ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 1 Часть 3
34 АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
УПРАВЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯМИ В СИСТЕМЕ ИНФРАСТРУКТУРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
РУССКОВА Е.Г.,
доктор экономических наук, профессор, Волгоградский государственный университет, e-mail: russkova_eg@yandex.ru
В современной экономической системе развитие всех ее элементов зависит от инновационной активности субъектов и эффективности системы ее инфраструктурного обеспечения. Инновационная инфраструктура в России развивается в соответствии с рыночным механизмом, и для управления ее изменениями необходимы стратегия и тактика, учитывающие закономерности и тенденции, принципы рыночной самоорганизации и государственного регулирования, стимулирующие свободу научно-инновационного творчества. В статье основное внимание уделено направлениям изменений в рамках инновационной инфраструктуры.
Ключевые слова: инновационная деятельность; инновационная инфраструктура; управление изменениями; закономерности развития инфраструктуры; стратегия управления изменениями.
Development of all the elements of modern economic system depends on innovative activity of its actors and the effectiveness of its infrastructure. In Russia the innovative infrastructure is developing in accordance with market mechanisms. To manage its change it needs strategy and tactics to embrace patterns, tendencies and principles of market self-organization and state regulation that would incentivize creativity of research innovation. The paper concentrates on the change guidelines within innovative infrastructure.
Keywords: innovative activity; innovative infrastructure; change management; regularities of infrastructure development; change management strategy.
Коды классификатора JEL: O31, O32.
Инновационная деятельность нацелена на внедрение в производство законченных научных исследований, открытий и достижений, обеспеченных соответствующим охранным документом, с целью получения технологически новых и принципиально улучшенных продуктов и процессов, и представляет собой выполнение работ и (или) оказание услуг, направленных на создание и организацию производства принципиально новой или с новыми потребительскими свойствами продукции (товаров, работ, услуг); создание и применение новых или модернизацию существующих способов (технологий) ее производства, распространения и использования; применение структурных, финансово-экономических, кадровых, информационных и иных инноваций (нововведений) при выпуске и сбыте продукции (товаров, работ, услуг), обеспечивающих экономию затрат или создающих условия для такой экономии [7].
Системное исследование эволюции инновационной инфраструктуры в России служит методологической базой разработки стратегии и тактики управления ее развитием. Управление изменением инновационной инфраструктуры должно учитывать принципы рыночной самоорганизации и государственного регулирования в пределах, не ограничивающих свободу научно-инновационного творчества, с учетом современных требований основного производства. В настоящее время в российской экономике сформировались базовые элементы инновационной инфраструктуры, выполняющие основные функции в процессе реализации инновационной деятельности субъектов хозяйствования, идет их становление, дополнение, комплектация.
Стратегия управления развитием инновационной инфраструктуры должна обеспечить максимально эффективное действие и использование законов и закономерностей, которые проявляются в процессе функционирования рыночной инфраструктуры.
1. Обособление инновационной инфраструктуры как самостоятельной сферы в рамках экономической системы обусловлено, с одной стороны, общественным разделением труда, а с другой стороны — усилением
© Е.Г. Русскова, 2012
УПРАВЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯМИ В СИСТЕМЕ ИНФРАСТРУКТУРНОГО... 35
процесса обобществления производства. Специфика возникновения инновационной инфраструктуры заключается в том, что бурный прогресс «экономики знаний» и выдвижение инновационного фактора на ведущие позиции среди факторов экономического развития [1] потребовали соответствующей подсистемы, обеспечивающей общими и специфическими условиями процесс введения новаций в производство и связей между предприятиями, осуществляющими инновационную деятельность.
В систему инновационной инфраструктуры включены определенные подсистемы, которые выполняют определенные функции:
1) информационная подсистема осуществляет передачу и распространение данных о наличии новых объектов интеллектуальной собственности и состоянии рыночной среды. В ее состав входит экспертная подсистема, позволяющая реализовать независимую оценку инновационных проектов;
2) финансовая подсистема обеспечивает финансово-экономическую поддержку инновационной деятельности: аккумулирует инвестиционные ресурсы для реализации инновационных проектов и программ, организует процесс финансирования научно-технической деятельности на условиях программно-целевого подхода;
3) производственно-технологическая подсистема поддерживает создание новой конкурентоспособной наукоемкой продукции и высоких технологий и их практическое освоение (технопарки, инновационнотехнологические центры, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий, инжиниринговые центры) [8];
4) подсистема продвижения на рынок научно-технических разработок и наукоемкой продукции обеспечивает организацию маркетинговой, рекламной и выставочной деятельности, патентно-лицензионную работу и защиту интеллектуальной собственности;
5) подсистема подготовки и переподготовки кадров для научно-технической деятельности включает обучение специалистов по управлению реализацией конкретных инновационных проектов;
6) подсистема координации и регулирования развития научно-технической и инновационной деятельности обеспечивает сертификацию наукоемкой продукции и предоставление производящим и осваивающим ее предприятиям услуг по метрологии, стандартизации и контролю за качеством;
7) подсистема генерирования инновационных идей выполняет функции налаживания связей и контактов, поиска инновационных идей, генерирования и систематизации знаний, трансфера знаний и т.д. [11].
Таким образом, управление изменениями инновационной инфраструктуры следует осуществлять с учетом функциональной целостности системы, отдавая преимущества тем элементам, недостаточное развитие которых сдерживает темпы роста основной структуры.
2. Поскольку проявляется неравномерность развития элементов инновационной инфраструктуры во времени и пространстве, то необходимо разрабатывать стратегию ее развития в целях нивелирования сложившихся диспропорций. И если переход к постиндустриальной экономике, информационной экономике и экономике знаний усилил роль и значение трансакционных видов инфраструктуры, то в начале XXI в. конкурентоспособность экономик развитых стран мира стала зависима от инновационной инфраструктуры, выполняющей функции по внедрению новаций в различные сферы производственной деятельности в процессе производства высокотехнологичных товаров и оказания услуг.
При анализе становления инновационной инфраструктуры в России и определении ее функциональных составляющих целесообразно использовать современную теорию факторов производства. Как отмечает О.В. Иншаков, «теория факторов производства как факторов общественного бытия всегда была одним из исходных пунктов экономической науки независимо от ее исторической формы или направления. ... Поворотный этап истории, насыщенный процессами трансформации, регионализации, интеграции и глобализации хозяйственных систем, выдвигает императивы в эффективном и гармоничном использовании факторов производства» [4].
В рамках современной теории факторов производства возможно исследование инновационной инфраструктуры как важного элемента трансформационной инфраструктуры. Как отмечает И.В. Митрофанова, экономический потенциал любого пространства все сильнее зависит от его способности производить, распространять и воспринимать новые товары и услуги, новые технологии производства, организации бизнеса и оценки их эффективности. Большие различия в степени новационности, в пределах как глобального, так и национального экономического пространства, выступают основным фактором растущих межгосударственных и межрегиональных различий по многим социальным и экономическим показателям, оказывают сильное влияние на международное экономическое сотрудничество, затрудняют поиск баланса интересов стран, регионов — инноваторов, с одной стороны, и стран, регионов — инновационных аутсайдеров [6].
В период либерализации экономики нехватка инвестиций сильно ударила по индустриальным отраслям, особенно в сфере высоких технологий, поэтому в них произошло естественное отставание не только от мировых лидеров, но и от сырьевых отраслей, которые были достаточно конкурентоспособны на мировом рынке и располагали инвестиционными ресурсами для разработки и внедрения инновационных проектов. Негативно в этот временной период на развитии инновационной деятельности и инфраструктуры отразилось активное устремление капитала в сферу обращения и отток из сферы производства, который привел к разрушению, прежде всего, производственной инфраструктуры. По мере выхода из кризиса российской экономики начался процесс восстановления и оживления
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 1 Часть 3
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 1 Часть 3
36
Е.Г. РУССКОВА
всех видов инфраструктуры, в том числе и инновационной, но разная скорость их развития до сих пор сохраняется. Этим объясняется необходимость сочетания государственного регулирования инфраструктуры в ресурсных отраслях и социальной сфере с рыночным регулированием в остальных сферах экономики на уровне регионов.
3. Инновационная структура экономики представлена основными субъектами и их агентами, которые обеспечивают научно-исследовательские разработки, создание опытного образца и серийное производство высокотехнологичной продукции. Элементами инновационной инфраструктуры являются подсистемы: производственно-технологическая (технопарки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, центры трансферта технологий); финансовая (различные фонды — бюджетные, венчурные, страховые, инвестиционные и т.п.); информационная (базы данных, центры доступа, аналитические, статистические, информационные центры и т.п.); кадровая; экспертно-консалтинговая.
Многоуровневая инновационная инфраструктура включает [9]:
♦ образовательно-инновационные комплексы и зоны (вузы, НИИ, научные центры, консалтинговые и обучающие компании, ориентированные на генерацию новых идей и разработок и подготовку квалифицированной рабочей силы);
♦ бизнес-технологические комплексы (технологические парки и бизнес-инкубаторы, ориентированные на коммерциализацию и материализацию научных идей и разработок в товары);
♦ поддерживающие комплексы, ориентированные на поддержку инновационной деятельности и включающие в себя структуры, занимающиеся вопросами финансирования, маркетинга, рекламно-выставочной деятельностью, патентно-лицензионной работой и защитой интеллектуальной собственности.
Взаимосвязь инновационной инфраструктуры и соответствующей структуры проявляется в виде пропорциональности и синхронности их развития по видам, масштабам и уровню зрелости. В настоящее время при разработке экономической стратегии государств и регионов целесообразно делать ставку на опережающее развитие инновационной инфраструктуры, как катализатора совершенствования трансформационных видов инфраструктуры.
4. Активизация инновационной деятельности в экономике всех стран, включая и Россию в посткризисный период, приводит к изменению инновационной инфраструктуры. Это касается, прежде всего, обслуживания выпуска высокотехнологичных товаров, поскольку наряду с доведением результатов исследований до практического внедрения требуются обслуживание специального оборудования, подготовка высококвалифицированных кадров инженерных и рабочих специальностей, выявление и нейтрализация экологических последствий.
В отечественной экономике большое значение имеют целенаправленные меры правительства на поддержку науки, высоких технологий и производства инновационных товаров, а также формирование инновационной инфраструктуры, которое предусматривает: создание и развитие объектов инновационной инфраструктуры; формирование инновационно-активных территорий, в том числе технико-внедренческих экономических зон; развитие системы региональных и отраслевых фондов поддержки инновационной деятельности, включая фонды стартового финансирования и венчурного предпринимательства; содействие созданию и развитию малых инновационных предприятий; формирование системы информационной поддержки, включая оказание консалтинговых услуг для организации взаимодействия участников инновационной деятельности [7]. Устойчивость развития инновационной инфраструктуры зависит от последовательности инфраструктурных преобразований, поскольку создание или ликвидация предприятий инновационной инфраструктуры обусловлены потребностями субъектов инновационной деятельности, которые изменяются под влиянием внешних и внутренних условий.
5. Несмотря на то, что инновационная инфраструктура логично вписывается в состав трансформационной инфраструктуры, обеспечивая инновационную составляющую производственной, социальной и экологической инфраструктур и тем самым участвуя в трансформации вещества природы в процессе создания товаров, она оказывает влияние на трансакционные издержки, снижая их за счет оптимизации взаимодействия элементов в экономической системе.
Кроме того, трансакционизация инновационной инфраструктуры обусловлена все возрастающим объемом знаний и постоянным увеличением скорости обмена ими благодаря использованию современных информационных технологий. При этом увеличение скорости обмена знаниями автоматически ведет к необходимости уменьшения времени усвоения таких знаний. Пока знание не будет усвоено, не возникнет и массового спроса на новую продукцию. Объемы ее сбыта не будут достаточны для окупаемости затрат на производство наукоемкой продукции, т.е. будет объективно сокращаться заинтересованность в дальнейших разработках. Поэтому создание инновационной инфраструктуры, учитывающей специфику обмена знаниями, является объективной необходимостью в современном мире научно-технического и информационно-технологического прогресса и способствует ее трансакциониза-ции. Первым этапом в развитии инновационной инфраструктуры было создание базовых структурных элементов (бизнес-инкубаторов, технопарков, венчурных фондов и т.д.), а следующим будет организация процесса выстраивания коммуникаций между структурными элементами системы [2].
6. Интеграционная функция инновационной инфраструктуры состоит в том, что она приз-вана обеспечить «развитие и укрепление связей взаимовыгодного сотрудничества науки, образования и производства» [10]. Инновационную инфраструктуру определяют как сеть объектов, которая будет применяться для осуществления инновационной деятельности [3]. В то же время ее рассматривают как совокупность субъек-
УПРАВЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯМИ В СИСТЕМЕ ИНФРАСТРУКТУРНОГО... 37
тов инновационной деятельности, включая предоставление услуг по созданию и реализации инновационной продукции [7]. Субъектам инновационной деятельности предоставляется доступ к необходимым им видам ресурсов и услуг. В результате инновационную инфраструктуру можно определить как фактор и результат интеграционных процессов в сфере инновационной деятельности.
7. Инновационная инфраструктура размещена определенным образом по регионам в тесной взаимосвязи с основной структурой экономики и в зависимости от инновационной и инвестиционной активности субъектов хозяйствования. Учитывая, что инновационная деятельность является высокорисковой, то в связи с этим повышается значимость использования потенциала венчурных предприятий, способных снизить риск разработки и внедрения новых технологий и новых продуктов. В этой сфере деятельности эффективно работают предприятия малого и среднего бизнеса, поэтому инновационная инфраструктура выполняет функцию совершенствования материально-технической базы их развития в масштабах региона. Поэтому на региональном уровне важно разрабатывать стратегию инновационного развития, включая создание недостающих элементов инновационной инфраструктуры, модернизацию действующих и совершенствование механизма стимулирования и мотивации инновационной активности со стороны спроса на научнотехнические и высокотехнологичные разработки.
8. Процесс глобализации затронул все виды инфраструктуры. Что касается инновационной инфраструктуры, то глобализация имеет двойственный характер: с одной стороны, научно-технический прогресс объективно распространяется в межстрановом пространстве, с другой — наталкивается на препятствия в виде регионализации, усиливая взаимодействие различных видов инфраструктуры внутри страны и повышая эффективность инфраструктуры инновационного развития. Эффективность последней определяется тем, насколько составляющие ее структуры работают в согласованном режиме, обеспечивая интеграцию в единый технологический цикл всех стадий инновационного процесса, от количества, селекции и скорости научно-исследовательской и опытно-конструкторской разработки идей до быстрого их внедрения в различные сферы общественного производства [5]. Несогласованность действия элементов одной инфраструктуры с остальными видами приводит к негативным последствиям функционирования рыночной экономики в целом.
Таким образом, следует сделать вывод, что изменение инновационной инфраструктуры происходит в соответствии с закономерностями ее развития в рамках рыночной инфраструктуры и инновационной системы, поэтому необходимо разрабатывать стратегии управления развитием инновационной инфраструктуры с учетом выявленных закономерностей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вардомский Л.Б. Российское экономическое пространство: вопросы единства в условиях глобализации: Научный доклад. URL:http://www.iшepi-eurasia.ru/baner/vard1.doc. [2006].
2. ГранбергА.Г. Основы региональной экономики. М.: Экономика, 2006. С. 28.
3. Закон Волгоградской области от 22.06.2004 № 925-ОД «Об инновационной деятельности в Волгоградской области» // Волгоградская правда. 06.07.2004. № 121 СПС: КонсультантПлюс.
4. Иншаков О.В. Факторы и функции человеческого бытия: обретение новой меры: Препринт # WR/2001/01. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2001. С. 6-7.
5. Концепция региональной инновационной инфраструктуры «Кольцово». 2009. С. 86.
6. Митрофанова И.В. К вопросу о природе и сущности экономического пространства //Региональная экономика: теория и практика. 2008. № 9. С. 2-4.
7. Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года (утв. Правительством РФ 05.08.2005 № 2473п-П7).
8. Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года //СПС: Кон-сультантПлюс.
9. Стратегия территориального развития РК до 2015 г., от 28 августа 2006 г.
10. Федеральная целевая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научнотехнологического комплекса России на 2007-2012 гг.».
11. Фияксель Э.А., Сысоева А.А. Проектный офис — механизм совершенствования инновационной инфраструктуры региона // Экономический анализ: теория и практика. 2009. № 27. С. 17-20. СПС: КонсультантПлюс.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 1 Часть 3