миравое музыкальное пространство:
набпюпения и открытия
К вопросу интерпретации романсов Н. В. Саниной «Дар напрасный, дар случайный», «И если ночью тополя...»
W
Чернавская Ольга Ильинична
доцент кафедры сольного пения Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки E-mail: nngk@mail.ru
В статье представлен анализ двух романсов нижегородского композитора Н. В. Саниной.
36 Раскрываются вопросы образного строя, выразительных средств, характерных для индивидуального стиля композитора. Ключевые слова: романсы, Н. В. Санина, А. С. Пушкин, М. Эминеску
Вокальное творчество нижегородских композиторов не часто становится объектом внимания в современных музыковедческих работах. В рамках настоящей статьи автору хотелось бы отчасти восполнить этот пробел.
На кафедре сольного пения Нижегородской консерватории накоплен большой опыт методических разработок, который и был положен в основу данной статьи (Ю. А. Барсов [2], Е. Г. Крестинский [5], А. М. Седов [6], Л. Б. Дудоладова [4],
М. Г. Амелина [1], Л. Е. Брички-на [3] и др.).
В статье речь пойдет о двух романсах известного нижегородского композитора Н. В. Саниной: «Дар напрасный, дар случайный», «И если ночью тополя».
У композитора особое отношение к А. С. Пушкину, и романс «Дар напрасный, дар случайный» стал своего рода данью уважения и преклонения перед поэтом. Первое исполнение романса состоялось на юбилейном концерте Н. В. Саниной в Нижегородской консерватории в 2012 году.
Для понимания и исполнения этого произведения важно знать, что стихи были написаны в трудный период жизни молодого поэта. Это доказывает интересный исторический документ — письмо митрополита Филарета Московского (В. М. Дроздова) А. С. Пушкину, написанное по поводу его стихотворения «Дар напрасный, дар случайный»:
Не напрасно, не случайно Жизнь от Бога нам дана, Не без воли Бога тайной И на казнь осуждена.
Сам я своенравной властью Зло из темных бездн воззвал, Сам наполнил душу страстью, Ум сомненьем взволновал.
Вспомнись мне, забвенный мною! Просияй сквозь сумрак дум,
И созиждется Тобою Сердце чисто, светел ум.
А. С. Пушкин ответил на письмо следующими строками:
В часы забав иль праздной скуки, Бывало, лире я моей Вверял изнеженные звуки Безумства, лени и страстей.
Но и тогда струны лукавой Невольно звон я прерывал, Когда твой голос величавый Меня внезапно поражал.
Я лил потоки слез нежданных, И ранам совести моей Твоих речей благоуханных Отраден чистый был елей.
И ныне с высоты духовной Мне руку простираешь ты, И силой кроткой и любовной Смиряешь буйные мечты.
Твоим огнем душа палима Отвергла мрак земных сует, И внемлет арфе серафима В священном ужасе поэт.
Романс «Дар напрасный, дар случайный» — это философское размышление поэта и композитора о бренности земной жизни.
Вступление романса — размышление о предстоящем повествовании.
чернавская о. и. к вопросу интерпретации романсов н. в. саниной «дар напрасный, дар случайный», «и если ночью тополя...»
Пример 1
Строгие аккорды в левой бы оттенить «колокольный Темп Moderato оживляется,
руке немногозвучные, но ем- звон» — quasi campane (наподо- переходя в Moderato assai, а сти-
кие по своей наполненности. бие колокола) — такова ремарка хотворный текст отражает раз-
Печальная мелодия в пятом композитора. мышления о жизни и предназна-
такте прерывается паузой, что- чении художника:
Пример 2. Moderato assai
На словах «Кто меня враж- ется взволнованный характер жая состояние поэта на сло-
дебной властью из ничтожества музыки. Разложенные аккор- вах: «душу мне наполнил стра-
воззвал...» Piu mosso усилива- ды устремляются вверх, отра- стью».
37
Пример 3
Их эмоциональный тон, выражающий внутреннее смятение и опустошенность, усиливается появлением восходящего хода к кульминационной вершине. Верхний звук соль, достаточно тесси-турный для баритона по высоте и наполненности, не должен переходить в крик — это требует от певца хорошего владения техникой,
дыхательной опоры и значительного эмоционального напряжения.
Вокальная кульминация переходит в кульминацию фортепианную, завершается стремительным взлетом шестнадцатых на зШщвМо и приводит к мар-катированному унисону октав, постоянно ниспадающих и останавливающихся на звуке ре, на
который накладывается вокализ певца, щемящий и безысходный. Поэт предвидит свою судьбу, а композитор еще больше музыкальными средствами усиливает чувства. Очень искренне, правдиво и печально звучит одинокий голос героя без слов, это создает ощущение, что поет сама страдающая душа:
Пример 4. Sotto voce
мировое музыкальное пространство: наблюдения и открытия
Возвращение к первона- монолитность форме роман- чат слова на фоне траурного чальному темпу Moderato са. И как итог размышлений о марша: assai придает определенную прошедшем и настоящем зву-
Ш
38
Пример 5
Их повтор наводит на мысль о пустоте обыденной монотонной жизни. Кульминация эмоционального напряжения приходится на слова «и томит меня тоскою однозвучный жизни шум...». Но композитор оканчивает романс соль-мажорным аккордом — не все потеряно и безнадежно. Он оставляет маленький лучик света и надежды.
Романс написан для баритона, но всегда остается возможность его транспонирования в нужную для певца тональность. Тем самым расширяется круг исполнителей этого произведения.
Второй романс «И если ночью тополя» на слова М. Эминеску в переводе Э. Александровой был написан композитором двумя годами ранее рассмотренного выше. Но впоследствии раннее сочине-
ние было переработано, так появилась на свет его вторая редакция.
Элегичное вступление неторопливо вводит в настроение романса. И невольно проникаешься этим нежным состоянием. На фоне медленного вальсового сопровождения возникает лирическая мелодия. Настроение героя навевает воспоминания о прошедших днях, проведенных с его возлюбленной:
Пример 6
Образы, передаваемые фор- месяца, то с легким движением тельном взлете пассажей — для тепианной партией, невольно водной глади. Образ возлюблен- поэта ее облик не потускнел с го-ассоциируются то с блеском ной находит отражение в блиста- дами:
чернавская о. и. к вопросу интерпретации романсов н. в. саниной «дар напрасный, дар случайный» и «если ночью тополя...»
Пример 7
Воздушным, светлым и легким представлен ее музыкальный образ в фортепианной партии. На какое-то мгновение музыка замирает на фермате до и уже вниз струится пассаж гиЬШо, завораживая своей
нежностью и теплотой. Каскад трепетно-ниспадающих шестнадцатых и тридцать вторых завершает фортепианную партию трелью, которая, замирая, плавно переходит в репризу романса. Радостное, свет-
лое, солнечное настроение на фоне вальсирующего ритма в темпе con moto все более волнует сердце героя и приводит к яркой кульминации, наполненной силой любви, радости жизни:
39
Пример 8
«Сердце бьется!» — эти щих и трепещущих, как серд- subito piano... Вполголоса sotto слова дополняет каскад аккор- це влюбленного человека. И voce герой едва слышно повто-дов фортепиано, ниспадаю- вдруг неожиданно наступает ряет:
Пример 9
На фоне звучания голоса возникает легкий «стук сердца», который имитируют аккорды фортепианной партии
наpiano. И снова неожиданно... subito forte. Апофеоз заключительного фа-мажорного аккорда с огромной высоты падает
вниз, в тремоло, и завершает романс, утверждая торжество света, радости, жизни и любви.
мировое музыкальное пространство: наблюдения и открытия
Пример 10
8У
Р
Ш
И
У ь I Г сит стг г
7 р 7
7 9:| | |
40
Герой был счастлив, его воспоминания оставляют в душе теплоту и нежность, согревающие исполнителей и слушателей.
В заключение хотелось бы добавить, что перечисленные здесь художественные достоинства романсов Н. В. Саниной «И если ночью тополя...» и «Дар напрасный, дар случайный», по мнению автора этих строк, позволяют обратить на себя внимание исполнителей и педагогов. Хочется надеяться, что они займут достойное место в концертном и педагогическом репертуаре вокалистов.
Литература 1. Амелина М. Г. С. Прокофьев «Пять стихотворе-
ний А. Ахматовой» (заметки к исполнению) // Подготовка профессионального певца. Н. Новгород, 1997. С. 50-63.
2. Барсов Ю. А. Заметки к интерпретации вокального цикла Р. Шумана «Любовь поэта» // Подготовка профессионального певца. Н. Новгород, 1997. С. 39-50.
3. Бричкина Л. Е. «Гадкий утенок» С. Прокофьева: заметки к вокальной интерпретации // Музыкальное образование и наука. 2018. № 1 (8). С. 19-22.
4. Дудоладова Л. Б. Мастер-классы — реальная возможность для совершен-
ствования молодого певца // Музыкальное образование и наука. 2015. № 2 (3). С. 36-39.
5. Крестинский Е. Г. Педагог и концертмейстер в классе сольного пения // Подготовка профессионального певца. Вып. 2. Н. Новгород: Изд-во Нижегородской консерватории, 1998. С. 43-57.
6. Седов А. М. О воспитании оперного артиста // Подготовка профессионального певца. Вып. II. Н. Новгород: Изд-во Нижегородской консерватории, 1998. С. 27-33.