР СЛУЧАЙНЫЙ", "И ЕСЛИ НОЧЬЮ ТОПОЛЯ..."»

миравое музыкальное пространство:

набпюпения и открытия

К вопросу интерпретации романсов Н. В. Саниной «Дар напрасный, дар случайный», «И если ночью тополя...»

W

Чернавская Ольга Ильинична

доцент кафедры сольного пения Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки E-mail: nngk@mail.ru

В статье представлен анализ двух романсов нижегородского композитора Н. В. Саниной.

36 Раскрываются вопросы образного строя, выразительных средств, характерных для индивидуального стиля композитора. Ключевые слова: романсы, Н. В. Санина, А. С. Пушкин, М. Эминеску

Вокальное творчество нижегородских композиторов не часто становится объектом внимания в современных музыковедческих работах. В рамках настоящей статьи автору хотелось бы отчасти восполнить этот пробел.

На кафедре сольного пения Нижегородской консерватории накоплен большой опыт методических разработок, который и был положен в основу данной статьи (Ю. А. Барсов [2], Е. Г. Крестинский [5], А. М. Седов [6], Л. Б. Дудоладова [4],

М. Г. Амелина [1], Л. Е. Брички-на [3] и др.).

В статье речь пойдет о двух романсах известного нижегородского композитора Н. В. Саниной: «Дар напрасный, дар случайный», «И если ночью тополя».

У композитора особое отношение к А. С. Пушкину, и романс «Дар напрасный, дар случайный» стал своего рода данью уважения и преклонения перед поэтом. Первое исполнение романса состоялось на юбилейном концерте Н. В. Саниной в Нижегородской консерватории в 2012 году.

Для понимания и исполнения этого произведения важно знать, что стихи были написаны в трудный период жизни молодого поэта. Это доказывает интересный исторический документ — письмо митрополита Филарета Московского (В. М. Дроздова) А. С. Пушкину, написанное по поводу его стихотворения «Дар напрасный, дар случайный»:

Не напрасно, не случайно Жизнь от Бога нам дана, Не без воли Бога тайной И на казнь осуждена.

Сам я своенравной властью Зло из темных бездн воззвал, Сам наполнил душу страстью, Ум сомненьем взволновал.

Вспомнись мне, забвенный мною! Просияй сквозь сумрак дум,

И созиждется Тобою Сердце чисто, светел ум.

А. С. Пушкин ответил на письмо следующими строками:

В часы забав иль праздной скуки, Бывало, лире я моей Вверял изнеженные звуки Безумства, лени и страстей.

Но и тогда струны лукавой Невольно звон я прерывал, Когда твой голос величавый Меня внезапно поражал.

Я лил потоки слез нежданных, И ранам совести моей Твоих речей благоуханных Отраден чистый был елей.

И ныне с высоты духовной Мне руку простираешь ты, И силой кроткой и любовной Смиряешь буйные мечты.

Твоим огнем душа палима Отвергла мрак земных сует, И внемлет арфе серафима В священном ужасе поэт.

Романс «Дар напрасный, дар случайный» — это философское размышление поэта и композитора о бренности земной жизни.

Вступление романса — размышление о предстоящем повествовании.

чернавская о. и. к вопросу интерпретации романсов н. в. саниной «дар напрасный, дар случайный», «и если ночью тополя...»

Пример 1

Строгие аккорды в левой бы оттенить «колокольный Темп Moderato оживляется,

руке немногозвучные, но ем- звон» — quasi campane (наподо- переходя в Moderato assai, а сти-

кие по своей наполненности. бие колокола) — такова ремарка хотворный текст отражает раз-

Печальная мелодия в пятом композитора. мышления о жизни и предназна-

такте прерывается паузой, что- чении художника:

Пример 2. Moderato assai

На словах «Кто меня враж- ется взволнованный характер жая состояние поэта на сло-

дебной властью из ничтожества музыки. Разложенные аккор- вах: «душу мне наполнил стра-

воззвал...» Piu mosso усилива- ды устремляются вверх, отра- стью».

37

Пример 3

Их эмоциональный тон, выражающий внутреннее смятение и опустошенность, усиливается появлением восходящего хода к кульминационной вершине. Верхний звук соль, достаточно тесси-турный для баритона по высоте и наполненности, не должен переходить в крик — это требует от певца хорошего владения техникой,

дыхательной опоры и значительного эмоционального напряжения.

Вокальная кульминация переходит в кульминацию фортепианную, завершается стремительным взлетом шестнадцатых на зШщвМо и приводит к мар-катированному унисону октав, постоянно ниспадающих и останавливающихся на звуке ре, на

который накладывается вокализ певца, щемящий и безысходный. Поэт предвидит свою судьбу, а композитор еще больше музыкальными средствами усиливает чувства. Очень искренне, правдиво и печально звучит одинокий голос героя без слов, это создает ощущение, что поет сама страдающая душа:

Пример 4. Sotto voce

мировое музыкальное пространство: наблюдения и открытия

Возвращение к первона- монолитность форме роман- чат слова на фоне траурного чальному темпу Moderato са. И как итог размышлений о марша: assai придает определенную прошедшем и настоящем зву-

Ш

38

Пример 5

Их повтор наводит на мысль о пустоте обыденной монотонной жизни. Кульминация эмоционального напряжения приходится на слова «и томит меня тоскою однозвучный жизни шум...». Но композитор оканчивает романс соль-мажорным аккордом — не все потеряно и безнадежно. Он оставляет маленький лучик света и надежды.

Романс написан для баритона, но всегда остается возможность его транспонирования в нужную для певца тональность. Тем самым расширяется круг исполнителей этого произведения.

Второй романс «И если ночью тополя» на слова М. Эминеску в переводе Э. Александровой был написан композитором двумя годами ранее рассмотренного выше. Но впоследствии раннее сочине-

ние было переработано, так появилась на свет его вторая редакция.

Элегичное вступление неторопливо вводит в настроение романса. И невольно проникаешься этим нежным состоянием. На фоне медленного вальсового сопровождения возникает лирическая мелодия. Настроение героя навевает воспоминания о прошедших днях, проведенных с его возлюбленной:

Пример 6

Образы, передаваемые фор- месяца, то с легким движением тельном взлете пассажей — для тепианной партией, невольно водной глади. Образ возлюблен- поэта ее облик не потускнел с го-ассоциируются то с блеском ной находит отражение в блиста- дами:

чернавская о. и. к вопросу интерпретации романсов н. в. саниной «дар напрасный, дар случайный» и «если ночью тополя...»

Пример 7

Воздушным, светлым и легким представлен ее музыкальный образ в фортепианной партии. На какое-то мгновение музыка замирает на фермате до и уже вниз струится пассаж гиЬШо, завораживая своей

нежностью и теплотой. Каскад трепетно-ниспадающих шестнадцатых и тридцать вторых завершает фортепианную партию трелью, которая, замирая, плавно переходит в репризу романса. Радостное, свет-

лое, солнечное настроение на фоне вальсирующего ритма в темпе con moto все более волнует сердце героя и приводит к яркой кульминации, наполненной силой любви, радости жизни:

39

Пример 8

«Сердце бьется!» — эти щих и трепещущих, как серд- subito piano... Вполголоса sotto слова дополняет каскад аккор- це влюбленного человека. И voce герой едва слышно повто-дов фортепиано, ниспадаю- вдруг неожиданно наступает ряет:

Пример 9

На фоне звучания голоса возникает легкий «стук сердца», который имитируют аккорды фортепианной партии

наpiano. И снова неожиданно... subito forte. Апофеоз заключительного фа-мажорного аккорда с огромной высоты падает

вниз, в тремоло, и завершает романс, утверждая торжество света, радости, жизни и любви.

мировое музыкальное пространство: наблюдения и открытия

Пример 10

Р

Ш

И

У ь I Г сит стг г

7 р 7

7 9:| | |

40

Герой был счастлив, его воспоминания оставляют в душе теплоту и нежность, согревающие исполнителей и слушателей.

В заключение хотелось бы добавить, что перечисленные здесь художественные достоинства романсов Н. В. Саниной «И если ночью тополя...» и «Дар напрасный, дар случайный», по мнению автора этих строк, позволяют обратить на себя внимание исполнителей и педагогов. Хочется надеяться, что они займут достойное место в концертном и педагогическом репертуаре вокалистов.

Литература 1. Амелина М. Г. С. Прокофьев «Пять стихотворе-

ний А. Ахматовой» (заметки к исполнению) // Подготовка профессионального певца. Н. Новгород, 1997. С. 50-63.

2. Барсов Ю. А. Заметки к интерпретации вокального цикла Р. Шумана «Любовь поэта» // Подготовка профессионального певца. Н. Новгород, 1997. С. 39-50.

3. Бричкина Л. Е. «Гадкий утенок» С. Прокофьева: заметки к вокальной интерпретации // Музыкальное образование и наука. 2018. № 1 (8). С. 19-22.

4. Дудоладова Л. Б. Мастер-классы — реальная возможность для совершен-

ствования молодого певца // Музыкальное образование и наука. 2015. № 2 (3). С. 36-39.

5. Крестинский Е. Г. Педагог и концертмейстер в классе сольного пения // Подготовка профессионального певца. Вып. 2. Н. Новгород: Изд-во Нижегородской консерватории, 1998. С. 43-57.

6. Седов А. М. О воспитании оперного артиста // Подготовка профессионального певца. Вып. II. Н. Новгород: Изд-во Нижегородской консерватории, 1998. С. 27-33.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.