Научная статья на тему 'К вопросу информационно-психологической безопасности образовательных учреждений России'

К вопросу информационно-психологической безопасности образовательных учреждений России Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
104
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ / СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ТЕРРОРИЗМ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Рыбак А.В., Данилов Р.М.

В статье рассматривается проблема информационно-психологической безопасности в образовательных учреждениях России. В условиях, когда наши геополитические противники активизируют работу по проведению так называемых «информационных операций» в молодежной среде противодействие им в образовательных учреждениях России носит разрозненный и несистемный характер. На основании проведенного анализа состояния нормативной базы информационно-психологической безопасности и собственного опыта преподавания в вузе авторы предлагают сместить акцент в организации противодействия угрозам информационно-психологической безопасности с оборонительного на наступательный и сосредоточится на пяти основных сегментах этой работы, придав ей системный характер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу информационно-психологической безопасности образовательных учреждений России»

К вопросу информационно-психологической безопасности образовательных учреждений России

Рыбак Александр Владимирович,

кандидат технических наук, доцент. профессор кафедры информационного и технического обеспечения органов внутренних дел, Дальневосточный юридический институт МВД России, rybak_2908@mail.ru

Данилов Роман Михайлович,

кандидат технических наук, доцент кафедры информационного и технического обеспечения органов внутренних дел, Дальневосточный юридический институт МВД России, Danilovroman@mail.ru

В статье рассматривается проблема информационно-психологической безопасности в образовательных учреждениях России.

В условиях, когда наши геополитические противники активизируют работу по проведению так называемых «информационных операций» в молодежной среде противодействие им в образовательных учреждениях России носит разрозненный и несистемный характер.

На основании проведенного анализа состояния нормативной базы информационно-психологической безопасности и собственного опыта преподавания в вузе авторы предлагают сместить акцент в организации противодействия угрозам информационно-психологической безопасности с оборонительного на наступательный и сосредоточится на пяти основных сегментах этой работы, придав ей системный характер. Ключевые слова: Интернет, социальная сеть, информационная безопасность, информационно-технологическая безопасность, информационно-психологическая безопасность, информационный терроризм.

о

Е

£

СП

0

ео

01 г

В соответствие с Доктриной информационной безопасности Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 5 декабря 2016 года №646 (далее Доктрина) под информационной безопасностью Российской Федерации следует понимать «состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних информационных угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод человека и гражданина, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальная целостность и устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации, оборона и безопасность государства» [1].

Предыдущая Доктрина информационной безопасности была принята в 2000 году, в совершенно иных условиях, и действовала 16 лет. С тех пор мир кардинально изменился. Глобальное информационное пространство и возможности скрытого трансграничного оборота информации все чаще используются для достижения отдельными государствами и организациями геополитических, военно-политических, а также террористических, экстремистских и криминальных целей в ущерб стратегической стабильности и международной безопасности.

Территориальное распределение пользователей национальных доменных зон в Интернете выходит за рамки государственных границ, что позволяет преступникам избегать преследования и наказания за противоправные действия. «Кибер-преступники» и «кибертеррористы» в некоторых странах создают больше проблем, чем традиционный криминал.

В информационном пространстве развернулись широкомасштабные войны, где информация используется как оружие нападения и защиты. При непосредственном использовании социальных сетей и технологий информационно-психологического воздействия в ряде стран были организованы государственные перевороты. В противостоянии идеологических систем возникли такие модели межгосударственного развития, как «англо-саксонский мир», «арабский мир», «русский мир», «европейская цивилизация» и т.д.

Защита информационного суверенитета и национальных интересов в информационной сфере стала одной из важнейших функций государства, что отражено в новой Доктрине. По сравнению с предыдущей Доктриной приведенные в документе национальные интересы более глубоко и конкретно отражают стремление России стать открытым

равноправным партнером в глобальном информационном пространстве, но при этом готовым отстаивать свой суверенитет и национальные ценности всеми доступными средствами.

Следует обратить внимание, что в Доктрине впервые в качестве угрозы информационной безопасности наряду с информационно-технологическиим воздействием рассматривается информационно-психологическое воздействие. На этом основании, можно представить информационную безопасность как сложное образование, состоящее из двух частей: информационно-технологической безопасности и информационно-психологической безопасности.

Понятие информационно-технологической (кибернетической) безопасности связывают с безопасностью материальных и информационных объектов техносферы, их защищенностью от угроз, реализуемых посредством применения специальных информационных технологий для разрушения либо для недопустимого использования этих объектов [3]

Следует отметить, что этому направлению информационной безопасности в России уделяется достаточно много внимания. В нормативном плане хорошо отрегулированы многие вопросы: защиты информационных ресурсов от несанкционированного доступа; обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем; вопросы СМИ; защиты персональных данных и пр.

Дополнительно в июле 2017 года был принят федеральный закон №187-ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации», который регулирует отношения в области обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации в целях ее устойчивого функционирования при проведении в отношении ее компьютерных атак.

Под информационно-психологической безопасностью любого социума принято понимать его защищенность от угроз, реализуемых посредством информационного воздействия (информационных операций) на сознание образующих его индивидуумов [3].

Нормативное регулирование этого направления информационной безопасности, к сожалению, по настоящее время осуществляется лишь фрагмен-тально. Можно назвать лишь несколько федеральных законов, посвященных этой проблематике. Это, например Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29.12.2010 №436-ФЗ и Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 №149-ФЗ.

В Доктрине, принятой в 2016 году, вопросы информационно-психологического воздействия впервые получили должное освещение. Но в соответствие со статусом документа они носят общий программный характер. Отражения проблематики информационно-психологической безопасности в Доктрине и в ведомственных правовых базах на настоящий момент нет.

В то же время, наши геополитические противники придают гораздо большее значение роли психологического воздействия. Это можно оценить по определению, которое дано информационным операциям в «Директиве Министерства обороны США № 0-3600.01 еще от 2003 года. «Информационные операции (ИО) - совместное использование основных возможностей (средств) радиоэлектронной борьбы (РЭБ), компьютерных сетевых операций (КСО), психологических операций (ПсО), военного обмана и обеспечения безопасности (секретности) операций в сочетании с определенными обеспечивающими и сопутствующими средствами для влияния на процесс принятия решений противником, (человеком или автоматизированной системой), нарушения, порчи или использования в своих целях этого процесса при защите своего собственного процесса» [5].

Основной целью психологических операций является дезинтеграция противоборствующего социума на неуправляемые его руководством, враждующие подсоциумы и недирективное внешнее управление ими.

Для этого применяются самые разнообразные методы: использование оценочных фреймов, комплексное моделирование психологических операций в рамках социометрического подхода, так называемые «фэйковые вбросы» в социальных сетях и пр.

1. Использование оценочных фреймов применяется для разжигания вражды между социумами, разных политических взглядов, вероисповедания, национальностей. Например, организуется дискуссия: Сталин - он герой или нет? При этом обеспечивается возможность обмена мнениями между сторонами дискуссии, донесение взаимных оценок друг друга от третьих лиц, удерживается в поле зрения разрушающие суждения.

2. Целью комплексного моделирования психологических операций в рамках социометрического подхода является системное разрушение социумов, их дефрагментацию и недирективное управление ими.

Технология достаточно проста. Представляется матрица: по вертикали - граждане, по горизонтали - институты государства. Предлагается оценить свое отношение к институтам власти в виде двух оценок: «-»; «+». В итоге подсчитываются нормированные суммы (рис. 1) .

Рис. 1. Матрица социологического опроса.

о о ш и т

г

т

О т э т й А

X £ т

О

х О т

0

01 и А ы О ш А X X т

0

ео

01 г

Но для опроса подбирается такая схема проведения опроса (время - место - обстоятельства), которая позволяет выполнить заказ.

В качестве примера можно привести данные «Левада-центра» (рис.2, 3). Обращает на себя внимание противоречие между диаграммами за 2014 и 2017 годы. По диаграмме 2014 года доверие к президенту уменьшилось к 2013 году по сравнению с 2009 почти на 15 %, в то время как на диаграмме

Рис. 2. Графики, опубликованные «ЛЕВАДА - ЦЕНТРОМ» в 2014 году

2017 года за период 2012-1013 годов доверие наоборот увеличилось на 5 %. И так почти по каждой переменной.

Рис. 3. Графики, опубликованные «(ЛЕВАДА - ЦЕНТРОМ» в 2017 году

Главное задача показать, что в момент, когда публикуются результаты, доверие граждан России к основным институтам власти уменьшается, тем самым внося неопределенность и психологическую неустойчивость в социум.

3. Социальные сети - это оружие! Настоящее оружие массового поражения, способное в очень краткие сроки посеять в обществе панику, направить народные массы в нужное русло, влиять на психическое состояние пользователей с высокой долей эффективности.

При этом следует отметить, что наиболее слабым звеном здесь, безусловно, является молодежь образовательных учреждений, которые в силу своего возраста и отсутствия сформировавшихся жизненных принципов, являясь при этом приверженниками активной жизненной позиции и достаточно квалифицированными пользователями социальных сетей, легко поддаются негативному влиянию. Кроме этого, интеренет, как единое ин-фрмационное пространство, оказывает влияние на формирование нового психотипа современного студента, что требует системного реформирования воспитательно-образовательного процесса.

Анализ материалов, посвященных вопросам воздействия интернета на человека, а также значительный опыт преподавания в вузе МВД России позволяет нам выделить ряд особенностей, которые оказывают деструктивное влияние не только на курсанта или слушателя, на профессорско-преподавательский состав, администрацию образовательных учреждений, но и на весь образовательный процесс в целом.

1. Интернет расширил диапазон свобод человека, дал ему возможность получить недоступную по другим каналам информацию и открыто высказать свое мнение, когда это невозможно сделать через газету, радио, телевидение. Это, безусловно, новый этап организации жизнедеятельности человека на более высоком уровне. Он дает ему дополнительную степень свободы. Но это одна сторона. Вторая - бесконтрольное распространение детской порнографии, экстремистских идей, фашистской идеологии. Сегодня без труда можно найти в Интернете сайты, где подробно описана технология создания самодельного взрывного устройства, получить ответы на вопросы как расправляться с людьми иной веры или содержащие материалы прослушивания разговоров видных политиков, деятелей культуры, священников.

Все это оказывает негативное влияние на духовные ценности, моральные принципы и жизненную позицию российских граждан и особенно молодежи. Они становятся удобными мишенями для внедрения в их сознание чуждых российскому обществу идеалов.

2. Безграничные возможности интернета в сфере доступа к мировым информационным ресурсам привели к ликвидации для большинства людей дефицита информации, который в свою очередь является движителем интеллектуального развития человека.

Отсутствие необходимости при неполных данных выстраивать логическую цепочку рассуждений для принятия решения снижает потребность человека в развитии своих индуктивных и дедуктивных способностей. Доступность информации в интернете лишает его мотивации запоминать большие объемы информации, а тем самым тренировать и развивать свою память, формировать способность к критическому мышлению. Эта проблема наиболее остро проецируется на системе высшего образования.

С одной стороны интернет делает доступными материалы учебных заведений и отдельных пре-

подавателей всем студентам вне зависимости от их трудоспособности, а также географического положения и времени обращения к этим материалам: значение дистанционных образовательных технологий, информационно-образовательной среды для решения этой задачи переоценить трудно.

С другой стороны формируется весомая угроза классической системе высшего образования, основанной на запоминании материала.

Действительно, уже сейчас большая часть курсантов при подготовке к учебным занятиям, зачетам и экзаменам в основном пользуются материалом из интернета. У них пропала мотивация конспектировать и запоминать материал. Зачем - если всегда можно найти ответ в гаджете через Google. Но отсутствие у курсантов мотивации запоминать и анализировать большие объемы информации ведет к дистрофии их памяти, к невозможности самостоятельной оценки больших информационных массивов и тем более к развитию критического отношения к поступающей информации и творчества в процессе подготовки и принятия решения.

Сложилось противоречие между изменившейся технологией изучения учебного материала курсантами и слушателями и традиционным, основанном на запоминании больших объемов информации, процессом обучения в высшей школе. И если в ближайшее время это противоречие не будет устранено, то мы будем выпускать по большей части не специалистов, а биороботов с клиповым мышлением, способными воспринимать лишь небольшие информационные массивы для формирования поискового запроса в интернет. О творческом подходе к принятию решения говорить не приходится, потому что в течение пятилетнего процесса обучения такая компетенция не формируется или формируется частично лишь только по отдельным специализациям. Полная зависимость таких курсантов от интернета может сделать их послушным орудием в руках организаторов различных информационных атак и поставить под вопрос возможность добросовестного выполнения гражданского и служебного долга.

3. Доступность многоаспектной информации в интернете («проклятье многомерности») сталкивается с неспособностью человека, не вооруженного специальными знаниями и технологиями, ее обработать, осмыслить и принять правильной решение. Следствие этому - его психологическая неустойчивость. То есть, априори современный молодой человек, студент, курсант в информационном обществе находится в психологически неустойчивом состоянии и достаточно легко при помощи апробированных информационных технологий создать ситуацию социального бунта («арабская весна», «революция роз», «майдан» и т.д.).

4. Лавинообразное расширение доступа общества к информационным ресурсам привело к закономерному следствию - интенсификации процесса специализации и разделения труда. Это, в свою очередь, сопровождается ростом в геометриче-

ской прогрессии потоков обмена информацией между элементами единой системы. Действительно, если разделить одну функцию на две, что является обязательным следствием специализации, обмен данными возрастёт в 4 раза, если на 3, то в 9 раз, на 4 - в 16 раз, на 10 - в 100 раз. [4]

Именно поэтому в современном обществе наблюдается неуправляемый, непомерный и не объяснимый, на первый взгляд, рост бюрократии. Современный преподаватель высшего учебного заведения вынужден тратить все большую часть своего рабочего времени на решение бюрократических задач, связанных с необходимостью обмена информацией между элементами системы управления вузом, в ущерб своей основной профессиональной деятельности. Огромный, постоянно увеличивающийся поток планов, программ, отчетов и справок практически сводит к нулю живую образовательную и воспитательную работу. Это предоставляет неоценимую возможность западным технологам заполнить эту свободную нишу и эффективно влиять на обучающихся, когда они только формируют свою гражданскую позицию.

Таким образом, сложилась парадоксальная ситуация: интернет, современные информационные технологии, являющиеся источником и движителем образовательного процесса, в то же время тормозят его развитие, безмерно увеличивая бюрократическую составляющую управленческих отношений в образовательных учреждениях, тем самым уничтожая мотивацию всякого в них воспитания и творчества.

Таким образом, анализируя этот далеко не полный перечень новых качеств современного информационного общества, привнесенных интернетом, можно сделать вывод о наличии центрального противоречия между стремительно возрастающими возможностями современных информационных технологий по внедрению в сознание людей чуждых им скреп и не менее стремительно снижающегося порога противодействия им у современного молодого человека.

Такое положение вещей создает реальные угрозы информационно-психологической безопасности России. И здесь, с учетом лавинообразного развития социальных сетей следует обратить внимание на важнейшую угрозу информационно-психологической безопасности - информационный терроризм.

На сегодняшний день нет четкого и однозначного определения информационного терроризма. Чаще всего под информационным терроризмом понимают прямое воздействие на психику и сознание людей в целях формирования нужных мнений и суждений, определенным образом направляющих поведение людей. Как правило, при этом осуществляется такое насильственное воздействие на психику пропагандой, которое не оставляет возможности человеку критически оценивать получаемую информацию [3].

Чаще всего инициаторы этих информационных атак меньше всего обращают внимание на каче-

о о и и m 5 m

О m э m й А

X £ m О

х О m

О DI и А ы о и А X X m

0

ео

01 г

ство этого воздействия, а добиваются своих целей объемом информации. Кроме использования официальных средств массовой информации информационный терроризм опирается на распространение определенного типа слухов через социальные сети и мессенджеры. Как правило, они многократно усиливают ту атмосферу страха и ужаса, на создание которой направлены усилия террористов.

Преступники всех мастей и террористы, отстаивающие конкретную политическую повестку, всё активнее используют современные социальные сети для своих действий. Фактически, сегодня большая часть социальных онлайн-механизмов из средств коммуникации превращается в разветвлённую сеть пропаганды ненависти или нетерпимости к определённым группам, в источник распространения страха и паники среди населения.

В последнее время террористы стали активно использовать популярные социальные сети как инструмент для внесения множества деструктивных элементов в жизнь современного общества. Прежде всего, это запугивание и внесение неуверенности в своей безопасности населения, пропаганда своей идеологии и координация своих действий, отвлечение работы спецслужб от решения основных служебных задач.

Любой человек, зарегистрированный в социальной сети, превращается в элемент «взрывной сети», которая может «взорвать» весь мир за несколько минут.

Такого рода информация, получившая название «фейковый вброс» представляет собой видео или аудио-нарезку или высококачественный фотоколлаж. Выявить в нем подделку могут только профессионалы. Основная цель - вызвать у пользователей эмоциональный всплеск и заставить сделать единственное действие - нажать кнопку «Отправить друзьям». Подобный контент сбивает с толку, ввергает в большие сомнения, рушит логические цепочки пользователей. Особую опасность такие информационные атаки приобретают в судьбоносные периоды государства: выборы Президента, Государственной думы и других законодательных органов.

В качестве противодействия можно «зачищать» контент, можно удалять авторов этого контента. Но если репосты по нему сделали от 50 до 100 000 пользователей, а то и больше - противодействие требует очень значительных ресурсов и, скорее всего, проблематично. Это все равно, что бороться с глобальной эпидемией методом уничтожения населения.

Конечно, возможна точечная блокировка акка-унтов. Но эту масштабную операцию невозможно провести за несколько часов. Оперативно остановить медиа-вирус, носителями которого являются обычные пользователи социальных сетей, практически невозможно.

Таким образом, информационно-

технологические методы обеспечения противодействия информационному терроризму являются здесь не эффективными. Решение этого вопроса

надо искать в другой плоскости - плоскости контрпропаганды. Т.е., речь должна идти, прежде всего, о необходимости смены акцентов в противодействии угрозам информационно-психологической безопасности и информационному терроризму в частности, в сторону отхода от оборонительной тактики к наступательной.

Низкая эффективность оборонительной тактики в информационной войне (по иному современное противодействие в медиапространстве назвать трудно) хорошо проссматривается при оценке информационного противоборства начиная с грузи-но-югоосетинского вооруженного конфликта до наших дней. Колоссальные имиджевые и морально-психологические потери от информационных компаний против Российской Федерации ("Справедливость для Сергея Магнитского", "ограничения в правах" представителей ЛГБТ, Пусси-Райт, коррупционные скандалы, последние события на Украине, движение Навального, Олимпиада в Южной Корее и, наконец, дело Скрипалей) демонстрируют, что система обеспечения информационно-психологической безопасности России не в полной мере отвечает современным требованиям.

Одной из причин такого положени вещей является отсутствие нормативного обеспечения не только наступательной, но и оборонительной тактики в области обеспечения информационно-психологической безопасности России. Кроме вышеупомянутой Доктрины, где рассмотрены наиболее общие вопросы информационной безопасности России, правовых ном, регулирующих вопросы противодействия угрозам информационно-психологической безопасности нет.

Изучение документов ежегодных Национальных форумов информационной безопасности России «ИНФОФОРУМ» с 2014 г. по 2018 г. позволяет сделать вывод, что содержательной работы по направлению информационно-психологической безопасности не ведется. Информации (в том числе и статистической) о нарушении информационно-психологической безопасности в общественном доступе нет. Этими вопросами занимается только ФСБ России. Но на настоящем этапе противостояния России и части западного мира пришло время отойти от локализации этих вопросов в ведении только одного института. Тем более, что вопросами пропаганды и контрпропаганды он в принципе заниматься не может. Подключение к этой работе других общественных и государственных институтов при условии получения ими доступа к соот-вествующей информации придаст этому направлению деятельности научный, системный характер.

В рамках этой задачи имеет смысл вернуться к рассмотрению закона «О социально-психологической защите граждан Российской Федерации», снятому с обсуждения ГосДумой в 2003 году.

Задача организации информационного противодействия в образовательных учреждениях России требует системного подхода к этой проблематике.

Слабым звеном здесь, безусловно, являются обучаемыеы, которые в силу своего возраста и отсутствия сформировавшихся жизненных принципов, являясь при этом активными пользователями социальных сетей, легко поддаются негативному влиянию.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При этом надо иметь в виду, что перечень угроз информационно-психологической безопасности молодежи в социальных сетях достачно велик: от сайтов, групп, блогов с откровенной ксенофобской направленностью до сайтов, на которых пропагандируются особые субкультуры (дрифтеры, руфе-ры), сайтов с откровенно пошлым контентом (де-билы.ги), сайтов, где моделируются асоциальные и опасные квесты типа «Синий кит». Все эти проявления информационного терроризма направлены на формирование асоциальных ценностей, ко-ректируют онтологические приоритеты, оглупляют, отпляют, прорагандируют девиантное поведение.

В этой связи требуется организация системы мер, которые должны отражать как оборонительную так и наступательную тактику противодействия угрозам информационно-психологической безопасности.

В первом приближениии следует сделать упор на пять основных сегментов этой деятельности, требующих особого внимания:

1. Регулирование входящих информационных потоков. Регулирование, в частности, ограничение информационных потоков, используется в ограниченные промежутки времени, в специфических условиях или по отношению к определенным источникам и информационным каналам. Например, ограничение доступа обучаемых с вузовских информационных ресурсов на определенные сайты; запрет приносить сотовые телефоны и другие га-джеты в учебные аудитории и т.п.

2. Организация выходящих (встречных) информационных потоков.

Второй сегмент связан с организацией информационных потоков, направленных либо на распространение общечеловеческих ценностей, морально-этических принципов, патриотических взглядов, либо на парирование (в первую очередь, упреждающее) и нейтрализацию воздействия определенных информационных факторов, которые могут психологически негативно воздействовать на людей. На практическом уровне это может реализовано в двух вариантах:

- организация пропагандистской работы обучаемых через официальные сайты образовательного учреждения, либо через месенджеры, с целью продвижения вопросов профессиональной этики, социокультурных ценностей, традиций;

- организация пропагандистской и контрпропагандистской работы обучаемых под руководством преподавателей путем "репостирования" страниц сайтов или блогов, распространяющих деструктивную информацию. В сети «Интернет» в настоящее время работают около 200 только русскоязычных сайтов, поддерживающих идеи терроризма и экстремизма [1]. Как отмечают специалисты по противодействию экстремизму и терроризму в

сети «Интернет», следует активнее использовать возможности социальных сетей для проведения на регулярной основе активных пропагандистских и контрпропагандистских акций. Данный вид борьбы очень важен наравне с работой компетентных органов по выявлению и устранению/блокировке различных сайтов, аккаунтов и групп.

3. Распространение социокультурных ценностей, традиций, социальных норм через систему образования, подготовки и переподготовки кадров,

Любая дисциплина, преподаваемая в вузе, является мощнейшим инструментом для привития студентам общечеловеческих ценностей, моральных принципов, патриотических взглядов, и психологической устойчивости к воздействию негативных факторов медиа пространства.

4. Формирование коллективной или групповой социально-психологической защиты.

Этот сегмент связан с формированием коллективной психологической защиты, которая основывается на механизме идентификации человека с определенной социальной группой. Это определяет его возможность при отборе и анализе информации придерживаться групповых оценок и норм поведения.

Для организации групповой психологической защиты обучаемых образовательных учреждений необходимо создать соответствующие условия, при которых отдельный курсант мог бы идентифицировать себя частью социальной группы, ее норм, принципов и целей деятельности.

Одним из вариантов решения этой задачи может быть организация общественного движения (дискуссионых центров), где обсуждаются основные проблемы и тренды социальных сетей, вырабатывается коллективная оценка различных событий в медиапространстве, определяются основные проблемные зоны информационно-

психологической безопасности коллектива образовательного учреждения.

5. Формирование индивидуальной психологической защиты обучаемого.

Этот сегмент работы направлен на привитие обучаемым психологической устойчивости к воздействию информационных атак через медиа пространство. Решение этой задачи может быть реализовано по двум направлениям:

- обучение с использованием специализированных форм психологической подготовки, проведение тренинговых занятий по специально разработанным методикам;

- мотивация обучаемых на формирование своей психологической самозащиты, чтобы они не стали послушными марионетками в руках многочисленных манипуляторов и рабами информационных ловушек современного общества.

Таким образом, в условиях развернувшейся в современном обществе информационной войны за головы людей вопросы информационно-психологической защиты выходят на передний план. Крайне важно в ближайшее время развернуть планомерную, нормативно обусловленную деятельность по созданию системы эффективного

о о и и т

г

т

О

т э

т

й А

X £ т О

х

0

т О

01

и

А

ы о

и А

X X т

противодействия угрозам информационно-психологической безопасности по обозначенным выше пяти направлениям. Эта работа должна иметь постоянный и системный характер.

Литература

1. Указ Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 года №646 «Доктрина информационной безопасности Российской Федерации» // Правовая справочная информационная система «Гарант».

2. Березина, Т.Н. Воспитание добра как психолого-педагогическая проблема высшей школы [Текст] / Т.Н. Березина //Almamater (Вестник высшей школы). - 2013. - № 2. - С. 62-66.

3. Шеремет, И.А. Угрозы техносфере России и противодействие им в современных условиях [Текст] / И.А. Шеремет //Вестник Академии военных наук.- 2014. - №1. - С. 27-34.

4. Лукашов, Н.В. Теоретические, организационные, правовые основы информационного обеспечения управления органами внутренних дел Российской Федерации: монография [Текст] / - Н.В. Лукашев. - М.: Академия управления МВД России, 2017. - 113 с.

5. Материалы 5-ой Межрегиональной конференции по информационной и региональной безопасности «Инфофорум - Дальний Восток» [Электронный ресурс]. Владивосток, 24-25 апреля 2014 года: сайт. URL: https:// infoforum.ru/ conference/ conference/ view/ id/ 8.

6. Янковская В.В. Свойства и основной принцип формирования профессионально-педагогического потенциала // Экономика и предпринимательство. 2017. № 1 (78). С. 741-745.

To the question of information-psychological security of educational institutions of Russia Rybak A.V., Danilov R.M.

East Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia The article discusses the problem of information and psychological

security in educational institutions of Russia. At a time when our geopolitical opponents are stepping up efforts to conduct so-called "information operations" among young people, countering them in Russian educational institutions is fragmented and unsystematic. Based on the analysis of the state of the regulatory framework of information and psychological security and their own teaching experience at the university, the authors propose to shift the focus in organizing counteraction to threats of information and psychological security from defensive to offensive and focus on the five main segments of this work, giving it a systemic character.

Keywords: Internet, social network, information security, information and technological security, information and psychological security, information terrorism. References

1. Decree of the President of the Russian Federation dated De-

cember 5, 2016 No. 646 "Doctrine of the information security of the Russian Federation" // Legal information system "Garant".

2. Berezina, T.N. The education of good as a psychological and

pedagogical problem of higher education [Text] / T.N. Berezina // Almamater (Bulletin of higher education). - 2013. - No. 2. - S. 62-66.

3. Sheremet, I.A. Threats to the technosphere of Russia and oppo-

sition to them in modern conditions [Text] / I.A. Sheremet // Bulletin of the Academy of Military Sciences. - 2014. - No. 1. - S. 27-34.

4. Lukashov, N.V. Theoretical, organizational, legal foundations of

information support for the management of internal affairs bodies of the Russian Federation: monograph [Text] / - N.V. Lukashev. - M.: Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2017 .-- 113 p.

5. Materials of the 5th Interregional Conference on Information and

Regional Security "Infoforum - Far East" [Electronic resource]. Vladivostok, April 24-25, 2014: website. URL: https: // infofo-rum.ru/ conference / conference / view / id / 8.

6. Yankovskaya V.V. Properties and the basic principle of the for-

mation of professional and pedagogical potential // Economics and Entrepreneurship. 2017. No. 1 (78). S. 741-745.

о

СЧ

00 SI

Z

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.