Научная статья на тему 'К вопросу инновационного развития региона'

К вопросу инновационного развития региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
71
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / INNOVATIVE ACTIVITY / АКТИВИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / INNOVATIVE ACTIVITY INTENSIFICATION / ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / INNOVATIVE INFRASTRUCTURE / INNOVATIVE ACTIVATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Борисова Л. А., Османова Н. С.

В статье рассмотрены основные направления, особенности и проблемы развития инновационной деятельности в регионе. Обоснована необходимость формирования, определены цели и структура региональной инновационной инфраструктуры

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO PROBLEM OF THE REGION INNOVATIVE DEVELOPMENT

The main directions, peculiarities and problems of the region innovative activity development have been considered in the paper. The formation necessity has been stipulated as well as the goals and structure of regional innovative infrastructure have been determined.

Текст научной работы на тему «К вопросу инновационного развития региона»

ИННОВАЦИИ И ИНВЕСТИЦИИ

УДК 332.146 БКК 65.9

Борисова Л.А. - к.э.н., доцент, с.н.с. НИИ УЭПС Дагестанского государственного университета народного хозяйства

Османова Н. С. - ст. преподаватель кафедры экономики и управления МФ МАДИ

Borisova L.A. - candidate of economic science, senior research worker, Research Institute of Management, Economics and Sociology Dagestan State Institute of National Economy

Osmanova N.S. - lecturer, department of economy and management, Moscow Automobile Institute, Makhachkala Branch

К ВОПРОСУ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

TO PROBLEM OF THE REGION INNOVATIVE DEVELOPMENT

В статье рассмотрены основные направления, особенности и проблемы развития инновационной деятельности в регионе. Обоснована необходимость формирования, определены цели и структура региональной инновационной инфраструктуры

Ключевые слова: инновационная деятельность, инновационная активность, активизация инновационной деятельности, инновационная инфраструктура.

The main directions, peculiarities and problems of the region innovative activity development have been considered in the paper. The formation necessity has been stipulated as well as the goals and structure of regional innovative infrastructure have been determined.

Keywords: innovative activity, innovative activation, innovative activity intensification, innovative infrastructure.

Повышение конкурентоспособности национальной экономики связано с активизацией инновационных процессов в регионах, с формированием и развитием инновационной экономики. [1]

Для активизации инновационной деятельности необходимо наличие механизма управления данным видом деятельности, адекватного требованиям современной рыночной экономики. Отсутствие данного механизма является одной из важных проблем развития предприятий на основе инновационных преобразований. В то же время, следует отметить отсутствие четкой инновационной политики, как на уровне региона, отрасли, так и отдельных предприятий и организаций, что является основным тормозом развития инновационной деятельности, т.к. сопровождается этот процесс отсутствием государственной инвестиционной политики, направленной на привлечение инвестиций для реализации инновационных проектов.

Особенность современных условий развития рыночных отношений заключается в изменении круга задач, методов и форм организации управления, выбор которых, прежде всего, зависит от

инновационной концепции управления. Отсюда вытекают основные направления структурной перестройки экономики предприятий, которые неразрывно связаны с инновационной политикой государства. К ним можно отнести следующие:

- обеспечение условий для инновационного развития производства, формирующих «точки роста» и «сектора развития», в соответствии с современными направлениями научно-технического прогресса;

- сохранение научно-технического потенциала предприятий (региона) и его поддержание на уровне, соответствующем мировому;

- развитие принципиально новых, энерго- и ресурсосберегающих технологий;

-сохранение интеллектуального потенциала кадрового состава предприятий (региона);

- активизация научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы на приоритетных направлениях структурной перестройки отраслей национального хозяйства;

- повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции за счёт совершенствования системы управления качеством и её организации;

- активизация (возрождение) на предприятиях деятельности подразделений рационализации и изобретательства, способствующих развитию научно-технического и инновационного потенциалов;

- формирование системы научно-технической информации, адекватной современным требованиям;

- стимулирование предприятий к сохранению, созданию и развитию инновационных подразделений;

- формирование и развитие новых организационных форм управления инновационными предприятиями и подразделениями.

Предприятия и организации, участвующие в инновационных процессах, представляют собой систему, способную самостоятельно удовлетворить потребительский спрос с помощью освоения инновационных проектов. Поэтому одним из направлений развития инновационной деятельности предприятий является совершенствование теоретических и методических основ инновационного менеджмента.

Децентрализация инвестиционного процесса в результате приватизации государственных предприятий, развитие частного капитала, возникновение венчурной формы собственности - всё это должно предопределять многообразие форм финансирования инновационных проектов, для чего необходима выработка чёткой стратегии реконструкции предприятий, направленной на повышение эффективности и конкурентоспособности производства. Это, в свою очередь, свидетельствует о возрастании значимости менеджмента в области управления инновационной деятельностью предприятий любых организационно-правовых форм и форм собственности.

На наш взгляд, концепция управления инновационной деятельностью должна предусматривать эффективное использование комплексного потенциала предприятия (научно-технического, производственного, ресурсного и т.д.), участвующего в инновационных процессах развития экономики региона. При этом особенно важно,

чтобы такие преобразования осуществлялись в рамках ресурсной концепции, направленной на эффективное использование имеющегося ресурсного потенциала, в состав которого входят следующие виды ресурсов: технические, технологические, кадровые, организационно-управленческие, производственные, финансовые, информационные.

Эффективное использование ресурсов всех видов отражает возможности предприятий строительного комплекса по достижению стратегических целей инновационных преобразований в регионе в целом.

Развитие и совершенствование маркетинговой концепции управления инновационными преобразованиями является одним их направлений развития инновационной деятельности, т.к. именно во внутренней маркетинговой среде агрегируются функциональные направления инновационной деятельности (производственная, финансовая, инновационная, маркетинговая, кадровая). Эти факторы, поддающиеся управляющему воздействию со стороны руководства фирмы или организации, определяют направления решения приоритетных задач в области создания новой продукции, её производства и сбыта на основе комплексного изучения рыночной конъюнктуры и реальных потребностей строительной продукции. Существует также группа факторов, характеризующихся отсутствием непосредственного управляющего воздействия со стороны руководства предприятия (комплекса), которые относятся к факторам внешней среды.

Всё вышесказанное свидетельствует о том, что необходимо исследование всех видов и групп факторов, влияющих на формирование инновационной политики государства, отраслей народного хозяйства, производственных предприятий, которые оказывают как положительное, так и негативное воздействие на выбор приоритетных целей развития региона на основе инновационной деятельности, в которой участвует большое количество внутренних и внешних структур.

Учитывая то, что успешная деятельность предприятий в инновационном направлении зависит от степени соответствия продукции реальным характеристикам спроса, необходимо при выборе направлений развития инновационной деятельности рассматривать возможности усиления конкурентных преимуществ. Таким образом, развивая отношения со многими участниками рынка, инновационные структуры создают собственную коммуникативную сеть, используя при этом новые методы управления.

Любая инновационная деятельность экономических субъектов обусловлена процессом конкуренции, присущим рыночным отношениям. Этот процесс неизменно связан с основными направлениями в изменении научно - технической среды, что влечёт за собой структурно-организационные преобразования, которые часто сопровождаются изменением численности и качества кадрового состава работников, структуры управления, характера деятельности определённых подразделений предприятия. Всё это свидетельствует о социально-экономической значимости результатов инновационной

деятельности. Поэтому при выборе направления развития на основе активизации инновационных процессов, необходима ориентация на стратегический подход, в основе которого лежит процесс прогнозирования.

Результаты прогнозирования зависят от изменения пути развития основных социально-экономических тенденций, динамики рыночной среды, ожидаемых деформаций общественных приоритетов. В управлении инновационной деятельностью в условиях рынка важно знать как можно глубже закономерности инновационного процесса, основные цели которого должны соответствовать главной цели предприятия, а также учитывать: состояние спроса и прогнозируемые тенденции его изменения; уровень конкуренции и стратегические цели конкурирующих предприятий; инновационный потенциал, определяющий возможности предприятия по удовлетворению спроса на инновационную продукцию (услуги); факторы, характеризующие рыночные конъюнктурные изменения; факторы, влияющие на выбор приоритетных целей развития.

По мере развития рыночных отношений, возникает необходимость выбора направления развития инновационного процесса, имеющего минимальные (или оптимальные) сроки реализации в экономическом регионе, т.е. необходимо решение проблемы ускорения инновационных процессов в экономике страны, региона, комплексов.

Как было отмечено ранее, повышение инновационной активности является важнейшим условием обеспечения конкурентоспособности производственных систем и производимой ими продукции. В то же время эффективность инновационной деятельности во многом определяется инновационной инфраструктурой, которая предопределяет темпы развития экономики страны. При этом под инновационной инфраструктурой понимается децентрализованная сеть центров научно-технических нововведений и услуг - инжиниринговых центров и фирм; научно-технологических центров, инновационно - инвестиционных комплексов и т.д. [4]

Распределенная сеть инновационных структур должна стать связующим звеном между наукой и производством, который позволит эффективно решать в нужное время и в нужном месте любые задачи и проблемы социально - экономического развития отраслей, регионов, предприятий. Она, соединяя науку с производством, должна обеспечить конкурентоспособную реализацию любых проектов по полному инновационному циклу: инвестирование - маркетинг - технико-экономическое обоснование - формирование временного (под данный проект) коллектива разработчиков - разработка - комплектная поставка оборудования и программного продукта - подготовка персонала - пуско-наладка - сдача «под ключ» - сертификация - сервисное обслуживание - участие в реализации продукции. [2, 3]

При выполнении любых заказов сеть инновационных структур должна руководствоваться двумя основными положениями: заказчик должен быть удовлетворен наилучшим образом; при реализации заказа должны быть подвергнуты анализу освоенные в мировой практике науч-

но-технические достижения и выбраны из них наиболее адекватные для конкретного инновационного проекта.

Ориентация сети инновационных структур на конечный результат (сдача «под ключ») позволяет обеспечить обратную связь по конечным результатам и на основе этого организовать управление инновационной политикой государства по замкнутому циклу с сопоставлением (сравнением) целей и результатов и непрерывной выработкой корректирующих поправок - воздействий.

Особое значение для эффективного функционирования имеет интеграция под единым руководством в сети инновационных структур функций инвестиций и инноваций. В данном случае наличие собственного оборотного капитала в сети инновационных структур позволит обеспечить производство инновационных и инвестиционных услуг даже в условиях отсутствия сбалансированных рыночных отношений, характерных для современных российских экономических условий. Возможность обеспечить собственными инвестициями выполняемые заказы качественно расширяет портфель заказов и позволяет вести поиск не только платежеспособных заказчиков, но, главным образом, поиск эффективных проектов, приводящих к быстрым экономическим результатам и реинвестициям. Поэтому объединение под единым руководством инновационных и инвестиционных функций будет способствовать повышению заинтересованности всех исполнителей, вовлеченных в инновационный процесс, в успешном осуществлении всех этапов единого инновационно - инвестиционного цикла, которое может быть достигнуто при ориентации исполнителей на конечный результат: создание инновационной продукции, ответственную сдачу ее «под ключ» и участие в реализации и сопровождении созданной инновационной продукции. Такая заинтересованность в конечном результате позволяет использовать инновационно - инвестиционный механизм как основу для построения замкнутых систем при реализации государственной научно-инновационной политики. Интеграция под единым руководством инновационных и инвестиционных функций является предпосылкой для развития инновационной деятельности за счет собственных средств инновационно - инвестиционного механизма, получаемых в виде реинвестиций от непрерывно реализуемых инновационных проектов.

Инновационный процесс как процесс, объединяющий научно-техническую, проектно-производственную деятельность, предпринимательство и управление, требует от инновационной инфраструктуры для реализации инноваций наличия определенного сочетания научно-технических, организационных и кадровых свойств. Эти свойства должны быть сконцентрированы в инновационном механизме эффективного осуществления нововведений, который должен быть совокупностью механизма инвестиционного обеспечения, механизма инструментального обеспечения и механизма кадрового обеспечения.

Важным приоритетом, который может обеспечить эффективную деятельность инновационной инфраструктуры страны, является опережающее создание информационной межрегиональной и межотраслевой распределенной базы данных инноваций, обеспечивающей оперативную

связь между всеми узлами инжиниринг-сети страны, а также доступ к международным базам данных. Банк данных и знаний (БД и БЗ) при реализации инновационных проектов относится к наиболее инвариантным звеньям для инновационных инфраструктур различного функционального назначения. В связи с этим особое значение приобретает формирование общего инновационного банка данных. Его полнота и достоверность определяют базис, на котором осуществляется оптимизация конкретного проекта. Поэтому при формировании общего инновационного БД и БЗ должны быть объединены средства различных федеральных и региональных программ.

Важная роль в развитии инновационной деятельности принадлежит компьютеризированным комплексам управления сложными проектами «под ключ», в первую очередь, инновационными проектами комплексного развития региона (отрасли). Учет этого положения обеспечивает конкурентоспособность создаваемой инфраструктуры, так как позволяет сократить длительность инновационного цикла и обеспечить заказчику опережающий выход на рынок и скорейшую прибыль. Создание и тиражирование компьютеризированных комплексов управления проектами должны ориентироваться на передовые аппаратно-программные средства при условии их постоянного улучшения. Экономия средств на качестве и техническом уровне комплекса управления проектами приводит к снижению темпов развития экономики и поэтому недопустима.

Конечной целью формирования инновационной инфраструктуры должно быть не просто создание конкретных хозяйствующих субъектов для более эффективного ведения ими научно-технической и инновационной деятельности, а обеспечение осуществления их совокупной деятельности в интересах общества, включая преодоление кризиса экономики, спада производства, его структурную перестройку, усиление конкурентоспособности и привлекательности выпускаемой продукции для внутреннего и внешнего рынков, сохранение и дальнейшее развитие научно-технического и инновационного потенциала региона (отрасли) и страны в целом. Отсюда следует, что инновационная инфраструктура должна представлять собой сложную организационно-техническую систему, состоящую из следующих подсистем: подсистема информационного обеспечения; подсистема инструментального обеспечения; подсистема проектно-технологической и производственной поддержки создания новой конкурентоспособной наукоемкой продукции, высоких технологий и нововведений и их практического освоения на предприятиях; подсистема экспертизы и сертификации научно-технических и инновационных программ, проектов, предложений и заявок; подсистема мониторинга территорий, отраслей, предприятий и продвижения инноваций и наукоемкой продукции на региональный, межрегиональный, федеральный и зарубежные рынки; подсистема координации и регулирования инновационной деятельности и ее финансово-экономического обеспечения; подсистема подготовки кадрового обеспечения.

Каждая из перечисленных подсистем инновационной инфраструктуры должна иметь собственные механизмы реализации своих

функций и соответствующие организационные структуры в виде специализированных инновационных предприятий, учреждений или организаций, которые должны обеспечить функционирование этих механизмов.

Теория и практика инновационного развития регионов, показывает, что качественное развитие инновационной инфраструктуры является весьма перспективным и дающим высокий социально-экономический эффект механизмом, однако в настоящее время в регионах отсутствует развитая инновационная инфраструктура, из чего следует, что ее создание является важнейшей проблемой, требующей оперативного решения.

В первую очередь необходимо создание головного, координирующего центра инновационной инфраструктуры в регионе, который, с одной стороны, будет координировать инновационную деятельность в регионе, формировать единую научно-инновационную политику, разрабатывать научно обоснованные предложения в области инновационной деятельности для органов государственной власти, а с другой стороны, участвовать в выполнении крупных комплексных проектов и программ научно - технического, социально - экономического и экологического характера. Поэтому создание головного, координирующего центра инновационной инфраструктуры, который занимался бы проблемами активизации, развития и координации инновационной деятельности на территории региона, реализации государственной инновационной политики в регионе, выполнением и участием в выполнении комплексных научно-исследовательских работ в области инноватики, весьма актуально и имеет важное социально - экономическое значение для региона.

Список литературы:

1. Борисова Л.А., Гераева Н.С. Проблемы формирования инновационной экономики. // Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции. Проблемы теории и практики управления развитием социально-экономических систем. II том. - Махачкала: Издательство «Формат», 2010.

2. Васильев Ю.С., Колосов В.Г., Яковлев В.А. Интегрирующие инновации Санкт-Петербурга. - СПб.: Политехника, 1998.

3. Внедрение программно-целевых методов управления строительством. -Минск: БелНИИНТИ, 1986.

4. Гамидов Г.С., Колосов В.Г., Османов Н.О. Основы инноватики и инновационной деятельности. - СПб.: Политехника, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.