Научная статья на тему 'К вопросу генезиса языка музыки'

К вопросу генезиса языка музыки Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
158
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯЗЫК / ЗНАК / СИМВОЛ / ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА / МУЗЫКА / LANGUAGE / SIGN / SYMBOL / SIGN SYSTEM / MUSIC

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Лазутина Татьяна Владимировна

Центральной проблемой данной статьи является анализ музыки как социокультурного феномена. Рассматриваются вопросы генезиса языка музыки, а также его функции, среди которых выделяется генеральная - информационно-коммуникативная.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the problem of genesis of the language of music

The central problem of the article is the analysis of music as a socio-cultural phenomenon. The problems of genesis of the language of music are considered, and also its functions, among which the communicative one is viewed as prime of importance.

Текст научной работы на тему «К вопросу генезиса языка музыки»

мых рекламных роликов. При этом сцены жестокости, насилия и откровенной эротики в рекламе практически отсутствуют. В свою очередь, в качестве приёма повествования применяется «клиповый» монтаж, наиболее характерной особенностью которого является отсутствие логики смены кадров и невозможность передачи содержательной составляющей кинопроизведения. Всё это позволяет говорить, что структура современных кинотрейлеров способствует стандартизации культурно-эстетических вкусов на основе развлекательной, произведённой преимущественно в США кинопродукции.

Примечания

1. Жабский М. Кино в современном обществе: Функции - воздействие - востребованность / Министерство культуры Российской Федерации, НИИ киноискусства. М., 2002. С. 36.

2. Нынешний кризис может оказаться полезным // Менеджер кино № 1 (51) 2009 / ОАО «Информки-но». М., 2009. С. 8.

3. Разработка рекламного бюджета кинопроекта // Менеджер кино № 1 (51) 2009 / ОАО «Информки-но». М., 2009. С. 62.

4. Феномен массовости кино / Министерство культуры Российской Федерации, НИИ киноискусства; под общ. ред. М. И. Жабского. М., 2004. С. 67

5. Кино: реалии и вызовы глобализации / Министерство культуры Российской Федерации, НИИ киноискусства; под общ. ред. М. И. Жабского. М., 2002. С. 218.

6. Кино: реалии и вызовы глобализации. С. 21.

7. Кино: реалии и вызовы глобализации. С. 53

8. Жабский М. Указ. соч. С. 72.

9. Соколов А. Законы монтажа // Digital Video. 1999. № 6.

УДК 781.1.800.955

Т. В. Лазутина К ВОПРОСУ ГЕНЕЗИСА ЯЗЫКА МУЗЫКИ

Центральной проблемой данной статьи является анализ музыки как социокультурного феномена. Рассматриваются вопросы генезиса языка музыки, а также его функции, среди которых выделяется генеральная - информационно-коммуникативная.

The central problem of the article is the analysis of music as a socio-cultural phenomenon. The problems of genesis of the language of music are considered, and also its functions, among which the communicative one is viewed as prime of importance.

Ключевые слова: язык, знак, символ, знаковая система, музыка.

Keywordslanguage, sign, symbol, sign system, music.

Музыка представляет собой специфический способ видения мира, с помощью которого люди осознают себя и окружающий мир, используя особую систему языковых средств. В наши дни наблюдается потребность в создании онтологии музыки, без разработки которой невозможно адекватное понимание человека как деятельного субъекта культуры. Следует отметить, что повышение внимания к музыкальным феноменам наблюдается в комплексе дисциплин: философии, эстетике, культурологии и других, где происходит своеобразный «всплеск» интереса к музыкальной культуре, понимаемой как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком; как способ воспроизведения, сохранения, регуляции и развития специфической информации, передаваемой посредством музыкального языка и, как следствие, к проблемам бытия музыкальных феноменов (под бытием музыки понимается любая музыкальная реальность, существование во всех формах), но обращение к музыкальному искусству присутствовало испокон веков в истории человеческой культуры.

Актуальность обращения к проблемам языка музыки обусловлена тем, что современное общество нуждается в развитии музыкальной культуры как в эффективном способе преодоления кризиса, наблюдающегося в духовной жизни. Эту потребность позволит реализовать грамотно выстроенная система методов воспитания музыкальных способностей, что влечет за собой анализ специфики музыкального творчества. Другими словами, онтологическая проблематика связана с разнообразием сферы деятельности человека, в том числе и музыкальной деятельности, которая, в свою очередь, как и любая другая, организует процесс мышления, протекающий по правилам языка.

© Лазутина Т. В., 2009

В настоящий момент в науке о музыке присутствует интерес к предпосылкам возникновения языка музыки. Музыка - гениальное порождение социума. Практика свидетельствует о том, что существует связь между бытием языка музыки и изменениями, происходящими в общественной жизни. Отсюда следует, что вне общества нельзя говорить о существовании музыки (музыка есть общественный феномен), но и музыка, в свою очередь, влияет на процессы, происходящие в жизни общества. Хотя следует внести уточнение касаемо того, что в процессе развития язык музыки претерпевает некоторые изменения, но в целом «<...> говорящие на нем изменить его не могут» [1; 13]. Тем самым язык музыки представляет собой средство передачи эстетической информации, где наличествует различное соотношение традиции и новации. Обращение к генезису языка музыки, поиску его специфики, как следствие, влечет за собой анализ механизмов формирования культуры.

В литературе, посвященной данной проблематике, выявляется наличие различных концепций возникновения культуры. Так, культура одними исследователями рассматривается как общественное явление по своему происхождению, по содержанию и функциям, которые выполняет, так как «создается обществом людей или человеком, творящим в обществе себе подобных» [2; 12]. Бэтнэр-Янаш признает, что «культура - это новый вид биологической адаптации с негенетическим способом наследования». Другие же исследователи настаивают, что культура создается посредством трудовой деятельности, вследствие чего приходят к выводу, что труд сформировал человека (марксист-ская концепция). Существует взгляд, согласно которому основой возникновения культуры является игровая деятельность (Й. Хейзинга, Х. Ортега-и-Гассет и др.). Культура как порождение сверхъестественных сил рассматривается П. А. Флоренским, И. А. Ильиным и др. Современные ученые настаивают на взаимообусловленности культуры и общества, в частности, Ю. И. Новоженов отмечает, что рост культуры за последние столетия изменяет генетическую структуру популяций человека [2; 8], под культурой понимая «трудовой и духовный опыт людей, передающийся из поколения в поколение» [2; 12]. В «Филетической эволюции человека» ему удалось показать, что эволюция человека - это прежде всего филетическая эволюция популяций в пределах вида во времени под воздействием культуры [2; 6]. Он отводит ведущую роль символике языка и речи в процессе накопления и передачи культуры, считая, что «эту символику создал сам человек, обладающий второй сигнальной системой, то есть способностью абстрактно мыслить и воспринимать не только предметы, но и их символы -слова и знаки» [2; 13]. Тем самым можно заключить, что, по Ю. Новоженову, эволюционирует

человек и вместе с ним происходит эволюция языка. Несомненно, развитие языка напрямую связано с развитием человеческого мышления, общества. В современном языкознании подчеркивается мысль, что появление человека и его сообществ, образование форм его мышления и происхождение языка - это взаимообусловленные, но не всегда одновременные факты истории человека, хотя весьма проблематично вести речь об особенностях происхождения языка, так как современная наука не располагает методиками реконструкции первичных этапов генезиса языка.

В большинстве современных исследований утверждается наличие комплекса фундаментальных, биологических, психологических и общественных предпосылок в развитии человека и человеческого общества, в частности, Б. В. Гречко указывает на то, что образование языка было детерминировано совокупностью многих общих внешних и внутренних факторов, относя к ним природные (в том числе и космические) условия, биологические (антропологические) предпосылки, наличие общества и характера отношений между людьми (трудовую, предметную деятельность, использование предшествовавших языку неязыковых знаковых средств, обладавших, тем не менее, тождественной со словом знаковой структурой, то есть семиозисом) и др. [3; 334], что само по себе не ново. В языкознании традиционно излагаются основные теории происхождения языка: звукоподражательная, суть которой в том, что язык возник вследствие подражания человека различным природным звукам; междометная, где происхождение языка связано с невольными выкриками человека под воздействием внешних раздражений или внутренних состояний; ономатопоэтическая, считающая образование языка результатом звукового впечатления об обозначаемом предмете; теория общественного договора (автором которой считают Ж.-Ж. Руссо), доказывающая, что языки естественным путем возникают на основе потребностей человека, изменяются и преобразуются вместе с изменением этих потребностей [4; 137], корнями восходящая к античной традиции; и трудовая марксистская, или теория Ф. Энгельса о происхождении языка [3; 330-331]. В России проблема происхождения языка сформировалась под воздействием идей Ч. Дарвина («Происхождение человека и половой отбор») и Ф. Энгельса, в работах которого («Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека», «Происхождение семьи, частной собственности, государства» и др.) возникновение языка рассматривалось в единстве с вопросами происхождения человека и человеческого мышления. Такая точка зрения является наиболее распространенной в отечественном языкознании.

Если вести речь о языке музыки, то он представляет собой постоянно возобновляющуюся сис-

тему знаков, бесконечно производящую разнообразные смыслы, что позволяет проследить его генезис. В современном музыковедении наличествуют различные объяснения происхождения музыки. К ведущим точкам зрения относят концепцию происхождения музыки из сферы фиксированных звуков, которая приобрела господствующее значение в творчестве М. Иванова-Борецкого, С. С. Скребкова и др. Напротив, Р. Грубер и В. Сисаури выделяют в качестве ведущего компонента музыкального мышления тембральную характеристику, намечая тем самым оппозицию тембра и звуковысотности. Данные этномузыкознания свидетельствуют о том, что музыкальная деятельность древнего человека была неразрывно связана с опытом социального общения и в обществе, находящемся на уровне мифологического миропонимания, язык выполнял объединительную функцию, выступая в качестве важнейшего средства передачи информации, способствующего сплочению коллектива. В частности, А. Б. Денисовой приводятся факты, согласно которым в ходе разнообразных ритуалов, праздников и церемоний музыка служила «коммуникативным сигналом - знаком, значение которого расшифровывалось в контексте данной культуры» [5; 15], тем самым речь идет о формировании в музыке «музыкально-коммуникативных архетипов» (термин Д. К. Кирнарской). Е. М. Алкон небезосновательно приходит к убеждению, что музыка как вид творческой деятельности «во многом, если не исключительно, обязана ему (речь идет о ритуале. - Т. А.) своим происхождением» [6; 14] на основании знания того, что обрядовый фольклор является древнейшим. Музыка изначально сопровождала ритуал, вследствие чего можно предположить, что ее язык возникает из потребностей человека в передаче определенной информации и зависит от уровня развития общества, где находит свое бытие. Можно солидаризироваться с позицией современных музыковедов, что «<...> именно музыка с ее ритмическими невербальными возможностями обеспечивала взаимодействие людей посредством осмысленного звука, когда отсутствовали косвенные способы передачи информации» [7; 3] и звук был необходим в общении между людьми, так как «звучание голоса сигнализирует слуху о внутреннем состоянии - его физиологических и психологических изменениях, об эмоциональном тонусе и содержании этого состояния» [7; 16], что позволяет прийти к выводу о происхождении музыки благодаря социальным потребностям, которые могут быть рассмотрены как «объективное состояние субъекта ("нужда его")» [90; 58], выполняющими важную роль в формировании знаковой деятельности субъекта, обладающей социальностью, которая представляет «характеристику субъекта, носителя семиозиса как члена общества, включающего в себя и объективные факторы

(прежде всего сферы употребления знаков как способ его (индивида) жизнедеятельности), и субъективные (мотивы, установки, цели) [Там же]. Так в современной науке о музыке широкое распространение получает концепция происхождения музыки из удовлетворения общественной потребности в сохранении и передаче особой эстетической информации. В частности, В. В. Радя приходит к выводу, что «музыка возникает благодаря потребностям общества и осуществляется через человека» [7; 22]. Ранее Ж.-Ж. Руссо предпринял попытку объяснения возникновения языков, видя их источник происхождения «в душевных потребностях, в страстях» и отмечает, что «<...> не голод, не жажда, а любовь, ненависть, жалость и гнев исторгли у них первые звуки» [4; 120]. По-видимому, Ж.-Ж. Руссо устраивает объяснение происхождения музыки исходя из ее общности с речевыми интонациями, так как он пишет, что «первые речи были первыми песнями» [Там же]. Такой взгляд может быть выражен и по-другому: «говорить и петь одно и то же». Тем самым речь идет о социально-культурных предпосылках возникновения музыки. Но есть и другая позиция. Существует взгляд о том, что «сама природа запрограммировала человека на музыку» [7; 22]. Известно, что в Новое время в науке о музыке выдвигалось на первый план понимание звука как природной силы, что способствовало его осознанию с позиции естественно-акустических закономерностей обертоно-вого ряда. Х. Эггеберт отмечает, что «звук вместе с обертонами» выступал для композитора «природным» материалом и композитор, действуя согласно с его закономерностями, «подражал природе» [8; 136]. Эти смыслы действуют и в музыке ХХ в. Так, в трудах Х. Эггебрехта и А. Новака формулируется понимание происхождения музыки «из ее теории», что ранее находит отражение в древнегреческой философии, в так называемом «пифагорейском принципе», где числовое определение звучащего рассматривается в качестве математической пропорции: входя в пропорцию, звуковой элемент становится «тоном», то есть звуком, который обоснован математическим отношением к другому звуку, далее он получает теоретическое имя, которое показывает, что он «теоретичен» по смыслу [8; 134-135]. Известно, что звук как средство сигнализации передает в первую очередь информацию эмоционально окрашенную, видимо, поэтому он так активно используется в животном мире. В работе Ж.-Ж. Руссо «Об искусстве и литературе» содержится современно звучащая мысль о том, что люди воспринимают звуки мелодии не только как обычные звуки, но еще и как знаки (а именно, знаки склонностей, знаки чувств и др.), поэтому «мы отзываемся на выраженные ими движения души, образ коих узнаем». Он вполне допускает предположение о том, что существует «не-

что подобное такому музыкальному воздействию... даже у животных» [4; 127]. А. Н. Сохор в статьях, посвященных анализу звуковых феноменов, указывает, что голос у животных, так же, как и у человека, является основным средством выражения чувств, и приходит к убеждению, что именно голос играет большую роль, чем остальные «выразительные движения» (мимика, жесты). Тем самым происходит выявление зависимости между состоянием голосового аппарата и характером издаваемых звуков от эмоционального состояния живого существа, из чего следует вывод о том, что у человека биологическая функция звуков сохранилась как биологическая предпосылка их эмоциональной выразительности [10; 120].

По убеждению С. Г. Фатыкова и А. М. Лобока, «существо <...> закрепляло элементы этого бытия вначале чувственными символами - кинематикой, жестами, ономатопоэтической (звукоподражательной) предречью, возгласами, а затем мифосеман-тическими, интеллектуальными образами, в том числе словами, которые и передавало из поколения в поколение» [11; 19]. Впоследствии сумма этих ассоциативных символов и связей выступила базисом (первообразом) цельного человеческого бытия для развития идеальных коллективных представлений и архетипов, которая кодировалась с помощью знаков и мифологем [Там же]. Еще Э. Кассирер отмечал, что формирование сознания общества возможно лишь на основе символических форм культуры. Согласно его теории оперирование символами является отличием человека и человеческого общества от форм социальной жизни животных, поэтому человек, по Э. Кассиреру, это «животное, использующее символы».

В современном языковедении постулируется, что благодаря языку становится возможной капитализация мысли, что процесс этот ускоряется в связи с изобретением письма, эволюция которого позволяет вести речь об увеличении мощностей машинного преобразования и хранения информации, первоначально выраженной языковыми средствами. Поэтому представляется актуальным рассмотрение языка музыки как «инструмента диалога между индивидом и социумом» [5; 14], в качестве своеобразного посредника между мыслью и звуками речи, определяя его как крайне информативную систему знаковых образований, фиксируемую при помощи особой системы знаков. В литературе о музыке нередко встречается взгляд, согласно которому музыкальное произведение можно считать состоявшимся, если оно предполагает слушателя как обязательное звено коммуникации, и смысл сочинения музыки состоит в том, чтобы она вступала в общение с людьми. Несомненно, что полноценное восприятие музыкального феномена возможно лишь при наличии «слушателя» -своеобразного звена в коммуникативной цепи, для

которого, собственно, произведение и предназначено (но стоит отметить, что существуют сочинения, написанные «в стол» по той или иной причине), и коммуникативная роль адресанта заключается в воздействии на поведение получателя информации. Необходимо учитывать как природные, так и социальные характеристики воспринимающего субъекта при обращении к искусству, где важна характеристика интенции субъекта.

В связи с этим текст всегда должен быть воспринят и прочитан, что предполагает, согласно М. М. Бахтину, «общепонятную (условную в пределах данного коллектива) систему знаков, «язык» (хотя бы язык искусства)», поэтому «если за текстом не стоит "язык", то это уже не текст, а естественно-натуральное (не знаковое) явление, такое, как, например, комплекс естественных криков и стонов, лишенных языковой (знаковой) повторяемости» [9; 307]. В музыкальном тексте находят бытие разнообразные знаковые системы: от простейших сигналов до более сложных - символов, передающих различного рода информацию. Музыкальная информация - это то, что нам сообщает музыка, о чем она свидетельствует с помощью сложной системы знаков. Язык представляет собой эффективное средство передачи информации, способствующее сплочению коллектива, особенно в обществе, находящемся на уровне мифологического миропонимания, где символам придается ведущее значение. Тем самым язык вообще, а язык музыки в частности, можно определить как важнейшее коммуникативное средство, без которого невозможно существование общества и как следствие самого человека. Существуют различные формы связи языка с обществом. Одной из форм влияния общества на языковую систему является социальная дифференциация языка, которая обусловлена социальной неоднородностью общества, естественными различиями и др. В наши дни понятие «личность» включает в себя не только речь, сознание, различные привычки и т. д.; быть личностью означает быть связанным с обществом, поэтому необходимо рассмотрение связи языка с обществом, а именно использование языковых средств в зависимости от социальной характеристики носителя языка (уровень образования, профессия и др.).

Таким образом, музыка - искусство, выполняющее важную роль как в жизни отдельного человека, так и общества в целом, что выражается в следующих функциях: информационно-коммуникативной, семиотической, эстетической, номинативной, репрезентативной, эвристическо-познаватель-ной, оценочной, гуманистической, регулятивно-вос-питательной и др. Существуют «основные» и «производные» функции языка музыки. К его важнейшей функции относится коммуникативная, посредством которой передается особого рода эстетичес-

Хабибулина Л. Ф. Интенции романтического в духовной культуре человека XIX-XX столетий

кая информация, производится «обмен» знаковыми системами между композитором и его слушателем.

Примечания

1. Мильштейн Я. И. Хорошо темперированный клавир И. С Баха и особенности его исполнения. М.: Классика-ХХ1, 2004. 352 с.

2. Новоженов Ю. И. Филетическая эволюция человека. Екатеринбург: Банк культурной информации, 2005. 124 с.

3. Гречко В. А. Теория языкознания. М.: Высш. шк., 2003. 375 с.

4. Руссо Ж.-Ж. Сочинения / пер. с фр. Н. И. Ка-реева и др.; сост. и ред. Т. Г. Тетенькина. Калининград: Янтарный сказ, 2001. 416 с.

5. Денисова А. Б. Бытие музыкального образа: онтолого-гносеологический анализ: автореф. на соискание ученой степени канд. философ. наук. Казань, 2000. 16 с.

6. Алкон Е. М. Музыкальное мышление Востока и Запада: континуальное и дискретное: автореферат на соискание ученой степени д-ра искусствоведения. Владивосток, 2002. 43 с.

7. Радя В. В. Основания генезиса музыки в первобытности: дис. канд. искусств. наук. Екатеринбург, 1999. 24 с.

8. Чередниченко Т. В. Тенденции современной западной музыкальной эстетики. К анализу методологических парадоксов науки о музыке. М.: Музыка, 1989. 223 с.

9. Бахтин М. М. Собрание сочинений. Т. 5. Работы 1940-х - начала 1960-х годов. М.: Русские словари, 1997. 731 с.

10. Сохор А. В. Вопросы социологии и эстетики музыки. Л.: Сов. композитор, 1981. 293 с.

11. Фатыков С. Г. Мировая история женщины: Опыт сравнительной фактографии. Екатеринбург: Банк культурной информации, 2004. 792 с.

УДК 130.122

А. Ф. Хабибулина

ИНТЕНЦИИ РОМАНТИЧЕСКОГО В ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ ЧЕЛОВЕКА XIX-XX СТОЛЕТИЙ

В статье исследуется феномен существования романтического в духовной культуре человека. Автор, высказывая мысль о том, что на сегодняшний день понятие «романтическое» четко не сформулировано, делает попытку выявить его сущность на фи-лософско-культурологическом уровне.

The article explores the phenomenon of the romantic in spiritual culture. The author, expressing the idea that today the notion of the «romantic» is not clearly drafted, attempts to reveal its essence on the philosophical and cultural level.

Ключевые слова: романтическое, этимология романтического, духовная культура человека, фантазия, утопия, сущность романтического.

Keywords: the romantic, the etymology of the romantic, spiritual culture, fantasy, utopia, the essence of the romantic.

Для человеческой жизни особо важна её духовная составляющая - сфера философии, науки, искусства и всего художественного творчества. Приобщение к тайне романтического в духовной культуре человека сопряжено с постижением человека, более глубоким пониманием его сущности. При этом мы различаем природу человека и его сущность. Воспринимая человека творческой личностью, духовное бытие которой намного богаче природного и социального, мы видим сущность человека в его уникальности и неповторимости.

Актуальность обращения к романтическому в духовной культуре человека обусловлена тем обстоятельством, что на сегодняшний день нет сколько-нибудь ясного понимания сущности этого феномена. Разнообразие терминов породило немало путаницы, предубеждений и, главное, на наш взгляд, онтологической недооценки романтического в жизни. Исходя из этого посыла, попытаемся найти зерно романтического видения мира, вывести траекторию мысли о специфически человеческом состоянии.

Неоклассическое осмысление духовной реальности человека поставило на одну ступень сознание, неосознаваемое и душу человека. В контексте понимания человека как существа духовно-душевно-телесного назрела необходимость переосмысления романтического в духовной культуре человека как феномена, существующего с тех времен, когда наши далекие предки стали причислять себя к человеческому виду. В рамках данной проблемы

© Хабибулина Л. Ф., 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.